Методическая разработка урока "Пироплазмидозы"
методическая разработка

Бугакова Анна Николаевна

В данной разработке показана методика проведения комбинированного урока по ПМ01 "Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий" на тему «Пироплазмидозы. Систематика, морфология, биология пироплазмид».

                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrab.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по ПМ 01 «Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий»

на тему «Пироплазмидозы»

Введение

              С первых лет организации науки о простейших особое внимание привлекла группа кровепаразитарных болезней сельскохозяйственных животных. На территории нашей страны были установлены пироплазмидозы лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз, свиней и собак.

            Ущерб от таких болезней складывается из многих факторов: непосредственная гибель животных, вынужденный их убой, а также снижение на длительный срок продуктивности, воспроизводительной способности, работоспособности, задержка в росте молодняка, большие затраты, средства и время на проведение лечебно-профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий. Эти болезни задерживают работу по улучшению местных пород, так как вновь ввозимый породистый скот тяжело болеет и чаще, по сравнению с местным, гибнет              

           Целью разработки является оказание помощи начинающим преподавателям специальных дисциплин в подготовке и проведении комбинированного урока. Выбранная тема  имеет огромное практическое значение. Так как эти болезни очень опасны для животных, то преподавателю нужно объяснить как  можно более подробно и понятно морфологию, биологию простейших, а также симптомы, методы диагностики и способы лечения пироплазмидозов, чтобы будущие специалисты могли правильно и точно ставить верный диагноз и дифференцировать их от других не менее опасных заболеваний.

Подготовительный этап

                                                                                                                                                                                                                           

       Любой урок требует большой и тщательной подготовки. В приготовлении к каждому занятию должны принимать участие, как преподаватель, так и студенты.

        При подготовке комбинированного урока, где проверяются знания студентов по прошедшей теме, проводится изложение нового материала, а также первичная проверка знаний, преподаватель должен объяснить студентам актуальность данной темы, цели и задачи урока.

         Перед проведением занятия преподаватель должен подготовить раздаточный материал, а именно карточки индивидуального задания, инструкционные карты, кроссворды, а также наглядные пособия: плакаты, таблицы, схемы.

          В то же время студенты должны также принимать непосредственное участие в подготовке к уроку. Для этого преподаватель раздает задания для самостоятельной работы, то есть студенты должны подготовить рефераты к данному занятию. Студентам для подготовки рефератов необходимо использовать не только сведения, взятые из учебника данной дисциплины, но и дополнительные источники (статьи из журналов, газет и т. д.)

           Именно в подготовке комбинированного урока задействованы в равной мере и преподаватель и студенты.

     

                                                  План занятия

по ПМ. 01 Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий

Тема урока: Пироплазмидозы

Цели урока:

образовательная: изучение точной систематики, морфологии, биологии и диагностики пироплазмид;

развивающая: развитие врачебного   и логического мышления, познавательной потребности, активизация мыслительной деятельности;

воспитательная: привитие любви к данной профессии, гуманного отношения к животным.                   

 Задачи урока:

  • студент должен знать систематику, морфологию и биология пироплазмид;
  • студент должен уметь различать семейства и виды пироплазмид по величине, расположению, размерам в местах их локализации, правильно поставить диагноз, разработать схему лечения

Вид занятия: урок

Тип урока: комбинированный урок

Межпредметные связи: биология, фармакология, эпизоотология, ветеринарно-санитарная экспертиза, клиническая диагностика

Наглядные пособия: презентация

                               

                                                 Структура урока  

             

 

п/п

Элементы занятия

Изучаемые вопросы

Методы обучения

Время

1

Организационный момент

словесный

5 мин

2

Закрепление пройденного материала

словесный,

карточки индивидуальных заданий, фронтальный опрос, разгадывание кроссворда

15 мин

3

Изложение новой темы

- систематика, морфология пироплазмид

- симптомы при пироплазмидозах

- эпизоотология пироплазмидозов

словесный

наглядный

45 мин

4

Закрепление нового материала

практический, словесный, разгадывание кроссворда, графологический диктант

15 мин

5

Подведение итогов

словесный

5 мин

6

Домашнее задание

Лекционный материал, презентация

словесный

2 мин

7

Рефлексия

3 мин

                 

Методика проведения урока

        

    1. Организационный момент- начало занятия.

