Подготовка специалиста для сферы туризма и гостеприимства в условиях нового образовательного и профессионального контента.
проект
В докладе описаны основные тенденции в сфере туризма в настоящее время, выявлены проблемы в системе подготовки специалистов среднего звена в СПО, предложены практические рекомендации по повышению качества подготовки выпускников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Амурской области
государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства»
Доклад
на тему «Подготовка специалиста для сферы туризма и гостеприимства в условиях нового образовательного и профессионального контента»
Выполнили:
студентка группы Гд-31 Грошева О.Д.
студентка группы Гд-41 Гусева О.В.
студентка группы гд-32 Матвеева Д.А.
студентка группы Гд-41 Подшивалова Д.А.
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
Гостиничного дела и права
Рябова О.Е.
Благовещенск
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.......................................................................................................................3
1. Актуальные тенденции в индустрии туризма и гостеприимства .....................5
2. Проблемы подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства...............8
3. Практические рекомендации по модернизации системы
подготовки специалистов по гостеприимству в АКСЖКХ..............................12
Заключение.................................................................................................................15
Список литературы....................................................................................................16
ВВЕДЕНИЕ
Опережающее развитие индустрии туризма и гостеприимства – одно из наиболее ярких общемировых явлений современности. Сфера услуг приобретает приоритетный характер как по вкладу в национальные бюджеты, так и по численности занятых в ней. Значение сферы услуг в современной экономике постоянно возрастает, что приводит к возникновению множества задач, связанных с выработкой новых подходов к управлению гостиничными предприятиями и повышением профессионального уровня сотрудников этих организаций. Реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» с 2021 по 2030 год привела к увеличению потребности в квалифицированных кадрах в сфере туризма и гостеприимства.
Актуальность данной работы в том, что современное постиндустриальное общество предъявляет новые требования к подготовке конкурентоспособного выпускника образовательного учреждения. Турбизнесу нужны молодые профессионалы, вооружённые актуальными теоретическими и практическими знаниями в различных дисциплинах и приспособленные к ведению бизнеса в современных жестких конкурентных условиях.
Цель исследования - разработка комплексной программы модернизации подготовки специалиста по гостеприимству в АКСЖКХ с учётом современных тенденций развития туристической и гостиничной индустрии.
Задачи исследования:
1.Изучить современные тенденции в индустрии туризма и гостеприимства.
2.Изучить целевые аудитории (работодатели, преподаватели и студенты колледжа).
3.Выявить существующие противоречия и проблемы в системе подготовки специалистов по гостеприимству.
4.На основании теоретико-методологического анализа и практического исследования, разработать рекомендации по решению проблем подготовки специалистов по гостеприимству.
5. Приступить к внедрению практических рекомендаций в образовательный процесс АКСЖКХ.
Объект исследования - профессиональная подготовка студентов АКСЖКХ по специальности 43.02.14 Гостиничное дело.
Предмет исследования - проблемы и противоречия современной системы подготовки специалистов по гостеприимству в АКСЖКХ.
Гипотеза исследования - разработка и внедрение актуальных изменений в образовательный процесс АКСЖКХ приведёт к повышению качества профессиональной подготовки студентов по специальности 43.02.14 Гостиничное дело.
В работе использовались общие и частные методы исследования: анализ,
обобщение, классификация фактов научной литературы и практического исследования, а также методы количественной и качественной оценки и обработки информации, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования аналитических результатов и разработанных рекомендаций в образовательном процессе АКСЖКХ для подготовки специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Материалы данного исследования могут быть полезны различной целевой аудитории: руководителям и преподавательскому составу образовательных учреждений; учащимся школ, абитуриентам и студентам; представителям гостиничной и туристической отрасли.
1. АКТУАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
21 апреля 2021года в своём послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В.Путин анонсировал национальный проект в сфере туризма и гостеприимства на 2021-2030 годы.[1] Целевые показатели проекта: к 2030 году увеличить количество путешествий по России до 140 миллионов в год; увеличить количество рабочих мест в отрасли до 4,7 миллионов; увеличить вклад туристической отрасли в ВВП страны. Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» включает в себя 3 федеральных проекта:1) развитие туристической инфраструктуры и создание качественных турпродуктов; 2) повышение доступности и информированности о туристических продуктах; 3) улучшение управления в сфере туризма. [2]
С началом реализации Национального проекта в российской индустрии туризма и гостеприимства наметились следующие тенденции:
увеличился объём внутреннего туризма и постепенно восстанавливается въездной и выездной туризм.[4] В период пандемии российская туриндустрия продемонстрировала адаптивность, умение предпринимателей приспособиться и создать в сложившихся условиях новый продукт, запустить внутренние чартеры. Благодаря поддержке со стороны Ростуризма, субъекты РФ развивают туризм как один из приоритетных видов экономической деятельности.[5]
Правительство Амурской области уделяет особое внимание развитию туризма. По мнению В.А.Орлова, этому должны способствовать открытие моста Благовещенск - Хэйхэ, а также строительство канатной дороги и туристического комплекса «Золотая миля» и новой взлётной-посадной полосы в Благовещенске.[6] Кроме того, в Амурской области разработан проект дорожной карты по развитию промышленного туризма на космодром «Восточный». По словам губернатора В.А.Орлова «развитие промышленного туризма обеспечит нам ежегодный прирост турпотока. Повышенное внимание со стороны российских и зарубежных туристов стимулирует модернизацию инфраструктуры и создаст основу для появления десятков новых специалистов в отрасли».[7]
растёт число средств размещения (по данным Росстата номерной фонд за период с 2005 по 2020 годы вырос с 472тыс. до 771тыс. номеров)[8];
повышаются требования потребителя к качеству услуг и сервису;
Изменились технологии проектирования и предоставления туристских услуг;
Пандемия Covid-19 ускорила процессы цифровизации туристского рынка. Будущее за такими технологиями, как искусственный интеллект, дополненная реальность, виртуальная реальность, чат-боты, виджеты, распознавание голоса, умные комнаты.[9]
Растёт потребность в увеличении количества сотрудников в отрасли.
В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» сказано, что в субъектах Российской Федерации в эксплуатацию войдёт более 300 объектов туристкой инфраструктуры (отели, рестораны, музеи и т.д.)[1] Это говорит о дополнительной потребности в кадрах с профильным образованием, т.к. новые объекты дадут динамичный прирост рабочих мест.
Изменяются требования работодателей к сотрудникам;
Мы задали вопрос работодателям: «Какие компетенции сотрудника отеля Вы считаете самыми важными?» В опросе приняли участие 15 человек ( руководители и административно-управленческий персонал гостиницы «Дружба», отеля «Меркюр», хостела «Вояж», гостиницы «Глория»). По мнению респондентов, самые востребованные компетенции: коммуникативность (40%), клиентоориентированность (36%), трудовая дисциплина (32%), знание нормативной документации (29%)
Возник запрос на новые профессии и компетенции на стыке нескольких отраслей знаний;
Учитывая стремительность девальвации знаний и профессиональных компетенций, в ближайшее время произойдёт переход к концепции множественности профессий.[10] Уже сегодня человек вынужден несколько раз за свою жизнь менять профессию, и образование должно развивать способности каждого человека к формированию новых компетенций, способности адаптации к изменениям общества и как следствие, к смене профессий в течение жизни.[11] Разработчики Атласа новых профессий предложили перечень новых задач, которые могут появиться, а старые будут заменены новыми технологиями. С появлением и развитием новых знаний и технологий в сфере туризма и гостеприимства возник запрос на новые професиии: сейлз-менеджер, веб-журналист, SMM-маркетолог, таргетолог, визуалист, сторисмейкер, менеджер по ведению социальных сетей, режиссёр индивидуальных туров, разработчик тур-навигаторов, архитектор территорий, дизайнер дополненной реальности, консьерж робототехники, оператор БПЛА, оператор VR устройств, разработчик интеллектуальных туристических систем и другие. В век высоких технологий профессионал должен разбираться в смежных отраслях, владеть мультидисциплинарной компетентностью.[12]
ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА
Проблема дефицита квалифицированного персонала является актуальной для динамично развивающейся сферы сервиса и гостеприимства. В настоящее время ситуация на рынке такова, что выпускники учебных заведений не отвечают профессиональным требованиям, соответствующим состоянию. отрасли.
На сегодняшний день можно выделить основные проблемы подготовки кадров для сферы гостеприимства:
Отсутствие системы мониторинга рынка и анализа потребностей гостиничного бизнеса.
Специфика сервисной деятельности заключается в постоянной зависимости от спроса на рынке труда, что требует мобильности, гибкости, быстрой адаптации и открытости образовательного процесса к любым изменениям.
Слабая вовлечённость предприятий в процесс подготовки кадров, что ведёт к несоответствию компетенций молодого специалиста требованиям работодателей.
Руководители гостиничных предприятий отмечают ряд проблем в подготовке выпускников: нехватка практических навыков, а также незнание рынка туризма, региональных особенностей, современного ПО для управления гостиницей, правил миграционного учета.
Подготовка по специальностям, теряющим свою актуальность на современном рынке труда.
По мнению разработчиков Атласа новых профессий, к 2030-2035г. исчезнут ранее популярны профессии : турагент, оператор колл-центра, горничная, мойщик посуды, швейцар, портье, дежурный по этажу, посыльный, оператор по бронированию, офис-менеджер, кассир.[13] В связи с этим, необходимо пересмотреть Перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках ППССЗ.
Небольшой часовой объём практической подготовки.
По мнению экспертов, система подготовки кадров для гостиничной сферы в России значительно отстаёт от европейского опыта. Доля практики в школах гостеприиства Германии,Великобритании составляет 50-60%, а в Швейцарии достигает 80%. [14] Доля учебной и производственной практик по учебному плану АКСЖКХ 2019 года составляет 17%, а по учебному плану 2021 года - 23%. Мы согласны с экспертами,которые считают, что объём практических часов необходимо дальше увеличивать до равного соотношения теории к практике.[15]
Необходимость улучшения материально-технической базы образовательного учреждения.
Качественная подготовка будущих специалистов возможна только в специализированных учебных мастерских, оборудованных техническими средствами обучения.
Несоответствие содержания междисциплинарных курсов и профессиональных модулей актуальному состоянию отрасли.
Учебно-методические пособия не всегда отвечают актуальному состоянию отрасли и зачастую составлены людьми, не имеющими реальный опыт в профессии.
Недостаточный уровень сформированности базовых универсальных компетенций («soft skills»).
Результаты анкетирования работодателей свидетельствуют о том, что у молодых сотрудников недостаточно развиты такие гибкие навыки, как коммуникативность, стрессоустойчивость, клиентоориентированность, трудовая дисциплина. Интересно, что ответы студентов во многом совпадают с мнением работодателей.
Необходимость подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
В настоящее время ввиду перехода на автоматизированные системы наблюдается нехватка специалистов узкого звена, владеющих современными технологиями Также отметим отсутствие системы повышения квалификации преподавательского состава для актуализации знаний по преподаваемым дисциплинам.
Низкая эффективность использования технологий дистанционного обучения.
Во время пандемии резко возрос интерес к онлайн-обучению. Преимущества дистанционного способа получения образования: доступность и удобство (обучаться можно в любое время и в любом месте).[16] Разработка образовательных курсов является эффективным способом экономии ресурсов и оптимизации процесса адаптации сотрудников гостиничных предприятий.
Cложность формирования должностного профиля “специалиста по гостеприимству», некорректное представление абитуриентов и студентов о будущей профессии.
Мы провели опрос среди студентов нашего колледжа (всего 115 респондентов) и проанализировали результаты.
31% студентов испытывают сложность в описании профиля «специалиста по гостеприимству», затрудняются назвать должности, на которые может претендовать выпускник. Это связано с отсутствием прямой ассоциативной связи между направлением подготовки «Гостиничное дело» и будущей профессией, по аналогии с другими направлениями, как например: архитектура- архитектор, экономика- экономист, строительство- строитель, юриспруденция- юрист и т.д. 23% высказались негативно о профессии, т.к., по их мнению, молодому специалисту в любом случае придётся начинать с низкой линейной позиции (уборщик, горничная). Практически половина абитуриентов не планировали заранее свой выбор: 40% не знали, куда поступать; 8,7% ответили, что не было вариантов; После окончания колледжа 11,3% не планируют работать по специальности; 20% планируют открыть своё дело, не связанное с гостиничным бизнесом; 25% не имеют планов на будущее.
Преобладание традиционных, пассивных форм и методов обучения.
По словам ректора Российского университета туризма и сервиса А.А.Федулина, «институт лекций и семинаров безнадёжно устарел, общество и бизнес требуют иных принципов образования, пересмотр методов и форм подготовки будущих специалистов в туризме».[17] Мы попросили студентов нашего колледжа ответить на вопрос: «Каких форм форм проведения занятий вам не хватает?» Результаты следующие: командная работа (37,4%), онлайн обучение (29,6%), практика международного общения (27,8%), участие в тренингах (22,6%).
Необходимость раскрытия творческого потенциала студентов, предоставления им возможностей для самореализации.
В целях развития познавательных потребностей творческих способностей необходимо выявлять талантливых, активных обучающихся и привлекать их к участию в мероприятиях, проектах, профессиональных конкурсах.
Итак, выделим основные противоречия и конфликты:
Между острой потребностью отрасли в конкурентоспособных специалистах новой формации и преимущественно теоретико-информационным, консервативным характером обучения в ущерб подготовке к практической деятельности.
Между необходимостью обновления спектра профессий, специализаций и требующими актуализации и корреляции программами подготовки специалистов среднего звена, ФГОС и профессиональными стандартами.
Между цифровизацией туриндустрии и невысоким уровнем сформированности информационно-коммуникационной компетенции будущих специалистов по гостеприимству
3.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ГОСТЕПРИИМСТВУ В АКСЖКХ
По нашему мнению, для повышения качества подготовки кадров для сферы туризма и гостеприимства необходимо проводить работу по следующим направлениям:
- тесное взаимодействие предприятий отрасли с образовательными учреждениями,
- актуализация образовательных программ с учётом требований работодателей и тенденций рынка,
- обновление учебно-методической и материально-технической базы,
- применение инновационных, активных, практико-ориентированных форм и методов обучения.
Практическая часть нашей работы содержит рекомендации по модернизации системы подготовки специалиста по гостеприимству в АКСЖКХ с учётом выявленных проблем и противоречий.
Цель | Направления | Форма реализации |
Поднятие престижа, создание положительного образа профессии. | Профориентация. | Разработана и запущена дополнительная образовательная программа по профориентации для учащихся 9 классов «Старт в профессию». |
Конкурсы профессионального мастерства. | Участие студентов АКСЖКХ в VII Региональном Чемпионате по компетенции «Администрирование отеля» (ноябрь 2021г.); Запланировано участие в Региональном Чемпионате 2023г. | |
Привлечение представителей отрасли. | Приглашение профессионалов на мастер-классы, консультации, круглые столы, конференции; Выездные занятия, экскурсии на гостиничные предприятия. | |
Актуализация образовательного контента. | Разработка ППССЗ, модулей, курсов совместно с работодателями. | В СДО Moodle cоздан курс «Стажировка нового сотрудника в хостеле Вояж». Материалы предоставлены руководителем предприятия Манаковой А.И. |
Учёт региональных особенностей региона потребностей рынка труда Амурской области. | Включение регионального компонента в вариативную часть ППССЗ. Например, модуль «История и культура Дальнего Востока» или «Разработка туристических маршрутов по Амурской области» | |
Освоение дополнительной профессии в рамках освоения ППССЗ. | Необходимость замены рабочих профессий Горничная, Портье, Агент по закупкам на более актуальные. (официант, бармен, гид, экскурсовод, разработчик индивидуальных туров, тур-навигаторов и др.) | |
Улучшение материально-технической базы | Создание пространства, для проведения практических занятий и мероприятий. | Создание учебно-тренинговой мастерской, коворкинг зоны и компьютерного класса позволит погрузиться в реальную деятельность предприятия, а также проводить встречи и мероприятия с представителями отрасли. |
Повышение качества практической подготовки | Сотрудничество колледжа и туристско-гостиничных предприятий. | Мероприятие «День работодателя» или «День карьеры». Конкурс среди студентов «Лучший отчёт по практике». Продолжение работы по внедрению дуальной и целевой форм обучения. |
Раскрытие творческого потенциала студентов | Выявление «амбассадоров», курирующих направление подготовки «Гостиничное дело». | Подготовка к участию в конкурсе молодежных проектов Росмолодежь. Тема проекта: «Развитие гибких компетенций специалиста XXI века». Участники: Матвеева Дарья (Гд 32) Грошева Оксана (Гд 31) Подшивалова Дарья (Гд 41) Гусева Ольга (Гд 41) |
Наставничество в форме «студент-студент» и «студент-ученик». | Привлечение студентов с высоким уровнем организаторских и лидерских качеств, опытом участия в мероприятиях к учебно-тренерской деятельности. | |
Участие студентов в создании обучающего контента. | Конкурс студенческих видеороликов на тему «Ситуации в отеле», в дальнейшем- создание кейс - курса в СДО Moodle с использованием авторского видеоконтента. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Потребность рынка труда в высокопрофессиональных специалистах индустрии туризма, владеющих рядом смежных профессий, и способных легко ориентироваться в современных социально - экономических условиях, достаточно велика. Современное состояние подготовки специалистов для сферы туристко-рекреационных услуг в соответствии с усложнением целей, средств и структуры образовательной деятельности вызывает необходимость модификации учебного процесса, oбеспечивающего формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Профессионально мобильный (полипрофессиональный) специалист - это сотрудник, обладающий рядом смежных профессий, позволяющих совмещать или осуществлять быстрый переход от одного вида деятельности к другому, как того зачастую требует производственная необходимость.
Цель данной работы состояла в выявлении слабых мест в системе подготовки будущих специалистов по гостеприимству и разработке практических рекомендаций по модернизации образовательного процесса в колледже. Поставленные задачи были достигнуты, но работа по внедрению изменений в организационно-педагогические условия подготовки специалистов для сферы услуг будет продолжена.
Подводя итог представленного проекта, хочется отметить, что предложенные нами рекомендации направлены на поднятие престижа професии, формирование у студентов общих универсальных компетенций (софт скиллз) и отработку практических навыков, что в дальнейшем положительно скажется на развитии профессиональной траектории выпускника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Послание Президента Федеральному Собранию 21.04.2021.- (Электронный ресурс): http://kremlin.ru/events/president/news/65418
Распоряжение Правительства Российской федерации от 20.09.2019 №2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2035 года».
Федеральная служба государственной статистики.- (Электронный ресурс).- https://rosstat.gov.ru/
Федеральное агентство по туризму.-(Электронный ресурс).- https://tourism.gov.ru
Бушуева И.В., Силина Е.Д. Инновации в туристком образовании: Направление на будущее!// Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.4. №9. С.84-87.
6)Туристко-информационный портал Амурской области Visit Amur [Электронный ресурс] https://visitamur.ru/
7)Портал Правительства Амурской области/ [Электронный ресурс]
https://www.amurobl.ru/posts/news/v-2018-godu-vyros-turisticheskiy-potok-na
kitayskom-napravlenii/?sphrase_id=4361995
8)Федеральный государственный образовательный стандарт по ППССЗ 43.02.14 Гостиничное дело, утв.Приказом № от 09.12.2016г.
9)Хмеленко Д.Р. Десять шагов к правильному сервису // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса.2020. Т.14. №2-2. С.208-214.
10)Гречко М.В. Сфера образования как базис формирования «новых производительных сил» в постиндустриальном обществе.// Крымский научный вестник.- 2016.- №6(12).- С.65-70.
11)Григорьева Т.И.Проблемы подготовки кадров для индустрии гостеприимства в современных условиях.2021. №6. С.50-56.
12)Гармашева Е.Д. Услуги и сервисная деятельность в обществе современного типа.- г.Ростов -на-Дону: ООО «Донской издательский дом», 2019.-150с.
13)Рубцова Н.В., Калинина И.Ю., Евдакимова Е.А. Современные тенденции и проблемы кадрового обеспечения в индустрии гостеприимства // Экономика труда. 2019. ТОМ 6. №2. с.991-1000.
14)Зуев А.Н. К вопросу устранения разрыва между профессиональными и образовательными стандартами. // Материалы 7-й Всероссийской научно-практической конференции.- Череповец.2016.- С.71-73.
15)Белоцерковский А.В. К вопросу о согласовании образовательных и профессиональных стандартов / Высшее образование в России.- 2015.- №6.- С.26-31.
16)Полевая М.В.Особенности подготовки кадров для индустрии туризма: отечественный и зарубежный опыт. / М.: ООО «Технологии стратегического менеджмента», 2012.124 с.
17)Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: учебник.- М.:Юнити-Дана, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Нормирование труда и сметы» основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена специальность 270839 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирован
Нормирование труда и сметы1.1. Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спец...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...
О проблемах подготовки конкурентоспособных специалистов по туризму в рамках дисциплины «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»
О проблемах подготовки конкурентноспособных специалистах в рамках дисциплины "Информатика"...
Билеты по профессиональному модулю ПМ 03. УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена
Контрольно- измерительные материалы по профессиональному модулю ПМ 03. УЧАСТИЕ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ основной профессиональной образова...
Разработка учебного плана в условиях вступления образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО) в процесс внедрения наиболее востребованных, новых и перспективных профессий специальностей становится неотъемлемой частью методическо
1.1. Учебный план образовательной программы среднего профессионального образования (далее учебный план) – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение ...
Профессиональное самоопределение школьников как одно из условий подготовки специалистов с компетенциями цифровой экономики в разрезе системы среднего профессионального образования
XII ежегодная межрегиональная научно-практическая конференция «Региональные направления цифрового развития», круглый стол «Кадры для цифровой экономики»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА для специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство, утвержденног...