РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник
рабочая программа на тему

Симонова Екатерина Валерьевна

Рабочая  программа учебной дисциплины  – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  для профессиональной подготовки по профессии  18103 Садовник

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_osnovy_agronomii.docx42.08 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение

«Кунгурский техникум – интернат»

Министерства труда и социального развития Российской Федерации

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебной дисциплины

 Основы агрономии

для профессиональной подготовки

по профессии 18103 Садовник

2015

СОГЛАСОВАНО                                                    УТВЕРЖДАЮ

Протокол заседания                                                Зам. директора по УР

предметно-цикловой комиссии                              __________Н.Л.Мелкова                                                                            

общепрофессиональных и                                      «____»___________2015

специальных дисциплин                                

от «____»___________2015 №____                                

                                                                                     

                                                                           

Автор:

Симонова Екатерина Валерьевна – преподаватель первой квалификационной категории специальных дисциплин ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России.

Первый рецензент:

Штро Олег Игоревич – заместитель директора по административно-хозяйственной части  ФКПОУ «Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России.

Второй рецензент:  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Паспорт рабочей  ПРОГРАММЫ учебной дисциплины «Основы агрономии»

1.1. Область применения рабочей  программы

Рабочая  программа учебной дисциплины  – является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  для профессиональной подготовки по профессии  18103 Садовник

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл дисциплин.

1.3. Цели и задачи  дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

 - определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей;

знать:

- основные культурные растения;

-  их происхождение и одомашнивание;

-  возможности хозяйственного использования культурных растений;

-  традиционные и современные агротехнологии.

1.4. Количество часов на освоение  рабочей  программы:

       максимальной учебной нагрузки обучающегося – 228 часов,  включая:

       обязательную аудиторную учебную нагрузку обучающегося – 152 часа;

       самостоятельную работу обучающегося –  76 часов;

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы        

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)        

228

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

152

в том числе:        

         практические занятия        

76

самостоятельная работа обучающегося (всего)        

76

Итоговая аттестация в форме

зачёт

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Основы агрономии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Дисциплина «Основы агрономии », её задачи, содержание и связь с другими дисциплинами учебного плана. Задачи с/х-го хозяйства.  Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства.  Роль дисциплины в получении профессии.

2

1

Тема 1. Отраслевое строение народного хозяйства России

Отрасли сельскохозяйственного производства: растениеводство, полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство, луговодство, садоводство.

2

2

Две основные взаимосвязанные  отрасли сельскохозяйственного производства.

2

2

Отрасль растениеводство и её задачи.

2

2

Практическая работа № 1 описание отрасли картофелеводство после просмотра видео роликов

Практическая работа № 2

составить кейс по цветоводству

2

2

3

3

Самостоятельная работа

изучение отраслей народного хозяйства России, подготовить сообщение по индивидуальным заданиям

6

Тема 2.   Почва, её происхождение, состав и свойства

Понятие о почве.  Общая схема почвообразовательного процесса, факторы  и условия почвообразования.

2

2

Строение почвенного профиля.  Гранулометрический состав почвы.

Основные свойства почвы.  

2

2

Органическое вещество почвы. Состав и значение гумуса в почвообразовании и плодородии. Структура почвы, её значение.

2

2

Практическая  работа № 3

основные типы почв и почвенные зоны, составление таблицы

2

3

Практическая  работа № 4

решение тестов и ситуаций

2

3

Самостоятельная работа

тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

подготовить сообщение  по теме:

Экономическая и экологическая оценка земель.

6

Тема 3.  Оптимизация условий жизни растений и воспроизводство плодородия почвы

Земные и космические  факторы жизни растений. Законы земледелия.

2

2

Плодородие почв, его виды. Воспроизводство плодородия почвы. Повышение плодородия грунта. Садовый компост. Грибной компост, перегной, сидераты и смешанные посадки.

Практическая  работа № 5

составить перечень нормативно-правовых актов по земледелию

2

2

Практическая  работа № 6

оформление карточек после просмотра видеороликов по сидератам и компостам.

2

3

Самостоятельная работа

подготовить сообщение по повышению плодородия грунта

4

1

Тема 4.  Сорняки  и меры борьбы с ними

Понятие о сорняках, их основные виды. Классификация и биологические особенности сорняков.

