Пояснительная записка к адаптированным учебным планам
материал по теме

Бекташева Светлана Вячеславовна

Примерная пояснительная записка к адаптированным учебным планам 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

к адаптированным учебным планам

по профессиональной подготовке по профессии 12480 «Изготовитель художественных изделий из керамики» для

 людей с ограниченными возможностями  

Адаптированные  учебные планы разработаны для профессиональной подготовки обучающихся по профессии «Изготовитель художественных изделий из керамики» из числа людей с ограниченными возможностями, не прошедших или частично прошедших обучение в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах VIII вида, (в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 3 апреля 2003 года № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»).

Центр профессиональной реабилитации ГБУ РК «ЦПРИ» предлагает программу профессиональной подготовки для  людей  с ограниченными возможностями.

Адаптированные учебные планы содержат обязательное обучение и факультативные предметы. Обязательное обучение включает:

Социальную адаптацию:

- Этику и психологию общения,

- Основы ИЗО

 Адаптивную физическую культуру и Профессиональную подготовку, предметное содержание   определено в соответствии с профессиональными требованиями, учитывающими как федеральный, так и региональный компоненты.

В соответствии с письмом Министерства образования РФ «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях РФ» от 05.03.2002 № 465/19-12 и с учетом особенностей развития обучающихся на курс по «Адаптивной физической культуре» отводится по 2 часа в неделю. В содержании предмета предусмотрены занятия по адаптивной физической культуре и включены занятия по лечебной физической культуре.

Процесс обучения следует строить на развитии творческих возможностях слушателя в сочетании с освоением им определенных технологических приемов и операций, в том числе тех, которые используются в традиционных ремеслах. Так, в обязательный курс обучения входят и занятия изобразительным искусством, и освоение различных технологий керамического производства.

Говоря об условиях, в которых в меру своих возможностей смогут работать выпускники данной категории, следует в первую очередь иметь в виду условия труда в ремесленной мастерской, во главе которой стоит мастер-профессионал.

Выпускники, прошедшие курс профессиональной подготовки, обученные определенным трудовым операциям, смогут выполнять в такой мастерской функции подмастерья, помощника мастера.

Люди с ограниченными возможностями получают возможность обучения и, в дальнейшем, трудовой деятельности.

Актуальность программы. 

Актуальность данной программы состоит в том, что, с одной стороны, именно сейчас общество в целом и круг специалистов, в частности, пришли к осознанию необходимости обучения данной категории лиц, и, с другой, в настоящее время появились реальные возможности для организации и осуществления этого обучения, что требует составления для этой группы обучающихся особых программ.

Педагогическая целесообразность  программы состоит в том, чтобы помочь  людям с ограниченными возможностями раскрыть творческие способности, овладеть доступными трудовыми умениями, что в дальнейшем будет способствовать их более успешной социализации.

 Опыт, полученный коллективом авторов, подтверждает, что обучающиеся данной категории могут овладеть трудовыми умениями в такой степени, чтобы успешно участвовать в трудовой деятельности мастерской.

Обучение людей с ограниченными возможностями навыкам работы в керамической мастерской позволит им в будущем реализовать свой потенциал в условиях специально организованной производственной среды.

Отличительной особенностью  программы является то, что она рассчитана на людей от 18 лет и старше.

Некоторые из них закончили общеобразовательные школы в режиме индивидуального обучения, но в силу имеющихся нарушений поведенческого и эмоционального характера не смогли продолжить обучение и не имеют перспектив трудовой занятости. Часть людей с ограниченными возможностями вообще не имеет документа о законченном общем среднем образовании.

Исходя из опыта работы адаптированной профессиональной программы, составлен график учебного процесса, регламентирующий чередование теоретического и производственного обучения.

 Нагрузка в неделю на теоретических занятиях  не более 30 часов и на практических занятиях не менее 6  часов.

Учитывая специфику обучающихся, еженедельно запланированы   индивидуальные и групповые консультации. Учебным планом предусмотрены факультативные занятия  по три часа в неделю.  

