Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» 34.02.0
методическая разработка на тему

Данилова Татьяна Владимировна

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03 "технология оказания медицинских услуг" предназначена для самовтоятельной внеаудиторной работы студента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая тетерадь110.63 КБ

Предварительный просмотр:

логотип

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное  учреждение

«Ачинский медицинский техникум»

Рабочая тетрадь

для самостоятельной работы студентов

ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая   медицинская сестра по уходу за больными)»

 по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг»

  1. «Сестринское дело»

ПМ. 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая   медицинская сестра по уходу за больными)»

по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг»

31.02.01  «Лечебное дело»

на тему: «Личная гигиена тяжелобольного пациента. Профилактика пролежней»

Ачинск, 2017

РАССМОТРЕНО

на заседании ПЦК №3

Профессиональных модулей

Протокол № ____

 «_____» ____________ 2017г.

Председатель _______О.В.Кособрюхова

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

по НМР

___________Л.В.Кудлацкая

«_____» _______ 2017г.

Автор (составитель): Данилова Татьяна Владимировна, преподаватель КГБПОУ АМТ

                

   Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студента на основании требований ФГОС и рабочей программы

ПМ. 04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая   медицинская сестра по уходу за больными) по специальности 34.02.01  «Сестринское дело»

ПМ. 07 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая   медицинская сестра по уходу за больными)» по специальности 31.02.01  «Лечебное дело»

   Рабочая тетрадь может быть полезна студентам I курса отделений «Лечебное дело», «Сестринское дело» и преподавателям КГБПОУ АМТ отделения «Сестринское дело».

Содержание

Введение                                                                                                              4

Тестовый контроль                                                                                             6

Ситуационные задачи                                                                                        12

Заполнение пустых граф                                                                                    14

Эталоны ответов                                                                                                 21

Список литературы                                                                                             31

Введение

Во все времена ценность медицинского работника определялась уровнем профессиональных знаний, умений, навыков, позволяющих успешно работать в пределах своей компетенции. Понимание сложности и важности осуществления личной гигиены пациента необходимо среднему медицинскому работнику, стоящему на охране сохранения, укрепления и поддержания здоровья пациента.

Личная гигиена является неотъемлемой частью нашей жизни. Но в жизни каждого из нас может наступить такой период, на протяжении которого мы не сможем самостоятельно прибегать к процедурам относительно личной гигиены.

Выполнение заданий в рабочей тетради должно развить у студентов более тонкое и трепетное отношение к пациентам, чувство уважения и значимости. А практическое занятие позволит обучить студентов практическим навыкам по уходу за тяжелобольными пациентами. Когда пациент оказывается в стенах лечебного учреждения, ему трудно адаптироваться в новой среде, даже если у него не строгий постельный режим.

И исходя из этого, каждая медицинская сестра должна не только помогать осуществлять необходимые мероприятия по соблюдению личной гигиены, но также обучать пациента самостоятельно адаптироваться к новой обстановке. Адаптация поможет чувствовать себя наиболее увереннее, спокойнее, что сыграет большую роль у пациента в реализации самоухода.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

УЧЕБНАЯ: 

- глубокое усвоение данного практического материала имеет важное значение для профессиональной подготовки будущих медицинских работников, для понимания гигиенического режима, ухода, внимательного наблюдения и профилактики осложнений у пациента.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

- формирование познавательных потребностей и интереса к избранной профессии, воспитывать ответственность, добросовестность при выполнении профессиональных обязанностей среднего медработника.

РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ:

-формирование навыков самообразования и самореализации личности, развивать самостоятельность и коммуникабельность.

ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ:

УМЕТЬ:

1.Уметь осуществлять смену постельного белья.

2.Уметь осуществлять смену нательного белья.

3.Уметь осуществлять уход за кожей, промежностью, полостью рта, зубами, зубными протезами, глазами, ушами, носом, волосами, ногами, ногтями.

ЗНАТЬ:

1.Режимы физической активности.

2.Положение больного в постели.

3.Правила смены постельного и нательного белья

4.Правила применения судна и мочеприемника.

5.Правила ухода за кожей, промежность, полостью рта, зубами, зубными протезами.

6.Правила ухода за глазами, ушами, носом, волосами, ногами, ногтями.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ:

ПК 4.1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 4.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ

-

1. Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать:

  1. 10% раствором камфорного спирта;
  2. 10% раствором нашатырного спирта;
  3. 96%  раствором этилового спирта;
  4. 10% раствором калия перманганата.

2. Постельное белье пациенту меняют:

  1. 1 раз в 14 дней;
  2. 1 раз в 7 дней;
  3. 1 раз в день;
  4. 1 раз в месяц.

3. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:

  1. 1 раз в 3 дня;
  2. один раз в неделю;
  3. по мере загрязнения;
  4. один раз в 2 недели.

4. Для профилактики пролежней необходимо менять положение пациента

    каждые:

  1. 12 часов;
  2. 2 часа;
  3. 6 часов;
  4. 24 часа.

 5. Положение Симса:

  1. промежуточное между положением лежа на боку и лежа на животе;
  2. лежа на спине;
  3. лежа на животе;
  4. полулежа и полусидя.

6. Положение Фаулера

  1. на спине;
  2. на боку;
  3. на животе;
  4. полулежа, полусидя.

7. После освобождения суден и мочеприемников их дезинфицируют:

  1. 0.5% р-ром хлорамина;
  2. 3% р-ром аламинола;
  3. 5% р-ром хлорной извести;
  4. 1% р-ром хлорамина.

8. Пациент при болях в животе занимает положение:

  1. активное;
  2. пассивное;
  3. индивидуальное;
  4. вынужденное.

9. Какой способ смены постельного белья необходимо выбрать, если пациенту нельзя переворачиваться на бок:

  1. поперечный метод;
  2. продольный метод;
  3. пассивный метод;
  4. пастельное белье в данном случае менять нельзя.

10. Температура воды для мытья ног пациенту:

  1. 25-35° С;
  2. 18-20° С;
  3. 40-45° С;
  4. 38-40° С.

11. Чем обрабатывают уши тяжелобольному пациенту:

  1. кипяченой водой;
  2. камфорным маслом;
  3. 3% перекисью водорода;
  4. проточной водой.

12. Каким раствором проводят гигиену глаз

  1. раствор фурацилина 1:5000;
  2. 3% перекись водорода;
  3. проточная вода;
  4. глаза протирают сухими стерильными ватными тампонами.

13. Температура воды для проведения гигиены промежности у женщин

  1. 18 - 20° С;
  2. - 38° С;
  3. 40 - 45° С;
  4. 25 - 30° С.

14. В какой последовательности освобождают руки из рукавов при смене нательного белья у тяжелобольного пациента:

  1. сперва больную сторону , потом здоровую;
  2. нет определенной последовательности;
  3. сначала здоровую сторону, потом больную;
  4. нательное белье меняют только на здоровой стороне.

15. Как часто моют голову пациенту:

  1. 1 раз в 2 недели;
  2. 3 раза в неделю;
  3. моют только по мере необходимости;
  4. 1 раз в неделю.

16. Полупостельный режим:

  1. пациент находится строго в постели, но 1 раз в день может садиться на край кровати;
  2. можно кратковременно ходить по палате, садиться на стул, находящийся рядом с кроватью, посещать туалетную комнату в сопровождении медсестры;
  3. пациент может свободно ходить по палате и посещать туалетную комнату без сопровождения медсестры;
  4. нахождение пациента в постели без возможности вставать и садиться, категорически запрещены активные движения.

17. Кто проводит осмотр на педикулез перед мытьем головы у тяжелобольного пациента:

  1. медицинская сестра;
  2. врач;
  3. младшая медицинская сестра;
  4. перед мытьем головы осмотр на педикулез не проводят.

18. Строгий постельный режим:

  1. пациент находится строго в постели, но 1 раз в день может садиться на край кровати;
  2. можно кратковременно ходить по палате, садиться на стул, находящийся рядом с кроватью, посещать туалетную комнату в сопровождении медсестры;
  3. пациент может свободно ходить по палате и посещать туалетную комнату без сопровождения медсестры;
  4. нахождение пациента в постели без возможности вставать и садиться, категорически запрещены активные движения.  

19. Как часто проводят туалет промежности тяжелобольному пациенту:

  1. строго по графику, каждые 2 часа;
  2. 2 раза в день – утром и вечеров;
  3. помимо утреннего и вечернего туалета, также после каждого акта дефекации;
  4. 1 раз в день.

20. Как часто и кто проводит дезинфекцию судна и мочеприемника:

  1. 1 раз в день, медицинская сестра;
  2. 2 раза в день, родственники пациента;
  3. каждый раз после физиологических отправлений пациента, младшая медицинская сестра;
  4. 3 раза в день, младшая медицинская сестра.

Тестовый контроль

Выберите один правильный ответ

Вариант № 2

1. Положение Симса:

  1. промежуточное между положением лежа на боку и лежа на животе;
  2. лежа на спине;
  3. лежа на животе;
  4. полулежа и полусидя.

2. В какой последовательности освобождают руки из рукавов при смене нательного белья у тяжелобольного пациента:

  1. сперва больную сторону, потом здоровую;
  2. нет определенной последовательности;
  3. сначала здоровую сторону, потом больную;
  4. нательное белье меняют только на здоровой стороне.

3. Постельное белье тяжелобольному пациенту меняют:

  1. 1 раз в 3 дня;
  2. один раз в неделю;
  3. по мере загрязнения;
  4. один раз в 2 недели.

4. Кожу тяжелобольного пациента необходимо ежедневно протирать:

  1. 10% раствором камфорного спирта;
  2. 10% раствором нашатырного спирта;
  3. 96%  раствором этилового спирта;
  4. 10% раствором калия перманганата.

5. Постельное белье пациенту меняют:

  1. 1 раз в 14 дней;
  2. 1 раз в 7 дней;
  3. 1 раз в день;
  4. 1 раз в месяц.

6. Какой способ смены постельного белья необходимо выбрать, если пациенту нельзя переворачиваться на бок:

  1. поперечный метод;
  2. продольный метод;
  3. пассивный метод;
  4. пастельное белье в данном случае менять нельзя.

7. Каким раствором проводят гигиену глаз:

  1. раствор фурацилина 1:5000;
  2. 3% перекись водорода;
  3. проточная вода;
  4. глаза протирают сухими стерильными ватными тампонами.

8. Как часто моют голову пациенту:

  1. 1 раз в 2 недели;
  2. 3 раза в неделю;
  3. моют только по мере необходимости;
  4. 1 раз в неделю;

9. Положение Фаулера

  1. на спине;
  2. на боку;
  3. на животе;
  4. полулежа, полусидя.

10. Пациент при болях в животе занимает положение:

  1. активное;
  2. пассивное;
  3. индивидуальное;
  4. вынужденное.

11. Для профилактики пролежней положение пациента меняют каждые:

  1. 12 часов;
  2. 2 часа;
  3. 6 часов;    
  4. 24 часа.     

12. Температура воды для мытья ног пациенту:

  1. 25-35° С;
  2. 18-20° С;
  3. 40-45° С;
  4. 38-40° С.

13. После освобождения суден и мочеприемников их дезинфицируют:

  1. 0.5% р-ром хлорамина;
  2. 3% р-ром аламинола;
  3. 5% р-ром хлорной извести;
  4. 1% р-ром хлорамина.

14. Температура воды для проведения гигиены промежности у женщин

  1. 18 - 20° С;
  2. - 38° С;
  3. 40 - 45° С;
  4. 25 - 30° С.

15. Чем обрабатывают уши тяжелобольному пациенту:

  1. 0,5% раствором бионола;
  2. камфорным маслом;
  3. 3% перекисью водорода;
  4. проточной водой.

16. Как часто и кто проводит дезинфекцию судна и мочеприемника:

  1. 1 раз в день, медицинская сестра;
  2. 2 раза в день, родственники пациента;
  3. каждый раз после физиологических отправлений пациента, младшая медицинская сестра;
  4. 3 раза в день, младшая медицинская сестра.

17. Кто проводит осмотр на педикулез перед мытьем головы у тяжелобольного пациента:

  1. медицинская сестра;
  2. врач;
  3. младшая медицинская сестра;
  4. перед мытьем головы осмотр на педикулез не проводят.

18. Как часто проводят туалет промежности тяжелобольному пациенту:

  1. строго по графику, каждые 2 часа;
  2. 2 раза в день – утром и вечеров;
  3. помимо утреннего и вечернего туалета, также после каждого акта дефекации;
  4. 1 раз в день.

19. Полупостельный режим:

  1. пациент находится строго в постели, но 1 раз в день может садиться на край кровати;
  2. можно кратковременно ходить по палате, садиться на стул, находящийся рядом с кроватью, посещать туалетную комнату в сопровождении медсестры;
  3. пациент может свободно ходить по палате и посещать туалетную комнату без сопровождения медсестры;
  4. нахождение пациента в постели без возможности вставать и садиться, категорически запрещены активные движения.

20. Строгий постельный режим:

  1. пациент находится строго в постели, но 1 раз в день может садиться на край кровати;
  2. можно кратковременно ходить по палате, садиться на стул, находящийся рядом с кроватью, посещать туалетную комнату в сопровождении медсестры;
  3. пациент может свободно ходить по палате и посещать туалетную комнату без сопровождения медсестры;
  4. нахождение пациента в постели без возможности вставать и садиться, категорически запрещены активные движения.  

Решение ситуационных задач

Задача 1. Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Задача 2. У пациентки появился неприятный запах изо рта.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Задача 3. Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Задача 4. Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Задача 5. Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Задача 6. Пациент в течение двух часов находился на загрязнённом мокром постельном белье.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Задача 7. Пациентка жалуется на психологический дискомфорт во время отправления физиологических потребностей.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Задача 8. Пациентка, находящаяся на строгом постельном режиме, жалуется на неприятный запах своих стоп.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Задача 9. Пациент, находящийся на постельном режиме, испытывает дискомфорт из-за присутствия крошек на постельном белье.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Задача 10. Медицинская сестра случайно испачкала нательное белье тяжелобольному пациенту с поврежденной левой рукой во время кормления через зонд.

Задания:

  1. Укажите проблемы пациента.
  2. В чём заключается помощь пациенту?

Заполните пустые графы

1. Приготовление постели пациенту

Цель: создание максимального удобства пациенту в постели.

Оснащение: матрац, клеенка, 2 подушки (ватная и перьевая), одеяло (шерстяное или байковое), комплект белья.

Действие

Обоснование

1. Проверьте сетку кровати (она должна быть хорошо натянута).

Исключается «провисание» сетки кровати.

2. Положите матрац без бугров и впадин.

3.

Исключается риск загрязнения матраца

4. Покройте простыней, края которой заправьте под матрац.

5. Наденьте наволочки на подушки и положите ватную подушку параллельно кровати, а перьевую под небольшим углом к каретке кровати.

6.

Соблюдение правил личной гигиены

7. На каретку кровати повесьте полотенце.

2. Умывание пациента

Цель: соблюдение правил личной гигиены

Показания: плановая гигиеническая обработка лица у пациентов, находящихся на постельном режиме.

Оснащение: таз с теплой водой, 2 рукавички из махровой ткани.

Действие

Обоснование

1. Вымойте руки.

2. Смочите рукавичку в теплой воде, слегка отожмите лишнюю воду.

Обеспечивается подготовка к умыванию пациента

3. Наденьте рукавичку на правую руку

4.

Обеспечивается умывание.

5. Вытрите лицо пациента насухо.

6.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

3. Смена постельного белья продольным способом

Цель: _____________________________________________________________

Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, которым разрешено поворачиваться в постели.

Противопоказания: строгий постельный режим пациента.

Оснащение: комплект постельного белья, клеенчатый мешок для использованного белья, перчатки.

Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2. Чистую простыню скатать по длине до половины

3.

Обеспечивается подготовка для смены простыни

4. Подвиньте пациента к краю кровати, повернув его на бок

5.

Обеспечивается уборка грязной простыни

6. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню

7.

Обеспечивается перекладывание пациента на чистую простыню

8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок и расправьте чистую

9.Края простыни подверните под матрац

Исключается риск образования складок на простыне

  1. Снимите перчатки, вымойте руки

4. Смена постельного белья поперечным способом

Цель: соблюдение правил личной гигиены

Показания: загрязнение белья или плановая смена белья пациентам, находящимся на строгом постельном режиме (запрещены активные движения в постели).

Оснащение: _______________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

2.

Обеспечивается подготовка для смены простыни.

3. Осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушки.

4.

Обеспечивается доступ для смены простыней верхней части кровати.

5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее голову пациента

6.

Исключаются активные действия пациента в постели, проводится замена простыней.

7. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.

8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок.

Исключается риск инфицирования.

5. Подача судна и мочеприемника

Цель: _____________________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Отгородить пациента ширмой

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

2. Положить под таз пациента клеенку

3.

Исключается риск неприятных ощущений у пациента при подаче судна

4. Помочь пациенту слегка повернуться на бок, ноги его при этом согнуты в коленях

5. Правой рукой подвести судно под ягодицы пациента, повернуть пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась под отверстием судна

6.Мужчине одновременно подать мочеприемник

Обеспечивается подача мочеприемника

7. Снять перчатки

8.

Создается удобное положение пациенту

9. По окончании дефекации у пациента – надеть перчатки

10.

Обеспечивается удобное положение для забора судна

11.Уберать судно из-под пациента

12.

Исключается риск загрязнения постели каловыми массами

13.Снять перчатки

14.

Обеспечивается подготовка для подмывания пациента

15. Подмыть пациента, тщательно осушить промежность

16.Убрать судно, клеенку, ширму

17.Помочь пациенту удобно лечь

18.

Обеспечивается механическое очищение судна

19.Продезинфицировать судно

6. Подмывание мужчин

Цель: Соблюдение правил личной гигиены у пациентов, находящихся на постельном режиме

Показания:________________________________________________________

Оснащение: емкость с теплой водой, «варежка», судно, клеенка, перчатки

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

3. Бережно оттянуть крайнюю плоть пациента, обнажив головку полового члена

4.

Обеспечивается обработка головки полового члена

5. Протереть кожу полового члена и мошонки, затем тщательно просушить ее

6. Протереть область анального отверстия, тщательно просушить

7.

Исключается риск инфицирования контактным путем

7. Подмывание женщин

Цель: _____________________________________________________________

Показания: плановая гигиеническая обработка половых органов после акта дефекации и мочеиспускания

Оснащение:_______________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

2.

Исключается риск загрязнения простыни

3. Попросить пациентку согнуть ноги в коленях и слегка развести их в сторону

4.

Обеспечивается подготовка к подмыванию

5. Полить раствором из кувшина на половые органы, тампоном обработать наружные половые органы по направлению к заднему проходу

6.

Обеспечивается чувство комфорта пациентки

7. Убрать судно, клеенку, ширму

8.

Исключается риск инфицирования контактным путем

8. Обработка полости рта, чистка зубов

Цель: соблюдение правил личной гигиены, профилактика стоматита, профилактика кариеса.

Показания: плановая гигиеническая обработка полости рта пациентов, находящихся на постельном режиме

Оснащение:_______________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Удобно усадить пациента

Создание пациенту удобного положения

2.

Исключается риск инфицирования контактным путем

3. Шпателем отодвинуть к верху верхнюю губу и обработать слизистую оболочку верхней десны, затем отодвинуть нижнюю губу и обработать слизистую оболочку нижней десны

4.

Обеспечивается доступ для обработки языка

5. Смочить марлевую салфетку антисептическим раствором и снимая налет, протереть язык, меняя салфетки 2-3 раза

6.

Обеспечивается обработка задней поверхности зубов

7. Нанести на зубную щетку пасту и тщательно очистить ею жевательные поверхности зубов

8.

Обеспечивается механическое очищение передней поверхности зубов

9. Предложить пациенту прополоскать рот водой

  1. Снять перчатки, вымыть руки

9. Обработка глаз

Цель: профилактика коньюктивита

Показания: _______________________________________________________

Оснащение: стерильные ватные тампоны, 2 лотка, антисептический р-р (0,02% р-р фурацилина или 1-2% р-р натрия гидрокарбонат), стерильные перчатки

Действие

Обоснование

1. Тщательно вымыть руки, одеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.

Обеспечивается подготовка для промывания глаз

3. Слегка отжать шарик и протереть им ресницы и веки по направлению от наружного угла к внутреннему, использованный тампон выбросить

4.

Обеспечивается обработка глаз

5. Промокнуть остатки раствора сухим тампоном

6. Таким же образом обработать второй глаз

7. Снять перчатки, вымыть руки

10. Уход за полостью носа

Цель: восстановление дыхания через нос

Показания: _______________________________________________________

Оснащение: _______________________________________________________

Действие

Обоснование

  1. Надеть перчатки

  1. Смочить в масле ватные турунды и поочередно ввести их в правую и левую ноздрю на 1-2 минуты

Обеспечивается удаление корочек из носовых ходов

Исключается риск инфицирования контактным путем

11. Обработка ушей

Цель: профилактика возникновения серных пробок

Показания: _______________________________________________________

Оснащение: ватные турунды, 3% раствор перекиси водорода, лоток, мыльный р-р, салфетки марлевые, перчатки

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

2.

Обеспечивается механическое очищение наружного слухового прохода

3. Ватную турунду смочить в 3% р-ре перекиси водорода и ввести ее в наружный слуховой проход на 2-3 минуты

4.

Обеспечивается доступ для удаления серы

5. Чистой, сухой турундой вращательными движениями прочистить слуховой проход

6.

Исключается риск инфицирования контактным путем

12. Уход за волосами

Цель: _____________________________________________________________

Показания: плановая гигиеническая обработка волос

Оснащение: частый гребень, слабый раствор уксусной кислоты, таз с теплой водой, шампунь или мыло, кувшин с теплой водой

Действие

Обоснование

1. Завернуть головной конец матраца валиком под шею пациента

Обеспечивается доступ для мытья головы пациента

2.

Обеспечивается подготовка к мытью головы

3. Вымыть голову пациента теплой водой с применением шампуня или мыла

4.

Обеспечивается удаление остатков шампуня

5.

Обеспечивается завершение манипуляции

6. Смочить гребень в слабом р-ре уксуса и расчесать волосы: длинные от концов к корням, а короткие от корней

13. Стрижка ногтей

Цель: соблюдение правил личной гигиены

Показания: плановая еженедельная стрижка ногтей у пациентов, находящихся на постельном режиме

Оснащение: _______________________________________________________

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

2.Опустить кисть пациента на 2-3 минуты в емкость с теплой водой, добавив туда немного жидкого мыла

3.

Исключается риск травмирования ногтевого ложа

4. Поочередно извлечь пальцы из воды, вытереть их и аккуратно обрезать ногти

5.

Обеспечивается размягчение ногтей на ногах

6. Извлечь стопу пациента из воды, высушить ее и установить на полотенце

7.

Обеспечивается стрижка ногтей на ногах

8. Снять перчатки, вымыть руки

Эталоны ответов к тестовым заданиям:

вопроса

1 вариант

2 вариант

1

а

а

2

б

в

3

в

в

4

б

а

5

а

б

6

г

а

7

б

а

8

г

г

9

а

г

10

г

г

11

в

б

12

а

г

13

б

б

14

в

б

15

г

в

16

б

в

17

а

а

18

г

в

19

в

б

20

в

г

Критерии оценивания:

Количество ошибок

оценка

0-2

5

3-4

4

4-6

3

7 и более

2

Эталоны ответов к задачам:

Задача 1. Необходимо решить проблему пациента – затрудненное дыхание.

Закапать в носовые ходы 1 -2 капли вазелинового масла и оставить на 2-3 минуты, затем ватными турундами, введенными в носовые ходы, вычистить их.

Задача 2. Проблема пациента – неприятный запах изо рта.

Взять шпатель, стерильные ватные шарики, антисептический раствор. Смочить ватные шарики и, поочередно шпателем отодвинув одну щеку, а затем другую, обработать слизистую ротовой полости и язык, меняя 2-3 раза ватные шарики.

Задача3. Проблема пациента – склеивание ресниц и век отделяемым

Стерильную вату смочить антисептическим раствором, отжать и протереть ресницы и веки от наружного угла к внутреннему. Повторить 4 -5 раз, меняя ватные шарики. Промокнуть остатки раствора сухим ватным шариком.

Задача 4. Проблема пациента – снижен слух.

Взять 3% раствор перекиси водорода и закапать в ухо 1 -2 кали, затем ватной турундой почистить наружный слуховой проход от серы.

Задача 5. Проблема пациента – зуд кожи головы.

Взять таз, кувшин с теплой водой, шампунь, варежку. Вымыть голову пациенту, ополоснуть, осушить волосы полотенцем. Расчесать.

Задача 6. Проблема пациента – дискомфорт нахождения на мокром постельном белье.

Немедленно сменить постельное белье, обмыть кожу пациента теплой водой с мылом, осушить, обработать кожу 10% раствором камфорного спирта, сделать легкий массаж спины.

Задача 7. Проблема пациента – дискомфорт во время физиологических отправлений.

Обеспечить пациентку ширмой. Тщательно подготовить судно – оно должно быть чистое и сухое. Обеспечить в палате доступ свежего воздуха. Своевременно опорожнять и дезинфицировать судно.

Задача 8. Проблема пациента – неприятный запах стоп.

Незамедлительно провести манипуляцию мытья ног в постели при помощи теплой воды и мыла (если нет врачебных противопоказаний).

Задача 9. Проблема пациента – дискомфорт нахождения на постельном белье.

Немедленно сменить постельное белье поперечным или продольным методов (в зависимости от состояния пациента)

Задача 10. Проблема пациента – грязное нательное белье.

Необходимо провести смену нательного белья. Сперва снять рукав с правой руки, т.к. она здоровая, а затем с левой. Надевать чистое нательное белье необходимо в обратной последовательности.

Критерии оценивания к заданию №1:

1 нерешенная задача - «5»

2 нерешенные задачи - «4»

3 нерешенные задачи - «3»

4 нерешенные задачи и более «2»

Эталон ответов к заданиям по установлению последовательности

1. Приготовление постели пациенту

Действие

Обоснование

1. Проверьте сетку кровати (она должна быть хорошо натянута).

Исключается «провисание» сетки кровати.

2. Положите матрац без бугров и впадин.

Обеспечивается удобное положение пациента в постели

3. Постелите на матрац клеенку

Исключается риск загрязнения матраца

4. Покройте простыней, края которой заправьте под матрац.

Соблюдаются правила личной гигиены

5. Наденьте наволочки на подушки и положите ватную подушку параллельно кровати, а перьевую под небольшим углом к каретке кровати.

Обеспечивается удобное положение пациента в постели

6. Наденьте пододеяльник на одеяло

Соблюдение правил личной гигиены

7. На каретку кровати повесьте полотенце.

Соблюдаются правила личной гигиены

2. Умывание пациента

Действие

Обоснование

1. Вымойте руки.

Исключается риск инфицированияконтактным путем.

2. Смочите рукавичку в теплой воде, слегка отожмите лишнюю воду.

Обеспечивается подготовка к умыванию пациента

3. Наденьте рукавичку на правую руку

Подготовка к выполнению манипуляции

4. Протрите влажной рукавичкой лицо

Обеспечивается умывание.

5. Вытрите лицо пациента насухо.

Создание чувства комфорта у пациента

6. Вымойте руки.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

3. Смена постельного белья продольным способом

ЦельСоблюдение правил личной гигиены

Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2. Чистую простыню скатать по длине до половины

Обеспечивается подготовка для смены простыни

3. Поднять голову пациента и убрать из-под него подушку

Обеспечивается подготовка для смены простыни

4. Подвиньте пациента к краю кровати, повернув его на бок

Освобождается часть кровати, обеспечивается доступ для смены простыни

5. Грязную простынь скатать по всей длине по направлению к пациенту

Обеспечивается уборка грязной простыни

6. На освободившейся части постели расстелите чистую простыню

Обеспечивается застилание постели чистой простыней

7. Повернуть пациента на спину, а затем на другой бок

Обеспечивается перекладывание пациента на чистую простыню

8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок и расправьте чистую

Обеспечивается смена использованной простыни на чистую

  1. Края простыни подверните под матрац

Исключается риск образования складок на простыне

  1. Снимите перчатки, вымойте руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

4. Смена постельного белья поперечным способом

Оснащение: комплект постельного белья, клеенчатый мешок для использованного белья, перчатки

Действие

Обоснование

1. Наденьте перчатки.

Исключается риск инфицирования контактным путем.

2. Чистую простыню полностью скатать как в бинт, в поперечном направлении

Обеспечивается подготовка для смены простыни.

3. Осторожно приподнимите верхнюю часть туловища пациента, уберите подушки.

Исключаются активные действия пациента в постели

4. Быстро скатать грязную простыню со стороны изголовья кровати до поясницы, положив на освободившуюся часть кровати чистую простыню

Обеспечивается доступ для смены простыней верхней части кровати.

5. На чистую простыню положите подушку и опустите на нее голову пациента

Обеспечивается удобное положение пациента в постели

6. Приподнять таз, -затем ноги пациента, сдвинуть грязную простыню, продолжая расправлять чистую

Исключаются активные действия пациента в постели, проводится замена простыней.

7. Опустите таз и ноги пациента, заправьте края простыни под матрац.

Исключается риск образования складок на простыне

8. Уберите грязную простыню в клеенчатый мешок.

Исключается риск инфицирования.

5. Подача судна и мочеприемника

Цель: освобождение кишечника и мочевого пузыря у пациентов, находящихся на постельном режиме

Действие

Обоснование

1. Отгородить пациента ширмой

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

2. Положить под таз пациента клеенку

Исключается риск загрязнения постели

3. Ополоснуть судно теплой водой, оставить в нем немного воды

Исключается риск неприятных ощущений у пациента при подаче судна

4. Помочь пациенту слегка повернуться на бок, ноги его при этом согнуты в коленях

Обеспечивается удобное положение для подачи судна

5. Правой рукой подвести судно под ягодицы пациента, повернуть пациента на спину так, чтобы его промежность оказалась под отверстием судна

Обеспечивается подача судна

6.Мужчине одновременно подать мочеприемник

Обеспечивается подача мочеприемника

7. Снять перчатки

Исключается риск инфицированияконтактным путем.

8. Поправить подушки, чтобы пациент мог находиться в положении «полусидя»

Создается удобное положение пациенту

9. По окончании дефекации у пациента – надеть перчатки

Исключается риск инфицированияконтактным путем.

10. Слегка повернуть пациента на бок, придерживая судно правой рукой

Обеспечивается удобное положение для забора судна

11.Убрать судно из-под пациента

Обеспечивается забор судна

12.Вытереть область анального отверстия туалетной бумагой

Исключается риск загрязнения постели каловыми массами

13.Снять перчатки

Исключается риск инфицированияконтактным путем.

14.Подставить чистое судно пациенту

Обеспечивается подготовка для подмывания пациента

15. Подмыть пациента, тщательно осушить промежность

Исключается риск инфицирования, соблюдаются правила личной гигиены

16.Убрать судно, клеенку, ширму

17.Помочь пациенту удобно лечь

Обеспечивается чувство комфорта у пациента

18.Вылить содержимое судна в унитаз, ополоснуть его горячей водой

Обеспечивается механическое очищение судна

19.Продезинфицировать судно

Исключается риск инфицирования

6. Подмывание мужчин

Показания: плановая гигиеническая обработка половых органов после акта дефекации и мочеиспускания

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2. Отгородить пациента ширмой

Соблюдение прав человека исходя из норм этической морали

3. Бережно оттянуть крайнюю плоть пациента, обнажив головку полового члена

Создание максимального доступа для обработки головки полового члена

4. Смочить варежку в теплой воде, отжать ее и протереть головку полового члена

Обеспечивается обработка головки полового члена

5. Протереть кожу полового члена и мошонки, затем тщательно просушить ее

Обеспечивается обработка наружных половых органов

6. Протереть область анального отверстия, тщательно просушить

Исключается риск распространения инфекции из прямой кишки на наружные половые органы

7. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

7. Подмывание женщин

Цель: соблюдение правил личной гигиены у пациентов, находящихся на постельном режиме

Оснащение: судно, клеенка, кувшин со слабым раствором калия перманганата, стерильные марлевые тампоны, перчатки

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.Под таз пациентки подложить клеенку и поставить судно

Исключается риск загрязнения простыни

3. Попросить пациентку согнуть ноги в коленях и слегка развести их в сторону

Обеспечивается доступ для подмывания пациентки

4.Взять кувшин с приготовленным раствором ( t35 -38ºC) в левую руку, а корнцанг с марлевым тампоном в правую руку

Обеспечивается подготовка к подмыванию

5. Полить раствором из кувшина на половые органы, тампоном обработать наружные половые органы по направлению к заднему проходу

Обеспечивается подмывание пациентки. Исключается риск распространения инфекции из прямой кишки на наружные половые органы

6.Сменить тампон и сухим тампоном вытереть кожу пациентки насухо в той же последовательности и направлении

Обеспечивается чувство комфорта пациентки

7. Убрать судно, клеенку, ширму

Обеспечивается завершение манипуляции

8.Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

8. Обработка полости рта, чистка зубов

Оснащение: 2% содовый раствор, пинцет, шпатель, марлевые салфетки, перчатки, зубная щетка, зубная паста, кипяченая вода, стакан

Действие

Обоснование

1. Удобно усадить пациента

Создание пациенту удобного положения

2. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

3. Шпателем отодвинуть к верху верхнюю губу и обработать слизистую оболочку верхней десны, затем отодвинуть нижнюю губу и обработать слизистую оболочку нижней десны

Обеспечивается обработка слизистой рта

4.Обернуть язык стерильной марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта

Обеспечивается доступ для обработки языка

5. Смочить марлевую салфетку антисептическим раствором и снимая налет, протереть язык, меняя салфетки 2-3 раза

Обеспечивается обработка языка

6. Меняя салфетки, смоченные водой, обработать заднюю поверхность верхних, а затем нижних зубов

Обеспечивается обработка задней поверхности зубов

7. Нанести на зубную щетку пасту и тщательно очистить ею жевательные поверхности зубов

Обеспечивается механическое очищение жевательных поверхностей зубов

8.Очистить переднюю поверхность зубов, проводя щетку сверху вниз и снизу вверх кругообразными движениями

Обеспечивается механическое очищение передней поверхности зубов

9. Предложить пациенту прополоскать рот водой

Обеспечивается удаление остатков зубной пасты

  1. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

9. Обработка глаз

Показания: наличие выделений из глаз, склеивающих ресницы и веки

Действие

Обоснование

1. Тщательно вымыть руки, одеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2. В стерильный лоток налить антисептический раствор и смочить в нем стерильный шарик

Обеспечивается подготовка для промывания глаз

3. Слегка отжать шарик и протереть им ресницы и веки по направлению от наружного угла к внутреннему, использованный тампон выбросить

Обеспечивается обработка глаз

4. Взять другой смоченный тампон и повторить протирание 4 -5 раз (разными тампонами)

Обеспечивается обработка глаза

5. Промокнуть остатки раствора сухим тампоном

Обеспечивается удаление остатков антисептического раствора

6. Таким же образом обработать второй глаз

Обеспечивается обработка второго глаза

7. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск распространения инфекции в глублежащие ткани

10. Уход за полостью носа

Показания: выделения из носа, образование корок в носу

Оснащение: ватные турунды, вазелиновое или глицериновое или растительное масло

Действие

Обоснование

1.Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.Смочить в масле ватные турунды и поочередно ввести их в правую и левую ноздрю на 1-2 минуты

Обеспечивается размягчение корочек

3.Вращательными движениями извлечь турунды

Обеспечивается удаление корочек из носовых ходов

4. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

11. Обработка ушей

Показания: выделение серы у пациентов, находящихся на постельном режиме

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.Марлевую салфетку смочить в мыльном растворе и протереть наружный слуховой проход

Обеспечивается механическое очищение наружного слухового прохода

3. Ватную турунду смочить в 3% р-ре перекиси водорода и ввести ее в наружный слуховой проход на 2-3 минуты

Обеспечивается разжижение серы

4.Извлечь турунду

Обеспечивается доступ для удаления серы

5. Чистой, сухой турундой вращательными движениями прочистить слуховой проход

Обеспечивается удаление серы

6. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

12. Уход за волосами

Цель: соблюдение правил личной гигиены, профилактика педикулеза

Действие

Обоснование

1. Завернуть головной конец матраца валиком под шею пациента

Обеспечивается доступ для мытья головы пациента

2. На сетку кровати поставить таз с теплой водой

Обеспечивается подготовка к мытью головы

3. Вымыть голову пациента теплой водой с применением шампуня или мыла

Соблюдение правил личной гигиены

4.Из кувшина, теплой водой сполоснуть волосы пациента

Обеспечивается удаление остатков шампуня

5.Убрать таз, расправить матрац

Обеспечивается завершение манипуляции

6. Смочить гребень в слабом р -ре уксуса и расчесать волосы: длинные от концов к корням, а короткие от корней

Обеспечивается соблюдение правил личной гигиены

13. Стрижка ногтей

Оснащение: емкости с теплой водой, жидкое мыло, полотенце, ножницы

Действие

Обоснование

1. Надеть перчатки

Исключается риск инфицирования контактным путем

2.Опустить кисть пациента на 2-3 минуты в емкость с теплой водой, добавив туда немного жидкого мыла

Обеспечивается размягчение ногтей

3.Извлечь из воды V палец, вытереть его и аккуратно отрезать ноготь, оставив 1 -2 мм

Исключается риск травмирования ногтевого ложа

4. Поочередно извлечь пальцы из воды, вытереть их и аккуратно обрезать ногти

Обеспечивается стрижка ногтей на руках

5. В другую емкость с теплой водой и мылом опустить стопу пациента на 3 -5 мин.

Обеспечивается размягчение ногтей на ногах

6. Извлечь стопу пациента из воды, высушить ее и установить на полотенце

Обеспечивается подготовка к выполнению манипуляции

7.Аккуратно укоротить ногти

Обеспечивается стрижка ногтей на ногах

8. Снять перчатки, вымыть руки

Исключается риск инфицирования контактным путем

Критерии оценивания к заданию:

Оценка выставляется по каждой манипуляции

Все графы заполнены – «5»

Не заполнена одна графа – «4»

Не заполнено 2 графы - «3»

Не заполнено более двух граф - «2»

Используемая литература:

  1. Т.П. Обуховец «Основы сестринского дела» Роств-на-Дону «Феникс» 2015;
  2. «Основы сестринского дела» Алгоритмы манипуляций Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2015;
  3. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013;
  4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.
  5. Лекция по теме.
  1. Информационные-ресурсы Интернет www.yamedsestra.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестовых заданий для подготовки студентов к промежуточной аттестации ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» по МДК 01: «Теория и практика сестр

Рекомендован для самостоятельной подготовки студентов первого курса специальностей 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело» к промежуточной аттестации в виде комплексного экзамена по м...

Срез знаний по ПМ.04, ПМ.07 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ (младшая медицинская сестра по уходу за больными)» специальностей сестринское дело, лечебное дело

Срез знаний профессионального модуля ПМ 04. ПМ.07  «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ (младшая медицинская сестра по уходу за больными)&r...

Рабочая программа производственной практики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» на 2018-2019 учебный год Сестринское дело 34.02.01

Рабочая программа производственной практики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» на 2018-201...

Рабочая программа производственной практики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» на 2018-2019 учебный год Лечебное дело 31.02.01

Рабочая программа производственной практики «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» на 2018-201...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов ПМ. 04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Организация ухода за стомами»

Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» разработана для самостоятельной внеаудиторной работы студентов на основании требований ФГОС и рабочей програ...

Методическая разработка практического занятия по ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 04.03: «Технология оказания медицинских услуг» по теме: «Осуществление термометрии» 34.02.01 «Сестринское дело»

    Методическая разработка создана на основании требований ФГОС и рабочей программы ПМ. 04  «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными...