Разработка программы профессионального модуля ПМ 0.2 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники» для специальности 110800.04 «Механизация сельского хозяйства».
рабочая программа

Разработка программы профессионального одуля Эксплуатация сельскохозяйствееной техники для специальности "Механизация сельского хозяйства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Разработка программы профессионального модуля ПМ 0.2 «Эксплуатация

           сельскохозяйственной техники» для специальности 110800.04

           «Механизация сельского хозяйства».

Петухова Татьяна Адамовна

ГАПОУ МО «КТК»

преподаватель

Кола

Содержание

Стр.

  1. Введение.                                                                                                        3
  2. Разработка программы профессионального модуля.                                  6
  3. Раздел 1. Паспорт программы профессионального модуля.                     6
  4. Раздел 2. Требования к результатам освоения                      

профессионального модуля.                                                                        7

  1. Раздел 3. Требования к структуре и содержанию

профессионального модуля.                                                                     8

  1. Раздел 4. Требования к условиям реализации профессионального модуля.                                                                                                           10
  2. Раздел 5. Требования к контролю и оценке результатов освоения профессионального модуля.                                                                            12
  3. Заключение.                                                                                                  13
  4. Приложение.                                                                                            14-41  
  5. Список использованной литературы                                                          42

Введение.

Материалы работы содержат программу профессионального модуля, разработанную на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования – 110800.04 «Механизация сельского хозяйства». Утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 октября 2009 г. № 370

В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход. Комптентностный подход, как основа федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, создает условия для более эффективного управления качеством профессионального образования и обеспечения его соответствия запросам рынка труда. Такой подход подразумевает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного работника.

Профессиональный модуль (ПМ) - часть ОПОП, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида профессиональной деятельности.

        В состав профессионального модуля ПМ 0.2 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники» входят  три междисциплинарных курса (МДК): МДК. 02.01 «Комплектование машинно - тракторного агрегата  для выполнения сельскохозяйственных работ»

МДК. 02.02 «Технология механизированных работ в растениеводстве».

МДК. 02.03   «Технология механизированных работ в животноводстве».

Работа преподавателя по разработке программы профессионального модуля начинается с анализа ФГОС СПО по специальности.  В ходе работы с ФГОС СПО необходимо:

  • изучить требования к результатам освоения профессионального модуля профессиональные и общие компетенции (ПК И ОК) перечень и практический опыт, умения и знания, формирующие профессиональные компетенции по профессиональному модулю;
  • изучить все образовательные результаты («уметь», «знать») дисциплин стандарта, а не только конкретного модуля («практический опыт», «уметь», «знать»), чтобы избежать как избыточности теоретического материала в содержании программы профессионального модуля, так и его недостаточности.

Изучение требований работодателей к

результатам  изучения профессионального модуля

Данный этап заключается в изучении и учете требований работодателей к профессиональной деятельности специалистов в содержании ОПОП.

Под требованиями работодателей понимаются их ожидания относительно компетенций работников конкретной специальности и определенного квалификационного уровня, которые выявляются с помощью анализа трудовой деятельности.

В процессе взаимодействия с работодателями необходимо четко понимать, что заложено в требованиях стандарта и чего не хватает. В случае если работодателями выдвигаются дополнительные требования, т.е. требования за пределами ФГОС, то определяем, входит ли эти требования в выделенные в ФГОС ПК:

- если входит, то определяем количество часов, требуемых на углубление освоения имеющихся ПК;

Рабочая программа ПМ включает в себя требования к:

  • результатам освоения профессионального модуля в соответствии с результатами освоения ОПОП (базовой или углублённой подготовки);
  • структуре и содержанию профессионального модуля;
  • условиям реализации профессионального модуля
  • контролю и оценке результатов освоения программы

Разработка программы профессионального модуля.

Раздел 1. Паспорт программы профессионального модуля. (Приложение 2) 

        Рабочая программа профессионального модуля  - является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности, профессии и предназначена для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (СПО).

        Профессиональный модуль - часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным ФГОС результатам образования, предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида деятельности.

Паспорт программы профессионального модуля должен включать в себя.

  1. Область применения программы - реализация среднего (полного) образования по специальности в соответствии с программой с учетом профиля получаемого образования в соответствии со стандартом ФГОС по специальности.
  2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля формулируются через знания, умения и практический опыт которые должен приобрести студент в соответствии со стандартом ФГОС по специальности.
  3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля.

Раздел 2. Требования к результатам освоения профессионального модуля. (Приложение 3)

В данном разделе программы профессионального модуля:

  • указывается принадлежность профессионального модуля к соответствующему виду профессиональной деятельности в рамках профессионального цикла;
  • приводится краткое описание назначения профессионального модуля, его роль в подготовке рабочих и специалистов, формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся, приводится обоснование структуры профессионального модуля, состоящей из междисциплинарного курса;
  • приводится краткое описание назначения профессионального модуля, его роль в подготовке рабочих и специалистов, формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся, перечисляются общие компетенции, профессиональные компетенции, на формирование которых направлено освоение профессионального модуля;
  • подробно описываются требования к практическому опыту, приобретаемому в ходе учебной практики и производственной практики;
  • подробно описываются требования к умениям, приобретаемым в ходе лабораторных и практических занятий в рамках освоения междисциплинарных курсов;
  • подробно указываются усваиваемые знания в рамках освоения междисциплинарных курсов, на базе которых, формируются умения и приобретается практический опыт.

Раздел 3. Требования к структуре и содержанию профессионального модуля. (Приложение 4)

Раздел «Структура и содержание профессионального модуля» содержит тематический план и содержание междисциплинарных курсов.

Структура профессионального модуля представлена в тематическом плане, в котором раскрывается рекомендуемая последовательность изучения разделов программы, показывается распределение учебных часов по темам междисциплинарного курса, этапам учебной и производственной практики (практики по профилю специальности).

Содержание междисциплинарного курса разрабатывается с учётом требований к результатам освоения ОПОП по конкретному профессиональному модулю, компетенций, которые будут сформированы после освоения профессионального модуля (практического опыта, умений и знаний, которыми должен овладеть обучающийся при изучении междисциплинарного курса (курсов).

Содержание междисциплинарного курса (курсов) должно включать в себя учебный материал из разных областей знания (в том числе разделов и тем профессиональных дисциплин), который необходим для формирования компетенций при освоении профессионального модуля.

Междисциплинарный курс (курсы) будет иметь собственный предмет изучения - профессиональную компетенцию (профессиональные компетенции), соответствующую основному виду профессиональной деятельности.

При интеграции (объединении) учебного материала из разных учебных дисциплин необходимо учитывать:

  • комплексность подхода к проблемам в рамках междисциплинарного курса;
  • исключение дублирования в различных междисциплинарных курсах;
  • обеспечение связи внутри междисциплинарных курсов.

По каждой учебной теме междисциплинарного курса приводятся:

  • номер и наименование темы;
  • содержание учебного материала;

В междисциплинарном курсе объём времени, отведённый на практические и лабораторные занятия, должен составлять не менее 50%.

Раздел 4. Требования к условиям реализации профессионального модуля.

(Приложение 5)

Раздел программы профессионального модуля «Условия реализации программы профессионального модуля» включает в себя:

  • Требования к материально-техническому обеспечению.
  • Рекомендуемую литературу и средства обучения - указывается основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения, включая аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные. После каждого наименования литературы или учебного пособия указываются издательство и год издания, а после каждого наименования средств обучения - выпускающие их организации и год выпуска.
  • Общие требования к организации образовательного процесса, которые содержат описание технологий обучения по профессиональному модулю.

Формы организации деятельности: фронтальные, групповые, индивидуальные, работа в малых группах могут стать условием реализации технологий.

Весь образовательный процесс должен быть ориентирован на формирование компетенций, освоение которых является результатом обучения по профессиональному модулю. Перед началом обучения студенты должны быть ознакомлены с содержанием обучения по профессиональному модулю, чтобы они понимали, какие результаты от них ожидаются, т.е. что они будут уметь делать после завершения освоения профессионального модуля.

  • Рекомендации по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся содержат задания для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы и их содержание могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии и специальности осваиваемого профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающихся.


Раздел 5. Требования к контролю и оценке результатов освоения профессионального модуля. (Приложение 6)

В разделе программы профессионального модуля «Рекомендации по осуществлению контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля» указываются основные показатели оценки результата, формы и методы контроля по освоению профессионального модуля, направленные на измерение освоенных целостных профессиональных компетенций, а не отдельных знаний и умений или элементов практического опыта.

Формы и методы контроля должны быть направлены на проверку освоения профессиональных и общих компетенций, должны оценивать деятельность (процесс или результат).

Поэтому целесообразно подумать о возможности:

  • накопительной оценки, куда должно относиться оценивание результатов изучения МДК и выполнение работ в течение учебной или производственной практики;
  • единой (комплексной) оценки;
  • оценка сформированности компетенции должна приближаться к экспертной (например, освоил /не освоил).

При разработке таблиц в графу «Результаты (освоенные ПК/освоенные ОК)» формулировки ПК и ОК переносятся из раздела 1 программы ПМ без изменений или из ФГОС.

В графе «Основные показатели оценки результата» формулировки, указывающие на показатели для оценки элемента ПК и ПК в целом.

Формулировки должны быть однозначны понятны студентам, родителям, методистам, администрации, а не только разработчику программы.

Заключение

Материалы курсовой работы содержат программу профессионального модуля, разработанную на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального  образования – 110800.04 «Механизация сельского хозяйства».

Профессиональный модуль (ПМ) - часть ОПОП, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к результатам образования, заданным ФГОС, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого вида профессиональной деятельности.

В основе ФГОС СПО третьего поколения лежит компетентностный подход.

Исходными документами для составления рабочих программ профессионального модуля являются:

- федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования третьего поколения по  специальности 110800.04 «Механизация сельского хозяйства»

- материалы изучения требований работодателей к квалификации специалистов;

- учебный план колледжа по специальности, в котором определены последовательность изучения дисциплин, а также распределение учебного времени и форм контроля по семестрам.

Приложение 1.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                                      

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ                                                                        

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)                                                          

Приложение № 2

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 0.2 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники»

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС профессиональной подготовки по профессии в части освоения вида профессиональной деятельности:

«Эксплуатация сельскохозяйственной техники»

и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1-2.4Программа профессионального модуля может быть использована в рамках профессии 110800.04 «Механизация сельского хозяйства»

2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • комплектования машинно-тракторных агрегатов;
  • работы на агрегатах;

уметь:

  • производить расчет грузоперевозки;
  • комплектовать и подготовить к работе транспортный агрегат;
  • комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур;

знать:

  • основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве;
  • основные свойства и показатели работы машинно-тракторных агрегатов (МТА);
  • основные требования, предъявляемые к МТА, способы их комплектования;
  • виды эксплуатационных затрат при работе МТА;
  • общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий;
  • технологию обработки почвы;
  • принципы формирования уборочно-транспортных комплексов;
  • технические и технологические регулировки машин;
  • технологии производства продукции растениеводства;
  • технологии производства продукции животноводства;
  •  правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего –667 часа, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 349  часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 183  часов;

лабораторно - практические занятия - 166

самостоятельной работы обучающегося -174

учебной и производственной практики – 144 часов.

Приложение 3.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности:

- Выполнение механизированных работ в сельском хозяйстве, в том числе профессиональными  компетенциями (ПК) и общими компетенциями (ОК):

Код

Наименование результата обучения

ОК. 1

Поминать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК. 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК. 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за  результаты своей работы

ОК. 4

Осуществлять поиск информации,  необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК. 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК. 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК. 7

Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК. 8

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

ПК 2.1

Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

ПК 2.2

Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

ПК 2.3

Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.

ПК 2.4

Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

Приложение 4

3. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Производственное обучение (в т.ч. производственная практика)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося,

часов

Учебная,

часов

Производственная,

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

ПМ 0.2

«Эксплуатация сельскохозяйственной техники»

МДК.02.01

 «Комплектование машинно - тракторного агрегата  для выполнения сельскохозяйственных работ»                                                                                                            

144

96

48

48

-

-

МДК. 02.02

«Технология механизированных работ в растениеводстве».                                                          

201

134

62

67

МДК. 02.03  

«Технология механизированных работ в животноводстве».                                                      

178

119

56

59

УП.02

Учебная практика (производств. обучение)

72

72

ПП.02

Производственная практика

72

72

Всего:

667

349

166

174

72

72

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 0.2

«Эксплуатация

сельскохозяйственной техники»

МДК.02.01 «Комплектование машинно - тракторного агрегата  для выполнения сельскохозяйственных работ»                                                                                                            

Тема 1. Введение.

1.1 Введение.

2

Тема 2. Энергетические средства и типы машинно – тракторных агрегатов

2.1. Классификация энергетических средств.

2.2 Типы тракторов

2.3.Транспортные и погрузочные средства

2.4. Система машин для комплексной механизации растениеводства.

2.5. Условия работы МТА

2.6. Требования, предъявляемые к  машинно – тракторным агрегатам.

2.7.Качество выполнения механизированных работ.

Контрольная работа.

20

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Работа со справочными таблицами;

Выполнение домашних заданий;

Тема 3. Эксплуатационные показатели машинно – тракторных агрегатов

3.1. Эксплуатационные показатели тракторов и сельскохозяйственных машин.

3.2. Эксплуатационные показатели двигателей.

3.3. Баланс мощности и КПД трактора.

3.4. Сила тяги на крюке.

3.5. Скорость движения агрегата.

3.6. Способы улучшения тяговых качеств тракторов.

3.7. Факторы, влияющие на сопротивление сельскохозяйственных машин.

3.8.Контрольная работа.

26

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 4. Комплектование машинно – тракторных агрегатов.

4.1. Порядок комплектования машинно – тракторных агрегатов.

4.2. Выбор тракторов и сельскохозяйственных машин.

4.3.Тяговое сопротивление машин и орудий.

4.4. Расчет состава машинно – тракторных агрегатов. Решение задач.

4.5. Выбор сцепки и составление машинно – тракторных агрегатов.

4.6. Составление агрегатов с прицепными машинами и орудиями.

4.7. Составление агрегатов с навесными  и полунавесными машинами и орудиями.

4.8. Контрольная работа.

18

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 5. Показатели работы машинно – тракторных агрегатов  

5.1.Производительность машинно – тракторных агрегатов.

5.2. Баланс времени смены.

5.3. Пути повышения производительности машинно – тракторных агрегатов.

5.4. Расход топлива и смазочных материалов. Решение задач.

5.5. Затраты труда и денежных единиц.

10

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Работа со справочными таблицами;

Выполнение домашних заданий;

Тема 6. Способы движения агрегатов.

3.1. Элементы движения агрегатов.

3.2. Виды поворотов. Без петлевой.

3.3. Петлевые виды поворотов.

3.4. Способы движения агрегатов. Гоновый способ движения.

3.5. Круговой способ движения.

3.6. Диагональный способ движения.

3.7. Подготовка поля к выполнению работ.

3.8. Контрольная работа.

12

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Работа со справочными таблицами;

Выполнение домашних заданий;

Тема 7 Комплектование агрегатов

7.1. Комплектование посевных агрегатов и их настройка.

Комплектование агрегатов для уборки зерновых.

Способы движения уборочных агрегатов.

Способы движения посевных агрегатов.

7.2. Комплектование посадочных агрегатов и подготовка их к работе.

11.11. Комплектование агрегатов для уборки картофеля.

8

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Работа со справочными таблицами;

Выполнение домашних заданий;

Тема 8. Безопасная эксплуатация самоходных машин

7.1.Безопасная эксплуатация самоходных машин

8

Самостоятельная работа:

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Всего на теоретические занятия по МДК.02.01

96

МДК. 02.02 «Технология механизированных работ в растениеводстве».                                                              

Тема 1. Введение

1. Введение

2

Тема 2. Организация производства механизированных работ

2.1. Классификация машинно – тракторных агрегатов.

2.2. Организационно - хозяйственные основы получения продукции растениеводства.

2.3. Характеристика производственного и технологического процессов.

2.4. Технология возделывания сельскохозяйственных культур.

2.5. Методика составления технологических карт.

2.6. Операционная технология выполнения механизированных работ.

2.7. Организация технологии выполнения механизированных работ.

2.8. Контрольная работа.

16

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе

Тема 3. Технология основной и предпосевной обработки почвы.

3.1. Задачи и способы обработки почвы

3.2. Технологические мероприятия при обработке почвы.

3.3  Приемы основной обработки почвы.

3.4. Система паровой обработки почвы.

3.5. Вспашка.

3.6. Безотвальная обработка почвы.

3.7. Работа пахотных агрегатов.

3.8. Лущение.

3.9 Предпосевная обработка почвы и предъявляемые к ней агротехнические требования.

3.10. Агрегаты для боронования, прикатывания и культивации.

3.11. Применение комбинированных почвообрабатывающих агрегатов.

3.12. Снегозадержание.

3.13. Технология обработки и комплексы машин для защиты почв от водной эрозии.

3.14. Пути и условия минимизации обработки

3.15. Контрольная работа.

28

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе

Тема 4. Технология внесения удобрений.

4.1. Виды удобрений и способы их внесения.

4.2. Общие сведения об удобрениях.

4.3. Внесение минеральных удобрений. Агротехнические требования предъявляемые к внесению удобрений.

4.4. Технология внесения минеральных удобрений.

4.5.  Приготовление и внесение органических удобрений.

4.6. Технология приготовления компостов.

4.8. Технология поверхностного и внутрипочвенного внесения жидкого навоза.

4.9. Припосевное внесение удобрений и внесение удобрений при подкормке.

4.10. Контрольная работа

18

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 5. Технология химической защиты растений.

5.1. Агротехнические требования к защите растений.

5.2 . Химические средства защиты растений и сроки их применения.

5.3. Технологические способы защиты растений. Протравливание семян.

5.4. Машины, применяемые для борьбы с вредителями и болезнями.  

5.5. Требования экологии к технологии защиты растений.

5.6. Контрольная работа.

10

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 6. Технология возделывания и уборки зерновых и зернобобовых сельскохозяйственных машин.

6.1.Агротехнические требования к посеву. Подготовка семян.

6.2. Способы и технология посева.

6.3.Уход за посевами.

6.4. Агротехнические требования к уборке зерновых и зернобобовых культур. Способы и технологии уборки.

6.5. Подготовка и регулировка зерноуборочных агрегатов.

6.6.Технология уборки высокостебельных, полеглых, низкорослых хлебов.

6.7. Технология уборки не зерновой части урожая.

6.8. Контрольная работа.

14

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 7. Послеуборочная обработка зерна

7.1 Технология послеуборочной обработки зерна.

7.2. Сушка зерна Организация работ по сушке зерна.

4

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 8.Технология возделывания и уборки картофеля.

8.1. Агротехнические требования к посадке картофеля.

8.2. Способы посадки картофеля. Подготовка машин к работе.

8.3.Уход за посадками картофеля.

8.4. Агротехнические требования к машинной уборке картофеля..

8.5. Уборка картофеля комбайном.

8.6. Уборка картофеля картофелекопателем.

8.7. Технология работ по закладке картофеля на хранение.

8.8. Пути снижения повреждаемости клубней картофеля при механизированной уборке.

8.9. Контрольная работа.

14

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Тема 9. Мелиорация сельскохозяйственных земель. Полив сельскохозяйственных культур.

9.1. Устройство оросительных систем. Технология земляных работ и орошения

9.2.Система машин для подготовки и проведения поливов.

9.3.Особенности применения машин на отдельных операциях и контроль качества их выполнения

9.4. Способы полива и техника полива.

9.5. Подготовка машин к поливу.

10

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 10. Технология заготовки кормов.

10.1. Особенности возделывания трав.

10.2.Уход за посевами трав.

10.3.Технология возделывания и уборки сена.

10.4. Технология производства сенажа.

10.5. Технология производства зеленого корма и силоса.

10.6. Контрольная работа.

10

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций

преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 11. Техническое обслуживание и меры безопасности при эксплуатации тракторов и сельскохозяйственных машин.

11.1. Техническое обслуживание тракторов.

11.2 Техническое обслуживание сельскохозяйственных машин.

11.3. Меры безопасности при эксплуатации тракторов.

11.4. Меры безопасности при эксплуатации сельскохозяйственных машин

11.5. Зачет

10

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Всего на теоретические занятия по МДК.02.02

134

МДК. 02.03  

«Технология механизированных работ в животноводстве».

Тема 1. Введение

  1. Народнохозяйственное значение животноводства.
  2.  Перспективы развития животноводства в России.

2

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 2. Технология заготовки и силосования кормов.

2.1. Технология заготовки рассыпного сена.

2.2. Технология заготовки прессованного сена.

2.3. Технология заготовки измельченного сена.

2.4. Технология сенажирования кормов.

2.5. Технология силосования кормовых культур.

2.6. Химическое консервирование кормов.

2.7. Брикетирование и гранулирование кормов.

