Научно-техническое творчество (Статья)
статья

Бельков Александр Павлович

Использование научно-технического творчества в подготовке классных специалистов в средних специальных образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchno_teh._tv.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ТОГБПОУ  « Жердевский колледж сахарной промышленности»

                                      Д О К Л А Д

на тему : « Инновации и научно-техническое творчество  молодежи  как приоритетное направление развития региона».

                                   Подготовил:

                                                                         Преподаватель профессиональных

                                                                           Жердевского колледжа сахарной

                                                                           промышленности – Бельков А.П.

                   

                                             Жердевка,    2019

                                       С О Д Е Р Ж А Н И Е

1.Актуальность научно-технического творчества в учреждениях среднего профессионального образования.

2. Индивидуализация в системе среднего профессионального образования.

 2.1. Индивидуальный подход в обучении техническому творчеству.

 2.2.Принципы процесса индивидуализации в процессе обучения техничес-

 кому творчеству.

3. Развитие Тамбовской области в сфере инновационной и научно-технической деятельности.

4. Участие Жердевского колледжа в подготовке специалистов для инновационного развития региона.

6. Список используемой литературы.

  1. Актуальность научно-технического творчества в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

       В учреждениях профессионального образования до сих пор не перестают быть актуальными вопросы включения учащейся молодёжи в рационализаторское и изобретательское творчество, которое является незаменимым фактором воспитания трудолюбия, творческого подхода к делу, гражданского, нравственного и интеллектуального становления специалиста. Молодой специалист должен обладать комплексом профессионально важных качеств, определяющих эффективность его деятельности в общественном производстве. Формирование таких качеств должно происходить с учётом прогнозов социально-экономического развития, состояния производственных структур и адекватных им производственных отношений. Он должен быть специалистом творческим, должен хорошо владеть совершенными методами научно-технического творчества, рационализаторской работы. Этим объясняется тот факт, что научно-техническое творчество на современном этапе стало неотъемлемой

частью деятельности учреждений профессионального образования.

       Техническое творчество, конструкторская и исследовательская работа благотворно влияют не только на сознательное усвоение теоретических знаний и практическую подготовку, но и способствуют развитию у обучающихся таких качеств, присущих только высококвалифицированным специалистам, как творчество, инициатива, стремление к поиску, рационализаторству, изобретательству. Органическое единство научно-технического и учебного начал в учреждениях профессионального образования позволяет вести преподавание на высоком научном уровне и широко вовлекать обучающихся в творческую работу.

       В настоящее время (2018-2019 учебный год) на базе  колледжа и промышленных предприятий работает 24 исследовательские группы, в которых занято около 90 студентов.

  1. Индивидуализация в системе начального и среднего профессионального образования.

  1. Индивидуальный подход в процессе обучения научно-техническому творчеству.

Вопрос индивидуализации образования далеко не нов, ещё в XVII веке о нём говорил Каменский, который выделял принципы индивидуального и личностно-ориентированного подхода. Индивидуальный подход предполагает передачу одного и того же содержания каждому обучающемуся адекватным ему способом, однако, этот принцип является очень затратным, именно поэтому на его место пришёл принцип авторитарного давления. Индивидуальный подход  означает не приспособление целей и основного содержания обучения к отдельным индивидам, а поиск и использование форм и методов работы с учётом индивидуальных особенностей для постижения целей обучения. В процессе обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной системы, способности и задатки, индивидуальные физиологические особенности организма обучаемых.

  1. Принципы процесса индивидуализации в процессе обучения техническому творчеству.

Основное положение принципа индивидуализации образования состоит в том, чтобы наблюдаемые у обучающихся индивидуальные различия в знаниях, структуре мышления и свойствах личности использовать для более глубокого понимания общих психических особенностей обучающихся данной группы. На этой основе можно глубже обосновать содержание, методы и организацию занятий в творческих объединениях технической направленности. Под индивидуализацией понимается создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования. Индивидуализация обучения может осуществляться по:

       -Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.

       -Объёму учебного материала, что позволяет способным слушателям более глубоко изучать предмет в познавательных, научных или прикладных целях. Для этого также могут использоваться индивидуальные планы работы, договора о целевой подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. Для этих целей должно  проводиться снижение доли обязательных занятий и увеличение самостоятельных. Например, предоставляя возможность способным слушателям более глубоко изучить предмет, пока менее способные или более медлительные изучают обязательный материал.

       -Времени усвоения, допуская изменение в определённых пределах регламента изучения определённого объёма учебного материала в соответствии с темпераментом и способностями обучающегося. Индивидуализация обучения по времени используется при некоторых формах заочного и очного обучения.

Гибкость-сочетание вариативности подготовки, предусматривающей деление на специальности и специализации и ещё более конкретное в соответствии с запросами заказчиков и с учётом пожеланий обучающихся. С возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке труда, что позволяет снизить инерционность системы образования, а обучающимся предоставляет возможность выбора профессии в широком спектре вариантов её направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов.

