+ РП ОП 01. Биологические основы агрономии_ ОЗГ
рабочая программа

Киселёва Лариса Борисовна

+ РП ОП 01. Биологические основы агрономии_ ОЗГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rp_op_01._biologicheskie_osnovy_agronomii_ozg_s_2018_g.doc199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное   учреждение

Московской области «Электростальский колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________Л. А Виноградова

«  04  » октября 2018 г.

                          РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

                ОП.01.  Биологические основы агрономии

                            Профессия среднего профессионального

                             образования

110401.02 (35.01.10)  Овощевод защищенного грунта 

        Форма обучения очная

СОГЛАСОВАНО

Представитель работодателя    

Управляющий

ООО Агрокомплекс  «Иванисово»                                           Сергей Викторович Канаш 

И.О. Фамилия

« 04 »  сентября  2018 г.

                                                      г.о.Электросталь, 2018 г

Рабочая программа дисциплины ОП.01. Биологические основы агрономии разработана на основе:

1.  Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 110401.02  Овощевод защищенного грунта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 893 с изменениями и дополнениями от 9 апреля 2015 г.

(Зарегистрировано в Минюсте РФ  20 августа 2013 г. Регистрационный № 29594).

2. Учебного плана по профессии 110401.02  Овощевод защищенного грунта, квалификация «овощевод; цветовод», утвержденного  «15»   июня 2018  г.

Автор программы:        Киселева Л.Б.  преподаватель__________________            

      Фамилия И.О., должность,                                   подпись

Рабочая программа рассмотрена  на заседании предметно-цикловой

комиссии овощных и декоративных культур

Протокол заседания № 1   от « 03 »  октября 2018 г.

Председатель предметно-цикловой   комиссии овощных и декоративных культур

         Киселева Л.Б.________________________________________

  Фамилия И.О.,                                              подпись

Содержание

  1. Паспорт рабочей программы дисциплины

  1. Область применения программы

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

  1. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины

  1. Структура и содержание дисциплины

  1. Объем дисциплины и виды учебных занятий

  1. Тематический план и содержание дисциплины

  1. Условия реализации рабочей программы дисциплины

  1. Образовательные технологии

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

  1. Информационное обеспечение обучения

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

                                               ОП.01. Биологические основы агрономии

  1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образова-

тельной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих   ГБПОУ МО «Электростальский колледж»  по профессии        среднего профессионального        образования  110401.02  Овощевод защищенного грунта.

Рабочая программа  учебной дисциплины может быть использована при всех формах профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии  «Овощевод защищенного грунта» образовательными организациями  профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по данной профессии.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:

Дисциплина ОП.01. Биологические основы агрономии входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла. Индекс  по ФГОС – ОП.01.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;

применять основные агротехнические приемы выращивания сельскохозяйственных культур;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

строение и основные процессы жизнедеятельности растений;

морфологические и биологические особенности основных сельскохозяйственных культур;

производственно-хозяйственные характеристики основных видов и сортов сельскохозяйственных культур;

принципы селекции сельскохозяйственных культур;

основные способы обработки почвы и повышения ее плодородия;

классификацию и принцип построения севооборотов;

основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от них.

Выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

1. Подготовка культивационных сооружений к работе.

ПК 1.1. Подготавливать к работе инвентарь и средства механизации.

ПК 1.2. Подготавливать к работе сооружения защищенного грунта.

ПК 1.3. Готовить почвенные смеси, субстраты.

ПК 1.4. Проводить в культивационных сооружениях профилактические и истребительные мероприятия по защите растений от болезней и вредителей.

ПК 1.5. Проводить в культивационных сооружениях послеуборочные работы.

2. Выращивание овощных культур в защищенном грунте.

ПК 2.1. Проводить подготовку и посев семян для выращивания рассады.

ПК 2.2. Выполнять технологические операции по уходу за рассадой овощных культур.

ПК 2.3. Высаживать рассаду овощных культур.

