Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»
рабочая программа

Кашталинская Ирина Анатольевна

Основные изменения в современном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, что, очевидно, оказывает существенное влияние на совокупность взаимоотношений, возникающих в образовательном процессе, поскольку определяет новое содержание образования, организацию образовательного процесса и систему оценки качества.

Методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней определён национальный воспитательный идеал человека: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, века, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа призвана:

-реализовать программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, развитие интеллектуального потенциала;

-мотивировать обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных и профилактических акциях;

Приоритетами Программы являются: формирование общей культуры

Основой Программы является: принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого положения, методика работы с молодежью переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося в зависимости от целей самого обучающегося, а также формирования целеполагания деятельности студентов по своему саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению и самовоспитания. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

 Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Смоленский политехнический техникум»

Программа

«Воспитание и социализация личности обучающихся»

для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»

г. Смоленск

2018 г.


РАССМОТРЕНО

На заседании цикловой

методической комиссии

вычислительной техники

Протокол № 1 от 28.08.18

Председатель ЦМК

____________ /Кашталинская И. А. /

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по МР

___________/Ю.С.Колесник/

30.08.18

Организация-разработчик:  Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Смоленский политехнический техникум»

Разработчик: Кашталинская Ирина Анатольевна, преподаватель


Пояснительная записка

Основные изменения в современном образовании связаны с введением Федеральных государственных образовательных стандартов, что, очевидно, оказывает существенное влияние на совокупность взаимоотношений, возникающих в образовательном процессе, поскольку определяет новое содержание образования, организацию образовательного процесса и систему оценки качества.

Методологической основой разработки и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В ней определён национальный воспитательный идеал человека: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспитание гражданственности, духовности, века, любви к Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа призвана:

-реализовать программы, направленные на формирование здорового образа жизни, гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, развитие интеллектуального потенциала;

-мотивировать обучающихся к активному участию в общероссийских, областных и городских молодежных мероприятиях: конкурсах, фестивалях, смотрах по основным направлениям воспитательной работы, в благотворительных и профилактических акциях;

Приоритетами Программы являются: формирование общей культуры

Основой Программы является: принятие подростка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого положения, методика работы с молодежью переориентирована на индивидуальное развитие личности каждого обучающегося в зависимости от целей самого обучающегося, а также формирования целеполагания деятельности студентов по своему саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению и самовоспитания. 

Цель: создание благоприятных условий для развития личности обучающегося как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа.

Задачи:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);

-воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);

-воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности);

-воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);

-воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии);

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).

Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Сроки реализации: 2018-2021 гг.

Этапы реализации программы:

Подготовительный этап (2018-2019 учебный год) - создание психолого-педагогических условий реализации программы воспитания и социализации.

Практический этап (2019-2020 учебный год) - реализация воспитательных мероприятий.

Заключительный этап (2020-2021 учебный год) - мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.

Содержание программы

Направление

Содержание

Мероприятия

Кол-во часов

1

Гражданско–патриотическое

Меры, способствующие становлению активной гражданской позиции личности, осознанию ответственности за благополучие своей страны, региона, образовательной организации; усвоению норм права и модели правомерного поведения

Посещение музея Великой Отечественной войны

Посещение музея им. адмирала Нахимова

Ежегодное участие в акции «Свеча памяти» (22 июня)

Участие в акции «Бессмертный полк»;

Классные часы, посвящённые событиям Великой Отечественной войны

Классные часы, посвящённые героическим событиям «Держава армией крепка»

Классные часы: «Я – Гражданин России»,

«Конституция России»

Участие в конкурсах, посвященных событиям Великой Отечественной войны

20

2

Духовно-нравственное

Создание условий для развития самосознания студентов, формирование этических принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями социальной жизни.

Волонтерская деятельность студентов

Проведение классных часов

12

3

Профессионально-трудовое воспитание 

Формирование творческого подхода, воли к труду и самосовершенствованию в избранной профессии и специальности, приобщение студентов к традициям и ценностям профессионального сообщества, нормам корпоративной этики.

Участие в субботниках

Проведение бесед, классных часов

Наблюдение во время прохождение студентами учебной и производственной практик с анализом и подведением итогов вместе со студентами

18

4

Эстетическое воспитание 

Содействие развитию устойчивого интереса студентов к кругу проблем, решаемых средствами самодеятельного художественного творчества, и осознанной потребности личности в восприятии и понимании прекрасного

Подготовка тематических классных часов

Участие в мероприятиях, проводимых в библиотеке техникума

Участие в праздничных концертах техникума.

10

5

Здоровый образ жизни

Совокупность мер, нацеленных на популяризацию спорта, укрепление здоровья студентов, усвоение ими принципов и навыков здорового стиля жизни.

Участие в спортивных мероприятиях техникума

Участие в конкурсе на лучший коллаж на тему «Здоровый образ жизни»

Участие в мероприятии «День здоровья»

Подготовка и проведение бесед и классных часов.

12

72

Указанные мероприятия являются ежегодными и проводятся во внеурочное время.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методика по изучению социализированности личности учащихся (М.И. Рожков)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;
2 – иногда;
1 – очень редко;
0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности — с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности обучающегося; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.


Литература

  1. Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 739-742.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический

конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.:

Просвещение, 2011 223 с.

  1. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная

деятельность. Проблемно-ценностное общение: Пособие для учителей

общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.:

Просвещение, 2011 96 с. (Работаем по новым стандартам)

  1. Рожков М.И. Развитие воспитательного потенциала дополнительного

образования // Вестник КГУ им. И. Арабаева. Бишкек: КГУ им. Арабаева,

2016 183 с. С. 126–128.

  1. Рожков М.И. Свобода и воспитание // Ярославский педагогический

вестник. 2016 №4. С. 8–13.

  1. Рожков М.И. Социальное закаливание как принцип подготовки к

преодолению сложных жизненных ситуаций // Конфликты в образовании:

материалы Всерос. науч.-практ. заочной конф. Ярославль: ЯГПУ, 2010

С. 100–106.

  1. Рожков М.И. Уроки социального выбора: Метод. пособие. Ярославль:

ЯГПУ, 2010 259 с.

  1. Программа воспитания и социализации обучающихся:

примерный диагностический инструментарий. Методические реко-

мендации / Составитель И.В. Адоевцева. – Кострома: КОИРО, 2017

  1. www.scienceforum.ru/2016/2152/17600
  2. www.nsportal.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации личности обучающихся

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»

Программа«Воспитание и социализация личности обучающихся»...

Антипенков А.В. Программа воспитания и социализации личности обучающихся_

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуру личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся»

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, воспита...

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для обучающихся по специальности 38.02.07 Банковское дело

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» при­звана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в обществе и адаптацию на рынке труда, во...

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» для профессии 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»

Программа «Воспитание и социализация личности обучающихся» (дисциплина «Информатика») призвана формировать общую культуры личности обучающихся, их успешную социализацию в общес...