Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)
материал по теме

 

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.  

    Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастающего поколения здорового и нравственного отношения к проблемам пола и сексу­альности, а главным его результатом является умение правильно решать воз­никающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношениями полов. Не существует единых для всех рецептов, а тем более - единственного рецепта "правильного" поведения в этой сфере жизни, реализующей важные потребности человека, относящейся к кругу основных жизненных ценностей, затрагиваю­щей наиболее интимные и деликатные слои личности и еёбытия в мире, связывающей в индивидуальной биографии прошлое с будущим, реальное с идеальным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_polovoe_vopitanie.docx421.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности»

(Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

Т.В.Коврижных, преподаватель анатомии и физиологии человека

высшей квалификационной категории, психолог

ГБОУСПО «Чайковский медицинский колледж» г. Чайковский Пермский край

Содержание, принципы и пути полового воспитания

Основные усилия воспитателей направлены на выработку у подрастающего поколения здорового и нравственного отношения к проблемам пола и сексу альности, а главным его результатом является умение правильно решать воз никающие в жизни реальные проблемы, связанные с отношениями полов. Не существует единых для всех рецептов, а тем более - единственного рецепта "правильного" поведения в этой сфере жизни, реализующей важные потребности человека, относящейся к кругу основных жизненных ценностей, затрагиваю щей наиболее интимные и деликатные слои личности и её бытия в мире, связывающей в индивидуальной биографии прошлое с будущим, реальное с идеальным.

Принципы полового воспитания определяют основы, на которых строятся половое воспитание в целом и позиции воспитателей:

  1. принцип идейности;
  2. принцип реалистичности принцип перспективной инициативы;
  3. принцип активности; 
  4. принцип оптимизации задач;
  5. принцип выработки индивидуальных и социальных значений;
  6. принцип понятности и ясности;
  7. принцип невозбуждения сексуального влечения.

Пути полового воспитания

        Между различными влияниями и средами, на фоне которых осуществляется половое воспитание, не существует неодолимо жестких границ - все они так или иначе взаимосвязаны и обладают своим воспитательным потенциалом. Все пути полового воспитания - будь то социализация, воспитание в тесном смысле слова или просвещение - связаны с передачей норм полового и  сексуального поведения: наследование традиций и обычаев, передача декларативного и реального аспектов обыденного сознания, литература и искусство, средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение).лекционная пропаганда, научно-популярная литература и т.д. Пути полового воспитания опосредованы и прямо или косвенно персонифицированы в широком круге людей, с ко торыми общается индивид и которые являются "проводниками" полового воспитания.


Часть полового воспитания"растворена" в многочисленных предметах, изучаемых в медицинском колледже, например, в акушерстве и гинекологии поднимаются вопросы личной гигиены, ЗППП, контрацепции, вреда абортов.

Первый тематический классный час дает информацию, которую должен знать каждый"человек, а тем более медик" в цивилизованном обществе.

"Психосексуальное развитие личности"

1. Понятие о сексологии и сексе.

2. Аспекты сексуальности: биологические, психологические, поведенческие, исторические, культурные и пр.

3. Пол - это детерминация, схема формирования пола, половая дифференциа ция (пренатальная, постнатальная)

Пол - это комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину или женщину.


«…половое воспитание и просвещение представляется зерном, которое либо взойдёт на подготовленной почве, либо зачахнет на неудобренной, а то и просто даст уродливые всходы". (поэтическая метафора В.Г.Белинского)

Половая культура.

Это понятие неизмеримо более широкое, чем культура сексуальных отношений. И именно в этом ключе должно проходить половое воспи тание общества. Формирование гармоничных отношений между мужчиной и жен щиной основывается на понимании феномена мужчины и женщины ,и поэтому одна из тем классных часов на I курсе обучения: "Мужчина и женщина - два разных мира"  (или "Какие мы разные"). Классный час, как правило, проводится в декабре, параллельно изучению органов ре продуктивной системы.

В основе материала:

1.Особенности   мужского, женского организма, их различия: биологические, физиологические, психологические, сексуальные.

2. Роль мужчины и женщины в семье и социуме.

Литература и искусство - специфические средства познания мира содержательной осью которых,  так или иначе является поиск смысла жизни и мес та человека в ней; они никогда не обходили вопросов пола, сексуальности, эротики.

Устный журнал "Мудрость любви" (музыкально-поэтический салон) "поднимает проблему лучшими поэтическими строками, мудрыми философскими высказываниями.

Слушателям предлагаются следующие страницы:        

1. Любви нас не природа учит.

2. Как быть любимой.

3. И жизнь, и слёзы, и любовь.        

4. Любовь с первого взгляда и др.        

"Испорченность ребёнка в большинстве

случаев результат не прирождённой

или нравственной тупости,

а педагогических ошибок воспитателей".

П.Ф.Лесгафт

Считаю необходимым на II курсе провести классный час по теме: "О болезни в шутку и всерьез", где раскрываются проблемы половой ориентации, рассматриваются разные формы парафилий.

Особое значение придается вопросу сексуальных посягательств, даются правовые и медико-педагогические рекомендации.

Сексуальность является естественной частью жизни человека, приносящей ему радость и доставляющей удовольствие. Однако первый сексуальный опыт может оказаться нелегким и принести разочарование.

Обычно в форме диспута проходит классный час на III курсе по теме: "Сексуальные проблемы молодых", где поднимаются следующие вопросы:

  1. Добрачные половые связи - за и против.
  2. Телегония и инпритинг (первый мужчина закладывает "биологические" основы потомства)
  1. Как сказать "нет" (психологическое построение отказа)  

Система классных часов постоянно сопровождается индивидуальной рабо той. В конце третьего курса для проведения классного часа "Семья, брак - это серьёзно" студенты готовят сообщения по теме:  

  1. "Из глубины веков о любви, браке, нравах"
  2. Рассказ – беседу с  заведующей городским загсом о семье, браке, разводе, брачных контрактах.

В постоянно развивающемся психосексуальном мире чело века возникают нравственные и психологические проблемы, от нюдь не исчезающие от того, что о них умалчивают.

Я полагаю, что недостаточность и неправильность воспитания в этой сфе ре, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных устано вок, деформированных или архаичных представлений о мужествен ности и женственности могут отрицательно сказываться на нрав ственном и психическом здоровье личности. Я согласна со многи ми авторами, что дефектное половое воспитание почти исключи тельно связано с некомпетентностью воспитателей".

Профилактика нарушений психосексуального развития

Медицинский аспект профилактики нарушений психосексуального развития включает следующие положения:

I. Предупреждение нарушений пренатального периода /профилактика стрессовых состояний у беременных, контроль за приемом ими ле карственных средств с исключением производных раувольфии, гормо нальных препаратов и т.д./

2. Ранняя диагностика и своевременное лечение психических расст ройств, способствующих нарушениям коммуникации и психосексуаль ного развития.

3.Выявление и медико - педагогическая коррекция искажений психо сексуального развития на его ранних этапах.

Педагогический аспект профилактики предусматривает следующее:

I.Правильное полоролевое воспитание, которое должно быть направ лено на ознакомление детей с половыми различиями, а не на пропо ведь "асексуальности" /одергивание, запугивание и наказание де тей при первых же намеках на "сексуальные проявления/. Как прави ло в дошкольных учреждениях основные коллективные игры /"космо навты", "машинисты", "строители" и т.д./проводят без учета пола детей, а в школах предпочитают феминное поведение у мальчиков и маскулинное у девочек. Любые проявления маскулинности у мальчи ков подавляются, а компенсаторное гипермаскулинное поведение слу жит основанием для отнесения подростков в разряд "трудновоспи туемых". "Бесполое" воспитание школьников проявляется в том, что нередко девочки и мальчики на равных моют полы и поливают цветы, учатся шить, вязать, мастерить и т.д.

2.Научение общению со сверстниками, /в том числе гетеросексуаль ному/целесообразно проводить в виде своеобразных практикумов по коммуникации, имеющих определенную возрастную направленность. С каждым годом обучение должно усложняться, охватывать все новые аспекты взаимоотношений между людьми и прививать чувство любви и уважения к представителям противоположного пола.

3.Предупреждение растления и совращения детей и подростков/очень важно исключить доступ к порнографическим изданиям/.

Профилактика нарушений психосексуального развития лишь тог да будет действенной, когда она получит не форму случайных "мо ральных" бесед с подростками об опасностях ранней половой жизни, а станет ежедневной и кропотливой работой по формированию с ран него детства навыков общения и соответствующего полу поведения.

В наши дни, из-за дурно понятых гласности и свободы рынок наводнился самой низкопробной порнографией. Эта неиз бежная, но хочется думать/как В.Е.Каган/, временная плата за десятилетия умолчания, и лжи. Она еще раз напоминает о том, что если проблема пола в ее цивилизованном виде и впредь будет изгоняться "за порог" человеческого бытия, то она бу дет проникать "в окно" в самом низкопробном и непотребном обличье.

Какой она предстанет перед нашими детьми, будет ли она обогащать и развивать или, наоборот, грабить или погру жать в грязь их личность и жизнь - зависит от нас.

Хочется верить, что по мере дальнейшего изучения этого вопроса наше понимание человеческой, в частности детской, сексуальности станет глубже.

.. На примере рассмотренных критических ситуаций сексуаль ного поведения можно убедиться в том, что знание об их возможнос ти, предвидение их, оберегание от них детей и подготовка их к самостоятельному избеганию потенциально трудных "зон" могут значительно уменьшить их риск.

Специфические половые достоинства и недостатки пси хологии пола самым непосредственным образом проявляются в семейной жизни, отражаются на прочности брака.

Подготовка к браку и семье, частью которой является половое воспитание и просвещение детей - трудное дело, здесь много спорного и неясного. Но, как и всякая прочная работа, она предполагает высокий профессионализм.

«Страусова» позиция - не вижу, не знаю, не признаю! - не только нереалистична, но и глубоко безнравственна. В ходе рассмотрения данной проблемы, я пришла к мысли, что о наличии системы полового воспитания можно будет по - настоящему говорить лишь тогда, когда данная система орга нически растворится в повседневной жизни и станет ее неотъем лемой частью и когда в необходимости полового воспитания ка кого уже не нужно будет убеждать.

Благодарю за внимание!

Используемая литература:

  1. Б.Г.Ананьев Избранные психологические труды. М.1979г.
  2. Тамара  Афанасьева  Мальчик. Юноша. Муж. Отец. Знание Молодежная научно-популярная серия  1983/8.
  1. И.С.Винтовкина  Девочке – подростку Медицина М. 1981г.
  2. А. Д. Гадасина  Плоды запретов изд. «Просвещение» М. 1990г.

5. Ю.А.Ермолаев  Возрастная физиология   Учебное пособие для педагогических вузов   М. 1985г.

6. Д.Н.Исаев,  В.Е.Каган   Половое воспитание и психогигиена пола у детей  Л. «Медицина» 1979 г.

7.        Д. Н. Исаев, В.Е.Каган   Половое воспитание детей Л. «Медицина» 1989г.

8. В. Е. Каган 0 сексологии «Педагогика»   М. 1991г.

9. С. В. Ковалев Психология современной семьи "Просвещение" М. 1988г.

10.        Д. В. Колесов  Беседы о половом воспитании  "Педагогика" М. 1986г.

11.        Д. В. Колесов, И.Ф.Мягков Учителю о психологии и физиологии подростка М. "Просвещение" 1986г.

12. И.С.Кон Психология ранней юности "Просвещение" М. 1989г.

13. И.С.Кон Введение в сексологию "Медицина" 1988г. М.

14. А.Ф.Дронов .Е. Д. Марьясис, Ю. К. Скрипкин Физиология и гигиена юноши"Знание"9-Ю.

15.        Е.Д. Марьясис, Ю.К.Скрипкин   Азбука здоровья семьи "Медицина" М. 1992г.

16. Мастере и Джонсон 0 любви и сексе т.1,11.Минск 1991г.

17. Анна Фрейд   Психология и защитные механизмы М.  1993г.

18. З.Фрейд Психология бессознательного "Просвещение" М. 1993г.

19.Ф.Фогель,А.Мотульски  Генетика человека "Мир" М. т.2 1992г.

  1. Н.М.Ходаков   Наедине с сексопатологом   "Медицина" М.  1992г.
  2. В.Шахиджанян  1001 вопрос про это "Терра" М. 1993г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя со студентами группы

Отчет классного руководителя о воспитательной работе в группе...

Методическая разработка " Нравственное воспитание в работе классного руководителя"

Методическая разработка для работы классного руководителя...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...

Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...

Педагогические чтения. Доклад на тему: Планирование воспитательной работы - Основа успешной работы классного руководителя"

Доклад описывает значимость планирования воспитательной работы. Из каких разделов должен состоять план и какие цели должен ставить перед собой классный руководитель. Также, как дополнительный наглядны...

Гражданско –патриотическое воспитание в работе классного руководителя колледжа

В данном докладе разбирается важность гражданско-патриотического воспитания среди студентов колледжа....