Методическая разработка «Основоположники отечественной школы микробиологии»
методическая разработка

Майорова Марина Евгеньевна

В методической разработке представлен материал для проведения открытого внеаудиторного мероприятия Устный журнал «Основоположники отечественной школы микробиологии»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

М.Е. Майорова, А.Б. Мусиенко

Устный журнал

Основатели отечественной школы микробиологии

методическая разработка внеаудиторного занятия

по дисциплине ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии

Москва, 2021


РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии № 2

от «27» октября 2021 г. № _3__

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Протокол заседания

№ ___ от «___» _______ 20 __ г. № ___

Методические разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Аннотация: данная методическая разработка является частью учебно-методического комплекса по дисциплине  ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии. В разработке представлен сценарий проведения внеаудиторного мероприятия в формате устного журнала. Данная форма мероприятия ставит своей основной целью повысить интерес у обучающихся к дисциплине Основы микробиологии и иммунологии, закрепить понимание значимости её для освоения профессиональных дисциплин. Тема журнала позволяет расширить представление о вкладе отечественных учёных в развитии микробиологии как науки и её становление в нашей стране. Методический материал систематизирован в соответствии с особенностями проведения мероприятия как в очной форме, так и для  дистанционного режима.

Составители: Майорова М.Е., преподаватель высшей квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2

                        Мусиенко А.Б., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №2


Пояснительная записка

Устный журнал ставит своей основной целью повысить интерес у обучающихся  к дисциплине ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии, закрепить понимание значимости её для освоения профессиональных дисциплин. Тема журнала позволяет расширить представление о вкладе отечественных учёных в развитии микробиологии как науки и её становление в нашей стране.

   В соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело

в результате подготовки и проведения устного журнала, обучающиеся осваивают следующие компетенции:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач. Оценивать их выполнение и качество.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды подчинённых, за результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.2

Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 2.1

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.5

Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6

Вести утвержденную медицинскую документацию.

Форма устного журнала даёт возможность преподавателю осуществлять как индивидуальную работу с обучающимися, так и работу с малыми группами и группой в целом.

   Устный журнал состоит из нескольких разделов (страничек).

   Под руководством преподавателя определяется тема выпуска, разрабатывается содержание каждой странички, составляется сценарий мероприятия. Самостоятельно обучающиеся проводят сбор и анализ информации по темам для докладов и презентации, готовят сообщения для открытого мероприятия.

      Время одного выпуска журнала: 40 - 45 минут.

Цели устного журнала

  1. Повысить интерес у обучающихся к дисциплине ОП.06 Основы микробиологии и иммунологии и смежным дисциплинам.  
  2. Привлечь внимание обучающихся к становлению микробиологии как науки в России.
  3. Развивать информационную компетентность: способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.
  4. Развивать коммуникативную компетенцию: владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе, овладение различными социальными ролями и т.д.

Сценарий

  1. Вступительное слово преподавателя

Преподаватель объявляет открытие журнала, указывает цели и задачи его проведения, обращает внимание на то, что в подготовке журнала принимали участие обучающиеся из разных групп.

  1. Вступления обучающихся:

Страничка 1. Историко-биографическая…

- биография и научная деятельность Зильбера Л. А.

- биография и научная деятельность Ермольевой З.В.

Страничка 2. Их имена рядом с нами…

-  памятные места в честь З.В. Ермольевой в г. Фролов Волгоградской области

- репортаж о церемонии закладки камня на месте будущего памятника З.В. Ермольевой перед зданием Государственного медицинского университета Ростова-на-Дону.

Страничка 3. Литературная…

 - обзор художественной литературы,  посвященной Л.А. Зильберу и З.В. Ермольевой

  1. Заключительное слово преподавателя

Выступления сопровождаются демонстрацией презентации и видеофрагментов.

Слайд 1 (ведущий)

Введение

Здравствуйте, уважаемые гости нашего Устного журнала, посвящённому развитию и деятельности такой науки, как микробиология!

На современном этапе наука вышла в ранг ключевых национальных приоритетов. Для её поддержки и развития был создан отдельный национальный проект «Наука», рассчитанного на 2019–2024 годы. 2021 год в России объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом науки и технологий. Наша страна всегда славилась талантливыми учеными. Что дала миру советская и российская наука в прошлые годы? Открытия, за которыми стоят имена нобелевских лауреатов,  открытия и проекты, перевернувшие ход научной и исторической мысли!

Слайд 2 (ведущий)

Отечественные ученые внесли существенный вклад в развитие микробиологии, вирусологии и иммунологии. И.И. Мечников, Н.Ф. Гамалея, А.М. Безредка, Г.Н. Габричевский, Л.А. Тарасевич и многие другие отечественные ученые прошли школу Л. Пастера. В XIX и начале XX вв. они много сделали для выяснения этиологической роли микробов в возникновении инфекционных болезней, изучения проблем невосприимчивости к инфекциям, создания иммунобиологических препаратов, снижения заболеваемости и ликвидации инфекционных болезней. Почетное место в этой плеяде ученых занимают имена Льва Александровича Зильбера и Зинаиды Виссарионовны Ермольевой, о жизни и научной деятельности которых рассказывается в устном журнале.

Слайд 3

Лев Зильбер родился 15 марта 1894 года в селе Медведь Новгородского уезда в семье капельмейстера Омского пехотного полка Абеля Зильбера. В 1896 году Абель Зильбер приехал в Псков с женой Анной Зильбер-Дессан и тремя детьми – Мирой, Еленой и Львом. В Пскове в семье Зильберов родились еще Давид, Александр и Вениамин. Семья была большая, сложная, «недружная», как позже отмечал младший из братьев Вениамин, по-своему замечательная и заметная в небольшом провинциальном городе. Абель Зильбер был человеком с незаурядными музыкальными способностями, он проводил много времени в казарме, репетируя армейские марши с солдатскими оркестрантами. По воскресеньям духовой оркестр под его руководством играл для публики в Летнем саду на открытой эстраде. Отец мало вникал в жизнь детей. Материальное положение семьи было нелегким. Большинство забот лежало на плечах матери, которая оказала гораздо большее влияние на судьбы своих талантливых детей. Анна Григорьевна была высокообразованной женщиной, окончила московскую консерваторию по классу рояля и всю свою интеллигентность, энергичность и широту интересов передала детям. Анна Григорьевна давала уроки музыки, организовывала для псковичей концерты, по ее приглашению в Псков приезжали известные музыканты, певцы и драматические артисты, в числе которых Федор Шаляпин и Вера Комиссаржевская. В семье Зильберов были музыкально одарены все дети. Лев оказался талантливым, но скрипку ненавидел. И в конце концов разбил. Но музыку любил и часто играл по настроению.

Слайд 4

Демонстрация видеофрагмента

https://disk.yandex.ru/i/NkwDpwSKWL9Kfw

Слайд 5

При удовлетворительно сданных экзаменах восьмилетний Лев не поступил в подготовительный класс Псковской гимназии из-за "недостатка вакансий" по национальной квоте. Получилось в следующем году. Учился в среднем нормально. Но "остро ненавидел латынь".

Из воспоминаний Вениамина Каверина:

«До восьмого класса Лев учился посредственно, а в восьмом решил получить золотую медаль – и получил бы, если бы латинист Бекаревич не поставил ему на выпускном экзамене двойку. Он вернулся мрачный, похудевший, бледный и в ответ на чей-то робкий вопрос закричал в бешенстве, что провалился, что своими глазами видел, как латинист поставил ему двойку.

На другой день выяснилось, что по настоянию директора, поставившего по латыни пять, в среднем была выведена четверка, и Лев получил хотя и не золотую, но серебряную медаль».

Слайд 6

Лев окончил гимназию в 1912 году. Вместе с одноклассниками и друзьями на всю жизнь Юрием Тыняновым и Августом Летаветом. Лев и Юрий – с серебряной медалью, Август – с золотой. Кстати, золотую медаль Августа друзья не раз закладывали в ломбард в голодные студенческие годы в Москве и Ленинграде. Юрий Тынянов стал известным писателем, драматургом, сценаристом, переводчиком, литературоведом и критиком. Август Летавет возглавлял научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний. Увлекался альпинизмом, был членом Географического общества США. Его именем названа одна из вершин на Тянь-Шане.

Слайд 7

По окончании гимназии Лев поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Когда же через год Зильбер решил переводом поступить на медицинский факультет в Московский университет директор Псковской гимназии написал следующее ходатайство:

«Бывший ученик Псковской гимназии Лев Зильбер, ныне студент Императорского Петроградского университета по естественному отделению физико-математического факультета, окончил Псковскую гимназию с серебряной медалью. Будучи преподавателем и классным наставником этого молодого человека, я убедился, что он обладает выдающимися умственными способностями, прилежанием и добросовестностью в исполнении обязанностей. Если этому молодому человеку удастся поступить на медицинский факультет, что составляет его заветную мечту, то он без всякого сомнения сделается отличным врачом, полезным деятелем государства и общества».

Как в воду глядел.

Слайд 8

Как же получилось, что Лев, поступив на физико-математический факультет, передумал и перевелся в Москву на медицинский?

Из воспоминаний Вениамина Каверина:

«Когда в 1915 году был объявлен первый студенческий призыв на фронт, полиция пыталась задержать студентов, собравшихся в актовом зале на общефакультетскую сходку. Брату удалось убежать. Городовые погнались за ним, он кинулся по коридору, опустился по лестнице и распахнул первую попавшуюся дверь. Ассистент профессора Догеля сидел за столом и пил чай. Это был доцент А. В. Немилов. Не потеряв ни минуты, он накинул на Льва свой халат, усадил за микроскоп и спокойно вернулся к своему чаепитию. Дверь распахнулась... Вбежал пристав, за ним городовой.

- Виноват, господин профессор. Сюда забежал студент.
- В самом деле? Очень странно, но я его не заметил.
- Разрешите обыскать помещение?
- Ради бога. Но уверяю вас, посторонних здесь нет».

Когда все стихло, Немилов не отпустил студента.

Из воспоминаний Льва Зильбера:

«Мы еще долго сидели с ним. Он рассказывал поразившие меня факты о деятельности желез внутренней секреции и в заключение дал толстую книгу на немецком языке, посвященную этому вопросу.
 - Вы читаете по-немецки?
 - Плохо, к сожалению.

 - Вот и учитесь по этой книге. Даю ее вам до осени. Мы вышли. Было около восьми часов вечера - мы провели в лаборатории почти весь день. Только перейдя Неву и убедившись, что все благополучно, Немилов ушел».

Из воспоминаний Вениамина Каверина:

   «Брат и раньше бывал на кафедре известного гистолога А. Г. Догеля. И все же после встречи с Немиловым начался новый отсчет времени. Не доцент Немилов, а сама биология, накинув на брата халат, усадила его на всю жизнь за лабораторный стол».

Слайд 9

Окончив в 1919 году медицинский факультет Московского университета, Лев Зильбер пошел добровольцем в Красную армию, где боролся с сыпным тифом. В конце войны Зильбер, уже дивврач, шел быстро в гору. Перед ним была карьера, но он подал в отставку. В Зильбеое заговорил бактериолог. Ему нужна была работа в лаборатории. После войны вернулся к науке, занимался вопросами иммунитета, образованием антител и антигенов. Открыл трансформацию бактерий.

Слайд 10
В 1925 году будущий ученый познакомился с Зинаидой Ермольевой, изучавшей холеру.
 Об их браке Каверин писал, что это было:

«... событие неравнозначное для молодых супругов, поскольку привязанность Льва продолжалась пять-шесть лет, а Зина полюбила его на всю жизнь и во имя этого чувства десятилетиями приносила ему бесчисленные жертвы».

Свадебным путешествием для молодоженов стала научная поездка в Институт Пастера. Льву хотелось самостоятельности, поэтому, получив приглашение возглавить Азербайджанский институт микробиологии, он отправился в Баку. Зинаида осталась в Москве. К этому времени в их отношениях уже пролегла трещина.

Слайд 11
В 1931 году в Нагорном Карабахе разразилась эпидемия чумы, Зильбера направили ее ликвидировать. Уже в первые дни выяснились странные обстоятельства. Чума была легочная, форма инфекции – капельная, её можно ликвидировать сразу, нужно только прервать контакт больного со здоровыми и изолировать тех, кто уже был в контакте. Всё было быстро сделано. Однако возник второй, третий очаг. В чем дело? Оказывается, местные семьи разрывали могилу своего первого умершего, который, якобы, жив. И забирали органы.
 Из воспоминаний Льва Зильбера:

«Всё население района мы раздели догола и перевели в палатки, благо там было тепло. Специальные военные команды обработали хлорпикрином все постройки, одежду, абсолютно всё. И вот, продержав всё население в изоляции две недели, мы ликвидировали чуму.»

В зараженном районе ввели строжайший карантин и чуму победили. В Баку Зильбера встречали как героя, представили к ордену Красного знамени... который он получил через 30 лет. Его арестовали по обвинению в распространении чумы, а лавры победителей эпидемии получили другие.

Узнав об аресте, Ермольева (уже бывшая жена) хлопотала со стороны медицинской общественности, Вениамин попытался подключить Максима Горького. Неизвестно, что именно помогло, но, проведя в заключении четыре месяца, Зильбер вернулся к работе, начал создавать всесоюзный вирусный центр.

Демонстрация видеофрагмена

https://disk.yandex.ru/i/NkwDpwSKWL9Kfw


Слайд 12


В 1937 году на Дальнем Востоке участились случаи смерти от энцефалита среди местного населения и солдат. Эта болезнь была практически не изучена. Зильбер, возглавивший экспедицию эпидемиологов, обратил внимание на сезонность вспышек. Он первым понял, что переносчиком энцефалита являются клещи, и он же нашел способ лечения - сыворотку из плазмы крови выздоровевших, которая помогала выработать иммунитет. Все члены экспедиции были представлены к Сталинской премии - кроме Зильбера. Его вновь арестовали по доносу: якобы он собирался заразить членов Политбюро вирусом японского энцефалита. В 1937-м это тянуло на три статьи: диверсия, шпионаж и измена Родине. Научные работы об открытии переносчика вируса энцефалита вышли под другими именами, а в это время их настоящий автор подвергался пыткам и издевательствам. Льву Александровичу отбили почки и сломали несколько ребер, однако признательных показаний не добились. Много позже врачу, который ахнул, увидев на снимке криво сросшиеся ребра, Зильбер, улыбаясь, сказал: «Не обращайте внимания, доктор, это у меня – врожденное». Даже в лагере, в нечеловеческих условиях, Лев Зильбер продолжал заниматься наукой - искал спасение от вирусов. И опять его спасала Зинаида. Сама рискуя, держа наготове «арестный чемоданчик», она вместе с Кавериным около двух лет писала ходатайства, ходила по инстанциям, доказывала, что со времен Гражданской войны вся деятельность Льва Зильбера была направлена на благо Страны Советов.
Зильбера освободили в 1939-м. Помог друг юности, Юрий Тынянов, которому удалось «достучаться» до Берии.

Слайд 13, 14, 15

Демонстрация видеофрагмена

https://disk.yandex.ru/i/C9asfnS67aq6uA

С энтузиазмом Лев Александрович возглавил отдел вирусологии, но в 1940 году был арестован вновь. Это было самое тяжелое заключение Льва Зильбера. Он едва не погиб от истощения и непосильного труда. Его спас случай и медицинское образование: он удачно принял роды у жены начальника лагеря, и вскоре стал заведовать лазаретом, при котором создал небольшую научную лабораторию. Там, за полярным кругом, в зоне тундры и вечной мерзлоты Зильбер сумел справиться с пеллагрой, страшной болезнью, косившей заключенных без разбора. Его идея была простой: выращивать на ягеле, которым питались олени, дрожжи - ценнейший источник витаминов и белков. В маленькой лаборатории при лазарете врач Лев Зильбер вырастил дрожжи и создал новое лекарство - антипеллагрин. Одна инъекция творила чудеса – поднимала полностью истощенных людей. А самое главное, в его лагере резко упала смертность. Зильбер с разрешения начальства организовал конференцию лагерных врачей, на которой рассказал о том, как бороться с пеллагрой. А буквально на следующий день после конференции - срочный вызов в столицу.  Лев Зильбер надеялся на освобождение. Эта надежда рухнула сразу же после разговора со следователем. Ему предложили заняться бактериологией, но вовсе не той, о какой он мог мечтать. Зильберу предложили руководить лабораторией, изучающей средства бактериологической войны. Он отказался сразу – не помогли ни уговоры, ни угрозы. И тогда, ничего не добившись, его отправили в химическую "шарагу».
В "шараге" в нем снова заговорил ученый. Его давно привлекала онковирусология. Благо, были необходимое оборудование и время. Это не зона, где он был вынужден добывать крыс и мышей за махорку. Зильбер провел сотни опытов. Для проникновения в тайну раковых опухолей сначала нужно было изучить сам механизм взаимодействия вируса и клетки. В своих поисках он опирался на идеи Николая Гамалея, основоположника отечественной микробиологии и эпидемиологии, и работы Владимира Хавкина, создателя первой вакцины против холеры. Хавкин выяснил, что паразиты, попадая в протоплазму инфузорий-туфелек, быстро погибают. Однако те из них, которые, все же, достигают ядра, оказываются защищенными и сами вызывают гибель хозяина. Николай Гамалея пошел дальше и допустил, что могут существовать опухолеродные вирусы, размножающие в клеточных ядрах и поражающие наследственную часть клетки. Зильбер поставил себе задачу найти и выделить этот самый вирус. Среди онкологов того времени вирусная теория происхождения рака была непопулярна, да и доказательств у нее не было. Ни из одной опухоли человека до сих пор не удалось выделить опухолеродный вирус. А опухоли животных можно вызывать разными факторами, так что здесь вирус, скорее всего, не причем. Но Зильбера это не останавливало. Он продолжал ставить все новые и новые опыты, перенося клетки опухоли на здоровых животных, пытаясь доказать, что вирус – универсальная причина рака. Работая над вирусной теорией рака, он чувствовал правоту своей идеи, но пока не мог ее доказать – ему никак не удавалось выделить сам вирус, порождающий опухоль. Удача пришла неожиданно. Случайно погибла одна из подопытных крыс, и при вскрытии Зильбер обнаружил у нее маленький узелок молодой опухоли. Он отфильтровал зараженные клетки и перенес полученный экстракт на здоровую крысу. Через некоторое время у нее начала расти опухоль. Зильбера осенила догадка: вирус может присутствовать в опухолях только на ранних стадиях – он лишь запускает процесс болезни, а затем исчезает. Зильбер ставит новые опыты, теперь только с молодыми опухолями, и получает положительные результаты. Главный принцип его гипотезы – вирус не противостоит хозяйской клетке, не размножается в ней – он взаимодействует с ней, меняет ее наследственное свойство, превращая в опухолевую, а затем исчезает.

Демонстрация видеофрагмена

https://disk.yandex.ru/i/ayrpgBac91ttxw

Слайд 16
         Лев Зильбер стоял на пороге великого открытия, но не имел возможности донести его до коллег. В лаборатории он находит несколько листов папиросной бумаги и микроскопическими буквами записывает на них свою теорию, надеясь передать записку на очередном свидании. В то время свидания с ним разрешались один раз в 2-3 месяца.
Прошло почти 5 долгих и трудных лет его третьего заключения прежде чем на очередном свидании с братом и бывшей женой Зильберу удалось сунуть в руку Ермольевой листочки папиросной бумаги, скрученные до размеров пуговицы. Это была его вирусная теория рака.

Зинаида Ермольева прочитала записку, но почти ничего не поняла в ней – статья пугала своей новизной. З. В. Ермольева решилась на очередной отчаянный шаг. В 10 утра 21 марта 1944 года в Кремль на имя Иосифа Сталина было передано письмо о невиновности Льва Зильбера, подписанное виднейшими учеными страны. На конверте Зинаида Ермольева пишет всего одно имя – главного хирурга Красной армии Николая Ниловича Бурденко, с которым она хорошо знакома. На всех фронтах шло генеральное наступление, Иосиф Сталин не мог оставить без внимания письмо главного хирурга армии.
И произошло невероятное. 21 марта в тот же день, когда письмо легло на стол в приемную вождя, Льва Зильбера освободили. Это случилось накануне его 50-летия. 17 января 1945 года в газете "Известия" профессор Зильбер опубликовал заметку "Проблема рака", в которой популярно изложил свою концепцию. Он понимал исключительную важность для человечества решение загадки рака, и осознавал, какой будет реакция на его вирусную теорию, если публикация состоится в научной прессе. И вирусологи, и онкологи в своем подавляющем большинстве в то время еще не были готовы принять главную идею теории Зильбера – вируса-индуктора, а не вируса-мотора инфекционного процесса. Еще долгие годы Зильбер в одиночку будет искать практические доказательства своей теории. И только в 60-х у него появятся последователи.


Слайд 17
        К этому времени он создаст новую научную дисциплину - на стыке иммунологии и онкологии, опубликует множество работ о вирусном происхождении рака, будет избран членом Академии медицинских наук СССР, членом Королевского общества Великобритании, Академии наук США, членом Ассоциации онкологов Бельгии, Франции, будет удостоен Государственной премии СССР. Единственное, чего он не успеет, но о чем будет мечтать все эти годы - это создать вакцину против рака.
10 ноября 1966 года Лев Александрович Зильбер вошел в свой рабочий кабинет и протянул помощнице заключительные страницы книги, над которой он работал последние 2 года – "Вирусогенетическая теория возникновения опухолей". "Поздравьте меня, - сказал он. – Наконец, я ее закончил". Он улыбался. А через 10 минут его не стало.

Слайд 18

Ермольева Зинаида Виссарионовна (1898 – 1974) 

Выдающийся ученый-микробиолог, создатель ряда отечественных антибиотиков, действительный член Академии медицинских наук СССР Зинаида Виссарионовна Ермольева внесла огромный вклад в российскую науку. Парадокс: имя Ермольевой сегодня что-то говорит, в основном, ученым-микробиологам, зато героиню не раз экранизированного романа-трилогии «Открытая книга» Вениамина Каверина Татьяну Власенкову, прототипом которой стала Зинаида Виссарионовна, знают очень многие.

