Основы садово-паркового искусства
рабочая программа

Гордеева Майя Павловна

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы садово-паркового искусства  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)  35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (базовая подготовка).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы садово-паркового искусства

2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы садово-паркового искусства  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)  35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство (базовая подготовка).

Организация-разработчик: ГБПОУ  РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»

Разработчики: Гордеева М.П. преподаватель ГБПОУ  РК  ПЛТТ  

Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.

Протокол  №     от            

Председатель Методического совета ______________________Н.А. Овчинникова

Принята на заседании Педагогического совета техникума

Протокол №   от            года

©  ГБПОУ  РК "Петрозаводский лесотехнический техникум"

@ Гордеева М.П. преподаватель


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

 

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ САДОВО-ПАРКОВОГО ИСКУССТВА

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (базовая подготовка).

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки),  профессиональной подготовке по рабочим профессиям в области садово-паркового и ландшафтного строительства.

        1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина  входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: 

  • определять стилевые особенности садово-паркового ландшафта;
  • формировать пейзаж ландшафта в соответствии со стилевыми особенностями.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 

  • историю садово-паркового искусства;
  • основные стилевые направления в садово-парковом искусстве;
  • элементы и компоненты садово-паркового искусства;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей  программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 144 ч, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 94 ч:

  • теоретических занятий – 52 ч;
  • практических занятий – 42 ч;

самостоятельной работы обучающегося - 50 ч.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

94

в том числе:

практические  занятия:

42

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

Промежуточная  аттестация в форме     экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

История развития садово-паркового искусства от древнего мира до первой половины 18 в.

( регулярное стилевое направление)

Тема 1.1. Введение. Садово-парковое искусство древнего мира и античности

Содержание учебного материала

6

1.

 Садово-парковое искусство и его связь со смежными дисциплинами. Задачи садово-паркового искусства. Роль садово-паркового искусства в зеленом строительстве.

2

2

2.

Этапы садово-паркового искусства (древний, допромышленный, промышленный). Сады древнего Египта, ассортимент растений, особенности планировки. Сады Двуречья, ассортимент растений, особенности планировки, сады Семирамиды.

2

2

3

Садово-парковое искусство античной Греции, основные периоды, типы сформировавшихся садов, особенности планировки и ассортимент растений. Садово-парковое искусство древнего Рима, основные периоды, типы сформировавшихся садов, особенности планировки и ассортимент растений. Древние культовые урочища Руси.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций.

Подготовка обзора планировочных особенностей планов садов Древнего мира в виде презентации, рефератов.

4

3

Тема 1.2 Средне-вековые европейские сады. Сады эпохи Возрожде-ния.

Содержание учебного материала

8

1.

Эпоха Средневековья, общая характеристика эпохи, периоды. Типы садов эпохи Средневековья, особенности планировки, ассортимент растений, сад-лабиринт. Сады арабов в Испании. Альгамбре. Генералиф. 

2

2

2.

Эпоха Возрождения, общая характеристика эпохи, периоды. Сады итальянских вилл эпохи Ренессанса. Рельеф, вода, особенности планировки и скульптура, используемые в садах итальянских вилл. Вилла Капрарола. Вилла Ланте. Вилла д Эсте.

2

Практические занятия №1

1.

Подготовка обзора планировочных  особенностей садов Средневековья в виде презентации.

2

3

Практические занятия №2

2

Подготовка обзора планировочных  особенностей садов эпохи Возрождения в виде презентации.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций.

Составление тестовых заданий по темам «Средневековые сады. Сады эпохи Возрождения».

3

3

Тема 1.3 Садово-парковое искусство стиля барокко и классицизма

Европейские сады стиля барокко.

Содержание учебного материала

6

1.

Французское садово-парковое искусство 17 века, отличительные черты. Причины возникновения стиля барокко. Основоположники  и создатели парков в стиле барокко. Отличительные черты стиля барокко на примере французских и немецких садов Версаля, Во-ле-Виконт, Херренхаузена.

2

2

Практические занятия№3

1

Подготовка обзора планировочных особенностей: резиденция Во-ле-Виконт, Версаль. Сделать презентацию.

2

3

2

Подготовка обзора планировочных особенностей: резиденция Во-ле-Виконт, Версаль. Сделать презентацию.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка доклада к семинару по теме «Знаменитые французские сады».

4

3

Тема 1.4. Регулярные сады России

Содержание учебного материала

16

1

Сады в древнерусском городе. Монастырские сады. Государевы и боярские сады. Аптекарские огороды. Верховые сады. Первые подмосковные сады. Образцовая усадьба Алексея Михайловича.

2

2

Принцип регулярности. Особенности русского регулярного паркостроения. Первые регулярные сады (на Яузе в Москве, Летний сад).

2

2

3.

Приморские «парадизы»: Петергоф, Ораниенбаум, Стрельна, малые усадьбы на берегах Финского залива в Прибалтике.

2

4

Становление отечественной школы при Петре I. Эволюция регулярного паркостроения в Петербурге и его окрестностях. Регулярные сады Царского села и Ораниенбаума, городские сады Петербурга.

2

5

Послепетровские ансамбли в Москве и провинциях. Кусково, Архангельское.

2

Практические занятия№4

1

Подготовка обзора планировочных особенностей регулярных садов города Пушкина и Финского залива (Царское село, Петергоф, Стрельна, Ораниенбаум).

2

3

Практические занятия№5

2

Подготовка обзора планировочных особенностей регулярных садов Москвы (Кусково, Архангельское).

2

3

Практические занятия№6

3

Подготовка обзора планировочных особенностей садов и парков Северо-Западного региона, Республики Карелия.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций.

Подготовка обзора планировочных особенностей планов садов и парков Северо-Западного региона в виде презентации  

Подготовка планировочных особенностей садов России 18 века в виде презентации или доклада.

8

3

Раздел 2.

История развития садово-паркового искусства второй половины 18 в. (пейзажное стилевое направление)

Тема 2.1 Садово-парковое искусство Китая и Японии.

Содержание учебного материала

6

1.

Парки Китая. Северное и южное направления в искусстве садов на примере парков Ихеюань и садов Лю в Сучжоу

2

2

2.

Парки Японии. Символизм в отображении садов, типологические черты японских садов

2

Практические занятия№7

1.

Подготовка обзора планировочных особенностей садов Китая и Японии. 

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций.

Подготовка обзора планировочных особенностей  планов японских и китайских  садов в виде презентации

4

3

Тема 2.2 Пейзажные парки Европы

Содержание учебного материала

10

1.

Смена стилевого направления. Причины, способствующие перемене стиля. Основные этапы становления нового стиля. Романтизм в отражении пейзажей. Теоретики ландшафтного искусства

2

2

2.

Парки Англии и Германии.  Отличительные стилевые особенности английских  и немецких парков. Парки Англии. Парк Стоу. Парк Чизвик. Пейзажные парки Германии. Мюскау. Вертлиц.

2

3

Пейзажные парки Франции. Эрминонвиль. Пейзажный парк Польши, Лазенки. Пейзажный парк Болгарии, Врана.

2

Практические  занятия№8

1

Подготовка обзора планировочных особенностей планов: парки Англии, парки Франции и Германии.

2

3

Практические  занятия№9

2

Подготовка обзора планировочных особенностей: парки Польши и Болгарии

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций.

Подготовка тестовых  заданий по теме «Пейзажные парки Европы»

3

Тема 2.3.

Пейзажные парки России. Современные стили устройства садов

Содержание учебного материала

18

1.

Особенности пейзажного паркостроения в России второй половины XVIII  века. Ранний классицизм.

2

2.

Особенности пейзажного паркостроения в России первой половиныXIX века. Романтизм.

2

3

3.

Особенности паркостроения в России второй половиныXIX – начала XX в.

2

4.

Садово-парковое искусство СССР. Марсово поле, Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького в Москве. Приморский парк Победы им. С. М. Кирова, Мемориальный комплекс в Берлине, Южно-Приморский  парк  им. В. И. Ленина.

2

5.

Формирование и утверждение империализма, озеленение городов. Беттерси-парк в Лондоне, Сефтон-парк в Ливерпуле, Бют-Шомон в Париже, Центральный парк в Нью-Йорке, Вашингтон-парк в Чикаго, Хумбольт-парк в Чикаго, лесопарк в Амстердаме. Характерные черты стиля модерн, эклектики и хай-тека.

2

Практические занятия№10

1

Подготовка обзора планировочных особенностей русских пейзажных парков.

2

Практические занятия№11

2.

Подготовка обзора планировочных особенностей ландшафтного искусства конца 19 и начала 20 веков. 

2

Практические занятия№12

3

Подготовка обзора планировочных особенностей планов современных парков за рубежом.

2

Практические занятия№12

4

Подготовка обзора планировочных особенностей планов современных парков за рубежом.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций. Подготовка презентации, реферата по теме «Пейзажные парки России».

12

3

Раздел 3

Элементы и компоненты  формирования пейзажа

Тема 3.1. Основные принципы формирования пейзажа

Содержание учебного материала

24

1.

Морфологические части (единицы) ландшафта. Антропогенный ландшафт. Связь с компонентами и морфологией ландшафта. Связь с классификацией ландшафтов.

2

2.

Рельеф, парки на равнинном рельефе, на склонах. Парки на холмах, парки в горной долине, овражной территории.

2

2

3.

Режим питающего поверхностного стока, форма водоемов, проектирование островов. Реки и ручьи, водопады, каскады, фонтаны

2

4.

 Аллеи. Группы из деревьев и кустарников, классификация. Возраст древесно-кустарниковых групп.

2

5.

Цветочные и декоративные травянистые растения, подбор ассортимента

2

Практические занятия№13

1.

Подготовка обзора планировочных особенностей планов парков на разных типах рельефа.

2

3

Практические занятия№14

2.

Подготовка обзора озеленения водных пространств.

2

Практические занятия№15

3.

Подготовка обзора по теме «Соотношение типов пространственных структур на примере боскетов, партеров  и куртин».

2

Практические занятия№16

4.

Выполнение эскиза композиции по теме «Соотношение типов пространственных структур на примере боскетов, партеров  и куртин».

2

Практические занятия№17

5.

Подготовка обзора по теме «Использование растительных элементов на примере древесно-кустарниковой группы»

2

Практические занятия№18

6.

Выполнение эскиза композиции по теме «Использование растительных элементов на примере древесно-кустарниковой группы»

2

Практические занятия№19

7.

Выполнение эскиза композиции по теме « Использование средств  ландшафтной композиции на примере фрагмента сада»

2

Самостоятельная работа обучающихся

Работа с конспектом лекций.

Выполнение эскиза фрагмента сада

12

3

Всего:

144

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей  программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Основы садово-паркового искусства

Оборудование учебного кабинета: 

  • 25 посадочных мест,
  • рабочее место преподавателя,
  • учебно-методический комплекс по дисциплине;
  • учебные стенды;
  • плакаты;
  • канцелярские и чертежные принадлежности

Технические средства обучения: 

  • компьютер с интернет-доступом;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • сканер;
  • принтер;
  • электронные носители для записи и хранения информации (флэш-диск (1гб), Диск CD-RW(700 мб))

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Сокольская О. Б. История садово-паркового искусства / О.Б. Сокольская - Издательство: ИНФРА-М, ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ, 2016 г.-  349 с.

 

Дополнительные источники:

  1. Дормидонтова В.В. История садово-парковых стилей / В.В. Дормидонтова - М., Академия, 2014. – 208 с.
  2. Евсеева З.Т.  Парки. Самые красивые и знаменитые сады / З.Т. Евсеева – М.: Аванта +, 2015. – 183 с.
  3. Клукерт Э. Садово-парковое искусство Европы от античности до наших дней / Э. Клукерт Пер. с нем. М.: Арт-Родник, 2008. - 496 с.
  4. Ожегова Е.С. Ландшафтная архитектура. История стилей. / Е.С. Ожегова - М.:Оникс, 2015. – 624 с

Интернет-ресурсы:

  1. Геодезическая информационная система: htt:www.geobook.ru.
  2. Официальный сайт научно-технической библиотеки СГГА. – Режим доступа: http://lib.ssga.ru/. – загл. с экрана.
  3. Электронно-библиотечная система научно-издательского центра «ИНФРА-М». – Режим доступа: http://znanium.com/. – загл. с экрана.
  4. Электронно-библиотечная система издательства «Лань». – Режим доступа: http://e.lanbook.com/. – загл. с экрана.
  5. Научная электронная библиотека. – Режим доступа: http://elibrary.ru/. – загл. с экрана
  6. http://www.lesoustroistvo.ru
  7. http://www.rosleshoz.gov.ru
  8. http:// www.consultant.ru.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь: 

  • Определять стилевые особенности садово-паркового ландшафта;
  • Формировать пейзаж в соответствии со стилевыми особенностями;

знать:

  • историю садово-паркового искусства 
  • Основные стилевые  направления в садово-парковом искусстве
  • Элементы и компоненты садово-паркового искусства;

Оценка выполнения  внеаудиторной самостоятельной работы, практических занятий.

Оценка за тестирование.

Оценка за экзамен.

Оценка выполнения  внеаудиторной самостоятельной работы, практических занятий.

Оценка за тестирование.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 - 100

5

отлично

80 - 89

4

хорошо

70 -79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменатором определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие по ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК 02.01. «Цветоводство и декоративное древоводство» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Учебное пособие по ПМ.02 Ведение работ по садово-парковому и ландшафтному строительству МДК 02.01. «Цветоводство и декоративное древоводство» для специальности 250109 «Садово-парковое и ландшафтное ст...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ЕН 03 Экологические основы природопользования основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»

Комплект контрольно-оценочных средств разработан по  дисциплинеобщего естественнонаучного учебного цикла Экологические основы природопользования на основе Стандарта и рабочей программы, предназна...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» для специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 «Основы почвоведения, земледелия и агрохимии» разработана соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и на основе ра...

Календарно-тематический план "Основы философии" специальность 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"

Календарно-тематический план "Основы философии" специальность 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"...

Практическое занятие по дисциплине "Основы менеджмента" "Проведение делового совещания по заданной теме" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"

Практическое занятие по дисциплине "Основы менеджмента" "Проведение делового совещания по заданной теме" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительств...

Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"

Рабочая программа по дисциплине "Основы менеджмента" для специальности 35.02.12 "Садово-парковое и ландшафтное строительство"...

Стили садово-паркового искусства

Все водоемы, даже искусственного происхождения, должны носить ярко выраженный природный характер: неровная береговая линия, естественное обрамление (галька, песок, околоводные растения).Пейзажный стил...