Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.
статья на тему

Уласик Марина Геннадьевна

«Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. К ним нужно относиться как к молоку, ставить дату выпуска.

Если их вовремя не использовать, они скиснут и станут бесполезными.

Необходимо постоянное совершенствование, как революционного, так и эволюционного характера».

К.Нордстрем, проф. Института международного бизнеса в Стокгольме

Внеурочная деятельность является одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса. Она направлена на достижение двух главных целей: успешной социализации обучающихся в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уласик Марина Геннадьевна

Краева Лариса Александровна

Преподаватели спецдисциплин

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г.Трубицына»

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, направленная на воспитание и социализацию личности.

«Все современные компании конкурируют на основе знаний, но знания недолговечны. К ним нужно относиться как к молоку, ставить дату выпуска. Если их вовремя не использовать, они скиснут и станут бесполезными.

Необходимо постоянное совершенствование, как революционного, так и эволюционного характера».

К.Нордстрем, проф. Института международного бизнеса в Стокгольме

Внеурочная деятельность является одним из важных факторов учебно-воспитательного процесса. Она направлена на достижение двух главных целей: успешной социализации обучающихся в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Отсутствие времени и возможностей на индивидуальные занятия с каждым обучающимся с учётом его интересов и способностей  может  привести к потере интереса к обучению. Восполнить этот пробел позволяет внеурочная деятельность.

В.А. Сухомлинский о значении внеурочной деятельности писал: «Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию, и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учеников вне уроков».

К организации внеурочной деятельности предъявляется целый ряд требований:

  • данная деятельность, углубляя и расширяя знания обучающихся, не должна отвлекать их от освоения учебной программы;
  • содержание внеурочной деятельности и формы её организации должны быть интересны обучающимся;
  • изучаемый материал должен быть доступен обучающимся, соответствовать уровню развития, возрасту;
  • необходимо сочетать принцип добровольности работы с принципом обязательности её выполнения.

В статье С.Г. Ковалевой и О.М. Ивановой «Внеклассная работа – как средство повышения компетентности учащихся» дано очень полное определение: «Под внеклассной работой понимаются необязательные, добровольные, специально организованные занятия вне урока, цель которых – способствовать развитию познавательных интересов, творческих способностей, углублению и расширению их знаний…».

В помощь для составления программ внеурочной деятельности Центром теории воспитания ИТИП РАО был разработан методический конструктор (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов), благодаря которому преподаватели могут самостоятельно разрабатывать образовательные программы  с учетом имеющихся ресурсов, ожидаемых результатов и специфики образовательного учреждения.

В данном конструкторе выделяется несколько видов внеурочной деятельности:

  • игровая (предполагающая такие образовательные формы как ролевая, деловая или социально-моделирующая игра);
  • познавательная (викторины, исследовательские проекты, олимпиады, конференции);
  • проблемно-ценностное общение (этическая беседа, диспут, дискуссия).

           В Смоленском автотранспортном колледже имени Е.Г. Трубицына студенты обучаются по нескольким специальностям:

23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)

23.02.04. Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных,  дорожных машин и оборудования (по отраслям)

43.02.06. Сервис на транспорте (по видам транспорта).

В рамках организации внеурочной деятельности комиссия экономики и перевозок проводит различные мероприятия:

  • предметные недели;
  • творческие проекты;
  • викторины, конкурсы и олимпиады по предметам;
  • научно-практические и учебно-исследовательские  конференции.

Конференция – форма организации учебно-исследовательской деятельности, при которой обучающиеся представляют и обсуждают свои работы.

Она характеризуется следующими функциями:

  • расширение и углубление знаний по изученным вопросам;
  • умение работать с источниками информации;
  • выступление с докладом, сообщением;
  • выполнение презентации;
  • воспитание интереса к самостоятельной работе с различными источниками информации.

Как правило, заранее в информационном письме либо стендовом объявлении сообщается о теме, времени и месте проведения конференции. Определяется перечень тем выступлений. Участники заранее готовят тексты, фильмы или презентации, иллюстрирующие выступления.

Хорошей традицией стало ежегодное проведение в колледже ко Дню работников автомобильного транспорта на базе комиссии экономики и перевозок проводится  учебно-исследовательская конференция на тему «Автомобильная отрасль: проблемы и перспективы».

Работа конференции организована по секциям, например:

  • Развитие транспортной инфраструктуры в современных условиях;
  • Роль личности в развитии автомобилестроения;
  • Роль автотранспортной отрасли в истории и экономике страны
  • Наука, экология и безопасность на транспорте;
  • Приобретение профессиональных компетенций у социального партнера учебного заведения.

В конференции принимают участие обучающиеся всех специальностей и курсов.

С 2015 года конференция приобрела статус городской. В ней приняли участие и другие колледжи Смоленска.

Образовательное значение конференции состоит в том, что в процессе подготовки к ней обучающиеся приобретают навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, учатся применять полученные знания для решения конкретных задач, то есть в целом повышают свою компетентность.

Компетентность является одним из уровней образованности, включающая следующие компоненты:

  • мобильность знаний, т.е. постоянное обновление знаний для успешного решения задач в данное время и в данных условиях;
  • гибкость метода, т.е. применение того или иного метода в зависимости от условий;
  • критичность мышления, т.е. проявление творческого нестандартного мышления.

Накопленный нами опыт работы позволяет сделать вывод об эффективной  реализации данных компонентов  именно в рамках внеурочной деятельности. В современных условиях образования необходимо в полной мере использовать все возможности этого вида деятельности, которые открываются перед преподавателями и обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации личности обучающихся

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»

Программа«Воспитание и социализация личности обучающихся»...

Антипенков А.В. Программа воспитания и социализации личности обучающихся_

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуру личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Основные изменения в современном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, что, очевидно, оказывает существенное влияние на совокупность взаимоотношений, ...