КОС Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены
учебно-методический материал

Лелявина Светлана Петровна

КОС Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kos_osn_mikrobiol_i_gig.docx86.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ ТОРГОВЫХ ПРОЦЕССОВ И КУЛИНАРНОГО МАСТЕРСТВА»

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации

в форме дифференцированного зачета

 

по учебной дисциплине

ОПД.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены.

 

по профессии

43.01.09 Повар, кондитер

 

2022

РАССМОТРЕН И СОГЛАСОВАН:

цикловой комиссией общепрофессиональных и профессиональных циклов

Протокол №  1 от 01.08.2022

Председатель цикловой

комиссии: ________________________________О.А. Курячая 

Разработан на основе государственного образовательного стандарта  по профессии  43.01.09 Повар, кондитер

УТВЕРЖДЕН:

заместитель директора

по учебно-производственной

работе            _____________________________  Е.В. Петрова

Составители:

Лелявина Светлана Петровна, преподаватель дисциплин

общепрофессионального и профессионального циклов Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики среднего профессионального образования «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»

Стегний Светлана Юрьевна, преподаватель дисциплин

общепрофессионального и профессионального циклов Государственного бюджетного образовательного учреждения Луганской Народной Республики среднего профессионального образования «Луганский колледж технологий торговых процессов и кулинарного мастерства»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………….Ошибка! Закладка не определена.

2. ОЦЕНИВАНИЕ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………….4

3. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………Ошибка! Закладка не определена.

3.1. Задания для текущего контроля……………………………………Ошибка! Закладка не определена.

3.2. Задания для промежуточной аттестации…………………………35

4. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ..37

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИ……………………………………………………………37

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

В результате освоения учебной дисциплины «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены» обучающийся должен обладать предусмотренными ГОС СПО ЛНР по профессии 43.01.09 Повар, кондитер следующими умениями:

У1. соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к процессам производства и реализации блюд, кулинарных, мучных, кондитерских изделий, закусок, напитков;

У2. обеспечивать выполнение требований системы анализа, оценки и управления опасными факторами (НАССР) при выполнении работ;

У3. производить санитарную обработку оборудования и инвентаря, готовить растворы дезинфицирующих и моющих средств;

У4. проводить органолептическую оценку безопасности пищевого сырья и продуктов; У4. проводить органолептическую оценку безопасности пищевого сырья и продуктов;

У6. составлять рационы питания для различных категорий потребителей

знаниями:

З1. Основные понятия и термины микробиологии;

З2. основные группы микроорганизмов, микробиологию основных пищевых продуктов;

З3. основные пищевые инфекции и пищевые отравления;

З4. возможные источники микробиологического загрязнения в процессе производства кулинарной продукции;

З5. методы предотвращения порчи сырья и готовой продукции;

З6. правила личной гигиены работников организации питания;

З7. классификацию   моющих   средств,   правила  их   применения,   условия   и   сроки хранения;

З8. правила проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

З9. пищевые вещества и их значение для организма человека;

З10. суточную норму потребности человека в питательных веществах;

З11. основные процессы обмена веществ в организме;

З12. суточный расход энергии;

З13. состав, физиологическое значение, энергетическую и пищевую ценность различных продуктов питания;

З14. физико-химические изменения пищи в процессе пищеварения;

З15. усвояемость пищи, влияющие на нее факторы;

З16. нормы и принципы рационального сбалансированного питания для различных групп населения;

З17. назначение диетического (лечебного) питания, характеристику диет;

З18. методики составления рационов питания.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

  1. Оценивание уровня освоения учебной дисциплины

Предметом оценивания служат умения и знания, предусмотренные ГОС СПО ЛНР по дисциплине ОП.01. «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены», направленные на формирование общих и профессиональных компетенций. Промежуточная аттестация по учебной дисциплине проводится в форме дифференцированного зачета.

В результате контроля и оценки по дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных и общих компетенций

Результаты освоения

Основные показатели оценки

Форма        контроля

и

(объекты оценивания)

результата и их критерии

оценивания

Уметь:

У1.

Соблюдает правила личной

-наблюдение и оценка на

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

гигиены и санитарные требования

практическом занятии;

ОК 7, ОК8, ПК 1.1- ПК 8.6

при приготовлении пищи

устный опрос; решение ситуационных задач;

У2.

Производит санитарную

-защита отчетов по

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

обработку оборудования и

практической работе; устный

ОК 7, ОК8, ПК 1.1- ПК 8.6

инвентаря

опрос

У3.

Готовит растворы

- анализ результатов своей

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6, ОК 7, ОК8, ПК 1.1-ПК 8.6

дезинфицирующих и моющих средств

практической работы по изучаемой теме (рефлексия своей деятельности);

У4.

Выполняет простейшие

-защита отчетов по

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

микробиологические

лабораторной работе

ОК 7, ОК8

исследования и дает оценку полученных результатов

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

микроорганизмов

защита электронных

ОК 7, ОК8

презентаций;

защита рефератов; устный опрос; глоссарий. Лабораторные работы

З2.

Знает основные пищевые

-защита рефератов;

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

инфекции и пищевые отравления

тестирование; оформление

ОК 7, ОК8

понятийного словаря;

З3.

Знает возможные источники

- защита рефератов;

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

микробиологического загрязнения

защита электронных

ОК 7, ОК8, ПК 1.1-ПК 8.6

в пищевом производстве

презентаций; фронтальный и

З4.

Соблюдает санитарно-

индивидуальный опрос во

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

технологические требования к

время аудиторных занятий

ОК 7, ОК8, ПК 1.1-ПК 8.6

помещениям, оборудованию, инвентарю, одежде

З5.

Соблюдает правила личной

-тестирование;

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

гигиены работников пищевых

защита рефератов

ОК 7, ОК8, ПК 1.1-ПК 8.6

производств

-оформление понятийного словаря;

З6.

Знает классификацию моющих

-текущий контроль в форме:

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

средств, правила их применения,

устного опроса; защиты

ОК 7, ОК8

условия и сроки хранения

практических заданий,

З7.

Знает правила проведения

творческих работ; тестовых

ОК1, ОК2, ОК3, ОК5, ОК6,

дезинфекции, дезинсекции,

заданий по темам учебной

ОК 7, ОК8, ПК 1.1-ПК 8.6

дератизации.

дисциплины;

Контроль и оценивание уровня освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

Таблица 1

Элемент учебной дисциплины

Элемент учебной дисциплины

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Форма контроля

Проверяемые ОК, У, 3

Форма контроля

Проверяемые

ОК,У,3

Тема 1

Морфология и система микроорганизмов.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31, 32, 33, 34, 35.

ОК 1-10

Тема 1.2

Физиология микроорганизмов.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Практические работы

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 1.3

Важнейшие биологические процессы, вызываемые микроорганизмами, и их практическое значение.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 1.4

Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 1.5

Патогенные микроорганизмы.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 1.6 Источники инфицирования пищевых продуктов микроорганизмами.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 2.1

 Пищевые вещества и их значение

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 2.2

Пищеварение и усвояемость пищи.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 2.3

Обмен веществ и энергии

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 2.4

Рациональное сбалансированное питание.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 3.1

Основные сведения о гигиене и санитарии труда.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 3.2

Личная гигиена работников предприятия общественного питания

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 3.3

Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству и содержанию предприятий общественного питания

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 3.4

Санитарно-эпидемиологические требования к оборудованию, инвентарю инструментам, посуде, таре.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Тема 3.5 Санитарно-эпидемиологические требования к транспортированию и хранению.

Устный опрос

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Практическая работа

У1, У2;

31,35.36, 37

ОК 1-10

Диференцированный зачет

  1. Задания для оценки освоения учебной дисциплины

3.1 Задания для текущего контроля по теме: «Основы микробиологии в пищевом»

Контрольная работа№1

1. Назовите основные виды микробов. Охарактеризуйте строение клетки бактерий, плесневых грибов, дрожжей. Опишите морфологию и физиологию основных групп микроорганизмов.

2.Дайте определение понятию «Пищевые отравления». Составьте схему пищевых отравлений. Перечислите меры предупреждения на предприятиях общественного питания: стафилакоккового отравления, пищевых токсикоинфекций,  отравление условно-патогенными микробами, ботулизм.

3. Задание. Произошла микробиологическая порча хлеба пшеничного: мякиш стал размягченным, липким с неприятным запахом. Хлеб к употреблению не пригоден. Определите название микроорганизма вызвавшего порчу хлеба.

II вариант

1. Назовите основные виды микробов. Перечислите и охарактеризуйте способы размножения бактерий, плесневых грибов, дрожжей. Назовите условия,  при которых бактерии образуют споры.

2. Дайте определение понятию «инфекционные болезни». Составьте кластер по теме: Классификация инфекционных заболеваний. Перечислите меры предупреждения на предприятиях общественного питания: острых кишечных инфекций, зоонозов.

3.Задание. На предприятие общественного питания поступили баночные консервы с вздутыми крышками. Сохранив жизнеспособность из-за нарушения режима стерилизации, эти микроорганизмы в результате развития выделяют углекислый газ, водород, сероводород, которые вспучивают консервную банку. Определите микроорганизмы,  вызвавшие порчу консервов.

Критерии оценивания

 «5» - ответ на каждый вопрос, полный и правильный, основан на изученной теории, изложен  логично, последовательно, литературным языком; Задание выполнено, ответ соответствует эталону.

«4» - ответ полный, изложен в определенной  логической последовательности,  но при этом допущены  2-3 несущественные ошибки. Задание выполнено, ответ соответствует эталону.

 «3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ неполный, не имеет логической последовательности; Задание выполнено, ответ соответствует эталону. 

Ответ на каждый вопрос, полный и правильный, основан на изученной теории, изложен  логично, последовательно, литературным языком; Задание выполнено, ответ не соответствует эталону. 

  «2» - при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя. Задание выполнено, ответ не соответствует эталону. 

Эталон ответов

1 вариант: Споры картофельной палочки

2 вариант: Споры картофельной палочки, масляно-кислых бактерий и споры ботулинуса.

Задания для текущего контроля по теме «Рациональное сбалансированное питание для различных групп населения»

           

Контрольная работа №2

Тест

ВАРИАНТ № 1

Инструкция для обучающихся

Внимательно прочитайте задание.

Время выполнения задания – 20 мин

Задание

Выбери единственно правильный вариант ответа в заданиях с 1 - 15

1. ПИТАНИЕ, НАЗНАЧАЕМОЕ БОЛЬНОМУ В ЦЕЛЯХ ЛЕЧЕНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

а) лечебное

б) санаторное

в) диетическое

г) профилактическое

2. ЦЕЛЬ ЛЕЧЕБНО – ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ

а) повышение защитных функций организма;

б) устранение из питания определенных пищевых веществ;

в) подготовка пищи особыми способами для восполнения нарушенных функций в организме.

г) предотвращение проникновения в организм вредных химических или радиоактивных веществ;

3. ПРИ ЯЗВЕ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЁРСТНОЙ КИШКИ НАЗНАЧАЕТСЯ ДИЕТА

а) диета № 5

б) диета № 1

в) диета № 2

г) диета № 7

4. ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ ПЕЧЕНИ И ЖЕЛЧНЫХ ПУТЕЙ НАЗНАЧАЕТСЯ

а) диета № 5

б) диета № 1

в) диета № 2

г) диета № 7

5. ПРИ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ ПИЩУ ГОТОВЯТ

а) без соли

б) без сахара

в) без жира

г) без молока

6. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПИЩИ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ ПО ВРЕМЕНИ, КАЛЛОРИЙНОСТИ И ОБЪЁМУ

а) режим питания

б) рацион питания

в) сбалансированное питание

г) диета

7. ФУНКЦИИ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ

 а) вырабатывает гормон инсулин

 б) задерживает вредные вещества в организме

 в) всасывает продукты расщепления пищевых веществ

 г) происходит всасывание в кровь основной массы воды

8. ИЗБЫТОК УГЛЕВОДОВ В ОРГАНИЗМЕ ПРИВОДИТ

а) замедлению роста

б) увеличению массы тела

в) снижению работоспособности

г) ослаблению защитных сил организма

9. ПРИ ТУБЕРКУЛЁЗЕ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНОВ, АНЕМИИ, ИСТОЩЕНИИ ПОСЛЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НАЗНАЧАЕТСЯ

 а) диета № 15

 б) диета № 11

 в) диета № 9

 г) диета № 10

10. В КАЧЕСТВЕ ПИЩЕВЫХ КИСЛОТ В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ДОПУСКАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

А)  уксусной кислоты

Б)  лимонной кислоты

В)  синтетической молочной кислоты

Г)  синтетической яблочной кислоты

11. ФАКТОРЫ, ПОЛОЖИТЕЛЬНО ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ АППЕТИТА

А)  переутомление

Б)  переохлаждение

В) соблюдение режима питания

Г) отрицательные чувства человека (раздражение, обида, гнев)

12. В ТОНКОМ КИШЕЧНИКЕ ПРОИСХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ

А) всасывания

Б)  синтез белка

В) синтез витаминов

Г) выделения токсических веществ

13. СООТНОШЕНИЕМ БЕЛКОВ, ЖИРОВ, УГЛЕВОДОВ В РАЦИОНЕ ЯВЛЯЕТСЯ

А)  1: 1: 4

Б)  1: 0,5: 5

В)  1: 1,5: 5

Г)  1: 2 : 3

14. КАЛОРИЙНОСТЬ РАЦИОНА ДЛЯ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ ФИЗИЧЕСКИМ ТРУДОМ, ПОВЫШАЕТСЯ ЗА СЧЁТ

А)  белков

Б)  углеводов

В)  витаминов

Г)  минеральных веществ

15. ПОЛУФАБРИКАТЫ ИЗ РЫБЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

А)  рыба непластованная

Б)  филе с кожей без костей

В)  филе без кожи и без костей

Г)  филе с кожей и реберными костями

ВАРИАНТ №  2

Инструкция для обучающихся

Внимательно прочитайте задание.

Время выполнения задания – 20 мин

Задание

Выбери единственно правильный вариант ответа в заданиях с 1 - 15

1. ЛЕЧЕБНЫЙ РАЦИОН ПИТАНИЯ БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

а) диета

б) режим питания

в) рацион питания

г) сбалансированное питание

2. ПРИ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НАЗНАЧАЕТСЯ

А) диета № 5

Б) диета № 7

В) диета № 10

г) диета № 8

3. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПИЩИ ПРОТЁРТОЙ, БЕЗ ГРУБОЙ КОРОЧКИ ЯВЛЯЕТСЯ ЩАЖЕНИЕМ

А) химическим

Б) термическим

В) механическим

Г) профилактическим

4. ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ ВМЕСТО САХАРА ИСПОЛЬЗУЮТ

А) кислит

Б) сахарозу

В) ксилит, сорбит

Г) глюкозу, фруктозу

5. ПРИ ОЖИРЕНИИ НАЗНАЧАЕТСЯ  

А) диета № 1

Б) диета № 8

В) диета № 10

 г) диета № 9

 6. ФУНКЦИИ ПЕЧЕНИ

 А) вырабатывает гормон инсулин

 Б) задерживает вредные вещества в организме

 В) всасывает продукты расщепления пищевых веществ

 Г) происходит всасывание в кровь основной массы воды

7. В ПИТАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МОЛОКО

А) сухое

Б) сгущенное с сахаром

В) сгущенное без сахара

Г)  цельное пастеризованное

8. ПРОДУКТЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ХОЛОДНЫХ БЛЮД И ЗАКУСОК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

А)  майонез жирный

Б)  масло растительное

В)  сметана 20%-й жирности

Г)  майонез низкокалорийный

9. СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ, ВЫСОКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СПОСОБСТВУЕТ ПИТАНИЕ

А)  раздельное

Б)  диетическое

В)  вегетарианское

Г)  сбалансированное

10. ЧАСТИЧНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ В ОРГАНИЗМЕ КАКОГО-ЛИБО ВИТАМИНА ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ

А) авитаминоза

Б) витаминизации

В) гиповитаминоза

Г) гипервитаминоза

11. В СЫРОМ ВИДЕ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ УПОТРЕБЛЯТЬ

А) укроп

Б)  шпинат

В)  черёмуху

Г)  фруктовые косточки

12.ОСНОВНЫМИ ЕДИНИЦАМИ ИЗМЕРЕНИЯ ЭНЕРГИИ ЧЕЛОВЕКА СЧИТАЮТСЯ

А)  киловатт

Б)  мегабайт

В)  килокалория

Г)  килограмм

13. ВОЗРАСТ, КОГДА УСТАНАВЛИВАЕТСЯ РАВНОВЕСИЕ В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ

А)  юность

Б)  зрелость

В)  старость

Г) молодость

14. КАЛОРИЙНОСТЬ РАЦИОНА (БЛЮДА) РАССЧИТЫВАЕТСЯ

А)  суммированием массы всех продуктов

Б)  суммированием массы всех продуктов, входящих в рецептуру

В)  суммированием основных пищевых веществ, умноженным на массу продукта;

Г)  умножением калорических коэффициентов на количество основных пищевых веществ - результат суммируется

15. В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ПРОИСХОДИТ

А)  измельчение пищи

Б)  эмульгирование жиров

В)  частичный гидролиз жиров

Г) частичный гидролиз белков

Критерии оценивания

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка

90 – 100 % (13-15)

отлично

80  % (12)

хорошо

70 % (10)

удовлетворительно

< 70 % (9)

неудовлетворительно

Эталон ответов:

1 вариант: 1Б,2А,3Б,4А,5А,6В,7Б,8В,9Б,10В,11А,12Б,13Г,14Б,15А

2 вариант:1Г,2В,3В,4В,5Б,6Б,7Г,8В,9Г,10А,11Г,12В,13Б,14Г,15А

Задания для текущего контроля по теме: «Санитария и гигиена а пищевом производстве».

                               

  Контрольная работа №3

Тест

I вариант

1. Перечислите правила личной гигиены работников пищевых производств.

2. Перечислите общие санитарно-эпидемиологические требования к кулинарной обработке пищевых продуктов, состоянию рабочего места повара, кондитера.

3. Задание. В конце рабочего дня проводиться дезинфекция всей столовой посуды и приборов. Перечислите дезинфицирующие растворы  их концентрацию и условия проведения дезинфекции столовой посуды и приборов.

II вариант

1.Перечислите санитарно-эпидемиологические требования к   приготовлению холодных и сладких блюд.

2.Перечислите санитарно-эпидемиологические требования к территории предприятия общественного питания.

3. Задание. Особая санитарная обработка с применением физических способов дезинфекции требуется для инвентаря, используемого для отделки кремом кондитерских изделий — многоразовых кондитерских мешков и наконечников к ним. Химический способ дезинфекции не приемлем, прежде всего из-за необходимости проводить ополаскивание инвентаря, что нарушает его стерильность. Опишите порядок проведения дезинфекции физическими методами кондитерских мешков.

Критерии оценивания

 «5» - ответ на каждый вопрос, полный и правильный, основан на изученной теории, изложен  логично, последовательно, литературным языком; Задание выполнено, ответ соответствует эталону.

«4» - ответ полный, изложен в определенной  логической последовательности,  но при этом допущены  2-3 несущественные ошибки. Задание выполнено, ответ соответствует эталону.

 «3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ неполный, не имеет логической последовательности; Задание выполнено, ответ соответствует эталону.

Ответ на каждый вопрос, полный и правильный, основан на изученной теории, изложен  логично, последовательно, литературным языком; Задание выполнено, ответ не соответствует эталону.

  «2» - при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя. Задание выполнено, ответ не соответствует эталону.

Эталон ответов

1 вариант: 0,2% -ным раствором хлорамина или раствором гипохлорита кальция концентрации 0,1% при температуре 50°С в течение 10 мин. Или другим дезинфицирующим раствором разрешенным Роспотребнадзором.

2 вариант: Перед обработкой наконечники снимают с кондитерских мешков, их последующая обработка производится раздельно. Отсадочные мешки с несъемными наконечниками не используются. Отсадочные (кондитерские) мешки обрабатывают в следующем порядке:

- замачивают в горячей воде с температурой не ниже 65 °* в течение часа до полного отмывания крема;

- стирают с моющим средством при температуре 45-50 °С в стиральной машине или вручную;

- тщательно промывают в горячей воде с температурой не ниже 65 °С;

- сушат в специальных сушильных шкафах.

- стерилизация мешков, уложенных в биксы, кастрюли с крышками или завернутых в пергамент, в автоклавах или сухожаровых шкафах при температуре 120 °С в течение 20—30 мин.

- последующее хранение мешков производится в тех же емкостях или упаковке, в которых производилась стерилизация.

При отсутствии автоклава или сухожарового шкафа стерилизация выстиранных мешков производится кипячением в течение 30 мин с момента закипания с последующим высушиванием в специальном шкафу. Мешки хранят в чистых емкостях с закрытыми крышками.

Контрольная работа №3

Тест

ВАРИАНТ №  1

ЧАСТЬ А

В заданиях с 1 по 14 выберите единственно правильный вариант ответа

1. Ученый, создавший учение о невосприимчивости организма человека к заразным заболеваниям:

А) Афанасий Кирхер

Б) Антоний ван Левенгук

В) Луи Пастер

Г) Илья Мечников

2. Комплекс защитных реакций организма, предотвращающий проникновение и развитие болезнетворных микробов в организме

А) инфекция

Б) иммунитет

 В) токсичность

Г) дезинфекция

3. Заболевание, сопровождающееся нервно-паралитическими явлениями, параличом мышц глотки, головы, нарушениями зрения:

А) ботулизм

Б) туберкулез

В) стафилококк

Г) холера

4. Палочкообразные бактерии, образующие споры:

А) вибрионы

Б) спирохеты

В) бациллы

Г) кокки

5. Сотрудники, которые  проводят дератизацию с применением химических средств:

А) сотрудники ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора

Б) сотрудники предприятия общественного питания

В) медицинские работники больницы

Г) уборщицы

6. За качеством воды устанавливается систематический химический анализ не реже:

А) 1 раза в квартал

Б) 1 раза в месяц

В) 1 раза в полгода

Г) 1 раза в год

7 . Распределение пищи в течение дня по времени, калорийности и объёму:

А) режим питания

Б) рацион питания

В) сбалансированное питание

Г) диета

8. Функции поджелудочной железы:

А) задерживает вредные вещества в организме

Б) вырабатывает гормон инсулин

В) всасывает продукты расщепления пищевых веществ

Г) происходит всасывание в кровь основной массы воды

9. Избыток углеводов в организме приводит:

А) замедлению роста

Б) ослаблению защитных сил организма

В) увеличению массы тела

Г) снижению работоспособности

10. В качестве пищевых кислот в питании детей и подростков допускается использование

А) уксусной кислоты

Б) синтетической молочной кислоты

В) лимонной кислоты

Г) синтетической яблочной кислоты

11. Факторы, положительно влияющие на формирование аппетита:

А) соблюдение режима питания

Б) доминанта отрицательных чувств (гнев, боль)

В) переутомление

Г) переохлаждение

12.В тонком кишечнике происходят следующие процессы:

А) всасывания

Б) выделения токсических веществ

В) синтез витаминов

Г) синтез белка

13. Калорийность рациона для лиц, занятых физическим трудом, повышается за счет

А) белков

Б) углеводов

В) витаминов

Г)  минеральных веществ

14. Все аминокислоты, входящие в состав белка, подразделяют на:

А) жирорастворимые и водорастворимые

Б) заменимые и  незаменимые

В) простые и сложные

Г) растительные и животные

В заданиях с 15 по 19 вставьте пропущенную информацию, дополнив предложение:

15. Микробы могут находиться  в ………………………… и ……………………….. состоянии.

16. Вирусы устойчивы к высушиванию и к воздействию…………………

17. Для сохранения витаминов при варке овощей их следует помещать в …………..… воду.

18. По  растворимости  витамины подразделяются на водорастворимые и …………….….. .

19. К химическим методам дезинсекции относятся ……………………….

В заданиях с 20 по 24 выполните расчеты и ситуационные задания.

20. Рассчитать суточный расход энергии для мужчины повара - возраст 30 лет, масса тела 75кг.

21.  Для приготовления шашлыка необходимо приготовить маринад с использованием столового уксуса 3%-ной концентрации. В наличии имеется только 9%-ный столовый уксус. Рассчитайте количество  воды для приготовления столового уксуса 3%-ной концентрации.

22. В ходе проверки представителями Роспотребнадзора на кухне кафе «Лилия» обнаружены нереализованные накануне остатки пищи, хранившиеся в холодильнике: холодец в оболочке, цыплята запеченные, котлеты рыбные жареные, салат «Столичный» в незаправленном виде. Укажите, какие блюда не подлежат реализации.

23. Дайте оценку качества готовых блюд для диетического питания по предложенным показателям качества.

Внешний вид

Цвет

Консистенция

Запах

Вкус

Мясной сыр

Форма сохранена, масса однородная

Сероватый с вкраплениями белого

Пюреобразная

Вареного мяса

Свойственный вареному мясу и рису

Оценка

Бульон с яичными хлопьями

Прозрачный с хлопьями денатурированного яичного белка; на поверхности  блестки жира, зелень

Желтоватый; хлопья бело-желтые

Жидкая с равномерным распределением хлопьев яичного белка

Соответствующий продуктам входящим в состав блюда

мясному бульону

Оценка

Бефстроганов с розовым пюре

Мясо в соусе, нарезано тонкими брусочками с пюре

Мяса-серый, соуса-розовый, пюре-оранжевый

Масса не однородная, с комочками непротертых овощей

Вареного мяса, пюре- свойственный вареному  картофелю и моркови

Вареного мяса и моркови с привкусом сметаны

Оценка

 24. ПОДСЧИТАЙТЕ КАЛОРИЙНОСТЬ ВИНЕГРЕТА РЫБНОГО

  1. Подсчитайте и введите значения в поля представленной таблицы, учитывая вес каждого продукта. Используйте калькулятор. Значение округлите до 1 знака после запятой.
  2. Определите калорийность 100 г винегрета

Наименование продуктов

Количество продуктов, г

Белки

Жиры

Углеводы

Белки

Жиры

Углеводы

На 100 г продукта

Осетр

206

21

7

0

Картофель

150

2

0.4

17.3

Огурцы соленые

150

2.8

0

0,6

Горошек консервированный

100

3,1

0.2

4.3

Морковь

110

1.3

0.1

7.1

Свёкла

100

1.5

0

9.2

Лук репчатый

100

1.4

0

9.1

Майонез

150

0.5

50,5

1.3

Выход

1000

х 4

х 9

 х 4

=

=

=

= ___________ ккал

Калорийность 100 г винегрета рыбного: _________ ккал.

ВАРИАНТ №  2.

ЧАСТЬ А

В заданиях с 1по 14 выбери единственно правильный вариант ответа

1.Ученый, первый наблюдавший простейших при помощи лупы:

а) Афанасий Кирхер

б) Антоний ван Левенгук

в) Луи Пастер

г) И. Мечников

2. Зоонозами являются

а) бруцеллёз

б) бутулизм

в) рожа

Г) холера

3.  Первые признаки пищевых отравлений:

а) боли в сердце

б) боли в легких

в) шаткая походка, двоение в глазах

г) тошнота, рвота, повышение температуры

4. Для дезинфицирования посуды хлорамина нужно:

 а) 5 г на 10 л воды

 б) 40 г на 10 л воды

 в) 20 г на 10 л воды

 г) 30 г на 10 л воды

5. Вымытые столовые приборы рекомендуется:

 а) вымыть проточной водой

 б) хорошо вымыть

 в) прокаливать в жарочном шкафу

 г) обсушить на воздухе

6.Дезинфекцию оборудования необходимо проводить:

 а) 2 раза в полгода

 б) 1 раз в месяц

 в) 1 раз в неделю

 г) 2 раза в неделю

7 . Функции печени

А) задерживает вредные вещества в организме

Б) вырабатывает гормон инсулин

В) всасывает продукты расщепления пищевых веществ

Г)  происходит всасывание в кровь основной массы воды

8.  В питании детей и подростков предпочтительнее  использовать молоко:

А) цельное пастеризованное

Б) сгущенное с сахаром

В) сгущенное без сахара

Г) сухое

9. Растительные масла являются источником:

А)витамина А

Б)витамина  Д

В)витамина Е

Г)витамина К

10. Сохранению здоровья, высокой работоспособности человека способствует питание:

А) вегетарианское

Б) раздельное

В) сбалансированное

Г) диетическое

11. Частичная недостаточность в организме какого-либо витамина является причиной:

А) авитаминоза

Б) гиповитаминоза

В) гипервитаминоза

Г) витаминизации

12.Основными  единицами измерения энергии человека считаются

А) киловатт

Б) мегабайт

В) килокалория

Г) килограмм

13. Калорийность рациона (блюда)  рассчитывается:

А) умножением калорических коэффициентов на количество основных пищевых веществ – результат суммируется

Б) суммированием основных пищевых веществ, умноженным на массу продукта

В) суммированием массы всех продуктов, входящих в рецептуру

Г)  суммированием массы всех продуктов

14. В  ротовой полости происходит:

А) частичное расщепление крахмала

Б) частичный гидролиз жиров

В) частичный гидролиз белков

Г) эмульгирование жиров

В  заданиях с 15 по 19 вставьте пропущенную информацию, дополнив предложение:

15. Микроорганизмы, вызывающие заболевание человека называются ……………………….  или ……………………….

16. Разрушение вирусов  происходит при нагревании до ………………........

17. Энергия, затрачиваемая, на работу внутренних органов и теплообмен называется………………….. обменом.

18. Белки молока представлены преимущественно ………………..  .

19. К механическим методам дезинсекции относятся ……………………….

В заданиях с 20 по 24 выполните расчеты и ситуационные задания.

20. Рассчитать суточный расход энергии для женщины повара - возраст 38 лет, масса тела 80кг.

21. В процессе хранения хлеба обнаружили признаки заболевания хлеба картофельной болезнью. Хлеб немедленно изъяли из шкафа для  его хранения. Полки необходимо промыть теплой водой с моющими средствами и протереть 3%-ным раствором уксусной кислоты. В наличии только 70% уксусная эссенция. Рассчитайте количество  воды для приготовления раствора уксусной кислоты нужной концентрации.

22. В ходе проверки представителями Роспотребнадзора на кухне кафе «Надежда» обнаружены нереализованные накануне остатки пищи, хранившиеся в холодильнике: Рыба жареная, Морковь с зеленым горошком в молочном соусе, Бутерброды сыром, Кефир в заводской упаковке. Укажите, какие блюда не подлежат реализации.

23. Проведите бракеражную оценку качества готовых блюд по предложенным показателям качества.

Внешний вид

Цвет

Консистенция

Запах

Вкус

Кисель молочный

Непрозрачный, матовый, поверхность блестящая

Молочно-белый

Однородная без комков, нерасслаивающаяся

С ароматом ванилина

Сладкий с привкусом молока

Оценка

Желе с плодами консервированными

Сохраняет форму целиком и на изломе без подтеков

Зависит от  вида консервированных фруктов.

Однородная, прозрачная, студнеобразная масса с рисунком из консервированных фруктов.

С ароматом свойственным консервированным фруктам

Кисловато-сладкий

Оценка

Крем ванильный из сметаны

Форма частично сохранилась, без подтеков, поверхность и срез блестящие

Масса пышная, пористая, упругая

Молочно-белый

С ароматом ванилина

Сладкий с привкусом сметаны

Оценка

24. ПОСЧИТАЙТЕ КАЛОРИЙНОСТЬ ВИНЕГРЕТА МЯСНОГО

  1. Подсчитайте и введите значения  в поля представленной таблицы, учитывая вес каждого продукта. Используйте калькулятор. Значение округлите до 1 знака после запятой.
  2. Определите калорийность 100 г винегрета

Наименование продуктов

Количество продуктов

Белки

Жиры

Углеводы

Белки

Жиры

Углеводы

На 100 г продукта

Говядина

210

20.2

2.8

0

Картофель

180

2

0.4

17.3

Огурцы соленые

170

2.8

0

0,6

Морковь

120

1.3

0.1

7.1

Свёкла

160

1.5

0

9.2

Яйца

100

12.7

11.5

0.7

Майонез

150

0.5

50,5

1.3

Выход

1000

х 4

х 9

 х 4

=

=

=

= ___________ ккал

Калорийность 100 г винегрета мясного: _________ ккал.

Условия выполнения задания

Место проведения:

Учебный кабинет

Оборудование:

-

Инструменты:

ручка

Расходные материалы:

-

Доступ к дополнительным инструкциям и справочным материалам:

учебно-методическая и справочная литература, нормативные документы

Норма времени:

90 минут

Критерии оценивания

№ задания

1 вариант

Кол-во баллов

2 вариант

Кол-во баллов

1

г

1

б

1

2

б

1

а

1

3

а

1

г

1

4

в

1

в

1

5

а

1

в

1

6

а

1

в

1

7

а

1

а

1

8

б

1

а

1

9

в

1

в

1

10

в

1

в

1

11

а

1

а

1

12

а

1

в

1

13

а

1

а

1

14

б

1

а

1

15

подвижном и неподвижном

2

болезнетворными или патогенными

2

16

низких температур

1

60-80˚С

1

17

горячую

1

основным

1

18

жирорастворимые

1

казеином

1

19

применение гидроксида натрия и специальных химических препаратов

2

уборка, мойка помещений

2

20

2752 ккал

3

2384 ккал

3

21

1 часть 9%-ного уксуса развести 3 частями воды

3

1 часть 70%-ного уксуса развести 23 частями воды

3

22

котлеты рыбные жареные, салат «Столичный» в незаправленном виде

2

морковь с зеленым горошком в молочном соусе, бутерброды с сыром

2

23

Мясной сыр - «Отлично»;

Бульон с яичными хлопьями - «Отлично»;

Бефстроганов с розовым пюре - «удовлетворительно»

6

Кисель молочный - «Отлично»;

Желе с плодами консервированными - «Отлично»;

Крем ванильный из сметаны - «Хорошо»

6

24

129

10

135

10

45

45

Описание системы оценивания   

При оценивании используется 5-балльная система. Зачетное задание состоит из 24 заданий. Максимальное количество баллов – 45 .

Оценка выставляется согласно шкале:   Оценка «5» - 36 – 45  баллов

                                                                      Оценка «4» - 27 - 35 баллов

                                                                      Оценка  «3» - 18- 26 баллов

           Задания для оценки освоения учебной дисциплины

 Типовые задания для оценки

знаний З1, З2, 33, З4, З5, З6, З7, умений У1, У2, У3, У4

Вариант 1

Задание 1:

Проверяемые результаты обучения: У4, З4, З1, З2, З3, З4, З7. Текст задания:

  1. К шаровидным бактериям относятся:
  1. вибрионы Б) сарцины
  2. диплобактерии Г)спириллы
  1. В виде цепочки располагаются:
  1. стафилококки Б) стрептококки
  2. тетракокки Г) менингококки
  1. В виде «виноградных гроздей» располагаются:
  1. менингококки Б) стрептококки
  2. стафилококки Г) тетракокки
  1. Стафилококки располагаются в виде:
  1. пакетов Б) цепочек
  2. одиночных клеток Г) гроздьев винограда
  1. Спирохеты вызывают:
  1. брюшной тиф Б) сифилис
  2. грипп

Г) менингит

  1. В почве длительное время сохраняется:
  1. вирусы кори

Б) вирусы краснухи

  1. возбудители ботулизма Г) стафилококки
  1. Пища служит фактором передачи:
  1. инфекции наружных покровов Б) кровяных инфекций
  2. кишечных инфекций

Г) инфекций дыхательных путей

  1. Воздух служит фактором передачи:
  1. эшерихиоза Б) туберкулеза
  2. ящура Г) малярии
  1. Наиболее благоприятные условия для развития микробов в:
  1. сыром мясе Б) вареном мясе
  2. сырых овощах

Г) сыром мясном фарше

  1. Стерилизованное молоко нагревают до температуры:
  1. 500С Б)900С
  2. 1400С Г) 2000С
  1. Мышцы и кровь здорового скота микробов:
  1. содержит Б) не содержит
  2. зависит от вида упитанности убойного животного Г) зависит от возраста убойного животного
  1. Дезинфекция - это уничтожение:
  1. грызунов Б) растений
  2. насекомых Г) микробов
  1. Срок хранения фарша:
  1. 28 часов Б) 18 часов
  2. 36 часов Г) 24 часа
  1. Водителю, перевозящему пищевые продукты выдается:
  1. санитарный паспорт с номером машины Б) накладная
  2. свой паспорт Г) путевой лист
  1. Резкое изменение состава микрофлоры кишечника:
  1. отравление Б) энтероколит
  2. дисбактериоз

Г) вздутие кишечника

  1. В баночных консервах могут обнаруживаться:
  1. споры ботулинуса

Б) возбудители брюшного тифа

  1. кишечная палочка Г) гнилостная палочка
  1. Сохранившие жизнеспособность микроорганизмы в консервах выделяют СО2, вызывая вспучивание банок, это явление называется:
  1. вредоносные газы Б) консервные газы
  2. атомный «гриб»

Г) биологический бомбаж

  1. К отравлениям группы микотоксикозы относят фузариотоксикоз, афлотоксикоз:
  1. ботулизм Б) бруцеллез
  2. эрготизм Г) ящур
  1. Невосприимчивость организма к тем или иным инфекционным заболеваниям называется: А) иммунитет

Б) нейтралитет

В) авторитет Г)устойчивость

  1. К зоонозным инфекциям относят:
  1. корь

Б)сибирская язва

  1. дизентерия Г) брюшной тиф

2 вариант

1.Через воду передается:

  1. гепатит С Б) малярия
  2. корь

Г) брюшной тиф

  1. В виде тюков или пакетов располагаются:
  1. сарцины Б) миктококки
  2. стафилококки Г) стрептококки
  1. Палочковидную форму имеют:
  1. спириллы Б) сарцины
  2. бактерии Г)спирохеты
  1. К зоонозным инфекциям относят:
  1. грипп Б) ящур
  2. холеру Г) шигеллез
  1. Споры образует:
  1. возбудитель ботулизма Б) брюшнотифозная палочка
  2. кишечная палочка Г) холерный вибрион
  1. К антропонозным инфекциям относят:
  1. сибирскую язву Б) сап
  2. ящур Г) корь
  1. Через воздух передается:
  1. столбняк Б) бешенство
  2. корь

Г) эшерихиоз

  1. Патогенность - способность:
  1. вызывать инфекционный процесс Б) сенсибилизировать организм
  2. расщеплять глюкозу Г) расщеплять
  1. Через пищу передается:
  1. малярия Б) корь
  2. грипп

Г) сальмонеллез

  1. Прямым контактом передается:
  1. скарлатина Б) дифтерия
  2. сальмонеллез Г) сифилис
  1. Антибиотики продуцируют:
  1. грибы Б) острицы
  2. клещи Г) москиты
  1. Дератизация - это уничтожение:
  1. насекомых Б) микробов
  2. грызунов Г) растений
  1. Инфекционное заболевание, поражающее чаще всего легкие и лимфатические железы:
  1. ящур

Б) туберкулез

  1. бруцеллез

Г) сибирская язва

  1. Симптомы пищевых отравлений:
  1. боли в животе, тошнота, головные боли

Б) рвота, повышенная температура, онемение языка

  1. головокружение, понос, боли в горле, затрудненное дыхание

Г) боли в животе, тошнота, рвота, повышенная температура, понос, головокружение

  1. Отравления, возникающие в результате попадания в организм человека пищи, пораженной ядами микроскопических грибов:
  1. микотоксикозы Б) токсикозы
  2. ботулизм

Г) стафилококковое отравление

  1. Период, от проникновения микробов в организм человека до проявления болезни:
  1. изоляционный Б) инкубационный
  2. временный

Г) инфекционный

  1. Круглые черви длиной 15-40 см, паразитируют в кишечнике человека:
  1. описторхисы Б) трихинеллы
  2. аскариды

Г) бычий цепень

  1. Наиболее благоприятные условия для развития микробов в:
  1. сыром мясном фарше Б) вареном мясе
  2. сырых овощах Г) сыром мясе
  1. Резкое изменение состава микрофлоры кишечника:
  1. отравление Б) дисбактериоз
  2. энтероколит

Г) вздутие кишечника

  1. Мышцы и кровь здорового скота микробов:

А) содержит

 Б) не содержит

В) зависит от вида упитан. убойного жив.

Г) зависит от возраста убойного животного

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

   Промежуточный зачет

Вопросы для промежуточного зачета
Вопрос № 1

Личная гигиена повара: содержание рук

Вопрос № 2

Личная гигиена повара: содержание тела.

Вопрос № 3

Личная гигиена повара: требование к медицинскому обследованию.

Вопрос № 4

Приготовление основного маточного раствора хлорной извести. Характеристика

хлорной извести.

Вопрос № 5

Характеристика хлорамина. Приготовление растворов из хлорамина.

Вопрос № 6

Личная гигиена кондитера: требования к санитарной одежде.

Вопрос № 7

Личная гигиена повара: требования к содержанию полости рта.

Вопрос № 8

Что такое дезинфекция? Перечислить дезинфицирующие средства.
Приготовление раствора хлорной извести для рук.

Вопрос № 9

Что такое дератизация? Меры профилактики.

вариант номер задания

1

2

1

Б

Г

2

Б

А

3

В

В

4

Г

Б

5

Б

А

6

В

Г

7

В

В

8

Б

А

9

Г

Г

10

В

Г

11

Б

А

12

Г

В

13

Б

Б

14

А

Г

15

В

А

16

А

Б

17

Г

В

18

В

А

19

А

Б

20

Б

Б

Вопрос № 10

Что такое дезинсекция? Меры профилактики.

Вопрос № 11

Что такое дезинфекция. Методы дезинфекции.

Вопрос № 12

Что такое дезинфекция. Физические методы дезинфекции.

Вопрос № 13

Профилактические меры в борьбе с мухами, тараканами, грызунами.

Вопрос №14

Требования к инвентарю и инструментам.

Вопрос №15

Личная гигиена повара: санитарный режим поведения работников п.о.п

      3.2   Проверочная работа

Вопросы для проверочной работы

по предмету Основы микробиологии, гигиены и санитарии в пищевом производстве 1вариант        2вариант

1в.        Пищевые        отравления

Микробного происхождения        Не микробного происхождения

2в.        Пищевые        отравления

Кишечная палочка        Ботулизм

3в.        Предупреждение производственного травматизма и

оказание доврачебной помощи

4в. Что такое гигиена труда.        Рациональная организация трудового процесса

Эталон ответов к проверочной работе
Вариант 1

1в. Пищевые отравления микробного происхождения.

Пищевые интоксикации бактериальной природы. К пищевым отравлением, вызываемым бактериями, относятся ботулизм, стафилококковая интоксикация. Стафилококковые интоксикации могут возникнуть из-за грубых нарушений санитарных условий производства. Для предотвращения образования энтеротоксина в готовых кондитерских изделиях с кремом существенное значение имеет концентрация сахарного сиропа для их пропитки, которая составляет 50 %.

2в. Кишечная палочка.

Пищевые инфекции. Наиболее опасными патогенными микроорганизмами, вызывающими кишечные инфекции, являются бактерии кишечной группы. Они размножаются в желудочнокишечном тракте человека и животных. Салмонеллы размножаются при температуре 25-40 °С, при нагревании до 60оС они погибают «течение нескольких минут.

Бактерии рода (Шигелла) являются возбудителями дизентерии. Они размножаются в слизистой оболочке толстых кишок и вызывают ее воспаление. Шигеллы представляют собой неподвижные палочки. Они относятся к факультативным анаэробам. Размножение происходит при температуре 10-45оС. Устойчивы к условиям внешней среды и могут длительное время сохраняться на различных продуктах. В водопроводной воде возбудители дизентерии живут от нескольких суток до 1,5 мес. В зависимости от состава микрофлоры и других условий бактерии могут сохранять жизнеспособность на фруктах до 7 сут, в маргарине - до 50-60 сут. Причиной заболевания дизентерией может стать употребление молока и молочных продуктов, обсемененных возбудителями дизентерии. Продолжительность инкубационного периода от 2 до 7 сут.

3в. Производственный травматизм.

Производственная травма — это механическое или тепловое повреждение ткани организма человека на производстве.

Причинами производственных травм на предприятиях общественного питания в основном являются: нарушение правил эксплуатации оборудования и требований техники безопасности, неправильная организация труда, утомление и болезнь работника.

Во избежание травматизма необходимо:

  1. Ознакомить всех работников предприятия с требованиями техники безопасности.
  2. Вывесить плакаты, инструкции, предупредительные надписи в особо опасных местах работы.
  3. Соблюдать санитарные правила расстановки оборудования и предусматривать свободный доступ к нему.
  4. Строго соблюдать правила эксплуатации оборудования.
  5. Не захламлять производственные помещения пустой тарой.
  6. Соблюдать правила ношения санитарной одежды и обуви.
  7. Организовывать тщательную и своевременную мойку полов в цехах.
  8. Строго соблюдать производственные приемы открывания крышек котлов с кипящей пищей, передвижения котлов на плите, переноски горячих противней, колющих и режущих инструментов, правила работы ножом.

Работнику, получившему производственную травму, срочно оказывают доврачебную помощь во избежание возможных осложнений

4в. Что такое гигиена труда.

Гигиена труда — отрасль гигиенической науки, изучающая воздействие трудового процесса и условий производственной среды на организм человека и разрабатывающая гигиенические мероприятия, нормы и правила, направленные на сохранение здоровья трудящихся, повышение работоспособности и производительности труда.

Труд поваров, кондитеров и официантов по энергетическим затратам относят к III группе. Он сопряжен с работой в положении стоя, с переносом тяжестей, с напряжением мышц рук и ног, с работой в неблагоприятных условиях (высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха), а также с использованием механического оборудования и тепловых аппаратов.

При неправильной организации трудового процесса на п.о.п. все эти факторы могут оказывать неблагоприятные и даже вредные воздействия на работоспособность и здоровье работающих.

Вариант 2

1в. Пищевые отравления не микробного происхождения.

Пищевые интоксикации бактериальной природы. К пищевым отравлениям, вызываемым бактериями, относятся ботулизм, стафилококковая интоксикация.

2в. Пищевые отравления. Ботулизм.

Ботулизм - это тяжелое пищевое отравление человека, вызываемое употреблением в пишу продуктов, зараженных токсинами бактерий ботулиум. Это очень опасное отравление, может вызвать смертельный исход.

Бактерии имеют вид подвижных палочек: они образуют споры. Развиваются только в анаэробных условиях, чувствительны к кислотности среды; оптимальная температура 35оС.

Возбудители ботулизма устойчивы к воздействию факторов внешней среды. Они хорошо перенося замораживания и остаются жизнеспособными при нагревании до 100-120 'С. Высокая термоустойчивость спор является главной причиной, осложняющей борьбу с ботулизмом. Споры устойчивы к химическим факторам и дезинфицирующим средствам. Пищевые продукты, имеющие небольшую кислотность (рН 5,5-4,2), являются хорошей средой для размножения и образования токсинов. Симптомы ботулизма отличаются от симптомов других пищевых отравлений. Попадая вместе с пищей в кишечник человека, токсин всасывается в кровь и поражает сердечно-сосудистую и центрально- нервную систему.

3в. Производственный травматизм.

Производственная травма — это механическое или тепловое повреждение ткани организма человека на производстве.

Причинами производственных травм на предприятиях общественного питания в основном являются: нарушение правил эксплуатации оборудования и требований техники безопасности, неправильная организация труда, утомление и болезнь работника.

Во избежание травматизма необходимо:

  1. Ознакомить всех работников предприятия с требованиями техники безопасности.
  2. Вывесить плакаты, инструкции, предупредительные надписи в особо опасных местах работы.
  3. Соблюдать санитарные правила расстановки оборудования и предусматривать свободный доступ к нему.
  4. Строго соблюдать правила эксплуатации оборудования.
  5. Не захламлять производственные помещения пустой тарой.
  6. Соблюдать правила ношения санитарной одежды и обуви.
  7. Организовывать тщательную и своевременную мойку полов в цехах.
  8. Строго соблюдать производственные приемы открывания крышек котлов с кипящей пищей, передвижения котлов на плите, переноски горячих противней, колющих и режущих инструментов, правила работы ножом.

Работнику, получившему производственную травму, срочно оказывают доврачебную помощь во избежание возможных осложнений.

4в. Рациональная организация трудового процесса.

Работоспособность человека в течение рабочего дня не постоянна. Доказано, что она повышается в начале рабочего дня, достигает максимума через полтора часа работы и держится на этом уровне тем дольше, чем лучше организована выполняемая работа. Затем работоспособность снижается и снова достигает максимума после хорошо организованного перерыва.

Утомление организма наступает в результате тяжелой напряженной или длительной работы, неправильной организации трудового процесса, неудобной рабочей позы, плохой организации отдыха, что приводит к ощущению усталости и ухудшению самочувствия.

Учитывая колебания работоспособности человека, целесообразно все трудоемкие процессы выполнять в первой половине дня и сразу после обеденного перерыва.

Для снижения утомляемости в течение дня следует разнообразить виды работ, что на предприятиях общественного питания вполне выполнимо.

Очень важно в процессе работы соблюдать правильную рабочую позу.

Это обеспечивается подбором оборудования определенных размеров и высоты. Работник должен стоять прямо, не сутулясь. Некоторые операции повар и кондитер могут выполнять сидя на высоких табуретах.

Правильно организованное рабочее место помогает избежать лишних движений, а следовательно, предупреждает преждевременное утомление.

Работоспособность человека во многом зависит также от степени обучености, т.е. от овладения производственными навыками.

Важным фактором в правильной организации рабочего дня является чередование труда и отдыха, поэтому обеденный перерыв на предприятиях общественного питания следует использовать по прямому назначению.

  1. Дифференцированный зачет

                 Тестовые задания

  1. Стафилококки имеют форму:

а)        цепочки;

б)        пакета;

в)        грозди винограда

  1. Гематоксилин относится к:

а)        кислым красителям;

б)        основным красителям;

в)        спиртовым растворам

  1. К грамм положительным относятся бактерии, которые по Грамму окрашиваются в:

а)        красный цвет;

б)        зеленый цвет;

в)        темно-фиолетовый цвет

  1. Микомицеты-это:

а)        низшие грибы;

б)        высшие грибы;

в)        нитевидные грибы

  1. Вирусы, адоптировавшиеся в процессе эволюции к паразитированию в прокариотических клетках это:

а)        споры;

б)        бактерии;

в)        капсула.

  1. Скарификация это:

а)        накожный метод заражения животных;

б)        внутрикожный метод заражения животных;

в)        подкожный метод заражения животных.

  1. Сущность феномена преципитации состоит в том, что комплекс антиген-антитело:

а)        выпадает в осадок;

б)        вызывает помутнение среды;

в)        лизирует комплимент.

  1. Биопрепараты, содержащие в качестве начала цельные микробные клетки или их компоненты, называют:

а)        сыворотки;

б)        антибиотики;

в)        вакцины.

  1. Биопрепараты, используемые для создания пассивного иммунитета при профилактике или лечение:

а)        вакцины;

б)        сыворотки;

в)        антибиотики.

  1. Биопрепараты представляющие собой экстракты из клеток возбудителя и содержащие продукты их метаболизма, называют:

а)        диагностические антигены;

б)        диагностические антитела;

в)        диагностические аллергены.

  1. Классификация вирусов:

а)        ДНК- содержащие вирусы;

б)        РНК- содержащие вирусы;

в)        по культуральным признакам.

  1. Дезинфекция:

а. обеззараживание объектов при 1 65-95ОС в течении нескольких минут;

б)        комплекс мероприятий, направленных на обеззараживание внешней среды;

в)        дробная стерилизация.

  1. Антисептика:

а)        уничтожение микробов с помощью химических дезинфицирующих веществ (в ранах);

б)        система мер по предотвращению попадания микробов в раны, ткани, органа;

в)        уничтожение микробов кипячением.

  1. Культивирование вирусов:

а)        на обычных питательных средах;

б)        клетках культур тканей;

в)        на куриных эмбрионах.

  1. Приобретенный иммунитет:

а)        развивается как следствие реакции на действие патогенных микробов;

б)        развивается в результате введения вакцин;

в)        как генетически обусловленная невосприимчивость некоторых видов животных к действию возбудителя.

  1. Антиген:

а)        белок синтезирующийся в организме при введении в организм чужеродного белка; болезней;

б)        вещество белковой природы, несущий признаки чужеродной генетической информации при введении в организм проявляются в образовании антител;

в)        возбудитель инфекционного заболевания.

  1. Карантин:

а)        мероприятие, направленное на повышение общей и специфической устойчивости животных;

б)        мероприятия направленные на обезвреживание и ликвидацию факторов передачи возбудителя;

в)        мероприятие направленное на ликвидацию возникшего эпизоотического очага и недопущения распространения инфекции.

  1. Биопрепараты, содержащие в качестве начала цельные микробные клетки или их компоненты, называются:

а)        вакцины;

б)        сыворотки;

в)        антибиотики.

  1. К грамм положительным относят бактерий, которые по Грамму окрашиваются в:

а)        красный цвет;

б)        зеленый цвет;

в)        темно- фиолетовый.

21. Куда поступают патологический материал при бактериологическом исследовании:

а)        В окружную ветеринарную лабораторию;

б)        в федеральную государственную службу охраны животных;

в)        в областную ветеринарную лабораторию.

4.   Условия проведения промежуточной аттестации

      Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета проводится в виде

    тестирования. Количество вариантов тестовых заданий – 1, количество вопросов – 21.

          Время выполнения задания  - 1 час.

          Оборудование:        ручка, бумага.

5. Критерии оценивания для промежуточной аттестации

Уровень

учебных

достижений

Показатели оценки результата

«5»

19-20  баллов

«4»

15-18   баллов

«3»

10-14   баллов

«2»

14 и менее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОП.01 «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС CПО по профессии 43.01.09  П...

КОС ОП.01 «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ»

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП. 01. «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ» разработан  в соответствии с требованиями  Фед...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для самостоятельной работы в группах ТОП-50 профессии Повар, кондитер ОП. 01 «Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены»

Данные методические указания разработаны в помощь обучающимся для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине ОП. 01 «Основы микробиологии, физиологии питания, санитари...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП.01 Основы микробиологии, физиологии питания, санитарии и гигиены для профессии 43.01.09 Повар, кондитер

Примерная  рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 43.01.09 по профессии Повар, кондитер, относящейся к укрупне...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине: ОП.01. ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, ФИЗИОЛОГИИ ПИТАНИЯ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ

Методические рекомендации разработаны на основании Федерального Государственного Образовательного  Стандарта  по специальности 43.01.09 Повар, кондитер, рабочей программы  ОП.01 «...