Рабочая программа Экономика отрасли
рабочая программа
Рабочая программа Экономика отрасли
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 71.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БУРЯТСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМ.М.Н.ЕРБАНОВА»
Рассмотрена и одобрена на заседании УМО ____________________________________ (наименование УМО) Протокол № ___ от «____» _______ 20__г. Председатель УМО ________/________________ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ________/Бадмаева Д.Д. «___» _____________ 20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
код, наименование профессионального модуля
Специальность:
Квалификация:
Форма обучения: очная
Курс: четвертый
Рабочую программу разработал(а/и): _Подпругин Сергей Данилович/_____________________
Ф.И.О. подпись
__________________________/_____________________
Ф.И.О. подпись
г. Улан-Удэ, 2022 г.
Оборотная сторона титульного листа
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 834(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации ___ ________ 20__ года, регистрационный №________), примерной основной образовательной программы по специальности / профессии______________________________
(зарегистрирована в государственном реестре примерных основных образовательных программ__. __20__ г. под номером №__________), рабочей программы воспитания по специальности
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»
Разработчик: Подпругин Сергей Данилович, преподаватель, к.э.н, доцент.
(фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория (при наличии)
Разработчик: ________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория (при наличии)
_____________________________________________________________________________
Настоящая Программа не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения ГБПОУ "Бурятский аграрный колледж им. М.Н. Ербанова"
______________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 5 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.17. Экономика отрасли
- Область применения программы
Программа дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства.
Программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ОП.17. Экономика отрасли входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины является: получение теоретических знаний о принципах и закономерностях функционирования предприятия отрасли как хозяйствующего субъекта, приобретение практических навыков расчета экономических показателей его деятельности и формирование компетенций, позволяющих подготовить их к профессиональной деятельности.
Задачами освоения дисциплины являются: сформировать знания и умения в области общих положений экономической теории; организации производственного и технологического процессов; механизмов ценообразования на продукцию (услуги), форм оплаты труда в современных условиях, материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования..
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять организационно-правовые формы организаций; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности отрасли.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность организации как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; принципы и методы управления основными и оборотными средствами, методы оценки эффективности их использования; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли, показатели их эффективного использования; формы оплаты труда; способы экономии ресурсов, основные технико-экономические показатели деятельности отрасли и методику их расчета.
1.4. Перечень компетенций в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем управления.
ПК 1.2. Выполнять монтаж и эксплуатацию осветительных и электронагревательных установок.
ПК 1.3. Поддерживать режимы работы и заданные параметры электрифицированных и автоматических систем управления технологическими процессами.
ПК 2.1. Выполнять мероприятия по бесперебойному электроснабжению сельскохозяйственных предприятий.
ПК 2.2. Выполнять монтаж воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций.
ПК 2.3. Обеспечивать электробезопасность.
ПК 3.1. Осуществлять техническое обслуживание электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.
ПК 3.2. Диагностировать неисправности и осуществлять текущий и капитальный ремонт электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.
ПК 3.3. Осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией электрооборудования и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники.
ПК 3.4. Участвовать в проведении испытаний электрооборудования сельхозпроизводства.
ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями.
ПК 4.3. Организовывать работу трудового коллектива.
ПК 4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.
