Методическая разработка учебного занятия по МДК 01,01 Методики проведения зоогигиенических мероприятий
методическая разработка

Методика проведения и лекционный материал теоретического занятия  для специальности 36.02.01 Ветеринария На тему "Почва ее войства, влияние на здоровье и продуктивность с/х животных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Коломенский аграрный колледж им. Н.Т. Козлова»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Учебного занятия по МДК 01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных   мероприятий

(зоогигиена)

Тема: Почва, ее свойства, влияние на здоровье и продуктивность животных. Процессы в почве, обеспечивающие ее самоочищение.

Специальность 36.02.01 Ветеринария

Разработчик:

Швецова Валерия Николаевна, преподаватель

 зооветеринарных дисциплин

высшей квалификационной категории

Рассмотрено

на заседании цикловой комиссии

зооветеринарных дисциплин

Протокол № ___ от «__» ______ 20__ г.

Председатель ЦК _Семанин Е.Г.

г. Коломна, 2021  г.

Аннотация

Почва — неотъемлемый объект экологической системы. Наряду с солнечным светом, водой и воздухом она является важнейшим компонентом среды обитания человека.

Почве принадлежит ведущая роль в круговороте веществ в природе. Это огромная естественная лаборатория, в которой непрерывно протекают разнообразные сложные процессы разрушения и синтеза неорганических и органических веществ, фотохимические реакции. В почве живут и гибнут патогенные бактерии, вирусы, простейшие и яйца гельминтов. Она является одним из основных путей передачи ряда инфекционных и неинфекционных заболеваний, гельминтозов. Почва может прямо или опосредованно оказывать токсическое, аллергенное, канцерогенное, мутагенное и прочие воздействия на организм человека. Недостаток или избыток микроэлементов в почве вызывает эндемические заболевания.

С почвой тесно связано количество и качество продуктов растительного и животного происхождения, т.е. питание человека, качество воды и растительных кормов сельскохозяйственных животных. Почва существенно влияет на климат местности. Поэтому необходимо знать закономерности процессов, протекающих в почве, в интересах охраны здоровья населения.

Настоящая методическая разработка содержит интегрированный учебный материал о свойствах почвы, как важном факторе обеспечения здоровья и продуктивности сельскохозяйственных животных. Приведены методы органолептической и лабораторной оценки свойств почвы.

Предназначена для преподавателей зоогигиены средних сельскохозяйственных учебных заведений.


Методика проведения учебного занятия

по ПМ 01. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий.

МДК 01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных   мероприятий

Тема: Почва, ее свойства, влияние на здоровье и продуктивность животных. Процессы в почве, обеспечивающие ее самоочищение.

Цели занятия:

- дидактическая - формирование  знаний о свойствах почвы, методиках их определения и влияния на здоровье и продуктивность животных, химических процессах в почве, обеспечивающих самоочищение;

ПК 01.   Обеспечивать оптимальные зоогигиенические условия содержания, кормления и ухода за сельскохозяйственными животными

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- воспитательная - формирование профессиональной ветеринарной  и экологической культуры;

- развивающая - развитие логического и аналитического мышления

Тип урока:    изучения нового материала

Время проведения: 90 мин.

Место проведения: учебная аудитория

Методы обучения: объяснение, демонстрация учебной презентации Педагогические технологии: интегрированного, развивающего обучения здоровьесберегающая, ИКТ

Межпредметные  и внутрипредметные связи: МДК 01 Тема 2.8. Инфекционные болезни и методики их профилактики , Тема 2.9 Гельминты и гельминтозы. Инвазионные болезни и методики их профилактики

Материалы и оборудование занятия: воздушно-сухая почва, мерные стаканчики, мензурка, сита, фильтровальная бумага.

ТСО: ноутбук, презентация

Учебная литература:

1. Гигиена содержания животных : учебник / А. Ф. Кузнецов, В. Г. Тюрин, В. Г. Семенов [и др.] ; под редакцией А. Ф. Кузнецова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 380 с. — ISBN 978-5-8114-5279-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/139267.

2.Гигиена животных/ / А.Ф. Кузнецов, М.С. Найденский, А.А. Шуканов, Б.Л. Белкин – М.: Колос, 2001

3. Лабораторный практикум по общей зоогигиене : учебное пособие / А. Ф. Кузнецов, В. Г. Тюрин, В. Г. Семенов [и др.] ; под общей редакцией А. Ф. Кузнецова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-4943-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129086 .

План учебного занятия:

1.Почва и почвообразовательный процесс.

2.Характеристика основных свойств почвы,  методик из определения.

3.Процессы самоочищения почвы.

4.Санитарная охрана почв.

Технологическая карта проведения занятия

Этапы занятия

Цели этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.Организационный момент

Первичное введение в тему занятия

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, создает благоприятную атмосферу

Приветствуют преподавателя, подготавливают рабочие тетради и учебники

2.Формулировка темы, постановка целей и задач, мотивация, определение способа действия группы

Активизация студентов

Называет тему, обосновывает ее важность для получения избранной специальности, демонстрирует на презентации план проведения занятия

Воспринимают информацию  от преподавателя

3.Актуализация ранее полученных знаний

Выявление межпредметных знаний

Организует фронтальный опрос

Отвечают на вопросы преподавателя

4. Изучение нового материала по плану

А) Почва и почвообразовательный процесс.

Б) Характеристика основных свойств почвы,  методик из определения

В) Сущность процессов самоочищения почвы

Г) Мероприятия по санитарной охране почв.

Формирование новых знаний

Объясняет новый материал, демонстрирует учебную презентацию

Слушают, делают конспект в тетради

4. Закрепление нового материала (рефлексия)

Активизация студентов в ответах на вопросы

Проводит фронтальный опрос

Отвечают на вопросы

5. Подведение итогов учебного занятия. Аттестация студентов

Обобщение, аттестация

Обобщает содержание занятия. Называет оценки студентов

Участвуют в обобщении содержания занятия

6. Окончание занятия

Поддержание дисциплины и порядка в аудитории

контролирует

Убирают рабочие места в аудитории

Учебная лекция

Тема: «Почва, ее свойства влияние на здоровье и продуктивность сельскохозяйственных животных»

Почва – это поверхностный слой земной коры, состоящий из твердых частиц, воды, почвенного воздуха и живых организмов. В почве происходит круговорот макро и микроэлементов. Почва оказывает влияние на формирование климата и микроклимата, минеральные и органические части почвы обеспечивают условия для произрастания растительности.

Почва формируется из горных пород, по составу, которых определяют ценность её для использования (под строительство животноводческих помещений, под пастбища и сенокосы). Чаще всего в почве встречается бесцветный кварц, розовый или белый шпат, слюда, апатит, магнетит, углекислая известь, каолинит и др.

Характер воздействия почвы на животных зависит от её механического состава, физических и биологических процессов. Санитарное и эпизоотологическое состояние почвы имеет большое значение для предупреждения заболеваний животных.

Механические свойства. Почва состоит из частиц различной величины.

Они представляют собой обломки горных пород, первичные и

вторичные минералы, гумусовые вещества и продукты их взаимодействия с

минеральными компонентами почвы.

Механические элементы в зависимости от размера подразделяют на фракции: больше 3мм - камни, 3-1мм — гравий, песок 1-0,05мм (крупный, средний, мелкий), пыль – 0,05-0,001 (крупная, средняя, мелкая), ил – 0,001-0,0001 (грубый, тонкий) и коллоиды меньше 0,0001. Сумму всех механических элементов почвы размером меньше 0,01мм называют физической глиной, а больше 0,01мм – физическим песком. Кроме того, выделяют мелкозем, в который входят частицы меньше 1мм, и почвенный скелет – частицы больше 1мм.

Если в почве содержится до 90% песка и до 10 % глины, ее называют песчаной;

от 10 до 30 % глины - супесчаной;

от 30 до 50 % глины - суглинистой;

 более 50 % глины - глинистой.

В черноземной почве гумус (растительный перегной) составляет более 20 %. В торфе содержится большое количество органического перегноя (50-80 %).

Бывают почвы крупнозернистые и мелкозернистые У крупнозернистых объем пор меньше. У мелкозернистых – объем пор больше - 80-90%.

Окраску почве придает гумус (перегной) в результате внесения больших доз навоза. Цвет почвы может быть темным (черным), светло-серым, светло-желтым и других оттенков в зависимости от количества находящихся в ней органических веществ и примесей. Почвы, бедные гумусом, органическими веществами, имеют светло-серую (подзолистые) или светло-желтую (песчаные, глинистые) окраску, содержат малые количества биологически активных минеральных соединений.

3. Определение структуры и типа почвы. После высушивания пробы почву рассматривают на бумаге или тарелке и предварительно определяют ее тип и структуру.

4. Определение механического состава почвы.

Для определения соотношения частиц почвы по их размеру применяют набор сит с разным диаметром отверстий. Чаще всего такие наборы состоят из 5-7 сит с отверстиями диаметром 10, 7, 5, 3, 2, 1, 0,25 мм. Складывают сита так, чтобы они плотно входили одно в другое. 

Рис. 1. Набор сит для определения механического состава почвы.

 В верхнее сито, с самыми крупными отверстиями, насыпают 100 г разрыхленной воздушно-сухой почвы, закрывают его крышкой и, осторожно сотрясая весь набор, просеивают пробу.

После просеивания почвы взвешивают содержимое всех сит и определяют соотношение частиц разного размера, ее механический состав. 

От размера частиц, составляющих почву, и их соотношения зависит обмен почвенного воздуха с атмосферным. Насыщение почвы кислородом необходимо для процессов окисления органических веществ.

В структурной почве создаются оптимальные условия водного, воздушного и теплового режимов, что в свою очередь, обуславливает доступность питательных веществ для питания растений и развитие микробиологической деятельности.

Пористость — это суммарный объем всех пор между частицами твердой фазы почвы. Выражается она в процентах к общему объему почвы. Для минеральных почв интервал показателей пористости составляет 25—80%. Между пористостью и плотностью существует обратная зависимость: чем плотнее почва, тем меньше ее пористость.

Пористость имеет большое санитарно-гигиеническое значение. С санитарной точки зрения лучшей считается почва с большой воздухопроницаемостью, где лучше снабжение О2 , необходимым для самоочищения. От объема пор почвы зависит ее аэрация. При пористости мене 60—65% создаются оптимальные условия для процессов самоочищения почвы.

Для определения объема пор почвы берут мерный цилиндр, наливают в него 50 мл воды и высыпают 50 мл исследуемой почвы. Смешав почву с водой, отмечают на цилин дре общий объем. В результате заполнения пространства водой (пор между частицами почвы) общий объем смеси будет меньше 100 мл. Разница между заданным объемом и фактическим составит объем пор почвы.

Пример расчета. После смешивания 50 мл воды и 50 мл почвы объем составил 85 мл. Следовательно, поры почвы занимают объем 15 мл (100 - 85), или 30 %: 50-100.

Взятие пробы почвы для исследования. Пробы почвы должны отражать средние показатели определенного земельного участка. Берут их специальным буром или чистой лопатой. Предварительно с поверхности почвы убирают (удаляют) растительность и другие посторонние предметы. Образцы почвы отбирают в хорошую сухую погоду на различной глубине в зависимости от поставленной задачи. Каждую пробу массой 2—3 кг помещают в стеклянные банки с притертой пробкой или в чистый полиэтиленовый пакет, прикладывают записку с указанием даты, места и глубины взятия образца. В лаборатории отобранные пробы почвы рассыпают тонким слоем на листы бумаги, раздавливают слежавшиеся комки и высушивают на воздухе. Для анализа отбирают 0,5—1 кг, остальную часть хранят. Перед началом лабораторных исследований из образца почвы удаляют корни и другие нехарактерные примеси, взвешивают их для установления процентного содержания.

Физические свойства: плотность почвы, t°, влажность, водопроницаемость, капиллярность, и др.

Плотностью почвы называется масса единицы объема сухой почвы, взятой в естественном сложении. Выражается в г/см3.

Плотность твердой фазы почвы — это отношение массы ее твердой фазы к массе воды в том же объеме при 4 °С.

 Температуру почвы в гигиенических целях измеряют при выборе мест для устройства летних лагерей, тырл или стойбищ животных ранней весной или поздней осенью, на пастбищах и в загонах с помощью специальных термометров.

Водоподъемная способность (капиллярностьпочвы зависит от ее механического состава, т. е. чем меньше размер частиц почвы, тем выше подъем влаги по капиллярам. Высокая капиллярность нередко служит основной причиной сырости почвы, помещений, если не приняты соответствующие меры (гидроизоляция).

Водоподъемную способность почвы определяют в лабораторных условиях. Для этого в штатив устанавливают стеклянные трубки диаметром 2,5—3 см (с сантиметровыми делениями и длиной 1 м). Нижние концы трубок обвязывают полотном. Каждую трубку заполняют исследуемой почвой, нижние концы трубок погружают в стаканы или ванночки с водой на глубину 0,5 см. Следят за скоростью и высотой поднимающейся по капиллярам воды, отмечая ее уровень через 5,10, 30 и 60 мин. В среднем по 3-м пробам получают результаты водоподъемной способности посвы.

Фильтрационная способность (водопроиицаемость) почвы — скорость просачивания воды через почвы различных типов — зависит от их структуры. Водопроницаемость имеет большое санитарно-гигиеническое значение, поскольку определяет водно-воздушный режим почвы. От водопроницаемости почвы зависит возможность использования ее для очистки сточных вод, твердых и жидких бытовых отходов, которые образуются в населенных пунктах. С водопроницаемостью почвы связана возможность загрязнения подземных источников водоснабжения опасными в санитарном отношении поверхностными стоками с территории населенных мест и сельскохозяйственных угодий. Фильтрационную способность почвы характеризует коэффициент фильтрации, под которым понимают длину пути, которую проходит вода за единицу времени, вертикально двигаясь в почве под действием силы тяжести. Например, для среднезернистых песков коэффициент фильтрации, составляет 0,43 м/сут, для мелкозернистых - 0,043 м/сут, для суглинков - 0,0043 м/сут. Чем выше фильтрационная способность почвы, тем выше коэффициент фильтрации.

Для определения водопроницаемости сухой измельченной почвы берут стеклянную трубку диаметром 3—4 см и длиной 25—30 см (рис. 3). Отмерив от нижнего конца трубки 20 и 24 см, отмечают эти уровни на стекле. Нижний конец трубки обвязывают тонким полотном и при встряхивании наполняют исследуемой почвой до нижней черты (на 20 см). Укрепив трубку в штативе вертикально, подставляют под ее нижний конец мерный цилиндр с воронкой. Мерный цилиндр должен быть одинакового диаметра с трубкой. На цилиндре делают отметку снизу на уровне 4 см. Зафиксировав время, осторожно наливают в трубку на почву слой воды высотой 4 см, все время поддерживая этот уровень над почвой…… не все

Влагоёмкостью называют наибольшее количество воды, которое может удерживать почва. Обычно она выражается в процентах от массы сухой почвы. На участках почвы с высокой влагоемкостью может наблюдаться отсыревание полов, стен, ограждающих конструкций помещений замедляется разложение органических веществ.

