Методическая разработка "Знатоки микробиологии"
методическая разработка

Лакпаева Алена Даландаевна

 Интеллектуальная игра по теме «Классификация бактерий. Морфология и физиология бактерий и методы её изучения» может проводиться для обобщения знаний по данной теме студентов первого года обучения. Интеллектуальная игра по теме «Классификация бактерий. Морфология и физиология бактерий и методы её изучения» может проводиться для обобщения знаний по данной теме студентов первого года обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatoki_mikrobiologii.docx48.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Тыва

«Республиканский медицинский колледж»

Методическая разработка

интеллектуальной игры-соревнования

«Знатоки микробиологии»

по учебной дисциплине ОП.06. «Основы микробиологии и иммунологии»

по теме: «Классификация бактерий. Морфология и физиология бактерий и методы её изучения»

Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01. «Сестринское дело»

                                        Разработала: Лакпаева А.Д., преподаватель

                         микробиологии и иммунологии;

                       

Кызыл 2020

        Интеллектуальная игра по теме «Классификация бактерий. Морфология и физиология бактерий и методы её изучения» может проводиться для обобщения знаний по данной теме студентов первого года обучения. В игре принимают участие 15 и более студентов (их число должно быть кратно 5). Игра может быть использована для определения уровня остаточных знаний студентов первого курса. Каждый вопрос игры сопровождается мультимедийной демонстрацией. Преподаватель исполняет роль ведущего.

Образовательные цели игры:

  • обобщение и закрепление знаний по теме;
  • реализация методов и приемов активного обучения студентов.

Развивающие цели:

  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания;
  • формирование умений применять знания в стандартных, сходных и новых условиях;
  • развитие логического мышления;
  • развитие коммуникативных умений.

Воспитательные цели:

  • формирование позитивного отношения к профессии, предпосылок для успешного освоения предмета;
  • воспитание профессиональной ответственности за результат работы;
  • формирование творческого отношения к работе.

        Межпредметные связи,

обеспечивающие проведение занятия:

- ОП.02  «Анатомия и физиология человека»;

- ОП.05 «Гигиена и экология человека»;

- ПМ.01.07. «Инфекционные болезни»;

- ПМ.07. ММС;

Развиваемые общие компетенции:

        ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

        ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

        ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

        ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

        ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

        ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

        ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

        ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

        ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

        ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

        ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

        ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Формируемые профессиональные компетенции:

        ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке.

        ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

        ПК 4.5. Проводить иммунопрофилактику.

        ПК 4.7. Организовать здоровьесберегающую среду.

        ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

        Время проведения викторины: 100 минут.

        Место проведения: аудитория;

        Функциональные обязанности участников викторины:

Преподаватель:

  • организация подготовительного этапа (разработка положения о проведении игры, знакомство студентов о положением);
  • подготовка раздаточного материала (оснащения);
  • оформление компьютерного сопровождения;
  • приглашение в жюри преподавателей, методистов;
  • определение актуальности проблемы, цели игры;
  • проведение игры.

Студенты:

  • выполнение условий положения о проведении интеллектуальной игры;
  • активное выполнение заданий, полученных от преподавателя;

Оснащение:

  • жетоны  (по количеству конкурсов и вопросов);
  • конкурсные задания
  • калькуляторы;
  • листы регистрации набранных баллов для жюри;
  • мультимедийное оборудование.

Тип занятия: урок обобщения и систематизации знаний;

Вид урока: игра-соревнование;

План занятия:

I. Организационный момент – 5 мин.

II. Мотивация и постановка целей – 5мин.

III. Интеллектуальная игра-соревнование – 80 мин.

IV.Оценка результатов – 5 мин.

V. Подведение итогов – 5 мин.

Ход занятия

I. Организационный момент – 5 мин.

Проверка готовности студентов и аудитории к игре, оснащения.

II.  Мотивация и постановка целей – 5 мин.

        Микробиология – наука о весьма малых по размерам, не видимых невооруженным глазом организмах, которые так и называются – микроорганизмы или микробы. Однако микроорганизмы всегда имели и имеют огромное значение. С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисания молока, приготовления теста. Виноделы и сыровары прошлого даже не догадывались о существовании микроорганизмов, но это не мешало им варить сыр и делать вино. Многое изменилось в конце 17-го века, когда в 1684 году голландец Антони ван Левенгук, используя микроскоп со 160-ти кратным увеличением, открыл существование «крошечных созданий». Наступила пора интенсивных поисков и описаний микроорганизмов: основоположник отечественной микробиологии Л.С. Ценковский написал работу по систематике микроорганизмов, гениальный французский ученый Луи Пастер установил, что микроорганизмы служат причиной гниения, брожения. Очень много было узнано о роли микробов в распространении многих заболеваний животных и человека.

        В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии в профессиональной деятельности медицинской сестры (брата).

        Мы с вами прошли курс лекций по основам микробиологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире микроорганизмов. А проведем это мы с вами в форме интеллектуальной игры – соревнования.         Ваша группа разделена на 3 команды, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях основ микробиологии, повторить, обобщить знания, полученные при изучении темы «Формы бактерий».

Технологическая карта интеллектуальной игры-соревнования

 «Знатоки микробиологии»

п/п

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студента

Используемые методы

и приемы

Формируемые УДД

1

Организацион-ный этап:

  • Проверка готовности студентов и подготовка аудитория к игре;
  • Оснащение;
  • Актуализация знаний по теме «Классификация и морфология микробов» (тема «Форма бактерий»);
  • Приветствует студентов;
  • Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность
  • Выдвигает тему занятия;
  • Приветствуют учителя стоя, садятся на свои места;
  • Настраиваются на предстоящую учебно-игровую деятельность;
  • Догадываются, выдвигают тему занятия. Озвучивают тему занятия.

Словесный метод

Самоопределение, внутренняя позиция, учебно-познавательный интерес;

2

Контроль и коррекция исходного уровня знаний по теме

Конкурс 1, 2 «Представление команд» ; «Разминка»

Проводит блиц-опрос – вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий».

Отвечают в мини-группах (команды) на блиц-опрос

Частично поисковый;

Практико-словесный метод

Самоопределение, учебно-познавательный интерес

3

Работа в команде (в микрогруппах):

Конкурс 3 «Определи группу микроорганизмов по описанию»;

Конкурс 4 «Терминологический»;

Конкурс 5 «Из большого - малое»;

Конкурс 6 «Кроссвордный»;

- каждой  команде по очереди зачитывает 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов;

- сообщает каждой команде, что они должны представить точное определение понятий. На бумаге приклеить точное название термина к готовым определениям.

  • Выполняют задание по подсказке трех групп микроорганизмов;
  • Выполняют и рассуждают  терминологический конкурс;
  • Решают, рассуждают и выполняют конкурс кроссворда;

Проблемный, частично-поисковый методы

Смыслообразование, самоопределение, учебно-познавательный интерес;

4

Рефлексия

  • Проверяет изученный материал по теме интеллектуальной игры-соревнования;
  • Закрепляют изученный материал по теме занятия;

Частично-поисковый, словесный методы;

Смыслообразование, самоопределение, учебно-познавательный интерес;

5

Подведение итогов и задание на дом

  • Подводит итог интеллектуальной игры-соревнования и поблагодарит студентов за активное участие на занятии;
  • Прощается со студентами;
  • Анализируют достижения;
  • Подводят  итог своей игры;

Словесный метод

  • Анализ,обобщение;
  • Оценивание учебной деятельности;
  • Итоги занятия;

        Прежде чем начать наш конкурс, разрешите представить наше жюри:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

        Всем участникам игры желаю удачи!        

        А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.

III. Интеллектуальная игра-соревнование «Знатоки микробиологии»

        Интеллектуальная игра по теме ««Классификация бактерий. Морфология и физиология бактерий и методы её изучения» может проводиться для обобщения знаний по данной теме студентов первого года обучения. В игре принимают участие 15 и более студентов (их число должно быть кратно 5). Игра может быть использована для определения уровня остаточных знаний и для промежуточного контроля степени усвоения знаний раздела предмета. Каждый конкурс игры сопровождается мультимедийной демонстрацией. Преподаватель исполняет роль ведущего.

        На доске открывается названия конкурсов.

Конкурс №1. Представление команд

Каждая из трех команд представляет свое название, девиз, эмблему.

Максимальный балл – 3.

Команды:

1. Знайки

2. Знатоки

3. Мыслители

Конкурс №2. Разминка

За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.

Максимальный балл – 3.

Правильно: кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, сарцины, стафилококки, спирохеты, спириллы, вибрионы, лептоспиры, актиномицеты, клостридии, гонококки, пневмококки, (бациллы – бактерии, образующие споры).

На экране показать формы бактерий:

1. Кокковидные бактерии (кокки) – шаровидные клетки размером 0,5 – 1,0 мкм, которые в зависимости от взаимного расположения делятся на микрококки, диплококки, стрептококки, сарцины и стафилакокки.

2. Палочковидные бактерии (палочки) различаются по размерам, форме концов клетки и взаимному расположению клеток. Длина клеток варьирует от 1,0 до 10,0 мкм, толщина от 0,5 до 2,0 мкм. К наиболее мелким палочковидным бактериям относятся риккетсии – облигатные внутриклеточные паразиты. По форме палочковидные бактерии бывают короткими (туляремийная), длинными (сибиреязвенная), с закругленными (большинство палочек), заостренными (фузобактерии) или утолщенными (коринебактерии) концами.

Большинство бактерий этой группы представляет собой прямые клетки, однако к палочковидным относятся также вибрионы – изогнутые палочки, напоминающие запятую (холерный вибрион, водные вибрионы).

3. К извитым формам бактерий относится спириллы и спирохеты.

        Спириллы – бактерии, имеющие изгибы с одним или несколькими оборотами спирали, их форма постоянна (ригидна).

        Спирохеты – тонкие, длинные, извитые, бактерии штопорообразной формы, способные к движению вследствие сокращения специальных микроструктур – миофибрилл.

4. К ветвящимся формам относятся актиномицеты, а также некоторые другие разновидности бактерий (нокардии, бифидобактерии и др.) Морфологической особенностью актиномицетов является их способность образовывать мицелий – нитевидные, переплетающиеся между собой клетки (гифы), напоминающие клетки плесневых грибов и наличие спор, служащих для размножения.

Конкурс №3. «Определи группу микроорганизмов по описанию»

        Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.

Максимальный балл – 3.

  1. Это одноклеточные организмы размером от 0,4 до 10 мкм.
  2. Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.
  3. На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования – жгутики.
  4. При неблагоприятных условиях многие образуют споры.
  5. Вызывают такие заболевания, как сибирская язва, холера, ботулизм, сальмонеллез.

(бактерии)

  1. Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
  2. В клетках имеются одно или несколько ядер.
  3. Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».
  4. Скопление клеток образует тело – «мицелий».
  5. Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Каламбер».

(плесневые грибы)

  1. Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.
  2. Они имеют четко выраженное крупное ядро.
  3. Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.
  4. В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.
  5. Они способны расщеплять (сбраживать) сахара до спирта и углекислого газа.

(дрожжи)

Конкурс №4. Терминологический

        Каждая группа должна представить точное определение понятий. На бумаге приклеить точное название термина к готовым определениям.

  • аэробы (организмы, нуждающиеся в кислороде)
  • анаэробы (организмы, живущие в среде, лишенной кислорода)
  • пастеризация (нагревание продукта до 65 – 95º С в течении нескольких минут с последующим быстрым охлаждением до 10-110С )
  • антибиотики (химические вещества, выделяемые микробами или получаемые синтетическим путем, которые подавляют рост и развитие тех или иных микробов
  • асептика (система мер по предотвращению попадания микробов в раны, ткани, органы, полости тела при лечебных профилактических и диагностических манипуляциях.)
  • антисептика ( уничтожение микробов с помощью химических дезинфицирующих веществ)

Максимальный балл – 3.

Конкурс №5. Из большого – малое

        Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «микробиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.

Максимальный балл – 3.

Конкурс №6 Кроссвордный

        Каждой команде раздается кроссворд по теме «Патогенные микроорганизмы».

Максимальный балл – 3.

Задание. Отгадайте все слова по горизонтали и вы по вертикали получите слово, означающее способность некоторых микроорганизмов вызывать  заболевания.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Задание для конкурса «Кроссвордный»

  1. Эти микроорганизмы культивируются в клетках куриных эмбрионов
  2. Вещества стимулирующие химические процессы происходящие в клетке
  3. Микроорганизмы использующие мертвые органические субстраты
  4. Санитарно-гигиенический микроб для оценки воздуха
  5. Шаровидные микроорганизмы расположенные парами
  6. Заболевание которое может передаться от животного человеку через молоко
  7. Дробная стерилизация
  8. Способ очистки воздуха животноводческих помещений от микробов

Ответы:

1. вирусы

2. ферменты

3. сапрофиты

4. стрептококки

5. диплококки

6. бруцеллез

7. тиндализация

8. вентиляция

ІV. Оценка результатов – 5 мин.

        Подсчет заработанных баллов игроками.

V. Подведение итогов – 5 мин.

1. Самоанализ деятельности студентов (рефлексия).

2. Подведение общих итогов (жюри).

3. Анализ работы студентов преподавателем.

4. Награждение памятными подарками победителей.

Результаты конкурса

«Знатоки микробиологии»

Название конкурса

«Знатоки»

«Знайки»

«Мыслители»

1. Представление команд

2. Разминка

3. Определи группу микро-организмов по описанию

4.Терминологический

5. Из большого – малое

6. Кроссвордный

Общий итог

Критерий оценки результатов

1. За правильный ответ команда получает 3 балла.

2. За неполный ответ – 2 балла.

Рефлекция

Уважаемые студенты!

        Повторение знаний по теме «Формы бактерий» прошло в форме интеллектуальной игры-соревнования «Знатоки микробиологии». Расскажите, пожалуйста, выразив свое мнение об игре и результатах своей работы.

1. Понравилась ли вам интеллектуальная игра-соревнование? Почему?

Ответ:________________________________________________

2. Главной причиной ваших затруднений сегодня было….

Ответ ________________________________________________

3.Как вы оцениваете результат своей работы?

Ответ ________________________________________________

4. Больше всего вам не понравилось…Почему?

Ответ ________________________________________________

5. Была ли достигнута задача, поставленная вами в начале игры? Если нет, почему?

Ответ ________________________________________________

Домашнее задание:

1. Повторить Лекцию №8 «Классификация грибов. Строение и особенности физиологии грибов. Методы их изучения»;

2. А.А.Воробьев, А.С.Быков, Е.П.Пашков Основы микробиологии и иммунологии, с.20 Строение и классификация грибов

Литература

1. Бакулов И.А., В.А. Ведерников, Семеннихин А.Л. Эпизоотология с микробиологией, М., « Колос», 2000

2. Емцев В.Т, Переверзева Г.И, Храмцов В.В Микробиология, гигиена , санитария в животноводстве, М., Дрофа, 2004

3. Радчук Н.А. Ветеринарная микробиология и иммунология, М., «Агропромиздат», 1991

4. Е.В. Мокрова  Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» по теме : «Дифференцированный зачет», Ульяновск, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ОП.01. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Методическое пособие  «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» в схемах и рисунках предназначено для учащихся  по профессии (профессиям) НПО 260807.01 Повар, конди...

Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"

В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы микробиологии»

Адресован студентам очной формы обучения.УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий и/илилабораторных работ, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самок...

Методические указания по самостоятельной работе по дисциплине "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"

Цель методических указаний по самостоятельной   работе обучающихсяпо учебной дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»: оказание помощи обучающимся при вы...

Методические рекомендации по практическим и лабораторным работам учебной дисциплины "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"

В  цикле лабораторных и практически работ по учебной дисциплине «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» рассматривается   устройство микроскопов, основные мет...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конку...