ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ АГРОНОМОВ
статья

Тезисы к научной статье

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕЯ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ АГРОНОМОВ

Для специальности : 35.02.05 «Агрономия»

Необходимость овладения студентами исследовательской компетентностью обусловлена характером профессиональной деятельности современного агронома, которая включает агрономические исследования и разработки, направленные на решение комплексных задач по организации и производству высококачественной продукции растениеводства в современном земледелии и готовность к следующим видам профессиональной деятельности: производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской

Формирование исследовательских компетенций в Славянском сельскохозяйственном техникуме проходит в три этапа.

Первый этап. Научно-исследовательские проекты.

С первого курса следует учить технике и методике учебно -исследовательской работы: как вести поиск, ставить эксперимент, как работать с первоисточниками, оформлять и описыть результаты исследования

Компетенции научно-исследовательской работы. К ним, согласно ФГОС СПО четвертого поколения, относятся следующие способности и умения:

-выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

-осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

-планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

-использовать информационные технологии в профессиональной деятельности;

Вторым этапом служит прохождение учебных практик по профессиональным модулям: ПМ 01 Реализация агротехнологий различной интенсивности, ПМ 02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия, ПМ 05 Организация работ по профессии «Садовод» и написание курсовой работы.

Учебная практика студентов, организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, положением о учебной практике студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября  2009 года  № 673, положением о учебной практике студентов ГБПОУ КК «Славянский сельскохозяйственный техникум».

Целью учебной практики для получения первичных профессиональных умений и навыков является проверка и закрепление теоретических знаний, приобретение практических компетенций, необходимых для освоения Профессиональных модулей.

Курсовая работа – это самостоятельное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студента, тщательность и грамотность его оформления.

Цель курсовой работы:

- закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний, и продолжение формирования профессиональных компетенций, полученных студентом в процессе обучения;

- формирование навыков самостоятельной работы с научной литературой, самостоятельного решения практических задач с использованием в теоретических знаний;

- формирование у студентов навыков точного и краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

Третий этап. Прохождение преддипломной практики, написание и защита дипломной работы.

Дипломная работа является заключительным этапом подготовки ученых агрономов специальности 35.02.05 «Агрономия». Она должна выявить уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, определить его способность к самостоятельной работе и степень владения научными методами исследования в соответствии с современным состоянием и перспективами развития агропромышленного комплекса.

Выполнение дипломной работы охватывает следующие этапы:

1. Выбор темы.

2. Составление программы и разработку методики выполнения работы.

3. Выполнение работы: изучение источников литературы по избранной

Тема дипломной работы формируется в соответствии с тематикой курсового проекта, а основным источником для ее написания служит отчет о преддипломной  практике.

Базами проведения преддипломной практики – являются Учебный полигон ССХТ и сельскохозяйственные предприятия Славянского района.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЕЯ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ АГРОНОМОВ

Для специальности : 35.02.05 «Агрономия»

Необходимость овладения студентами исследовательской компетентностью обусловлена характером профессиональной деятельности современного агронома, которая включает агрономические исследования и разработки, направленные на решение комплексных задач по организации и производству высококачественной продукции растениеводства в современном земледелии и готовность к производственно-технологической, организационно-управленческой и научно-исследовательской деятельности. При таком подходе ведущей в обучении студентов агрономических специальностей становится ориентация на овладение логикой исследовательского процесса. Включение агрономов в исследовательскую деятельность предоставляет наиболее полные возможности для творческого усвоения знаний, позволяет заметно увеличивать долю знаний, получаемых студентами самостоятельно, повышает уровень научного мышления.

Формирование исследовательских компетенций в Славянском сельскохозяйственном техникуме мною проводится в три этапа.

Первый этап. Научно-исследовательские проекты.

        В соответствии с современными тенденциями развития среднего профессионального образования важное место в числе результатов освоения образовательных программ занимают компетенции научно-исследовательской работы. К ним, согласно ФГОС СПО четвертого поколения, относятся следующие способности и умения:

-выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

-осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;

-планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие;

-использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

С первого курса я учу студентов технике и методике учебно -исследовательской работы: как вести поиск, ставить эксперимент, как работать с первоисточниками, оформлять и описыть результаты исследования.

В нашем техникуме будущие агрономы знакомятся с научно-исследовательскими проектами на 1 курсе, применяя знания и умения по общеобразовательным дисциплинам: физика, химия, биология, история, литература и т.д.

На втором курсе, под моим руководством, студенты пишут научные-исследовательские работы и ежегодно выступают с ними на Региональных научно-практических конференций.

