Проект урока знатоки микробиологии
проект на тему

Павликова Татьяна Александровна

Урок проводится с целью закрепления знаний обучающихся по дисциплине микробиология ,санитария и гигиена в пищевом производстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_urokaznatoki_mikrobiologiimicrosoft_office_word.docx38.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

1. Автор - Павликова Татьяна Александровна преподаватель профессиональных дисциплин.

2. Название образовательного учреждения: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Починковский сельскохозяйственный техникум»

 3. Название дидактической игры: Урок-игра «Знатоки микробиологии»

4. Дисциплина: «Микробиология, санитария и гигиена в пищевом производстве»

5. Возрастная группа: обучающиеся 131 группы (16-17 лет).

6. Цель:

  • Обобщить и систематизировать полученные знания по темам «Морфология и физиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов»
  • воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки обучающихся,  реализации его как личности, стремление к достижению цели, победе.
  • развивать репродуктивные навыки обучающихся:  пространственное мышление, умение классифицировать,  выявлять связи,  формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах;  развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять,  сравнивать.

Задачи:

  •  выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по данной теме, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний  раздела предмета
  • провести ролевую игру,
  • рефлексия (самооценка обучающимися)

7. Используемое оборудование: компьютерный класс, медиапроектор, задания к конкурсам, секундомер, записи спокойной музыки, лист оценок за конкурсы.


Содержание игры

Тема раздела: «Основы микробиологии»

Тема урока: урок – игра «Знатоки микробиологии»

Цель:

  • Обобщить и систематизировать полученные знания по темам «Морфология и физиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов»
  • воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки обучающихся,  реализации его как личности, стремление к достижению цели, победе.
  • развивать репродуктивные навыки обучающихся:  пространственное мышление, умение классифицировать,  выявлять связи,  формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах;  развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять,  сравнивать.

Задачи:

  •  выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по данной теме, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний  раздела предмета
  • провести ролевую игру,
  • рефлексия (самооценка обучающимися)

Тип занятия: игра «Знатоки микробиологии»

Форма урока: игра-соревнование

Методы обучения: Репродуктивный, частично-поисковый (эвристический), практическая работа, решение познавательных задач практической направленности, дидактическая игра.

Формы организации урока: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Материально-техническое обеспечение урока: компьютерный класс, медиапроектор, задания к конкурсам, секундомер, записи спокойной музыки, лист оценок за конкурсы, призы победителям.

Межпредметные связи: физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров, техническое оснащение и организация рабочего места, БЖД

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Введение в игру
  3. Этапы игры
  4. Подведение итогов
  5. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент (7 минут)

Добрый день, приветствую вас на уроке по предмету «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»http://gigabaza.ru/images/14/26366/6b561f54.gif

Тема нашего сегодняшнего урока:  «Знатоки микробиологии»

Целью нашего урока является: Обобщить и систематизировать полученные знания по темам «Морфология и физиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов»

Задачи:

  • образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках , обобщить материал как систему знаний.
  • воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки обучающихся, реализации его как личности.
  • развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать.

(Приложение 1)

Урок наш будет проведен в виде соревновательной игры между командами, поэтому попрошу вас поделиться на три команды и придумать название.

2.Введение в игру (3 минуты)

Наша игра будет проходить из 8 конкурсов, каждый этап это тема, изученная вами на предыдущих уроках. В каждом конкурсе вы можете зарабатывать баллы как в копилку команды, так и в личный зачет. Командные баллы мы будем выставлять в таблицу на доске, а за личную активность будете получать бонус. С критериями оценивания каждого этапа мы будем знакомиться в начале этапа. Все это позволит реально оценить ваши знания по разделу в целом и по темам в частности.

Итак, этапы нашей игры:http://gigabaza.ru/images/14/26366/1d2f53b0.gif

Конкурс 1 Представление команд

Конкурс 2 Разминка

Конкурс 3 Определи группу микроорганизмов по описанию

Конкурс 4 Из большого – малое

Конкурс 5 Терминологический

Конкурс 6 Найди ошибку в тексте

Конкурс 7 Обьясни рисунок

Конкурс 8 Кроссвордный

3.  Игра ( 70 мин)

Конкурс № 1 Представление команд

1 команда: Микробиологи капитан……………, девиз, эмблема

2 команда: Знатоки науки, капитан ……………. девиз, эмблема

3 команда: Бактериологи, капитан     ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, девиз, эмблема

Максимальный бал – 3

Конкурс № 2 Разминка

За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий»

Максимальный бал – 3

(Приложение 4)

Конкурс № 3 «Определи группу микроорганизмов по описанию»

Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трёх групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает капитан.

