Квалификационная работа
проект по теме

Отинова Светлана Александровна

Квалификационная работа "Торгово-технологический процесс продажи хлеба" выполнила студентка 3 курса ТФ"БКТиС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квалификационная работа49.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Татауровский филиал «Байкальского колледжа туризма и сервиса»

К защите допущена:

Руководитель по УМВР

________ Касьянова Р.И.

«____» ________2012 г.

ПИСЬМЕННАЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОДАЖИ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Код профессии 100701.01

Профессия «Продавец, контролер-кассир»

 Выпускница: Слугина Ксения Владимировна

Работа выполнена __________________

                                                                                            (подпись выпускника)

                                             Руководитель работы: Отинова С.А..___________

                                                                                                  (подпись)

                    Председатель ПЦК: _____________

                                                    (подпись)

                         Мастер производственного обучения: Отинова С.А._________

                                                                                     (подпись)

Татаурово

2012 г

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ        

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        

2.1 Организация рабочего места продавца        

2.2 Приемка товаров        

2.3Подготовка товара к продаже        

2.4. Организация обслуживания покупателей        

2.5 Организация расчета с покупателями        

2.6 Контроль сохранности материальных ценностей        

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

IV. ЛИТЕРАТУРА        

I.ВВЕДЕНИЕ

Хлеб был и остается одним из основных продуктов питания населения нашей страны. Он обеспечивает более 50% суточной потребности в энергии и до 75% потребности в растительном белке.

Хлебобулочные изделия — пищевой продукт, получаемый выпечкой разрыхленного дрожжами теста.

Основным сырьем для получения хлеба является мука, вода, соль и дрожжи. В качестве дополнительного сырья используют молоко, сливки, сахар, яйца, жиры (маргарин, сливочное и растительное масло), пряности, орехи, мак, патоку, солод и т.д. Химический состав и пищевая ценность хлеба зависят от вида и сорта муки и применяемых добавок. Калорийность 100 г хлеба от 190 до 300 ккал.Производство хлеба состоит из нескольких операций: подготовки сырья, приготовления теста (замеса и брожения), формовки и расстойки (отдыха теста), выпечки и охлаждения.Хлеб может выпускаться заводами неупакованным или в упаковке (цельное изделие или нарезанное на кусочки) (см. слайд 5).

В зависимости от вида муки изделия бывают ржаные, пшеничные и ржано-пшеничные (см. слайд 6).

По рецептуре изделия бывают простые, улучшенные и сдобные. Простые изделия выпекаются только из основного сырья, улучшенные — с различными добавлениями. Сдобные изделия содержат по рецептуре сахара и жиров в сумме более 14 %.(см. слайд 7).По способу выпечки изделия бывают формовые и подовые (выпеченные без форм) (см. слайд 8).

В зависимости от особенностей приготовления и потребительских свойств хлебобулочные изделия делят на группы:хлеб; булочные изделия; сдобные изделия; диетические изделия; сухарные изделия; бараночные изделия; национальные изделия (см. слайд 9).

Существуют различные классификации хлебобулочных изделий. В частности,в учебнике «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами», С.А. Прокофьева выделяет следующий ассортимент хлебобулочных изделий в зависимости от сорта муки, рецептуры, формы, способа выпечки и отпуска покупателю:

- из ржаной муки: улучшенные, бородинский, столовый, рижский, минский, ржаные лепёшки, ржано-пшеничный, дарницкий, российский;

- из пшеничной муки: простые, улучшенные, пшеничный, сытный с изюмом, калач саратовский, домашний, ароматный;

- булочные изделия: батоны (простые, нарезные, подмосковные, столовые, с изюмом, столичные, городские, дорожные), булки (городские, русские, московские), сайки (простые, горчичные, с изюмом), плетёные изделия (халы, плетёнки с маком), калачи и ситники, булочная мелочь (гребешки, рогалики, розочки, булочки столичные), сдобные изделия (сдоба обыкновенная, плюшки, ватрушки, сдоба выборгская, выборгские крендели, выборгские лепёшки, гражданские булочки, сдоба выборгская фигурная, лепёшка сметанная, хлебец ленинградский), диетические хлебобулочные изделия (бессолевые, с пониженной кислотностью, с пониженным содержанием углеводов, с пониженным содержанием белка, с повышенным содержанием пищевых волокон, с добавлением лецитина, с повышенным содержанием йода) (см. слайды 10,11).

