Доклад на тему:Организация самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу 02.01 Технология подготовки сырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста
статья на тему

Арцыбашева Светлана Юрьевна

В настоящее время по многим учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов. 
По мнению ряда специалистов, самостоятельная работа студентов - это неотъемлемая часть учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению знаний.

Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими методическими объединениями, учебной частью, методическими службами учебного заведения. В результате осваиваются навыки познания, формируется  мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности На основе государственного образовательного стандарта увеличено время на проведение практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов (СРС), при соответствующем сокращении времени на чтение лекций. Это требует создание необходимых условий, обеспечивающих  эффективность СРС. Для  «МДК 02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста» были выделены ограниченные часы. Это требует активной организации самостоятельной работы, исходя из степени готовности к ней каждого студента. Необходимо выстраивать систему заданий так, чтобы в конечном счете студент имел возможность реально оценить свое знание, а преподаватель определяя её должен оказывать консультативную помощь каждому студенту по развитию его самостоятельной работы.

По мере готовности к самостоятельной работе функция контроля со стороны преподавателя заменяется различными формами самоконтроля.

В результате от первоначального непосредственного руководства преподавателя студент начинает переходит к самоуправлению собственной деятельностью.

 Мною  по междисциплинарному курсу «МДК 02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста»  для студентов по профессии повар разработаны и внедрены в учебный процесс методические указания по выполнению самостоятельных работ  на основе дидактических материалов, т. е. схем, рисунков и графиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад по теме: Организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях.

преподаватель: Арцыбашева С. Ю

Содержание каждой учебной дисциплины ориентировано на конкретную педагогическую технологию и комплект учебно-методических материалов, разработанных для поддержки её изучения. 

В настоящее время по многим учебным дисциплинам уменьшается объем аудиторных занятий, в связи с чем возросла роль самостоятельной работы студентов. 
По мнению ряда специалистов, самостоятельная работа студентов - это неотъемлемая часть учебного процесса под руководством и контролем преподавателя, в ходе которого совершается творческая деятельность по приобретению и закреплению знаний.

Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими методическими объединениями, учебной частью, методическими службами учебного заведения. В результате осваиваются навыки познания, формируется  мировоззрение и личные убеждения по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности

На основе государственного образовательного стандарта увеличено время на проведение практических занятий, организацию самостоятельной работы студентов (СРС), при соответствующем сокращении времени на чтение лекций. Это требует создание необходимых условий, обеспечивающих  эффективность СРС.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию,  при методическом руководстве преподавателя,  но без его непосредственного участия.  Но следует заметить, студенты, многие из которых ещё не приучены к ее выполнению  и не имеют навыков поиска нужной информации, обязательно должны осуществлять работу под руководством преподавателей и ими руководствоваться. 

 Кроме того, студентов необходимо обеспечить учебно-методическими и справочными материалами. Должны быть подготовлены как печатные, так и электронные версии учебных пособий по практическим занятиям.

Необходимо разработать и внедрить обоснованную систему учёта качества выполнения самостоятельной работы в семестре при выставлении рейтингового балла по дисциплине. 

Согласно новой образовательной парадигме независимо от специализации и характера работы любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социально-оценочной деятельности. Две последние составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы обучающихся, а педагог

 лишь организует познавательную деятельность обучающихся

Нам предоставляется, что нельзя недооценивать  необходимость самостоятельной работы студентов на практических занятиях, как и абсолютизировать её при работе во вне учебное время, скажем при выполнении индивидуальных домашних заданий.

Большой упор делается на решение задач, упражнений, составление различных диаграмм, графиков. Такой подход к изучению материалов способствует углублению знаний при подготовке высококвалифицированных работников. 

В процессе овладения способностью к самостоятельной работе  студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека.

Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста. Поэтому в каждом учебном заведении, на каждом курсе тщательно отбирается материал для самостоятельной работы обучающих под руководством преподавателей.

Организация самостоятельной работы состоит из следующих этапов:

  • планирование самостоятельной работы  студентов;
  • организация самостоятельной работы;
  • методы и средства контроля процесса и результатов;

Для  «МДК 02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста» были выделены ограниченные часы. Это требует активной организации самостоятельной работы, исходя из степени готовности к ней каждого студента. Необходимо выстраивать систему заданий так, чтобы в конечном счете студент имел возможность реально оценить свое знание, а преподаватель определяя её должен оказывать консультативную помощь каждому студенту по развитию его самостоятельной работы.

По мере готовности к самостоятельной работе функция контроля со стороны преподавателя заменяется различными формами самоконтроля.

В результате от первоначального непосредственного руководства преподавателя студент начинает переходит к самоуправлению собственной деятельностью.

 Мною  по междисциплинарному курсу «МДК 02.01. Технология подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста»  для студентов по профессии повар разработаны и внедрены в учебный процесс методические указания по выполнению самостоятельных работ  на основе дидактических материалов, т. е. схем, рисунков и графиков.

Основной целью разработки и внедрения методических указаний является содействие оптимальному усвоению обучающимися учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании

Выполняя самостоятельную работу  студенты:

  • углубляют и систематизируют теоретические знания;
  • формулируют и решают познавательные задачи;
  • развивают аналитические способности умственной деятельности (анализ, систематизация);
  • приобретают навыки работы с различной по объему и виду информацией (учебная и научная литература, нормативные документы, интернет ресурсы);
  • практически применяют теоретические знания;
  • приобретают навыки организации самостоятельного учебного труда и контроля за его эффективностью.

В процессе самостоятельной работы обучающиеся:

  • формулируют цель предстоящей деятельности;
  • выбирают наилучший путь достижения цели;
  • собирают и изучают информацию;
  • постоянно контролируют себя и свою деятельность;
  • корректируют работу с учетом полученных результатов;
  • по окончании работы анализируют ее результаты и оценивают степень их совпадения с поставленной целью;
  • отображают информацию в необходимой форме;
  • консультируются у преподавателя;
  • оформляют работу;
  • представляют работу на оценку преподавателя.

При составлении заданий выбрали следующие принципы и методики: 

Приведём примеры из составленных задач.

Задания для самостоятельной работы могут быть:

  • для овладения знаниями: чтение текста, составление плана текста, составление опорного конспекта,  работа  с учебниками , справочниками, технической документации, использование компьютерной техники, интернета;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекций, составление таблиц, схем и графиков  для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы,  тесты.
  • для формирования умений: решение вариативных задач, решение задач по образцу, выполнение расчетно-графических работ, решение производственных ситуаций.

Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы. Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику дисциплины, индивидуальные особенности студентов, соответствовать объему изучаемого материала.

С учетом приведенного описания многообразия форм внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки цели и определения задач

          Примеры заданий для самостоятельной работы представлены  в схемах и рисунках и таблицах. Это относиться к проблемным занятиям в современных технологиях обучения, потому что самостоятельная творческая работа студентов реально обеспечивается в  схемах и заданиях. 

       Задание  1

Заполните таблицу 1.1 определив способ предварительной обработки каждого из предложенных видов сырья

Таблица 1.1  Способ подготовки сырья  к производству

Наименование  сырья                    способ подготовки к производству

1

Молоко пакетированное

2

Кефир

3

Сметана

4

Сгущенное молоко

5

Солевая смесь

6

Сахарный сироп

       

  Задание 1.2 Составление маршрута подготовки сыпучего сырья к переработке.  

  Заполните таблицу 1.2 Составление маршрута подготовки сыпучего сырья к переработке  

   (отметить +)

Таблица 1.2 Составление маршрута подготовки сыпучего сырья к переработке

Наименование  сырья

просеивание

переборка

промывание

обжарка

1

мука

2

Гречневая крупа

3

манная

4

перловая

5

Рисовая

Критерии оценивания выполненной работы

Критерии

Оценка

Таблицы 1.1; 1.2 составлены   верно, маршрут выдержан.

Технологическая терминология выдержана

5

Таблицы 1.1; 1.2 составлены   верно маршрут выдержан,

терминология частично не выдержана.

4

Таблицы  составлены с ошибками, частично нарушены этапы маршрута. Технологическая терминология не выдержана.  

3

 Задание 3

 Составьте технологические схемы подготовки сырья, изучив главы «Блюда и гарниры из круп, бобовых, макаронных изделий» учебник Анфимова Н.А. «Кулинария».

Схема 1 подготовка сырья к производству

 Ответьте на вопросы:

Как правильно подготовить крупу перловую?

Зачем замачивают бобовые?

Как подготовить макароны к варке?

Критерии оценивания выполненной работ

 Критерии

Оценка

Схема составлена, указаны все необходимые технологические условия. Технологическая терминология выдержана. На вопросы даны полные ответы.

5

Схема составлена, указаны не все необходимые технологические условия. Технологическая терминология частично не выдержана. На вопросы даны не полные ответы.

4

Схема составлена, указаны не все необходимые технологические операции и технологические условия. Технологическая терминология не выдержана. На вопросы не даны ответы.

3

Задание 4. Составление таблиц  выполнения технологического процесса и предупреждение различных дефектов в блюдах: «Биточки манные» и «Крупеник гречневый»

Задание 4.1

Заполните таблицу  4.1 Заполните таблицу, вписав  этапы приготовления блюд в пустые колонки в предложенных вам названиях

Таблица 4.1 Этапы приготовления блюд

    Название блюда

                         Этапы  приготовления

     Биточки манные

1…….

2…….

3. ……

4……..

5. …….

     Крупеник гречневый

1. …….

2. …….

3. ……

4. ……

5. …….

Критерии оценивания выполненной работ

Критерии

Оценка

Таблица  составлена верно, все этапы выдержаны.

5

Таблица  составлена верно, но допущены незначительные ошибки в технологической последовательности

4

Таблица составлена  с нарушением технологической последовательности

3

Задание 4.2  

Заполните таблицу  4.2 Ппредупреждение различных дефектов в блюдах: «Биточки манные» и «Крупеник гречневый»

Таблица 4.2   Заполните в таблице причины возникновения дефектов

Название блюда

                                Возможные дефекты

Биточки

манные

Изделия изменили форму

(расплываются при выпечке)

На поверхности трещины

Изделия подгорели

Панировка  при жарке отделилась

от изделий

причины

возникновения

Крупеник гречневый

Масса после запекания очень вязкая

Рисунок на поверхности расплывчатый и неровный

Масса неоднородна, чувствуются крупинки творога

Отсутствует корочка

причины

возникновения

Критерии оценивания выполненной работы

Критерии

Оценка

Таблица  составлена верно, все этапы выдержаны.

5

Таблица  составлена верно, но допущены незначительные ошибки в причинах возникновения возможных дефектов

4

В таблице имеются   неверные ответы (2-3ответа)

3

Задание 5 Составление схем технологических  операций приготовления блюд из макаронных изделий: лапшевник с творогом, составление технологических карт на простые блюда и гарниры из макаронных изделий

Задание 5.1 Закончите схему  приготовления лапшевника

Схема 2. Приготовление  лапшевника.

Задание 5.2 Произвести расчет гарнира макароны отварные на 100 порций(следует учесть выход одной порции в граммах 150), описать технологию приготовления гарнира «Макароны отварные с маслом»

Наименование

продуктов

Масса сырья

Масса сырья на 100 порций

Брутто(г)

Нетто(г)

Макаронные изделия

200

200

Масло сливочное

150

150

выход

1000

Задание 5.

Запишите технологию приготовления гарнира «Макароны отварные с маслом»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценивания выполненной работы

Критерии

Оценка

Схема составлена верно, последовательность выдержана

Расчет технологической карты произведено верно, технология описана верно

5

Схема составлена верно, последовательность выдержана, расчет технологической карты произведено верно, есть неточности в описании

технологии приготовления блюда

4

Таблица составлена  с нарушением технологической последовательности, есть математические ошибки в расчетах, неточности в описании

технологии приготовления блюда

3

 

 Самостоятельная работа студентов,  являясь эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих специалистов, представляет собой: 

  • многомерное педагогическое явление, одновременно выступает как одни из составных, органических элементов учебного процесса, подпроцесс целостного образовательного процесса в учреждении высшего профессионального образования;
  • как вид учебной  деятельности, при котором самостоятельно выполняются задания учебного, исследовательского, профессионального характера, обеспечивающие усвоение системы профессиональных знаний, способов деятельности, формирование навыков и умений творческой деятельности;
  • как самоорганизация образовательной деятельности, характеризующаяся возрастающей внутренней мотивированностью, самостоятельностью, активностью студента как ее субъекта;
  • как способ управления преподавателем самостоятельной познавательной  деятельностью студентов, средство ее логической и психологической организации; а ее результатом становится  готовность к  самореализации в профессиональной деятельности.

Повышению продуктивности самостоятельной работы студентов  способствует использование дифференцированного подхода к ее организации и содержанию.   

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное образовательное учреждение профессионального образования “Воркутинский политехнический техникум ” Организация самостоятельной работы студентов по междисциплинарному курсу 02.01 Технология подготовки сырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста Подготовила Арцыбашева С.Ю - преподаватель специальных дисциплин Доклад на тему:

Слайд 2

Цель: Основной целью самостоятельной работы является содействие оптимальному усвоению обучающимися учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании

Слайд 3

Выполняя самостоятельную работу обучающиеся углубляют и систематизируют теоретические знания; приобретают навыки работы с различной по объему и виду информацией (учебная и научная литература, нормативные документы, интернет ресурсы );

Слайд 4

Самостоятельная работа 1 Задание 1 № Наименование сырья способ подготовки к производству 1 Молоко пакетированное 2 Кефир 3 Сметана 4 Сгущенное молоко 5 Солевая смесь 6 Сахарный сироп Заполните таблицу 1.1 определив способ предварительной обработки каждого из предложенных видов сырья

Слайд 5

Задание 2 Заполните таблицу подготовки сыпучего сырья к переработке. Заполните таблицу 1.2 (отметить +) Наимен. сырья просеивание переборка промывание обжарка мука Гречневая крупа манная перловая Рисовая

Слайд 6

Задание. 3 Составьте таблицу «Оценка качества определенного вида сырья по стандарту и определение градаций качества», изучив главу «Классификация продовольственных товаров», «Качество продовольственных товаров» раздел «Крупа», «Мука» учебного пособия Матюхина В.П. «Товароведение продовольственных товаров» и учебник Анфимова Н.А. «Кулинария».

Слайд 7

Критерии оценивания выполненной работы Критерии Оценка Таблицы составлены верно, маршрут выдержан Технологическая терминология выдержана 5 Таблицы 2 составлены верно терминология частично не выдержана. 4 Таблицы составлены с ошибками, частично нарушены этапы маршрута. Технологическая терминология не выдержана. 3

Слайд 8

Задание 2 Ответьте на вопросы: 1. Как правильно подготовить крупу перловую? 2.Зачем замачивают бобовые? 3. Как подготовить макароны к варке? Задание. 3 Составьте алгоритм приготовления стручковой фасоли с орехами в соусе Стручки фасоли……..промывают…….. →……→орехи грецкие→…… измельчают и ………→ перемешивают→вводят ….соус……. доводят до готовности…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02. ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛЮД И ГАРНИРОВ ИЗ КРУП, БОБОВЫХ И МАКАРОННЫХ ИЗДЕЛИЙ, ЯИЦ, ТВОРОГА, ТЕСТА

Учебная  программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям начального  профессионального образования (далее – НП...

«Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста»

Рабочая программа модуля ПМ02 «Приготовление блюд и  гарниров  из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста» по профессии  260807.01 «Повар, кондитер»...

Рабочая программа производственного обучения для профессионального модуля ПМ 02 «Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста» по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер».

Профессиональный модуль  ПМ 02 «Приготовление блюд и  гарниров  из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста» является вторым из восьми модулей (частей) рабочей прогр...

Рабочая программа ПМ.02 ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

  Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста является частью программы подготовки квалифициро...

Рабочая программа ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

  Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста является частью программы подготовки квалифициро...

Методические указания для выполнения для выполнения лабораторно-практических работ МДК. 02.01 Технология подготовки сырья и приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста

Методические указания для выполнения для выполнения лабораторно-практических работ  по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер» разработаны в соответствии с содержанием рабочей программы профессионал...

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы ПМ. 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, яиц, творога, теста по профессии 19.01.17«Повар, кондитер»

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы составлены в соответствии с рабочей программой по ПМ. 02. Приготовление блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, ...