Организация и проведение государственной итоговой аттестации
методическая разработка

В современных рыночных условиях развития экономики, когда конкурентоспособность и востребованность квалифицированных рабочих и специалистов во многом зависит от их способностей гибко адаптироваться к изменениям требований рынка труда, возможностей оперативно осваивать новые профили трудовой деятельности, а нередко и профессию, на первый план выходит задача формирования у обучающихся профессиональной компетентности. В связи с этим у профессиональной образовательной организации появилась большая ответственность за подготовку профессиональных кадров, воспитания и развития обучающихся, высокого уровня профессионального и педагогического мастерства.

Для решения проблемы включения выпускников профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО) в активную трудовую деятельность и создания предпосылок дальнейшего повышения их образовательного уровня при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО).

Новое качество образования позволит выйти на конечный результат, фиксированный ФГОС СПО – сформированные профессиональные и общие компетенции выпускников.

Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) выпускников ПОО, независимо от форм получения образования, является обязательной и осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Цель ГИА – определение соответствия результатов освоения студентами образовательных программ СПО соответствующим требованиям ФГОС с последующей выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации (диплома).

Предусмотрены следующие формы ГИА: государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю (дисциплине) (проводится по усмотрению ПОО); защита выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), Демонстрационный экзамен.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично автором под руководством руководителя ВКР. 

Перечень тем разрабатывается преподавателями профессиональных модулей, рассматривается на заседании ЦМК и утверждается приказом директора ПОО. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.

Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО. ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена может быть выполнена в виде дипломной работы или в виде дипломного проекта. Вид ВКР определяется руководителем ВКР самостоятельно.

Дипломная работа – это научное или научно-практическое исследование, которое должно содержать анализ проблем на примере конкретной базы объекта исследования и разработку рекомендаций (мер) по совершенствованию изучаемых предметов исследования.     

Дипломный проект – это научно-обоснованное решение практической задачи по специальности, которое должно содержать элементы учебного проектирования (программы, модели, бизнес-планы, разработки  методики т.д.) для конкретного объекта исследования. 

ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих выполняется в виде  выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы

Обучающиеся по профессии СПО выпускную практическую квалификационную работу выполняют отдельно по каждой профессии общероссийского классификатора, входящей в профессию широкого профиля. Содержание практических квалификационных работ должно соответствовать требованиям квалификационных характеристик соответствующего разряда, которым должен обладать выпускник ПОО.

Выпускная практическая квалификационная работа выполняется обучающимися в присутствии членов ГЭК. Выполненная выпускная практическая квалификационная работа оценивается по заранее разработанным показателям.

Выпускная письменная экзаменационная работа, являясь завершающим этапом подготовки, должна показать готовность учащегося квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной рабочей профессии.

Работая над интересными, актуальными, профессионально значимыми темами ВКР, студенты приобретают ценный опыт работы, навыки, знания, которые создают серьезную основу для будущего карьерного роста. Такая продуктивная работа при тесном контакте с работодателем приводит к востребованности выпускников ПОО, а нередко и их трудоустройству еще до получения диплома об уровне квалификации.

Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…».

Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», проводилась пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации.

Демонстрационный экзамен – это форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс. 

Экзамен по модели WorldSkills проводится на специализированных площадках, оснащённых современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills.

Подготовка студентов к демонстрационному экзамену является всей системой их обучения в образовательном учреждении. Это проверка их знаний и умений, уровня владения общими и профессиональными компетенциями, для педагогов – ответы на вопросы, выработка новых идей и направлений работы. 

В нашем техникуме в 2021г. Был произведен монтаж и аккредитация площадки по компетенции «Электромонтаж» на 10 рабочих мест.

В 2022г. обучающиеся выпускной группы в количестве 25 человек проходили итоговую аттестацию в виде демонстрационного экзамена по трем профессиональны модулям и результаты экзамена 100% успеваемость, 58% качество знаний и умений.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что демонстрационного экзамена эффективно для всех участников образовательного процесса. Такой вид экзамена повышает мотивацию в связи с изменением организационных подходов к обучению: происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте, под руководством квалифицированных специалистов. Важно то, что сотрудничество с профессионалами помогает преподавателям и самому учебному заведению в целом более точно представлять себе требования, предъявляемые к программе обучения. Выпускник не просто сдаёт выпускной экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Ведь тот, кто сдаёт экзамен успешно, получает соответствующий сертификат. Это не просто бумага, а определенная предметная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве. Есть плюсы и для самого образовательного учреждения – он может более объективно оценить качество своих программ и материально-техническую базу. Работодатели, приходящие на экзамен, могут присмотреться к своим потенциальным сотрудникам непосредственно во время их профессиональной деятельности.

Таким образом, итоги ГИА являются важным показателем образовательной деятельности ПОО. По результатам проведения ГИА (защиты ВКР) можно судить о том, насколько современные и актуальные знания приобретаются студентами при обучении, об уровне педагогического состава и о качестве организации образовательного процесса в ПО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx46.81 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение государственной итоговой аттестации

Т.В.Левицкая преподаватель спец дисциплин

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

 «Белоглинский аграрно-технический техникум»

с. Белая Глина

В современных рыночных условиях развития экономики, когда конкурентоспособность и востребованность квалифицированных рабочих и специалистов во многом зависит от их способностей гибко адаптироваться к изменениям требований рынка труда, возможностей оперативно осваивать новые профили трудовой деятельности, а нередко и профессию, на первый план выходит задача формирования у обучающихся профессиональной компетентности. Которая включает в себя помимо профессионализма, технологической подготовленности, умения в широком его понимании, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, профессиональная мобильность. Все это поставило перед учебными заведениями профобразования новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов. Их решение возможно при условии высокого уровня педагогических кадров, высокого уровня постановки образовательного процесса, прежде всего производственного обучения, в ходе которого формируются профессиональные умения и навыки обучающихся. В связи с этим у профессиональной образовательной организации появилась большая ответственность за подготовку профессиональных кадров, что в свою очередь требует от педагогов разносторонней педагогической эрудиции, глубоких познаний в области научных основ учебного процесса, организации и методики обучения, воспитания и развития обучающихся, высокого уровня профессионального и педагогического мастерства.

 

Для решения проблемы включения выпускников профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО) в активную трудовую деятельность и создания предпосылок дальнейшего повышения их образовательного уровня при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО), необходимо:

  • адаптировать содержание и результаты освоения образовательной программы  к региональным потребностям рынка труда за счет целенаправленной реализации вариативной части,
  • учитывать непрерывное развитие техники и технологий,
  • применять при обучении современные активные, практико-ориентированные педагогические технологии.
  • осуществлять эффективный контроль качества подготовки обучающихся и  выпускников.

Новое качество образования позволит выйти на конечный результат, фиксированный ФГОС СПО – сформированные профессиональные и общие компетенции выпускников.

Государственная итоговая аттестация (далее – ГИА) выпускников ПОО, независимо от форм получения образования, является обязательной и осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

1) Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2) Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии, специальности;

3) Приказом Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. №968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

4) Приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;

5) Приказом Минобрнауки России от 31 января 2014 г. №74 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;

6) Приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. №291 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих программы среднего профессионального образования»;

7) профессиональными стандартами.

Цель ГИА – определение соответствия результатов освоения студентами образовательных программ СПО соответствующим требованиям ФГОС с последующей выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации (диплома).

В соответствии с вышеперечисленными документами предусмотрены следующие формы ГИА: государственный экзамен по отдельному профессиональному модулю (дисциплине) (проводится по усмотрению ПОО); защита выпускной квалификационной работы (далее - ВКР), Демонстрационный экзамен.

Порядок, форма и сроки проведения ГИА устанавливаются ПОО в соответствии с нормативно - правовыми документами [2-6], локальным актом ПОО «Положение о выпускной квалификационной работе», учебным планом по профессии/специальности и программой ГИА, разрабатываемой ПОО.

 

Примерный план мероприятий по подготовке и организации ГИА

Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственные

Контроль

1. Разработка программы ГИА, требований к ВКР, а также критерии их оценки

Ноябрь

Председатели цикловой методической комиссии (далее – ЦМК), преподаватели профессиональных модулей

Зам. директора по УР (УМР)

2. Представление в Управление образование и науки Липецкой области списка председателей государственных экзаменационных комиссий (далее - ГЭК)

До 10 декабря

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

3. Утверждение списка председателей ГЭК на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря) в Управлении образования и науки Липецкой области

До 20 декабря

Управление образования и науки Липецкой области

Директор

4. Составление приказа об утверждении состава ГЭК и состава апелляционных комиссий на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря)

До 31 декабря

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

5. Обсуждение программы ГИА на педсовете с участием председателей ГЭК.

Декабрь

Председатели ЦМК, педагогический совет

Зам. директора по УР (УМР)

6. Составление приказа об утверждение программы ГИА

Декабрь

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

7. Ознакомление студентов с программой ГИА, требованиями к ВКР, а также критериями их оценки

Декабрь, не позднее, чем за 6 месяцев до начала ГИА

Председатели ЦМК

Зам. директора по УР (УМР)

8. Разработка тем ВКР

Не позднее, чем за 1 месяц до начала преддипломной практики

Руководители ВКР, студенты (возможно обоснованное предложение тем студентами)

Председатели ЦМК

9. Составление приказа о закреплении тем ВКР,  руководителей и консультантов (при необходимости) за студентами

За 4-2 недели до начала преддипломной практики

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

10. Разработка и выдача индивидуальных заданий на ВКР и графиков их выполнения

Не позднее, чем за 2 недели до начала преддипломной практики

Руководители ВКР

Председатели ЦМК, зам. директора по УР (УМР)

11. Составление приказа о назначении руководителей и распределении студентов на производственную (преддипломную) практику

Не позднее, чем за 2 недели до начала преддипломной практики

Зам. директора по УПР

Директор

12. Составление расписания консультаций по ВКР

До  начала преддипломной практики

Руководители ВКР

Председатели ЦМК, зам. директора по УР (УМР)

13. Проведение индивидуальных консультаций по выполнению ВКР

В период преддипломной практики и подготовки ВКР

Руководители ВКР, консультанты

Зам. директора по УР (УМР)

14. Проведение производственной (преддипломной) практики

По календарному графику учебного процесса

Руководители практики

Зам. директора по УПР

15. Проведение дифференцированного зачета по преддипломной практике

По календарному графику учебного процесса (в последний день практики)

Руководители практики, зам. директора по УПР

Зам. директора по УПР

16. Подготовка (выполнение) ВКР

По календарному графику учебного процесса (но не позднее, чем за 2 дня до предзащиты)

Руководители ВКР, консультанты (в том числе техническая экспертиза ВКР)

Зам. директора по УР (УМР), председатели ЦМК

17. Составление приказа о назначении рецензентов ВКР

В период выполнения ВКР, но не позднее, чем за 2 недели до начала ГИА

Руководители ВКР, зам. директора по УР (УМР)

Зам. директора по УР (УМР)

18. Составление расписания ГИА

За 2 недели до начала ГИА

Руководители ВКР, председатели ЦМК, учебная часть

Зам. директора по УР (УМР),

19. Составление отзыва руководителем ВКР, проведение нормоконтроля, рецензирование ВКР и доведение до студентов содержания рецензии.

Не позднее чем за 1 день до предзащиты

Рецензенты и руководители ВКР

Зам. директора по УР (УМР), председатели ЦМК

20. Проведение предварительной защиты (рекомендуемое мероприятие)

За 3-5 дней до дня защиты ВКР

Руководители ВКР, председатели ЦМК

Зам. директора по УР (УМР)

21. Составление приказа о допуске студентов к ГИА

За 1-2 дня до периода защиты ВКР согласно графику учебного процесса

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

22. Проведение защиты ВКР

Согласно расписанию ГИА

ГЭК

Зам. директора по УР (УМР), директор

23. Составление протоколов проведения ГИА, заполнение документации, передача ВКР в архив

В день проведения ГИА

Члены ГЭК, секретарь ГЭК

Зам. директора по УР (УМР)

24. Прием апелляций

О нарушении порядка проведения ГИА - в день проведения ГИА

Апелляционная комиссия

Директор

О несогласии с результатами ГИА - не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов ГИА

25. Рассмотрение апелляций

Не позднее 3-х рабочих дней со дня ее поступления

Апелляционная комиссия

Директор

26. Составление отчета председателя ГЭК о результатах проведения ГИА

В последний день защиты ВКР

Председатель ГЭК, секретарь ГЭК

Зам. директора по УР (УМР)

