Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)
статья на тему

Шкурина Ольга Ивановна

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!

Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная романтика. Я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы мой  класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Вы думаете классным быть легко?

Не спать от мыслей долгими ночами

И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто недоволен мелочами,

Прожить сто жизней, добрых и плохих,

Чужой бедой болеть однажды.

Да может «классным» быть легко,

Но КЛАССНЫМ ведь становиться не каждый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

учитель начальных классов: ШКУРИНА О. И.

«Мы все сотворены для взаимодействия»

Шкурина Ольга Ивановна, учитель начальных классов  МБОУ ООШ № 12

п. Малая Горка(из опыта работы по теме: «Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива» ФГОС )

        Я прошу вас встать в круг. Сегодня мы поприветствуем друг  друга при помощи «волшебного клубка», протягивая друг другу «дорожки дружбы». Передавая клубок, приветствуйте друг друга такими словами: «Я тебе рад». («Я вам рада»)И я вам очень рада! Посмотрите сколько «Дорожек дружбы» от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как это дорожки превратились в волшебную «крышу дружбы», которая защитит нас в этом мире от всех бед. А теперь положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу, которая никогда  не разорвется.

        Прийти вместе – это начало,

        Остаться вместе – это развитие,

        Работать вместе – это успех»

                                             Генри Форд

        Пусть наша совместная работа  принесет нам всем  успех.

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов.

        Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы мой  класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире».

Вы думаете классным быть легко?

Не спать от мыслей долгими ночами

И вслушиваться в шум учеников,

И спорить с тем, кто недоволен мелочами,

Прожить сто жизней, добрых и плохих,

Чужой бедой болеть однажды.

Да может «классным» быть легко,

Но КЛАССНЫМ ведь становиться не каждый.

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!

Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная романтика.

Поиграем в игру ассоциаций:  Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите «КЛАССНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ»?

Координировать и консультировать,

Любить, любить, любить.

Анализировать,

Сотрудничать,

Создать, спешить и больше

Находиться с классом,

Общаясь

Ежедневно, ежечасно.

 

Развивать,

Учиться и учить.

Корпеть над книгами,

Объединять, осуществить.

Вести и вдохновлять,

Оформить планы,

Другом быть и классной мамой.

Соревноваться,

Трудиться творчески,

Вовлечь родителей иродителей и

Отчитаться!

         Помочь ребенку  научится  жить в коллективе,  может  и должен, прежде всего, классный руководитель.

        Школьный  коллектив – это взаимная чуткость друг к другу, душевная способность познавать и умом и душой чужие радости и горести.

Я, как классный руководитель, в работе по формированию коллектива опираюсь на следующие принципы:

Открытость - совместное планирование (классный руководитель + учащиеся + родители);

Привлекательность будущего дела – увлечь учащихся конечным результатом.

Деятельность – активное участие в мероприятиях всех уровней.  

Свобода участия – учитывается мнение учащихся при  выборе участия во внеклассном мероприятии.

Сотворчество (сотрудничество + творчество) – право выбора партнёра по выполняемому делу.

Обратная связь – обсуждение каждого внеклассного мероприятия (рефлексия).

Успешность – отмечать реальный успех выполненного дела.

В этом учебном году у меня 1 класс. И, планируя воспитательную работу в классе, задаешь себе снова вопросы « Сложится ли наша новая школьная семья, будет ли нам тепло и хорошо вместе?», « Как сделать так, чтобы мы поняли друг друга?» Перед собой я поставила ряд задач:

  1. Адаптация учащихся класса к обучению в школе;
  2. Формирование классного коллектива, дружного, сплочённого, творческого;
  3. Воспитание доброжелательного отношения к одноклассникам и уважения к старшим;
  4. Формирование нравственно - ценностных взглядов учащихся.
  5. Воспитание любви к школе и школьным традициям;
  6. Прививать чувство ответственности за порученное дело; навыки культуры поведения, отзывчивость и взаимопомощь.
  7. Организация всех видов деятельности, которые помогли бы раскрыться индивидуальностям в моём классе.

        Свою деятельность по формированию классного коллектива я условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой.

Стадии формирования классного коллектива:

  1. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
  2. Создание классных традиций, организация классного самоуправления ( насколько это возможно в начальной школе).
  3. Установление правильных взаимоотношений в коллективе.

        Я,  как классный руководитель,  стараюсь  в каждом новом классе по-разному работать  по формированию коллектива, здесь   имеются  в виду многие факторы: уровень воспитанности детского коллектива и отдельных детей, характер складывающихся отношений между школьниками, между детьми и родителями, между детьми и учителями.

На первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые переступили порог школы, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по изучению класса. Я начинаю изучения класса в июне месяце на первом родительском собрании, где родителям в анкетировании задаются вопросы о занятии ребенка в кружках, секциях,  что любит ребенок, как называют его в семье, предлагаю родителям в интересах более эффективного сотрудничества между ребенком, родителями   и    педагогами  высказать свои предложения по планированию воспитательной работы в этом учебном году. Эта работа продолжается в сентябре в адаптационный период первоклассников. Целями курса является  знакомства с одноклассниками, не посещавших детский сад, но как правило их единицы ( в этом наборе только Шахмарданова Сонгуль вообще не посещала, а Аминов Ахмад и Баирамова Зарина только последний год), со школой, с основными правилами и обязанностями школьника,  умениями работать парами и коллективно, а также ведется работа по организации классного коллектива, где учитель  подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. В этот же период организуется  дежурство  по классу; начинается оформление классного уголка, папки достижений класса, портфолио учащегося; проходит распределение поручений; и цикл классных часов: « Давайте познакомимся», « Мои увлечения», « Что обозначает твоё имя», «Правила поведения в школе»,  «Заочное путешествие по городу воинской славы Ростову-на-Дону» и т.д.

Благоприятный климат в классе устанавливается за счет участия в  школьных мероприятиях. Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции, которые  начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиции у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе. Начиная с первых дней работы с детьми, я познакомила учащихся с теми традициями, которые живут в школе.  Проводятся совместные внеклассные мероприятия с ребятами из других классов, класс принимает участие во всех школьных праздниках, конкурсах – День знаний (Селин Даниил давал первый звонок), марафон знакомства с первоклассниками – дети приготовили веселую физминутку,  на празднике посвящение в первоклассники – читали стихии танцевали,  посвящение в юные пожарные и пешеходы также читали стихи, в день психологического здоровья изготовили дерево настроений, участие в спортивных мероприятиях   « Веселые старты» и «ГТО».  Стараюсь, чтобы первоклассники стали активными участниками всех школьных мероприятий: осенний бал, день матери, Новый год; в оформлении класса к разным праздникам учащиеся были награждены благодарственными грамотами.

Мои родители тоже не остаются  в стороне. Формирование классных традиций стало и их делом. А началось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. За большим круглым столом все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций:

Традиции

Цели

«Праздник рождения класса».

Поздравление каждого ученика с днём рождения;

Совместная подготовка и проведение в классе осеннего, новогоднего праздника, Масленицы, праздника матери; праздник 8 марта, 23 февраля, праздник семьи и др.

Проводится в конце учебного года «Прощание с 1 классом».

Создание своего единства, своей неповторимости и значимости друг для друга.

Осознание своей индивидуальности, одаренности.

Формирование коммуникативных навыков.

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей

В течение учебного года мы стараемся  соблюдать законы жизни в классе, которые выработали сами с начала года:

-человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;

-человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;

-человек должен учиться дружить и иметь друзей;

-человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.

Соблюдение этих законов помогает устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.

Наблюдения показывают, что уже к концу обучения в 1 классе учебные дела и внеклассная деятельность являются тем основным, что сплачивает школьный коллектив. Иначе говоря, коллектив школьников  живет многообразной жизнью, наполненной общими стремлениями, интересами, радостями и печалями.        

Как  примерный ученик,

Стал наш класс вести дневник.

В  нём  отмечен каждый час,

Незабываемый для нас!

Заведём – ка  мы  дневник:

Не обычный школьный,

А  без отметок, вольный

И чуть-чуть прикольный!

        Много разных высказываний известных людей по формированию коллектива. Прочитайте их и выберите то высказывание, которое на ваш взгляд более точно и ярко характеризует работу по формированию коллектива и объясните свой выбор:

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.                                 /Барбюс А./

 Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в обществе с другими людьми он может сделать многое.                                                                      /А. Шопенгауэр/

В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что отделяет от других людей, а то, что у нас ними общего.                                                            Д. Рескин

Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза.

/Марк Аврелий/

 Чем шире коллектив, перспективы которого являются для человека перспективами личными, тем человек красивее и выше.                                                 /А. С. Макаренко/

 Забота о воспитательной силе коллектива — это забота о духовном обогащении и росте каждого члена коллектива, о богатстве отношений.                               /В. А. Сухомлинский/

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.                          А. Толстой

И в заключение  хотелось бы сказать, что вся проводимая в течение учебного года внеклассная работа по формированию классного коллектива дает свои результаты.

Дети учатся жить у нас.

Мы учимся жить у детей.

А напоследок я скажу вам,

Что каждый классный -  это режиссер,

Когда он души детские пригреет,

В ответ получит нежность и тепло.

Когда к тебе с доверием, с любовью

Спешит навстречу каждый ученик,

Ты сердцем понимаешь в этот миг,

Идя своей дорогой непростою,

В которой есть и радость и беда, -

Ты защищаешь детские сердца,

И нет призванья выше, чем такое!

Согреть, утешить, приласкать, понять

И песню спеть, и танец показать.

И может быть, услышишь за спиной:

«Она как мама» - вот ответ простой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Тема: «Здоровье сберегающие технологии в системе работы классного руководителя со студентами группы»

Тема: «Здоровье сберегающие технологии в системе работы классного руководителя со студентами группы»...

Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя со студентами группы

Отчет классного руководителя о воспитательной работе в группе...

Организация ученического самоуправления - важнейший аспект формирования классного коллектива

В статье представлены методические рекомендации по организации ученического самоуправления в классе как демократической формы самоорганизации деятельности учащихся, способствующей их  личностному...