Производственное обучение проводится на протяжении всего времени обучения.  

Продолжительность учебного процесса  10 месяцев.

По завершении обучения выпускник должен иметь представление:

  • об основных видах  применяемых материалов и их свойствах,
  • об основных технологиях ручного изготовления и декорирования керамических изделий,
  • о правилах безопасности труда в керамической мастерской.

     По завершению обучения выпускник должен уметь:

  • выполнять правила безопасности труда в керамической мастерской,
  • выполнять основные технологические операции в керамической мастерской.

Итоговая аттестация по профессии «Изготовитель художественных изделий из керамики» включает представление (защиту) практической выпускной итоговой работы.

При  успешной итоговой аттестации обучающимся будут выданы квалификационные свидетельства установленного образца о прохождении курса обучения профессиональной подготовки и освоении операций в рамках профессии «Изготовитель художественных изделий из керамики» с перечнем приобретенных знаний, навыков  и умений и с рекомендациями о дальнейшем  трудоустройстве  на открытом рынке или на защищенном производстве.  

ГБУ РК   «Центр профессиональной реабилитации инвалидов» имеет право вносить коррективы в учебную программу в течение всего периода обучения.                  

Термины, определения и используемые сокращения

          В программе используются следующие термины и их определения:

Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Профессиональный модуль – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к планируемым результатам подготовки, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов профессиональной деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности – профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы.

Результаты подготовки – освоенные компетенции и умения, усвоенные знания, обеспечивающие соответствующую квалификацию и уровень образования.  

Учебный (профессиональный) цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответствующей сфере  профессиональной деятельности.  

ПМ – профессиональный модуль;

ОК – общая компетенция;

ПК – профессиональная компетенция.

                                                           

 Нормативную правовую основу разработки профессиональной образовательной программы (далее – программа) составляют:

 – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

– Общероссийский классификатор профессий рабочих, служащих, ОК 016-94, 01.11.2005 г.;

 - Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение (приказ Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513 с изменениями от 16.12.2013 N 1348, от 28.03.2014 N 244 );

 Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС). Выпуск №46 Утвержден Постановлением Минтруда РФ от 03.07.2002 N 47 парагр.2

- Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2006 г. N 1154 «Об утверждении Перечня основных профессий рабочих промышленных производств (объектов), программы обучения которых, должны согласовываться с органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору»;

–Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей НПО и СПО на основе ФГОС НПО и ФГОС СПО, утвержденных 28 сентября 2009 г. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования и науки РФ И.М. Реморенко.

- Локальные акты ГБУ РК «Центр профессиональной реабилитации инвалидов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по биологии в 5 классе

Пояснительная записка по биологии в 5 классе...

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс"

Пояснительная записка рабочей программы по курсу "Русский язык 4 класс .1. Законы об образовании2. Цели обучения данного курса3. Критерии оценивания письменных работ4. Содержание курса (знать/уметь)5....

Пояснительная записка к учебному плану ОПОП Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения Программа подготовки Базовая

Пояснительная записка к учебному плану ОПОП Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения  Программа подготовки Базовая...

пояснительная записка к рабочей программе по учебной дисциплине "история"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма учебной дисциплины   «История» составлена в  соответствии   с   примерной   программой   учебной дисциплины...

Пояснительная записка ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс ФГОС

Пояснительная записка ТЕХНОЛОГИЯ 3 класс...


 

Комментарии

Бекташева Светлана Вячеславовна

Рабочий учебный план и адаптированная программа предназначены для использования при подготовке людей с ограниченными физическими возможностями в ГБУ РК «Центр профессиональной реабилитации инвалидов». Правообладатель программы: ГБУ РК «Центр профессиональной реабилитации инвалидов».
Учебный план предназначен для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основное общее образование с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный план предполагает минимум часов на общеобразовательный учебный цикл и максимум часов на профессиональный учебный цикл (трудовую подготовку). Причём, при обязательном изучении МДК, даются только элементарные теоретические сведения. Основное внимание уделяется отработке практических умений и навыков.