2

1

Вред, причиняемый сорняками.

Меры борьбы с сорняками

2

1

Практическая работа № 7

система защиты яровых зерновых культур  от сорной растительности

2

3

Практическая работа № 8

разработка мер борьбы с сорной растительностью в садах и огородах

2

3

Самостоятельная работа

составление карточек после просмотра видео роликов.

Описание корневищных и корнеотпрысковых сорняков.

6

2

Тема 5. Вредители сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними

Понятие о вредителях и болезнях с/х культур, их основные виды.

2

2

Вред, причиняемый вредителями.  Вредители, меры борьбы с ними

2

2

Практическая  работа № 9

система защиты садов от вредителей. Просмотр роликов.

2

3

Практическая  работа № 10

составление карточек по вредителям цветов.

2

2

Практическая  работа № 11

описание вредителей, часто встречающихся в нашем регионе. Меры борьбы.

2

2

Самостоятельная работа

работа с раздаточным материалом и Интернет ресурсами

6

1

Тема 6. Болезни сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними

Понятие о  болезнях с/х культур, их виды и вред, наносимый болезнями.

2

2

 Меры борьбы с болезнями.

2

2

Практическая  работа № 12

система защиты плодовых деревьев, кустарников  и ягодников от болезней.

2

3

Практическая  работа № 13

просмотр видео роликов и решение тестов.

2

2

Практическая  работа № 14

выполнение работ по индивидуальным заданиям.

2

2

Самостоятельная работа

ответить на контрольные вопросы:

понятие о вредителях и болезнях с/х культур. Меры борьбы с вредителями и болезнями.

6

Тема 7.  Система обработки почвы

Задачи обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы.

2

2

Система предпосевной обработки почвы.

2

2

Практическая  работа № 15

приёмы основной обработки почвы. Специальные приёмы обработки почвы

2

2

Приёмы поверхностной обработки почвы. Система обработки почвы под озимые и яровые культуры. Паровая и полупаровая обработка почвы.

2

2

Практическая  работа № 16

уход за с/х культурами по индивидуальным заданиям

2

3

Практическая  работа № 17

составление  схемы по минимальной обработке почвы.

2

3

Самостоятельная работа

ответить на вопросы по системе обработки почвы. Работа с источниками. Подготовка сообщений.

8

Тема 8. Удобрения и их применение

Роль удобрений в повышении плодородия почв. Классификация удобрений, их свойства и применение.

ЖКУ, их хранение, дозы, сроки и способы внесения. Органические удобрения, дозы, сроки и способы внесения.  Бактериальные препараты.      

2

2

1

1

Агрохимические карты, картограммы и их практическое использование в с/х-ом производстве.

2

1

Практическая работа № 18

определение основных видов удобрений.

2

3

Практическая работа № 19

определение доз их внесения на запланированный урожай.

2

3

Практическая работа № 20

план внесения удобрений на общую площадь.

2

3

Практическая работа № 21

распознать образцы минеральных удобрений

2

3

Самостоятельная работа

составить опорный конспект по теме:

система применения удобрений в севообороте

6

Тема 9. Мелиорация и защита почв от эрозии

Понятие об эрозии почвы и причины её возникновения.

2

2

Виды эрозии почвы, вред, причиняемый сельскому хозяйству.

2

2

Меры борьбы с эрозией

2

2

Практическая работа № 22

решение тестов и ситуаций

2

3

Практическая работа № 23

изображение на рисунках результаты водной и ветровой эрозии

2

3

Самостоятельная работа

приготовить сообщение по темам:

оросительные мелиорации. современные способы полива.

осушительные мелиорации. методы и способы осушения.

4

Тема 10.  Севообороты

Понятие о севообороте, повторных, бессменных и промежуточных культурах.

2

2

Причины чередования  культур в севообороте.

2

2

Виды севооборотов, их роль в земледелии

2

2

Практическая работа № 24

классификация севооборотов.

Практическая работа № 25

принципы построения севооборотов.

Практическая работа № 26

составление схем севооборотов и ротационных таблиц.

2

2

2

3

3

3

Самостоятельная работа

составить севооборот, определить тип и вид.

6

Тема 11.  Зональные системы земледелия

Понятие о системе земледелия. Значение для сельскохозяйствен-ного производства

2

1

Основные звенья современных систем земледелия.

2

2

Практическая работа № 27

составление таблиц по системам земледелия

2

2

Самостоятельная работа

подготовка сообщений по зонам земледелия

4

1

Тема 12. Семена и посадочный материал

Семена, их посевные и сортовые качества.

2

2

Подготовка семян к посеву.

2

2

Посев, сроки, способы посева, глубина заделки и нормы высева семян. Агротребования к посеву

2

2

Развитие семеноводства в России, элитное семеноводство.

2

2

Практическая работа № 28

расчёт нормы высева семян

2

3

Практическая работа № 29, 30

расчёт общей потребности в семенах

Практическая работа № 31

агротребования к посеву, составить перечень.

4

2

3

3

Практическая работа № 32,33,34

описание характеристик семян и посадочного материала овощных, плодовых и цветочных культур

6

2

Самостоятельная работа

подготовка сообщений по индивидуальным заданиям

6

Тема 13.  Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур

Технология возделывания яровых зерновых культур

2

Технология возделывания озимых зерновых культур

2

Технология возделывания овощных культур

2

Технология возделывания кормовых  культур на  сено, силос,  сенаж и зелёный корм.

2

Технология выращивания плодовых культур.  

2

Организация работы в защищённом грунте

2

Практическая работа № 35

Решение тесов и практических ситуаций.

Практическая работа № 36,37,38

Составление технологических карт по возделыванию с/х культур

2

6

Самостоятельная работа

Составить конспект-схему:

технология возделывания любой культуры по желанию студента

8

Всего

228

в т. ч. обязательная нагрузка

152

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. Условия реализации  программы  учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация изучения дисциплины предполагает наличие учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

− посадочные места по количеству обучающихся;

− рабочее место преподавателя;

− комплект наглядных пособий;

− компьютерные диски с видеозаписями;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

1. Гатаулина Г.Г. Технология производства продукции растениеводства. –  М.:  “Колос”, 1995.

2. Гуренёв М.Н. Основы земледелия. – М.: Агропромиздат, 1988.

3. Гриценко В.В. Вредители и болезни  сельскохозяйственных культур: учебное пособие для НПО / 3-е изд.  – М, : издательский центр «Академия», 2012. – 224с.

4.  Лыков А.М., Коротков А.А. и др. Земледелие с почвоведением. – М.: Колос,2000.  

5.  Михалёв с.С. Технология производства кормов. – М.: Колос, 1998.

Дополнительные источники:

1.  Андреев Н.Г. Кормопроизводство с основами земледелия. –  М.: “Агропромиздат”, 1991.

2. Берим Н.Г. Защита растений. –  М.:  “Агропромиздат”, 1986.

3.  Коренёв Г.В., Федотов В.А. и др. Растениеводство. – М.:  Колос, 1999.

4. Смирнов П.М., Муравин З.А. Агрохимия. – М.: Колос, 1989

5. Стройков Ю.М.

Интернет ресурсы (И-Р)

И-Р1 http://yadyra.ru/skachat/

И-Р2 http://www.megabook.ru/apps.asp?page=applications

И-Р3 http://agronomiy.ru/predmet_i_zadachi_rastenievodstva.html

ИР-Р4 http://web-fermer.ru/publ/rastenievodstvo/obshhie_voprosy_po_rastenievodstvu/47

ИР-Р5 http://sgmlab.ru/nanotechnology-in-agriculture/sajt-otdeleniya-rastenievodstva-rosselxozakademii/

4. Контроль и оценка результатов освоения  учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнением обучающимися индивидуальных заданий, контрольных работ, решения тестовых заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения

определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей;

наблюдение и оценка выполнения работ на практических занятиях

Знания

основные культурные растения;

устный (письменный) опрос,

тестирование

их происхождение и одомашнивание;

устный (письменный) опрос,

тестирование

возможности хозяйственного использования культурных растений;

устный (письменный) опрос,

тестирование

традиционные и современные агротехнологии.

устный (письменный) опрос,

контрольная работа