Слайд 19

Зинаида Виссарионовна Ермольева родилась в 1898 году, по разным данным 27 или 24 октября, на хуторе Фролов (ныне город Фролово Волгоградской области). Её отцом был зажиточный войсковой казачий старшина, подъесаул Виссарион Васильевич Ермольев.  У Ермольевой было пять братьев и сестёр. Когда в 1909 году умер глава семьи, заботу о детях взяла на себя их мать, Александра Гавриловна. Она перевезла Зинаиду и её старшую сестру Елену в Новочеркасск учиться в Мариинской женской гимназии — на хуторе не было учебных заведений. В 1915 году Зинаида Ермольева закончила гимназию с золотой медалью. Желание стать врачом возникло у девушки ещё во время учёбы в гимназии, после знакомства с биографией композитора Петра Ильича Чайковского, умершего от холеры, но окончательное решение о поступлении в медицинский институт она приняла на выпускном балу, услышав его «Сентиментальный вальс». Когда на выпускном балу зазвучал ее любимый «Сентиментальный вальс» Чайковского, она, признанная «королева танцев», вдруг неподвижно застыла у окна. Боль пронзила сердце: ведь именно сейчас у нее дома, под подушкой, лежит книга об этом композиторе-чародее. Гений... Расцвет таланта... И вдруг такой страшный, такой нелепый конец: черный гроб, залитый едкой известью. «Болезнь тяжелая, желудочная, плохо поддающаяся лечению», – прочитала она в книге. Кто-то вспомнил, что и мать Чайковского умерла от холеры. Но при чем тут смерть матери? Разве холера передается по наследству? Конечно, нет. Но, может быть, передается предрасположение к ней?.. История смерти Чайковского определила окончательный выбор Зинаидой Ермольевой своей будущей профессии: она станет врачом. Научные открытия, ученые степени и звания были еще впереди, но уже тогда у Зинаиды Виссарионовны было то, что она сохранила до конца жизни, – ермольевский характер: сильная воля, неиссякаемая жажда знаний, целеустремленность, завидная работоспособность.

Слайд 20

Осуществить мечту юной Зинаиде помогла мать, написавшая пламенное прошение Войсковому атаману, потому что сразу Зинаиду в институт не приняли, так как она была иногородней. Но, благодаря материнскому прошению и содействию атамана, 30 ноября 1916 года Ермольева З.В. была зачислена на первый курс Ростовского городского медицинского института. Со второго курса студентка  увлеклась микробиологией. Вела научную работу под руководством профессора Владимира Барыкина, специализирующегося на возбудителях холеры. В 1921 году окончила институт и была оставлена ассистентом на кафедре микробиологии. 

В 1921 г.  З.В. Ермольева окончила Северо – Кавказский университет.

В 1921 г. она ассистент на кафедре микробиологии  Кавказского Университета в Ростове-на-Дону, одновременно заведует бактериологическим  отделением  Северо-Кавказского бактериологического института.

В 1925 г. З.В. Ермольева возглавляет отдел биохимии микробов в Биохимическом институте им. А. Н. Баха в Москве.

Слайд 21-23

В 1922 году на Дону вспыхнула эпидемия холеры, и Еромольеву назначили заведующей отделением бактериологического института. Исследуя пути заражения, она сумела выделить из водопроводной воды холероподобные вибрионы. Чтобы понять, способны ли они вызвать холеру, она провела опыт на себе. Ермольева выпила воду с растворёнными в ней микробами — спустя несколько часов она тяжело заболела и едва не умерла. Вот ее протокольная запись: «Опыт, который едва не кончился трагически, доказал, что некоторые холероподобные вибрионы, находясь в кишечнике человека, могут превращаться в истинные холерные вибрионы, вызывающие заболевание». Это было научное открытие. Таким образом, 24-летняя девушка сделала открытие — светящиеся холероподобные вибрионы впоследствии стали носить её имя. На основании опытов микробиолога были созданы санитарные нормы хлорирования воды, которые используются до сих пор.

Исследования продолжались и их результаты были положены в основу санитарных норм, которые предусматривали постоянное наличие в сети водопроводов остаточного хлора как важного средства профилактики опасного заболевания. Ермольева выделила и изучила вибрион, обладавший необычной способностью светиться в темноте (позже он был назван ее именем). В 1925 году Зинаида Виссарионовна по рекомендации профессора В. Барыкина переехала в Москву. С собой она взяла небольшой чемодан с коллекцией из 500 лабораторных культур холерных возбудителей. Её назначили руководителем отдела биохимии микробов Биохимического института, который в 1934 году вошёл в состав Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ).

В том же году Ермольева организовала первую в нашей стране лабораторию биохимии микробов. Одна за другой выходят из печати ее научные статьи. Она занимается токсинами и... серьезно изучает французский и немецкий языки, потому что в 1928 г. ей предстоят научные командировки во Францию во всемирно известный микробиологический институт им. Пастера и в Германию, где работали видные микробиологи того времени. Но оказалось, и ученице уже было что сказать. Именно тогда появились первые публикации Ермольевой в немецких микробиологических журналах.

Одним из важнейших направлений научной деятельности Зинаиды Виссарионовны является изучение холеры. В 1922 г. во время вспышки холеры в Ростове-на-Дону она выделяет из организма больного светящийся в темноте холероподобный вибрион (впоследствии назван её именем). Зинаида Виссарионовна разрабатывает метод экспресс-диагностики холеры.  В 1939 г. она была командирована в Афганистан, где произошла вспышка холеры. Для предотвращения распространения инфекции в профилактических целях впервые применяется созданный ею препарат холерного бактериофага.

Зинаида Виссарионовна разработала метод обеззараживания воды от возбудителей холеры с помощью остаточного хлора. Этот метод лег в основу новых санитарных норм СССР. З.В. Ермольева изучала применение бактериофагов для профилактики и лечения кишечных инфекций.

Слайд 24

Среди целого ряда интереснейших результатов исследований, проведенных Ермольевой в 30-х гг., наиболее важным было получение (совместно И.С. Буяновской) препарата фермента лизоцима и разработка методов его практического применения. Уже давно ученые пришли к выводу, что, во-первых, существует антагонизм между микроорганизмами и, во-вторых, всякий живой организм обладает системой защиты от микробов. Но каковы эти средства защиты? В 1909 г. русский микробиолог П.Н. Лащенков получил из куриного яйца вещество, которое задерживало развитие некоторых микробов. Позже англичанин Александр Флеминг обнаружил это вещество в тканях сердца, печени, легких, а также в слюне и слезах человека. Он назвал его лизоцимом, но практического значения ему не придал.

Ермольева смогла разработать метод выделения и концентрации лизоцима, установить его химическую природу и использовать в практике. Она обнаружила и новые источники лизоцима: редька, хрен, репа... Так получили объяснение лечебные свойства древнейших средств народной медицины. Значительно позже, в 1970 г., Ермольева вместе со своими учениками смогла получить и кристаллический лизоцим, который стал широко применяться в хирургии, офтальмологии, педиатрии. Ермольева впервые в медицинской практике предложила использовать лизоцим для лечения некоторых глазных болезней, заболеваний носоглотки. По ее предложению лизоцим стали использовать в пищевой промышленности и сельском хозяйстве. На разработанные способы консервирования икры (1934) и мочки льна (1943) Ермольевой были выданы авторские свидетельства. В 1935 г. Ермольевой была присуждена докторская степень, а в 1939 г. ее утверждают в ученом звании профессора.

Слайд 25

Когда в 1939 г. в Афганистане вспыхнула холера, Зинаида Виссарионовна с группой ученых-медиков выехала в Среднюю Азию. Для предотвращения распространения инфекции через границу здесь в профилактических целях был впервые применен созданный ею незадолго до того препарат холерного бактериофага. Важную роль сыграл и другой ценный результат многолетних исследований Ермольевой и сотрудников ее лаборатории – метод экспресс-диагностики холеры. Некоторое время Зинаида Виссарионовна работала в Ташкентском институте вакцин и сывороток, и ей удалось завершить поиск путей создания комплексного препарата бактериофага: она сумела соединить 19 видов «пожирателей» микробов. Полученный комплексный препарат был способен бороться с возбудителями не только холеры, но и таких опасных заболеваний, как брюшной тиф и дифтерия. На уровне развития медицины того времени это было осуществлением давней мечты людей о «живой воде»

Слайд 26

Как же эта «живая вода» пригодилась в Великую Отечественную войну!

В 1942-м, когда фашисты стали наступать на Сталинград, там сложилась тяжелая обстановка. Эвакуировать успели далеко не всех мирных жителей, а в рядах наступающих немцев вспыхнула холера. Возникла угроза, что эта инфекция перекинется и на советские войска и горожан. Было принято решение: дать холерный бактериофаг всему населению города и находящимся в нем войскам. Ермольева полетела туда, – рассказывает кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра по изучению войн и геополитики Института всеобщей истории РАН Дмитрий Суржик. – А эшелон, который вез запасы холерного бактериофага, разбомбили. Что делать? Выход был один – организовать его производство на месте.

Ермольева стала готовить его в импровизированной подземной лаборатории. Она требовала от разведчиков доставлять с вражеской территории трупы умерших от холеры фашистов. Это приводило в полнейшее недоумение немецкое командование. А советские врачи выделяли из этих трупов характерные вибрионы холеры и выращивали специфические к ним бактериофаги... Несмотря на осаду города, сложнейшее микробиологическое производство было налажено и необходимое количество бактериофага было получено. Ежедневно его принимали 50 тыс. человек. Такого в истории еще не было.

Слайд 27

Наблюдая за ранеными, Зинаида Виссарионовна видела, что многие из них умирают не от ран, а от заражения крови. Она понимала, что, во что бы то ни стало, нужно найти средство для спасения раненых. К тому времени исследования ее лаборатории показали, что некоторые плесени задерживают рост бактерий. Ермольева знала, что в 1929 г. Флеминг получил из плесени пенициллин, но выделить его в чистом виде так и не смог, т.к. препарат оказался очень нестойким. Знала она и о том, что уже давно наши соотечественники заметили лечебные свойства плесени. Ею, к примеру, умела врачевать Алена Арзамасская, сподвижница Степана Разина, русская Жанна д’Арк; на плесень обратил внимание профессор петербургской военно-медицинской академии В.А. Монассейн; ученый-микробиолог А.Т. Полотебнов применял плесени при лечении гнойных ран. В 1940 году Говарду Флори и Эрнсту Чейни удалось получить чистое действующее вещество из Penicillium notatum, названное пенициллином. З.В.Ермольева, которую также интересовало противомикробное действие плесени, смогла получить такое же вещество из другого плесневого гриба Penicillium crustosum в 1942 году, и назвала его крустозином.  Ермольева, возглавлявшая Всесоюзный институт экспериментальной медицины, задалась целью получить пенициллин из отечественного сырья. В то время уже было разработано лекарство пенициллин. Но союзники отказались продать технологию в СССР. Власти поручили Ермольевой создать аналогичный препарат. И в 1942 г., она его получила. В России появился пенициллин «Крустозин». Величайшей заслугой Ермольевой является то, что она не только первой в нашей стране получила пенициллин, но и активно участвовала в организации и налаживании промышленного производства этого первого отечественного антибиотика. И сделала она это в годы Великой Отечественной войны – труднейший период нашей истории.

Слайд 27

Потребность в пенициллине росла с каждым днем. Важно было увеличить не только количество препарата, но и его «силы». Интересное испытание «солнца антибиотиков» произошло в январе 1944 г., когда в Москву с группой зарубежных ученых приехал профессор Говард Флори. Он привез свой штамм пенициллинума и решил сравнить его с российским. Наш препарат оказался активнее английского: 28 единиц против 20 в 1 мл. Тогда профессор Флори и американский ученый Сандерс предложили провести клинические испытания. И вновь победу одержал наш отечественный пенициллин. Профессору Флори, этому высокому, энергичному ученому, нравилась атмосфера доброжелательности и слаженной работы, которой как-то незаметно дирижировала маленькая изящная Ермольева. Он называл ее не иначе как «Госпожа Пенициллин». А еще профессору понравилось восточное слово «ханум», которым иногда называли Зинаиду Виссарионовну сотрудники, вспоминая ее работу в Средней Азии. Именно так называли там «русскую докторшу». А с помощью Флори Зинаида Виссарионовна превратилась в «Пенициллин-ханум». Так и осталась в лаборатории фотография, где двое ученых склонились над пенициллиновым грибком, и надпись, сделанная рукой Ермольевой: «Пенициллин-ханум» и сэр Флори – огромный мужчина».

Итак, отечественный пенициллин-крустозин в труднейших испытаниях одержал победу. Но на полях Великой Отечественной еще продолжались бои, и тысячам раненых ежедневно требовалась экстренная помощь. Ермольева берется за решение и этой проблемы. Осенью 1944 г. бригада ученых-исследователей и врачей, возглавляемая Н.Н. Бурденко, направляется в действующую армию, чтобы испытать препарат в полевых условиях. Во главе группы микробиологов Ермольева. Научная задача была выполнена: пенициллин выдержал экзамен и на фронте. И в прифронтовой полосе, где профессор Ермольева провела почти полгода, и на фронте, работая в лаборатории, наскоро оборудованной в подвале, а то и в блиндаже или палатке, она никогда не жаловалась на условия быта, чаще всего просто забывала о них. «Рождение» пенициллина послужило импульсом для создания других антибиотиков: первого отечественного образца стрептомицина, тетрациклина, левомицетина и экмолина – первого антибиотика животного происхождения (из молок осетровых рыб). Кроме того, Ермольева первой из отечественных ученых начала изучать интерферон как противовирусное средство. В период Великой Отечественной Войны (1942 г.) она – руководитель лаборатории биохимии микробов Всесоюзного института экспериментальной медицины, где, несмотря на бомбежки, ею впервые получен отечественный антибиотик пенициллин. Созданный препарат пенициллина – крустозин ВИЭМ был выделен из штамма гриба вида Penicillium crustosum. Осенью в 1944 г. Советская военно-медицинская служба во главе с З.В. Ермольевои и великим хирургом Николаем Бурденко испытала пенициллин в боевых условиях на 1 Прибалтийском фронте. Советский пенициллин выдержал решающую проверку – лекарство действительно помогало раненым красноармейцам. Пенициллин оказал неоценимую помощь военным медикам. После этого началось промышленное производство препарата, с помощью которого были спасены десятки тысяч жизней.

Слайд 28-30

В 1945–1947 годах Ермольева была директором Института биологической профилактики инфекций.  В 1947 году на базе института был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт пенициллина (позднее — Всесоюзный научно-исследовательский институт антибиотиков), в котором она заведовала отделом экспериментальной терапии.  С 1952 года и до конца жизни Ермольева возглавляла кафедру микробиологии и лабораторию новых антибиотиков Центрального Института усовершенствования врачей (ныне Российская медицинская академия последипломного образования).  Зинаида Виссарионовна достойно представляла нашу страну во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в Женеве. Она активно участвовала в работе I Всемирного женского конгресса в Париже, выступала на научных конференциях в Праге и Оттаве, Будапеште и Милане... С 1956 г. и до конца своей жизни Ермольева возглавляла Комитет по антибиотикам. Она была главным редактором журнала «Антибиотики», членом редколлегии международного «Журнала антибиотиков», издаваемого в Токио. Ермольева была членом чехословацкого научного общества им. Пуркине, а на VII Международном конгрессе химиотерапии была награждена медалью имени этого выдающегося чешского естествоиспытателя за заслуги в области медицины в международном масштабе. Ее перу принадлежит 535 научных работ. Профессор Ермольева была признана Заслуженным деятелем науки РСФСР. За её вклад в науку ей были вручены два ордена Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден «Знак Почета». 

Слайд 31

Страничка 2

Их имена рядом с нами…

Слайд 32

В 1994 г. в г. Фролов Волгоградской области на улице, названной в честь З.В. Ермольевой, была установлена памятная доска с надписью «Улица названа именем лауреата Государственной премии СССР академика Ермольевой Зинаиды Виссарионовны (1898-1975 гг.). Под ее руководством в 1942 г. был разработан способ получения отечественного пенициллина».

Демонстрация видеофрагмента «Церемония закладки камня на месте будущего памятника Зинаиде Ермольевой в Ростове-на-Дону»

Церемония закладки камня на месте будущего памятника Зинаиде Ермольевой прошла в Ростове - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

Слайд 33

Страничка 3

Литературная…

Жизнь и научно-исследовательская деятельность микробиологов вдохновляет писателей на создание литературных произведений. Не только научная, научно-популярная литература, но и художественная посвящены микробиологии.

Слайд 34

«Пеницилин спас жизнь не только тысячам советских солдат, но и жизнь видного советского вирусолога Льва Зильбера, ее первого мужа. Первым мужем Ермольевой стал известный вирусолог Лев Зильбер. Они познакомились в Москве, в институте биохимии. В 1928 году вместе поехали в Европу и стажировались в Институте Пастера в Париже и Институте Коха в Берлине, лучших научных центрах того времени. В этом же году пара поженилась. В 1937 году Зильбер был репрессирован, в это время с Ермольевой они уже были разведены. Несмотря на это Ермольева приложила много усилий к его освобождению. В 1940 году его снова арестовали, выпустили в 1944 году. Всю жизнь Зинаида Виссарионовна любила одного человека. Любила и после того, как они расстались. Когда с ним случалась какая-нибудь беда, она кидалась ему на помощь, спасала... Зинаида Ермольева приложила значительные усилия к тому, чтобы письмо в его защиту достигло высоких кабинетов» (из воспоминаний В.Каверина). Историю любви Льва и Зинаиды Каверин описал своих мемуарах, а биографическая повесть «Старший брат» посвящена Льву Александровичу Зильберу— Лев Зильбер был старшим братом Вениамина Каверина.

Слайд 35

В. Каверин «Открытая книга»

Роман посвящен судьбе микробиолога Татьяны Власенковой, одному из советских ученых первооткрывателей пенициллина. У нее был реальный прототип, ученый, стоявшая у истоков создания первого антибиотика. Книга повествует о жизни Татьяны Власенковой с детства до зрелого возраста. Писатель прослеживает нелегкий, но мужественный путь героини к научному открытию, которое оказало глубокое влияние на развитие медицинской науки. Становление характера, судьба женщины-ученого дает плодотворный материал для осмысления современной молодежью жизненных идеалов. Широко известное произведение современного русского писателя, посвященное советским микробиологам, охватывают события от предреволюционных дней до нашего времени.
Перед нами жизненный путь Татьяны Власенковой. Таня в 11 лет стала свидетельницей дуэли гимназистов, которая закончилась несчастным случаем. Исход закономерный, но все же неожиданный, ибо жертвой стала сама Татьяна. Гимназист, стрелявший вторым, решил проявить милосердие и выстрелил в сторону от противника. В зимних сумерках никто не заметил, что там стояла девочка. То, что ей удалось выжить, врач посчитал чудом. Очнулась она в незнакомом доме, в котором и провела несколько недель своего выздоровления. Так она попала в семью Львовых, с которой после была связана вся её дальнейшая судьба. Встреча со Львовыми определила всю её жизнь. Ей суждено было стать большой величиной в медицине. Нет, не сразу поняла она своё призвание. Как и многие девочки, Таня сначала мечтала стать актрисой и много трудилась, чтобы поступить в театральный. Кино было её мечтой. К счастью, она провалилась. К счастью для многих людей, чьи жизни она спасла своим открытием – пенициллином. Татьяна открыла новую эпоху - эпоху антибиотиков.

«…задача, возникшая перед большим отрядом микробиологов и эпидемиологов в Сталинграде, была не похожа на все, что делалось прежде, ни по характеру, ни по масштабу. Задача была неслыханная, небывалая. Она заключалась в том, что мы должны были организовать сложное микробиологическое производство в осажденном городе, находившемся под тяжелой угрозой» (отрывок)

Слайд 36

Вениамин Каверин, знавший Ермольеву с 1928 г., говорил, что она «необычайно щедрый человек и в науке, и в жизни». В ее научной щедрости мы уже убедились. А в жизни наша выдающаяся современница была щедрой на такие личностные качества, как целеустремленность, основанная на желании помогать людям, поразительная работоспособность, отчаянная смелость, часто связанная со смертельным риском, неподдельная чуткость, талант любви и дружбы. Ученица и сотрудница Ермольевой профессор Е.А. Ведьмина рассказывала, что Зинаида Виссарионовна могла «не замечать» вас, когда у вас все было хорошо, но стоило вашему рабочему или душевному комфорту в чем-то нарушиться, она уже была рядом, помогала, хлопотала...

Слайд 37

Выдающийся ученый-микробиолог, создатель ряда отечественных антибиотиков, действительный член АМН Зинаида Виссарионовна Ермольева внесла огромный вклад в российскую науку.

Ведущий:

Вот мы и закончили наш Устный журнал, надеемся, что вы узнали для себя много нового, интересного и полезного. Теперь мы должны попрощаться с вами, до скорой встречи!

Список использованной литературы:

  1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. – М.: МИА, 2016 - 792 с.
  2. Каверин В. А. Открытая книга. – М.: Вече, 2013
  3. Солоухин Вл., Голубев Д. Размышления и споры о вирусах. – М.: Молодая гвардия, 1989

Интернет – ресурсы:

Большая медицинская энциклопедия http://бмэ.орг/index.php 

Архивы Российской академии наук http://www.arran.ru/?q=ru/exposition10_2

Биоуроки   http://biouroki.ru/rebus/42.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"

В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....

Методическая разработка: Родительское собрание "Школа любящих родителей"

РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА Цель: изучение событий русско-японской войны и отображе­ние их в литературе. Предварительное задание. 1. Прочитать рассказ Л. Андреева «Красный смех&raq...

Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...

Методическая разработка урока по дисциплине: Микробиология

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАДисциплина: Микробиология...

Методическая разработка открытого урока " Знатоки микробиологии"

Методическая разработка содержит информационный материал, который может быть использован для проведения занятия профессиональных дисциплин...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Великая Отечественная война» повторительно-обобщающий урок (историческая викторина)

Тема : «Втораямировая война. Великая Отечественная война». Цели: Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;Развитие навыков коллективной работы учащихс...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Основатели отечественной школы микробиологии"

Методические разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское д...