Ботаника
рабочая программа

Гордеева Майя Павловна

Рабочая программа учебной дисциплины «Ботаника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.01   Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учебная дисциплина "Ботаника"47.49 КБ

Предварительный просмотр:

 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БОТАНИКА

2019 г.


Рабочая программа учебной дисциплины «Ботаника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 35.02.01   Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки).

        

Организация-разработчик: ГБПОУ РК « Петрозаводский лесотехнический техникум»

Разработчик:  преподаватель ГБПОУ РК « Петрозаводский лесотехнический техникум»                        Гордеева М.П.

Рассмотрена на заседании Методического совета техникума, рекомендована к использованию в учебном процессе.

Протокол  №     от            

Председатель Методического совета ______________________Н.А. Овчинникова

Принята на заседании Педагогического совета техникума

Протокол №   от

© ГБПОУ РК «Петрозаводский лесотехнический техникум»

           © Гордеева Майя Павловна , преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                            Ботаника

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 35.02.01  Лесное и лесопарковое хозяйство (базовой подготовки) направления 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО  область образования СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована 

13376 – лесовод: 17531 – рабочий зеленого хозяйства;

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональная  дисциплина

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять основные виды споровых и травянистых растений;

- распознавать основные типы различных органов растений и их частей.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные вегетативные и генеративные органы растений;

- способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды;

- главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова;

- растения–индикаторы лесорастительных условий, лекарственные растения;

- редкие и исчезающие виды региона и мероприятия по их охране.  

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 132 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 88 часов;

самостоятельной работы обучающегося 44 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

132

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

88

в том числе:

     лабораторные занятия

12

     практические занятия

26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе: 

 Составление кроссвордов, конспектирование,

самостоятельное изучение отдельных тем 

44

 Промежуточная  аттестация в форме  экзамена

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Ботаника»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Морфология растений

              24 час

Тема 1.1. Введение. Ботаника – наука о растениях.  Общие положения морфологии растений

2

1

Тема 1.2. Основные вегетативные органы растений

2

1

Общий обзор вегетативных органов

2

Практическая работа№1: Изучение строения и функций стебля. Побег. Почки.

2

2

Практическая работа№2: Изучение строения и функций корня. Зоны корня. Типы корневых систем

2

Практическая работа№3: Изучение строения и функций листа. Типы жилкования. Формы листовой пластинки. Простые и сложные листья.

2

Самостоятельная работа №1« Метаморфозы стебля, корня, листа» 

4

Тема 1.3.Размножение растений, его типы и сущность. Способы вегетативного размножения.

2

1

Самостоятельная работа №2« Значение вегетативного размножения в природе и хозяйственной деятельности человека»

2

Тема 1.4 Генеративные органы растения. Общий обзор

2

1

2

Цветок, строение, функции. Соцветия. Плоды  Семена..

2

Практическая работа№4: Изучение строение, функции цветка. Соцветия и их виды.

2

Практическая работа№5: Изучение строения, классификации плодов.

2

Практическая работа№6: Изучение строения семян и всходов.

2

Самостоятельная работа №3 « Распространение плодов и семян»

2

Раздел 2

Анатомия растений

22 час

Тема 2.1 Общие положения анатомии растений.  Растительная клетка .

2

1

Самостоятельная работа №4«Строение растительной клетки. Митоз, мейоз»

2

Тема 2.2. Растительные ткани Общие понятия и классификация тканей

2

Строение и функции растительных тканей.

2

Лабораторная работа№1: Изучение анатомического строения растительных тканей.

2

2

Тема 2.3. Анатомия вегетативных органов растений. Анатомическое строение стебля

. Анатомическое строение корня, листа.

2

2

 Лабораторная работа№2: Изучение анатомического строения стеблей однодольных и двудольных травянистых растений.

2

2

Лабораторная работа №3 : Изучение анатомического строения стебля  хвойных

2

Лабораторная работа №4: Изучение анатомического строения стебля  лиственных деревьев.

