План-конспект открытого урока по МДК 03.02 "Маркетинговые технологии в туризме"
план-конспект занятия на тему

План-конспект открытого урока по МДК 03.02 "Маркетинговые технологии в туризме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka_vidy_konkurentsii.pptx1.64 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План-конспект по МДК 03.02 Маркетинговые технологии в туризме Тема урока : Понятие и виды конкуренции № урока в перспективно-тематическом плане: № _______ Тип урока: комбинированный Количество аудиторных часов, отведенных на изучение темы в соответствии с рабочей программой: 2 ауд.ч. План урока : Вводная часть. Орг. момент. ( 5 мин) Актуализация знаний. Проверка домашнего задания устный опрос по пройденным темам. ( 15 мин) II. Основная часть. Изучение нового материала. ( 40 мин.) через: лекцию преподавателя, выполнение студентами упражнений на определение видов денежных средств, функции денег. Закрепление изученного. Выявление степени усвоения материала. ( 10 мин.) через: формулирование тематических определений, вопросов по схеме студент-студент, выражение личного отношения к деньгам. Объяснение домашнего задания ( 10 мин) Итог Итог урока. Комментарий по оценкам. ( 10 мин) *При изучение темы в соответствии с рабочей программой на 2 аудиторных часа (по 45 мин), д / з и итог урока в конце 2 аудиторного часа.

Слайд 2

Цели урока : -дать понятие о конкуренции - рассмотреть виды конкуренции ; - ознакомить с методами конкуренции; - показать роль конкуренции в развитии рыночных отношений; -научить анализировать различные модели поведения покупателей и продавцов в сфере рыночных отношений.

Слайд 3

Преподаватель объясняет тему, цель урока и полагает, что студенты для лучшего освоения темы должны вести конспект, некоторые из студентов будут проверены.

Слайд 4

Понятие и виды конкуренции

Слайд 5

Конкуренция (в переводе с лат. – соревнование) в узком смысле – это соперничество между отдельными лицами, различными, хозяйственными субъектами на каком-либо поприще с целью достижения одной и той же цели.

Слайд 6

Конкуренция охватывает по существу все сферы человеческой деятельности. Она имеет место в семье, коллективах, спорте, искусстве. Особое место она занимает в экономической сфере. Конкуренция заставляет предпринимателей снижать цены и постоянно совершенствовать свою продукцию, чтобы удерживать свои позиции на рынке.

Слайд 7

Виды конкуренции. 1) Функциональная конкуренция. Возникает потому, что потребность можно удовлетворить несколькими различными способами. Например, различные продукты питания удовлетворяют потребности в еде, разнообразные спортивные принадлежности решают потребности в физическом развитии людей.

Слайд 8

Виды конкуренции. 2) Видовая конкуренция. Видовая конкуренция возникает, когда имеются товары, предназначенные для одной и той же цели, но различающиеся каким-либо важным для потребителя параметром. Например, автомобили одного и того же класса могут отличаться друг от друга экономичностью ( заднеприводные и переднеприводные автомобили) или мощностью двигателей (автомобили «Волга», «Москвич», «Таврия»).

Слайд 9

Виды конкуренции. 3) Предметная конкуренция. Предметная конкуренция возникает в ситуациях, когда различные фирмы выпускают практически идентичные изделия, которые могут отличаться разве что по качеству. Наиболее характерный пример такой конкуренции — телевизоры, которые изготовляются практически из одних и тех же комплектующих деталей и узлов, и если и отличаются друг от друга, то только качеством сборки.

Слайд 10

Методы конкуренции 1) Ценовая конкуренция. Это конкуренция на основе цены. С помощью изменения цены (обычно ее снижения) торговец привлекает к своему товару внимание и тем самым увеличивает его сбыт . Она известна еще со времен свободного рыночного соперничества. В те времена покупателям на рынке предлагались однородные, практически полностью заменяемые товары, средний доход покупателей был относительно низким, поэтому они осуществляли свой выбор, ориентируясь только на уровень цен.

Слайд 11

Методы конкуренции: 2) Неценовая конкуренция. Неценовая – улучшение обслуживания, повышение качества услуг, адресная связь с клиентом, информационная поддержка, предоставление дополнительных услуг. Конкуренция по качеству нашла особенно широкое применение в Японии, где многие японские фирмы, совершенствуя технологию производства и повышая качество своих товаров, сохраняли продажные цены на мировом рынке неизменными. А это означало фактически снижение цен на товары, поскольку снижался удельный показатель отношения продажной цены к единице качества или полезного эффекта.

Слайд 12

Конкуренция по условиям продаж проявляется, когда две и более фирм продают однотипные товары с одинаковыми техническими характеристиками и примерно по одной и той же цене, но при этом одна из фирм предлагает дополнительные услуги (например, более длительный гарантийный срок или доставка товара покупателю). По существу, здесь предлагается больший объем потребительских качеств за одну и ту же цену . Противопоставлять ценовую и неценовую конкуренции, по-видимому, не совсем правильно, поскольку неценовая конкуренция — скрытая форма ценовой конкуренции. Поскольку конкуренты фирмы оказывают определенное влияние на выработку ею стратегии маркетинга и достижение успеха при выходе на целевой рынок, то фирме и ее службе маркетинга необходимо анализировать конкурентную структуру. Существуют четыре основные конкурентные структуры: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция и чистая конкуренция.

Слайд 13

Поскольку конкуренты фирмы оказывают определенное влияние на выработку ею стратегии маркетинга и достижение успеха при выходе на целевой рынок, то фирме и ее службе маркетинга необходимо анализировать конкурентную структуру.

Слайд 14

Структуры маркетинга. 1) Монополия. При монополии на рынке присутствует только одна фирма-производитель. Это может быть коммунальное предприятие, местная энергетическая или транспортная компания.

Слайд 15

Монополия. Государственная монополия (например, почтовое ведомство, железнодорожная компания, метрополитен) преследует цели, не обязательно связанные с получением прибыли. Она часто устанавливает цены ниже себестоимости, если товар или услуга имеют общественно важное значение. Так, московский метрополитен, пригородный железнодорожный транспорт, городское энергетическое хозяйство получают определенные государственные дотации, хотя и являются монопольными предприятиями.

Слайд 16

Монополия. Частные регулируемые монополии вынуждены согласовывать свою ценовую политику с государством. В этом случае государство разрешает таким компаниям устанавливать расценки, обеспечивающие получение такой нормы прибыли, которая позволяет им поддерживать производство и даже расширять его. Частная нерегулируемая монополия позволяет устанавливать любую цену, которую может воспринять рынок. В то же время такая организация, как правило, старается не злоупотреблять своим монопольным положением из-за боязни установления государственного регулирования и нежелания привлекать конкурентов.

Слайд 17

Структуры конкуренции. 2) Олигополия. Олигополия — это господство небольшого числа достаточно больших фирм, на долю которых приходится основная часть продаж какой-либо отрасли. Особенно ярко это проявляется в автомобильной промышленности, на рынке средств информационной технологии, бытовой техники.

Слайд 18

Олигополия. Работающие на рынках олигополистической конкуренции фирмы весьма чувствительны к маркетинговым стратегиям друг друга и политике ценообразования. В случае снижения цен одним продавцом другие продавцы должны ответить тем же либо предложением большего числа услуг. Новым продавцам сложно проникнуть на такие рынки в силу высоких барьеров вхождения на них, а для их преодоления требуются высокие капитальные затраты.

Слайд 19

Структуры маркетинга. 3) Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция имеет место, когда существует достаточно большое число фирм, производящих и продающих дифференцированную продукцию в широком диапазоне цен. Фирмы пытаются добиться отличительного преимущества своей продукции и предложить покупателям разные варианты товаров для разных потребительских сегментов.

Слайд 20

Монополистическая конкуренция. Кроме того, фирмы широко пользуются практикой присвоения марочных названий, рекламой, разнообразием упаковки и методами личной продажи. Новым фирмам достаточно легко внедриться на рынок ввиду сравнительно низких стартовых затрат . Вместе с тем, чтобы иметь продолжительный коммерческий успех, фирмы должны постоянно пересматривать свои маркетинговые стратегии и сохранять отличительные преимущества своих товаров.

Слайд 21

Структуры маркетинга. 4) Чистая конкуренция. Чистая конкуренция существует, когда большое количество фирм продает одинаковые товары (сельскохозяйственные продукты, сырье, металл, ценные бумаги) множеству покупателей. На таком рынке цены и товары одинаковы. В этих условиях фирмы должны стремиться к созданию надежной репутации и политике продаж по минимально возможным ценам, привлекая к себе больше посредников и торговцев.

Слайд 22

Чистая конкуренция. В этих условиях фирмы должны стремиться к созданию надежной репутации и политике продаж по минимально возможным ценам, привлекая к себе больше посредников и торговцев. Продавцам на таких рынках нет смысла разрабатывать стратегии маркетинга, ибо усилия по их реализации не дают здесь ощутимого результата. В частности, по этой причине новые фирмы легко внедряются на рынке совершенной конкуренции.

Слайд 23

Стратегии конкурентной борьбы Виолентная стратегия характерна для фирм, действующих в сфере крупного стандартного производства товаров или услуг. Три важнейшие разновидности фирм-виолентов получили запомина­ющиеся названия: «гордые львы», «могучие слоны», «неповорот­ливые бегемоты». Источник силы этих компаний в том, что такое производство можно наладить с меньшими издержками, чем из­готовление небольших партий сильно отличающихся друг от дру­га товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества, соз­даваемые широкомасштабными научными исследованиями, раз­витой сбытовой сетью и крупными рекламными компаниями. Стратегия виолентов проста: опираясь на свою гигантскую силу, фирма стремится доминировать на обширном рынке, вытесняя с него конкурентов. Товар этих фирм привлекает покупателя срав­нительной дешевизной и добротностью. Настоящее время — не лучшее для наших отечественных виолентов , к числу которых от­носится большинство крупных российских промышленных пред­приятий.

Слайд 24

Патиентная стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации. Она предусматривает изготовление особой, необычайной продукции для определенного (чаще узкого) круга потребителей. Сила компании-патиента в том, что ее изделия ста­новятся незаменимыми для соответствующей группы клиентов, ценящих дорогие и высококачественные товары, а не стандарт­ную продукцию. Компания-патиент сосредотачивает усилия на продукции, пользующейся узким спросом. Делает это она пото­му, что хочет уклониться от прямой конкуренции с гигантами. Не случайно компании-патиенты принято называть «хитрыми лиса­ми» экономики; они приносят на рынок разнообразие, спасают экономику от обезличивающего гнета стандарта. Для нашей страны патиентная стратегия имеет особое значе­ние. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпора­циями, а выискивать недоступные для тех сферы деятельности.

Слайд 25

Эксплерентная стратегия конкурентной борьбы связана с соз­данием новых товаров и услуг. Главное преимущество фирм-эксплерентов связано с оперативным внедрением нововведений. Не случайно эти фирмы называют «первыми ласточками». Там, где компания-виолент не станет рисковать с непроверенными про жектами , «компания-ласточка» (больше похожая на группу энту­зиастов нового направления) пойдет на риск. Интересно, что в 85 % случаях такие компании заканчивают банкротством, но если выпадает успех, то это громадная финансовая удача. Все крупней­шие научно-технические достижения в мире сделаны компания-ми-эксплерентами . Конечно, их мало и в мире, и у нас. Но перс­пективы развития этого типа фирм в России, славящейся своим научным потенциалом, огромны.

Слайд 26

Коммутантную стратегию выполняют бесчисленные мелкие предприятия, создаваемые каждый раз для конкретного случая. Эти фирмы получили название «серые мыши» экономики; им почти все равно, чем заниматься, лишь бы получать прибыль. Они выполняют роль соединительной ткани экономики. Именно ком-мутантная стратегия преобладает в деятельности новых отечествен­ных фирм; многие из них начинали как производственные коопе­ративы, затем торговали компьютерами и т.д. До сих пор любое изменение таможенных пошлин порождает массовую смену рода деятельности таких фирм. С точки зрения экономики в целом роль фирм-коммутантов вполне положительна потому, что они выпол­няют работу там, где другие предприятия (более крупные, напри­мер) неэффективны.

Слайд 27

Итоги урока : Спрос на товар концентрируется вокруг среднего, типичного для данной страны и времени уровня. На самом популярном сег­менте рынка действует лидер. Но он не полностью удовлетворяет всю зону массового спроса, ведь немыслимо до бесконечности расширять ассортимент. Наличие незанятых сегментов массового спроса ведет к тому, что фирма-лидер действует в окружении меньших по величине виолентов (« вице-лидеров »). Положение последних противоречи­во: с одной стороны, как любой массовый производитель он за­интересован в увеличении серийности своего производства; с дру­гой — чем ближе он самому популярному сегменту рынка, тем чаще его товары вступают в прямую конкуренцию с товарами лидера. Это опасно, ведь лидер — мощная компания. Таким обра­зом, позиция « вице-лидера » стратегически слаба. Единственный выход для него — использовать малейшие ошибки лидера, чтобы переиграть его хотя бы по каким-то товарным группам. И речь здесь идет не о престиже, а о выживании фирмы

Слайд 29

Контрольные вопросы : 1 . Почему точка пересечения кривых спроса и предложения опреде­ляет равновесную цену? Каковы характерные признаки совершенной конкуренции? Чем объясняется тот факт, что монополист не имеет конкурентов? Каковы последствия для общества существования монополии? Что отличает монополистическую конкуренцию от олигополии? Почему олигополист редко меняет цены и объемы производства? В чем смысл виолентной стратегии конкурентной борьбы? Почему может стать успешной патиентная стратегия? Какова роль фирм-коммутантов? 10. Кто такие эксплеренты ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве по теме: «Технология и машины для уборки картофеля»

Методическая разработка открытого урока по МДК.01.01. Технологии механизированных работ в сельском хозяйстве по теме: «Технология и машины для уборки картофеля»...

План- конспект открытого урока по МДК 04.01 "Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы"

Подробный конспект урока по МДК 04.01. "Технология обработки сырья и приготовления блюд из рыбы"...

План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»

·                         План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...

План - конспект внеклассного мероприятия (урок мужества) Тема: «Урок Победы»

         Пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. бушевало 1418 дней и ночей, это почти четыре года. И все эти годы советский народ ковал победу над врагом на фр...

План-конспект открытого урока на тему "Профессиональная деятельность специалиста по туризму"

Разработка урока предназначена для специальности 43.02.10 Туризм....

Методическая разработка открытого урока по МДК.04.01 "Технология выполнения парикмахерских услуг" Тема урока: "Система кодирования цвета в красителях для волос"

Проведенный открытый урок по окрашиванию волос в рамках открытых методических недель парикмахерского цикла....