Определение: В стеклянный цилиндр с сетчатым дном насывают 100 г воздушно-сухой почвы. Взвешивают цилиндр с почвой. Погружают цилиндр в воду. Наблюдают за появлением воды в верхнем слое  почвы. Вынимают цилиндр из воды, ждут пока стечет невпитавшаяся вода. Взвешивают цилиндр. Определяют разницу между первым и вторым взвешиванием. Разница указывает на массу влаги, удерживаемой почвой.

Например: масса цилиндра с сухой почвой 150 г, масса цилиндра после поглощения воды 170 г. Разница 20 г, следовательно влагоемкость равна 20%

Химические свойства почвы. Она состоит из неорганической и органической части. Органическая часть – это остатки растительного и животного происхождения, среди которых особое значение имеют гуминовые вещества.

Неорганическая часть составляет 80-90% массы почвы, источником минералов являются горные породы. В составе глинистой почвы преобладают соединения алюминия, в песчаных – соединения кремния, в известковых – кальция. Химический состав почвы имеет важное значение для плодородия, ботанического состава произрастающей на ней растительности и химического состава кормов. Минеральные вещества, содержащиеся в почве и воде имеют важное значение для обмена веществ в растениях и организме животных.

Большинство веществ в почве находится в виде коллоидных растворов. Их принято называть литосферными растворами.

Что еще входит в состав литосферного раствора?

  • ионные формы (фосфаты, сульфаты и хлорные ионы)‮
  • кальций, натрий. литий, калий,`железо, аммоний
  • Иод, цинк

Реакция может быть кислой, щелочной или нейтральной. Реакция почвенного раствора выражается символом рН – показывающим степень концентрации Н в почвенном растворе, или количеством Н-иона в листе раствора.

При избыточном или недостаточном содержании минеральных веществ в почве, воде и кормовых растениях в организме животных нарушается обмен веществ, развиваются патологии.  Например, при недостатке йода – развивается эндемический зоб, при недостатке фтора – кариес. При избытке в почве и воде стронция и кальция – развиваются болезни костно-суставной системы (остеопороз и остеомаляция). Недостаточность микроэлементов в почве Cu, Co, J, F, Mn, Zn отражается на качестве зеленых кормов и компенсируется минеральной подкормкой животных.

Чем выше уровень естественного плодородия почвы, тем выше эффективность выращивания сельскохозяйственных культур Доступность минеральных элементов почвы и удобрений для питания растений в течение вегетационного периода сильно изменяются в зависимости от климатических условий, влагообеспеченности почвы, микробиологических процессов, физиологического состояния растений. Поэтому внесение основных удобрений часто не позволяет достигнуть уровня планируемой урожайности растений, а коэффициенты использования удобрений не превышают 25-40% для азотных, 8-10% для фосфорных и 15-20% для калийных.

Для построения сбалансированного минерального питания растений необходим постоянный контроль различных параметров почвы и растений. Применение портативных приборов позволяет получать оперативную информацию о состоянии почвы и растений. Приборы просты и удобны в использовании и позволяют грамотно контролировать питание растений не только сотрудниками специализированной лаборатории, но и специалистами хозяйств. 

Оперативное выявление нарушения минерального питания растений и своевременная коррекция с помощью различных агротехнических приемов, применения эффективных минеральных и органо-минеральных удобрений, стимуляторов роста и развития растений снижает риски потери продуктивности растений при действии стрессовых факторов.

Темная (черная) окраска указывает на содержание в почве большого количества органических веществ. При санитарной оценке такой почвы следует учитывать, что В таких почвах патогенные микроорганизмы встречаются чаще.

Человек своей деятельностью влияет на химический состав почвы, например:

- внесение удобрений;

- осушение или обводнение;

- использование ядохимикатов.

В почве могут находиться радиоактивные и токсичные вещества.

Показателем наличия в почве посторонних химических в-в явл.- запах. Запах почвы можно определить непосредственно на месте, при взятии пробы. Для этого пробу почвы помещают в колбу, заливают горячей водой, закрывают пробкой и встряхивают, затем открывают пробку и определяют запах. Чистая, незагрязненная почва не имеет запаха. Гнилостный, аммиачный, сероводородный и другие запахи свидетельствуют о загрязнении почвы навозом, мочой, неочищенными сточными водами, трупными остатками животных.

Эпизоотологическое значение почвы. Почва населена микроорганизмами, грибами, водорослями, плесенями и пр. В 1 г почвы их количество составляет сотен тысяч и миллионов. Основной пищей для микроорганизмов служат отмершие растения и истлевшие остатки животных. Основная масса микроорганизмов находится на глубине 5-15 см. С увеличением глубины, их количество резко уменьшается.

Биохимические процессы в почве, обеспечивающие ее самоочищение

1. Разложение органических веществ (остатков растений, трупов животных) с выделением NH3. Процесс аммонификации происходит с участием гнилостных бактерий при t  ≥ 10°С и при доступе О2 . В процессе участвую такие микроорганизмы как: картофельная бацилла, сенная бацилла, чудесная палочка, протей, клостридии.

2. Химическое преобразование аммиака и аммиачных солей до нитратов (солей азотистой кислоты) – нитрификация

NH3  →   HNO2   →  HNO3 .                                                                                                     Азотистая кислота

В процессе участвуют нитробактерии, которые лучше развиваются в чисто минеральных средах.

3. Преобразование нитратов в нитриты – денитрификация. Происходит с участием азотобактерий.

4. Синтез органических веществ с образованием гумуса.

Санитарно-показательными микроорганизмами почвы является кишечная палочка и клостридии перфрингенс (спорообразующий анаэроб).

Патогенные микроорганизмы могут длительное время служить источником инфекции (возбудитель рожи свиней сохраняет свою жизнеспособность 4,0-4,5 мес., вирус ящура – 7-146 дн., бешенства – 2-3 мес., а бактериального бруцеллеза, лептоспироза, туберкулеза долго в почве не сохраняются). Спорообразующие микробы ботулизма, сибирской язвы, столбняка живут в почве 15-25 лет.

В почве бактерии тифо-паратифозной группы могут находиться до 400 дней, дизентерии – до 100 дней, яйца аскарид – до 1 г.

         Пробы почвы для бактериологического анализа отбирают не менее чем с двух участков площадью 25 м2, причем один из них должен находиться вблизи источников загрязнения. Для составления средней пробы на каждом участке почву берут в пяти точках по диагонали или в пяти точках, расположенных конвертом, с глубины до 20 см стерильным инструментом (маленькая лопатка или совок).

Пробы почвы из более глубоко залегающих слоев (0,75 - 2 м) следует брать буром. При отсутствии бура выкапывают яму необходимой глубины и стерильным совком отбирают пробы с каждого горизонта, начиная с нижнего.

Для исследования почвы полей орошения и огородов пробы берут на глубине нахождения в ней клубнеплодов (30 см). Среднюю пробу составляют из трех отдельно взятых с каждой гряды проб.

При изучении влияния почвы на санитарное состояние подземных вод и водоемов пробы следует брать с глубины 0,75 - 2 м. На кладбищах и скотомогильниках пробы берут с глубины 25 см и ниже глубины захоронения, а на участках для обеззараживания хозяйственно-бытовых отбросов - с глубины 25,100 и 150 см.

Пробу почвы (200-300 г) помещают в стерильную банку и накрывают слоем ваты. Горлышко банки обертывают бумагой и перевязывают. На банку ставят номер и наклеивают записку, в которой указывают необходимые данные (дату, место отбора пробы). Если проб несколько, банки с почвой укладывают в деревянный ящик с гнездами и отправляют в лабораторию.

В лаборатории почву освобождают от щебня, стекла, корней и т. п., после чего просеивают через стерильные сита с отверстиями диаметром 3 мм. Затем образец почвы перемешивают и из него отбирают 30 г для разведения. Если невозможно провести бактериологические исследования вдень отбора почвы, допускается ее хранение не более 24 ч при температуре 1-2 °С.

3. Для характеристики санитарного состояния почвы особую ценность имеет установление коли-титра водной вытяжки почвы, поскольку наиболее частым источником заражения ее служат фекалии животных и людей, с которыми в почву может попадать различная патогенная микрофлора.

Под коли-титром подразумевают наименьшее количество посевного материала, при внесении которого в питательную среду наблюдается развитие бактерий кишечной группы.

Для анализа 30 г почвы помещают в стерильный сосуд вместимостью 500 мл, добавляют 270 мл стерильной водопроводной воды. После взбалтывания в течение 10 мин из полученной суспензии без отстаивания получают разведение 1: 10.

1 мл приготовленной суспензии стерильной пипеткой переносят в пробирку, куда приливают 9 мл стерильной воды. Получается разведение 1:100. Таким же образом приготавливают последующие разведения: для чистых почв 3-4 разведения (1:1000,1:10 000), для загрязненных – 4-6 разведений (1:10000, 1:1 000000).

Исследуемую суспензию почвы в убывающих количествах вносят в питательную среду. Чашки Петри с засеянными средами помещают на 24 ч в термостат при температуре 37-43 °С. После этого определяют наличие (отсутствие) изменений в питательной среде под влиянием роста кишечной палочки; минимальное количество внесенной в среду суспензии почвы, в котором были обнаружены эти микроорганизмы, допуская, что попадание одного микроба вызывает видимые изменения в среде.

При микробиологических исследованиях с санитарной точки зрения имеет значение не только общее количество микробов, в том числе анаэробов, в почве, хотя оно обычно и соответствует содержанию органических веществ в ней, но и качественный (видовой) их состав.

Таблица.1. Санитарное состояние почвы

Показатель  

 

Почва    

 

   

чистая

загрязненная

|сильно загрязненная

Число яиц ггельминтов (в 1 кг)

До 100

100 и более

Число личинок, куколок мух

До 100

100 и более

(на 25 м2)

 

 

 

Титр:

 

 

 

кишечной палочки

1,0 и выше

0,01-0,9

0,009 и ниже

В. perfringens

0,01 и выше

0,0001-0,009

0,00009 и ниже

Нитрифицирующих микроорганизмов

0,1 и выше

0,001-0,09

0,0009 и ниже

Содержание, мг/кг:

 

 

 

химически вредных веществ

пдк

Превышение ПДК Превышение ПДК

 

 

в 10-100 раз

более, чем в 100 раз

Мероприятия по санитарной охране почв

  1. Утилизация трупов труп павшего или убитого животного служит источником распространения инфекции. Поэтому немедленно после гибели животного ветврач должен осмотреть тру и дать указания о способе его утилизации. Для утилизации трупы животных доставляют спец. автотранспортом в ящиках на утилизационные заводы. Автомашину сразу после вывозки трупов необходимо очистить и продезинфицировать.

Таблица 2.   Способы уничтожения трупов животных

Утилизация на утилизационных заводах

Сжигание

Обеззараживание в биотермических ямах

Захоронение на скотомогильник

Принимают трупы животных и конфискаты независимо от причин падежа, отходы рыбной, сырьевой промышленности

-первичная обработка (вскры),

-термическая обр.

- выработка прод.

-хранение продук.

Трупы, павших от инфекции спорообразующей микрофлоры, при особо опасных болезнях;

В трупосжигательн. печах и на кострах.

Роют крестообразно две ямы, на середине кладут бревна,  на них труп На дно ямы –дрова. Труп сгорает за 6-7ч

Яму устраивают в 2-3 км от жилых помещений; Глубина ямы 9-10 м, диаметр 3 м, сверху две крышки. Рядом бетонная площадка для вскрытия трупов;

Трупы павших от незаразных болезней; Наименее пригодный способ из-за инфицирования почвы на большую глубину;

2) Уборка навоза. Навоз удаляют из помещения вместе с подстилкой и складируют для биотермического обеззараживания на территории навозохранилища

Навозохранилище устраивают на расстоянии 100-200м от жилого сектора и животноводческих помещений с подветренной стороны. Устраивают котлован глубиной 25 см с уклоном посередине, шириной 3 м. Дно и бока цементируют. Навоз укладывают в смеси с соломой, землей, сверху бурт накрывают торфом или соломой. Навоз от животных, больных сапом, бешенством, энцефаломиелитом и др. сжигают на территории скотомогильника.

Чтобы быть пригодным для внесения на поля, навоз должен быть созревшим, т.е. его органические вещества подвергнуты микробному и ферментативному разложению.

- На предприятиях, где удаляют навоз гидросмывом, получают жидкий навоз, его разделяют на жидкие и твердые фракции. Твердые фракции обеззараживают биотермически, а жидкую выдерживают в специальных биотермических прудах в течение 4-8 мес., а потом вносят на поля. Экономически выгодным является компостирование навоза в смеси с торфом.

Сооружения для очистки и обеззараживания сточных вод размещают на расстоянии не менее 60 м от животноводческих предприятий, с подветренной стороны от жилого сектора. Территорию огораживают. Искусственные методы обеззараживания происходят в специальных сооружениях – аэротенках, метатенках, окислительных траншеях и др.В них происходит разложение органических веществ под действием кислорода и температуры 550 С.

К химическим методам относят обеззараживание навоза и сточных вод методами хлорирования, озонирования, обработки формальдегидом, аммиаком, хлорным железом, известью.

3) Дезинфекция почвы. Обработка осуществляется в зависимости от конкретного случая проявления болезни: растворами формальдегида, едкого натра, сухой хлорной известью, эмульсией феносмалина, обработку газом –бромистым метилом или окисью этилена.

Выводы:

- эффективность использования почвы зависит от ее механических, физических, химических свойств и эпизоотического состояния;

- необходимо знать характеристики свойств почвы в зоне расположения животноводческого предприятия, исследовать химический состав грунтовых вод и растительных кормов. При выявленном дефиците макро и микроэлементов необходимо ввести в рацион сельскохозяйственных животных соответствующие подкормки для профилактики нарушения обмена веществ;

- важно грамотно осуществлять мероприятия по санитарной охране почв для профилактики распространения инфекционных и инвазионных болезней животных и человека;


       Приложение А

Классификация почв по механическому составу (по Н.А. Качинскому)

Название
почвы по механическому составу

Содержание
физической глины (частиц < 0,01 мм) в %

Содержание
физического песка (частиц >0,01 мм) в %

ПОЧВЫ

подзолистоготипа почвообразования (ненасыщ.
основан.)

степного типа
почвообразования красноземы и желтоземы

солонцы и сильно
солонцеватые почвы

подзолистоготипа почвообразования (ненасыщ.
основан.)

степного типа
почвообразования красноземы и желтоземы

солонцы и сильно
солонцеватые почвы

песок рыхлый

0-5

0-5

0-5

100-95

100-95

100-95

песок связный

5-10

5-10

5-10

95-90

95-90

95-90

супесь

10-20

10-20

10-15

90-80

90-80

90-85

суглинок легкий

20-30

20-30

15-20

80-70

80-70

85-80

суглинок средний

30-40

30-45

20-30

70-60

70-55

80-70

суглинок тяжелый

40-50

45-60

30-40

60-50

55-40

70-60

глина легкая

50-60

60-75

40-50

50-35

40-25

60-50

глина средняя

65-80

75-85

50-65

35-20

25-15

50-35

глина тяжелая

>80

>85

>65

<20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ практических занятий по МДК.01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий

В методических указаниях представлены рекомендации по выполнению практических работ, методика их проведения по МДК.01.01. Методики проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарны...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания

Разработка урока по учебному предмету  Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...