Учебная практика ТЭУ1. Урок 2. Проведение измерительных техник (температуры тела, пульса, артериального давления, водного баланса, промывание желудка).
учебно-методический материал

Милованова Екатерина Станиславовна

1. Изучите теоретический материал.

2.Ответьте на вопросы, актуализирующие знания.

3. Произведите самостоятельно алгоритм действий по измерению:

-температуры тела

-пульса

-артериального давления.

4. Составьте инструкционно-технологическую карту одной из техник измерения (можно как в письменном, так в электронном виде)

 

В качестве дополнительных источников используйте интернет-ресурсы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл учебная практика. Урок 221.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №2

Тема: Проведение измерительных техник (температуры тела, пульса, артериального давления, водного баланса, промывание желудка).

Цели: 

1. Обучающая:

- Научить обучающихся измерительным техникам.

2. Развивающая:

- Развить профессиональные и общие компетенции при выполнении измерительных техник.

3. Воспитательная:

- Воспитать стремление к постоянному развитию профессиональных компетенций и мастерства. 

Вводный инструктаж:

Актуализация опорных знаний:

Ответьте письменно на вопросы:

-Какая температура способствует нормальной жизнедеятельности организма?

-Что такое артериальное давление?

- Как называется прибор для измерения артериального давления?

-В каких случаях человеку может потребоваться промывание желудка?

-Какие внешние факторы могут оказать отрицательное действие на водный баланс организма?

Формирование ориентировочной основы действий.

На этом уроке мы с вами поближе познакомимся и изучим измерительные техники:

температуры тела, пульса, артериального давления, водного баланса. А также промывание желудка.

Сейчас прошу вас рассмотреть алгоритмы измерения показателей организма.

ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА

В ПОДМЫШЕЧНОЙ ОБЛАСТИ

Оснащение: максимальный медицинский термометр, постовой температурный

лист, ручка, часы, лоток для использованного термометра.

Алгоритм выполнения манипуляции:

1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель и ход

манипуляции, получить его согласие

2. Вымыть, осушить руки.

3. Приготовить все необходимое.

4. Осмотреть подмышечную впадину пациента, вытереть ее насухо (полотенцем

пациента).

5. Взять термометр, проверить, что ртуть в резервуаре ниже 35оС.

6. Поместить резервуар термометра в подмышечную впадину так, чтобы он соприкасался

с кожей, прижать плечо к грудной клетке.

7. Извлечь термометр через 10 минут.

8. Определить показания температуры тела, сообщить пациенту.

9. Встряхнуть термометр и поместить его в лоток для использованного материала.

10. Записать результаты в пос

ТЕХНИКА ИЗМЕРЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Оснащение: тонометр, фонендоскоп, постовой температурный лист, ручка

Алгоритм выполнения манипуляции:

1. Установить доверительные отношения склиентом, объяснить цель и ход

манипуляции, получить его согласие.

2. Вымыть, осушить руки.

3. Приготовить все необходимое.

4. Усадить клиента к столу или придать удобное положение, лежа на спине.

5. Уложить руку клиента в разогнутом положении, ладонью вверх.

6. Подложить под локоть сжатую в кулак кисть его свободной руки или полотенце,

свернутое в валик.

7. Освободить плечо клиента от рукава одежды.

8. Наложить манжету тонометра на обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба

(на уровне сердца) так, чтобы между ней и плечом проходил 1-2 пальца.

9. Трубки манжеты направить вниз.

10. Проверить положение стрелки тонометра (должна совпадать с «0» отметкой),

расположить его на уровне глаз.

11. Пропальпировать пульс в локтевой ямке на плечевой или лучевой артерии.

12. Приложить на место пульсации артерии фонендоскоп, слегка прижимая.

13. Закрыть вентиль на грушевидном баллоне тонометра.

14. Нагнетать в манжету воздух (сжимая грушевидный баллон), пока давление в манжете

по показаниям манометра не превысит на 20-30 мм рт ст. тот уровень, при котором

перестает определяться (выслушиваться) пульсация артерии.

15. Открыть вентиль грушевидного баллона и с постоянной скоростью 2-3 мм рт. ст

выпускать воздух из манжеты, одновременно выслушивать фонендоскопом тоны

(шумы) Короткова.

16. Отметить показания манометра в момент появления первых последовательных тонов –

это соответствует величине систолического артериального давления.

17. Выпускать далее с той же скоростью воздух из манжеты, выслушивать ослабевающие

тоны Короткова.

18. Отметить момент исчезновения (а не их приглушения) тонов Короткова – это

соответствует величине диастолического артериального давления.

19. Выпускать воздух из манжеты, выслушивая тоны Короткова, до уровня давления в

манжете равному «0».

20. Дать возможность клиенту отдохнуть 1-2 мин.

21. Измерить артериальное давление повторно.

22. Снять манжету, придать клиенту удобное положение (сидя или лежа).

23. Записать полученные данные в постовой температурный лист (дробью), сообщить их

клиенту.

24. Вымыть, осушить руки

ТЕХНИКА ИССЛЕДОВАНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО ПУЛЬСА

Оснащение: секундомер (часы с секундной стрелкой), постовой температурный

лист, ручка.

Алгоритм выполнения манипуляции.

1. Установить доверительные отношения с клиентом, объяснить цель и ход

манипуляции, получить его согласие.

2. Вымыть, осушить руки.

3. Приготовить все необходимое.

4. Предложить клиенту занять удобное положение сидя (лежа).

5. Расположить кисти рук клиента на уровне сердца и охватить их своими руками так,

чтобы 1-й палец располагался на локтевой (тыльной) стороне предплечья, а 2-й, 3-й, 4-

й, 5-й пальцы на лучевой артерии в области лучезапястного сустава.

6. Пальпировать лучевую артерию, слегка прижимая ее к лучевой кости.

7. Сравнить колебания стенок артерий на обеих руках (при одинаковом колебании –

исследование пульса продолжить на одной руке; при разном колебании – на той руке,

где колебания выражены лучше).

8. Определить ритм пульса (по интервалам между пульсовыми колебаниями: пульсовые

колебания через равные промежутки времени – пульс ритмичный; пульсовые

колебания через разные промежутки времени – пульс неритмичный).

9. Подсчитать частоту пульса (при ритмичном пульсе – в течение 30 сек, результат

умножить на 2; при неритмичном – в течение 1 мин).

10. Определить напряжение пульса (по той силе, с которой вы должны прижать лучевую

артерию, чтобы полностью прекратились ее пульсовые колебания: при умеренной силе

– пульс умеренного напряжения; при чрезмерной силе – пульс твердый; при

незначительном усилии – пульс мягкий).

11. Определить наполнение пульса (характеризуется наполнением артерии кровью во

время систолы и общим количеством крови в кровеносной системе: при сохранении

общего количества крови и нормального объема выброса крови во время систолы –

пульс полный; при уменьшении общего количества крови и выброса крови во время

систолы – пульс пустой).

12. Оценить свойства артериального пульса: ритм, частота, напряжение, наполнение

(Иванов Иван Петрович: артериальный пульс ритмичный (неритмичный), 78

колебаний в мин, умеренного напряжения (либо твердый, либо мягкий), полный

(пустой).

13. Сообщить результаты исследования клиенту, записать частоту артериального пульса

в постовой температурный лист (цифрами).

14. Вымыть, осушить руки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОДНОГО БАЛАНСА (используется в медицинской сфере)

Оснащение: медицинские весы, мерная стеклянная градуированная емкость для сбора

мочи, лист учета водного баланса, ручка.

Алгоритм выполнения:

1. Установить доверительные отношения с пациентом, оценить его способности к

самостоятельному проведению процедуры.

2. Объяснить цель и ход исследования и получить согласие пациента на процедуру.

3. Объяснить пациенту необходимость соблюдения обычного водно-пищевого и

двигательного режима.

4. Убедиться, что пациент не принимал диуретики в течение 3 дней до обследования.

5. Дать подробную информацию о порядке записей в листе учета водного баланса,

убедиться, в умении заполнять, лист.

6. Объяснить примерное процентное содержание воды в продуктах питания для

облегчения учета водного баланса;

 инъекциями, внутривенными капельными вливаниями;

 с пищей, зная что в супе - 75% жидкости (около 150 мл)

 во втором блюде - 50% (около 120 мл)

 о стакане 250 мл.

7. Подготовить оснащение.

8. Объяснить, что в 6 час. утра необходимо выпустить мочу в унитаз, затем в течение

суток собирать мочу после каждого мочеиспускания в градуированную емкость,

включая 6-ти часовую порцию следующего утра.

9. Фиксировать количество выделенной жидкости в листе учета.

10. Объяснить, что необходимо указывать время приема или введения жидкости (чай

компот, суп, молоко и т. д.), учитывая жидкие лекарственные средства и воду, которой

он запивал таблетки, фрукты, а также время выделения жидкости в листе учета

11. В 6°° следующего дня сдать лист учета медицинской сестре.

12. Определить медицинской сестре, какое количество жидкости должно выделиться с

мочой (в норме).

13. Сравнить количество выделенной жидкости с количеством рассчитанной жидкости (в

норме).

14. Произвести расчет водного баланса: например — пациент принял за сутки 1200 мл

жидкости, выделил 660 мл.

Известно, что человек теряет за сутки 80% принятой жидкости, значит он должен

выделить:

1200-100%

х - 80% х - 960 мл мочи

960 - 660 = 300 мл.

В организме пациента задержалась жидкость, т. е. водный баланс отрицательный, отеки

нарастают (или есть).

ПРОМЫВАНИЕ ЖЕЛУДКА

Промывание желудка — лечебный метод при застое желудочного содержимого и при отравлениях. Современные руководства не рекомендуют использовать промывания желудка при оказании первой помощи, без прямого указания специалиста токсикологического центра, так как эта процедура может в некоторых случаях утяжелить состояние пострадавшего.

Упрощенная техника проведения:

Желудок промывают, вызывая рвоту раздражением слизистой оболочки корня языка и глотки пальцами в рот после обильного питья.

Больной выпивает 5-6 стаканов теплой воды (слабого раствора питьевой соды), после чего, раздражая пальцем корень языка, вызывает рвоту. Эта процедура повторяется также до тех пор, пока вода, вытекающая из желудка, не станет чистой. Противопоказаниями для этого упрощенного способа являются: отравление ядами прижигающего действия, керосином и другими нефтепродуктами, бессознательное состояние больного и другие.

Эффективным, но не всегда безопасным, является применение сорбентов — веществ, которые имеют свойство связывать и выводить из организма токсины, яды, микробы, пищевые и бактериальные аллергены (активированный уголь, энтеросгель или полисорб).

Задание.

1. Изучите теоретический материал урока.

                            2. Ответьте на вопросы, актуализирующие знания.

3. Произведите самостоятельно алгоритм действий по измерению:

-температуры тела

-пульса

-артериального давления.

4. Составьте инструкционно-технологическую карту одной из техник измерения (можно как в письменном, так в электронном виде)

В качестве дополнительных источников используйте интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для преподавателя для проведения практического занятия по теме Определение артериального давления

Медицинская сесра должна уметь измерять артериальное давление пациенту, регистрировать полученные результаты в температурном листе....

Учебная практика ТЭУ1. Урок 1. Вводное занятие, инструктаж по охране труда. Подготовка рабочего места, стерилизация и дезинфекция инструментов, рабочей зоны

Изучите теоретический материал.Ответьте письменно на вопросы.Пропишите алгоритм действий дезинфекции рабочей зоны мастера маникюра (используя теоретический материал учебной практики по ПМ 04)Придержив...

Учебная практика ТЭУ1. Урок 3. Техника наложения различных повязок.

Задание.1. Изучите теоретический материал урока.2. Ответьте на вопросы, актуализирующие ваши знания.3. Произведите самостоятельно наложение стерильной повязки на волосистую часть головы. В ходе этого ...

Учебная практика ТЭУ1. Урок 4. Оказание первой помощи при переломах, кровотечениях

Задание.1. Изучите теоретический материал урока.2. Ответьте на вопросы, актуализирующие ваши знания.3. Пользуясь дополнительным материалом, напишите подробный алгоритм оказания первой помощи при перел...

Учебная практика ТЭУ1 Урок 5. Ведение регистрации наблюдений.

ЗаданиеИзучите самостоятельно теоретический материал урока.Рассмотрите внимательно приложение 1 – «карта клиента», которую разработала компания Starlit Group для косметологии Medik8....

Учебная практика ТЭУ1 Урок 6. Оказание первой помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, обмороке.

Задание.1. Изучите теоретический материал урока.2. Ответьте письменно на вопросы, актуализирующие ваши знания.3. Самостоятельно опишите оказание первой помощи при обмороке....