2.8. Контрольная работа.

6

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Тема 3. Машины и оборудование для приготовления кормов.

3.1. Зоотехнические требования к приготовлению кормов.

3.2.Основы кормления сельскохозяйственных животных.

3.3. Подготовка кормов к скармливанию

3.4. Устройство измельчителей грубых и сочных кормов.

3.5. Машины для мойки и измельчения корнеклубнеплодов.

3.6. Машины для дробления кормов.

3.7.Запарники – смесители кормов.

3.8 Контрольная работа

14

Тема №4.  Машины и оборудование для  автопоения животных и птицы.

4.1. Зоотехнические требования, предъявляемые к воде для поения животных.

4.2. Характеристика водозаборных источников

4.3.Классификация устройств автопоилок.

4.4. Особенности поения различных групп животных и птицы.

8

Тема № 5.  Механизация удаления, транспортирования и подготовки навоза к использованию.

5.1. Зоотехнические требования к системам удаления навоза.

5.2 Способы удаления навоза

5.3. Технология уборки, удаления, переработки и использования навоза.

5.4. Механические мобильные и стационарные средства для удаления навоза из помещений.

5.5. Гидравлические системы удаления навоза из помещений.

5.6 Контрольная работа.

12

Тема № 6.  Создание микроклимата на фермах.

6.1. Оборудование для создания микроклимата в помещениях.

6.2. Оборудование для вентиляции и воздушного отопления.

4

Тема № 7.Технология механизированных работ на фермах и комплексах крупного рогатого скота.  

7.1. Виды, размеры ферм и комплексов.

7.2.Технология выращивания ремонтного молодняка.

7.3. Технология производства молока. Кормление скота.

7.4 Системы и содержания скота.4

7.5.Технология машинного доения коров.

7.6.Классификация доильных аппаратов.

7.7.Общее устройство и принцип действия доильных аппаратов.

7.8.Доильные установки со сбором молока в ведро и молокопровод.

7.9. Доильные установки «Елочка», «Тандем», «Карусель».

7.10. Контрольная работа

7.10. Технология первичной обработки молока.

7.11. Зоотехнические требования к оборудованию для первичной обработки молока.

7.12. Оборудование для очистки молока.

7.13. Оборудование для охлаждения молока.

7.14. Оборудование для пастеризации молока.

7.15. Оборудование для сепарирования молока.

7.16 Технология производства говядины.

7.17. Контрольная работа.

32

Тема № 8. Механизация на свиноводческих фермах и комплексах.

8.1. Типы свиноводческих предприятий.

8.2. Системы и способы содержания свиней.

8.3. Технология подготовки кормов и кормление свиней.

8.4. Технология производства свинины.

8

Тема № 9. Механизация в овцеводстве, коневодстве.

9.1 Технология содержания овец.

9.2 Технология и организация стрижки овец.

9.3. Способы содержания лошадей.

9.4 Технология производства молока и мяса

8

Тема № 10. Механизация в птицеводстве.

10.1.Система содержания птицы

10.2.Технология инкубации птиц.

10.2. Технология содержания взрослой птицы.

10.3.Технология промышленного производства яиц.

10.5. Машины и оборудование для механизации производства на фермах.

10

Тема № 11. Механизация в кролиководстве и звероводстве.

11.1 Кролиководства

11.2 Клеточное пушное звероводство

Зачет

7

Самостоятельная работа:

Работа с конспектами, учебной и специальной технической литературой (по вопросам, составленным преподавателем);

Выполнение домашних заданий;

Подготовка к практическим работам, с использованием рекомендаций преподавателя;

Подготовка к контрольной работе;

Всего на теоретические занятия по МДК.02.03

119

     Приложение 5

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ        

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие  учебных кабинетов: технического обслуживания и ремонта тракторов, лабораторий: технического обслуживания и ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин;    

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинетов:

- комплект плакатов по устройству сельскохозяйственных машин и тракторов;

- модели сельскохозяйственных машин;

- натуральных образцов деталей, инструмента, средств измерений

Технические средства обучения: проектор, компьютер с соответствующим программным обеспечением.

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

- необходимый инструмент и оборудование для слесарных и  работ по техническому обслуживанию и ремонту тракторов и сельскохозяйственных машин.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: оборудование для технического обслуживания и ремонта тракторов и сельскохозяйственных машин;

Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику непосредственно на рабочих местах с самостоятельным  выполнением механизированных работ в сельском хозяйстве

4.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Н.И Верещагин Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Москва, издательский центр Академия 2003 г

Ю.Н. Ковалев Технология и механизация животноводства: Москва, издательский центр Академия 1998 г.

В.Н. Легеза Животноводство: Москва, издательский центр Академия 2004 г.

А.Ф.Пронин Организация и технология механизированных работ по возделыванию сельскохозяйственных культур:  Москва «Высшая школа» 1977

Н.Н. Третьяков Основы агрономии Москва, издательский центр Академия 2010 г

А.Н. Устинов. Сельскохозяйственные машины: Москва издательский центр «Академия» 2006

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Учет успеваемости по всем предметам проводится путем текущей и периодической проверки знаний и навыков обучающихся.

В процессе подготовки предусматривается учебная и производственная практика непосредственно на рабочих местах.

В процессе освоения предметов модуля предусматривается консультативная помощь по предметам обучения.

Лица, прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения, допускаются к сдаче квалификационного экзамена.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты обеспечивающие обучение по предметам профессионального модуля.

Мастера: дипломированные специалисты в области технического обслуживания и ремонта машинно-тракторного парка. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.

                    Приложение 6

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения.

Для текущего контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).

ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Определить рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

Определить рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели.

Текущий и итоговый контроль в форме:

- защиты лабораторно-практических заданий;

- контрольных работ по темам профессионального модуля;

- проверочных работ по учебной практике (производственному обучению);

- зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля;

- наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся учебной и производственной практики;

- выполнение практических квалификационных работ

ПК 2.2. Комплектование машинно-тракторного агрегата.

Комплектовать машинно-тракторный агрегат.

ПК 2.3 Проводить работы на машинно-тракторном агрегате.

Управлять тракторами и самоходными сельскохозяйственными машинами; Проводить работы на машинно-тракторном агрегате. Выполнить агротехнические и агрохимические работы машинно –тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;

Умение заправлять топливом и смазывать тракторы, навесные и прицепные сельскохозяйственные орудия, самоходные и другие сельскохозяйственные машины.

Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы.

Умение выполнять механизированные работы в растениеводстве и животноводстве:

Умение выполнять агротехнические и агрохимические работы машинно –тракторными агрегатами на базе тракторов основных марок, зерновыми и специальными комбайнами;

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК. 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

ОК. 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 3

Принимать решения в  стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК. 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК. 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК. 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение

квалификации.

ОК 9. 

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Список использованной литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования – 110800.04 «Механизация сельского хозяйства». Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 октября 2009 г. № 370
  2. Н.И Верещагин Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Москва, издательский центр Академия 2003 г
  3. Ю.Н. Ковалев Технология и механизация животноводства: Москва, издательский центр Академия 1998 г.
  4. В.Н. Легеза Животноводство: Москва, издательский центр Академия 2004 г.
  5. А.Ф.Пронин Организация и технология механизированных работ по возделыванию сельскохозяйственных культур:  Москва «Высшая школа» 1977
  6. Н.Н. Третьяков Основы агрономии Москва, издательский центр Академия 2010 г
  7. А.Н. Устинов. Сельскохозяйственные машины: Москва издательский центр «Академия» 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства по дисциплине «Техническая механика» для специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства»

Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «Техническая механика» проводится в форме экзамена и в первом и во втором семестрахЭкзамен включает в себя теоретический вопрос (вопросы) и задачу.Теку...

ПМ 01. Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц. Специальность 110809 Механизация сельского хозяйства.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – ...

«Безопасность жизнедеятельности» для специальности: 110809 механизация сельского хозяйства.

Рабочая программа предназначена для планирования проведения занятий по БЖ для студентов третьих курсов СПО и соответствует ФГОСТу....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению профессионального модуля МДК 05.06 Практикум по автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве для специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов  по изучению профессионального модуля МДК 05.06 Практикум по автоматизации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве для спе...

Рабочие программы ПМ.01 и ПМ.02 специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства"

Рабочие программы профессиональных модулей ПМ.01 и ПМ.02 специальности 110809 "Механизация сельского хозяйства" разработаны на основе Федерального государственного  образовательного стандарта СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.02 ЭКСПЛУАТАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИпо специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы...