Жизнь как процесс творчества статья
статья на тему

Серова Светлана Рэмовна

Статья творчество в жизне педагога, ученика и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhizn_kak_protsess_tvorchestva_statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь как процесс творчества

            Мое убеждение – все самое главное в жизни начинается у каждого

человека с детства.

              Музыка – язык души, Учить трудиться душу надо с самого раннего детства, иначе, как показала жизнь, будет поздно. Вот почему так важно всех детей       приобщать к музыкальному творчеству, не скупясь  в расходах и не задумываясь над тем, станут ли они профессиональными музыкантами или нет. Это окупится сторицей. Мой долгий опыт показал, что все, коснувшиеся музыки по-настоящему глубинному, выросли хорошими творческими людьми.

            Основное мое credo – максимально знакомить ученика с лучшим, что создано в музыке, без всяких возрастных барьеров. Для меня фраза: « он это не поймет» - недопустима. Что мы знаем о том, как воспринимает ребенок музыку, как она действует на его еще только формирующуюся личность, что из воспринятого из музыкальных великих творений унесет он в дальнейшую жизнь и какое воздействие, услышанное им в детстве, окажет на формирование его личности?

             На своем опыте я поняла, что ребенок может  своим еще не перегруженным массой впечатлений сознанием воспринимать все новое, хотя бы и сложное и, подобно «первопроходцу» в страну музыкального творчества, своим «целинным» восприятием осознать и унести с собой в жизнь запомнившиеся образцы лучшей музыки, и они какой –то особой только детям присущей памятью будут участвовать в  формировании его личности и судьбы.  Можно на занятиях давать слушать любое  понравившееся и затронувшее воображение  ребенка произведение, комментируя и помогая понять «Лунную», Семнадцатую, «Патетическую» сонаты Бетховена, соль минорную симфонию №40 Моцарта и множество другой классической музыки.

             Нельзя, занимаясь практической педагогикой, использовать лишь интуитивно открывающиеся нам находки. Очень важно пользоваться в своей работе существующими научными методами. А для этого на всем протяжении деятельности необходимо следить за всеми  и данными наук, относящихся к пониманию личности и поведения человека. Среди тех, кого приводят к нам, педагогам, с целью начинать обучать музыке на фортепиано, редко встречаются дети, самостоятельно потянувшиеся к музыке. Чаще их приводят родители, жаждующие дать музыкальное образование своим детям. Я не отказываю никому, исходя из своего принципа: нет бесталанных детей, неспособных к музыке, есть дети нераскрытые. И чем более одарен ребенок, тем больше он порою «вещь в себе», более закрыт для окружающих, а это значит, тем труднее «поставить диагноз», определить его одаренность.

             С самого начала педагогу важно понять все индивидуальные особенности ребенка. Они раскрываются  не сразу. Проходит два, три года, пока педагог сумеет выявить индивидуальные особенности ребенка указывающие, на какой путь его направить.       Бывает, что уже к третьему году обучения педагог видит, что перспектива музыканта-профессионала для данного ученика весьма сомнительна. Но разве  это значит, что нужно бросить занятия музыкой? Конечно, нет. Однако отличие профессионального музыканта от простого грамотного  и любящего музыку человека диктует разные принципы и средства обучения. Даже для обучения тех, кого педагог  уверенно ведет, считая их способными в будущем стать профессиональными музыкантами, существует много разнообразных способов  обучения, которых педагог обязан сознательно придерживать в зависимости от того готовит ли он исполнителя –солиста, музыкального педагога, наконец будущего  композитора. Но никого – ни ярко одаренного, ни того, кто с трудом осваивает азы, педагог не должен оттолкнуть. Наоборот, он обязан увлечь ребенка независимо от его способностей, потому что главная миссия – воспитать творческого человека.

Как увлечь ученика?

          Ребенок ближе поэту, чем логику, благодаря огромной роли, которую играют  у него чувственные впечатления и переживания. Существует целая наука о психофизической структуре детских образов – эйдетика, объясняющая почему преподавание должно быть ярким и образным в первую очередь и логичным во вторую.

Педагог должен помнить, что маленький ребенок знакомый с музыкальной литературой,  обладает своим характером, своим темпераментом, а значит и своими будущими приверженностями к той или иной музыке. Выявив его склонности, я стараюсь идти за ребенком, за его интересом. Я стараюсь беречь любовь ребенка к музыке, а интерес и любовь - это почти одно и тоже. Нет интереса без любви, и нет любви без интереса.

           Я не «тащу» ребенка на свой путь, а иду за его творческими устремлениями, лишь исподволь направляя его. Это один из важнейших моих принципов; он помогает сохранить у детей стремление заниматься музыкой. Стараюсь поддерживать огонек интереса,  раздувая его в пламя любви. Приобщая ребенка к музыке, надо вести урок на самом «высшем уровне». Во время урока перед учащимся раскрывается такое необозримое поле творческой деятельности, что отвлечься хоть на секунду у них нет никакой возможности. Темп урока должен быть исключительно высоким. Здесь педагог обязан проявить полное владение материалом, проводить урок по созданному заранее плану. Когда   педагог предстает  как личность искателя и мыслителя, каждодневная его работа превращается в искусство.

         Трепетное отношение к первоначальному  обучению приносит прекрасные плоды. Как правило, ученики младших классов быстро развиваются, хорошо показывают себя на концертах и экзаменах. Тесный контакт ребенка и педагога в равной степени влияет на творческое развитие ученика и преподавателя. Что же является источником сближения ребенка с взрослым профессионалом, как не их общая увлеченность музыкой, стремление познать и раскрыть ее художественное богатства?

У вдумчивого педагога такое сближение происходит на всех этапах его работы с учеником над музыкальным произведением. Чем методически последовательнее он подведет ребенка к секретам овладения произведением, тем активнее исполнительское внимание и творческая воля последнего включается во все процессы. Помните: дети – душа, живущая мгновением. Мой метод – это метод воспитания не только ученика, но и самого педагога и родителей. Сколько я учу детей музыке – столько  я сама учусь у них учить. Эта способность (и желание!) педагога менять свои методы обучения, варьировать их сообразно индивидуальности ученика, не терять страсти вечного учения необходима в работе с детьми. Она приносит максимальную пользу ученику и оптимальное удовлетворение учителю. По –моему, настоящий педагог тот кто идет рядом с учеником, устраняя с его пути препятствия, облегчает трудности, а не навязывает ученику обязательно свой путь. Индивидуальный путь – одно из главнейших условий успеха.

             И только от педагога зависит расцветет ли его дарование или иссякнет как безжизненный родник!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ребенка в процессе творчества. Мастер-класс Изготовление цветочных композиций из капрона.

Развитие ребенка в процессе творчества. Мастер-класс Изготовление цветочных композиций из капрона. Если вам хочется своими руками создать оригинальный цветок и научить этому своих воспитанников...

Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни в процессе занятий со студентами

Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: “Умеренно и последов...

Стать "Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности", Олисова Ю.Е.

Данная статья написана в рамах конкурса "В фокусе - семья" в номинации "По семейным обстоятельствам". В статье изложены мысли автора о роли семьи, семейной жизни и семейного воспитания на процесс и ре...

Статья "Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности", Олисова Ю.Е.

Данная статья написана в рамках конкурса "В фокусе - семья" в номинации "По семейным обстоятельствам". В статье автор излагает свои мыли о роли семьи, семейной жизни и семейного воспитания на процесс ...

Статья «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»

Статья «Новые возможности для творчества в образовательном процессе»...

Методический материал профилактической лекции "Несладкая жизнь, или как не стать жертвой сахарного диабета".

Даннывй методический материал предназначен для проведения профилактической лекции в рамках первичной профилактики сахарного диабета....

Научно-техническое творчество (Статья)

Использование научно-технического творчества в подготовке классных специалистов в средних специальных образовательных учреждениях....