Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии»
методическая разработка на тему

Мокрова Елена Васильевна

Методическая разработка содержит технологическую карту и содержание учебного занятия по теме "Дифференцированный зачет". В содержании представлены разноуровневые задания для проведения конкурса. Конкурс содержит 8 этапов, для каждого из которых разработаны задания и определены критерии оценки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ»

для специальностей 31.02.01 «Лечебное дело»

                                     34.02.01 «Сестринское дело»

                                    31.02.02 «Акушерское дело»

Тема: «Дифференцированный зачёт»

                                                                Составил преподаватель:

                                                                Е.В. Мокрова

Ульяновск

2015

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

общепрофессиональных дисциплин

Протокол №_____

«___» ____________ 20__г.

Председатель ЦМК

____________ С.Р. Шамгунова


План проведения учебного занятия

(технологическая карта учебного занятия)

Специальность, группа

Лечебное дело, 156 ф

Учебная дисциплина

Основы микробиологии и иммунологии

Занятие

№ 19

Тема: «Дифференцированный зачёт»

Цель занятия

Обучения: обеспечить формирование у студентов умений дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам, осуществлять профилактику распространения инфекции.

 

Воспитания: способствовать стремлению понимать сущность своей будущей профессии, Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения.

Развития: развитие памяти, познавательных интересов, способности самоконтроля и взаимоконтроля.

Тип занятия: Повторение, обобщение  материала, зачетное занятие

 

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснить ему суть вмешательств.

Обучающийся должен:

уметь: дифференцировать разные группы микроорганизмов по их основным свойствам, осуществлять профилактику распространения инфекции.

знать: роль микроорганизмов в жизни человека и общества,

морфологию, физиологию, экологию микроорганизмов, методы их изучения,

основные методы асептики и антисептики,

 основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения, локализации микроорганизмов в организме человека,

 основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней,

факторы иммунитета, его значения для человека и общества, принципов иммунопрофилактики и иммунотерапии болезней человека, применения иммунологических реакций в медицинской практике.

Методы обучения: Контроль знаний в ходе урока-соревнования, частично-поисковый. 

Технология сотрудничества (партнёрская технология)

Формы деятельности обучающихся: групповая,  работа в малых группах, индивидуальная

Средства обучения

• мультимедийный проектор

•задания к этапам

• секундомер

• записи спокойной музыки

• лист оценок за конкурсы

• призы победителям

Ход занятия

Время, мин.

1.

Организационно-мотивационный этап.

Мотивация.

Актуализация

опорных

понятий

  1. Организационный момент. Приветствие студентов, проверка санитарного состояния кабинета, соответствие внешнего вида студентов требованиям, отметка отсутствующих на уроке, выяснение причины отсутствия
  2. Мотивация к изучению темы (побуждение познавательного интереса к теме у студентов).
  3. Целеполагание (совместная постановка целей учебного занятия, определение плана деятельности).
  4. Актуализация знаний 

5-7 мин

2.

Этап

организации учебно-познавательной деятельности обучающихся (самостоятельной

работы)

Конкурс «Знатоки микробиологии»

Этап № 1. Презентация команд

Этап № 2. «Раз словечко, два словечко» Разминка

Этап № 3. «Хранители мудрости» 

Определение групп микроорганизмов по описанию.

Этап № 4. «Из большого – малое»

Этап № 5. Физкульт. минутка

Этап № 6. «Терминологический словарь»

Этап №  7. «Исследователи» Решение  ситуационной задачи

Этап № 8. «Калейдоскоп»

Этап № 9. «Интеллектуалы»  Решение кроссворда «Патогенные микроорганизмы»

 Подведение итогов. Награждение победителей

58-60 мин

3.

Рефлексивно-

оценочный

этап

Оценка знаний студентов.

 Рефлексия.

30-35 мин

І. Организационно-мотивационный этап

Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы с вами проведем заключительный урок по дисциплине.  

В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии в профессиональной деятельности медицинского работника.

 Медицинская микробиология и иммунология тесно связана со всеми медицинскими дисциплинами (инфектологией, терапией, педиатрией, хирургией, фтизиатрией, гигиеной, фармакологией и др.). Значительно возросла роль микробиологии, вирусологии и иммунологии в решении многих проблем здравоохранения.

Мы с вами длительное время изучали основы микробиологии и иммунологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить и повторить  изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире микроорганизмов. И так мы начинаем конкурс. Ваша группа разделена на три команды, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах.  Проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях основ микробиологии и иммунологии.

Прежде чем начать наш конкурс, разрешите представить наше жюри.

А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.

 II.Организация учебно-познавательной деятельности обучающихся

КОНКУРС «ЗНАТОКИ МИКРОБИОЛОГИИ»

Этап №1. Презентация команд

   Каждая из трех команд представляет свое название, девиз, эмблему.

Критерии оценивания для команд:

Название команды

Девиз

Эмблема

Максимальный балл 1

Максимальный балл 1

Максимальный балл 2

Максимальный балл – 3.

Этап №2 «Раз словечко, два словечко». Разминка

 Командам дается задание:  В течение 1 минуты командам нужно вспомнить термины, относящиеся к теме «Форма бактерий».

 

Этап  №3. «Хранители мудрости»

Определение групп микроорганизмов по описанию

 Каждой команде  сообщается 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов.  Условие: Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем наибольший балл зарабатывает команда.

Максимальный балл – 3.

Этап  №4. «Из большого – малое»

Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «микробиология». Через одну минуту, каждый участник, по очереди должен назвать как можно больше новых слов.

Максимальный балл – 3.

Этап №5.   Физкульт. минутка (Приложение № 4)

Этап №6 «Терминологический словарь»

Задание командам: Дать точное определение понятий. За каждый правильный ответ  1 балл.

Максимальный балл – 6.

Этап №7. «Исследователи». Решение  ситуационной задачи

Каждой команде предлагается по выбору ситуационная задача, в которой нужно определить  какие микроорганизмы вызвали инфекционное заболевание? Время выполнения 3 минуты.

Максимальный балл – 3.

Этап №8.  «Калейдоскоп». Комментарии по рисунку

Всем командам раздаются по одному рисунку. Студенты должны за 5 минут определить, что на них изображено, какая группа микроорганизмов и описать  об этом микроорганизме более подробно.

Максимальный балл – 3.

Этап № 9. «Интеллектуалы». Решение кроссворда «Патогенные микроорганизмы»

Каждой команде предлагается кроссворд по теме «Патогенные микроорганизмы». Команды должны за 5 минут отгадать все слова по горизонтали и все по вертикали получить слово, означающее способность некоторых микроорганизмов вызывать заболевания.

Максимальный балл – 3.

Этап № 10.   - Подведение итогов; Награждение победителей.

ІІІ. Рефлексивно-оценочный этап

-Оценка знаний студентов;

-Рефлексия

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Борисов Л.Б. Микробиология, иммунология, вирусология. – М.: Издательство МИА, 2010.
  2.  Воробьёв А.А. Медицинская и санитарная микробиология: учеб. пособ. для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А. Воробьёв, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. –М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Приложение  1

 

Этап  №3. «Хранители мудрости»

«Определение групп микроорганизмов по описанию»

  1. Это одноклеточные организмы размером от 0,4 до 10 мкм.
  2. Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.
  3. На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования – жгутики.
  4. При неблагоприятных условиях многие образуют споры.
  5. Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия.

  1. Форма сожительства двух генетически чужеродных организмов, при котором организм использует другой организм – хозяина, в качестве среды обитания, местом питания  и наносит вред организму хозяина
  2. Обитают на наружных покровах
  3. Обитают внутри хозяина
  4. Жизненный цикл, происходит со сменой хозяев, наличие промежуточного хозяина обязательно
  5. Путь передачи – элементы внешней среды, которые обеспечивают перенос возбудителя

  1. Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.
  2. Они имеют четко выраженное крупное ядро.
  3. Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.
  4. В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.
  5. Они способны расщеплять (сбраживаться) сахара до спирта и углекислого газа.

