Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии: коронавирус и человечество"
олимпиадные задания

Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02.01 Лечебное дело, в два тура.

Цели олимпиады

 

  1. Способствовать развитию интереса и углублению знаний студентов к дисциплине Основы микробиологии и иммунологии, расширению кругозора.
  2. Оценить соответствие знаний студентов по дисциплине требованиям, предъявляемым ФГОС.

 

Первый тур – отборочный –  проводится среди студентов всех групп.  

Задачи первого тура:

  • выявить студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать  их эффективность и качество.                                          

                                 

Задание первого тура включает составление кроссворда по предложенным ключевым понятиям курса Основы микробиологии и иммунологии. Данное задание позволяет студентам продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.

                                 

Второй тур –  конкурсный –  проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.

Задачи второго тура:

  • определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.

 

Задание первого тура  включает составление кроссворда с использованием ключевых терминов и понятий дисциплины. Задание второго тура включают составление эссе по теме «Про коронавирус: актуально и важно». При подготовке заданий следует исходить из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий,  но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику  будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальностей Сестринское дело и Лечебное дело.

 

 Требования к заданиям:

  • Уровень трудности заданий должен  быть разным.  
  • Задания должны иметь практическую направленность.
  • Стиль изложения  заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание студентов.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеаудиторного мероприятия

ОЛИМПИАДА

Дисциплина:

ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии

ОП.09 Основы микробиологии и иммунологии

Специальность:

34.02.01 Сестринское дело

31.02.01 Лечебное дело

Москва

2020

Утверждено

Методическим советом

Протокол №

от «     »   2020 г.

Председатель

_______________/__________

ФИО                        подпись

Одобрено

ЦМК №2

Протокол №10

от «» апреля 2020 г.

Председатель ЦМК

Майорова М.Е.__/ _______________

ФИО                        подпись

Согласовано

Заместитель директора по учебной работе

Воронова Е.В._/________________

ФИО                        подпись

Автор:

Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной

категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Хаустова Л.И., к.б.н., преподаватель высшей квалификационной

категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Мусиенко А.Б., преподаватель первой квалификационной

категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 2»

Пояснительная  записка

Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02.01 Лечебное дело, в два тура.

Цели олимпиады

  1. Способствовать развитию интереса и углублению знаний студентов к дисциплине Основы микробиологии и иммунологии, расширению кругозора.
  2. Оценить соответствие знаний студентов по дисциплине требованиям, предъявляемым ФГОС.

Первый тур – отборочный –  проводится среди студентов всех групп.  

Задачи первого тура:

  • выявить студентов, проявляющих повышенный интерес к дисциплине
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы решения задач; оценивать  их эффективность и качество.                                          

                                 

Задание первого тура включает составление кроссворда по предложенным ключевым понятиям курса Основы микробиологии и иммунологии. Данное задание позволяет студентам продемонстрировать результаты освоения программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС.

                                 

Второй тур –  конкурсный –  проводится среди студентов, занявших I-III места в первом туре.

Задачи второго тура:

  • определить победителей олимпиады, занявших соответственно I-III места;
  • продолжить формирование общих компетенций, включающих в себя способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; осуществлять использование информации, необходимой для эффективного решения задач; осуществлять личностное развитие.

Задание первого тура  включает составление кроссворда с использованием ключевых терминов и понятий дисциплины. Задание второго тура включают составление эссе по теме «Про коронавирус: актуально и важно». При подготовке заданий следует исходить из того, что они должны быть не только более сложными, чем выполняемые в рамках аудиторных занятий,  но и интересными, поучительными и творческими. Кроме того, следует учитывать специфику  будущей профессиональной деятельности медицинских работников специальностей Сестринское дело и Лечебное дело.

 

 Требования к заданиям:

  • Уровень трудности заданий должен  быть разным.  
  • Задания должны иметь практическую направленность.
  • Стиль изложения  заданий должен содержать элемент занимательности, это делает их запоминающимися и привлекает внимание студентов.

Задания первого (отборочного) тура

       Уважаемые студенты, предлагаем в рамках первого отборочного тура олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии составить микробиологический кроссворд, использую следующие ключевые понятия курса:

  1. ВИРУЛЕНТНОСТЬ
  2. ПАТОГЕННОСТЬ
  3. ШТАММ
  4. СТЕРИЛИЗАЦИЯ
  5. АВТОКЛАВ
  6. АНАЭРОБ
  7. ИММУНИТЕТ
  8. ФАГОЦИТОЗ
  9. АМЕБИАЗ
  10. АСЕПТИКА
  11. ДИСБАКТЕРИОЗ
  12. ХОЛЕРА
  13. ЛИМФОЦИТ
  14. ТУБЕРКУЛЕЗ
  15. БАКТЕРИОФАГ
  16. ОСТРИЦА
  17. ПАРАЗИТИЗМ
  18. ПРИВИВКА
  19. АНТИБИОТИК
  20. АЛЛЕРГИЯ

Правила составления кроссворда:

  1. При составлении кроссворда используйте предложенные выше микробиологические понятия.
  2. Каждому понятию дается текстовое определение, в описательной или вопросительной форме, являющееся ответом загаданному понятию. Определения понятий должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
  3. Загаданные понятия представлены в кроссворде в виде цепочки ячеек, в каждую из которых по порядку вписываются буквы ответа — по одной в каждую ячейку.

  1. Слова «пересекаются» друг с другом, образуя сетку кроссворда. Классическая сетка кроссворда состоит из слов, написанных по вертикали (сверху вниз) и горизонтали (слева направо).

  1. Для привязки ответов к определениям в кроссворде последовательно нумеруются ячейки, содержащие первые буквы ответов. Нумерация идет по правилам чтения: слева направо и сверху вниз. В списке определений уточняется направление каждого слова (чаще всего определения сгруппированы по направлениям). Слова-вопросы начинаются со слов: «по горизонтали» и «по вертикали».

  1. Слова-ответы должны быть в именительном падеже и единственном числе.

 Правила оформления кроссворда:

  1. Кроссворд может быть оформлен от руки на листах формата А4 или набран на компьютере с использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на принтере.

  1. Рисунок кроссворда должен быть четким.

  1. Сетка кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах: 1-й экземпляр – с заполненными словами; 2-й экземпляр – пустая сетка только с цифрами позиций.

  1. Понятия определений оформляются на отдельном листе.

К критериям оценки самостоятельной работы по составлению кроссворда относятся:

  1. Грамотность и лаконичность в изложении понятий, использование всех предложенных понятий;
  2. Качество оформления работы (аккуратность, эстетичность, оригинальность).

Задание второго тура

Написать эссе на тему: Коронавирус и человечество.

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. (Словарь Ожегова)

Создание эссе − чрезвычайно интересное и полезное занятие. Жанр эссе предполагает свободу творчества: позволяет автору в свободной форме излагать мысли, выражать свою точку зрения, субъективно оценивать, оригинально освещать материал; это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого, часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность. На первом плане эссе − личность автора, его мысли, чувства, отношение к миру. Это главная установка сочинения. Однако надо помнить, что, несмотря на свободу творчества, писать в жанре эссе совсем нелегко, так как надо найти оригинальную идею (даже на традиционном материале), нестандартный взгляд на какую-либо проблему. Для грамотного, интересного эссе необходимо соблюдение некоторых правил и рекомендаций.

Особенности эссе:

  • - личностный характер восприятия проблемы и её осмысления;
  • - небольшой объём;
  • - свободная композиция;
  • - непринуждённость повествования;
  • - внутреннее смысловое единство;
  • - афористичность, эмоциональность речи.

Требования, предъявляемые к эссе:

1. Объем эссе не должен превышать 1–2 страниц.

2. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

3. Необходимо писать коротко и ясно. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

4. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.

5. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

6. Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

7. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Структура эссе:

1. Введение — определение основного вопроса эссе, актуальность. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своей творческой работы. При написании актуальности могут помочь ответы на следующие вопросы:

«Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?»,

«Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?»,

«Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».

2. Основная часть — ответ на поставленный вопрос.

3. Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Памятка при написании эссе:

Прежде чем приступить к написанию эссе:

  • изучите теоретический материал;
  • уясните особенности заявленной темы эссе;
  • продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
  • выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
  • определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
  • составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
  • При написании эссе:
  • напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
  • проанализируйте содержание написанного;
  • проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
  • внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Требования к оформлению:

  • Титульный лист.
  • Текст эссе.
  • Формат листов-А4. Шрифт- Times New Roman, размер-14, расстояние между строк- интерлиньяж полуторный, абзацный отступ- 1,25см., поля-30мм(слева), 20мм (снизу),20мм (сверху), 20мм (справа). Страницы нумеруются снизу по центру. Титульный лист считается, но не нумеруется.

Критерии оценивания эссе:

  • Раскрытие смысла высказывания – 1 балл
  • Представление и пояснение собственной позиции обучающего – 1 балл
  • Характер и уровень приводимых суждений и аргументов – 3 балла
  • Максимальный балл 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"

В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....

Методическая разработка урока по дисциплине: Микробиология

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАДисциплина: Микробиология...

Методическая разработка открытого урока " Знатоки микробиологии"

Методическая разработка содержит информационный материал, который может быть использован для проведения занятия профессиональных дисциплин...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по микробиологии и иммунологии"

Проведение олимпиады по дисциплине Основы микробиологии и иммунологии целесообразно осуществлять ежегодно среди студентов II курса специальности 34.02.01 Сестринское дело и I курса специальности 31.02...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Основатели отечественной школы микробиологии"

Методические разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское д...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии"

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по дисциплине основы микробиологии и иммунологии" предназначена для преподавателей СПО...

Методическая разработка «Основоположники отечественной школы микробиологии»

В методической разработке представлен материал для проведения открытого внеаудиторного мероприятия Устный журнал «Основоположники отечественной школы микробиологии»...