ПК 2.4. Выполнять технологические операции по уходу за овощными культурами.

ПК 2.5. Проводить сбор и товарную обработку урожая овощных культур.

3. Выращивание декоративных культур в защищенном грунте.

ПК 3.1. Проводить подготовку и посев семян для выращивания рассады декоративных культур.

ПК 3.2. Выполнять технологические операции по уходу за рассадой декоративных культур.

ПК 3.3. Высаживать посадочный материал декоративных культур.

ПК 3.4. Выполнять технологические операции по уходу за растениями.

            ПК 3.5. Проводить срез цветочных растений и готовить их к реализации

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  34 часа;

внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося  17 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

   2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебных занятий

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

теоретическое обучение

8

лабораторные работы

практические занятия

26

контрольные работы

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

Составление гербария «Разнообразие листьев», «Разнообразие цветков», «Строение цветка», изготовление коллекции семян разных овощных растений.

5

Работа с учебной, специальной литературой, интернет – ресурсами.

1

Изготовление гербария сорных растении.

2

Составление классификации сорной растительности

2

Подготовка презентации «Способы борьбы с сорной растительностью»

2

  Составление  классификации органических и минеральных удобрений

2

Работа с источниками учебной информации, в том числе с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета): изучение  учебного материала в дополнение  к пройденной на аудиторных занятиях теме;

1

Подготовка реферата по теме «Методы защиты растений от вредителей»

1

Работа с источниками учебной информации, в том числе с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета): изучение  учебного материала в дополнение  к пройденной на аудиторных занятиях теме;

1

Форма промежуточной аттестации по дисциплине - зачет

В таблице 2.2. кол-во часов должно соответствовать таблице 2.1. У вас не сходится – пересчитать, а именно:

Практических - 26

Внеаудиторных – 17

Т\О—8  - 1(зачет)

ВСЕГО – 51 Один час на зачет берется из теории

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   ОП.01. Биологические основы агрономии

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

 Техника безопасности.

Предмет, цели, задачи дисциплины. Место дисциплины в подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Овощевод защищенного грунта», её содержание, связь с другими дисциплинами. Техника безопасности на уроках теоретического и практического обучения.

1

12

Тема 1.

Строение и жизнедеятельность растений

Содержание учебного материала

1

Жизненные формы растений.

Практические занятия:

5

- Побег: строение побега и его основные функции.

- Лист: строение, форма, значение.

- Корень: строение, форма, значение. Типы корневых систем.

- Цветок: строение и значение.

- Размножение растений.

- Классификация культурных растений.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Составление гербария «Разнообразие листьев», «Разнообразие цветков», «Строение цветка», изготовление коллекции семян разных овощных растений.

                5

Тема 2.

Орудия труда и инструменты

Содержание учебного материала

1

1

Ручные орудия труда.

Механические орудия труда.

2

Практические занятия:

Изучение  инструкции по охране труда и приемов  использования ручных и механических  с/х орудий труда, инструментов

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью.

1

 Тема 3.

Почвы, их плодородие. Системы обработки почвы под посевы и овощные культуры

Содержание учебного материала

Практические занятия:

4

- Изучение свойств почвы, ее плодородия.

- Упражнения в создании плодородного слоя почвы.

- Способы обработки почвы.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной, специальной литературой, интернет – ресурсами.

1

Тема 4

Сорные растения и меры борьбы с ними.

Содержание учебного материала

1

1

Вред, причиняемый сорняками.

Борьба с сорной растительностью.

2

Практические занятия:

- Классификация сорных растений

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Изготовление гербария сорных растений.

- Составление классификации сорной растительности и способов борьбы с нею.

- Подготовка презентации «Способы борьбы с сорной растительностью»

3

Тема 5

Удобрения

Содержание учебного материала

1

1

Основы питания растений.

Минеральные удобрения

Органические удобрения

Система применения удобрений.

Меры безопасности при работе с удобрениями

2

Практические занятия:

- Ознакомление с инструкцией по охране труда при работе с минеральными и органическими удобрениями.

