Распространение опыта педагога
материал

Ольга Валерьевна Ванданова

Доклады

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vandanova_o.v._formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГБПОУ «КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННЫХ ИСКУССТВ НАРОДОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ»

«Формирование функциональной грамотности студентов на своих уроках»

                                  Выполнила: О.В. Ванданова,

Мастер производственного обучения

с. Иволгинск,2023

Функциональная грамотность – явление метапредметное, она формируется при изучении всех дисциплин и поэтому имеет разнообразные формы проявления. 

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни.

Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. 

На уроках междисциплинарного курса или спец.предмета  я стараюсь применять эти формы функциональной грамотности: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, компьютерная грамотность, экономическая грамотность, экологическая грамотность, грамотность в вопросах здоровья, грамотность в вопросах семейной жизни. Хочу представить вашему вниманию несколько заданий по функциональной грамотности, которые я применяю.

В этом задании студенты учатся планировать, работать самостоятельно, анализировать, делать выводы.

Выполнение задания блюда из рыбы с одним гарниром и соусом. В ходе выполнения студент разрабатывает и изготавливает новое блюдо в соответствии с заданием. Подготовительная часть задания выполняется под моим руководством и плавно переходит в самостоятельную работу студента. На всем протяжении выполнения задания студент проектирует, моделирует, анализирует, оценивает, выполняет. Выполняя задание, студент должен продумать мельчайшие особенности своего блюда, для этого выполнить эскиз блюда на тарелке и его оформление. Подобрать необходимые ингредиенты, составить технологическую и калькуляционную карты, описать технологию приготовления. Всё это формирует умения и навыки функциональной грамотности.

Умение выполнять не сложные математические расчеты

Задание. Из какой крупы сварить кашу, если взять 300 грамм группы и 960 миллилитров жидкости? Какая по консистенции каша получится?

            Задание. В технологической карте даны расчёты блюда на одну порцию, необходимо произвести расчёт на три порции.

            Задание. Для завтрака хорошо подходят различные каши. Их варят на воде, смеси молока и воды, бульоне, овощном отваре.  В зависимости от вида крупы можно получить каши различной консистенции: рассыпчатая, вязкая, жидкая. Чтобы получить рассыпчатую, вязкую или жидкую кашу важно точно отмерить количество жидкости и крупы.

            Задание. Обучающиеся самостоятельно изучают правила безопасного пользования. Работа в группах. Каждой группе дается конкретное правило безопасного поведения на кухне (вариант: вытягивают карточку, перевернутую текстом вниз, на которой написано правило). Обучающиеся на листе А4 иллюстрируют это правило. А в низу под рисунком наклеивают текстовое правило. Из иллюстрированных рисунков можно составить информационный буклет. В процессе выполнения данного задания у обучающихся формируются социальные (работа группе, умение находить общее решение, умение работать согласованно), креативные компетенции (творческий замысел, вариативность, творческий подход).

 Правила безопасного поведения на кухне

 

Перед включением электроплитки в сеть проверить исправность шнура питания и вилки

При работе с мясорубкой мясо и другие продукты проталкивают в мясорубку не руками, а специальными деревянными пестиками

Передают ножи и вилки друг другу только ручками вперед

Следите, чтобы при закипании содержимое посуды не выливалось через край, крышки горячей посуды берите полотенцем или прихваткой и открывайте от себя

Наполняя кастрюлю жидкостью, не доливать до края 4-5 см.

Снимая горячую посуду с плиты, пользоваться прихваткой

Готовить пищу необходимо в специальной одежде.

Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом. Ногти должны быть коротко острижены.

При появлении запаха, задымлении или возгорании необходимо немедленно отключить прибор от электросети

Засыпать в кипящую жидкость и масла крупу или другие продукты осторожно, чтобы не разбрызгалась вода и жир.

              Формирование функциональной грамотности – это непростой процесс, который требует применения разных педагогических технологий и форм работы, а также использования современных методов обучения. Применяя разные технологии, приёмы, формы работы на занятиях, я формирую функциональную грамотность учащихся, что позволит воспитать инициативную, самостоятельно, творчески мыслящую личность. Если систематически организовывать такую работу, то учащиеся начнут демонстрировать свои знания, которые позволят им активно находить решения в жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты распространения опыта педагога

Результаты распространения опыта педагога...

Результаты распространения опыта педагога

Результаты распространения опыта педагога...

Результаты распространения опыта педагога

1.Открытый урок по дисциплине "Строительное черчение" для професиии  № 270839.01 "Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования" проведен в рамках дека...

Результаты распространения опыта педагога

Научно-практические конференции...

Распространение опыта педагога и инновационная экспериментальная деятельность

Статьи, научные публикации, доклады, исследовательская работа педагога и студентов, методическая раработка открытого урока, карта учебного занятия....

Результаты распространения опыта педагога

Результаты распространения опыта педагога...

Распространение опыта педагога

Результаты распространения опыта педагога...