Рабочая тетрадь УП.03.01
методическая разработка

Бабенков Сергей Петрович

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

профессиональный модуль ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов»

 

 

 

по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

 

Студент _____________ курса, группы _________

___________________________________________

(фамилия,инициалы)                                      

Принял преподаватель ____________  ____________________

(подпись)                                 (фамилия,инициалы)

Оценка _________________ «_____» ______________ 20__  г.

 

 

 

 

 

 

 

г. Балашов – 2024г.

 

Автор: Бабенков С.П. преподаватель ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства».

 

            В рабочей тетради представлены инструкционно-технологические карты, выполненные в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов».

В процессе прохождения учебной практики студенты формируют практические профессиональные умения, приобретают первоначальный и практический опыт по виду профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессиональному модулю ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов» в рамках специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства».

Рекомендуется студентам, обучающихся по основной профессиональной образовательной программе, в рамках реализации ФГОС СПО 3го поколения III курса по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В соответствии с ФГОС СПО учебная практика студентов является составной частью ОПОП по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», проводится в соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса в целях комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.

        Содержание практики определено требованиями к результатам обучения (практический опыт, уметь) по каждому из модулей ОПОП по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» в соответствии с ФГОС СПО, программами профессиональных модулей ОПОП по специальности, в рамках которых определены виды работ по практике, разработанные совместно с работодателями и утвержденные директором техникума.

        При реализации профессионального модуля ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов» учебным планом предусмотрено прохождение учебной практики в объеме 72 часа. Учебная практика проводится в лабораториях техникума.

Задачами учебной практики являются:

– формирование у студентов практических профессиональных умений по специальности в соответствии с видами деятельности указанными в ФГОС СПО по специальности;

–приобретение первичного практического опыта, формирование профессиональных и общих компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом;

– практическое освоение различных видов, форм и методов профессиональной деятельности;

– овладение основами управленческой культуры и этики;

– выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами;

– формирование профессионального интереса, чувства ответственности и уважения к выбранной специальности;

– освоение профессии рабочего.

Учебная практика проводится преподавателями технических дисциплин.

Учебная практика проводится после изучения междисциплинарного курса профессионального модуля.

В рамках методического обеспечения практики разработана рабочая тетрадь по учебной практике, которая содержит инструкционно-технологические карты по каждому виду работы по следующим темам:

1. Диагностирование и техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма двигателя.

2. Диагностирование и техническое обслуживание  механизмов газораспределения двигателя.

3. Диагностирование и техническое обслуживание узлов систем смазки и охлаждения.

4. Диагностирование и техническое обслуживание систем воздухоподачи.

5. Диагностирование и техническое обслуживание узлов топливоподачи дизельных двигателей.

6. Диагностирование и техническое обслуживание узлов топливоподачи карбюраторных двигателей.

7. Диагностирование и техническое обслуживание ходовой части.

8. Диагностирование и техническое обслуживание рулевого управления.

9. Диагностирование и техническое обслуживание силовой передачи.

10. Диагностирование и техническое обслуживание гидравлической системы.

11. Диагностирование и техническое обслуживание аккумуляторных  батарей.

12. Диагностирование и техническое обслуживание узлов электрооборудования тракторов и автомобилей.

Оценивание прохождения учебной практики проводится на основании разработанных контрольно-оценочных средств, а также проверки составленных первичных документов, непосредственного наблюдения за деятельностью студента в период прохождения учебной практики и собеседования.

В результате прохождения практики студент должен:

иметь практический опыт:

-проведения технического обслуживания тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования;

- определения технического состояния отдельных узлов и деталей машин;

- выполнения разборочно-сборочных, дефектовочно-комплектовочных работ, обкатки агрегатов и машин;

- налаживания и эксплуатации ремонтно-технологического оборудования;

уметь:

- определять техническое состояние деталей и сборочных единиц тракторов, автомобилей, комбайнов;

- подбирать ремонтные материалы;

- выполнять разборочно-сборочные и дефектовочно-комплектовочные работы, обкатку и испытания машин и их сборочных единиц и оборудования;

знать:

- основные положения технического обслуживания и ремонта машин;

- операции профилактического обслуживания машин;

- ремонтно-технологическое оборудование, приспособления, приборы и инструмент;

- принимать на техническое обслуживание и ремонт машины и оформлять приёмо-сдаточную документацию.

Частично сформировать следующие компетенции:

 

Профессиональные компетенции:

ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

OK 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

 

Инструкционно - технологическая карта № 1.

на выполнение учебной практики

 

Профессионального модуля ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов»

 

Специальность 35.02.07  «Механизация сельского хозяйства»

Курс 4

Тема «Диагностирование, техническое обслуживание и хранение узлов, механизмов, тракторов и сельскохозяйственных машин».

Наименование работы «Диагностирование и техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма».

Цель работы. Ознакомится с оборудованием, применяемым для технического обслуживания и диагностирования кривошипно-шатунного механизма. Освоить приемы диагностирования и технического обслуживания кривошипно-шатунного механизма.

Приобретаемые умения и навыки. научится производить диагностирование и техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма.

Формируемые компетенции ОК 1-4, ПК 3.1.-3.2.

Техника безопасности: Перед началом работ необходимо проверить исправность средств технического обслуживания и диагностирования тракторов. Пользоваться только исправным оборудованием и инструментом, выполнять требования эксплуатации.

Время работы 6 часов.

Средства обучения: 1) Оборудование и материалы: Двигатели внутреннего сгорания, электронный автостетоскоп ТЦ II БеО-00З, компрессорно-вакуумная установка КИ-4942, устройство КИ-11140 ГОСНИТИ для измерения зазоров в сопряжениях кривошипно шатунного механизма, индикатор расхода газов КИ-4887- I, компрессиметр, приспособление КИ-5472 ГОСНИТИ для проверки давления масла в главной магистрали, набор слесарно-монтажного инструмента.

 

2)Используемая литература: основная – Виноградов В.М. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля ОИЦ "Академия"2009 гриф: Мин.обр. дополнительная - Виноградов В.М., Храмцов О.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Основные и вспомогательные процессы. Лабораторный практикум  ОИЦ "Академия"2009

3) Технические средства обучения (ТСО) микрокалькулятор.

 

Задание № 1. Определить количество газов, прорывающихся в картер двигателя.

Задание № 2. Определить состояние каждого цилиндра с помощью компрессиметра.

Задание № 3. Проверить давление масла в главной магистрали.

Задание № 4. Проверить наличие стуков в сопряжении.

Задание № 5. Проверить суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике.

 

Методические указания по выполнению работы.

Задание № 1. Определить количество газов, прорывающихся в картер двигателя.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для определения количество газов, прорывающихся в картер двигателя.

Методика выполнения:

1. Запустить двигатель;

2. Прогреть двигатель до температуры охлаждающей воды и картерного масла порядка 65...900С.

3. Открыть маслозаливную горловину и закрыть отверстие сапуна и маслозаливной линейки;

4. Подготавить индикатор расхода газов к работе и подключить к двигателю;

5. Устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала;

6. Произвести измерения;

7. По шкале прибора определить расход газов.

8. Составить отчет по заданию.

 

Задание № 2. Определить состояние каждого цилиндра с помощью компрессиметра.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для определить состояние каждого цилиндра с помощью компрессиметра.

Методика выполнения:

1. Перед началом проверки компрессии полностью зарядить аккумуляторную батарею.

2. Прочистить и промыть воздухоочиститель.

3. Прогреть двигатель до рабочей температуры, двигатель (80-900С). В этом случае достигается минимальная вязкость моторного масла, и уменьшаются зазоры между подвижными деталями поршневой группы.

4. Остановить двигатель и вывернуть все свечи или снять форсунки, отключить возможность подачи топлива в двигатель.

5. У карбюраторного двигателя полностью открыть воздушную и дроссельную заслонки.

6. У карбюраторного двигателя вместо свечи установить компрессиметр и плотно прижать. У дизельного двигателя в отверстие для форсунки установить компрессиметр и закрепить его, открыть запорный винт.

7. Закрыть запорный винт и вращать коленчатый вал стартером или пусковым устройством.

8. Как только стрелка достигнет максимума и остановится, записать показания манометра, сбросить их и провести аналогичные операции с остальными цилиндрами.

9. Составить отчет по заданию.

 

Задание № 3. Проверить давление масла в главной магистрали.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для проверки давления масла в главной магистрали. Давление масла в главной магистрали проверят сначала при номинальной, а затем при мини мальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. При прогретом двигателе давление масла, измеряемое контрольным манометром и щитковым манометром, должно быть одинаковым, а величина его соответствовать техническим условиям. Щитковый манометр должен иметь отклонения относительно контрольного манометра не более ±20 кПа

Методика выполнения:

1. Трубку, идущую к щитковому манометру, подсоединить к тройнику приспособления (для дизельных двигателей), а вместо нее к масляной магистрали (датчику давления масла) присоединяют конец гибкого шланга с наконечником.

2. Записать показания давление масла, контрольного манометра и щиткового манометра.

3. Составить отчет по заданию.

 

Задание № 4. Проверить наличие стуков в сопряжении.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для проверки наличия стуков в сопряжении. Изучить схему мест прослушивания двигателя. Возникновение ненормальных шумов и стуков (звонких, металлических) свидетельствует о неисправностях механизма и в первую очередь об увеличенных зазорах в подвижных сопряжениях. Стуки прослушиваются на прогретом двигателе при резком изменении оборотов коленчатого вала. Стук коренных подшипников глухой, низкого тона, а шатунных — более звонкий и может уменьшаться при отключенной (закороченной на массу) свече зажигания в данном цилиндре. Сила стуков коренных подшипников с отключением свечи какого-либо цилиндра практически не изменяется, так как общая нагрузка на коренные подшипники при этом почти не уменьшается. Стуки поршневого пальца звонкие металлические, уменьшающиеся или исчезающие при отключении свечи зажигания в данном цилиндре. Стук поршня о цилиндр — сухой щелкающий, уменьшается по мере прогрева двигателя и может исчезнуть. При сильном износе стук будет прослушиваться и на прогретом двигателе, что недопустимо.

Методика выполнения:

1. Прогреть двигатель, до температуры охлаждающей жидкости 75...80°С.

2. Прислонить стержень автостетоскопа к блоку двигателя в месте расположения коренных подшипников прослушать стуки в подшипниках коленчатого вала.

3. Прислонить стержень автостетоскопа к блоку на уровне шатунных подшипников при положении поршня в верхней мертвой точке (в.м.т.) прослушать стук шатунных подшипников.

4. Прислонить стержень автостетоскопа к блоку в области движения поршня прослушать стук поршневого пальца в верхней головке шатуна или в бобышках поршня.

5. Составить отчет по заданию.

 

Задание № 5. Проверить суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипшике.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для определения суммарного зазора в верхней головке шатуна и шатунном подшипшике. Зазор в шатунных подшипниках и верхних головках шатунов для дизеля СМД-62 допускается до 0,65 мм. Измерение суммарного зазора в верхней и нижней головках шатуна производится при неработающем двигателе без снятия поддона картера. Принцип измерения зазоров в указанных сопряжениях основан на измерении перемещений поршня индикаторным устройством при попеременном создании в надпоршневом пространстве давления и разрежения. При движении поршня вверх (к в. м. т.) поршневой палец прижат к нижней части верхней головки шатуна, а кривошип (шатунная шейка) прижат к верхней части нижней головки шатуна. При движении поршня вниз изменяются места касания указанных деталей на противоположные, т. е. в обоих случаях индикатор будет измерять суммарный зазор.

Методика выполнения:

1. Снять форсунки;

2. Установить поршень проверяемого цилиндра в ВМТ на такте сжатия;

3. Застопорить коленчатый вал;

4. Закрепить устройство для определения суммарного зазора в форсуночном отверстии;

5. Присоединить рукав компрессорно-вакуумной установки к штуцеру пневматического

приёмника;

6. Переключая распределительный кран, создают давление, а затем разрежение в надпоршневом пространстве;

7. Фиксируют показания индикатора часового типа.

8. Составить отчет по заданию.

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА

1.Заполнить таблицу

п/п

Наименование показателей

Марка двигателя

Допустимая величина

Фактическая величина

Заключение

1

Зазор в шатунных подшипниках и верхних головках шатунов мм.

 

 

 

 

2

Давление масла в главной магистрали МПа

а) При номинальной частоте вращения коленчатого вала.

б) При минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала.

 

 

 

 

3

Расход картерных газов при работе дизеля на холостом ходу л/мин.

 

 

 

 

4

Стуки в сопряжениях:

а) бобышек

поршня - поршневой палец. б) Поршневой палец-втулка верхней головки шатуна.

в) Шейка коленчатого вала шатунный подшипник

 

 

 

 

2. Описать порядок прослушивания стуков в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Описать порядок проверки суммарного зазора в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Основные параметры состояния кривошипно-шатунного механизма и способы оценки состояния цилиндро-поршневой группы.

2. Назначение и устройство компрессиметра.

3. Назначение, принцип действия и устройство индикатора расхода газов.

4. Назначение и устройство приспособления КИ-11140 ГОСНИТИ для измерения зазоров в сопряжениях кривошипно шатунного механизма.

 

 

 

Преподаватель:______________________________

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_tetrad_na_sayt.docx39.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

профессиональный модуль ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов»

по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»

Студент _____________ курса, группы _________

___________________________________________

(фамилия,инициалы)                        

Принял преподаватель ____________  ____________________

(подпись)                                 (фамилия,инициалы)

Оценка _________________ «_____» ______________ 20__  г.

г. Балашов – 2024г.

Автор: Бабенков С.П. преподаватель ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства».

        В рабочей тетради представлены инструкционно-технологические карты, выполненные в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов».

В процессе прохождения учебной практики студенты формируют практические профессиональные умения, приобретают первоначальный и практический опыт по виду профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по профессиональному модулю ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов» в рамках специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства».

Рекомендуется студентам, обучающихся по основной профессиональной образовательной программе, в рамках реализации ФГОС СПО 3го поколения III курса по специальности 110809 «Механизация сельского хозяйства».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В соответствии с ФГОС СПО учебная практика студентов является составной частью ОПОП по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», проводится в соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса в целях комплексного освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы студентами по специальности.

        Содержание практики определено требованиями к результатам обучения (практический опыт, уметь) по каждому из модулей ОПОП по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» в соответствии с ФГОС СПО, программами профессиональных модулей ОПОП по специальности, в рамках которых определены виды работ по практике, разработанные совместно с работодателями и утвержденные директором техникума.

        При реализации профессионального модуля ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов» учебным планом предусмотрено прохождение учебной практики в объеме 72 часа. Учебная практика проводится в лабораториях техникума.

Задачами учебной практики являются:

– формирование у студентов практических профессиональных умений по специальности в соответствии с видами деятельности указанными в ФГОС СПО по специальности;

–приобретение первичного практического опыта, формирование профессиональных и общих компетенций в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом;

– практическое освоение различных видов, форм и методов профессиональной деятельности;

– овладение основами управленческой культуры и этики;

– выработка навыков самостоятельного анализа информации, работы с документами, взаимодействия с физическими и юридическими лицами;

– формирование профессионального интереса, чувства ответственности и уважения к выбранной специальности;

– освоение профессии рабочего.

Учебная практика проводится преподавателями технических дисциплин.

Учебная практика проводится после изучения междисциплинарного курса профессионального модуля.

В рамках методического обеспечения практики разработана рабочая тетрадь по учебной практике, которая содержит инструкционно-технологические карты по каждому виду работы по следующим темам:

1. Диагностирование и техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма двигателя.

2. Диагностирование и техническое обслуживание  механизмов газораспределения двигателя.

3. Диагностирование и техническое обслуживание узлов систем смазки и охлаждения.

4. Диагностирование и техническое обслуживание систем воздухоподачи.

5. Диагностирование и техническое обслуживание узлов топливоподачи дизельных двигателей.

6. Диагностирование и техническое обслуживание узлов топливоподачи карбюраторных двигателей.

7. Диагностирование и техническое обслуживание ходовой части.

8. Диагностирование и техническое обслуживание рулевого управления.

9. Диагностирование и техническое обслуживание силовой передачи.

10. Диагностирование и техническое обслуживание гидравлической системы.

11. Диагностирование и техническое обслуживание аккумуляторных  батарей.

12. Диагностирование и техническое обслуживание узлов электрооборудования тракторов и автомобилей.

Оценивание прохождения учебной практики проводится на основании разработанных контрольно-оценочных средств, а также проверки составленных первичных документов, непосредственного наблюдения за деятельностью студента в период прохождения учебной практики и собеседования.

В результате прохождения практики студент должен:

иметь практический опыт:

-проведения технического обслуживания тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и оборудования;

- определения технического состояния отдельных узлов и деталей машин;

- выполнения разборочно-сборочных, дефектовочно-комплектовочных работ, обкатки агрегатов и машин;

- налаживания и эксплуатации ремонтно-технологического оборудования;

уметь:

- определять техническое состояние деталей и сборочных единиц тракторов, автомобилей, комбайнов;

- подбирать ремонтные материалы;

- выполнять разборочно-сборочные и дефектовочно-комплектовочные работы, обкатку и испытания машин и их сборочных единиц и оборудования;

знать:

- основные положения технического обслуживания и ремонта машин;

- операции профилактического обслуживания машин;

- ремонтно-технологическое оборудование, приспособления, приборы и инструмент;

- принимать на техническое обслуживание и ремонт машины и оформлять приёмо-сдаточную документацию.

Частично сформировать следующие компетенции:

Профессиональные компетенции:

ПК 3.1. Выполнять техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.2. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов.

ПК 3.4. Обеспечивать режимы консервации и хранения сельскохозяйственной техники.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

OK 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

Инструкционно - технологическая карта № 1.

на выполнение учебной практики

Профессионального модуля ПМ.03 «Техническое обслуживание и диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов; ремонт отдельных деталей и узлов» МДК 03.01 «Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов»

Специальность 35.02.07  «Механизация сельского хозяйства»

Курс 4

Тема «Диагностирование, техническое обслуживание и хранение узлов, механизмов, тракторов и сельскохозяйственных машин».

Наименование работы «Диагностирование и техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма».

Цель работы. Ознакомится с оборудованием, применяемым для технического обслуживания и диагностирования кривошипно-шатунного механизма. Освоить приемы диагностирования и технического обслуживания кривошипно-шатунного механизма.

Приобретаемые умения и навыки. научится производить диагностирование и техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма.

Формируемые компетенции ОК 1-4, ПК 3.1.-3.2.

Техника безопасности: Перед началом работ необходимо проверить исправность средств технического обслуживания и диагностирования тракторов. Пользоваться только исправным оборудованием и инструментом, выполнять требования эксплуатации.

Время работы 6 часов.

Средства обучения: 1) Оборудование и материалы: Двигатели внутреннего сгорания, электронный автостетоскоп ТЦ II БеО-00З, компрессорно-вакуумная установка КИ-4942, устройство КИ-11140 ГОСНИТИ для измерения зазоров в сопряжениях кривошипно шатунного механизма, индикатор расхода газов КИ-4887- I, компрессиметр, приспособление КИ-5472 ГОСНИТИ для проверки давления масла в главной магистрали, набор слесарно-монтажного инструмента.

2)Используемая литература: основная – Виноградов В.М. Организация производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля ОИЦ "Академия"2009 гриф: Мин.обр. дополнительная - Виноградов В.М., Храмцов О.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Основные и вспомогательные процессы. Лабораторный практикум  ОИЦ "Академия"2009

3) Технические средства обучения (ТСО) микрокалькулятор.

Задание № 1. Определить количество газов, прорывающихся в картер двигателя.

Задание № 2. Определить состояние каждого цилиндра с помощью компрессиметра.

Задание № 3. Проверить давление масла в главной магистрали.

Задание № 4. Проверить наличие стуков в сопряжении.

Задание № 5. Проверить суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике.


Методические указания по выполнению работы.

Задание № 1. Определить количество газов, прорывающихся в картер двигателя.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для определения количество газов, прорывающихся в картер двигателя.

Методика выполнения:

1. Запустить двигатель;

2. Прогреть двигатель до температуры охлаждающей воды и картерного масла порядка 65...900С.

3. Открыть маслозаливную горловину и закрыть отверстие сапуна и маслозаливной линейки;

4. Подготавить индикатор расхода газов к работе и подключить к двигателю;

5. Устанавливают номинальную частоту вращения коленчатого вала;

6. Произвести измерения;

7. По шкале прибора определить расход газов.

8. Составить отчет по заданию.

Задание № 2. Определить состояние каждого цилиндра с помощью компрессиметра.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для определить состояние каждого цилиндра с помощью компрессиметра.

Методика выполнения:

1. Перед началом проверки компрессии полностью зарядить аккумуляторную батарею.

2. Прочистить и промыть воздухоочиститель.

3. Прогреть двигатель до рабочей температуры, двигатель (80-900С). В этом случае достигается минимальная вязкость моторного масла, и уменьшаются зазоры между подвижными деталями поршневой группы.

4. Остановить двигатель и вывернуть все свечи или снять форсунки, отключить возможность подачи топлива в двигатель.

5. У карбюраторного двигателя полностью открыть воздушную и дроссельную заслонки.

6. У карбюраторного двигателя вместо свечи установить компрессиметр и плотно прижать. У дизельного двигателя в отверстие для форсунки установить компрессиметр и закрепить его, открыть запорный винт.

7. Закрыть запорный винт и вращать коленчатый вал стартером или пусковым устройством.

8. Как только стрелка достигнет максимума и остановится, записать показания манометра, сбросить их и провести аналогичные операции с остальными цилиндрами.

9. Составить отчет по заданию.

Задание № 3. Проверить давление масла в главной магистрали.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для проверки давления масла в главной магистрали. Давление масла в главной магистрали проверят сначала при номинальной, а затем при мини мальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. При прогретом двигателе давление масла, измеряемое контрольным манометром и щитковым манометром, должно быть одинаковым, а величина его соответствовать техническим условиям. Щитковый манометр должен иметь отклонения относительно контрольного манометра не более ±20 кПа

Методика выполнения:

1. Трубку, идущую к щитковому манометру, подсоединить к тройнику приспособления (для дизельных двигателей), а вместо нее к масляной магистрали (датчику давления масла) присоединяют конец гибкого шланга с наконечником.

2. Записать показания давление масла, контрольного манометра и щиткового манометра.

3. Составить отчет по заданию.

Задание № 4. Проверить наличие стуков в сопряжении.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для проверки наличия стуков в сопряжении. Изучить схему мест прослушивания двигателя. Возникновение ненормальных шумов и стуков (звонких, металлических) свидетельствует о неисправностях механизма и в первую очередь об увеличенных зазорах в подвижных сопряжениях. Стуки прослушиваются на прогретом двигателе при резком изменении оборотов коленчатого вала. Стук коренных подшипников глухой, низкого тона, а шатунных — более звонкий и может уменьшаться при отключенной (закороченной на массу) свече зажигания в данном цилиндре. Сила стуков коренных подшипников с отключением свечи какого-либо цилиндра практически не изменяется, так как общая нагрузка на коренные подшипники при этом почти не уменьшается. Стуки поршневого пальца звонкие металлические, уменьшающиеся или исчезающие при отключении свечи зажигания в данном цилиндре. Стук поршня о цилиндр — сухой щелкающий, уменьшается по мере прогрева двигателя и может исчезнуть. При сильном износе стук будет прослушиваться и на прогретом двигателе, что недопустимо.

Методика выполнения:

1. Прогреть двигатель, до температуры охлаждающей жидкости 75...80°С.

2. Прислонить стержень автостетоскопа к блоку двигателя в месте расположения коренных подшипников прослушать стуки в подшипниках коленчатого вала.

3. Прислонить стержень автостетоскопа к блоку на уровне шатунных подшипников при положении поршня в верхней мертвой точке (в.м.т.) прослушать стук шатунных подшипников.

4. Прислонить стержень автостетоскопа к блоку в области движения поршня прослушать стук поршневого пальца в верхней головке шатуна или в бобышках поршня.

5. Составить отчет по заданию.

Задание № 5. Проверить суммарный зазор в верхней головке шатуна и шатунном подшипшике.

Условия выполнения задания: Опираясь на конспект и литературу ознакомиться с устройством и принципом действия оборудования для определения суммарного зазора в верхней головке шатуна и шатунном подшипшике. Зазор в шатунных подшипниках и верхних головках шатунов для дизеля СМД-62 допускается до 0,65 мм. Измерение суммарного зазора в верхней и нижней головках шатуна производится при неработающем двигателе без снятия поддона картера. Принцип измерения зазоров в указанных сопряжениях основан на измерении перемещений поршня индикаторным устройством при попеременном создании в надпоршневом пространстве давления и разрежения. При движении поршня вверх (к в. м. т.) поршневой палец прижат к нижней части верхней головки шатуна, а кривошип (шатунная шейка) прижат к верхней части нижней головки шатуна. При движении поршня вниз изменяются места касания указанных деталей на противоположные, т. е. в обоих случаях индикатор будет измерять суммарный зазор.

Методика выполнения:

1. Снять форсунки;

2. Установить поршень проверяемого цилиндра в ВМТ на такте сжатия;

3. Застопорить коленчатый вал;

4. Закрепить устройство для определения суммарного зазора в форсуночном отверстии;

5. Присоединить рукав компрессорно-вакуумной установки к штуцеру пневматического

приёмника;

6. Переключая распределительный кран, создают давление, а затем разрежение в надпоршневом пространстве;

7. Фиксируют показания индикатора часового типа.

8. Составить отчет по заданию.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОТЧЕТА

1.Заполнить таблицу

п/п

Наименование показателей

Марка двигателя

Допустимая величина

Фактическая величина

Заключение

1

Зазор в шатунных подшипниках и верхних головках шатунов мм.

2

Давление масла в главной магистрали МПа

а) При номинальной частоте вращения коленчатого вала.

б) При минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала.

3

Расход картерных газов при работе дизеля на холостом ходу л/мин.

4

Стуки в сопряжениях:

а) бобышек

поршня - поршневой палец. б) Поршневой палец-втулка верхней головки шатуна.

в) Шейка коленчатого вала шатунный подшипник

2. Описать порядок прослушивания стуков в сопряжениях кривошипно-шатунного механизма.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Описать порядок проверки суммарного зазора в верхней головке шатуна и шатунном подшипнике.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Основные параметры состояния кривошипно-шатунного механизма и способы оценки состояния цилиндро-поршневой группы.

2. Назначение и устройство компрессиметра.

3. Назначение, принцип действия и устройство индикатора расхода газов.

4. Назначение и устройство приспособления КИ-11140 ГОСНИТИ для измерения зазоров в сопряжениях кривошипно шатунного механизма.

Преподаватель:______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по органической химии

Корчагина Татьяна ВалентиновнаТОГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж"Рабочая тетрадь по органической хими для самостоятельной работы  студентов 1 курса специальности...

Рабочая тетрадь по технической механике №1

Для проведения уроков по технической механике по разделу1  - теоретическая механика. Вопросы, задачи по всем разделам. Получен гриф Министерства образования....

Рабочая тетрадь по технической механике №2

Для проведения уроков по технической механике по разделу1  - теоретическая механика. Вопросы, задачи по всем разделам. Получен гриф Министерства образования....

Рабочая тетрадь по технической механике №1

Для проведения уроков по технической механике по разделу1  - теоретическая механика. Вопросы, задачи по всем разделам. Получен гриф Министерства образования....

Рабочая тетрадь по ПМ 02

МДК.02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста: рабочая тетрадьпо профессии 260807.01 Повар, кондитер.Рабочая те...

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика».

Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика»....