ПК 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 30 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 20 часов;
самостоятельной работы обучающегося 10 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 30 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 20 |
в том числе: | |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
в том числе: | |
Доклады | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 6 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.17. ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. | Производственный потенциал отрасли | 1 | ||
Тема 1.1. Место и роль отрасли в народном хозяйстве | Содержание учебного материала: | 2 | ||
1 2 3 | Понятие и значение сельского хозяйства. Особенности сельского хозяйства. Показатели эффективности сельскохозяйственного производства | |||
Практические занятия: На основе статистических данных провести анализ состояния отраслей народного хозяйства Республики Бурятия и оценить роль сельского хозяйства в экономике республики (дискуссия) | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект. Аграрные регионы России. Развитие сельского хозяйства в различные периоды времени. Современное состояние отрасли в России. Проблемы, стоящие перед отраслью | 2 | |||
Тема 1.2. Земельные и трудовые ресурсы сельского хозяйства | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |
1 2 3 4 5 6 | Земля – главное средство производства в сельском хозяйстве. Значение и особенности использования земли в сельском хозяйстве. Показатели эффективности использования земли в сельском хозяйстве Понятие трудовых ресурсов, их состав и структура. Эффективность использования трудовых ресурсов: показатели и методика их определения. Сущность, основные принципы, формы, виды и системы оплаты труда в сельском хозяйстве | |||
Практические занятия: Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать состав и структуру земельного фонда, показатели эффективности использования земельных ресурсов Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать состав и структуру трудовых ресурсов предприятия, показатели эффективности их использования. Решить задачи на определение заработной платы работников (разбор конкретных ситуаций) | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект. Плодородие земли. Земельная рента. Рынок земли. Доклады. Рынок труда России. Занятость и безработица | 2 | |||
Тема 1.3. Основные и оборотные фонды отрасли | Содержание учебного материала: | 2 | 2 | |
1 2 3 4 5 | Основные средства: назначение, состав, структура. Экономическая эффективность и основные направления улучшения использования основных средств Экономическая сущность, состав и структура оборотных средств. Экономическая эффективность использования оборотных средств, ее показатели и методика определения. Пути улучшения использования оборотных средств | |||
Практические занятия: Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать состав и структуру основных и оборотных фондов, показатели эффективности их использования | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Доклады. Воспроизводство основных фондов, виды воспроизводства. Нормирование оборотных средств | 2 | |||
Раздел 2. | Эффективность деятельности предприятий отрасли | |||
Тема 2.1. Себестоимость продукции и услуг в сельском хозяйстве | Содержание учебного материала: | 2 | 3 | |
1 2 3 4 5 | Издержки производства, их сущность и виды Классификация затрат Понятие и виды себестоимости. Факторы, влияющие на уровень себестоимости Пути снижения себестоимости производства в отрасли | |||
Практические занятия: Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать состав и структуру затрат на основное производство. Решить задачи на определение себестоимости продукции | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся Конспект. Пути снижения себестоимости продукции в сельском хозяйстве | 2 | |||
Тема 2.3. Эффект и эффективность мероприятий в сельском хозяйстве | Содержание учебного материала: | 2 | 3 | |
1 2 3 4 5 6 | Понятие и уровни экономической эффективности производства АПК. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства. Факторы повышения экономической эффективности сельскохозяйственного производства. Прибыль, формирование и распределение прибыли. Рентабельность деятельности предприятий отрасли. Пути повышения эффективности деятельности | |||
Практические занятия: Используя данные годовой отчетности предприятия, рассчитать показатели прибыли и рентабельности деятельности предприятия в сельском хозяйстве | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся: Конспект. Понятие эффекта и эффективности. Натуральные и стоимостные показатели характеризующие эффективность отрасли. | 2 | |||
Всего: | 30 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации дисциплины используется учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации (Кабинет экономики организации) (Кабинет финансов, денежного обращения и кредитов) (449): 30 посадочных мест, рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью, доска учебная. 1 стенд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Экономика сельского хозяйства: учебник / Г. А. Петранёва, Н. Я. Коваленко, А. Н. Романов, О. А. Моисеева ; под ред. проф. Г. А. Петранёвой. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 288 с. — (Среднее профессиональное образование). - URL: https://znanium.com/catalog/product/993542
Дополнительные источники:
1. Сабетова, Л. А. Экономика предприятия АПК: учебное пособие / Л. А. Сабетова, Т. Л. Ларшина. — Воронеж: Мичуринский ГАУ, 2020. — 151 с. — ISBN 978-5-94664-415-0. — Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/157857
2. Минаков, И. А. Экономика отраслей АПК: учебник для вузов / И. А. Минаков. — 4-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 356 с. — ISBN 978-5-8114-5370-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152606
3. Колесняк А.В. Экономика отрасли: методические рекомендации для обучающихся по специальности 36.02.02 "Зоотехния" / А. В. Колесняк ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 47 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=3994
4. Экономика АПК : практикум для обучающихся по специальности 35.02.05 "Агрономия" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. А. В. Колесняк. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 49 с. - Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php?i=3850
. Периодические издания:
1. Агропанорама: научно-практический журнал / Белорусский государственный аграрный технический университет.- Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/2531
2. Вестник ВСГУТУ: научно-теоретический журнал/ Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления.- Режим доступа: https://e.lanbook.com/journal/2391?category=1029
3. Вестник Бурятской ГСХА им. В. Р. Филиппова: научно-теоретический журнал/ Бурятская ГСХА.- Режим доступа: https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=25673
4. НИР. Экономика: научно-практический журнал / Инфра-М.- Режим доступа: https://znanium.com/catalog/magazines/issues?ref=77d2f791-1df0-11e4-b05e-00237dd2fde2
Современные профессиональные базы данных и информационные ресурсы сети Интернет
- Электронно-библиотечная система Издательства «Инфра-М» ZNANIUM.com [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система /ООО «Научно-издательский центр Инфра-М» – Электрон. дан. − Режим доступа: http://znanium.com/catalog/ – Загл. с экрана (доступ только зарегистрированным пользователям).
- Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]: – Электрон. дан. − Режим доступа: https://e.lanbook.com/ – Загл. с экрана (доступ только зарегистрированным пользователям)
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия [Электронный ресурс]: офиц. сайт / Федеральная служба государственной статистики. -Режим доступа: http://burstat.gks.ru/
- КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система официальной информации /ООО «Правовые информационные технологии» РИЦ 355 Распространения Правовой Информации КонсультантПлюс. – Электрон. дан. – Режим доступа: в локальной сети. – Загл. с экрана.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Темы дисциплины | Код компетенции | Наименование оценочного средства | Способ контроля |
Раздел 1. Производственный потенциал отрасли | |||
Тема 1.1. Место и роль отрасли в народном хозяйстве | ОК 1- 9 | Вопросы входного контроля Дискуссия Тестовые задания | Устный опрос Подведение итогов дискуссии Письменное тестирование |
Тема 1.2. Земельные ресурсы сельского хозяйства | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания | Проверка заданий Письменное тестирование |
Тема 1.3. Основные и оборотные фонды отрасли | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания Темы докладов | Проверка задания Письменное тестирование Оценка докладов |
Тема 1.4. Трудовые ресурсы отрасли | ОК 1- 9 | Ситуационные задачи Тестовые задания Темы докладов | Проверка задания Письменное тестирование Оценка докладов |
Раздел 2. Эффективность деятельности предприятий отрасли | |||
Тема 2.1. Себестоимость продукции и услуг в сельском хозяйстве | ОК 1-9 | Комплект практических заданий Тестовые задания | Проверка заданий Письменное тестирование |
Тема 2.2. Цена и ценообразование на продукцию сельского хозяйства | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания Темы докладов | Проверка задания Письменное тестирование Оценка докладов |
Тема 2.3. Эффект и эффективность мероприятий в сельском хозяйстве | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания | Проверка заданий Письменное тестирование |
Тема 2.4. Инвестиции и инновации в сельском хозяйстве | ОК 1- 9 | Комплект практических заданий Тестовые задания Темы докладов | Проверка задания Письменное тестирование Оценка докладов |
5 Результаты освоения дисциплины
Требования к результатам освоения дисциплины
№ п/п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: | |
знать | уметь | |||
1 | ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | сущность организации как основного звена экономики отраслей; основные принципы построения экономической системы организации; принципы и методы управления основными и оборотными средствами, методы оценки эффективности их использования; состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли, показатели их эффективного использования; формы оплаты труда; способы экономии ресурсов, основные технико-экономические показатели деятельности отрасли и методику их расчета | находить и использовать необходимую экономическую информацию; определять организационно-правовые формы организаций; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов отрасли; рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности отрасли |
2 | ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | ||
3 | ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | ||
4 | ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | ||
5 | ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ||
6 | ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | ||
7 | ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | ||
8 | ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | ||
9 | ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | ||
Итоговая аттестация в форме | экзамен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Экономика" для экономических специальностей СПО
Рабочая программа дисциплины ОДП. 12 "Экономика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-595957-1453961695.jpg)
Рабочая программа "Экономика"
Рабочая программа для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/28/picture-595957-1453961695.jpg)
Рабочая программа "Экономика организации"
Рабочая программа для специальности 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/29/picture-615554-1427639777.jpg)
Рабочая программа Экономика отрасли
Рабочая программа по дисциплине Экономика отрасли для специальности СПО Сервис на транспорте...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291307-1378481556.jpg)
Рабочая программа Экономика отрасли
Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли" для специальности 36.02.01. Ветеринария...
Рабочая программа_Экономика отрасли
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/10/picture-956445-1507607125.jpg)
Курс презентаций, к рабочей программе Технология отрасли 2022 г.
В данном материале предоставлен курс презентаций к рабочей программе Технология отрасли по специальности 15.02.01 Монта и техническая эксплуатация промышленного оборудования целлюлозно-бумажной промыш...