Реализация хлебобулочных изделий осуществляется торговыми предприятиями, которые выполняют функцию обслуживания населения, осуществляют продажу хлебобулочных изделий населению через магазины, собственную торговую сеть, через посредников.

Правильная организация производства хлебобулочных изделий и экономное расходование ресурсов в хлебопечении являются приоритетными задачами отрасли, от решения которых зависит и качество продукции, и уменьшение ее себестоимости, а следовательно, рост прибыли хлебопекарных предприятий, их конкурентоспособность, вероятность внедрения в производство нового прогрессивного оборудования и способность выхода на новые потребительские рынки.

Целью данной работы является изучениеторгово-технологического процесса продажи хлеба и хлебобулочных изделий, а также рассмотреть классификацию и ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий.

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Организация рабочего места продавца

Рабочее место продавца - это часть площади торгового зала магазина с торговым оборудованием и инвентарем для выкладки товаров и обслуживания покупателей.

Для продажи товаров рационально организуют рабочее место, которое обеспечивает:

- свободный проход покупателей к товарам при самообслуживании;

- повышение культуры обслуживания покупателей;

- увеличение товарооборота;

- увеличение пропускной способности магазина;

- рациональное размещение выкладки и демонстрации товаров.

В зависимости от формы организации торговли рабочие места продавцов подразделяют на индивидуальные и бригадные. При индивидуальной организации рабочего места каждый продавец несет индивидуальную материальную ответственность за товары, оборудование, инвентарь и имеет место для отпуска товаров, оборудования, инвентарь, товар и т.д. При бригадной организации рабочих мест члены бригады несут материальную ответственность за товары, оборудование, инвентарь, с бригадой закрепляется отдел, секция, магазин. В зависимости от устройства торгового оборудования рабочие места продавцов подразделяют на открытые, полузакрытые и закрытые.

Открытые рабочие места - это такая организация рабочего места продавца, когда товары не отделены линией прилавков от покупателей и площадь рабочих мест объединена с площадью для покупателей. Полузакрытые рабочие места отделены от площади для покупателей тумбами, между которыми есть проходы к товарам, доступ покупателей к товарам регулируется продавцами. Закрытые рабочие места - это такая организация рабочего места, когда продавца и товары от покупателя отделяет прилавок.

На рабочем месте выполняют следующие операции:

 показ, выбор товаров, консультирование покупателей, расчет по товарам и его упаковка, предоставление услуг.

Рабочие места продавцов должны отвечать следующим требованиям:

- предоставлять максимум удобств покупателю для осмотра товаров;

- обеспечивать рациональную организацию труда;

- обеспечивать сохранение качества товаров;

- предоставлять возможность удобно, красиво разместить ассортимент товаров и их запасы.

Запасы товаров условно разделяют на рабочий, выставочный и резервный. Рабочий запас - это товары для непосредственной продажи, находящихся на рабочем месте продавца. Выставочный - это образцы товаров, предназначен для информации покупателей об ассортименте товаров, имеющихся в продаже.Резервный запас - это товары для пополнения рабочего запаса, находятся они в подсобных помещениях магазина или в нижних ящиках прилавков.

2.2 Приемка товаров

Приемку хлебобулочных изделий производят в магазине или в экспедиции хлебозавода. Качественная приемка хлебобулочных товаров заключается в просмотре сопроводительных документов, проверке степени охлаждения хлеба, ознакомлении с состоянием товара и тары, отборе средних образцов, их оценке, отправке образцов в лабораторию на анализ.

 При качественной приемке хлеба прежде всего просматривают сопроводительные документы. На фактуре поставщиком должна быть сделана отметка о времени выхода хлеба из печи и наложен штамп бракера хлебозавода о соответствии хлеба стандарту по органолептическим признакам.

 Доставленный в магазин хлеб, за исключением штучных и мелкоштучных изделий, должен быть охлажденным, но не черствым. Разрешено принимать хлеб с выдержкой после выпечки в течение следующего времени:

- хлеб весовой из обойной муки — не менее 2-х и не более 18 часов;

- штучный хлеб из обойной муки — не менее 1 часа и не более 18 часов;

- хлеб пшеничный весовой из сортовой и ржаной сеяной муки — не менее 2 и не более 10 часов.

Все штучные и мелкоштучные изделия из сортовой муки могут приниматься в горячем виде и не позднее 6 часов после выпечки. При доставке продукции транспортом хлебозавода сроки выдержки хлеба исчисляются с момента выхода его из печи до момента прибытия в магазин.

Хлебобулочные изделия при подготовке к продаже сортируют по сортам и видам, проверяют качество. По просьбе покупателя ржаной, пшеничный хлеб разрезают на две или четыре равные части. Баранки, сушки предварительно фасуют по 250, 500, 1 000 г. При подготовке хлебобулочных изделий к продаже, выкладке их в торговом зале особенно важно соблюдать требования санитарии и гигиены.

Таким образом, при поступлении хлеба и хлебобулочных изделий в

торговую сеть работники торговли обязаны проверить не только количество поступившего хлеба и правильность сопроводительных документов, но и качество хлеба. Оценку качества по внешним признакам проводят непосредственно во время приемки. Полная оценка хлеба и его приемка по качеству может быть произведена в магазине не более чем через 6 часов после его доставки. Нельзя принимать для реализации хлеб: деформированный, загрязненный, плохо пропеченный, с подгорелой коркой, с крупными трещинами или подрывами, с отставшей коркой, плотным или липким мякишем, с непромесом или закалом, черствый или с признаками болезни.

Образцы хлеба, сомнительного в отношении влажности, пористости, кислотности и т.п., следует направлять в соответствующую пищевую или санитарную лабораторию. Не реже двух раз в месяц нужно проводить контрольный анализ физико-химических показателей качества хлеба, поступающего с определенного завода.

При хранении хлеба потребительские показатели его качества снижаются. В связи с этим увеличение срока хранения хлебобулочных изделий в свежем виде является актуальной задачей и имеет большой социальный и экономический эффект.

2.3Подготовка товара к продаже

Подготовка товара к продаже, как правило, выполняется до открытия магазина и в свободное от обслуживания покупателей время, специально отведенное для этого. Выкладываются хлеб и хлебобулочные изделия в магазине на полках пристенных шкафов и горках по видам: ржаной, пшеничный и т.д. В основном используется вертикальная выкладка (изделия размещаются на всех полках горки по вертикали). Рядом с товаром ставятся ценники.

В целях обеспечения единого порядка оформления ценников на продовольственных товарах,реализуемых предприятием торговли, рекомендовано указывать реквизиты:

- наименование товара, сорт (на товары, имеющие сортность), цену за килограмм или сто граммов (для весовых товаров);

- наименование товара, цену за единицу емкости или отвеса (для товаров, продаваемых в розлив);

- наименование товара, емкость или вес, цену за фасовку (для штучных товаров и напитков, расфасованных изготовителями в бутылки, банки, коробки, пакеты).

- роспись материально ответственного лица;

- в рекламных целях указывается производитель.

- масса нетто, кг;

- дата (число, месяц) и час изготовления продукции;

- В магазинах продаются упакованные и неупакованные хлебобулочные изделия. Некоторые изделия упакованы по 1 шт. (например: батон, хала, плетёнка, калач и др.). Продавцы магазина следят, чтобы на всех упакованных хлебобулочных изделиях имелась этикетка, на которой было указано:

- наименование предприятия-изготовителя, товарный знак (при его наличии);

- наименование изделия;

срока реализации;

- обозначения настоящего стандарта;

- информационные сведения о пищевой и энергетической ценности 100г изделия.

При организации продаж,важное значение имеет размещение и выкладка товаров.

Размещение товаров - это система расположения их торговом зале по группам, подгруппам, видам, ценам для обеспечения хорошего обзора и доступности для покупателей:

Под выкладкой товаров понимают способ их размещения, укладки и показа на оборудовании в торговом зале. Способы выкладки зависит от свойств товаров. Различают три способа выкладки: горизонтальный, вертикальный и комбинированный. При горизонтальной выкладке одинаковые по наименованию товары размещают на одной или двух полках по всей длине оборудования. При вертикальном способе выкладки товары одинакового наименования выкладывают на полках одной горки в несколько рядов сверху вниз. Комбинированный способ сочетает горизонтальную и вертикальную выкладки.

Важную роль в организации рабочего места продавца играет подготовка рабочего места к началу работы. Подготовка рабочего места продавца начинается до открытия магазина.

В начале рабочего дня нужно проверить наличие и полноту ассортимента товаров; пополнить недостаточный ассортимент из резервного запаса; разместить и выложить товар на оборудовании в торговом зале. Товары, пользующиеся спросом у покупателей, разместить поближе к своему рабочему месту. Разместив товар и выложив его на оборудовании, проверить их оформление. При оформлении ценника надо указывать сведения о товаре. Оформленный ценник прикрепляют на бумагу, коробку, изделие. Материалы, необходимые для упаковки, размещают под прилавком (бумага, коробки, шпагат и другие материалы), Также нужно подготовить инвентарь для продажи товаров. Инвентарь для подсчета стоимости покупки размещают на прилавке справа от продавца. Рабочее место необходимо содержать в надлежащем санитарном состоянии: протирать пыль на оборудовании, очищать товар от пыли, убирать свободную тару и мусор. Перед началом работы продавец надевает спецодежду. В течение рабочего дня нужно поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте, улучшать выкладку товаров, пополнять ассортимент.

2.4. Организация обслуживания покупателей

Продажа хлебобулочных изделий осуществляется двумя методами. Первый метод - традиционный, второй - прогрессивный.

При традиционном методе продажи обслуживание осуществляется продавцами через прилавок. При этом важнейшими факторами, определяющими уровень культуры торговли, являются квалификация продавца, глубокое знание психологии покупателей, умение вежливо, предупредительно обслуживать покупателя.

В магазинах, торгующих традиционным методом, процесс продажи товаров включает следующие операции: встречу покупателя, выявления спроса, предложения и показ товаров, помощь в выборе, консультацию, показ новинок, расчет за товар, упаковка и выдача покупки. Он основывается на индивидуальном обслуживании покупателя. Выбор и получение хлебобулочных изделий производится с помощью продавца. При такой технологии продажи покупатели тратят много времени в ожидании очереди обслуживания, ограничена вероятность самостоятельного выбора товаров, продавец имеет большую физическую и психологическую нагрузку в течение рабочего дня.

Существенно изменяется содержание и характер процесса продажи при внедрении прогрессивных методов торговли. Изменяется роль покупателя и работника торговли в процессе продажи. Покупателям предоставляется широкая самостоятельность в процессе отборки товара. Он становится активным участником процесса продажи. Работники торгового зала в основном выступают в роли консультантов, помощников в выборе товаров.

К прогрессивному методу продажи хлебобулочных изделий относится метод самообслуживания.

Технология продажи хлебобулочных изделий методом самообслуживания предусматривает:

- полную предварительную подготовку товаров к продаже и выкладку их в торговом зале;

- свободный доступ покупателей к хлебобулочным изделиям, полную самостоятельность при их осмотре и выборе;продавцы по желанию покупателей оказывают им при этом помощь, консультируют.

- оплата за отобранные хлебобулочные изделия в узлах расчета, расположенных при выходе из торгового зала магазина.

При самообслуживании коренным образом меняются функции торгового персонала и роль покупателей в процессе продажи. Технология продажи в магазинах самообслуживания включает следующие операции: самостоятельный отбор хлебобулочных изделий в инвентарную корзину, доставку их в узел расчета, расчет за отобранный товар, упаковку товара и вручение покупателю покупки сообща с кассовым чеком.

Социальный результат самообслуживания состоит в том, что сокращаются затраты времени на покупку товара, повышается культура торгового обслуживания, улучшаются условия труда работников магазинов.

Экономический результат самообслуживания достигается за счет увеличения пропускной способности магазинов, роста их товарооборота, улучшения использования торговых площадей и торгово-технологического оборудования, повышения производительности труда торговых работников.

Для рациональной организации процесса продажи хлебобулочных изделий в магазинах самообслуживания должны быть корзины, а так же лопатки для проверки свежести хлеба.

2.5 Организация расчета с покупателями

Продавцы производят расчет с  покупателями за отобранные товары в магазинах  за наличный и по безналичному расчету.

Расчеты с покупателями через контрольно-кассовую машину  производятся в следующем порядке:

1. Продавец,  контролер - кассир объявляет покупателю общую стоимость покупок;

2. Получает от покупателя и называет сумму полученных денег, кладет их отдельно на виду у покупателя;

3. Печатает чек на контрольно-кассовой машине;

4. Называет сумму причитающейся  сдачи и выдает ее вместе с чеком (мелочь и купюры вместе);

5. После окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.

Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи  какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.

Расчет за все товары, приобретаемые в продовольственных предприятиях самообслуживания, производится только в едином узле расчета.

В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного - двух предметов.

При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер - кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.

Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.

Расчеты банковскими картами реализуются с применением компактных POS-терминалов – специальных аппаратно-программных комплексов, – или автоматизированных рабочих мест кассиров. Работают такие терминалы от электросети или от батарей, передают данные по беспроводной сети или по кабелю.

Алгоритм работы кассира с банковскими картами следующий:

- установление карты в считывающее устройство;

- автоматический запрос авторизации и предложение клиенту ввести пин-код с клавиатуры;

- установление связи с банком клиента через процессинговый центр;

- возврат карты;

- автоматическая распечатка и оформление чека с одновременной отправкой данных о проведенной операции в процессинговый центр.

2.6. Контроль сохранности материальных ценностей

В розничной торговле возникает необходимость в осуществлении контроля за сохранностью ценностей, который осуществляется путем изучения действующей системы учета, контроля и анализа на проверяемом объекте; проверки документов с точки зрения законности, достоверности и экономической целесообразности произведенных операций; сопоставления записей в первичных и сводных документах, учетных регистрах и отчетности; проведения встречных проверок; взвешивания и обмера товаров; проверки материально-технической базы и т. п., т. е. проводится документальный и фактический контроль.

Все продавцы, контролеры кассиры являются материльно-ответственными лицами, с которыми торговые предприятия заключают договор о материальной ответственности. Материальная ответственность заключается в возмещении работниками розничного торгового предприятия ущерба, причиненного ими при исполнении своих трудовых обязанностей.

Для обеспечения сохранности материальных ценностей продавцы, контролеры-кассиры на всем пути движения товаров от поставщика до покупателя должны обеспечить сохранность товаров, оборудования и денежных средств. Необходимо правильно работать с документами.

Документальный контроль направлен на установление достоверности и законности совершенных хозяйственных операций по данным первичной и сводной документации, учетных регистров и отчетности, другой документации.

Фактический контроль заключается в установлении фактического состояния объекта путем пересчета, взвешивания, обмера и т. п.

К приемам фактического контроля относятся: инвентаризация, контрольная проверка, контрольная закупка, наблюдение, опрос.

1. Инвентаризация - проверка фактического наличия денежных средств, материальных ценностей, состояния расчетов и других статей баланса на определенную дату и сопоставление этих данных с учетными данными. Это основной способ контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей и работой материально-ответственных лиц. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены соответствующими документами и отражены в бухгалтерском учете, а также внести необходимые уточнения и исправления.

Цель проведения инвентаризации - обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности.

В ходе инвентаризации решаются следующие задачи:

-контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей путем выявления их фактического наличия и сопоставления с данными бухгалтерского учета;

- выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших свое первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества и т.д.;

- выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

- проверка законности, целесообразности и достоверности совершенных хозяйственных операций;

- выявление и предотвращение случаев недостач и хищений, незаконного расходования товарно-материальных ценностей, а также потерь от бесхозяйственности;

- разработка мер по ликвидации выявленных недостатков и упущений.

Объектами инвентаризации товарно-материальных ценностей в розничных торговых предприятиях являются все товары и тара, находящиеся в торговом зале и в подсобных помещениях.

Основными принципами инвентаризации являются следующие: внезапность; сопоставимость единиц измерения; полнота; точность; полнота охвата объектов; своевременность отражения фактического наличия и состояния ценностей; своевременность выявления результатов проверки ценностей и отражения их в учете.

Контрольная проверка - проверка полноты оприходования товарно-материальных ценностей, достоверности совершенных операций по отпуску материальных ценностей, качества проведенных инвентаризаций и т. д.

Контрольная закупка - проводится с целью выявления обмана покупателей (путем обвеса).

Контроль, являясь важным средством в борьбе с бесхозяйственностью, учит соблюдать дисциплину, воспитывает сознательное отношение к труду и собственности организации.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно без преувеличения сообщить, что хлебобулочные изделия являются вечными продуктами, мерилом достатка людей, символом национального богатства, одним из самых надежных средств борьбы человека с голодом, болезнями, преждевременной старостью.

Хлебобулочные изделия не только удовлетворяют физиологические потребности человека в питательных веществах, но и выполняют оздоровительную и более того лечебную функции. Хлебопеками разработаны и освоены производство хлебобулочных изделий с добавлением овсяных хлопьев, пшеничных отрубей, солодового экстракта, зерновых смесей, тмина, семян льна и кунжута с йодированной солью, и семенами подсолнечника, чернослива, кориандра, изюма, фруктозы, порошком ламинарии, всевозможными посыпками. Вырабатываются и диетические изделия, рекомендуемые для людей страдающих сахарным диабетом. В новых условиях хозяйствования немаловажно повышаются требования к эффективности методов организации технологических процессов в торговле, к уровню технологий их выполнения.

Рынки сбыта хлебобулочных изделий, такие как магазины, собственная торговая сеть, посредники, сигнализируют о структуре и емкости спроса и предложения на изделия. Только при продаже хлебобулочных изделий производители могут определить спрос на тот или иной вид товара, тем самым, определив дальнейшие перспективы развития отрасли. Правильная реализация, внедрение современных достижений, новых технологий в торговлю хлебобулочными изделиями имеет большое роль, как для производителей, так и для экономики.

Изучение организации торгово-технологического процесса продажи хлебобулочных изделий является актуальным, так как хлеб- это самый потребляемый инеобходимыйпродукт для населения.

IV. ЛИТЕРАТУРА

  1. ГОСТ 2077–84. Хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшенично-ржаной. Общие технические условия.
  2. ГОСТ 28807–90. Хлеб из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки. Общие технические условия.
  3. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2002. – 460 с.
  4. Шепелев А.Ф., Печенежская И.А., Кожухова О.И., Туров А.С. Товароведение и экспертиза зерномучных и плодоовощных товаров/ Серия “Учебники, учебные пособия” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002. – 224 с.
  5. Романов А.С., Давыденко Н.И. Экспертиза хлеба и хлебобулочных изделий. Качество и безопасность.учеб.– справ. пособие.– Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во., 2009.
  6. Авдеев П.Я. Наш хлеб. - Мн.: «Урожай», 1985. - 128 с.
  7. Брилевский О.А. Товароведение продовольственных товаров. - Минск: БГЭУ, 2001. - 612 с.
  8. Бровко О.Г., Гордиенко А.С., Дмитриева А.Б. и др. Товароведение пищевых продуктов. - М:.Экономика, 1989. - 424c.
  9. Емельянов Т.В. Экономика общественного питания: Учеб.пособие / Т.В. Емельянова, В.П. Кравченко. 2-е изд. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 286 с.
  10. Зайцев В.И., Назарова Е.А. Хлеб - богатство народное. - М.: Экономика, 1979. - 56 с.
  11. Кретович В.Л. Биохимия зерна и хлеба. - М:. Наука, 1991. - 133с.
  12. Лебедева С.Н., Казиначикова Н.А., Гавриков А.В. Экономика торгового предприятия: Учеб.пособие / С.Н. Лебедева, Н.А. Казиначикова, А.В. Гавриков; Под ред. С.Н. Лебедевой. - Мн.: Новое знание, 2001. - 240 с.
  13. Микулович Л.С., Дубовик Е.В. Тайны хлеба. - Мн:.Ураджай, 1993. - 256с.

  1. Микулович Л.С., Брилевский О.А., Фурс И.Н. и др. Товароведение продовольственных товаров: Учебн. пособие - Мн:. БГЭУ, 1998. - 484 с.
  2. Николаева, М. А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы [Текст]: учебник для вузов / М.А. Николаева. - М.: Норма, 1998. - 283c

Электронные ресурсы:

  1. Журнал "Каравай" № 4, 2007
  2. http://www.znaytovar.ru/s/Raschety-s-pokupatelyami.html
  3. http://www.hleb.net/ История Хлебопечения в России.
  4. http://www.comodity.ru/grainflour/52.shtml (Дефекты хлеба)
  5. http://biglibrary.ru/category47/book144/part19
  6. http://www.tokoch.ru/ (все о хлебе)
  7. http://www.100menu.ru/pages/pages.index/xleb.index.htm
  8. http://hleb.land.ru/nacionalnye_vidy_hleba.html
  9. http://www.bread.tj/history/
  10. http://www.kraushka.ru/
  11. http://www.symbolarium.ru/index.php/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1
  12. http://traktir-supa.blogspot.com/search/label/%D0%A5%D0%BB%D0%B5%D0%B1
  13. http://www.znaytovar.ru/s/Tovarovedenie_i_ekspertiza_xle.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

"МУ по выполнению выпускной квалификационной работы"; "МУ по планированию и организации ЛПР по курсу "Кулинария"";"МУ по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся"; Рабочие программы учебной и производственной практик "Повар, кондитер"

Учебно-методические материалы по профессии "Повар, кондитер":- Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы;- Методические указания по планированию и организации самостоятельн...

Методические указания к подготовке и защите выпускной квалификационной работы (дипломной работ) для студентов по специальности 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании»

Данные методические указания представляют материал для организации учебно-исследовательских действий по выполнению выпускной квалификационной работы.В них отражены цель и задача выпускной квалификацио...

Методические рекомендации выполнения выпускной квалификационной работы для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа

В данном учебном пособии содежатся :требования к структуре выпускной квалификационной работы,требования к оформлению выпускной квалификационной работы.рекомендации для защиты выпускной квалифика...

Методические рекомендации к выпускной квалификационной работе (дипломной работе) ОПОП 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

При разработке методических рекомендаций в основу положены: 1) ФГОС СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» утвержденный Министерством образования и...

Квалификационная работа по проблеме «Воспитание и социализация подрастающего поколения в условиях современного образовательного учреждения» (на примере планирования работы классного руководителя)

Проблемы воспитания и социализации ребенка в образовательном учреждении обусловлена современным состоянием школы, как института социализации, а, следовательно, и положением детей в ней и за ее предела...