ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ШВЕЙНОГО ПРОФИЛЯ
статья на тему

Сторублева Ирина Николаевна

Аннотация

В статье представлен опыт использования ИКТ - технологий в образовательном процессе при изучении учебных дисциплин, который способствует формированию у них профессиональных и общих компетенций, повышает мотивацию, умение работать с различной информацией.

Ключевые слова: урок, ФГОС нового поколения, ИКТ – технологии, профессиональные и общие компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_storublevoy_indokument_microsoft_office_word.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИКТ – ТЕХНОЛОГИЙ

В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ШВЕЙНОГО ПРОФИЛЯ

И.Н. Сторублева, преподаватель

Автономное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

"Цивильский аграрно-технологический техникум"

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Аннотация

В статье представлен опыт использования ИКТ - технологий в образовательном процессе при изучении учебных дисциплин, который способствует формированию у них профессиональных и общих компетенций, повышает мотивацию, умение работать с различной информацией.

Ключевые слова: урок, ФГОС нового поколения, ИКТ – технологии, профессиональные и общие компетенции.

        Annotation
The article presents the experience of using ICT technologies in the educational process in the study of academic disciplines, which contributes to the formation of professional and General competences, increases motivation, ability to work with different information. 
        Keywords: lesson GEF new generation of ICT - technologies, professional and General competence.

        В настоящее время профессиональное образование реализует требования ФГОС нового поколения. Основной целью данных стандартов является переход образования на практико- ориентированое обучение, в  результате которого предприятие должно получить готового (компетентного) специалиста, а не просто выпускника учебного заведения, который придя на производство, плохо представляет себе, что он должен делать на рабочем месте.

Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования третьего поколения усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности

Преподаватель, изучив требования стандарта по профессии (специальности), хорошо представляет себе основные требования к будущему специалисту, какими компетенциями он должен обладать, а также то, что необходимо сделать для повышения качества обучения обучающихся. В связи с этим перед преподавателем встает задача совместить традиционные методы обучения и современные информационные технологии, в том числе и компьютерные, поскольку использование компьютера во время учебного занятия позволяет сделать процесс мобильным, дифференцированным и индивидуальным.

 Внедрение информационных технологий проходит по пути наращивания методического материала каждым педагогом в рамках своего предмета. Мной ведётся работа по использованию, созданию образовательных ресурсов, их отладке, тестированию, апробации и внедрению, а также оценке результативности их использования. В данной работе представлен опыт применения ИКТ на уроках «Основы художественного проектирования одежды». Использование ИКТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования преподавателя и обучающихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для педагога; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка.

Формы использования информационно-коммуникационных технологий:

Использование готовых ЦОРов.

Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования программ очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу занятия. Я в своей работе использую электронные учебники «Портной, закройщик, модельер», которые содержат не только лекционный материал, а также контрольные вопросы и задания для закрепления новой темы. Лекционный материал я использую как на вводных уроках, где рассказываю учащимся, например, о том, что такое «мода», «композиция костюма» и т.д., так и для закрепления, например, таких тем как «Центр композиции», «Композиционное наполнение костюма», «Цвет в одежде» Для проверки усвоения материала учащимися я использую контрольные задания и контрольные вопросы этого учебника.

Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.

Такие выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:

- активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

- во время выступления преподаватель не поворачивается к доске, таким образом, не теряет контакта с группой, не тратит время на выписывание текста на доске;

- большой объём информации может быть получен из интернета, с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

- учащимся проще отвечать, когда он опирается на, отображаемый на экране, план выступления.

Компьютерное тестирование.

Для создания таких тестов я использую специальную программу Tester. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность обучающихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Немаловажным преимуществом является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником, что, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих обучающихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ.

Создание собственных электронных образовательных ресурсов.

Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы Power Point. Собственно, здесь и создаются презентации, которые используются при изучении большого объема информации за короткое время. Электронные презентации разработаны мною по всем темам учебной дисциплины.

Участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах.

Позволяют, не нарушая основного учебного процесса, принять участие в крупномасштабных конкурсных мероприятиях, найти единомышленников из других учебных заведений. Мы с обучающимися участвовали в межрегиональных конкурсах молодых модельеров - дизайнеров на лучшие эскизы современной национальной одежды.

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала обучающихся. При умелом наставничестве педагога обучающийся учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Они оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, дидактический материал. Надо отметить, что обучающимся нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале, способствует формированию общих компетенций:

ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей: будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК З. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять        поиск        информации,        необходимой

для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников, чтобы учебный процесс стал более эффективным.

        В заключение хотелось бы сказать, что современный педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав – право на качественное образование. В перспективе – продолжение работы в уже наметившихся направлениях, в частности, совершенствования методик применения ИКТ в преподавании различных дисциплин и во внеклассной деятельности. И особенно это важно для обучающихся, ведь знание компьютера, использование различных программ, умение оформлять и представлять результат своей работы пригодится им в будущей профессиональной деятельности, поможет стать грамотными специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания с помощью активных формых и методов обучения

Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями....

Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста в области экономических дисциплин

При преподавании экономических дисциплин - статистики, экономики организации, анализа финансово-хозяйственной деятельности по специальности 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет» использую методы ...

Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе   уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение  к...

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ МДК С ПРОГРАММАМИ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТИЛИСТИКИ И ИСКУССТВА ВИЗАЖА...