Пособие учебное "Сборник инструкционно-технологических карт"
методическая разработка на тему

Солдатова Татьяна Васильевна

В пособии приведены инструкционно-технологические карты для обучения студентов процессам и операциям штукатурных, малярных и обойных работ. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления для штукатурных, малярных и обойных работ; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о пооперационном контроле качества работ и технике безопасности.

Пособие предназначено для обучающихся I курса по профессии 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ» НПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Татауровский филиал

ПОСОБИЕ УЧЕБНОЕ

СБОРНИК

 ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

Учебная практика ПМ 01. Выполнение штукатурных  работ

Учебная практика ПМ 03. Выполнение малярных работ

Профессия  270802.10 Мастер отделочных строительных работ

Группа № 211, 1 курс

Мастер производственного обучения: Солдатова Т.В.

Татаурово

2013

Согласовано: подпись

Председатель ПЦК Ярохина М.Ю.

Протокол № 2 от « 20»октября 2013года

Утверждаю:

Руководитель отдела

по УВиМ работе  Касьянова Р.И.

«20»октября  2013года

 

Аннотация

В пособии приведены инструкционно-технологические карты для обучения студентов процессам и операциям штукатурных, малярных и обойных работ. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления для штукатурных, малярных и обойных работ; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о пооперационном контроле качества работ и технике безопасности.

Пособие предназначено для обучающихся I курса по профессии 270802.10 «Мастер отделочных строительных работ» НПО

Содержание

1

Введение

4

2

Глава I  ПМ 01. Выполнение штукатурных работ

6

2.1

Карта 1 Приготовление растворов из сухих растворных смесей

6

2.2

Карта 2 Подготовка деревянных поверхностей

6

2.3

Карта 3 Подготовка кирпичных поверхностей

7

2.4

Карта 4 Выполнение простой штукатурки

8

2.5

Карта 5 Выполнение улучшенного оштукатуривания вручную

9

2.6

Карта 6 Выполнение улучшенного оштукатуривания механизированным способом

11

2.7

Карта 7 Нанесение гипсовых шпатлевок

12

3

Глава II ПМ 03. Выполнение малярных работ

14

3.1

Карта 1 Подготовка поверхностей под окраску водными и неводными окрасочными составами  

14

3.2

Карта 2 Окрашивание различных поверхностей окрасочными составами 

15

3.3

Карта 3 Оклеивание поверхностей обоями различной плотности

16

4

Список используемой литературы

19

  1. Введение

Пособие представляет собой сборник из инструкционно - технологических карт для производственного обучения штукатуров, маляров с учетом требований учебной программы к видам выполняемых работ для установленного уровня квалификации выпускников. В инструкционно - технологических картах, отражающих требования ЕТКС, рассматриваются работы, выполняемые в пределах урока производственного обучения.

Пособие состоит из двух глав: I – ПМ 01. Выполнение штукатурных работ; II – ПМ 03. Выполнение малярных работ.

В каждой главе инструкционно - технологические карты сгруппированы по профессиональным компетенциям и конструктивно-технологическому признаку выполнения штукатурных и малярных работ (подготовка оснований, приготовление раствора или мастики, их нанесение, и т. п.). Исходя из требований дидактики, структура инструкционно - технологических карт унифицирована. Каждая карта имеет несколько частей: состав технологических операций, на которые расчленяется производственный процесс; перечень машин, инструментов, приспособлений и материалов для выполнения работ; рекомендации по организации рабочего места; технология выполнения каждой технологической операции, входящей в состав работ; требования СНиП к качеству выполненной работы, правила техники безопасности; контрольные вопросы для закрепления учебного материала.

Чтобы облегчить усвоение материала, в картах приведены иллюстрации, раскрывающие приемы работ и рациональную организацию рабочих мест. Это позволит мастеру производственного обучения сочетать инструктаж обучающихся с показом иллюстраций, что особенно важно на стадии начального обучения. Необходимо сразу привить обучающимся рациональные приемы выполнения работ. Неловкие, нецелесообразные движения, неудобная рабочая поза требуют излишних физических усилий, что затрудняет формирование профессиональных умений и навыков.

В инструкционно - технологических картах значительное место отводится производственному обучению по операциям. Пользуясь картами, обучающиеся приучаются оценивать свои действия не только по конечным результатам выполненной работы, но и по элементам (операциям) производственного процесса. Они начинают понимать назначение и роль каждой операции в обеспечении высокого качества работы, привыкают самостоятельно принимать решения для предупреждения брака. Этим формируются навыки технологической дисциплины.

Карты помогают обучающимся выбрать рациональные формы и методы организации труда на рабочем месте, определить необходимые материалы, инструменты и. приспособления, а также последовательность выполнения технологических операций и рациональные приемы труда.

Во время выполнения работы необходимо соблюдать предусмотренную картами последовательность технологических операций, составляющих данный производственный процесс (работу), следить за применением рациональных трудовых приемов, качеством работ, выполнять правила техники безопасности. В случае возникновения трудностей в процессе выполнения работ при отсутствии в рабочей зоне мастера производственного обучения следует дополнительно прочитать в инструкционной карте материал о последовательности выполнения технологических операций. В конце урока (смены) рабочее место убирают, определяют объем и качество выполненной работы, заносят эти сведения в дневник учета учебных работ.

ГЛАВА I   ПМ 01. ВЫПОЛНЕНИЕ ШТУКАТУРНЫХ РАБОТ

КАРТА 1

ПРИГОТОВЛЕНИЕ РАСТВОРОВ ИЗ СУХИХ РАСТВОРНЫХ СМЕСЕЙ

ПМ.01 Выполнение штукатурных работ

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.

Цели:

  1. Научить правильно определять компоненты для раствора.
  2. Научить приготавливать растворы.
  3. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций. Определить состав раствора; определить дозировку составляющих раствора; смешать сухие составляющие; затворить чистой водой сухую смесь; перемешать полученную смесь.

Приспособления, инвентарь. Емкости, штукатурный агрегат, защитные очки; резиновые перчатки или напальчники и рукавицы.

Материалы. Цемент, песок, гипс, известь, вода.

Организация рабочего места. Надевают спецодежду, приготавливают инвентарь.

Последовательность выполнения технологических операций. 

Определить состав раствора. Выбираем разные компоненты по рецепту

Определить дозировку составляющих раствора. Берем емкости, весоизмерительное оборудование, определяем по таблице количество составляющих раствора.

 Смешать сухие составляющие. В емкости перемешиваем сухие составляющие строительным миксером.

 Затворить чистой водой сухую смесь. В емкость с сухими составляющими наливаем воду.

Перемешать полученную смесь. Миксером перемешиваем полученую смесь до однородной консистенции.

Оценка качества. Смесь должна быть однородной, без комков.

Техника безопасности. . Работу выполняют в защитных очках и резиновых перчатках в помещении хорошо освещаемом, с приточно-вытяжной или естественной вентиляцией.

Контрольные вопросы . Какие компоненты входят  в цементно- известковый раствор? Можно ли добавлять негашеную известь в состав?

КАРТА 2

ПОДГОТОВКА ДЕРЕВЯННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

ПМ.01 Выполнение штукатурных работ

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.

Цели: 1.   Научить подготавливать деревянную поверхность под оштукатуривание

  1. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций. Раскрой изоляционного материала; изоляция поверхности; сортировка драни; разметка поверхности; набивка простильной драни; набивка выходной драни.

Приспособления, инвентарь. Молоток штукатурный, угольник деревянный, рейка двухметровая, карандаш, рулетка стальная, метр складной, подмости, нож штукатурный.

Материалы. Пергамин, дрань штучная, гвозди штукатурные

Организация рабочего места. До начала производства работ необходимо проверить прочность крепления конструкций, подготовить материалы и инструменты, проверить средства подмащивания.

Последовательность выполнения технологических операций. 

Раскрой изоляционного материала. Раскрой изоляционного материала по заданному размеру производят при помощи штукатурного ножа 

Изоляция поверхности. Обивку стены начинают от угла. Полотно навешивают вертикально, сначала закрепляют верхнюю кромку штукатурными гвоздями, затем полотно натягивают и закрепляют нижнюю кромку и середину полотна. Гвозди забивают через 100мм на половину длины, а вторую загибают, плотно прижимая полотно к изолируемой поверхности.

Сортировка драни Дрань сортируют на простильную толщиной 3-4 мм и  выходную толщиной 4-5 мм.

Разметка поверхности. При помощи угольника и рейки размечают на поверхности взаимно пересекающиеся под углом 90о диагональные линии, которые образуют с полом угол 45о , а между собой ячейки 45х45 мм.

Набивка простильной драни. Обивку поверхности начинают с угла. Уложив дрань под углом 45о к полу, наживляют одним монтажным гвоздем посередине. Аналогично набиваются остальные ряды  простильной драни. Концы наращиваемых драниц соединяют вприсык с зазором 2-3мм

Набивка выходной драни. Выходную дрань набивают, двигаясь в обратном направлении. Сначала каждую дрань прибивают двумя гвоздями к концам, а затем через два пересечения в третье

Оценка качества. Осуществляется в процессе производства работ визуально и с помощью  измерительных инструментов. Изоляция должна плотно прилегать к поверхности и не иметь пропусков, обрывов качество обивки дранью проверяют по прочности ее крепления с поверхностью, размером ячеек.

Техника безопасности. Работу производить в перчатках, исправным инструментом, ручки молотков не должны иметь зазубрин, использовать только инвентарные подмости

Контрольные вопросы . Под каким углом к полу набивается дрань? Какую дрань набивают в первую очередь? Толщина простильной и выходной драни?

КАРТА 3

ПОДГОТОВКА КИРПИЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

ПМ.01 Выполнение штукатурных работ

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы при производстве штукатурных работ.

Цели: 1.   Научить подготавливать кирпичную поверхность под оштукатуривание

  1. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций. Очистка поверхности от пыли и от наплывов отвердевшего раствора; провешивание поверхности стен; устройство марок и маяков.

Приспособления, инвентарь. Сокол, кельма, полутерок, молоток штукатурный, шнур для провешивания, отвес, рейка деревянная длиной 2 метра, рейкодержатели, подмости универсальные передвижные, уровень строительный, метр складной металлический.

Материалы. Гвозди длиной 70 мм, гипс строительный, раствор известковый.

Организация рабочего места. Надевают спецодежду, приготавливают инструменты и материалы и проверяют исправность инвентаря (подмостей). Температура воздуха должна быть не ниже +8о С.

Последовательность выполнения технологических операций. 

Очистка поверхности от пыли и от наплывов отвердевшего раствора. Очистку поверхности от пыли производят струей сжатого воздуха. При небольшом объеме работ пыль с поверхности сметают веником. Наплывы отвердевшего раствора срубают штукатурными молотками или счищают скребками, после чего сметают вениками пыль и очищают помещение от мусора.

Провешивание поверхности стен. Провешивание стены начинают с верхнего угла.(рис.1). На расстоянии 25-30 см от угла забивают гвоздь так, чтобы шляпка его отстояла от поверхности стены на толщину штукатурки. Затем к шляпке гвоздя прикладывают шнур отвеса. Затем на расстоянии 25-30 см от пола по отвесу забивают второй гвоздь так, чтобы его шляпка касалась шнура. После этого  таким же образом забивают третий и четвертый гвозди в противоположном углу стены. Затем натягивают шнур между гвоздями по диагоналям и горизонтали. Если шнур где-либо касается стены, то следует срубить выступ, а если это невозможно, то следует выдвинуть гвоздь, увеличив толщину штукатурного намета

. http://text.gosthelp.ru/images/text/47114.files/image184.jpg

Рис.1. Провешивание поверхности стен.

Устройство марок и маяков. Определив минимальную толщину штукатурки, забивают промежуточные гвозди на расстоянии1,5-2 м для устройства марок. Для лепки марок с помощью кельмы набрасывают вокруг гвоздей из штукатурного раствора или гипсового теста лепки диаметром 80-100 мм и толщиной на 3-5 мм выше шляпок гвоздей. После схватывания раствора верх марок срезают до уровня гвоздей, придавая маркам ровную поверхность. Для устройства полосовых маяков прикладывают к маркам вертикальные рейки, которые закрепляют зажимами или примораживают раствором. Зазор между рейкой и стеной полностью заполняют раствором. После схватывания раствора рейку снимают, а имеющиеся на маяке раковины заделывают раствором и затирают полутером.

Оценка качества. Толщину штукатурного намета определяют замером метром зазора между натянутым шнуром и поверхностью стены. Вертикальность маяков проверяют уровнем и правилом.

Техника безопасности. При работе с штукатурными растворами необходимо пользоваться защитными очками, резиновыми перчатками, в застегнутой наглухо спецодежде. Пользоваться только инвентарными подмостями.

Контрольные вопросы . Какими инструментами выполняют очистку поверхности? Для чего выполняют провешивание стен?

КАРТА 4

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОСТОЙ ШТУКАТУРКИ

ПМ.01 Выполнение штукатурных работ

ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.

Цели:

  1. Научить наносить раствор.
  2. Научить разглаживать и затирать растворы.
  3. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций. Нанести обрызг; нанести грунт; разровнять грунт; проверить правилом качество поверхности; нанести накрывку, разровнять накрывку, затереть накрывку.

Приспособления, инвентарь. Емкости, ковш, сокол, мастерок, полутерок, терка защитные очки; резиновые перчатки или напальчники.

Материалы. Цемент, песок, гипс, известь, вода.

Организация рабочего места. Надевают спецодежду, приготавливают и проверяют исправность инвентаря.

Последовательность выполнения технологических операций. 

Нанести обрызг. После затворения нанести на поверхность кельмой, ковшом  методом набрасывания (рис.2), или соколом, полутерком методом намазывания ровный слой раствора толщиной от 5 до 30мм.  

           http://text.gosthelp.ru/images/text/47114.files/image186.jpg

Рис.2. Нанесение раствора ковшом.

Нанести грунт. После схватывания слоя обрызга нанести  на поверхность набрасыванием ковшом, кельмой (рис.3) слева направо слой грунта толщиной 10-20 мм.

http://text.gosthelp.ru/images/text/47114.files/image188.jpg

Рис.3.Нанесение раствора кельмой.

Разровнять грунт. Полутером или соколом снизу вверх разровнять грунт  

Проверить правилом качество поверхности. Ровность высококачественной штукатурки проверяют 2-х метровым правилом, прикладывая его в горизонтальнм положении к поверхности.  Допускается не более 2-х неровностей глубиной или высотой 2мм.

Нанести накрывку. После схватывания слоя грунта нанести накрывочный слой толщиной не более 2 мм. 

Разровнять накрывку. Полутером или соколом снизу вверх разровнять накрывку.

Затереть накрывку. Теркой затереть накрывку движением вкруговую или вразгонку.

Оценка качества. Поверхность должна быть ровной, хорошо заглаженной.

Техника безопасности. При набрасывании раствора   не забывайте о работающих рядом. Для защиты рук от разъедания известковым раствором  необходимо работать в перчатках. При попадании раствора в глаза следует промыть глаза проточной водой и обратиться в медпункт

Контрольные вопросы. Какими способами наносят штукатурные слои? Какими способами затирают накрывочный слой?

КАРТА 5

ВЫПОЛНЕНИЕ УЛУЧШЕННОГО ОШТУКАТУРИВАНИЯ ВРУЧНУЮ

ПМ.01 Выполнение штукатурных работ

ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.

Цели:

  1. Научить выполнять приемы заглаживания штукатурного слоя,
  2. Закрепить правила приготовления раствора.
  3. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций. Подготовка кирпичной  поверхности , Приготовление известкового раствора Накладывание раствора из ящика на сокол Набрасывание раствора лопаткой с сокола Разравнивание раствора полутерком Заглаживание штукатурного слоя

 Приспособления, инвентарь. Молоток, зубило, мастерок, кисть, ведро, металлическая щетка, ящик для раствора, сокол, гладилка. Защитные очки; резиновые перчатки или напальчники.

Материалы. Песок, известковое тесто, вода

Организация рабочего места. Надевают спецодежду, приготавливают и проверяют исправность инвентаря.

Последовательность выполнения технологических операций. 

Подготовка кирпичной  поверхности. Срубание наплывов кладочного раствора зуби-лом и молотком. Углубление швов на 15-20 мм зубилом и молотком. Удаление кистью пыли. Смачивание кистью поверхности.

Приготовление известкового раствора.  Просеивание песка. Разведение известкового теста до консистенции молока.  Смешивание просеянного песка с известковым молоком. Накладывание раствора из ящика на сокол.  Сокол берут левой рукой за ручку, опирают его одной стороной на борт ящика с раствором, приподняв противоположную сторону на 8-10 см. Накладывают раствор последовательными рядами, начиная с верхней части.

Набрасывание раствора лопаткой с сокола. Забирают раствор с сокола правым ребром лопатки от себя к середине сокола.  Подносят к поверхности.  При выполнении броска лопаткой работает не вся рука, а только кисть Сбрасывают раствор с лопатки резким движением. Нанося раствор на стены, сокол держат на уровне низа забрасываемой стены на расстоянии 25-30 см.

Разравнивание раствора полутерком. (рис.4).Полутерок приставляют к поверхности  Поднимают верхнее ребро полутерка на 10 см с нажимом зигзагообразными движениями снизу вверх полутерок ведут по стене.  Полутерок переводят в вертикальное положение и ведут зигзагообразными движениями по поверхности стены.  Правилом одновременно проверяют и дополнительно выравнивают.

http://text.gosthelp.ru/images/text/47114.files/image190.jpg

Рис.4. Разравнивание раствора полутерком.

Заглаживание штукатурного слоя (рис.5.). Стальную гладилку берут двумя руками за ручку.         Прикладывают к поверхности под углом и ведут снизу вверх. На стенах заглаживают сначала в вертикальном, а потом в горизонтальном направлении. На потолках заглаживают сначала поперек направления световых лучей, а затем по направлению к ним

. http://www.bestreferat.ru/images/paper/09/02/5050209.jpeg

Рис.5.

Оценка качества. Поверхность должна быть ровной, хорошо заглаженной. Ровность высококачественной штукатурки проверяют 2-х метровым правилом, прикладывая его в горизонтальном положении к поверхности.  Допускается не более 2-х неровностей глубиной или высотой 2мм.

Техника безопасности. При набрасывании раствора   не забывайте о работающих рядом. Для защиты рук от разъедания известковым раствором  необходимо работать в перчатках. При попадании раствора в глаза следует промыть глаза проточной водой и обратиться в медпункт

Контрольные вопросы . . Какими движениями выполняют разравнивание полутером? Какими способами выполняют заглаживание штукатурного слоя?

КАРТА 6

ВЫПОЛНЕНИЕ УЛУЧШЕННОГО ОШТУКАТУРИВАНИЯ МЕХАНИЗИРОВАННЫМ СПОСОБОМ

ПМ.01 Выполнение штукатурных работ

Тема раздела: «Оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.»

ПК 1.2. Производить оштукатуривание поверхностей различной степени сложности.

Цели: 1.   Научить механизированному нанесению обрызга и грунта на кирпичные стены по маякам

  1. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций. Нанесение слоя обрызга, первого слоя грунта, разравнивание первого слоя грунта, нанесение и разравнивание второго слоя грунта, насечка или вырубка маяков.

Приспособления, инвентарь. Штукатурный агрегат СО-57А с набором рукавов и форсунок-1 шт. Кельма штукатурная 2 шт. Щит для сбора от павшего раствора 10 м Ящик для раствора 2 шт. Правило окования для разравнивания грунта 1 шт. Правило контрольное 1 шт. полутерок 1 шт. Скребок стальной 2 шт. Столик- подмости 1 шт. Защитные очки 2 шт. респираторы 2 шт.
Материалы. Раствор извести

Организация рабочего места. Надевают спецодежду, подготавливают  поверхность; устройство маяков, подготавливают  механизмы и проверяют их на холостом ходу, проверяют сигнализацию между штукатурными и машинистом и средства подмащивания, установливают по периметру стен щиты для сбора отпавшего раствора.

 Исполнитель: звено «двойка» Ш-1 и Ш-2.

Последовательность выполнения технологических операций. 

Нанесение слоя обрызга. Ш-2 падает сигнал включить форсунку направо и налево и сверху вниз. Одной рукой он держит форсунку, а другой – рукав. Расстояние от стены 80…100 см, угол наклона 70…90. Обрызг наносят равномерным слоем без пропусков толщина не более 5мм. После нанесения каждого слоя штукатуры очищают маяки от раствора стальными скребками.
Ш-2 подтягивает рукава, собирает отпавший раствор, устанавливает и переставляет щиты для сбора раствора.

Нанесение первого слоя грунта. Наносят слои грунта после охватывания обрызга. Ш-1 движением форсунки сверху вниз и слева направо наносит 1 слой грунта толщина не более 7мм. Ш-2 подтягивает рукава, собирает отпавший раствор и наносит его на оштукатуренную поверхность.

Разравнивание первого слоя грунта. Разравнивая грунт Ш-1 правилом, перемещая его по маякам. Ш-2 разравнивает грунт полутерком в труднодоступных местах и контролируя правилом проверяет ровность поверхности 

Нанесение и разравнивание второго слоя грунта

Нанесение 2 слоя грунта Ш-2 и Ш-2 производят аналогично 1 слою

Насечка или вырубка маяков

После этого штукатуры с помощью кельмы делают насечку растворных маяков, а если маяки выполнены из гипса, то их вырубают, а эти места заделывают раствором.

Оценка качества. Контроль качества заключается в проверке неровностей. Ш-1 после нанесения слоя грунта и очистки маяков от раствора накладывает правило к поверхности. Оно должно касаться одновременно двух маяков.

Техника безопасности. При работе с штукатурными растворами необходимо пользоваться защитными очками, резиновыми перчатками, в застегнутой наглухо спецодежде. Провода должны быть изолированы и подвешены на высоте , заземлены. Все вращающиеся части механизмов должны быть огорожены.

Контрольные вопросы . Под каким углом держат форсунку при оштукатуривании?

Какие требования должны удовлетворять растворы, наносимые машинным способом?

КАРТА 7

НАНЕСЕНИЕ ГИПСОВЫХ ШПАТЛЕВОК

ПК 1.3. Выполнять отделку оштукатуренных поверхностей.

ПМ.01 Выполнение штукатурных работ

Цели:

  1. Научить выполнять приемы нанесения гипсовых шпатлевок,
  2. Закрепить правила приготовления раствора.
  3. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций. Сглаживание поверхности с очисткой. Расшивка  трещин. Обеспыливание  расшитых трещин. Огрунтовка расшитых трещин Частичная подмазка со шлифованием. Огрунтовка поверхности. Приготовление раствора. Сплошное шпатлевание поверхности .

Приспособления, инвентарь. Шпатель, щётка, скребок, шлифовальная машина, нож. Кисть маховая или строительный пылесос.  Кисти, емкости для грунтовки, емкости для раствора или  паст, наждачная бумага. Шпателя, емкости для шпаклевочных составов, дрель с насадкой. Защитные очки; резиновые перчатки или напальчники.

Материалы. Грунтовочный состав, пасты, сухая шпаклевочная смесь, вода, шпаклевочные составы.

Организация рабочего места. Надевают спецодежду, приготавливают и проверяют исправность инвентаря.

Последовательность выполнения технологических операций. 

Сглаживание поверхности с очисткой. Выступающие неровности снимают. Наплывы бетона срубают. Небольшие выступы  сглаживают скребком (рис.6.).  Очищают поверхность от пыли и  грязи 

Безымянный

Рис.6. Сглаживание небольших выступов скребком.

Расшивка  трещин Щели и трещины расшивают, разрезая их острым ножом или острым концом шпателя на глубину не менее 2 мм (рис.7)

Безымянный1

Рис. 7. Расшивка трещин.

Обеспыливание  расшитых трещин. Расшитые трещины обеспыливают кистью (рис. 8) или строительным пылесосом

Рис.8. Обеспыливание расшитых трещин кистью.

Огрунтовка расшитых трещин.  Расшитые трещины огрунтовывают специальной грунтовкой при помощи кисти (рис.9.) или валика.

http://www.stroy-mart.ru/i/spaw1/y1%20%283%29.jpg

Рис.9. Огрунтовка трещин кистью.

Частичная подмазка со шлифованием. Расшитые трещины подмазывают  пастой (рис.10). Сглаживают подмазочные пасты заподлицо с поверхностью.

Рис.10. Частичная подмазка трещин.

Огрунтовка поверхности. Грунтовку наносят кистями и валиком (рис. 11.). При больших объемах краскопультами и электрокраскопультами.

11

Рис. 11. Огрунтовка поверхности кистью и валиком.

Приготовление раствора. Сухую шпатлевочную смесь развести строго определенным  количеством воды, указанным в инструкции. Насыпают в емкость сухую шпатлевочную смесь, добавляют  воду, размешивают шпателем( рис.12.) или строительным миксером.

Рис.12. Приготовление раствора.

Сплошное шпатлевание поверхности . Шпатлёвочные составы наносят равномерно и сразу разравнивают шпателем. Шпатель держат под углом 30 градусов (рис.13.). При наложении утолщенных шпатлевочных  слоев необходимо держать  шпатель  под углом 40-50 градусов

Рис.13. Сплошное шпатлевание поверхности.

Оценка качества. Отклонения от вертикали на всю высоту стены не более 1 мм. Отсутствие трещин. Поверхность должна быть гладкая, без шероховатостей.

Техника безопасности. При выполнении шпатлевания   не забывайте о работающих рядом. Для защиты рук от разъедания раствором  необходимо работать в перчатках. При попадании раствора в глаза следует промыть глаза проточной водой и обратиться в медпункт

Контрольные вопросы. На какую глубину расшивают трещины? Инструменты для нанесения грунтовки?

ГЛАВА I I   ПМ 03. ВЫПОЛНЕНИЕ МАЛЯРНЫХ РАБОТ

КАРТА 1

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОД ОКРАСКУ ВОДНЫМИ И НЕВОДНЫМИ ОКРАСОЧНЫМИ СОСТАВАМИ  

ПМ.03 Выполнение малярных работ

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы при производстве малярных работ.

Цели:

  1. Освоить приемы подготовки поверхности под окрашивание.
  2. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций. Просушивание поверхности естественным или искусственным способом, зачистка поверхности,  расшивка трещин, сглаживание поверхности, удаление жирных пятен, нанесение грунтовочного состава

Приспособления, инвентарь. Емкости, шпатель, кисть, валик, брусок с наждачной бумагой, ветошь защитные очки; резиновые перчатки или напальчники и рукавицы.

Материалы. Раствор соляной кислоты, грунтовочный состав

Организация рабочего места. До начала работы необходимо подготовить   рабочее место, проверить исправность инструмента

Последовательность выполнения технологических операций. 

 Просушивание поверхности естественным или искусственным способом. Просушиваем оштукатуренную поверхность, включая обогреватель или открываем окна и двери для вентиляции.

Зачистка поверхности. Шпатель держат под углом 30о, перемещают шпатель слева направо захватками 0,6-0,7 м.

 Расшивка трещин. Острым концом шпателя прорезают трещину, наклонив шпатель сначала вправо, потом влево, шпатель держат под углом 60о, удаляют пыль кистью (рис.14).

Безымянный1

Рис. 14. Расшивка трещин шпателем. Удаление пыли кистью.

Сглаживание поверхности. Шлифовальную шкурку крепят на деревянный брусок, выполняют возвратно-поступательные движения по захватке 0,6-0,7 м.

Удаление жирных пятен. Промывают пятно 2-процентным раствором соляной кислоты, затем промывают пятно чистой водой и просушивают  

Нанесение грунтовочного состава. Кисть или валик опускают в грунтовочный состав, отжимают излишки грунтовочного состава о стенки емкости, наносят на поверхность плавными, но быстрыми движениями

Оценка качества. Поверхность должна быть ровной, без трещин и наплывов, хорошо прогрунтована.

Техника безопасности. При выполнении зачистки основания и удалении выпуклостей работать в защитных очках и в рукавицах. Работу выполняют в помещении хорошо освещаемом, с приточно-вытяжной или естественной вентиляцией.

Контрольные вопросы. Под каким углом держат шпатель при зачистке поверхности? Каким способом удаляют жирные пятна с поверхности?

КАРТА 2

ОКРАШИВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ОКРАСОЧНЫМИ СОСТАВАМИ 

ПМ.03 Выполнение малярных работ

ПК 3.2. Окрашивать поверхности различными малярными составами.

Цели:

  1. Освоить приемы нанесения окрасочного состава вручную.
  2. Закрепить теоретические знания на практике.

Состав технологических операций. Нанесение окрасочного состава кистью Нанесение окрасочного состава валиком

Приспособления, инвентарь. Емкости, кисти: маховая и ручник, валики, лотки

Материалы. Окрасочный состав

Организация рабочего места. Надевают спецодежду, приготавливают инвентарь.

Последовательность выполнения технологических операций. 

Нанесение окрасочного состава кистью. Кисть опускают в грунтовочный состав,

 отжимают излишки грунтовочного состава на кисти о стенки емкости, наносят на поверхность плавными, но быстрыми движениями. Кисть держат так, чтобы она касалась поверхности только концами волос (рис.15.).

Схема движения кисти при покраске

Рис.15.Нанесение окрасочного состава кистью.

 Движения кисти на стенах производят сначала горизонтально, а затем вертикально. Движение кисти на потолках: сначала перпендикулярно падающему свету, а затем параллельно падающему свету (рис.16.).

 Покраска потолка

Рис.16. Положение кисти при растушевки краски.

Нанесение окрасочного состава валиком. Валик опускают в емкость с грунтовочным составом и прокатывают его два-три раза по лотку, отжимая излишки грунтовочного состава, прикладывают к поверхности и с легким нажимом прокатывают по поверхности  (рис.17).

http://www.bestreferat.ru/images/paper/21/02/5050221.jpeg

Рис.17. Нанесение окрасочного состава кистью и валиком.

Оценка качества. Поверхность должна быть окрашена ровно без потеков, пропусков, наплывов.

Техника безопасности. Работу выполняют в защитных очках и резиновых перчатках в помещении хорошо освещаемом, с приточно-вытяжной или естественной вентиляцией.

Контрольные вопросы. Каким способом окрашивают стены? Какие бывают окрасочные составы?

 КАРТА 3

ОКЛЕИВАНИЕ ПОВЕРХНОСТЕЙ ОБОЯМИ РАЗЛИЧНОЙ ПЛОТНОСТИ

ПМ.03 Выполнение малярных работ

ПК 3.3. Оклеивать поверхности различными материалами.

Цели:

1.Научить выполнять приемы наклеивания обоев.

2.Закрепить приемы подготовки поверхности.

Состав технологических операций. Подготовка поверхности.  Подготовка  обоев. Приготовление клея «Момент». Наклеивание обоев.

Приспособления, инвентарь. Шпатель, кисть, брусок с наждачной бумагой, емкость, ветошь,  рулетка, ножницы, нож, емкость для клея,  весло, линейка, рулетка, карандаш, кисть маховая, валик, ветошь,

Материалы. Раствор соляной кислоты, клей «Момент», обои простые и тисненые

Организация рабочего места. До начала работы необходимо проверить исправность инструмента подготовить его к работе.

Последовательность выполнения технологических операций. 

Подготовка поверхности.  Просушивают  поверхность пылесосом или открывают двери и окна. Зачищают поверхности, расшивают трещины, заделывают  неровности, сглаживают поверхности, удаляют  жирные пятна. Грунтуют поверхности  клеящим составом. Уровнем отмечают верхнюю границу оклейки и отбивают намеленным шнуром, при помощи отвеса отмечают вертикальную линию (рис.18.).

провешивание поверхностей

Рис.18. Провешивание поверхности.

Подготовка  обоев. Сортируют обои по цвету, обрезают кромки, раскраивают полотнища по заданным размерам.

Приготовление клея «Момент» Сухую смесь засыпают тонкой струйкой в емкость с холодной водой, интенсивно перемешивают  20-30 сек., пока  не начнется процесс набухания. Через 15 минут можно использовать для наклеивания обоев.

Наклеивание обоев. Нарезанные полотнища укладывают лицевой стороной вниз и намазывают первый лист (рис.19.).

C:\Users\йцй\Pictures\book13-1.jpg

Рис.19. Нанесение  клея на полотнища обоев.

Проклеивают поверхность клеевым составом, отводку верха стен, плинтусов и углов делают кистью, которую держат под углом 60о-70о, а остальную площадь прокатывают валиком.  Оклеивание стен начинают от угла наружной стены и от окна  первое полотнище приклеивают по отвесу строго вертикально. Простые обои наклеивают внахлест, т.е. каждое следующее полотно должно перекрывать предыдущее на 4-5 мм. Тисненые обои наклеиваются встык, т.е. полотна следует приклеивать, тщательно подгоняя их друг  к другу, чтобы не нарушить рисунок узора (рис.20). 

наклейка обоев с подбором кромок

Рис.20. Наклейка обоев с подбором рисунка.

Оценка качества. Поверхность должна быть окрашена ровно без потеков, пропусков, наплывов.

Техника безопасности. При выполнении зачистки основания и удалении выпуклостей работать в защитных очках и рукавицах.  

Соблюдать правила техники безопасности при работе на подмостях.

Контрольные вопросы . Какими способами  оклеивают стены? Назовите виды обоев? 

Список используемой литературы

  1. Борилов А.В., Воловикова О.В., Организация и технология строительных отделочных работ. Учебное пособие – М: Академкнига/учебник 2005
  2. Ивлиев А.А., Отделочные строительные работы. Учебник для нач. проф. Образования – М: Издательский центр «Академия» 2005
  3. Завражин Н.Н., Отделочные работы : учеб. Пособие для нач. проф. Образования – М.: Издательский центр «Академия», 2006
  4. Пузанкова В.Ф. Материалы для штукатурных и облицовочных работ. Учебное пособие – М: Академкнига/учебник 2005
  5. Смирнов В.А., Ефимов Б.А., Кульков О.В., Баландина И.В., Сканави Н.А., Материаловедение для отделочных строительных работ: учебник для НПО : учебное пособие для СПО – М.: Издательский центр «Академия», 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка инструкционно-технологической карты для проведения лабораторно-практического занятия производственного обучения по теме: "Подготовка трактора к работе и вождение его с прицепом".

Урок производственного обучения рассчитан  на  обучающегося со средним уровнем знаний.Урок производственного обучения соответствует всем современным требованиям. Он спроектирован с уче...

Сборник ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ по дисциплине ИНФОРМАТИКА И ИКТ для студентов специальности «Механизация сельского хозяйства»

Сборник Инструкционно-технологических карт для выполнения практических занятий по дисциплине Информатика и ИКТ...

инструкционно-технологическая карта к уроку учебной практики по теме "Обработка низа рукава"

инструкционно-технологическая карта для изучения темы "Обработка низа рукава в женской легкой одежде"...

Инструкционно-технологические карты по слесарному делу №№ 1-3

Инструкционно-технологические карты по слесарному делу №№ 1-3...

Инструкционно-технологические карты по слесарному делу №№ 4-5

Инструкционно-технологические карты по слесарному делу №№ 4-5...

Учебно - методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаго...

Инструкционно – технологическая карта на выполнение практической работы № 1 "Геодезические планы, карты, чертежи"

Практические  (лабораторные) занятия, прежде всего, выполняют традиционную задачу обучения, характерную для многих учебных дисциплин: способствуют более прочному усвоению основных научных понятий...