- Определение обеспеченности растений элементами питания по внешнему виду визуальным способом.

4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Составление  классификации органических и минеральных удобрений

2

Тема 6.

Современные системы земледелия и севообороты

Содержание учебного материала

1

1

Понятие о севообороте и его элементах

3

Практические занятия:

- Ознакомление с современной системой земледелия

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Изучение  учебного материала в дополнение  к пройденной на аудиторных занятиях теме

1

         Тема 7.

Семена и посев сельскохозяйственных культур

Содержание учебного материала

1

1

Посевные качества семян

Уход за посевами

3

Практические занятия:

- Подготовка семян к посеву.

- Посев семян.

- Определение всхожести семян.

- Определение видов растений по семенам

6

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Изучение  учебного материала в дополнение  к пройденной на аудиторных занятиях теме

2

Тема 8.

Защита растений от болезней и вредителей.

Содержание учебного материала

1

1

Вредители и болезни растений.

Методы защиты растений от вредителей и болезней.

           3

Практические занятия:

- Определение заболеваний растений на примере комнатных растений

- Определение вредителей  растений на примере комнатных растений

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Подготовка реферата по теме «Методы защиты растений от болезней»

- Подготовка реферата по теме «Методы защиты растений от вредителей»

2

 зачёт

1

Всего:

51

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Образовательные технологии

В учебном процессе, помимо теоретического обучения, которое составляет 22 % аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. В сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой это способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

В программе в табличной форме приводится по семестрам перечень используемых при преподавании дисциплины активных и интерактивных форм проведения занятий по видам аудиторных занятий:

Активные и интерактивные формы проведения занятий, используемые в учебном процессе

Семестр

Вид занятия*

Используемые активные и интерактивные формы

проведения занятий

1

ТО

Технология развивающего, проблемного, дифференцированного обучения. Групповая дискуссия.

ПЗ

Деятельностно-компетентностный метод, имитационный метод

ЛР

-

*) ТО – теоретическое обучение, ПЗ – практические занятия, ЛР – лабораторные работы

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  «Агрономии».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;  
  • аудиторная доска с набором приспособлений для крепления плакатов, таблиц;
  • штатив для плакатов, таблиц;
  • комплект учебно-методической документации и учебно-наглядных материалов по

         программе дисциплины;

       -       шкаф для хранения и демонстрации наглядных пособий;                                                            

  • шкаф для книг;
  • стенд по технике безопасности;

      -        стенд  основные центры происхождения  культурных растений;

  • комплект заданий для текущего и итогового контроля результатов освоения    дисциплины.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • проектор;
  • экран;
  • телевизор;
  • видеоплеер;
  • видеофрагменты на DVD-носителях.

      -       диски: способы размножения, биологические особенности зерновых культур,

               зернобобовые, овощных, декоративных культур;

       -       диски :агротехнические особенности  возделывания зерновых, зернобобовых,

               овощных, декоративных культур                                  

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Апарин Б.Ф. Почвоведение, учебник, Издательский центр «Академия», 2015г. (254 стр.)

2. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности, учебное пособие, Издательский центр «Академия», 2012г. (378 стр.)

3. Шумакова Е.В. Ботаника и физиология растений, учебник, Издательский центр «Академия», 2015г. (200 стр.)

4. Бобылева О.Н.Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте, учебник,  Издательский центр «Академия», 2014г. (351 стр.)

Дополнительные источники:

1. Гриценко В.В. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, учебное пособие, Издательский центр «Академия», 2008г. (220 стр.)

2. Щербакова Л.Н. Защита растений, учебное пособие, Издательский центр «Академия», 2008г. (270 стр.)

Интернет-ресурсы:

"Консультант Плюс" (consultant.ru);

Федеральный портал «Российское образование»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;

Защита внеаудиторных самостоятельных работ /анализ самостоятельной работы преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий.

применять основные агротехнические приемы выращивания сельскохозяйственных культур;

Защита внеаудиторных самостоятельных работ /анализ самостоятельной работы преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

строение и основные процессы жизнедеятельности растений;

Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем;

морфологические и биологические особенности основных сельскохозяйственных культур;

 Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем;

производственно-хозяйственные характеристики основных видов и сортов сельскохозяйственных культур;

Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем; дифференцированный зачёт / анализ и оценка результатов зачёта преподавателем.

принципы селекции сельскохозяйственных культур;

Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем;

основные способы обработки почвы и повышения ее плодородия;

Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся;

контрольная работа /анализ выполненных работ преподавателем;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем;

классификацию и принцип построения севооборотов;

Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем;

основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от них.

Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем; дифференцированный зачёт / анализ и оценка результатов зачёта преподавателем.

Результаты обучения

(освоенные компетенции)

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Проводить подготовку и посев семян для выращивания рассады

Полнота анализа о строении и жизнедеятельности растений, при уходе за овощными культурами.

Экспертная оценка на практическом занятии

ПК 1.1. Подготавливать к работе инвентарь и средства механизации.

ПК 1.2. Подготавливать к работе сооружения защищенного грунта.

ПК 1.4. Проводить в культивационных сооружениях профилактические и истребительные мероприятия по защите растений от болезней и вредителей.

Подготовка инвентаря и средств механизации к работе. Подготовка сооружения защищенного грунта к работе. Проведение профилактических и истребительных мер защиты растений от болезней и вредителей в культивационных сооружениях.

Проведение послеуборочных работ в культивационных сооружениях.

Экспертная оценка на практическом занятии.

Тестирование

ПК 1.3. Готовить почвенные смеси, субстраты.

Определение компонентов почвенных смесей, субстратов. Подготовка почвенных смесей в заданных пропорциях. Подготовка субстратов в заданных пропорциях.

Экспертная оценка на практическом занятии

ПК2.2.Выполнять технологические операции по уходу за рассадой овощных культур

Обоснование выбора  методов защиты от сорняков, вредителей и болезней.

Решение ситуационных задач

ПК 3.4. Выполнять технологические операции по уходу за растениями.

Соблюдение пропорций по внесению органических и минеральных удобрений в почву.

Экспертная оценка на практическом занятии

ПК2.1.Проводить подготовку и посев семян для выращивания рассады.

Соответствие основных правил культурооборота тепличных сооружений;

Решение ситуационных задач

ПК2.1.Проводить подготовку и посев семян для выращивания рассады.

ПК2.2.Выполнять технологические операции по уходу за рассадой овощных культур.

ПК 2.3. Высаживать рассаду овощных культур.

ПК2.4.Выполнять технологические операции по уходу за овощными культурами.

ПК 2.5. Проводить сбор и товарную обработку урожая овощных культур.

Проведение подготовки и посева семян для выращивания рассады.

Проведение ухода за рассадой. Проведение высадки рассады овощных культур.

Проведение ухода за овощными культурами.

Проведение сбора и товарной обработки урожая.

Экспертная оценка на практическом занятии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ по учебной дисциплине ОП.05. Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник

Тематические тесты предназначаются для контроля и оценки знаний и простых умений обучающихся  при оценке  знаний в течение всего периода изучения   курса,  соответствующих осн...

Рабочая программа по спец.дисциплине "Основы агрономии"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия, входящей в состав укрупненной гр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник

Рабочая  программа учебной дисциплины  – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  для профессиональной подготовки по профессии...

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Основы агрономии и зоотехнии"

Контрольно-измерительные материалы по дисциплине "Основы агрономии и зоотехнии". Сформулированы знанияи умения, а так же компетенции, которые достигаются при изучении дисциплины, даны задания для теку...

Рабочая программа по Основам агрономии

Рабочая программа по Основам агрономии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины ОП.06 «Основы агрономии» по специальности 35.02.05 Агрономия

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины ОП.06«Основы агрономии»по специальности 35.02.05 Агрономия...