     В это время преподавателю и студентам очень важно и необходимо настроиться на одну волну. Преподаватель должен провести перекличку присутствующих на занятии студентов, а также проверить их готовность к уроку. После этого ему нужно объявить тему урока, актуальность ее на сегодняшний день, раскрыть цели и задачи, план урока.

      2. Закрепление пройденного материала.

     После проведения организационного момента преподаватель проводит опрос по прошедшей теме. Для закрепления знаний по пройденной теме применяются несколько вариантов проверки.

      Для того чтобы задействовать как можно большее число студентов для проверки их знаний, применяют фронтальный опрос. Во время фронтального опроса преподаватель сначала задает вопрос, затем вызывает студента, который отвечает у доски или с места. В это время внимание аудитории обращено на преподавателя, так как в любой момент могут спросить одного из студентов.

      Перед началом проведения фронтального опроса трем-четырем студентам раздаются карточки индивидуального задания. В этих карточках написано несколько вопросов, на которые студенты должны как можно более подробно ответить. После проведения фронтального опроса карточки сдаются для проверки, которую осуществляют или сам преподаватель, или студент-отличник.

              3. Изложение нового материала.

       После повторения материала прошлой темы преподаватель начинает объяснение новой темы – «Пироплазмидозы животных». При этом преподаватель повторяет еще раз цели и задачи, план урока.

Изложение новой темы начинается с объяснения морфологии, биологии, систематики простейших. Так как у пироплазмид описано много видов, то на систематике нужно остановиться подробнее, объяснить локализацию, морфологию и развитие представителей каждого семейства. Также нужно заострить внимание студентов на симптомах и патогенезе пироплазмид, так как их клинические признаки могут быть схожи с некоторыми болезнями. При объяснении методов диагностики и лечения, нужно рассказать студентам о новых препаратах и методах диагностирования.

 Во время рассказа преподаватель должен как можно доходчивее объяснить актуальность, основные положения данной темы. Для лучшего усвоения нового материала преподаватель должен объяснять урок с использованием презентации.

Во время рассказа преподаватель должен не только сам объяснять новый материал, но и студенты также должны участвовать в процессе урока, давая объяснения терминам из других ветеринарных дисциплин, так как паразитология соприкасается практически со всеми ветеринарными науками. В течение объяснения преподавателем нового материала студенты должны кратко конспектировать основные аспекты, главные и нужные термины по данной теме.

Студентам перед уроком можно дать опережающее задание. По одному или нескольким вопросам студенты готовят самостоятельно рефераты. При этом они должны хорошо подготовиться, чтобы не читать их, а правильно и доходчиво изложить вопросы по данной теме.

4. Закрепление нового материала

 После изложения нового материала закрепляются знания студентов по данной теме. Для этого применяются несколько традиционных методов проверки знаний.

  Например, первичное закрепление знаний, во время которого преподаватель задает вопросы студентам, попутно объясняя трудные, плохо усвоенные моменты в теме, чтобы еще раз закрепить пройденный материал.

         

         Для проверки знаний дается задание – графологический диктант.  На слайде написаны несколько определений по данной теме, которые необходимо продолжить. Проверять задание должны все студенты.

5. Подведение итогов

        В конце занятия преподавателю необходимо проанализировать работу студентов, сделать выводы об активности каждого студента, выставить оценки за ответы.

6.  Домашнее задание

        Необходимо обязательно дать домашнее задание, чтобы студенты могли закрепить пройденный материал. Домашнее задание может быть написано на слайде. Преподаватель говорит, на каких страницах и из каких источников они могут найти материал по только что пройденной теме. 

                         

Заключение

        Цель обучения состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в воспитании и развитии личности студентов, формировании познавательной активности. Наиболее полно достичь этих целей может помочь именно комбинированный урок.

        Изложение нового материала было проведено не просто в форме лекции, когда объяснение исходило бы только от преподавателя. В процессе урока участвовали все студенты, показывая собственные знания по другим ветеринарным дисциплинам, с которыми соприкасается паразитология.

       Для закрепления нового материала работают как можно больше студентов, так как при этом закрепляется больше знаний.

        При подготовке и проведении комбинированных уроков всегда задействуется большое число студентов, что позволяет им глубоко и объективно повышать свои навыки и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...