(Приложение 5)

Конкурс № 4. Из большого – малое

Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «микробиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.

Максимальный балл – 3.

Конкурс № 5. Терминологический

Каждая группа должна представить точное определение понятий:

          -    автотрофы 

- аэробы

- гетеротрофы 

- анаэробы 

- зоонозы

- пастеризация

(Приложение 6)

Конкурс №  6 «Найди ошибку в тексте»

Каждой команде зачитывается текст. После прослушивания обучающиеся 1 минуту совещаются, а затем должны назвать ошибки, которые по их мнению, были допущены в тексте.

(Приложение 7)

Конкурс № 7 «Объясни рисунок»

Всем командам раздаются по одному рисунку. Обучающиеся за 5 минут должны определить, что на них изображено и как можно подробнее об этом рассказать.

(Приложение 8)

Конкурс № 8 Кроссвордный

Максимальный балл - 3

Каждой команде предлагается кроссворд по теме «Патогенные микроорганизмы»

(Приложения 9,10)

4. Подведение итогов игры.

 5. Домашнее задание: Составить лото

Методические рекомендации по реализации игры

Методическая разработка урока по дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» на 1 курсе поможет закрепить знания обучающихся по темам: «Морфология и микробиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов». Повторение и актуализация знаний по данным темам тесно связаны с последующим изучением материала по данному разделу. Игровая форма урока позволяет рационально разнообразить методы и формы учебной деятельности. Методическая разработка включает описание методического приёма, позволяющего проверить сформированность знаний, умений и навыков; развить внимательность при осмыслении зрительно воспринимаемого материала; сформировать понимание того, что концентрация внимания на завершающем этапе работы влияет на результат в целом; формирование умения работать в определённых временных рамках и др. Достоинством урока является то, что обучающиеся заинтересованы в описанном виде работы, так как он наполнен заданиями, требующими постоянного внимания, и содержит элемент соревновательности. Темы является составной частью ОП.01. «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве». Всего на раздел по программе отводится 36 часов,  в т. ч. на темы «Морфология и физиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов» - 12 часов.В процессе изучения тем «Морфология и микробиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов» обучающиеся знакомятся с классификацией микроорганизмов, с их формой, строением, способами передвижения, размножения. С влиянием факторов внешней среды на микроорганизмы. Обучающиеся изучают микробиологию хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбных продуктов, молока, овощей, плодов и продуктов их переработки. Кроме этого, обучающиеся выполняют практические занятия, где изучают устройство микроскопа и правила работы с ним, морфологию микроорганизмов. Изучают под микроскопом микрофлору свежего мяса и микрофлору свежей рыбы. Игра изменяет отношения между обучающимися и педагогом, так как происходит в менее формальной обстановке, нежели обычный урок, учит сотрудничать, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, проверить себя в различных ситуациях, снимает психологическое напряжение и страх перед неизвестностью. Уроки такого типа позволяют обсуждать полученные результаты всей группой, сами обучающиеся находят друг у друга ошибки, сами же оценивают работу своих товарищей.

Таким образом, благодаря игровым технологиям   педагогу удается решить очень важные проблемы обучения, а именно заинтересовать обучающихся в освоении новых знаний, применить уже имеющиеся знания в конкретных ситуациях, активизировать их  познавательную деятельность, повысить самооценку и  позволить им  самореализоваться.  Игровые технологии, способствуют  развитию ключевых компетентностей, т.к. здесь происходит получение и обмен новой информацией, сформированы навыки общения и взаимодействия и, конечно, произходит процесс приобретения и  обогащения знаний и личностного опыта, необходимого в дальнейшей жизни. «Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению  природы к своему собственному развитию»

Данный урок по темам 1.1. и 1.2. раздела 1 Основы микробиологии является промежуточным, и преследует цель - обобщение и систематизация полученных знаний и направлен на решение следующих задач:

  • Выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями на предыдущих уроках.
  • Развитие мышления, умения классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять и сравнивать.

Исходя из поставленных задач  определена  форма проведения урока: игра  «Знатоки микробиологии»


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии, учебник для нач. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 256с.
  2. Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности, учебник для нач. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 136с.
  3. Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена, учеб пособие для образовательных учреждений нач. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 192с.


Материалы для реализации игры

Приложение 1

Вступительное слово преподавателя.

Микробиология – наука о весьма малых по размерам, не видимых невооруженным глазом организмах, которые так и называются – микроорганизмы или микробы. Однако микроорганизмы всегда имели и имеют огромное значение. С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисания молока, приготовления теста. Виноделы и сыровары прошлого даже не догадывались о существовании микроорганизмов, но это не мешало им варить сыр и делать вино. Многое изменилось в конце 17-го века, когда в 1684 году голландец Антуан ван Левенгук, используя микроскопы со 160-ти кратным увеличением, открыл существование «крошечных созданий». С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них колоссально расширились. Очень много было узнано о роли микробов в распространении многих заболеваний.

В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии в профессиональной деятельности повара, а тем более технолога приготовления пищи. Без них нельзя сохранить высокое качество пищевых продуктов и предотвратить потребление продуктов, содержащих возбудители пищевых заболеваний и отравлений.

Мы с вами длительное время изучали основы микробиологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире микроорганизмов. А проведем это мы с вами в форме игры – Знатоки микробиологии.  Ваша группа разделена на три команды, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях основ микробиологии.

Ну что ж начнем…Урок наш  будет проведен в виде соревновательной игры между командами, поэтому попрошу обучающихся поделиться на три команды и придумать название.

Приложение 4

Конкурс № 2 «Разминка»

За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.

Правильно: кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, сарцины, стафилококки, спирохеты, спириллы, вибрионы, (бациллы – бактерии, образующие споры).

Приложение 5

Конкурс №3. «Определи группу микроорганизмов по описанию»

 

Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.  

Максимальный балл – 3.

  1. Это одноклеточные организмы размером от 0,4 до 10 мкм.
  2. Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.
  3. На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования – жгутики.
  4. При неблагоприятных условиях многие образуют споры.
  5. Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия.

                                                 (бактерии)

  1. Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
  2. В клетках имеются одно или несколько ядер.
  3. Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».
  4. Скопление клеток образует тело – «мицелий».
  5. Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Камамбер».

                                                 (плесневые грибы)

  1. Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.
  2. Они имеют четко выраженное крупное ядро.
  3. Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.
  4. В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.
  5. Они способны расщеплять (сбраживать) сахара до спирта и углекислого газа.

                                                     (дрожжи)

Приложение 6

Конкурс № 5 «Терминологический»

          1.    автотрофы (организмы, которые строят вещества своего тела из углекислого газа воздуха и воды.)

  1. аэробы (организмы, нуждающиеся в кислороде)
  2. гетеротрофы (организмы, использующие для питания готовые органические вещества)
  3. анаэробы (организмы, живущие в среде, лишенной кислорода)
  4. зоонозы (инфекционные болезни, передающиеся человеку от больных животных)
  5. пастеризация (нагревание продукта до 63 – 90º С с целью уничтожения большинства микробов)

Приложение 7

«Найди ошибку в тексте»

Задание 1. Микробиология рыбы

Рыба является скоропортящимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи, внутри кишечника и в жабрах головы. После улова все эти микробы проникают внутрь ткани рыбы, вызывая ее порчу. В рыбе обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая тяжелое отравление – ботритиоз. (Правильно – ботулизм, а ботритиоз – серая гниль, грибковое заболевание овощей). При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ – эфирных масел (правильно – дурно пахнущих веществ – аммиака, сероводорода, индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится бесконечно долго, так как при температуре - 5ºС все микробы гибнут. (Правильно – довольно долго, т.к. при температуре - 5ºС микробиологические процессы приостанавливаются или идут замедленнее, вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний)

Задание 2. Микробиология яиц

Некоторое время после снесения снаружи яйцо остается стерильным. (Правильно – яйцо обсеменяется микробами во время снесения) Внутреннее содержимое яйца здоровой птицы долго остается без микробов благодаря естественному имунному веществу яйца – лизоциму, высохшей пленки на поверхности яйца и подскорлупной оболочки, препятствующих проникновению микробов внутрь. В процессе хранения защитные силы яйца слабеют, микробы, такие, как эхинококк, трихинеллы, (это паразитические черви, а не микробы, через скорлупу в яйцо не проникают) через поры в скорлупе проникают внутрь, подвергая его порче. У больной птицы, часто водоплавающей, в кишечнике могут содержаться микробы ботулинус, обсеменяющие яйцо внутри при формировании его в организме птицы и на скорлупе. Такое яйцо вызывает у людей заболевание – ботулизм (правильно – сальмонеллы, сальмонеллез). Чтобы удалить микробы с поверхности яиц, их перед использованием тщательно моют.

Задание 3. Микробиология молока

Молоко является прекрасной средой для развития микроорганизмов, которые попадают в него с вымени и шерсти животных, с рук доярок, подстилки скотного двора, инвентаря. В 1 мл молока обнаруживают несколько миллиардов микробов (правильно – несколько сотен тысяч). Охлаждение молока до +3ºС предотвращает дальнейшее развитие микробов в течение 2-30 часов. Затем наступает быстрое развитие всех микробов с преобладанием патогенных (правильно – молочно–кислых). Молоко прокисает, создаются благоприятные условия для развития плесневых грибов, а затем гнилостных микробов. В молоко могут попадать болезнетворные микробы – возбудители дизентерии, брюшного тифа, бруцеллеза, туберкулеза и др. Поэтому в общественном питании молоко обязательно кипятят. Практически совсем не содержит микробов стерилизованное, т.е. нагретое до 63-90ºС молоко (правильно – до 140ºС).

Приложение 8

«Объясни рисунок»

1 задание. Спорынья

Спорынья является паразитом злаковых культур. Гриб образует темные твердые склероции в завязи растения-хозяина в виде темно-фиолетового рожка. Попадая в организм с хлебом, блюдами из круп, яд спорыньи вызывает хроническое пищевое отравление эрготизм. В результате поражается нервная система, нарушается кровообращение. Для предупреждения эрготизма необходимо тщательно очищать продовольственное зерно от спорыньи.

2 задание. Гельминтозы (трихинеллы в свином мясе, широкий лентец в мышцах ерша)

Гельминтозы возникают у человека в результате поражения организма паразитическими червями гельминтами (глистами). Мелкие гельминты поражают различные органы человека: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразитируют в кишечнике. Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей и т.д. Чаще всего человека поражают следующие гельминты: аскариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, описторхисы, эхинококк.

3 задание. Дрожжи

Дрожжи – одноклеточные неподвижные микроорганизмы. Клетки дрожжей размером до 15 мкм бывают разной формы: круглые, овальные, палочковидные. Они имеют четко выраженное крупное ядро, вакуоли и различные включения в цитоплазме в виде капелек жира, гликогена и т.д. Дрожжи размножаются в благоприятных условиях в течение нескольких часов следующими способами: почкованием, спорами, делением. Дрожжи широко распространены в природе. Они способны расщеплять сахара в спирт и углекислый газ. Спиртовое брожение используется в виноделии, хлебопечении и в производстве кисломолочных продуктов. Некоторые дрожжи отличаются высоким содержанием белков, жиров, витаминов группы В, минеральных веществ, поэтому применяют как пищевой и кормовой продукт.

Приложение 9

«Крассвордный»

Вопросы кроссворда

  1. Признаки болезни
  2. Растение семейства бобовых, употребление семян которого в сыром виде вызывает отравление
  3. Пищевое отравление микробного происхождения, вызываемое микробом, особенно часто развивающимся в плохо стерилизованных консервах
  4. Очень опасное заболевание, относящееся к группе острых кишечных инфекций
  5. Микотоксикоз, вызываемый спорыньей
  6. Группа заболеваний, возникающих от употребления пищи, содержащей ядовитые для организма вещества
  7. Процесс. Происходящий в организме при проникновении в него болезнетворных микробов
  8. Заболевание, которым можно заразится при употреблении яиц, мяса птицы, но не птичий грипп
  9. Группа инфекционных заболеваний, передающихся человеку от больных животных
  10. Отравления, возникающие в результате попадания в организм человека пищи, пораженной ядами микроскопических грибов
  11. её тщательное соблюдение – основное мероприятие по профилактике различных заболеваний
  12. Глистные заболевания

Приложение 10

Ответы:

  1. Симптомы
  2. Фасоль
  3. Ботулизм
  4. Холера
  5. Эрготизм
  6. Отравление
  7. Инфекция
  8. Сальмонеллез
  9. Зоонозы
  10. Микотоксикозы
  11. Чистота
  12. Гельминтозы

Слово: Патогенность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ УРОКА по ПМ. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Тема урока: «Классификация сварочных дуг"

Разработка урока включает в себя:1. План-конспект урока;2. Технологическую карту урока;3. Презентацию к уроку.Урок разработан в соответствии с программой ПМ. 02 «Сварка и резка деталей из различных ст...

проект урока

Проект урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проекта урока в форме деловой игры Конструкторское бюро

Творческая работа  « …избавляет человекаот трех главных зол - скуки, порока и нужды»                               ...

Презентация Знатоки микробиологии

В презентации содержится материал  в форме игры по микробиологии...

Знатоки микробиологии

Открытый урок по микробиологии...

Методическая разработка открытого урока " Знатоки микробиологии"

Методическая разработка содержит информационный материал, который может быть использован для проведения занятия профессиональных дисциплин...

Методическая разработка "Знатоки микробиологии"

Интеллектуальная игра по теме «Классификация бактерий. Морфология и физиология бактерий и методы её изучения» может проводиться для обобщения знаний по данной теме студентов первого ...