Стать "Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности", Олисова Ю.Е.
статья на тему

Олисова Юлия Евгеньевна

Данная статья написана в рамах конкурса "В фокусе - семья" в номинации "По семейным обстоятельствам". В статье изложены мысли автора о роли семьи, семейной жизни и семейного воспитания на процесс и результат воспитания личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.33 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат

воспитания личности

Олисова Ю.Е., преподаватель

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чеховский техникум»

Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,

Но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте – родители и педагоги.

А.С. Макаренко

     Семья – это один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести.  В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит свое Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

     То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания и семейного воспитания как главного и приоритетного воспитательного фактора, обусловлена тем, что в семье ребенок находится значительный и значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступления в школу он уже почти наполовину сформировался как личность.

     В настоящее время проблемы семьи, ее роли и роли семейного воспитания изучают многие науки: экономика, право, социология, демография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования и развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств воспитания, прав и обязанностей родителей и ребенка, взаимодействия родителей со школой и другими детскими образовательными организациями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

     Семейное воспитание – сложная и многогранная система. На него влияют наследственность и биологическое здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность семьи, ее социальное положение, образ жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку.

     Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него людей – мамы, папы, бабушки, дедушки, брата или сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

     Так, честолюбивые родители нередко в такой степени подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них чувства неполноценности, подрывает их веру в себя и ухудшает здоровье. Однажды была свидетелем такой ситуации: день сдачи ЕГЭ, пункт проведения экзамена, выпускники проходят в здание школы-пункта, у них проверяют паспорт и … одна девочка падает в обморок. Незамедлительно медицинский работник оказывает первую медицинскую помощь, девочке становится легче и пока едет скорая медицинская помощь, мы за разговором выяснили причину ее обморока. Оказалось, что девочка учится на «4» и «5», и родители заранее предупредили ее, что она «может не приходить домой, если не сдаст экзамен на 90-100 баллов, т.к. поступить она должна только на бюджет в престижный ВУЗ». А несдержанный отец, часто выходящий из себя по незначительному поводу, нередко сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей. Среди моих знакомых есть молодой человек, который до создания семьи всегда говорил, что обязательно будет любить свое чадо, т.к. его отец всегда работал, ему уделял мало внимания, но покупал много игрушек, таким образом покупая любовь своего сына. И что же Вы думаете, когда у моего знакомого появился свой ребенок, он полностью повторил своего отца и даже превзошел его, т.к. он не просто много работал и поэтому покупал много игрушек, а вообще не подходил к ребенку и ничего не покупал, из-за чего семья потом распалась. Он конечно же создал другую семью (и не одну), а детей нет.

     Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут ребенку безболезненно социализироваться, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути и так сложной жизни ребенка в условиях становления личности.

     Так какова же роль семьи и функции семейного воспитания? С одной стороны, все просто:

- создать благоприятные условия для роста и развития ребенка;

- передать свой опыт следующему поколению, в том числе и опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на развитие ребенка, его самообслуживание и помощь близким.

А с другой, встает вопрос – Как создать, передать и научить?

     Содержание семейного воспитания охватывает все направления: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, экономическое и др. воспитание. А центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание, а это, в первую очередь, воспитание таких качеств как доброта, внимание, честность, трудолюбие, милосердие.

     Чтобы воспитать эти качества у ребенка, его надо в первую очередь – любить, уважать его как самостоятельную личность. Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя удовлетворения собственных родительских чувств: достоинства, удовлетворенности и гордости. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.

     В педагогике выделяют несколько типов неправильного семейного воспитания: безнадзорность и бесконтрольность, гиперопека, воспитание по типу Золушки, «жесткое воспитание», воспитание в условиях повышенной моральной ответственности и синдром опасного обращения с детьми. Об этих типах много говорят в педагогике, семьи таких типов выявляют в учебных заведениях, их контролируют органы по делам несовершеннолетних и опеки, с родителями ведется разъяснительная работа.

     А вот наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми – это вариант, при котором они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные потребности. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше Любви, умения слышать друг друга и стремления к совместному решению всех возникающих в семье проблем – вот залог эффективного семейного воспитания.

Литература:

  1. Крившенко Л.П. под редак., Педагогика / Москва, Проспект, 2010 г.
  2. Подласый И.П., Педагогика / Москва, Высшее образование, 2008 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Статья "Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания личности", Олисова Ю.Е.

Данная статья написана в рамках конкурса "В фокусе - семья" в номинации "По семейным обстоятельствам". В статье автор излагает свои мыли о роли семьи, семейной жизни и семейного воспитания на процесс ...

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.

«Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. К ним нужно относиться как к молоку, ставить дату выпуска.Если их вовремя не использовать, они скиснут и станут бесполез...

Роль мотивации и психологически-комфортной атмосферы в коррекционно-образовательном процессе

Статья, в которой раскрывается значимость и ведущая роль мотивации в коррекционно-педагогическом процессе, семейных отношениях между родителями и детьми. Рассмотрены способы установления психологическ...

Беседа: «Семейные традиции».Цель: Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни. Задача: Формирование семейных общечеловеческих ценностей, семейных традиций.

Ход беседы:1.Что такое семейная традиция?Традиция – правило поведения, события, регулярно повторяющиеся.2.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?3.Какие традиции должны быть в каж...

Доклад на методическом объединении классных руководителей «МЕТОДЫ КОМПЛЕКСНОЙ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ, СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К ДЕТЯМ»

Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку ...