Дистанционное задание по химии для 12ПКД ,12ГДи 12СД на 6.04.2024г
план-конспект урока

Химия 1 курс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Д/З для группы 12 ПКД

Изучить лекцию, выписать основные определения и заполнить таблицу

11. Дисперсные системы

 «Дисперсные системы»

Встретить чистое вещество в природе – большая редкость. Зачастую вещества образуют смеси в различных агрегатных состояниях. Смеси могут быть как гетерогенными (неоднородными), так и гомогенными (однородными) системами.

 «Классификация смесей»

Схема

Смеси

гетерогенные

(неоднородные)

гомогенные

(однородные)

Дисперсные системы – это гетерогенные системы, в которых одно вещество (дисперсная фаза) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого (дисперсионная среда).

«Дисперсные системы – это гетерогенные системы, в которых одно вещество (дисперсная фаза) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого (дисперсионная среда)»

Дисперсная фаза в системе присутствует в меньшем количестве и может состоять из нескольких веществ, соответственно дисперсионная среда находится в большем объеме и состоит только из одного вещества. Между дисперсной фазой и дисперсионной средой существует поверхность раздела, поэтому дисперсные системы являются неоднородными (гетерогенными).

Текст «Состав дисперсной системы»

В зависимости от сочетания агрегатных состояний дисперсной фазы и дисперсионной среды различают несколько видов дисперсных систем:

1. Система газ-жидкость, где в роли дисперсионной среды выступает вещество в газообразном состоянии, а в роли дисперсной фазы – в жидком. Примерами таких систем являются аэрозоли, туман.

2. Система газ - твердое вещество: газ – дисперсионная среда, твердое вещество – дисперсная фаза. К таким системам относятся пыль в воздухе, дым, твердые аэрозоли.

3. Система жидкость – газ: жидкость - дисперсионная среда, газ – дисперсная фаза. Это разнообразные газированные напитки и пены.

4. Система жидкость – жидкость: одно вещество в жидком состоянии выступает в роли дисперсионной среды, а другое – в роли дисперсной фазы. К таким системам относятся эмульсии, плазма крови, молоко.

5. Система жидкость – твердое вещество: жидкость – дисперсионная среда, твердое вещество – дисперсная фаза. Примерами таких систем служат золи, гели, пасты, строительные растворы.

6. Система твердое вещество – газ: твердое вещество – дисперсионная среда, газ – дисперсная фаза. Таковыми системами являются почва, поролон, пенопласт, пористый шоколад.

7. Система твердое вещество – жидкость: твердое вещество – дисперсионная среда, жидкость – дисперсная фаза. Это различные мази, тушь, помада.

8. Система твердое вещество – твердое вещество: одно твердое вещество – дисперсионная среда, другое – дисперсная фаза. К ним относятся некоторые сплавы, цветные стекла, горные породы.

«Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию»

Дисперсные системы также классифицируют по величине частиц дисперсной фазы на грубодисперсные (размер частиц более 100 нм) и тонкодисперсные (размер частиц от 100 до 1 нм).

Среди грубодисперсных систем выделяют три группы: эмульсии, суспензии, аэрозоли.

«Классификация дисперсных систем по размеру частиц»

Схема

Эмульсии представляют собой дисперсные системы, в которых в роли дисперсионной среды выступает одна жидкость, а в роли дисперсной фазы – другая жидкость.

 «Эмульсии – это дисперсные системы, в которых в роли дисперсионной среды выступает одна жидкость, а в роли дисперсной фазы – другая жидкость»

Эмульсии делят на две группы: прямые и обратные. Прямые характеризуются тем, что в качестве дисперсионной среды выступает полярная жидкость, а в качестве дисперсной фазы – неполярная жидкость. Соответственно, в обратных эмульсиях наоборот. Особенностью эмульсий является то, что в результате изменения состава или какого-либо внешнего воздействия прямые и обратные можно превращать друг в друга.

Текст «Классификация эмульсий»

Схема

Эмульсии

прямые

обратные

дисперсионная среда - полярная жидкость, дисперсная фаза – неполярная жидкость

дисперсионная среда - неполярная жидкость, дисперсная фаза - полярная жидкость

Примерами наиболее известных природных эмульсий являются молоко и нефть. Типичная биологическая эмульсия – это капельки жира в лимфе; эмульсии практической деятельности человека – смазочно – охлаждающие жидкости, битумные материалы, пестициды, лекарственные и косметические средства, пищевые продукты.

Эмульсионная полимеризация используется при получении многих синтетических полимеров.

«Примеры эмульсий»

 

К суспензиям относятся грубодисперсные системы с твердой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой.

«Суспензии - грубодисперсные системы с твердой дисперсной фазой и жидкой дисперсионной средой.

Как правило, частицы дисперсной фазы имеют очень большие размеры и под действием силы тяжести оседают на дно дисперсионной среды. Этот процесс называется седиментацией. Если разность в плотности между дисперсионной средой и дисперсной фазой небольшая, то процесс седиментации идет очень медленно, и такие суспензии называют взвесями.

«Седиментация – процесс оседания частиц дисперсной фазы на дно дисперсионной среды.

Взвеси – суспензии, в которых процесс седиментации идет очень медленно»

Важное практическое значение имеют такие суспензии, как побелка, строительные взвеси, эмалевые краски, жидкие медицинские мази.

«Примеры суспензий»

 

Особую группу грубодисперсных систем составляют пасты. Они отличаются относительно высокой концентрацией частиц дисперсной фазы. Пасты хорошо знакомы нам из повседневной жизни: это зубные, гигиенические, косметические и другие пасты.

«Пасты – грубодисперсные системы, в которых относительно большая концентрация частиц дисперсной фазы»

Грубодисперсные системы, в которых газ является дисперсионной средой, а капельки жидкости или частицы твердого вещества представляют дисперсную фазу, называются аэрозолями. Примерами аэрозолей являются облака, радуга, смерч, выпущенные из баллончика дезодорант, освежитель воздуха.

«Аэрозоли - грубодисперсные системы, в которых газ является дисперсионной средой, а капельки жидкости или частицы твердого вещества представляют дисперсную фазу» 

 

Коллоидные системы занимают промежуточное положение между грубодисперсными системами и истинными растворами.  

Среди коллоидных систем различают золи и гели.

«Коллоидные системы занимают промежуточное положение между грубодисперсными системами и истинными растворами»

Золи (коллоидные растворы) являются жидкостями. Для них характерно явление коагуляции (слипание коллоидных частиц и выпадение их в осадок), в результате которой золь превращается в суспензию или гель. Коагуляция может произойти в процессе нагревания или изменения кислотно-основной среды.

«Коагуляция - слипание коллоидных частиц и выпадение их в осадок»

Цитоплазма, кариоплазма, плазма крови, лимфа, тканевая жидкость и многие другие биологические жидкости представляют собой золи.

 «Примеры коллоидных растворов»

 

Гели – это коллоидные системы, в которых частицы дисперсной фазы образуют пространственную структуру.

«Гели – это коллоидные системы, в которых частицы дисперсной фазы образуют пространственную структуру»

Эта структура со временем нарушается и происходит самопроизвольное уменьшение объема геля, которое сопровождается выделением жидкости. Данный процесс получил название синерезис. Синерезис определяет сроки годности пищевых, косметических и медицинских гелей.

 «Синерезис - самопроизвольное уменьшение объема геля, которое сопровождается выделением жидкости»

Свертывание крови у теплокровных животных (человека в том числе) определяется биологическим синерезисом, посредством которого происходит закупоривание ран сгустком фибрина, образуемого из белка фибриногена под действием специфических факторов. У человека при нарушении процесса свертываемости крови наблюдается такая болезнь, как гемофилия.

 «Биологический синерезис у теплокровных животных определяет процесс свертывания крови»

Если размер частиц вещества меньше 1 нм, образуется гомогенная система – истинный раствор. Истинные растворы - однородные (гомогенные) системы, так как между распределенным веществом и средой отсутствует

 поверхность раздела.

«Истинный раствор - гомогенная (однородная) система, в которой размер частиц вещества меньше 1 нм, между частицами и средой нет поверхности раздела»

Растворы состоят из растворителя и растворенного (растворенных) вещества (веществ). Растворителем считается вещество, которое не изменило свое агрегатное состояние после образования раствора. В случае если растворитель и растворенное вещество имеют одинаковое агрегатное состояние, растворителем считается то, которого больше.

Схема

растворитель + растворенное вещество = раствор

В зависимости от того, электронейтральными или заряженными частицами являются компоненты раствора, их подразделяют на молекулярные (растворы неэлектролитов), ионные (растворы электролитов) и молекулярно-ионные (растворы слабых электролитов).

Схема «Классификация истинных растворов»

Истинные и коллоидные растворы внешне трудно отличимые друг от друга. Однако сделать это можно. Для этого нужно пропустить луч света через раствор, если свет преломляется – раствор коллоидный, если проходит насквозь – истинный. Данную закономерность обнаружил Джон Тиндаль.

 «Истинные и коллоидные растворы можно различить с помощью эффекта Тиндаля»

Рассмотрев дисперсные системы и растворы, можно сделать вывод, что они очень важны для человека и природы в целом.

«Дисперсные системы и растворы очень важны для человека и природы в целом»

Выполнить самостоятельно:

Распределите дисперсные системы на отдельные группы в зависимости от агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды: жидкие среды организма, песчаные бури, воздух, попутный газ с капельками нефти, крем, пены, цветные стекла, текстильные ткани, шипучие напитки, медицинские и косметические средства, пористый шоколад, молоко, кирпич и керамика, природный газ, влажная почва, горные породы,  строительные растворы, пасты, смог, порошки, нефть, пыль в воздухе, гели, дымы, сплавы, туман, золи.  

Заполните таблицу «Дисперсные системы»:

СРЕДА

ФАЗА

Газ

Жидкость

Твердое вещество

Газ

Жидкость

Твердое вещество



Предварительный просмотр:

Для 12ГД и 12СД

Ознакомиться с материалом.

Написать конспект в тетрадь

Ответить на вопросы.

 Прислать мне на почту

Топливо ( нефтепродукты)

Существует три вида топлива:

твердое

жидкое

газообразное

торф, сланцы, бурый уголь, каменный уголь, антрацит

мазут, керосин, бензин

метан

Процессы превращения топлива в природе во времени можно  отобразить схемой:

Торф  - бурый уголь – каменный уголь – антрацит

 При сжигание топлива всегда возникает пламя.  Цвет пламени зависит как от количества твердых частиц, например, углерода, так и от его  температуры. Важнейшая характеристика топлива – это его теплотворная способность:

Нефть -11000 ккал. на  1 кг. ; антрацит -8400 ккал.

В качестве  основного источника энергии в настоящее время используют  химическую реакцию горения. 85 % всей энергии в нашей стране получают за счет сжигания топлива, в первую очередь  ископаемых углей и вырабатывается на  тепловых электростанциях.

В автомобильном  и авиационном транспорте в качестве  источника энергии применяется реакция  горения  бензина – продукта переработки нефти (бензин – это смесь различных веществ, в состав которых входит углерод и водород).

 Сейчас  широко используется атомная электроэнергия, в качестве ядерного горючего используется уран, обогащенный изотопом урана с атомной массой 237.  

Ответьте на вопросы:

  1. Для каких целей человек добывает полезные ископаемые?
  2. Назовите самое распространенное топливо. Вызывает ли использование  топлива экологические проблемы?
  3. Физические свойства нефти и ее местонахождение в природе.
  4. Перечислите  продукты, получаемые из нефти.
  5. Дайте определение понятию « Крекинг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное задание по химии на 19.04.2022г

Д/З  по Химии для групп: КМТ1.9, ПКД1.9,ПКД3.9...

Дистанционное задание по химии на 25.05.2022г

Д/З по Химии для групп: ПКД11.9 и №22...

Материалы дистанционного электронного курса по химии

Цель материалов и заданий: ознакомить учащихся с основными законами и понятиями по химии, проверить качество усвоения материала...