27. Составление приказа о присвоении квалификации и отчислении из ПОО

По окончании срока ГИА

Зам. директора по УР (УМР)

Директор

28. Обсуждение на заседании Педагогического совета отчета о результатах проведения ГИА и представление его в Управление образования и науки Липецкой области

До 15 июля

Зам.директора по УР (УМР), секретарь и председатель ГЭК, Педагогический совет

Директор

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку на заданную тему, написанную лично автором под руководством руководителя ВКР.  При выполнении и защите ВКР обучающийся должен, опираясь на сформированные компетенции, показать способность и умение:

  • самостоятельно решать задачи будущей профессиональной деятельности,
  • профессионально излагать специальную информацию,
  • аргументировать свою точку зрения.

ВКР подвергается обязательному внешнему рецензированию (как правило, со стороны специалистов предприятия прохождения преддипломной практики или преподавателей образовательных организаций, хорошо владеющих вопросами, связанными с тематикой ВКР).

Перечень тем разрабатывается преподавателями профессиональных модулей, рассматривается на заседании ЦМК и утверждается приказом директора ПОО. Студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.

Тематика ВКР должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу СПО. Тематика ВКР подлежит ежегодному обновлению и должна соответствовать как современному уровню развития науки и техники, так и современным потребностям общества и производства и формироваться с учетом предложений работодателей (при их наличии).

ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена может быть выполнена в виде дипломной работы или в виде дипломного проекта. Вид ВКР определяется руководителем ВКР самостоятельно.

Дипломная работа –               это научное или научно-практическое исследование, которое должно содержать анализ проблем на примере конкретной базы объекта исследования и разработку рекомендаций (мер) по совершенствованию изучаемых предметов исследования.      

Дипломный проект – это научно-обоснованное решение практической задачи по специальности, которое должно содержать элементы учебного проектирования (программы, модели, бизнес-планы, разработки  методики т.д.) для конкретного объекта исследования. 

В процессе выполнения ВКР обучающийся должен решить следующие задачи:

  • обосновать актуальность и практическую значимость выбранной темы;
  • проанализировать известные теоретические положения, нормативно-правовую документацию, справочные и научные источники информации по избранной теме, для дипломного проекта определить методику решения проблемы;
  • собрать необходимый материал для проведения конкретного исследования или необходимые производственные  данные для выполнения проекта;
  • провести анализ собранных данных на примере конкретной базы предметов исследования или выполнить проектное задание и проанализировать полученные результаты;
  • на основе проведенного анализа сделать выводы и разработать рекомендации по совершенствованию и оптимизации изучаемых предметов исследования или о возможности и эффективности использования проектного решения (повышения эффективности деятельности организации или предприятия, эффективности работы оборудования или качества продукции и т.д.);
  • оформить ВКР в соответствии предъявляемыми требованиями;
  • подготовить материал, иллюстрирующий результаты работы (чертежи, плакаты), доклад и презентационный материал к защите ВКР.

ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих выполняется в виде  выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы

Обучающиеся по профессии СПО выпускную практическую квалификационную работу выполняют отдельно по каждой профессии общероссийского классификатора, входящей в профессию широкого профиля. Содержание практических квалификационных работ должно соответствовать требованиям квалификационных характеристик соответствующего разряда, которым должен обладать выпускник ПОО.

Выпускная практическая квалификационная работа выполняется обучающимися в присутствии членов ГЭК. Выполненная выпускная практическая квалификационная работа оценивается по заранее разработанным показателям:

а) овладение приемами работ;

б) соблюдение технических и технологических требований к качеству производимых работ;

в) выполнение установленных норм времени (выработки);

г) умелое пользование оборудованием, инструментом, приспособлениями;

д) соблюдение требований безопасности труда и организации рабочего места.

Выпускная письменная экзаменационная работа, являясь завершающим этапом подготовки, должна показать готовность учащегося квалифицированно решать теоретические и практические задачи по избранной рабочей профессии. В ходе выполнения письменной экзаменационной работы выпускники должны показать:

  • умение пользоваться учебниками и учебными пособиями, современным справочным материалом, специальной технической литературой, каталогами, стандартами, нормативными документами.
  • подготовленность в технологических процессах, а также в вопросах охраны труда, в применении материалов, инструментов и оборудования.

 Показатели оценки качества выполнения и защиты ВКР в виде дипломного проекта, дипломной работы, письменной экзаменационной работы

(оценка выставляется по пятибалльной шкале)

Показатель

Оценка

Оформление ВКР

Соответствие требованиям к оформлению и объему ВКР

 

Соразмерность (композиция) глав и параграфов ВКР

 

Наличие иллюстраций (таблиц, схем, графиков, рисунков, диаграмм), позволяющих наглядно раскрыть тему и представить результаты ВКР

 

Средний балл за оформление:

 

Содержание ВКР

Соответствие темы ВКР содержанию одного или нескольких модулей. Выполнение ВКР свидетельствует об освоении студентом части профессиональных компетенций, соответствующих требованиям ФГОС

 

Соответствие содержания ВКР выбранной теме и заданию на ВКР (системность, логическая взаимосвязь всех частей работы друг с другом и более общей задачей, проблемой, определение объекта, предмета, целей, задач  работы, методов исследования)

 

Глубина проработки материала и соответствие используемых методов достижения результата поставленным целям и задачам ВКР

 

Грамотный анализ результатов работы и формулирование выводов

 

Актуальность/практическая значимость темы ВКР

 

Целесообразность и полнота использования источников информации

 

Степень самостоятельности автора в исследовании темы

 

Средний балл за содержание:

 

Отзыв и рецензия

Мнение руководителя об уровне выполнения  ВКР (отзыв)

 

Мнение рецензента об уровне выполнения  ВКР (рецензия)

 

Средний балл по отзыву и рецензии:

 

Графическая/ иллюстрационная часть

Графическая/иллюстрационная часть полностью отражает этапы и результаты выполнения ВКР

 

Наглядность, доступность и логичность представления результатов ВКР

 

Качество выполнения графической части, при ее наличие (в соответствии с требованиями ГОСТов и внутренних документов)

 

Уровень подготовки презентации (владение информационно-коммуникационными технологиями)

 

Средний балл за иллюстративный материал:

 

Защита ВКР (доклад и ответы на вопросы)

Структурированность доклада и соответствие его содержанию и результатам выполнения ВКР

 

Владение темой ВКР и качество (аргументированность) ответов на поставленные во время защиты вопросы

 

Владение научным стилем речи с применением профессиональных терминов

 

Соблюдение регламента защиты, общая культура студента

 

Средний балл за защиту:

 

Оценка ВКР. Итоговый (средний) балл (уровень овладения студентом результатами обучения в соответствии с ФГОС – профессиональными и общими компетенциями):

 

Темы ВКР необходимо разрабатывать с учетом потребностей конкретных отраслей экономики своего региона. При выполнении ВКР обучающийся должен демонстрировать способность выполнять вид (или виды профессиональной деятельности), решать реальные производственные задачи и проблемы, доказывая свою профессиональную состоятельность и сформированность профессиональных и общих компетенций.

Работая над интересными, актуальными, профессионально значимыми темами ВКР, студенты приобретают ценный опыт работы, навыки, знания, которые создают серьезную основу для будущего карьерного роста. Такая продуктивная работа при тесном контакте с работодателем приводит к востребованности выпускников ПОО, а нередко и их трудоустройству еще до получения диплома об уровне квалификации.

Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…».

Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы», проводилась пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia в рамках государственной итоговой аттестации.

Демонстрационный экзамен – это форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс.  Демонстрационный   экзамен   это   оценка   результатов обучения, описанных в формате компетенций.  При компетентностнoм подходе главным в образовательном процессе является создание ситуаций, которые дадут толчок к формированию общих или профессиональных компетенций.

Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллз) предлагает методику проведения демонстрационного экзамена как выполнение одинакового для всех выпускников задания, разработанного на базе заданий финала национального чемпионата по компетенции.

В оценке принимают участие шесть сертифицированных экспертов: 3 работодателя и 3 преподавателя или мастера производственного обучения из другой образовательной организации. Преподаватели, представляющие с экзаменуемым одну образовательную организацию, права оценивания не имеют. Эксперты применяют пошаговые критерии оценки всех действий обучающегося. Все критерии делятся на объективные и субъективные, каждый критерий имеет свой вес.

Демонстрационный экзамен по модели WorldSkills проводится на специализированных площадках, оснащённых современным технологическим оборудованием и позволяющие выполнять задания так, как это предусмотрено паспортом компетенции WorldSkills.

Подготовка студентов к демонстрационному экзамену является всей системой их обучения в образовательном учреждении. Следовательно, перед педагогами возникает множество вопросов: как готовить, какие требования предъявлять, какие системы оценивания внедрять, какие методы применять для качественной подготовки специалистов. Демонстрационный экзамен для обучающихся – это проверка их знаний и умений, уровня владения общими и профессиональными компетенциями, для педагогов – ответы на вопросы, выработка новых идей и направлений работы. 

Подготовка начинается с самого первого занятия. Задача педагога выявить и развить способности каждого обучающего, сформировать самостоятельную, творческую и социально-активную личность. Я считаю, что всю работу педагога по подготовке студентов можно образно разбить на несколько этапов.

Первый этап - психологический настрой. Студенты должны понимать, что трудовая деятельность работников общественного питания с одной стороны направлена на улучшение свойств сырья и получения высококачественной продукции, а с другой на улучшение процесса обслуживания потребителей. Любая ошибка, небрежность, невнимательность в работе повара могут привести к тяжким последствиям. Поэтому к работникам этой профессии предъявляются такие требования как внимательность, точность дозировки, быстрота реакции, а также, что не мало важно внешний вид повара. В общении с потребителем повар должен владеть своим поведением. При этом он руководствуется нормами проведения принятыми в нашем обществе, а так же профессиональным требованиям таким как: постоянная приветливость, вежливость, тактичность, радушие ко всем требованиям. Все это, студент должен показать на демонстрационном экзамене.

Второй этап - введение в специальность. Овладение знаниями и отработка основных профессиональных компетенций. Работа в данном направлений ведется целенаправленно, как на уроках теоретического так и практического обучения. Учебный план по специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», составлен так, что обучающиеся имеют возможность планомерно, от простого к сложному, от теории к практике, осваивать специальность. 

Применительно к деятельности педагога функции звеньев процесса обучения включают: постановку цели, мотивацию и стимулирование познавательной деятельности обучающихся; сообщение обучающимся учебной информации; руководство закреплением и совершенствованием знаний , деятельностью обучающихся по применению знаний на практике, формированием их умений и навыков; анализ учебных достижений , их проверку и оценку. 

Третий этап - оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся. Согласно ФГОС СПО, оценка качества освоения основной образовательной программы среднего профессионального образования должна включать: текущий контроль успеваемости , промежуточную аттестацию . Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обеспечивают оперативное управление образовательной деятельностью обучающихся, ее корректировку. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации является оценка степени соответствия качества образования обучающихся, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего. Одним из ключевых требований деятельностного подхода в обучении  является четко выраженная направленность учебного процесса на развитие у обучающихся навыков логического мышления при принятии решений, связанных с характером предстоящей профессиональной деятельности. Реализация данной задачи в новых учебных программах требует совершенствования существующей системы контроля качества усвоения учебного материала. К прогрессивным методам контроля относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой, организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.

В нашем техникуме в 2021г. Был произведен монтаж и аккредитация площадки по компетенции «Электромонтаж» на 10 рабочих мест.

В 2022г. Обучающиеся выпускной группы в количестве 25 человек проходили итоговую аттестацию в виде демонстрадиционного экзамена по трем профессиональны модулям и результаты экзамена 100% успеваемасть, 58% качаство знаний и умений

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что демонстрационного экзамена эффективно для всех участников образовательного процесса. Такой вид экзамена повышает мотивацию в связи с изменением организационных подходов к обучению: происходит практически самостоятельное обучение на рабочем месте, под руководством квалифицированных специалистов. Важно то, что сотрудничество с профессионалами помогает преподавателям и самому учебному заведению в целом более точно представлять себе требования, предъявляемые к программе обучения. Выпускник не просто сдаёт выпускной экзамен, но и подтверждает квалификацию в соответствии с международными стандартами. Ведь тот, кто сдаёт экзамен успешно, получает соответствующий сертификат. Это не просто бумага, а определенная предметная ценность, которую можно предъявлять во время собеседования при трудоустройстве. Есть плюсы и для самого образовательного учреждения – он может более объективно оценить качество своих программ и материально-техническую базу. Работодатели, приходящие на экзамен, могут присмотреться к своим потенциальным сотрудникам непосредственно во время их профессиональной деятельности.

Таким образом, итоги ГИА являются важным показателем образовательной деятельности ПОО. По результатам проведения ГИА (защиты ВКР) можно судить о том, насколько современные и актуальные знания приобретаются студентами при обучении, об уровне педагогического состава и о качестве организации образовательного процесса в ПО

Список используемой литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии, специальности;
  3. Приказ Минобрнауки России от 16 августа 2013 г. №968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  4. Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. №464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»;
  5. В.М.Широкова. О государственной итоговой аттестации выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования //Администратор образования. – 2014, №7. – С.78-84.
  6. Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: Распоряжение правительства РФ от 03.03.2015 № 349-р. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_176010/
  7. О внесении изменений в приложение к распоряжению Министерства просвещения Российской Федерации от 1 апреля 2019 года № Р-42 "Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена": Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01.04.2020 года № Р-36 [Электронный ресурс]. URL: https://esat.worldskills.ru/regulations
  8. Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия: Общая информация. [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ « БЕЛОГЛИНСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ » Организация и проведение государственной итоговой аттестации Подготовил: Левицкая Татьяна Викторовна преподаватель спецдисциплин Тема «Проверка уровня знаний и умения обучающихся»

Слайд 2

Цель работы : Способы определения уровня знаний и умений обучающихся при окончании СПО Задачи работы : - Организация выпускных квалификационных работ - Проведение выпускных квалификационных работ - Оценка качества знаний и умений

Слайд 3

ЦЕЛЬ ГИА – определение соответствия результатов освоения студентами образовательных программ СПО соответствующим требованиям ФГОС с последующей выдачей документа государственного образца об уровне образования и квалификации (диплома). ВКР выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена может быть выполнена в виде дипломной работы или в виде дипломного проекта. Вид ВКР определяется руководителем ВКР самостоятельно .

Слайд 4

Дипломная работа – это научное или научно-практическое исследование, которое должно содержать анализ проблем на примере конкретной базы объекта исследования и разработку рекомендаций (мер) по совершенствованию изучаемых предметов исследования .

Слайд 5

Дипломный проект – это научно-обоснованное решение практической задачи по специальности, которое должно содержать элементы учебного проектирования (программы, модели, бизнес-планы, разработки методики т.д.) для конкретного объекта исследования.

Слайд 6

Демонстрационный экзамен – это форма оценки соответствия уровня знаний, умений, навыков студентов и выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс .

Слайд 7

Сдача демонстрационного экзамена 2022-2023г .

Слайд 8

Заключение Таким образом, итоги ГИА являются важным показателем образовательной деятельности ПОО. По результатам проведения ГИА (защиты ВКР) можно судить о том, насколько современные и актуальные знания приобретаются студентами при обучении, об уровне педагогического состава и о качестве организации образовательного процесса в ПОО

Слайд 9

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS.

Статья об особенностях проведения ГИА в формате демонстрационного экзамена....

ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ (ОРГАНИЗАТОР В АУДИТОРИИ) Нормативные правовые акты и основные понятия ГИА

ПОДГОТОВКА ЛИЦ, ЗАДЕЙСТВОВАННЫХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПУНКТЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНОВ (ОРГАНИЗАТОР В АУДИТОРИИ)Норм...

Фонды оценочных средств для проведения Государственной итоговой аттестации выпускников по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Фонды оценочных средств государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) являются частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по с...

Приказ "О проведении государственной итоговой аттестации"

Приказ "О проведении государственной  итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования на территории Городского округа Балашиха в основной период 2021 года"...

Приказ "О проведении государственной итоговой аттестации" 2020 г.

Приказ "О проведении государственной итоговой аттестации" 2020 г....

Приказ "О проведении государственной итоговой аттестации" 2018

Приказ "О проведении государственной итоговой аттестации" 2018...