Приложение  2

Комплексы профилактических упражнений

для проведения физкультминуток на уроке

Для  улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение — сидя на стуле. 1-2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение — сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение.

3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

4. Исходное положение — стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

5. Исходное положение. 4-5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо.

6. Исходное положение. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

Приложение  3

Терминологический словарь

Дайте точное определение следующих понятий:

          -   автотрофы

  • аэробы
  • гетеротрофы
  • анаэробы
  • зоонозы
  • пастеризация 

Максимальный балл – 6.

Приложение 4

Ситуационные задачи

Задача №1. У больного, обратившегося в поликлинику, отмечается повышенная температура тела, кашель, образование мокроты и боли в груди. Исследовав мокроту больного, в мазках были обнаружены ланцетовидные диплококки. Какие микроорганизмы вызвали инфекцию?

Задача №2. В больницу попал пациент, у которого отмечалась отечность задней стенки глотки на фоне почти неизменного мягкого неба и повышенная температура. Используя микроскопический метод в мазках были выявлены Гр- диплококки. Укажите, что за бактерии могли вызвать данные клинические симптомы

Задача №3.  Пациент обратился к врачу с жалобами на сухость во рту, головную боль, нервно-паралитические явления, расстройства ЖКТ. Было выяснено, что накануне пациент употреблял консервы. В мазках были обнаружены типичны палочки, образующие спору и окрашивающиеся по Грамму положительно. Назовите эти бактериальные клетки.

Максимальный балл – 3.

Приложение №5

 

 

                                Рисунок №1

Определите что  изображено на рисунке № 1, какая группа микроорганизмов, опишите   этот микроорганизм более подробно.

Описание: http://school.xvatit.com/images/archive/b/bf/20100323171438%21%D0%91%D1%96%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D1%96%D1%8F_8_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%2C_%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0_19%2C_%D1%80%D0%B8%D1%81._5.jpg

                           Рисунок 2

Определите, что  изображено на рисунке № 2, какая группа микроорганизмов и опишите  об этом микроорганизме более подробно.

Описание: http://img.likeness.ru/uploads/users/3800/1294946734.jpg Описание: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/Moldy_Cream_Cheese.jpg

Рисунок №3

Определить, что изображено на рисунке № 3, какая группа микроорганизмов и опишите  об этом микроорганизме более подробно.

Приложение 6

Задание для этапа №9 «Решение кроссворда»

Отгадайте все слова по горизонтали и по вертикали вы получите слово, означающее способность некоторых микроорганизмов вызывать заболевания.

  1. Признаки болезни
  2. Растение семейства бобовых, употребление семян которого в сыром виде вызывает отравление
  3. Пищевое отравление микробного происхождения, вызываемое микробом, особенно часто развивающимся в плохо стерилизованных консервах
  4. Очень опасное заболевание, относящееся к группе острых кишечных инфекций
  5. Микотоксикоз, вызываемый спорыньей
  6. Группа заболеваний, возникающих от употребления пищи, содержащей ядовитые для организма вещества
  7. Процесс. Происходящий в организме при проникновении в него болезнетворных микробов
  8. Заболевание, которым можно заразится при употреблении яиц, мяса птицы, но не птичий грипп
  9. Группа инфекционных заболеваний, передающихся человеку от больных животных
  10. Отравления, возникающие в результате попадания в организм человека пищи, пораженной ядами микроскопических грибов
  11. её тщательное соблюдение – основное мероприятие по профилактике различных заболеваний
  12. Глистные заболевания

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Результаты конкурса

Название этапа

1. Презентация команд

2. «Раз словечко, два словечко» Разминка

  1. «Хранители мудрости» Определение  групп микроорганизмов по описанию

4.  «Из большого – малое» Составление слов.

5.«Терминологический» Представление точного определения понятий.

  1. «Исследователи»

 Решение ситуационной задачи

7«Калейдоскоп»

Комментарии рисунка

8. «Интеллектуалы»

 Решение кроссворда

Общий итог

Приложение  7

Эталон ответов

Этап №2 Разминка «Раз словечко, два словечко»

Эталон. Правильно: кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, сарцины, стафилококки, спирохеты, спириллы, вибрионы, (бациллы – бактерии, образующие споры).

Этап №3 «Хранители мудрости»

  1. бактерии
  2. паразиты
  3. дрожжи

Этап №4 «Из большого – малое»

Эталон: микроб, биология, лоб, гром, лор, мор, мир.

Этап №5 «Терминологический»

Эталон

 автотрофы (организмы, которые строят вещества своего тела из углекислого газа воздуха и воды.)

  • аэробы

(организмы, нуждающиеся в кислороде)

  • гетеротрофы

 (организмы, использующие для питания готовые органические вещества)

  • анаэробы

 (организмы, живущие в среде, лишенной кислорода)

  • зоонозы

(инфекционные болезни, передающиеся человеку от больных животных)

  • пастеризация 

 (нагревание продукта до 63 – 90º С с целью уничтожения большинства микробов)

Этап №6 «Исследователи»

Задача №1: Пневмококки

Задача №2: Менингококки

Задача №3: Клостридии

Этап №7«Калейдоскоп» Комментарии по рисунку.

1 задание.

 Эталон ответа. Вирус Основные свойства вирусов

1. Ультрамикроскопические размеры

2. Вирусы содержат нуклеиновую кислоту только одного типа - или ДНК, или РНК.

3. Вирусы не способны к росту и бинарному делению.

4. Вирусы размножаются путем воспроизведения себя из собственной геномной нуклеиновой кислоты.

5. У вирусов отсутствуют собственные системы мобилизации энергии.

6. У вирусов нет собственных белоксинтезирующих систем.

7. В связи с отсутствием собственных систем синтеза белка и мобилизации энергии вирусы являются абсолютными внутриклеточными паразитами.

Строение вирусов

Геномная нуклеиновая кислота;

 Капсид (белковая оболочка);

 Суперкапсид (биологическая мембрана).

2 задание.

Эталон ответа.  Гельминтозы (трихинеллы в свином мясе, широкий лентец в мышцах ерша)

Гельминтозы возникают у человека в результате поражения организма паразитическими червями гельминтами (глистами). Мелкие гельминты поражают различные органы человека: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразитируют в кишечнике. Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей и т.д. Чаще всего человека поражают следующие гельминты: аскариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, описторхисы, эхинококк.

3 задание.

Эталон. Плесневые грибы

Плесневые грибы постоянно обитают в воздухе, почве, навозе, на поверхности различных предметов, стен сырых помещений и пр. От бактерий они отличаются более сложным строением и способом размножения. К плесневым грибам относятся организмы, вегетативное тело которых представляет собой мицелий (грибницу), состоящий из переплетающихся тонких нитей — гиф. Различают низшие и высшие совершенные и несовершенные грибы. Гифы низших грибов не имеют перегородок (несептированные), гифы высших — многоклеточные (септированные). У некоторых плесневых грибов мицелий совсем отсутствует или развит слабо. Плесневые грибы, у которых мицелий не септирован, называются фикомицетами, а те у которых септирован — микомицетами. Независимо от того, септирован или не септирован мицелий, клетка имеет оболочку, протоплазму (с различными включениями: гликоген, волютин и др.) и одно или несколько ядер.

Этап №8. «Интеллектуалы»

Решение кроссворда

Эталон.

Ответы:

  1. Симптомы
  2. Фасоль
  3. Ботулизм
  4. Холера
  5. Эрготизм
  6. Отравление
  7. Инфекция
  8. Сальмонеллез
  9. Зоонозы
  10. Микотоксикозы
  11. Чистота
  12. Гельминтозы

Слово: Патогенность

Приложение 11

Рефлексия

Студенты заполняют таблицу «Плюс-минус-интересно»

+

-

интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945гг..

Мы все любим свою Родину, и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил ...

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии"

Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии: коронавирус и человечество"

Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания

Разработка урока по учебному предмету  Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...