Элективность - предоставление обучающимся максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов (например, творческих объединений), получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил своё воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ.

Контекстный подход – подчинение содержания и логики изучения  учебного материала, в первую очередь специальных дисциплин, исключительно интересам будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает осознанный, предметный, контекстный характер, способствуя усилению познавательного интереса и познавательной активности.

Развитие сотрудничества – практическим осознанием необходимости перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов в деле подготовки специалиста. Реализация на практике принципов педагогики сотрудничества. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

       Большое значение для успешного решения проблем индивидуализации процесса обучения имеет учёт особенностей мотивации обучаемых как основы для формирования активного отношения к действительности. Глубокое понимание общих психических, биологических, физических, возрастных особенностей обучаемых позволяет глубже видеть проявление индивидуальных особенностей в обучении. Процесс обучения, построенный с учётом общих и индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивает успешность усвоения учебного материала.

 3. Развитие Тамбовской области в сфере инновационной и научно-технической деятельности

   На основании анализа законодательной базы Тамбовской области можно сформировать следующий перечень приоритетных инновационных направлений развития Тамбовской области на период  до 2021г.

1) Создание производства полифункциональных углеродных наноматериалов и суперконцентратов на их основе для использования в перспективных конструкционных полимерах и композитах нового поколения;

2) Диверсификации экономики Тамбовской области и реализации мероприятий по энергосбережению за счет внедрения инновационных технологий в систему производства и передачи электроэнергии;

3) Развитие химической и нефтехимической промышленности Тамбовской области в части производства поливинилхлоридных смол, полимерных материалов и минеральных удобрений;

4) Развитие инновационных технологий в производстве строительных материалов нового поколения (керамическая плитка для внутренних стен и для пола, керамогранит, материалы и изделия на основе гипса, сухие строительные смеси, напольные покрытия и другие) и строительстве малоэтажных зданий и сооружений;

5) Решение экологических проблем Тамбовской области, за счет внедрения прогрессивных технологий переработки бытовых и производственных отходов; разработки научно-обоснованных методик очистки сточных вод; снижения уровня парниковых и технологических выбросов в атмосферу;

6) Разработка и внедрение инновационных подходов в сельскохозяйственную и продуктовую отрасль Тамбовской области за счет создания условий для наращивания производства и переработки зерна и корнеплодов;

 7) Разработка инновационных технологий скорой медицинской помощи населению Тамбовской области, в части создания реанимационного оборудования нового поколения, а также внедрения прогрессивных технологий экстренного информационного оповещения (связи).

4. Участие Жердевского колледжа в подготовке специалистов для инновационного развития региона.

       Техническое творчество на всех этапах образования и профессионального становления личности способствует её саморазвитию. Поэтому так важно в условиях формирования новых социально-экономических отношений в обществе развивать у молодёжи творческое отношение к труду. Ориентация на личность обучающихся, развитие их индивидуальных особенностей усиливает социальную защищённость выпускников профессиональных учебных заведений на рынке труда.

       Учитывая то, что учебное заведение решает важные вопросы, связанные с профессиональным образованием, техническое творчество остаётся неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. При этом задачи гармоничного развития личности обучающихся реализуются в основном (профессиональном) образовании при изучении общеобразовательных и специальных предметов, а в дополнительном образовании – во время занятий в творческих объединениях.

       По своему содержанию, формам и средствам основное (профессиональное) и дополнительное образование, взаимно дополняют друг друга, но существуют как относительно независимые системы в едином образовательном пространстве. Так, если в основном и профессиональном образовании главным ориентиром являются государственные стандарты и, следовательно, важнейшей задачей выступает успешное овладение каждым обучающимся основами изучаемых наук. То в дополнительном образовании, где нет жёстких заданий, стандартов, акцент смещается в направлении развития творческой активности обучающихся, их интересов и склонностей.

       Творческая активность обучающихся проявляется в нескольких направлениях: вовлечение обучающихся в техническую творческую деятельность на занятиях в учебных кабинетах и мастерских, а также путём создания творческих объединений, которые являются лучшей формой превращения технической самодеятельности обучающихся в педагогически управляемый процесс, курсовое, дипломное проектирование, исследовательская деятельность.

       В нашем колледже развитию творчества студентов традиционно уделяют большое внимание. Созданы научно-производственные лаборатории и площадки на базе промышленных предприятий (сахарный завод, элеватор, ООО « им Карла Маркса», комбикормовый завод , ОАО «Комагропром» и др.), на которых студенты практически осваивают и внедряют новинки производства. В колледже созданы исследовательские группы, охватывающие студентов с первого по выпускной курсы. Студенты начальных курсов работают в области общеобразовательных дисциплин, старших курсов – спецдисциплин. Руководят группами опытные преподаватели колледжа. Во время исследовательской работы и проведения подготовки к дипломному проектированию часть студентов разрабатывают и изготавливают действующие модели современного технологического оборудования. Руководители и студенты участвуют в выставках технического творчества на уровне области и всероссийских выставках, где занимают призовые места.

       Реализация образовательных программ помимо оптимизации заложенных в них знаний, умений и навыков соответствует:

-развитию интереса обучающихся к поисковым и экспериментальным работам в области техники;

-саморазвитию, техническому творчеству, изобретательству и рационализации;

-повышению самооценки.

       Работая в исследовательских группах, учащиеся практически углубляются в различные направления технического и профессионального творчества (знакомятся с новой технологией в той или иной отрасли).

       Для популяризации рабочих групп и объединений, придания им общественной значимости, итоги их работ демонстрируются на выставках, конкурсах; обучающиеся творческих объединений выступают с докладами в учебных группах, на научно-практических конференциях.

       Эффективность работы исследовательских групп значительно повышается, если педагоги умело используют на занятиях различные формы и методы обучения, стараются заинтересовать обучающихся, активизируют их деятельность, приучают самостоятельно выполнять творческие задания. Научно-техническое творчество обучающихся в учреждении профессионального образования подразделяется на формы, включённые в учебный процесс, и формы, реализуемые во внеучебное время. Формы, включённые в учебный процесс:

       - экспериментально-конструкторские, проектные, научно-исследовательские, изыскательные и другие творческие работы в период производственной практики;

       - курсовое и дипломное проектирование на реальной основе;

       - лабораторно-практические работы с элементами исследовательской деятельности;

       - творческий поиск при подготовке рефератов и докладов по предеметам;

       - целевые бригады творческого характера;

       - рационализация и изобретательство по производственной тематике в период прохождения практики;

       - факультативный курс по основам научно-технического творчества, изобретательской и рационализаторской работы.

       Конкретные виды творческой деятельности обучающихся в учебном процессе определяются спецификой учебного заведения. Например, в нашем учебном заведении  технического профиля ведущее место в научно-техническом творчестве учащихся принадлежит выполнению творческих работ в период курсового и дипломного проектирования с практической реализацией результатов рационализаторской и изобретательской деятельности, моделированию, разработке новых и совершенствованию действующих технологий.

       В соответствии с основными принципами НТТУ, в нашем колледже распространены следующие формы его организации, реализуемые во внеучебное время:

       - предметные и специальные кружки по общеобразовательным, общетехническим и специальным дисциплинам ( в том числе кружки технического творчества);

       - общественные творческие объединения обучающихся (общественные конструкторские, проектные, экономические, патентные и др. бюро, научно-технические общества, клубы по интересам);

       - экспериментально-конструкторская работа учащихся (выполнение заказов по хозрасчётным договорам).

  Результаты этой работы видны в участии учебного заведения в различных   региональных и всероссийских  конкурсах, на которых студенты постоянно занимают призовые места. Итоги участия наших студентов в областных технических чтениях подтверждают эффективность работы кружков технического творчества  в нашем колледже. В 2015 году на выставке технического творчества  студенты колледжа заняли 3 – е место , в 2017 и 2018  - 2-е место.   В 2017 году студенты колледжа стали лауреатами  Всероссийского заочного конкурса технического творчества и научно -исследовательских работ.

   

                             6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Научные исследования в образовании», приложение к журналу «Профессиональное образование» № 12\ 2015г.
  2. Соколова А.А. «Научно-техническое творчество молодёжи – начало профессиональной деятельности». (Сборник по итогам проведения конкурса детских научно-исследовательских проектов, 2016 год, КЦДЮТТ).
  3. Альтшуллер Г.С. «Алгоритм изобретения». М., 2009г.
  4. Гершунский Б. С. «Прогнозирование содержания обучения в техникумах». М., 2010г.
  5. Капица П.Д. «Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи». М., 2001г.
  6. Левин В.А. «Воспитание творчества». М., 2015г.
  7.  «Методические рекомендации по организации научно-технического творчества учащихся средних специальных учебных заведений». М., 2015г.
  8. Ерицян Р.А. «Методы обучения учащихся в творческих объединениях». (Методические рекомендации), 2012г., КЦДЮЮТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.4. Основы маркетинга научно-технической информации

2.4. Основы маркетинга научно-технической информации...

Жизнь как процесс творчества статья

Статья творчество в жизне педагога, ученика и родителей...

Статья ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Карпова Елена Вячеславовна ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Федеральное государственное бюджетное образовательноеучреждение высшего профессионального ...

всероссийский конкурс работ научно-технического творчества студентов СПО

Всероссийский конкурс работ научно-технического творчества студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования!...

Публикация "Научно- техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования"

Публикация "Научно- техническое творчество студентов в парадигме современного среднего образования"...