Методическая разработка " Нравственное воспитание в работе классного руководителя"
методическая разработка на тему

Бочкова Ирина Валерьевна

Методическая разработка для работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Роль классного руководителя в формировании  нравственного                             развития учащихся».

 Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим. Демокрит

    Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. И если мы говорим о воспитании, то, в первую  очередь, говорим о педагоге, который сочетает в себе качества и психолога, и воспитателя, и психотерапевта, так как именно к нему обращаются учащиеся со своими бедами и радостями, конфликтами с родителями, ему поверяются детские тайны. Как же все правильно организовать педагогу? Какие формы работы с классом должны стать приоритетными для классного руководителя? Какие функции каждом направлении являются главными? Какие диагностико-коррекционные методы помогут сделать  работу классного руководителя эффективной? Нравственное воспитание подростков касается не только классных руководителей , а каждого педагога. Любой педагог обязан приобщать учащихся к нравственному поведению.

    В  наше  время   перед   любым   педагогом,   классным   руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем,  касающиеся  процесса  воспитания,  причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Анализируя  это  явление  Л.Толкачёва  говорит:  проблемы  воспитания относятся сегодня к самым острым и актуальным не  только  в  педагогическом, но и социальном плане. Нравственный беспредел, с  которым  встретилось  наше общество  в  результате  так  называемых  «реформ»,   оказывают   негативное воздействие прежде всего на детей,  подростков  и  молодёжь,  не  обладающих определенной культурой. В обоснование этого факта можно  привести постоянно  растущие  цифры  преступности,  особенно  молодёжной,   а   также готовность многих людей действовать в достижении материального  благополучия на грани закона и беззакония. Да и то, что вполне законно, далеко не  всегда вдохновляет. Падение нравственности означает, по существу, смену  ценностных ориентаций людей под влиянием различных  обстоятельств,  –  в  том  числе  и экономической неустроенности.

        Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в  нравственном  воспитании  наносят обществу такой невозвратимый  и  невосполнимый  урон,  что  при  недостатках другого  характера  (например,  телесного  или  этического)  большего  вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим   главную  роль  в  нравственном воспитании отводят классному руководителю.

Цель работы классного руководителя:

● Формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;

● Формировать у  учащихся осознание ценности человеческой жизни;

● Обогащение эмоционального мира учащихся нравственными переживаниями и формирование  у них нравственных чувств;

● Систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения  учащихся путем организации их практической деятельности;

● Организация нравственного самовоспитания учащихся.

Что может сделать классный руководитель  в этом направлении?

1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных  ситуациях;

2. Воспитывать умение бороться и выживать  в экстремальных ситуациях. Приводить примеры выживания других людей  в подобных ситуациях.

3. Воспитывать интерес ученика  к самому себе, желание самосовершенствоваться.

4. Развивать волевые качества учащегося, способности критическому осмыслению своих  сильных и слабых сторон.

5. Сотрудничать  с родителями и педагогами в этом направлении, используя активные формы взаимодействия.

6. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.

Основные понятия направления «Нравственность»

Нравственный выбор, нравственное просвещение и поведение, выдающиеся люди и их нравственные ценности, самоактуализация, самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.

   Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения и ситуации в коллективе группы . Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с подростками конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. Поэтому сегодня наш семинар-практикум посвящен формам работы классного руководителя по направлению «нравственность».

 В современном образовании нравственное воспитание учащихся обретает не меньшую, если не большую значимость, чем знания, умения и навыки. Поэтому деятельность классного руководителя должна быть направлена на то, чтобы научить детей любить людей и жизнь, приобщать их к национальным и общечеловеческим ценностям. А формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившийся в данном учебном заведении и в данной группе, из традиций. Количество форм бесконечно: беседы, тренинги, дискуссии, игры, состязания, походы, экскурсии, конкурсы и т.д. Но особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут в данном случае нравственные проблемы. На формирование нравственной личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающими являются педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании учащихся отводят классному руководителю. А помогут классному руководителю в воспитании личности такие формы внеклассной работы как:

1) тематические классные часы;

2) тренинги нравственного самосовершенствования;

3) дискуссии по нравственной тематике;

4) организация цикла нравственных бесед;

5) изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной Проповеди;

6) изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;

7) экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города:

8) праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы;

9) методики по изучению нравственного развития личности.

Конечно, трудно предположить полный список форм, универсальный по данному направлению,  т.к. воспитательная работа может быть построена в различных ключах. Тем не менее,  мы попытаемся представить самые распространенные и традиционные формы воспитательной работы, которые подойдут значительной части педагогов. Все представленные формы могут проводиться с участием как одной группы, так и для определенного звена, параллели.

    Классные руководители отбирают такие формы организации  воспитательного процесса, которые  содействуют  всестороннему  развитию  личности,  отвечают общим задачам воспитания. Вместе с тем они учитывают и особенности  учащихся того или иного возраста,  конкретные  условия  жизни   коллектива группы. Рассмотрим основные формы и методы  нравственного  просвещения  и  убеждения студентов;

    Классный  час.  Это   наиболее   распространённая   форма   организации воспитательной работы  классного  руководителя.  Проведение  классных  часов заранее предусматривается в  плане  воспитательной  работы.  При  проведении классных часов преобладает форма  свободного  общения  учащихся  с  классным руководителем. Классный час – это не обычное воспитательное  мероприятие.  К нему надо хорошо готовиться,  чтобы  он  запоминался  школьниками,  оставлял след в их сознании, влиял на их поведение.

    Беседы. В воспитательной деятельности  классных  руководителей  большое место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед  способствуют  высокий нравственный   и   культурный    уровень    классного    руководителя,    их эмоциональность   в   подаче   материала,   умение   вызвать   учащихся   на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

    Беседа проводится с классом или индивидуально с  учеником,  совершившим недостойный  поступок.   Опытные   классные   руководители   не   увлекаются коллективным осуждением недостатков в поведении студентов. В  ряде  случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учащимися. При  этом важно создать атмосферу доброжелательности  и  доверительности.  

    Одна из форм нравственного убеждения –  читательская  конференция.  Она помогает  не  только  расширить   кругозор   студентов,   развить   у   них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности.  Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный  характер и конференция перерастает в диспут. Здесь важно отметить, если классный руководитель пропагандирует нравственные ценности, то он сам должен их обязательно придерживаться.

Метод коррекции поведения.

     Этот метод направлен на то, чтобы создать условия, при которых подросток внесет изменения в свое поведение, в  отношения  к  людям.  Такая  коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащихся с  общепринятыми нормами, анализа  последствий  поступка,  уточнения  целей  деятельности.

  Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя  приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной  морали.

    Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если учащийся занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к  себе и честен, он надёжный помощник  в  семье.  У  него  больше  развито  чувство ответственности. К сожалению, из стен учебного заведения выходят  юноши  и  девушки,  для которых труд не стал делом жизни. Они не прочь порассуждать о долге,  чести, о высоких принципах морали. Но слова их не подкрепляются делами.

   В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать учащимся. И конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

И хочется закончить словами В.А.Сухомлинского “Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный, тонус  жизни подростка, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Психолого – педагогические и медицинские аспекты полового воспитания личности» (Половое воспитание как система в работе классного руководителя)

В рамках проектной деятельности педагога предлагается комплекс мероприятий, в том числе несколько классных часов.      Усилия воспитателей направлены на выработку у подрастаю...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Духовно-нравственное воспитание в системе работы классного руководителя со студентами группы

Отчет классного руководителя о воспитательной работе в группе...

Система работы классного руководителя по формированию классного коллектива. (ФГОС)

Наверное, никто из вас до прихода в школу и не  представлял, какая это трудная профессия – быть классным руководителем!Хотя многие скажут, что быть классным руководителем – сплошная р...

Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...

Гражданско –патриотическое воспитание в работе классного руководителя колледжа

В данном докладе разбирается важность гражданско-патриотического воспитания среди студентов колледжа....