Главные вкладки

    Методическая разработка урока (практическое занятие) по теме "Принципы обработки информации на компьютере"
    методическая разработка по теме


    Предварительный просмотр:

    ПЛАН  УРОКА

    № 4/1                                                                                   Дата 14.01.2015г

    Тема урока : Организационные диаграммы в документе 

    Организационный момент

    • взаимное приветствие преподавателя и студентов;
    • проверка отсутствующих;
    • организация внимания.

    Цели урока: Формирование представления значимости новых сведений и                    

                             возможности применения их в профессиональной    

                             деятельности.

    1.Образовательная: 

    • овладеть правилам построения диаграмм;
    • освоить способы построения и форматирования разных типов диаграмм.

    2.Развивающая: 

    • Развивать творческое воображение визуализации данных.

    3.Воспитательная: 

    • Воспитывать интерес к изучаемой дисциплине;
    • обеспечить воспитание самоконтроля;
    • способствовать культурному и интеллектуальному развитию обучающихся.

    Планируемые результаты обучения: освоение алгоритма построения и форматирование диаграммы, используя программу MS Excel.

    Основные понятия (впервые вводимые на уроке) создание диаграмм с помощью Мастера диаграмм.

    Тип урока: урок формирования новых знаний

    Форма урока: урок – практическое занятие

     Основные методы, применяемые на уроке : ИКТ, элементы технологии логического мышления.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, программы MS Excel , Power Point.

    Межпредметные связи : математика.

    Ход урока и режим времени

    1. Орг. момент. Тема, цель.
    2. Повторение: 

    Учитель задает вопросы: 

    Прежде чем приступить к изучению нового материала вспомним ряд вопросов, которые пригодятся нам при выполнении поставленной задачи, посредством решения кроссворда.

    1. Несколько выделенных ячеек образуют:

    2. Из них состоит рабочая книга.

    3. Информация (не программное обеспечение) на компьютере, с которой работает пользователь.

    4. Строка в верхней части окна приложения или рабочей книги.

    5. Процедура изменения данных.

    6. Из пересечения строки и столбца образуется:

    7. Последовательность окон, которая помогает пользователю в выполнении последовательности шагов называется:

    8. Производит все вычисления в электронных таблицах.

    9. Контейнер для одного или нескольких рабочих листов.

    http://festival.1september.ru/articles/582820/img2.gif

    3.  Переходим непосредственно к практическому занятию. Графическое представление данных с помощью диаграмм мы с вами освоили, используя программу MS Word, но чаще всего отражают данные с помощью диаграмм используя программу MS Excel, т.к. с помощью диаграмм наиболее полно можно представить именно числовые данные, которые зачастую являются результатом выполнения расчетов. На первом этапе сегодняшнего занятия мы будем строить диаграмму по исходным данным, и, освоив алгоритм построения и форматирования диаграммы - на втором этапе каждый из вас построит индивидуальную диаграмму в соответствии со своими расчетами в проекте "Сам себе диетолог" по каждому расчетному дню и каждому элементу питательной ценности.

    Диаграммы бывают внедренные и на отдельном листе. Диаграммы создаются с помощью мастера диаграмм, пошагово (4 шага). В каждом шаге Мастера диаграмм определяются элементы диаграммы. Для построения элементарной диаграммы создаем таблицу с данными (вывожу таблицу первого листа электронной таблицы на доску):

    Ведомость успеваемости по основным общеобразовательным предметам.

    ФИО

    Математика

    История

    Русский Язык

    Химия

    Физика

    Дербичев О.Е

    5

    4

    4

    3

    3

    Ткачева Е.А.

    4

    3

    2

    3

    4

    Валиев Э.М

    3

    5

    3

    3

    3

    Вахитов А.С.

    4

    4

    4

    4

    4

    Полуянова О.Г.

    5

    3

    5

    3

    3

    Ткачук Э.А.

    2

    3

    4

    3

    3

    Выполняем практическое задание  по этапам.

    Первый этап:

    Выделяем данные таблицы.

    Вставка - Диаграмма. Открывается окно Мастера диаграмм.

    1 шаг: выбираем тип диаграммы - стандартные или нестандартные

    Программа предлагает множество различных типов диаграмм. Экспериментально можно выбрать такой тип, который представит данные таблицы проще и понятнее и создать на его основе диаграмму. Очень важным является тот факт, что диаграммы связаны с данными таблицы, по этому, любое изменение в таблице сразу же отразится на внешнем виде диаграммы

    2 шаг: выбираем источник данных (строки или столбцы)

    Выбираем ряды данных в столбцах или строках. Ряд данных - линии, полосы, сектора и прочие элементы, с помощью которых отображаются значения на диаграмме. Диаграмма может включать до 255 рядов (кроме круговой). Если на диаграмме представлено несколько рядов данных, они отличаются по цвету, толщине и другим параметрам. Ряды данных связаны с ячейками таблицы (как правило, ряд данных соответствует определенной строке данных в таблице. Чтобы посмотреть какой ряд данных связан с тем или иным столбцом в шаге 2 Мастера диаграмм открываем ярлычок Ряд и выделяя элементы ряда видим как меняются адреса ячеек в параметрах Имя и Значение).

    3 шаг: добавляем заголовки, легенду и подписи данных

    Вводим заголовки диаграммы и осей, выбираем подписи данных - значения, добавим основные линии сетки, разместим легенду внизу.

    Легенда - прямоугольная область, содержащая определение рядов данных.

    Сетка - направляющие линии, которые начинаются от делений на оси и пересекают область диаграммы .Линии сетки улучшают восприятие и оценку отображаемых данных.

    4 шаг: выбираем, где создать диаграмму: на имеющемся или отдельном листе

    Выбираем: на имеющемся листе и нажимаем кнопку ГОТОВО для получения готовой диаграммы.

    Скопируйте полученную диаграмму всей рабочей книгой в Портфель студента.

    http://festival.1september.ru/articles/582820/img1.gif 

    Второй этап:

    Созданная диаграмма не отличается изысканным оформлением и индивидуальностью. По этому необходимо отформатировать диаграмму, т.е. придать ей более профессиональный вид.

    Если не подходит тип диаграммы: левой клавишей мыши выбираем область построения диаграммы и нажимаем на кнопку панели инструментов Мастер диаграмм. Выбираем другой тип диаграммы.

    Если не нравится фон диаграммы - сделаем двойной щелчок мышью на области построения диаграммы и изменим фон.

    Если не подходят цвета рядов данных: выполняем двойной щелчок мышью на объекте диаграммы и открываем окно: ФОРМАТ:(того элемента, на который указывал курсор.)

    Если нужно выделить какой то один элемент диаграммы делаем на его отображении два последовательных щелчка мышью (элемент выделяется скобками сверху и снизу), затем двойным щелчком левой клавиши мыши открываем окно форматирования этого элемента данных.

    Скопируйте диаграммы в Портфель студента.

    Показ приемов работы.

    Третий этап:

    Диаграмма стала значительно более профессиональной. Но бывают случаи, когда нужно добавить или наоборот, удалить отображение данных на диаграмме. Для этого добавим в исходные данные столбец Физическая культура с произвольными данными и произведем добавление данных этого столбца в построенную диаграмму. Для этого:

    Добавление данных в диаграмму:

    1 способ: Выделите диаграмму и в основном меню программы выберите: ДИАГРАММА - ДОБАВИТЬ ДАННЫЕ. Укажите диапазон данных, которые нужно добавить. И ОК!

    2 способ: Скопируйте данные рабочего листа, выделите диаграмму и вставьте в нее эти данные. Для этого щелкните в пределах области диаграммы п.к.м. и из появившегося контекстного меню выберите команду вставить, либо в гл.меню выберите команду : Правка - Вставить, либо щелчком по кнопке. Вставить на панели инструментов Стандартная, либо нажмите комбинацию клавиш CTRL+V. После подстановки новых данных программа автоматически выполнит форматирование

    Удаление ряда данных:

    1. Выделяем ряд данных (вокруг появляются черные маркеры) и нажимаем клавишу DEL. Или Правка - Очистить - Прогрессия. Чтобы вернуть ряд данных на место - Правка - Отменить Очистку

    Скопируем созданные диаграммы в Портфель студента.

    Четвертый этап:

    Если для представления данных мы выбрали не обычную гистограмму, а объемный вариант, то имеются дополнительные возможности форматирования рядов данных объемных диаграмм. В объемных диаграммах можно применить различные формы столбцов объемной гистограммы или задать расстояние от одного ряда данных до другого. Для этого:

    1. Выделите ряд данных объемной диаграммы

    2. Формат - Выделенный ряд

    3. В появившемся окне Формат ряда данных откройте вкладку Фигура и выберите нужной вам формы столбцы.

    4. Измените другие параметры этой вкладки. В ярлычке Параметры измените перечень значений, просмотрите результат в имеющемся окне.

    Скопируем отформатированную диаграмму в Портфель студента.

    Рациональные приемы работы.

    Пятый этап:

    Вспомним материал прошлого урока и добавим графические объекты в диаграмму, придадим ей индивидуальность, используя рисунки, возможности цветового оформления диаграммы. Для этого отформатируем элементы диаграммы. Форматирование любого элемента диаграммы осуществляется двойным щелчком левой клавишей мыши по элементу диаграммы - области построения или ряду данных. Изменим таким образом вид построенной диаграммы. Например, изменим фон диаграммы и оформление данных ряда.

    Отформатируйте ваши диаграммы и скопируйте в портфель студента.

    Критерии оценки.

    Итак, мы с вами создали каждый свою диаграмму. Давайте вспомним этапы построения профессиональной диаграммы.

    Давайте определим критерии оценки построенной диаграммы. Диаграмма должна удовлетворять следующим требованиям:

    Вывести требования на экран.

    Должна отображать все необходимые данные таблицы.

    Выбранный тип диаграммы должен интуитивно понятно отображать данные.

    Размер диаграммы должен удовлетворять условию читаемости.

    Легенда призвана улучшать читабельность диаграммы.

    Диаграмма не должна быть перегружена графическими объектами.

    Цветовой фон построенной диаграммы должен быть спокойным.

    Текущий инструктаж, самостоятельная работа.

    Теперь мы с вами имеем гораздо более четкое представление о диаграммах, их видах, способах форматирования и можем приступить к созданию диаграмм в своих проектах. Открываем файл проекта и создаем диаграммы, отображающие результаты наших расчетов по одному и трем расчетным дням. Созданные диаграммы сохраните в портфеле студента, в своей папке под именем: ПРОЕКТ_ФАМЛИЯ

    Целевой обход № 1

    Выбор типа диаграммы

    Целевой обход № 2

    Выбор данных для построения диаграммы

    Целевой обход № 3

    Форматирование области построения.

    Целевой обход № 4

    Добавление графических объектов на диаграмму.

    Как в спорах рождается истина, так в обмене опытом всегда можно найти рациональное зерно. Желающим похвалиться своим трудом предлагаю вывести свои диаграммы на доску для обмена опытом.

    1. Итоги урока

    Краткий вывод о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями; краткая перспектива на следующий урок.

    Литература

    • Е.В. Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности – М.: ACADEMA., 2004
    • Е.В. Михеева Практикум по информатике – М.: ACADEMA., 2004
    • И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю. Шеина Информатика базовый уровень – М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2013
    • Информатика и ИКТ Задачник-практикум под ред. И. Семакина, Е. Хеннера - М БИНОМ Лаборатория знаний, 2013
    • Н. Угринович Информатика и информационные технологии - М БИНОМ Лаборатория знаний, 2013

                                                    Преподаватель                    Галиуллина С.Я.



    Предварительный просмотр:

    ПЛАН УРОКА

    № 13/1                                                                                       Дата 19.02.2015г

    Тема урока : Классификация сетей по масштабам.

                            Классификация сетей по топологии или архитектуре.

                            Типы компьютерных сетей. 

    Организационный момент

    • взаимное приветствие преподавателя и студентов;
    • проверка отсутствующих;
    • организация внимания.

    Цель урока: Формирование понятия топологии компьютерной сети и  

                           базовых сетевых топологий. Формирование представления

                           значимости новых сведений и возможности  применения их в  

                           профессиональной деятельности.

    1.Образовательная: 

    • изучить способы компоновки компьютеров и других  устройств в компьютерной сети;
    • расширить и углубить теоретические знания по  дисциплине;
    • совершенствовать умения владение приемами работы с дополнительной литературой (конспект).

    2.Развивающая: 

    • способствовать развитию интереса к современным сетевым технологиям;
    • обеспечить развитие  логического мышления, внимательности.

    3.Воспитательная: 

    • воспитывать интерес к изучаемой дисциплине;
    • обеспечить воспитание самоконтроля;
    • способствовать культурному и интеллектуальному развитию обучающихся.

    Планируемые результаты обучения: студенты должны понять способы компоновки компьютеров и других  устройств в компьютерной сети.

    Основные понятия (впервые вводимые на уроке) компьютерные сети, топология, звезда, шина, кольцо 

    Тип урока: урок формирования новых знаний

    Форма урока: урок – беседа

    Основные методы, применяемые на уроке : ИКТ, элементы технологии логического мышления.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, Power Point.

    Наглядные пособия: 

    1. Слайды презентационного конспекта;
    2. Карточки для домашнего задания (или для самостоятельной работы на следующем уроке).

    Ход урока и режим времени

    1. Орг. момент (2 мин):
    • приветствие обучающихся;
    • проверить явку по журналу обучающихся;

    Сообщить тему урока: Топологии компьютерных сетей

    Сообщить цель урока (1 мин): Сегодня на уроке мы узнаем, что такое топология компьютерной сети, познакомимся с основными базовыми топологиями. Эти знания очень необходимы нам для дальнейшего изучения темы: компьютерные сети и сетевые технологии, и, несомненно, пригодятся вам в будущей профессиональной деятельности.

    1. Повторение изученного материала (устный опрос) (10 мин.)
    1. Что такое компьютерная сеть?
    2. Что такое ресурсы компьютерной сети?
    3. Какие вы знаете классификации компьютерных сетей?
    4. Чем отличается одноранговая сеть от клиент-серверной сети?
    5. Какой компьютер называют сервером?
    6. Что необходимо иметь для организации компьютерной сети? (Ответ: компьютеры с сетевыми картами,  концентратор или другое коммутирующее устройство, кабели, программное обеспечение, протоколы).

    1.  Формирование новых знаний (20 мин)

    Демонстрация презентационного конспекта.

    • Понятие топологии компьютерной сети ;
    • Виды топологий (физическая, логическая, информационная);
    • Примеры топологий (Линия, Шина, Кольцо, Двойное кольцо, Звезда, Сетчатая или Ячеистая топология, Решётка, Дерево);
    • Базовые сетевые топологии: ШИНА, КОЛЬЦО, ЗВЕЗДА;
    • Топология ШИНА, преимущества и недостатки данной топологии ;
    • Топология КОЛЬЦО, преимущества и недостатки данной топологии ;
    • Топология ЗВЕЗДА (активная и пассивная), преимущества и недостатки данной топологии ;
    • Другие возможные сетевые топологии (древовидная, сетчатая, двойное кольцо, смешанная);
    • Факторы, которые необходимо учитывать при выборе топологии компьютерной сети;
    • Самые распространенные топологии современных сетей.