2

Лабораторная работа №5: Изучение анатомического строения первичного и вторичного корня.

2

Лабораторная работа №6:  Изучение анатомического строения плоского листа и хвои.

2

Раздел 3.

Физиология растений

14ч.

Тема 3.1 Общие положения физиологии растений. Тема 3.2  Основы физиологии растительной клетки.

2

1

Тема 3.3 Водный режим растения. Устойчивость растений к неблагоприятным условиям среды Содержание.

2

1

Тема 3.4  Процессы ассимиляции и диссимиляции в растениях. Реакция фотосинтеза, ее условия. Природа и роль хлорофилла  в фотосинтезе. Влияние внешних и внутренних факторов на фотосинтез.

2

1

 

 Дыхание и его значение. Брожение.

2

Тема 3.5  Почвенное питание Усвоение  зольных элементов и азота растениями из почвы. Понятие потребности и требовательности в почвенном питании  

2

 1.

Тема 3.6  Рост и развитие растений Условия, влияющие на рост и развитие растений.

2

1.2

1

Понятие о росте и развитии растений.

2

Раздел 4

Систематика растений

28

Тема 4.1 Общие положения систематики растений Тема 4.2 Царство Дробянки. Подцарство Бактерии

2

1

3

3

Тема 4.3  Царство Грибы  Тема 4.4  Царство Растения. Низшие растения

Водоросли. Отдел лишайники. 

2

Тема 4.5  Царство Растения. Высшие споровые растения Отделы Моховидные.

2

Характеристика папоротниковидных, плауновидных, хвощевидных.

2

Практическая работа№7: Изучение отдела  Моховидных.

2

Самостоятельная работа №5«Значение грибов. Отдел зелёные водоросли, их строение, размножение, роль»

6

Самостоятельная работа №6 « Отдел хвощевидные»

6

Тема 4.6  Царство Растения. Высшие семенные растения. Характеристика высших семенных растений. Голосеменные.

2

Отдел Покрытосеменные, особенности строения, развития, размножения.

2

Эволюция покрытосеменных.

2

Практическая работа: Изучение отдела Голосеменных

2

1, 2

3

3

3

3

3

3

3

Практическая работа: Изучение классов Двудольные и Однодольные, их характеристика

2

Практическая работа: Изучение системы покрытосеменных. Характеристика главных семейств покрытосеменных.

2

Практическая работа: Знакомство с растительным покровом разных типов леса.

2

Практическая работа: Ознакомление с принципами построения определителя и методикой определения цветковых растений. Представители растений ,встречающиеся  в напочвенном покрове  лесов Карелии.

2

Практическая работа: Знакомство с редкими и исчезающими растениями Карелии.

2

Самостоятельная работа № 7«Систематика покрытосеменных»

6

Самостоятельная работа №8 « История развития растительного мира на Земле»

6

Самостоятельная работа №9 «Лекарственные растения Карелии»

6

Самостоятельная работа №10 « Физиология и систематика растений»

4

                                                                                                                     Итого

88

                               

Самостоятельная  работа

44

ИТОГО:

132

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории и кабинета Ботаники.

Оборудование учебного кабинета - лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся из расчета на 30 чел.

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект учебно-наглядных пособий: таблицы, гербарии растений,  коллекции плодов и семян для проведения лабораторно-практических работ,

- учебные  диски,

- комнатные растения.

Технические средства обучения:

- компьютер,

- мультимедиапроектор,

- графопроектор,

- микроскопы и микропрепараты,

- посуда, предметные и покровные стекла, пинцеты, препаровальные иглы

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Родионова А.С. и др., Ботаника, Москва, АСАДЕМА, 20014 г. 

               Дополнительные источники:

 Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Ботаника т.2, Москва, Оникс, 2007г.

Сергиевская Е.Б.Систематика высших растений, Санкт-Петербург, 2002г.

Власов Н.П. Практикум по лесным травам, Москва, Лесная промышленность, 1978г.

Дорохина Л.Н. и Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике, Москва, Просвещение, 1980г.

Раменская М.Л  Определитель высших растений Карелии, Петрозаводск, 1960г.

                     

               Электронные ресурсы:

  1. http://www.plantarium.ru/
  2. http://elementy.ru/biology
  3. http://www.licey43.ru/biblio/biolog/fotosin.htm
  4. http://www.megabook.ru
  5. http://www.aquaplants.ru/2007/12/05/priznaki_nedostatka_mineralnykh_veshhestv_u_rastenijj.html
  6. http://zhurnal.lib.ru/o/oleg_w_m/cdocumentsandsettingsolegmoidokumentychtotakoefitobiologijartf.shtml
  7. http://growplants.ru/Obschaya-informatsciya/multiply.html
  8. http://www.ecosystema.ru/07referats/geogr_rast.htm
  9. http://www.krugosvet.ru/enc/Earth_sciences/geografiya/PUSTINI.html
  10. http://www.rastitelnyj.ru/tundra3.htm
  11. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?R0pLlxt:l!nut:
  12. http://geography.kz/slovar/les/
  13. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/129106/
  14. http://www.botsad.ru/world5.htm
  15. http://www.stranymira.com/na/1169-severnaja-amerika-prirodnye-zony.html
  16. http://forest-russia.narod.ru/leszona.htm
  17. http://geobotany.narod.ru/theory5.htm
  18. http://biogeografiya.ucoz.ru/index/0-5
  19. http://www.botanika.ru/

           _________________________________________

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

-определять основные виды споровых и травянистых растений,

-распознавать основные типы различных органов растений и их  х частей

знания:

-основные вегетативные и генеративные органы растений,

-способы размножения, процессы жизнедеятельности растений, их зависимость от условий окружающей среды,

-главнейших представителей травянистых растений, их роль в формировании напочвенного покрова,

-растения-индикаторы лесорастительных условий, лекарственные растения,

-редкие и исчезающие виды региона и мероприятия по их охране.

1.Устный опрос

2.Оценка за тестирование

3. Оценка при решении задач по темам

4. Оценка выполнения практических и лабораторных работ

5. Оценка за экзамен

6. Оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (презентации, доклады, тесты, рефераты),

Промежуточная аттестация в форме  экзамена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по ботанике

В данной разработке представлены задания для внеаудиторной работы студентов по ботанике....

Праздник «Посвящение в юные натуралисты» по дополнительной общеразвивающей программе «Занимательная ботаника», I год обучения

Сценарий праздника " Посвящение в юные натуралисты" предназначен для руководителей детских объединений естественно-научной направленности в учреждениях дополнительного образования, а также для учителе...

Итоговое тестирование по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений"

Материал представляет собой тестовые задания в 2 вариантах для итоговой проверки уровня знаний студентов 2 курса специальностей СПО: "Агрономия" и "Садово-парковое и ландшафтное строительство"....

Календарно-тематический план по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений"

Календарно-тематический план по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений" рассчитан на 108 аудиторных часов и предназначен для специальностей "Агрономия" и "Садово-парковое строительство" С...

Презентация по учебной дисциплине Ботаника с основами физиологии растений "Что такое болото? Распространение болот на Земном шаре"

Данный материал представляет собой мультимедийную презентацию по теме "Что такое болото. Распространение болот на Земном шаре". Содержит информацию о том, что такое болото, какие бывают типы болот, че...

Методическая разработка занятия по дисциплине "Ботаника с основами физиологии растений" по теме "Корневые системы. Видоизменения корня"

Данный материал представляет собой методическую разработку занятия по теме "Корневые системы. Видоизменения корня" и предназначен для специальностей "Агрономия" и "Садово-парковое и ландшафтное строит...

Программа промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по дисциплине «Ботаника»

Промежуточная аттестация по дисциплине "Ботаника", проводится в форме дифференцированного зачета и обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента....