Доклад на конференцию,посвященную передовым педагогическим технологиям,сопровождаемый презентацией
статья по теме

Мурадова Светлана Михайловна

В сентябре в нашем колледже проводилась педагогическая конференция. Мой доклад был на тему :Игровые технологии как один из методов исследовательской деятельности обучающихся".Он сопровождался презентацией.      Исследование может быть организовано на всех этапах обучения математики: некоторые элементы исследовательского подхода могут проходить в игровой форме ,которая порой приводит к высокому  уровню творческой самостоятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые технологии как один из методов исследовательской деятельности обучающихся Преподаватель Мурадова С.М.

Слайд 2

Изучение математики - короткий путь к самостоятельному мышлению В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина – математика. Как отмечал М.В. Ломоносов: «Математика ум в порядок приводит»

Слайд 3

Как отмечают сторонники исследовательского обучения – учебный процесс в идеале должен моделировать процесс научного исследования, поиска новых знаний. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения. Исследование может быть организовано на всех этапах обучения математики: некоторые элементы исследовательского подхода могут проходить в игровой форме ,которая порой приводит к высокому уровню творческой самостоятельности

Слайд 4

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется умение решать различные жизненные проблемы. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнования, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. На уроках математики игровые приёмы и ситуации выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной исследовательской деятельности

Слайд 5

Анализ психолого – педагогической литературы по этому вопросу, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр: - игры – упражнения; - игры – путешествия; - сюжетная (ролевая) игра; - игра – соревнование

Слайд 6

Игры – упражнения Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях, исследовательской деятельности. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки

Слайд 7

Игра «Соревнование художников» На доске записаны координаты точек: (0;0),(-1;1), (-3;1),(-2;3),(-3;3),(-4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0),(2;0),(1;-7),(3;-8),(0;-8),(0;0). Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный график. Исследовательский элемент: записать уравнение функции, можно - в общем виде Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин. Эта игра очень нравится учащимся

Слайд 8

Дидактическая игра «Письмо дорогому другу» Здравствуй, дорогой друг! Как поживаешь? Решила взяться за ум и учить серьезно математику. Пожалуйста, помоги сделать домашнее задание. Даны координаты векторов векторов а(-6;2;8) в(2;-4;3) Найти координаты середины вектора в, если координаты середины вектора а (-3;1;4)

Слайд 9

Можно предложить задачи, связанные с изучаемым материалом в сочетании с другими учебными дисциплинами: - историко-математические; - литературно-математические; - биолого-математические

Слайд 10

В данном ребусе зашифровано название урока.

Слайд 11

Вот этот слайд был показан учащимся как игровая пауза на уроке стереометрии, где очень важно пространственное видение объекта. Но удивление от этой иллюзии послужило тому, что на свет появилась исследовательская работа Лаптевой Анастасии «Математика иллюзий»

Слайд 12

Игры – путешествия Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.

Слайд 13

Составляются задания , содержание которых соответствует изучаемой теме, вводится игровой компонент, интрига. «Старинные задачи через века и страны» «Путешествие в математический лес» «Путешествие в страну математики» и т.д. Целью такого путешествия может быть сбор информации о каком то математическом объекте, а результатом – его идентификация.

Слайд 14

Сюжетно – ролевая игра Заключается в том, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

Слайд 15

В нашем колледже в рамках уроков математики применяются учебные ролевые игры - «Строитель», «Магазин», «Почта», «Парикмахер-стилист» , «Кондитер», что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально «раскрепоститься», проявлять творческую инициативу. Например, разыгрываем ситуацию, когда в строительный магазин приходит покупатель , который утверждает, что доски неровные. Продавец должен доказать обратное, используя признаки параллельности и перпендикулярности прямых

Слайд 16

Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр. Примеры игровых форм уроков: деловая игра, дискуссии, пресс-конференции , урок- КВН, и т.д Особенно учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Например, первый урок стереометрии. Я назвала его «Выход в пространство»

Слайд 17

1 . Психологический тест. Группы обсуждают задание: Исключите: а) Лишнее слово: ЛУЧ, КРУГ, УГОЛ, КУБ, ДУГА. б) Лишнюю цифру: 2. Занимательные задачи. При решении этих задач нужно мысленно "выйти в пространство". Разрезать цилиндр на 8 частей тремя разрезами. Из шести спичек сложите 4 правильных треугольника так, чтобы стороной каждого была целая спичка. Расположите 5 одинаковых монет так, чтобы каждая из них касалась 4-х остальных. Можно ли расположить 6 одинаковых карандашей так, чтобы каждый касался пяти остальных?

Слайд 18

3. Развертки куба. В группах решаются задачи: а) На гранях куба написаны числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6. Сумма чисел, стоящих на противолежащих гранях, равна 7. На 4-х развертках куба напишите 5 чисел - одно уже написано - так, чтобы это соответствовало нашему кубу. б) На рисунке слева показана развертка какого-то куба. Какие кубы из тех, что изображены, можно сложить из этой развертки?

Слайд 20

. Чтобы возбудить интерес к какой-то проблеме , можно применить следующие игры: «Домино», «Найди ошибку», «Кто быстрее», В деловых играх на основе замысла моделируются жизненные ситуации и отношения. В рамках уроков применяются учебные деловые игры. Особенно учащиеся любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Разнообразие уроков зависит от фантазии учителя, многие формы можно почерпнуть из телевизионных игр.

Слайд 21

На следующем этапе урока, решаем задачи на готовых чертежах.

Слайд 22

Завершаем урок изготовлением моделей для иллюстрации взаимного расположения плоскостей и прямых

Слайд 23

Иногда можно ввести небольшую инсценировку,где учащиеся разыгрывают ситуацию,над решением которой предстоит подумать остальным. При изучении свойств тригонометрических функций, очень интересный урок – исследование получается, когда учащийся ставит перед собой проблему – определить свойства функции у= sin x , исходя из знания свойств функции у= cos x . Вот здесь,вначале урока встречается «Неразлучная пара»,которая и озадачивает учащихся.

Слайд 24

Вот такие забавные рисунки можно предложить ученикам,чтобы они определили,график какой функции,показывает руками человечек.

Слайд 25

Результатом использования игровых технологий на уроках-исследованиях приводят к тому, что учащиеся • гибко адаптируются в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяют их на практике для решения проблем; • учатся самостоятельно, критически мыслить, видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления; • грамотно работают с информацией; • коммуникабельны, контактны в различных социальных группах, умеют работать сообща, предотвращая конфликтные ситуации и умеют выходить из них; • могут самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта

выступления на методических, педагогических советах, школах передового педагогического опыта...

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения.

Передовой педагогический опыт: от выявления до внедрения....

Статья "Передовой педагогический опыт"

Статья "Передовой педагогический опыт"...

ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА - ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ

Роль изучения и внедрения  передового опыта педагогов в образовательном процессе...

Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»

В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...