    1.  Закрепление изученного материала (7 мин)
    • Ответить на вопросы
    1. Что понимают под топологией сети?
    2. Какие компьютерные сетевые топологии вы запомнили?
    3. Назовите базовые сетевые топологии? Почему они называются базовые?
    4. Какие факторы надо учитывать при выборе той или иной топологии?

    1. Заключительный этап урока (5 мин.):
    • подведение итогов;
    • домашнее задание:
    1. Используя конспект (выдается каждому студенту), в тетрадях оформить 4 таблицы «Преимущества и недостатки»  сетей с топологиями  «Шина», «Кольцо» «Звезда» (отдельно для активной и пассивной звезды);
    2. Ответить на вопросы для самоконтроля.

    Литература

    • Основы компьютерных сетей: Методическое пособие для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 55 с.: ил.
    • Основы компьютерных сетей: Учебное пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 167 с.: ил.

    Преподаватель                       Галиуллина С.Я.



    Предварительный просмотр:

    ПЛАН УРОКА

    № 5/1                                                                                   Дата 17.10.2014г.

    Тема урока : Подбор параметра. Организация обратного расчета Организационный момент

    • взаимное приветствие преподавателя и студентов;
    • проверка отсутствующих;
    • организация внимания.

    Цели урока: Ознакомиться с назначением и применением средства

                            MS Excel - Подбор параметра.

    1.Образовательные:

    • Изучение технологии «Подбора параметра и оптимизация (поиск решений) » для решения задач, имеющих точное целевое значение, зависящее от одного неизвестного параметра.
    • Рассматривается процесс нахождения исходных данных, которые при подстановке в формулы, дают необходимое значение в ячейке результата.
    •  Решение задач по теме «Подбор параметра» по образцу и по алгоритму.
    •  Решение задач по указанной теме самостоятельно

    2.Развивающие:

    • развитие логического мышления, познавательных и исследовательских способностей учащихся;
    • формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное;
    • развитие навыков самостоятельной работы.

    3.Воспитывающие:

    • воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать;
    • формирование целеустремленности, аккуратности при работе на компьютере, информационной культуры.

    Планируемые результаты обучения: студенты должны знать возможности использования надстроек «Подбора параметра» и «Поиск решения».Уметь применять эти программы для решения различныз задач.

    Основные понятия (впервые вводимые на уроке) «Подбор параметра» и «Поиск решения».

    Тип урока: урок формирования новых знаний

    Форма урока: урок – практическое занятие

    Основные методы, применяемые на уроке : ИКТ, элементы технологии логического мышления.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, Microsoft Office Excel

     Межпредметные связи : математика, экономика отрасли, статистика.

    Ход урока

    1. Орг. момент. Тема, цель.
    2. Повторение:
    1. Назначение MS Excel;
    2. Примеры типов задач, решаемых на предыдущих уроках;
    3. Адресация ячеек;
    4. Диапазон ячеек;
    5. Ввод данных.

    3.Введение в новый материал:

    1. Ознакомление студентов с ключевыми понятиями.
    2. Рассмотрение процесса нахождения исходных данных.
    3. Знакомство с понятием Подбор параметра и Поиск решения
    4. Решение задач по теме «Подбор параметра» по образцу и по алгоритму
    5. Решение задач по указанной теме самостоятельно

    Для эффективного использования  формул необходимо ознакомиться с тремя ключевыми понятиями.

    Вычисление   — это процесс расчета по формулам и последующего отображения значений результатов в ячейках, содержащих формулы. Во избежание ненужных вычислений Microsoft Office Excel автоматически пересчитывает формулы только при изменении влияющих на формулу ячеек. Это является стандартной процедурой при первом открытии книги и ее редактировании. Однако тем, как и когда Excel будет пересчитывать формулы, можно управлять.

    Итерация   — это многократный пересчет листа до удовлетворения определенного числового условия. Excel не может автоматически рассчитать значение по формуле, которая ссылается (прямо или косвенно) на ячейку, содержащую формулу (это называется циклической ссылкой). Если формула содержит обратную ссылку на одну из своих собственных ячеек, необходимо определить, сколько раз следует пересчитывать формулу. Циклические ссылки могут пересчитываться до бесконечности. Однако существует возможность управления максимальным числом итераций и количеством допустимых изменений.

    Точность   — это показатель степени сходимости вычислений. Excel хранит и выполняет вычисления с точностью 15 значащих цифр. Однако существует возможность изменить точность вычислений, так что Excel при пересчете формул будет использовать для вычислений не хранимое, а отображаемое значение.

    Процесс изменения значений ячеек и анализа влияния этих изменений на результат вычисления формул в Excel называется анализом «что-если».

    Рассмотрим  процесс нахождения исходных данных, которые при подстановке в формулы, дают необходимое значение в ячейке результата. Если вы знаете, каким должен быть результат вычисления по формуле, то Excel подскажет вам значения одного или нескольких входных параметров, которые позволяют получить нужный результат.

    Другими словами, вы можете задать вопрос типа: Какой рост продаж необходим для получения дохода в $1 200 000? В Excel для этого предусмотрены два подходящих средства.

    • Подбор параметра – определяет значение одной входной ячейки, которое требуется для получения желаемого результата в зависимой ячейке (ячейке результата).
    • Поиск решения - определяет значения в нескольких входных ячейках, которые требуются для получения желаемого результата. Более того, можно накладывать ограничения на входные данные, поэтому здесь можно получить решение  (если оно существует) многих практических задач.

    Подбор параметра является удобным средством для решения задач, которые имеют точное целевое значение, зависящее от одного неизвестного параметра. С помощью Подбора параметра можно определить значение, которое будет давать желаемый результат.

    Решим следующую задачу:

    Вы хотите положить деньги в банк под 4,5% и получить ровно 1000 руб. по истечении года. Необходимо определить сумму вклада. Для решения данной задачи используем средство Подбор параметра.

    Задание:

    1. Создайте новый файл под именем Лаб.раб. Лист 1 переименуйте в  Подбор.
    2. Оформите таблицу (рис. 1). Введите указанную формулу.

    Рис.1

    1.  Активизируйте ячейку В3. Выполните команду Данные - -Анализ «что- если» Подбор параметра.
    2. В открывшемся диалоговом окне укажите значение необходимой конечной суммы и ссылку на ячейку с искомым значением вклада (рис.2).

    Рис.2

    1. Нажмите кнопку ОК. Средство подбор параметра найдет решение и сообщит об этом (рис. 3). Нажмите кнопку ОК и убедитесь, что искомое значение помещено в ячейке В2.

    Рис.3

    Задание для самостоятельной работы:

    1. Решите задачу: Для покупки автомобиля Вам необходима сумма 200 000 руб. У Вас есть возможность взять ипотечную ссуду, при этом нужно сделать первый взнос 20%. Определите, какую сумму нужно взять в банке, чтобы на руки вы получили требуемую сумму.
    2. Для решения задачи оформите таблицу (рис.4). Введите формулы.

    Рис.4

    1. С помощью средства Подбор параметра определите размер ссуды.

    Задачи оптимизации (поиск решения)

    Цель: Изучение технологии поиска решения для задач оптимизации (минимизации, максимизации).

    Задание 1.  Составление плана выгодного производства.

    Фирма производит несколько видов продукции из одного и того же сырья – А, В, С. Реализация продукции А дает прибыль 10р., В – 15р., С-20р. На единицу изделия. Продукцию можно производить в любых количествах, поскольку известно, что сбыт обеспечен, но ограничены запасы сырья. Необходимо определить, какой продукции и сколько надо произвести, чтобы общая прибыль от реализации была максимальной.

    Нормы расхода сырья на производство продукции  каждого вида приведены в таблице.

    Сырье

    Нормы расхода сырья

    Запас сырья

    А

    В

    С

    Сырье 1

    18

    15

    12

    350

    Сырье 2

    6

    4

    8

    200

    Сырье 3

    5

    3

    3

    100

    Прибыль

    10

    15

    20

    Решение:

    1. Создать расчетную таблицу

    А                     В              С           D                    E                                   F

    План выгодного производства

    Сырье

    Норма расхода сырья

    Запас сырья

    Расход сырья

     

    А

    В

    С

     

     

    Сырье 1

    18

    15

    12

    350

    =$B$9*B5+$C$9*C5+$D$9*D5

    Сырье 2

    6

    4

    8

    200

    =$B$9*B6+$C$9*C6+$D$9*D6

    Сырье 3

    5

    3

    3

    100

    =$B$9*B7+$C$9*C7+$D$9*D7

    Прибыль на ед. изделия

    10

    15

    20

     

     

    Количество

     

     

     

     

     

    Общая прибыль

    =B8*B9

    =C8*C9

    =D8*D9

    =СУММ(B10:D10)

     

    1. В меню Сервис активизируйте команду Поиск решения и введите параметры поиска

    Сервис - настройки – поиск решения

    Параметры:

     

    В результате должно получиться следующее:

    Сырье

    Норма расхода сырья

    Запас сырья

    Расход сырья

     

    А

    В

    С

     

     

    Сырье 1

    18

    15

    12

    350

    350

    Сырье 2

    6

    4

    8

    200

    200

    Сырье 3

    5

    3

    3

    100

    83,33333333

    Прибыль на ед. изделия

    10

    15

    20

     

     

    Количество

    0

    5,5555556

    22,222

     

     

    Общая прибыль

    0

    83,333333

    444,44

    527,77778

     

    Сохранить под именем «План производства» и сделать выводы.

    Задание№2. Выполнить аналогичные расчеты

    Вариант 1

    Сырье

    Норма расхода сырья

    Запас сырья

     

    А

    В

    С

    Сырье 1

    25

    17

    11

    350

    Сырье 2

    9

    7

    10

    400

    Сырье 3

    15

    8

    5

    300

    Прибыль на ед. изделия

    5

    10

    12

    Количество

    ?

    ?

    ?

    Общая прибыль

    ?

    ?

    ?

    ?

    Вариант 2

    Сырье

    Норма расхода сырья

    Запас сырья

     

    А

    В

    С

    Сырье 1

    12

    11

    8

    3500

    Сырье 2

    14

    15

    2

    280

    Сырье 3

    8

    9

    10

    711

    Прибыль на ед. изделия

    10

    9

    8

    Количество

    ?

    ?

    ?

    Общая прибыль

    ?

    ?

    ?

    ?

    Литература

    • Е.В. Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности – М.: ACADEMA., 2004
    • Е.В. Михеева Практикум по информатике – М.: ACADEMA., 2004
    • И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю. Шеина Информатика базовый уровень – М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2013
    • Информатика и ИКТ Задачник-практикум под ред. И. Семакина, Е. Хеннера - М БИНОМ Лаборатория знаний, 2013
    • Н. Угринович Информатика и информационные технологии - М БИНОМ Лаборатория знаний, 2013

                                               Преподаватель                          Галиуллина С.Я.



    Предварительный просмотр:

    ПЛАН УРОКА

    № 2/2                                                                                   Дата  26.09.2014г.

    Тема урока : Составление и тестирование  программ разветвляющейся

                            структуры.

    Организационный момент

    • взаимное приветствие преподавателя и студентов;
    • проверка отсутствующих;
    • организация внимания.

    Цели урока: комплексное применение полученных знаний по      

                           пограммированию в среде Турбо Паскаль при решении задач.

    1.Образовательные:

    • закрепить знания о структуре программы в среде Turbo Pascal и основных операторов программы;
    • закрепить навыки написания программ;
    • формировать умения комплексного применения знаний по программированию в среде Turbo Pascal при решении задач.

    2.Развивающие:

    • развитие логического мышления, познавательных и исследовательских способностей учащихся;
    • формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное;
    • развитие навыков самостоятельной работы.

    3.Воспитывающие:

    • воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать;
    • формирование целеустремленности, аккуратности при работе на компьютере, информационной культуры.

    Планируемые результаты обучения: студенты должны уметь составлять и тестировать  программы разветвляющейся  структуры в среде Турбо Паскаль.

    Основные понятия (впервые вводимые на уроке) операторы разветвляющей структуры  {IF логическое выражение THEN Оператор 1 ELSE  Оператор  2;}

    Тип урока: урок формирования новых знаний

    Форма урока: урок – практическое занятие

    Основные методы, применяемые на уроке : ИКТ, элементы технологии логического мышления.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, программное обеспечение Turbo Pascal,

    Power Point.

    Межпредметные связи : математика.

    Ход урока и режим времени

    1. Орг. момент. Тема, цель.
    2. Повторение: (см.слайды)+ устная проверочная

    Учитель задает вопросы: 

    1). Из каких разделов состоит программа на языке Паскаль? (Раздел заголовка, раздел описаний, раздел операторов). 

    2). С какого служебного слова начинается программа? (Program) 

    3). Как описываются переменные? (Var список переменных: тип переменных). 

    4). С чего начинается основная программа? (Begin) 

    5). Как записывается 
    оператор вывода? (Writeln (‘текст’, список переменных)) 

    6). Как записывается оператор ввода? (Readln(список переменных)) 

    7). Как записывается оператор присваивания? (имя переменной := арифм. выражение) 

    8). Чем заканчивается программа? (End.) 

    До сих пор мы с вами говорили о каких-то отвлечённых задачах из области математики. Сегодня мы поговорим о конкретной задаче, которая встречается у вас почти на каждом уроке. Это решение квадратного уравнения. На примере этой задачи понятно, что программирование - это  раздел информатики, который может нам помочь, например, в решении конкретных математических задач. Нужно только уметь разбираться в этом.

    1.  Математическое решение квадратного уравнения.

    Давайте вспомним, что понимают под квадратным уравнением?

    Вопросы:

    Что из себя представляют числа a,b,c и как их называют?

    С чего начинают решение квадратного уравнения?

    Найдите вокруг себя формулу дискриминанта. (D=b2-4ac

    Как мы решаем далее квадратное уравнение? (сравнение D с нулём)

    Какие выводы мы из этого делаем?

    (если D <0, то нет корней, если D=0, то один корень, если D>0, то два корня)

    Как найти корни квадратного уравнения? Найдите формулы корней среди тех, что развешены повсюду.

    Если я случай наличия корней квадратного уравнения сведу к условию Dhttp://festival.1september.ru/articles/592261/Image1316.gif0, то что я получу в случае D=0?

    (Два одинаковых корня)

    Давайте ещё раз подробно разберём нашу задачу:

    Итак, у нас есть квадратное уравнение ax2+bx+c=0.

    Мы должны решить его, т.е. найти такие значения х, при которых правая часть уравнения =0. Мы знаем, что для этого нам надо:

    Найти дискриминант D=b2 - 4ac.

    Сравнить его с нулём

    Если D<0 , то "корней нет" иначе два корня х1 и х2.

    Х1 = http://festival.1september.ru/articles/592261/Image1317.gif, Х2=http://festival.1september.ru/articles/592261/Image1318.gif

    Пример: (вызываем ученика)

    2-10х+3=0

    D=b2-4ac=102-4*3*3=100 - 36 =64

    D>0, два корня

    Х1=http://festival.1september.ru/articles/592261/Image1319.gif,

    X2 = http://festival.1september.ru/articles/592261/Image1320.gif

      4.   Составление блок-схемы алгоритма.

    По заданному решению попробуем составить блок-схему алгоритма в тетради. Кто справится первым, прошу к доске.

    Подпишем основные элементы блок - схемы применительно к языку программирования.

    http://festival.1september.ru/articles/592261/img1.gif

    5.   Составление программы по блок - схеме.

    uses crt;

    Var A, B, C, D, X, X1, X2 : Real;

    Begin

    Writeln ('Введите коэффициенты уравнения (A, B, C) ');

    readln(a,b,c);

    If A=0 Then

       If B=0 Then

                  If C=0 Then Writeln('X - любое число')

                      Else Writeln('Корней нет! ')

            Else

            Begin

            X:=-C/B;

            Writeln('X=',X:8:3);

            End

       Else

       Begin

       D:=B*B-4*A*C;

       If D<0 Then Writeln ('Корней нет! ')

          Else

          Begin

          X1:=(-B+SQRT(D))/2/A;

          X2:=(-B-SQRT(D))/2/A;

          Writeln ('X1=', X1:8:3, ' X2=',X2:8:3);

          End;

       End;

    End.

    1. Итоги урока

    Краткий вывод о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями; краткая перспектива на следующий урок.

    Литература

    • Е.В. Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности – М.: ACADEMA., 2004
    • Е.В. Михеева Практикум по информатике – М.: ACADEMA., 2004
    • И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю. Шеина Информатика базовый уровень – М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2013
    • Информатика и ИКТ Задачник-практикум под ред. И. Семакина, Е. Хеннера - М БИНОМ Лаборатория знаний, 2013
    • Н. Угринович Информатика и информационные технологии - М БИНОМ Лаборатория знаний, 2013

                                            Преподаватель                 Галиуллина С.Я.



    Предварительный просмотр:

                                                                                                             

    ПЛАН УРОКА

    № 2/2                                                                                   Дата 19.09.2014г.

    Тема урока : Составление и тестирование  программ циклической

                            структуры.

    Организационный момент

    • взаимное приветствие преподавателя и студентов;
    • проверка отсутствующих;
    • организация внимания.

    Цели урока: комплексное применение полученных знаний по      

                           программированию в среде Турбо Паскаль при решении задач.

    1.Образовательные:

    • закрепить знания о структуре программы в среде Turbo Pascal и основных операторов программы;
    • закрепить навыки написания программ;
    • формировать умения комплексного применения знаний по программированию в среде Turbo Pascal при решении задач.

    2.Развивающие:

    • развитие логического мышления, познавательных и исследовательских способностей учащихся;
    • формирование умений анализировать, сравнивать, выделять главное;
    • развитие навыков самостоятельной работы.

    3.Воспитывающие:

    • воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать;
    • формирование целеустремленности, аккуратности при работе на компьютере, информационной культуры.

    Планируемые результаты обучения: студенты должны уметь составлять и тестировать  программы циклической структуры в среде Турбо Паскаль.

    Основные понятия (впервые вводимые на уроке) операторы циклической структуры  {FOR [параметр_цикла] := [н_з_п_ц] To [к_з_п_ц] Do [оператор] };

                              { WHILE [условие] Do [оператор]};

                             { REPEAT [тело_цикла]; UNTIL [условие]}

    Тип урока: урок формирования новых знаний

    Форма урока: урок – практическое занятие

    Основные методы, применяемые на уроке : ИКТ, элементы технологии логического мышления.

    Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, программное обеспечение Turbo Pascal,

    Power Point.

    Межпредметные связи : математика.

    Ход урока и режим времени

    1. Орг. момент. Тема, цель.
    2. Повторение: устная проверочная.

    Задаются вопросы преподавателем- «Что такое цикл, алгоритм циклической структуры? Назвать операторы цикла»

       Ответ - Цикл – это многократно повторяющиеся фрагменты программ.

                    Алгоритм циклической структуры – это алгоритм, содержащий циклы. 

                    В Turbo Pascal существует три оператора цикла :

    • цикл с предусловием;
    • цикл с постусловием;
    • цикл с параметром.

    Оператор цикла с предусловием реализует следующую базовую конструкцию:

    Формат записи:
    While  (выражение логического типа) do  (тело цикла);
    где: 
                              While       - пока не;
                                  do        – выполнить;

    Работа оператора: Вычисляется значение логического выражения, если вычисленное значение истинно, то выполняется оператор тела цикла после чего повторяется проверка условия и выполнение операторов тела цикла. В противном случае осуществляется выход из цикла.

                  Вычисление значения логического выражения предшествует выполнению операторов тела          цикла, поэтому этот оператор цикла называется циклом с предусловием.

    Пример: Найти функцию у = ах2 – b для х изменяющегося от –7 до +12 с шагом +1):

    x:= -7;

    while x<= 12 do

    begin

    y:= a*x*x – b;

    writeln (x, y);

    x:= x+1;

    end;

    Оператор цикла с постусловием реализует следующую конструкцию:

    Формат записи:
            Repeat (тело цикла)  Until   (выражение логического типа);

    где: 
                                      Repeat   - повторять;
                                         Until    – пока не;

    Работа оператора: Выполняется оператор тела цикла после чего вычисляется значение логического выражения, если вычисленное значение истино, то  снова выполняется оператор тела цикла в противном случае осуществляется выход из цикла.

    Вычисление значения логического выражения следует после  выполнения операторов тела цикла, поэтому этот оператор цикла называется циклом с постусловием.

                  x:= -7;

    repeat

    y:= a*x*x – b;

    writeln (x, y);

    x:= x+1;

    until x> 12;

    end.

    Оператор цикла с параметром реализует следующую базовую конструкцию:

    Формат записи:
    1.   For P:=(начальное значение параметра) to (конечное значение параметра) do (тело цикла);
    2.   For P:= (конечное значение параметра)  downto (начальное значение параметра) do (тело цикла);
    где: 
                                           For          - для;
                                            to           – до;
                                            downto – уменьшая до
                                           do            –  выполнить;
     

    Работа оператора: Вычисляется начальное значение параметра цикла  и присваивается параметру P.  Проверяется условие, и если оно истинно выполняются операторы тела цикла. После чего наращивается значение P на единицу и опять проверяется условие. Если условие ложно осуществляется выход из цикла.
    В операторе с downto шаг изменения параметра цикла равен –1.

    Пример:

    For P:= -7 to 12 do y:= a*x*x – b;

    1. Составление программ с использованием операторов цикла.

    Ученикам раздаются карточки с заданиями. Карточка состоит из 2 задач с циклами.

    1. Найти функцию y = 5x – 2 на отрезке [1; 20] с шагом b=2.
    2. Написать программу нахождения функции у=х2+2. Диапазон изменения аргумента  от – 4 до 4 с шагом +1.

    Ответы:

    1. С предусловием

    x:= 1;

    while x<= 20 do

    begin

    y:= 5*x – 2;

    writeln (x, y);

    x:= x+2;

    end;

    С постусловием

    x:= 1;

    repeat

    y:= 5*x – 2;

    writeln (x, y);

    x:= x+2;

    until x> 20;

    end.

     

    1. С предусловием

    x:= -4;

    while x<= 4 do

    begin

    y:= х*x + 2;

    writeln (x, y);

    x:= x+1;

    end;

    1. Найти функцию

     y = 4x-5 на отрезке [1; 30]

                    с шагом   h = 3.                  

    1. Найти функцию

    y = 5x² - 2x +1 на отрезке [-5; 5]                  c шагом h = 2.

                   

             

    С параметром

    For P:= -4 to 4 do y:= x*x + 2;

                                   

    1. Итоги урока

    Краткий вывод о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями; краткая перспектива на следующий урок.

    Литература

    • Е.В. Михеева Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности – М.: ACADEMA., 2004
    • Е.В. Михеева Практикум по информатике – М.: ACADEMA., 2004
    • И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю. Шеина Информатика базовый уровень – М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2013
    • Информатика и ИКТ Задачник-практикум под ред. И. Семакина, Е. Хеннера - М БИНОМ Лаборатория знаний, 2013
    • Н. Угринович Информатика и информационные технологии - М БИНОМ Лаборатория знаний, 2013

                                            Преподаватель                 Галиуллина С.Я.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока Практического занятия по теме: "ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СЕРВИРОВКА СТОЛА"

    Сервировка  - (от фр.  service) — термин в кулинарии, который обозначает, ряд связанных процессов при приёме пищи, основное условие сервировки удобство и целесообразность....

    Методическая разработка открытого практического занятия по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: Оформление документации на складе (с применением игровой технологии обучения)

    Методическая разработка открытого  практического занятия с применением игровой технологии обучения по МДК 01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации на тему: оформление ...

    Методическая разработка урока производственного обучения по теме: "Обработка швейного изделия окантовочным швом".

    Методическая разработка урока производственного обучения  потеме: "Обработка швейного изделия окантовочным швом"....

    Методическая разработка урока производственного обучения по теме: "Обработка швейного изделия окантовочным швом".

    Методическая разработка урока производственного обучения  потеме: "Обработка швейного изделия окантовочным швом"....

    Методическая разработка урока " Практическое занятие по информатике. Кодирование графической информации"

    Методическая разработка урока " Практическое занятие по информатике. Кодирование графической информации"...