РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnovy_agronomii.docx | 42.08 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский техникум – интернат»
Министерства труда и социального развития Российской Федерации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Основы агрономии
для профессиональной подготовки
по профессии 18103 Садовник
2015
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания Зам. директора по УР
предметно-цикловой комиссии __________Н.Л.Мелкова
общепрофессиональных и «____»___________2015
специальных дисциплин
от «____»___________2015 №____
Автор:
Симонова Екатерина Валерьевна – преподаватель первой квалификационной категории специальных дисциплин ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России.
Первый рецензент:
Штро Олег Игоревич – заместитель директора по административно-хозяйственной части ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России.
Второй рецензент: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ учебной дисциплины «Основы агрономии»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей;
знать:
- основные культурные растения;
- их происхождение и одомашнивание;
- возможности хозяйственного использования культурных растений;
- традиционные и современные агротехнологии.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 228 часов, включая:
обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 152 часа;
самостоятельную работу обучающегося – 76 часов;
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 228 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 152 |
в том числе: практические занятия | 76 |
самостоятельная работа обучающегося (всего) | 76 |
Итоговая аттестация в форме | зачёт |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Основы агрономии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Дисциплина «Основы агрономии », её задачи, содержание и связь с другими дисциплинами учебного плана. Задачи с/х-го хозяйства. Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства. Роль дисциплины в получении профессии. | 2 | 1 |
Тема 1. Отраслевое строение народного хозяйства России | Отрасли сельскохозяйственного производства: растениеводство, полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство, луговодство, садоводство. | 2 | 2 |
Две основные взаимосвязанные отрасли сельскохозяйственного производства. | 2 | 2 | |
Отрасль растениеводство и её задачи. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 1 описание отрасли картофелеводство после просмотра видео роликов Практическая работа № 2 составить кейс по цветоводству | 2 2 | 3 3 | |
Самостоятельная работа изучение отраслей народного хозяйства России, подготовить сообщение по индивидуальным заданиям | 6 | ||
Тема 2. Почва, её происхождение, состав и свойства | Понятие о почве. Общая схема почвообразовательного процесса, факторы и условия почвообразования. | 2 | 2 |
Строение почвенного профиля. Гранулометрический состав почвы. Основные свойства почвы. | 2 | 2 | |
Органическое вещество почвы. Состав и значение гумуса в почвообразовании и плодородии. Структура почвы, её значение. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 3 основные типы почв и почвенные зоны, составление таблицы | 2 | 3 | |
Практическая работа № 4 решение тестов и ситуаций | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовить сообщение по теме: Экономическая и экологическая оценка земель. | 6 | ||
Тема 3. Оптимизация условий жизни растений и воспроизводство плодородия почвы | Земные и космические факторы жизни растений. Законы земледелия. | 2 | 2 |
Плодородие почв, его виды. Воспроизводство плодородия почвы. Повышение плодородия грунта. Садовый компост. Грибной компост, перегной, сидераты и смешанные посадки. | |||
Практическая работа № 5 составить перечень нормативно-правовых актов по земледелию | 2 | 2 | |
Практическая работа № 6 оформление карточек после просмотра видеороликов по сидератам и компостам. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа подготовить сообщение по повышению плодородия грунта | 4 | 1 | |
Тема 4. Сорняки и меры борьбы с ними | Понятие о сорняках, их основные виды. Классификация и биологические особенности сорняков. | 2 | 1 |
Вред, причиняемый сорняками. Меры борьбы с сорняками | 2 | 1 | |
Практическая работа № 7 система защиты яровых зерновых культур от сорной растительности | 2 | 3 | |
Практическая работа № 8 разработка мер борьбы с сорной растительностью в садах и огородах | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа составление карточек после просмотра видео роликов. Описание корневищных и корнеотпрысковых сорняков. | 6 | 2 | |
Тема 5. Вредители сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними | Понятие о вредителях и болезнях с/х культур, их основные виды. | 2 | 2 |
Вред, причиняемый вредителями. Вредители, меры борьбы с ними | 2 | 2 | |
Практическая работа № 9 система защиты садов от вредителей. Просмотр роликов. | 2 | 3 | |
Практическая работа № 10 составление карточек по вредителям цветов. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 11 описание вредителей, часто встречающихся в нашем регионе. Меры борьбы. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа работа с раздаточным материалом и Интернет ресурсами | 6 | 1 | |
Тема 6. Болезни сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними | Понятие о болезнях с/х культур, их виды и вред, наносимый болезнями. | 2 | 2 |
Меры борьбы с болезнями. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 12 система защиты плодовых деревьев, кустарников и ягодников от болезней. | 2 | 3 | |
Практическая работа № 13 просмотр видео роликов и решение тестов. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 14 выполнение работ по индивидуальным заданиям. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа ответить на контрольные вопросы: понятие о вредителях и болезнях с/х культур. Меры борьбы с вредителями и болезнями. | 6 | ||
Тема 7. Система обработки почвы | Задачи обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. | 2 | 2 |
Система предпосевной обработки почвы. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 15 приёмы основной обработки почвы. Специальные приёмы обработки почвы | 2 | 2 | |
Приёмы поверхностной обработки почвы. Система обработки почвы под озимые и яровые культуры. Паровая и полупаровая обработка почвы. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 16 уход за с/х культурами по индивидуальным заданиям | 2 | 3 | |
Практическая работа № 17 составление схемы по минимальной обработке почвы. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа ответить на вопросы по системе обработки почвы. Работа с источниками. Подготовка сообщений. | 8 | ||
Тема 8. Удобрения и их применение | Роль удобрений в повышении плодородия почв. Классификация удобрений, их свойства и применение. ЖКУ, их хранение, дозы, сроки и способы внесения. Органические удобрения, дозы, сроки и способы внесения. Бактериальные препараты. | 2 2 | 1 1 |
Агрохимические карты, картограммы и их практическое использование в с/х-ом производстве. | 2 | 1 | |
Практическая работа № 18 определение основных видов удобрений. | 2 | 3 | |
Практическая работа № 19 определение доз их внесения на запланированный урожай. | 2 | 3 | |
Практическая работа № 20 план внесения удобрений на общую площадь. | 2 | 3 | |
Практическая работа № 21 распознать образцы минеральных удобрений | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа составить опорный конспект по теме: система применения удобрений в севообороте | 6 | ||
Тема 9. Мелиорация и защита почв от эрозии | Понятие об эрозии почвы и причины её возникновения. | 2 | 2 |
Виды эрозии почвы, вред, причиняемый сельскому хозяйству. | 2 | 2 | |
Меры борьбы с эрозией | 2 | 2 | |
Практическая работа № 22 решение тестов и ситуаций | 2 | 3 | |
Практическая работа № 23 изображение на рисунках результаты водной и ветровой эрозии | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа приготовить сообщение по темам: оросительные мелиорации. современные способы полива. осушительные мелиорации. методы и способы осушения. | 4 | ||
Тема 10. Севообороты | Понятие о севообороте, повторных, бессменных и промежуточных культурах. | 2 | 2 |
Причины чередования культур в севообороте. | 2 | 2 | |
Виды севооборотов, их роль в земледелии | 2 | 2 | |
Практическая работа № 24 классификация севооборотов. Практическая работа № 25 принципы построения севооборотов. Практическая работа № 26 составление схем севооборотов и ротационных таблиц. | 2 2 2 | 3 3 3 | |
Самостоятельная работа составить севооборот, определить тип и вид. | 6 | ||
Тема 11. Зональные системы земледелия | Понятие о системе земледелия. Значение для сельскохозяйствен-ного производства | 2 | 1 |
Основные звенья современных систем земледелия. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 27 составление таблиц по системам земледелия | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа подготовка сообщений по зонам земледелия | 4 | 1 | |
Тема 12. Семена и посадочный материал | Семена, их посевные и сортовые качества. | 2 | 2 |
Подготовка семян к посеву. | 2 | 2 | |
Посев, сроки, способы посева, глубина заделки и нормы высева семян. Агротребования к посеву | 2 | 2 | |
Развитие семеноводства в России, элитное семеноводство. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 28 расчёт нормы высева семян | 2 | 3 | |
Практическая работа № 29, 30 расчёт общей потребности в семенах Практическая работа № 31 агротребования к посеву, составить перечень. | 4 2 | 3 3 | |
Практическая работа № 32,33,34 описание характеристик семян и посадочного материала овощных, плодовых и цветочных культур | 6 | 2 | |
Самостоятельная работа подготовка сообщений по индивидуальным заданиям | 6 | ||
Тема 13. Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур | Технология возделывания яровых зерновых культур | 2 | |
Технология возделывания озимых зерновых культур | 2 | ||
Технология возделывания овощных культур | 2 | ||
Технология возделывания кормовых культур на сено, силос, сенаж и зелёный корм. | 2 | ||
Технология выращивания плодовых культур. | 2 | ||
Организация работы в защищённом грунте | 2 | ||
Практическая работа № 35 Решение тесов и практических ситуаций. Практическая работа № 36,37,38 Составление технологических карт по возделыванию с/х культур | 2 6 | ||
Самостоятельная работа Составить конспект-схему: технология возделывания любой культуры по желанию студента | 8 | ||
Всего | 228 | ||
в т. ч. обязательная нагрузка | 152 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация изучения дисциплины предполагает наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект наглядных пособий;
− компьютерные диски с видеозаписями;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Гатаулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства. – М.: “Колос”, 1995.
2. Гуренёв М.Н. Основы земледелия. – М.: Агропромиздат, 1988.
3. Гриценко В.В. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур: учебное пособие для НПО / 3-е изд. – М, : издательский центр «Академия», 2012. – 224с.
4. Лыков А.М., Коротков А.А. и др. Земледелие с почвоведением. – М.: Колос,2000.
5. Михалёв с.С. Технология производства кормов. – М.: Колос, 1998.
Дополнительные источники:
1. Андреев Н.Г. Кормопроизводство с основами земледелия. – М.: “Агропромиздат”, 1991.
2. Берим Н.Г. Защита растений. – М.: “Агропромиздат”, 1986.
3. Коренёв Г.В., Федотов В.А. и др. Растениеводство. – М.: Колос, 1999.
4. Смирнов П.М., Муравин З.А. Агрохимия. – М.: Колос, 1989
5. Стройков Ю.М.
Интернет ресурсы (И-Р)
И-Р1 http://yadyra.ru/skachat/
И-Р2 http://www.megabook.ru/apps.asp?page=applications
И-Р3 http://agronomiy.ru/predmet_i_zadachi_rastenievodstva.html
ИР-Р4 http://web-fermer.ru/publ/rastenievodstvo/obshhie_voprosy_po_rastenievodstvu/47
ИР-Р5 http://sgmlab.ru/nanotechnology-in-agriculture/sajt-otdeleniya-rastenievodstva-rosselxozakademii/
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнением обучающимися индивидуальных заданий, контрольных работ, решения тестовых заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения | |
определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей; | наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях |
Знания | |
основные культурные растения; | устный (письменный) опрос, тестирование |
их происхождение и одомашнивание; | устный (письменный) опрос, тестирование |
возможности хозяйственного использования культурных растений; | устный (письменный) опрос, тестирование |
традиционные и современные агротехнологии. | устный (письменный) опрос, контрольная работа |