Вторым этапом служит прохождение учебных практик по профессиональным модулям: ПМ 01 Реализация агротехнологий различной интенсивности, ПМ 02 Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия, ПМ 05 Организация работ по профессии «Садовод» и написание курсовой работы.

Учебная практика студентов, организуется в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности в части Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, положением о учебной практике студентов.

Целью учебной практики для получения первичных профессиональных умений и навыков является проверка и закрепление теоретических знаний, приобретение практических компетенций, необходимых для освоения Профессиональных модулей.

Для приобретения навыков и умений по учебной практике обучающиеся используют базовые знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин Химия, Биология, Основы агрономии, Ботаника и физиология растений.

Во время прохождения практики на учебном хозяйстве ССХТ, студенты, под моим руководством, закладывают опытные участки с ягодниками ( малина, земляника),  в 2018 году студенты группы 2А участвовали в закладке плодового сада, занимались посадкой таких культур как яблоня, вишня, слива, черешня.

Курсовая работа – это самостоятельное учебно-научное исследование, предполагающее творческий подход студента, тщательность и грамотность его оформления. Она является одним из основных видов самостоятельной работы студента и контроля качества, полученных по дисциплине студентом знаний. Студент должен показать обладание усвоенными профессиональными компетенциями, особенно - в области научно-исследовательской деятельности.

Я являюсь руководителем курсовых работ, который консультирует автора, проверяет работу и рекомендует ее к защите.

Цель курсовой работы:

- закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний, и продолжение формирования профессиональных компетенций, полученных студентом в процессе обучения;

- формирование навыков самостоятельной работы с научной литературой, самостоятельного решения практических задач с использованием в теоретических знаний;

- формирование у студентов навыков точного и краткого изложения своих мыслей в письменной форме.

 Студенты пишут курсовые проекты по материалам заложенных опытов на учебном хозяйстве, результаты анализируются с использованием  оборудования.

Третий этап. Прохождение преддипломной практики, написание и защита выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа является заключительным этапом подготовки ученых агрономов специальности 35.02.05 «Агрономия». Она должна выявить уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, определить его способность к самостоятельной работе и степень владения научными методами исследования в соответствии с современным состоянием и перспективами развития агропромышленного комплекса.

Являясь руководителем выпускных дипломных работ определила следующие этапы ее выполнения:

1. Выбор темы.

2. Составление программы и разработку методики выполнения работы.

3. Выполнение работы: изучение источников литературы по избранной теме.

Проведение полевых опытов и лабораторных исследований, сбор и анализ производственных данных и результатов собственных наблюдений, разработка (проектирование) мероприятий в соответствии с поставленной задачей, формулирование выводов и предложений производству.

4. Написание работы.

5. Оформление дипломной работы и представление ее к защите.

Тема дипломной работы выбирается в соответствии с перечнем вопросов общей тематики отделения, при котором студент проходит преддипломную практику.

Студенты агро-механического отделения очной формы обучения на 2-3 курсах проходят учебную практику и выполняют написание курсовой работы и в основу дипломной работы используют, как правило, материалы своих научных исследований под руководством преподавателя. Тема такой дипломной работы формируется в соответствии с тематикой курсового проекта, а основным источником для ее написания служит отчет о преддипломной  практике, который студенты защищают в 8 семестре.

Базами проведения преддипломной практики – являются Учебный полигон ССХТ и сельскохозяйственные предприятия Славянского района.

В ходе проведения преддипломной практики, силами студентов на учебном полигоне заложены опытно-коллекционные участки овощных, плодовых и ягодных культур. 

Так же организуется конференция по предзащите выпускных дипломных работ, где присутствуют другие руководители, заведующий отделением, по окончанию защиты подписывается протокол к допуску студента к защите выпускной работы.

Таким образом, организована работа по формированию у студентов нашего техникума исследовательских компетенций по специальности «Агрономия».

Преподаватель ССХТ                ТКАЧЕВА КРИСТИНА ВЛАДИМИРОВНА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания с помощью активных формых и методов обучения

Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ШВЕЙНОГО ПРОФИЛЯ

АннотацияВ статье представлен опыт использования ИКТ - технологий в образовательном процессе при изучении учебных дисциплин, который способствует формированию у них профессиональных и общих компетенци...

Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста в области экономических дисциплин

При преподавании экономических дисциплин - статистики, экономики организации, анализа финансово-хозяйственной деятельности по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» использую методы ...

Особенности формирования коммуникативной компетенции будущих инженеров средствами образовательных технологий

В данной статье аргументируется необходимость сформированности коммуникативных компетентностей студентов технического вуза, используя средства образовательных технологий, также в профессиональной деят...