Организация работы с родителями
статья

Воспитательная работа направлена на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_organzatsiya_raboty_s_roditelyami.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями студентов ГБПОУ КК ЛМТ

                                                         Наши дети – это наша старость.
Правильное воспитание – это наша 
счастливая старость, плохое воспитание – 
это будущее горе, это наши слезы, 
наша вина перед другими людьми.

А.С. Макаренко

 

Воспитательная работа направлена на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них ответственность.

 В своей деятельности я  руководствуюсь  Конституцией Российской Федерации; Законом Российской Федерации «Об образовании»; Программами развития воспитания в системе СПО; Постановлениями органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; другими законодательными актами Российской Федерации; а также Уставом и локальными правовыми актами техникума (в том числе Правилами внутреннего распорядка, приказами и распоряжениями директора), Концепцией воспитательной работы в техникуме, утверждёнными программами и планами воспитательной работы.

Работа с родителями - один из основных аспектов моей  деятельности. Для того, чтобы установить контакт и добиться взаимопонимания с родителями, необходимо целенаправленно строить общение  с ними.

В  целях согласования воспитательных и образовательных воздействий я изучаю семью студента. В Законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребенка в будущем. Как показывает  опыт студенты, имеющие осведомительных и активных родителей, лучше подготовлены к жизненным трудностям. Необходимо, чтобы студент все знал о своих трудностях и находил способы (при помощи родителей) справляться с ними.

Работа с  родителями направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ в техникуме и использую следующие формы взаимодействия: общее собрание для родителей; родительские собрания в группах; индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации); привлечение родителей к организации внеклассных мероприятий.

Первая встреча с родителями может многое предопределить. Поэтому первая встреча готовится особенно тщательно, продумываются все этапы, заранее проигрываются различные ситуации.

Многие родители не любят ходить на родительские собрания, так как считают, что с поступлением в техникум их дети выросли, поэтому пусть сами решают свои проблемы. Но как показал опыт: совместная работа классного руководителя с родителями не просто нужна, она необходима. Поэтому первая проблема состоит в том, что необходимо убедить родителей прийти на собрание и организовать их на дальнейшее сотрудничество с классным руководителем.

На первое родительское собрание родители приходят пораньше, для того чтобы студенты могли встретить своих родителей, провести и показать им техникум. Это делается с целью показать родителям, что их дети не были брошены в первый день, а прошли первую адаптацию и могут родителям уже сами представить свой техникум.

Первая встреча с родителями начинается с рассказа администрации  о техникуме, традициях, о его победах в различных конкурсах, об участии в образовательных программах, о перспективах развития. В дальнейшем идет самопредставление классного руководителя: образование, опыт работы, достижения предыдущих учебных групп, озвучиваются цели и задачи, которые ставятся на первый год обучения. Рассказывается о мероприятиях, проводимых в техникуме, в которых могут принять участие родители. Под запись родителям доводиться информация о графике учебного процесса, об экзаменах и зачетах, рассказывается о требованиях, которые выдвигаются преподавателями, для успешного оценивания знаний. Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты, что отвечали и студенты с целью выявить проблемы которые ребята могли скрыть (болезни, дефекты, особенности, пробелы в знаниях). Это необходимо для того чтобы обратить на это внимание классному руководителю и преподавателям ведущим дисциплины.

Если в начале собрания родители в основном молчат или задают вопросы, интересующие только их детей, то к концу собрание постепенно перетекает в беседу. Обязательно выбирается родительский комитет, который будет оказывать помощь классному руководителю. На собрании сообщается телефон классного руководителя для того, чтобы родители в любой момент могли позвонить и получить ответ на любой вопрос, создается родительская группа в WhatsApp.  Обязательно, в конце собрания каждый родитель высказывается о том, что он узнал нового и свои пожелания. В дальнейшем план работы классного руководителя корректируется с высказанными пожеланиями.

         На каждом родительском собрании, в форме обратной связи, родители отвечают на вопросы: Что нового они узнали? На какие вопросы они не получили ответы? На что обратить внимание при подготовке следующего родительского собрания 

         Используемые формы работы с родителями студентов:

  1. Традиционные разговоры с родителями обучающихся и студентов по телефону, причем о каких – либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и неудачах.
  2. Встречи с группами родителей тех обучающихся и студентов, чьи проблемы пребывания в техникуме похожи.
  3. Родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости обучающихся, знакомство с преподавателями, обсуждение хозяйственных вопросов.
  4. Тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшения взаимоотношений детей и родителей.
  5. Организация лекций для родителей, читаемых представителями, занимающимися воспитательной работой, с целью повышения уровня знаний родителей и возможностей, связанных с вопросами воспитания.
  6. Систематические консультации, тестирование и анкетирование психологом родителей и лекции о психологических особенностях данного возраста.
  7. Привлечение родителей в жизнь группы.
  8.  Родительские собрания

Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и техникума. Это еще и возможность передачи важной педагогической информации, когда преподаватели могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Поэтому целесообразно приглашать на родительские собрания педагогов, представителей администрации техникума.

         Важные социальные умения студент может получить не только среди своих сверстников, но и от родителей, именно от преподавателя требуются новые формы общения студентов с родителями, которые позволят всем становиться полноправными участниками образовательного процесса.

         Одно из основных направлений работы с семьей в этом аспекте – проведение родительских собраний.  

Каждое собрание требует тщательной подготовки, своего сценария, своей программы. И здесь нет мелочей, всё важно, начиная с оформления кабинета, выставки творческих работ студентов, выпуска специальной стенной газеты и завершая совместно приготовленным приглашением для родителей с указанием вопросов на предстоящей встрече. Работая над сценарием нельзя забывать о минутке благодарности, отметить каждого родителя, найдя в нем индивидуальную изюминку в воспитании сына ли дочери.

Основным материалом проведения собрания бесспорно, должен стать диалог, ведь у техникума и семьи одни проблемы, отсюда задача встреч педагогов и родителей - искать совместные пути их решения. В этом классному руководителю поможет анкетирование.

При этом важно помнить о том, что хвалить лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.

Индивидуальную работу с родителями желательно строить так, чтобы, придя один раз в техникум, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него появилась уверенность, что все говорящее классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы его ребенка. Даже ругая подопечного, нужно найти повод для похвалы - это закон работы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.

          В течение последних лет я провожу родительские собрания на воспитательные темы в активной форме. Часто  внимание к воспитанию ребенка  сводится к развлечениям или нотациям на тему правильного поведения. Родители иногда теряются перед своим ребенком, не знают, как решить ту или иную ситуацию. Чаще они поступают по личному опыту – запрет без объяснения, а опыт устарел. Современные студенты живут в другом социальном окружении и порой просто не понимают своих родителей. Им недостаточно кратких запретных требований, они умеют рассуждать, философствовать.

         В течение всего периода обучения в техникуме на совместных со студентами родительских собраниях мы обсуждаем темы: «Трудно ли быть родителем?»;  «Коммуникативная компетентность»; «Учебная самостоятельность»; «Зачем человеку семья?»; «Семья - важнейший институт в воспитании ребенка» и др.

          Актив группы принимает участие в подготовке и проведении родительского собрания:

Староста, совместно с культмассовым и спортивным сектором, готовит презентацию о мероприятиях прошедших в группе за отчетный период и представляет её родителям;

Учебный сектор – выписывает оценки и пропуски студентов на листочки;

Участники соревнований, конкурсов делятся с родителями впечатлениями, показывают фрагменты выступлений.

Основным материалом проведения собрания бесспорно, должен стать диалог, ведь у техникума и семьи одни проблемы, необходимо искать совместные пути их решения.

Индивидуальную работу с родителями желательно строить так, чтобы, придя один раз в колледж, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него появилась уверенность, что все сказанное классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы его ребенка. Даже ругая подопечного, нужно найти повод для похвалы - это закон работы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного  руководителя  с  родителями  студентов  ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

 На родительских собраниях всегда стараюсь дать педагогические советы и рекомендации, правила семейной педагогики, такие как:

                             Родителям на заметку 

Если:

– ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

– ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

– ребенка хвалят, он учится быть благородным;

– ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

– ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;

– ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;

– ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

– ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;

– ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;

– ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

                            Рекомендации родителям:

 - уважайте личность ребенка;

 - почаще проводите досуг вместе с детьми;

 - принимайте участие в делах группы;

 - будьте в курсе дел своего ребенка;

 - общайтесь с друзьями своего ребенка.

                        Правила семейной педагогики:

  1. Никогда не давать себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка;
  2. Забывать плохое сразу, помнить хорошее всегда;
  3. Подчеркивать в поведении детей не плохие, а хорошие стороны, активно поддерживать их желание стать лучше;
  4. Воспитать на положительном, вовлекать детей в полезную деятельность;
  5. Не давать возможность ребенку проявлять плохое, почаще говорить: «Так взрослые люди себя не ведут! Вот этого я никак от тебя не ожидал».
  6. Показать ребенку, какой вред он наносит себе и другим своими отрицательными поступками;
  7. Разговаривать с ним целесообразно как с взрослым, серьезно, уважительно, глубоко мотивированно.

У меня в группе 50% иногородних студентов и из –за отдаленности проживания возникают определенные сложности в работе с родителями, для этого предлагаю следующие рекомендации для родителей:

1.      Отправляя своих несовершеннолетних детей на учебу, настраивайте их на соблюдение определенных норм и правил, принятых в техникуме и в обществе в целом: соблюдать Устав техникума и правила проживания в общежитии; знать, что несовершеннолетние не должны находиться в общественных местах после 22.00.

2.      Старайтесь посещать каждое родительское собрание. Оперативно реагируйте на приглашение в техникум. Если не можете приехать, сообщите, пожалуйста, об этом заблаговременно.

3.      Еженедельно интересуйтесь жизнью, посещаемостью и успеваемостью Ваших несовершеннолетних детей у классного руководителя  и воспитателя общежития.

4.      Перед каждым выездом из дома, а также в телефонных разговорах постоянно напоминайте Вашим несовершеннолетним детям, что в техникуме и общежитии категорически запрещено: распитие спиртных и энергетических напитков, пива; курение, употребление нецензурной лексики.

5.      Беседуйте с Вашими несовершеннолетними детьми о бережном отношении к имуществу техникума (мебели, бытовой техники, оборудования и т.д.)

6.     Материальную ответственность за порчу имущества несут родители несовершеннолетних студентов и обучающихся.

8.      Помните: по Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей, именно родители несут ответственность за успеваемость и поведение своих несовершеннолетних детей.  

В техникуме работают квалифицированные педагоги и созданы все условия для качественного обучения, но, усилий только педагогов недостаточно. Необходима тесная взаимосвязь педагогов и родителей.

Только в союзе с техникумом можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении Ваших детей.  Классный руководитель,  воспитатель – ваши союзники. Поддерживайте их авторитет.

Техникум - это наш общий дом, который мы любим, заботимся о его развитии и процветании, чтим его историю и традиции!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

В статье в качестве основы всей воспитательной работы рассматривается  союз учителя, родителей и ребёнка. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса....

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.03. Организация работы первичных трудовых коллективов МДК 03.01. Организация работы и управление подразделением организации

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮПМ.03. Организация работы первичных трудовых коллективовМДК 03.01. Организация работы и управление подразделением организации основ...

Организация работы с родителями студентов нового набора (из опыта работы)

Автор: Виноградская В.А., преподаватель Марийского аграрного колледжа (филиала) ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»         Рецензент: ...

Методические указания по выполнению курсовой работы Профессиональный модуль 03 «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ» МДК 03. 01 Управление структурным подразделением организации и организацией в целом.

Методические  указания  предназначены  для  студентов, выполняющих  курсовые  работы   по  Профессиональному  модулю 03 Организация работ в подразделе...

Методические рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работы по ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения МДК.03.01 Планирование и организация работы структурного подразделения для обучающихся по специальности

Рекомендации по организации выполнения и защиты курсовой работыпо ПМ 03 Организация деятельности производственного подразделения  МДК.03.01 Планирование и организация работы  структурного по...

Использование инновационных практик воспитания, методика организации работы с родителями обучающихся.

Цели педагогических инновацийНовые педагогические технологии в системе образованияПроектная работаИгровые технологииДистанционное обучениеИнтерактивные технологииРезультаты инновационных воспитательны...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СПО

Статья посвящена проблеме взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи, роли классного руководителя и родителей в воспитании подрастающего поколения....