Главные вкладки

    Методическая разработка урока на тему "Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании комплектов "индивидуальный гардероб"
    методическая разработка по теме

    кривошапко юлия владимировна

     Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО по дисциплине "Художественное проетирование2 для специальности 262019 "Конструирование , моделирование и технология швейных изделий". Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован   учебный материал,  практические  задания,  мультимедиа. Большой объем дополнительного материала позволяет активизировать мыслительную деятельность студентов, способствует развитию навыков самостоятельной работы студентов и повышает их интерес к углубленному изучению предмета.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_krivoshapko.doc99.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Областное государственное автономное  образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    Белгородский механико – технологичекий колледж

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  УРОКА

     

     по дисциплине «Художественное проектирование одежды»

    для специальности 262019

     «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий»

    ( углубленная подготовка)

    Тема:

    «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании       комплектов «индивидуальный гардероб»

          

                                               

    2014

       Разработчик: преподаватель спецдисциплин

                              ОГАОУ СПО «БМТК»     Кривошапко Ю. В.

    Рассмотрена и рекомендована к утверждению

    на заседании ПЦК  «Дизайн костюма»

    Протокол №        от__________)

    Председатель комиссии___________(Зайцева В.А.)

                             

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

            Целью обучения дисциплины «Художественное проектирование»   является   освоение теоретических знаний и практическое овладение студентами основных   навыков, приобретение определенных умений и  развитие будущего специалиста,   готового решать профессиональные задачи.  В настоящее время резко возросли требования к профессиональной подготовке специалистов. Необходимо осуществлять решительный поворот от массового обучения к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей будущих специалистов, опираясь на их самостоятельную работу, активные формы и методы обучения        , способствующих развитию интереса к обучению и получаемой профессии.

            Предлагаемая тема урока - «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании    комплектов «индивидуальный гардероб» - является продолжением темы  изучения  средств организации основных художественных систем костюма. Изучение дисциплины «Художественное проектирование»   включает такие  формы обучения, где учащиеся могли бы проявить себя, и найти применение своих творческих способностей. Именно это обусловило   выбор формы   проведения занятия : урок-презентация, который  характеризуется наглядностью. Применение комбинированных элементов в подаче нового материала   способствует лучшей усвояемости    информации.  Правильная организация занятия, его структура позволяет охватить и задействовать каждого студента.                              

             Настоящая методическая разработка может быть предложена   преподавателям профелирующего учебного заведения  СПО. Представляет собой учебно-методический комплект урока, где использован   учебный материал,  практические  задания,  мультимедиа. Большой объем дополнительного материала позволяет активизировать мыслительную деятельность студентов, способствует развитию навыков самостоятельной работы студентов и повышает их интерес к углубленному изучению предмета. Его содержание акцентирует внимание не только на знание предмета, но и межпредметных связях, таких как «история стилей в костюме», «спецрисунок и художественная графика», «основы художественного оформления швейного изделия». Степень овладения материалом учащимися проверяется теоритической и практической деятельностью, поэтому  большое внимание уделено обеспечению урока.
              Педагогическая идея проведения урока состоит в том, чтобы студенты под руководством преподавателя могли проявить свои творческие способности, закрепить теоретические знания, уметь   высказывать и отстаивать свое мнение, вести беседу в объеме, предусмотренном программой дисциплины.  
              Роль преподавателя в процессе подготовки к уроку сводится к роли руководителя и консультанта, что является актуальным в связи с принятием стандартов нового поколения, которые нацелены на практико-ориентированные  технологии обучения.
              Таким образом, считаю необходимым в дальнейшем продолжать применять в учебном процессе подобные занятия, совершенствовать методику их разработки и проведения
    . По мнению студентов, проведение занятий в форме урока-презентации является более интересным и наглядным, позволяет им лучше усвоить учебный материал и подготовиться к зачетам и экзаменам.
             

    СОДЕРЖАНИЕ.

    1. Технологическая карта учебного урока.

    2. Структура урока.

    3. Сценарий урока.

     4.  Литература.

     5. Приложение  

     

    1. Технологическая карта   урока.

      Тема:  «Основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании    комплектов «индивидуальный гардероб»

    Тип урока: комбинированное занятие

    Вид урока: урок – презентация .                                              

     

     

    Цели урока:

    •   изучить  особенности, принципы и средства композиции при проектировании комплектов «индивидуальный гардероб»;

    •   развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;

    •   развитие у студентов  умения излагать мысли;

    •   повторение и закрепление предыдущего  программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

    •   связать дисциплину с другими предметами;

    •   воспитать уважение к оппоненту, умение   вести беседу, работать в команде.

    Задачи урока:

    1.  Воспитательная  -  умение отстаивать свою точку зрения,

      четко организовывать действия при работе в команде. Воспитание  чувства  коллективизма, ответственности, сопереживания , уважения .

    2.  Учебная —изучение, обобщение , закрепление знаний по теме.

    3.    Развивающая развитие у обучающихся логического мышления ; способности формировать профессиональные навыки; активизации творческой деятельности, развитие способности выполнения   решения проблемного подхода.

    Умения и навыки:

    Студент должен знать: особенности композиционной организации различных художественных систем костюма, средства и свойства художественной выразительности эскиза, цветовую гармонию.

    Студент должен уметь: владеть приемами цветной графики, работать в команде, уважать мнение апонента, аргументировано вести дебаты

     Межпредметные связи: «История стилей в костюме», «Спецрисунок и художественная графика», «Основы художественного оформления швейного изделия». Обеспечение урока:  ПК, мультимедийный проектор

    MSPowerPoint, программа подготовки презентаций,  бумага А 3, клей, ножницы, журналы для коллажа.

                                               

    2.Структура урока

    Структура урока

    Деятельность

    преподавателя

    Деятельность обучающегося

    Время

    1

    2

    2

    3

    1.Организационный момент.

    разъяснительная

    запоминают порядок работы

    2  минут

    2.Мотивация познавательной деятельности обучающихся.

     -объявляет тему урока, цели, основные этапы ролевой игры.

     

    знакомятся с планом работы.

    3  минут

     3.Презентация новой темы, включающая подготовленные заранее выступления студентов по теме

     

    -представляет новый материал

     

    Обучение с материалом урока

     40 минут:

     (из них 20 минут –выступления студентов)

    4. Выполнение творческих заданий (самостоятельная работа)

     

    -задает наводящие вопросы;

    -корректирует ход работы;

    -отвечает на вопросы;

     -проводит контроль знаний и умений.

    -выполняют задания  в соответствии со сценарием игры;

     -решают профессиональные задачи;

     -отрабатывают умение групповой, командной работы;

    -обобщают и закрепляют изученный материал, навыки и умения;

     -проводят

    самоанализ работы

    25 минут

    5. Защита творческих работ, дебаты

     

    Контролирует ход защиты работ и дебатов

    -внимательно слушают;

    - задают вопросы;

    - обсуждают;

    - защищают свои пработы

    15

      минут

    6. Подведение итогов, анализ урока.

     

    -дает характеристику работы творческим  группам;

    -выставляет оценки;

    -выдает домашнее задание

    высказывают свое мнение о результатах творческих заданий, урока в целом

    5 минут

     

     

                       3. Сценарий урока.

    Преподаватель. 

      Сегодня на занятии мы изучим основные понятия, принципы, лежащие в основе формирования индивидуального гардероба; выслушаем сообщения студентов; выполним практические задания, которые позволят закрепить новый материал.

    В заключении урока мы подведем   итоги занятия. Обратите внимание на выставку рефератов и дополнительной информации которую вы можете изучить самостоятельно.

      На экране лекция сопровождается слайдами.

            До сегодняшнего урока мы вели речь о роли художника-модельера, как специалиста, который решает задачи в области лёгкой промышленности по созданию одежды массового потребления.Он должен предложить коллекции современной одежды, удовлетворяющей потребности каждого покупателя. Сегодня мы будем говорить о формировании гардероба отдельно взятого человека. Индивид  представляет собой сложную психофизиологическую систему. На первый взгляд невозможно представить, что можно удовлетворить все вкусы и запросы каждого человека. Но при профессиональном подходе и принципах, учитываемых при формировании гардероба – это решаемая задача. Цель сегодняшнего занятия выяснить какие принципы лежат в основе решения этой задачи.

            

    Гардероб – это набор вещей на все случаи жизни для конкретного человека.

                    Чтобы всегда выглядеть стильно, испытывать комфорт в любой ситуации, не иметь проблем с составлением гардероба и, при этом экономно расходовать свой бюджет – необходимо иметь базовый гардероб и капсулы, соответствующие собственному образу жизни.

    Базовый гардероб – это несколько необходимых вещей составляющих основу гардероба, к которым предъявляются несколько основных требований:

    • все вещи должны соответствовать Вашей индивидуальной палитре;
    • дизайн должен быть классическим с учётом индивидуальных особенностей стиля и фигуры;
    • вещь должна быть многоцелевой и сочетаться с различными дополнительными изделиями;
    • одежда должна быть предельно комфортной;

     

    Количество одежды должно быть оптимальным. Сегодня наиболее популярным является такая система организации одежды, где есть возможность сочетать, менять элементы в зависимости от обстоятельств, функций, условий. Такая система называется – комплект. Её преимущество в том, что при минимальном количестве одежды, возможно получить максимальное решение образов, сочетая различные составляющие. Рассмотрим таблицу, где приведены принципы, влияющие на состав  подбор индивидуального  гардероба ( приложение 1).

    Формы костюма диктуются формами человеческого тела. При выборе одежды необходимо учитывать прежде всего тип своей фигуры. Модный силуэт, но не подходящий к вашему телосложению даст обратный эффект. Особенности фигуры определяют внешние сочетания костюма, поэтому следует носить одежду такого силуэта, который близок форме вашего тела, при этом подчеркивающий достоинства и скрывающий недостатки. Силуэт фигуры связан со строением скелета, мышечной и жировой массой и  может меняться с возрастом.  

     .Основа любого стиля – внешняя форма, силуэт. Именно силуэт одежды определяет характер образа в целом и диктует композицию и пропорции костюма, его составные элементы.

    Существуют следующие основные силуэты:    

                                                      -прямой,

                                                      -трапециевидный,

                                                      -полуприлегающий,

                                                      -овальный и его производные.

    (На слайдах  подробно разбираются особенности приведенных выше типов силуэтов).

    Для закрепления информации на примере фигур студентов определяются основные типы телосложения. А теперь прошу выйти следующих студентов :предлагается определить тип фигуры конкретного человека.

    Студенты коллективно анализируют и определяют тип фигуры.

    Преподаватель.   Следующий принцип (согласно нашей таблицы) – выбор стиля.

    Художник по костюму сегодня выступает в роли имиджмейкера, т.е. человека, создающего образ заказчика, его ИМИДЖ.

    Имидж – это внешне наблюдаемый облик, образ представляемый окружающими своеобразная репутация себя.

    Понятие «стиль» более широкая трактовка в рамках имиджелогического подхода. Стиль – характеризует особенности внешнего вида человека, его поведение и манеры общения.

    При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать правильность выбора своего стиля. Сегодня выделяют несколько основных стилей:

    -классический

    -романтический

    -спортивный

    -фольклорный

    -эклектика

    Каждый, из которых предполагает несколько подстилей. Однако это деление становиться всё более условно, ибо в моде появляется диффузионный стиль, где предполагается смешение различных стилей, чистый тот или иной стиль уже не приобретает столь широкое распространение.

    Подробно об имеющихся стилях расскажут студенты, подготовившие выступления(выступления студентов с заранее подготовленными сообщениями,сопровождаемые слайдами)

    1 студент: особенности классического стиля.  

    2 студент: особенности  романтический стиль.

    3 студент: особенности  о спортивном стиле.

    4студент: особенности  о фольклорном стиле.

    5 студент: особенности о стиле «эклектика».

    После выступления с сообщениями осуществляется фронтальный опрос группы, предлагая на примере иллюстраций слайдов определить тот или иной стиль модели.

    Преподаватель.  Следующий принцип- влияние вида деятельности и образа жизни на выбор имиджа. Сегодня при создании имиджа, индивидуального стиля костюм рассматривается не только с утилитарных позиций, но и с позиции самопрезентации личности, её восприятия в процессе общения с другими людьми.

    При формировании имиджа и подборе одежды важно учитывать, где мы проводим время: идём на работу или на прогулку, в театр или в гости, занимаемся спортом или работаем на дачном участке. Костюм – это  Я-концепция, которую носят на себе» с помощью одежды можно добиться  психологической самокоррекции, она способна влиять не только на самочувствие и настроение, но и изменять манеры и даже характер своего носителя. От внешнего облика человека во многом зависит его успех в профессиональной, общественной и личной жизни. Уровень образования, культуры, профессия влияют на выбор стиля. Например, офисные и банковские работники предпочитают классический стиль; люди творческой профессии – романтический, эклектику, фольклорный.

    Очень важно осознавать для какой обстановки предназначена та или иная вещь (фуршет – нарядное платье, офисная работа – спокойная не кричащая одежда и т.п., занятие спортом, дача). Т.е. необходимо учитывать  принцип: «профессия» - который тоже влияет на выбор гардероба.

    Следующий принцип -цветовые особенности

    Выбор цветовой гаммы играет большую роль в формировании имиджа. Цвет способен украсить человека подчеркнуть его индивидуальность, придать образу яркость, взгляду – выразительность, но может, наоборот, сделать лицо бледным, тусклым, а весь облик бесформенным. Подбор индивидуальной гаммы цветов вопрос не только художественный, но и психологический, социологический и даже медицинский.

    В 70-х годах немецкий педагог и теоретик цвета Иоханнес Иттен предложил разделить людей на четыре типа по аналогии с временами года – «весна», «лето», «осень», «зима», каждому из которых соответствует определённая цветовая гамма. Безусловно, что это не теорема, существуют исключения из правил, подбор цвета требует индивидуального подхода. Каждому времени года свойственна своя палитра красок:

    весна – тёплые, светло-зелёные, бежевые и нежно-розовые тоны, чистые, ясные оттенки;

    зима – холодные, глубокие, льдистые с ярким вкраплением чистых цветов. И т.д.

    Разберём подробно предлагаемую дифференциацию по цвету

    ( слайды).

    Данная типология носит  условный характер, так как  при существующих технологиях в  парикмахерском искусстве, можно изменить свою внешность.  Поэтому женщина (мужчина) могут экспериментировать и переходить из одного типа в другой. С возрастом природные краски меняют свой оттенок. И цвета подходящие ранее могут уже не настолько выгодно подчеркивать достоинства человека. Поэтому со временем    следует пересматривать свой имидж.

     Встречаются также переходные, смешанные типы. Люди «хамелеоны», которым подходят многие цветовые оттенки.

    Какую бы гамму вы не выбрали, необходимо помнить, что в любом случае цвет должен подчёркивать вашу индивидуальность, независимо от моды, ведь не всегда модные тенденции в цвете подойдут к вашему типу.

    Для закрепления информации студентам предлагается практическое задание. Группа делится на творческие подгруппы по 5-6 человек.

     Практическое задание: «Определить цветотип внешности. Каждой группе предлагаются фото различных типов внешности: «весна», «лето», «осень», «зима» » (приложение 2).Студенты должны  самостоятельно  определить тип внешности и сделать цветовую колористическую выклейку рекомендованных цветов. Затем каждая группа защищает свою работу. Оппоненты задают вопросы.

    В соответствии с критериями оцениваются результаты работы творческих групп ( приложение 3)

     В конце  занятия необходимо провести рефлексию. Преподаватель, делает выводы, подводит итоги, выставляет оценки по результатам работы и выдаёт домашнее задание.

     

    Преподаватель.   Сегодня мы разобрали основные художественные принципы и композиционные средства, учитываемые при проектировании       комплектов «индивидуальный гардероб. Изучили   критериям необходимые для   того, чтобы создать свой неповторимый образ, как правильно позиционировать себя в обществе, создать наиболее удачный имидж, раскрывающий ваш внутренний мир.

     Домашнее задания: изучить  лекционный материал, Л.М. Тухматулина «Проектирование костюма» стр. 67-100 и:

    -выполнить эскизы моделей комплектов в различных стилях на формате А4 в цвете.  

    -ответить на вопросы теста (вопросы теста выдаются каждому студенту). На следующем занятие обнародуются результаты (приложение 4).

     Самостоятельная работа: сделать журнальную подборку моделей  различных стилей (в технике коллаж).

    Наиболее активно работающим студентам на уроке выставляются оценки .

    Спасибо за работу и внимание! Урок окончен! До свидания!

     4. Литература

    1. В.В. Ермолова, Д.Ю. Ермилова. Моделирование и художественное оформление одежды. -М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2000
    2. Т.О. Бердник. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. Ростов н/Д.: Феникс, 2001
    3. Г.С. Горина. Моделирование формы одежды. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981
    4. Л.В. Орлова. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988
    5.  Н.Е Макавеева «Основы художественного проектирования костюма». М.: Легкая и пищевая промышленность,2005

         7.  Г. М. Гусейнов «Композиция костюма» М.: Издательский центр «Академия», Высшая школа,2003

          8. Л.М. Тухматулина «Проектирование костюма, Ростов-на дону,2003

          9. Л.Н. Соколова-Сербская, М.Л. Субочева. Костюм . История и современность. – М. .: Издательский центр «Академия»,2008

        10. А.Захарова.Типы фигур для настоящих женщин.-М.: ОО «Издательство АСТ»;ООО « Издательство Астрель»,2002.

        11.В.Ф. Пармон Композиция костюма:учебник для вузов.-М.:Легпромбытиздат,1997

        12. Г.М. Гусейнов композиция костюма6 учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений-М.:Издательский центр «Академия»,2003

        13.Под редакцией В.Володин .Современная энциклопедия.Мода и стиль. –М.:издательство «Аванта +»,2002

        14.Интернет ресурсы

    http://platie4you.ru/garderob-v-stile-casual/

    http://www.mykanon.com/index.php?id=85

    http://abc.vvsu.ru/Books/indstil_prog/page0001.asp

    http://uroki-online.com/beauty/style/page/2/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока "Устройство и принцип работы сварочного трансформатора"

          В методической разработке представлен вариант проведения урока по ПМ 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех простран...

    Методическая разработка урока на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип работы, правила безопасной эксплуатации." по предмету «Оборудование предприятий питания»

        Урок разработан для студентов по профессии  "Повар, кондитер" на тему: "Машины и механизмы для обработки мяса и рыбы. Фаршемешалки: назначение, виды , устройство, принцип раб...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА. Тема: Освоение техники композиционной сборки украшений. МДК 02.01 Технология постижерных работ

    Профессиональный модуль «Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей»,  МДК 02.01 «Технология постижерных работ» формирует профессиональные компетенции ...

    Методическая разработка урока по теме "Назначение, устройство и принцип работы аппаратов токовой защиты.Техническое обслуживание и ремонт предохранителей. Монтаж, сборка предохранительных групп в РУ".

    Данная разработка учебного занятия была представлена на Пятый Всероссийский конкурс "Конкурс педагогических достижений", проводимый на портале профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" тво...