Средний класс в современной России
статья по теме

Беспалов Михаил Васильевич

Вы довольны жизнью? Социальный статус, финансовые возможности, уверенность в завтрашнем дне, насыщенная событиями жизнь устраивает вас? Ответят "да" скорее представители "среднего класса" современной России. В своей статье я кратко рассуждаю, опираясь на данные статистики, о реальных доходах большинства граждан нашей страны. Суть эссе выражает афоризм, взятый в качестве эпиграфа: "Кому жемчуг мелок, кому хлеб чёрств".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredniy_klass_v_sovremennoy_rossii.docx34.42 КБ

Предварительный просмотр:

Средний класс в современной России

  Беспалов М.В.

Кому жемчуг мелок, кому хлеб чёрств. 

Афоризм.

Согласно позиции некоторых исследователей в сменяющих друг друга исторических эпохах, социальное неравенство – неизбежность. Жители полисов и периферии в Элладе; патриции и плебеи Древнего Рима; феодалы, священнослужители и крестьяне в Средние века; дворяне и крепостные в Российской империи; рабочий класс и государственный аппарат власти в Советском Союзе: всё это можно привести в качестве подтверждения сказанного. Кроме того сопутствующими явлениями развития общественных процессов являются: «двойные стандарты», естественный социально-экономический отбор, «пропасть» между богатыми и бедными, наследственные и покупаемые должности и индульгенции, управление меньшинства над большинством и прочее.

Есть точка зрения, что залогом социально-экономической стабильности в государстве является самая массовая прослойка общества – средний класс. Благополучным государство будет при 60-70% среднего класса. Сравнивая процентное соотношение с США и Германией, можно сделать определённые выводы, опираясь на данные статистики. Невзирая на экономический кризис, в США в 2008 году к среднему классу себя относили 53% американцев, а в 1971 году к этой группе населения принадлежали 61% [1]. В Германии, как сообщает исследование Фонда Бертельсманна агентство DAPD, доля «середняков» в общей численности населения на 2010 год составляла 58% [2]. А что из себя представляет средний класс в современной России? Статистика утверждает, что средний класс в РФ, по мнению специалистов, слишком мал, а его границы настолько размыты, что сложно определить, кто у нас средний класс, а кто живет за чертой бедности. Согласно официальной статистике половина россиян имеет доходы в 100-125 долларов США в месяц, а ещё недавно средняя заработная плата квалифицированного работника составляла приблизительно 227 долларов США в месяц. [3] Поскольку статистики неофициальных доходов в России не существует, определить реальную цифру не представляется возможным. Социологи утверждают, что сами люди не хотят отвечать на вопросы о доходах откровенно. Одни по привычке начинают прибедняться, другие наоборот, стараются выглядеть несколько более удачливыми, чем есть на самом деле. Во всем мире существуют определённые критерии принадлежности к среднему классу:

  1. уровень доходов
  2. движимое и недвижимое имущество
  3. уровень профессионализма
  4. наличие образования
  5. успешность поведения в условиях рыночной экономики.

Основа, конечно, это уровень доходов, который должен позволять человеку вести комфортный образ жизни, т.е. иметь всё необходимое. В разных странах уровень доходов среднего класса разный. В России масштабность среднего класса варьируется в зависимости от включённых в определение критериев. По статистике Бюро экономического анализа, если брать в расчёт все 5 названных критериев, то средний класс составит не более 2,5% семей!!! Четыре критерия – 8-12%, а три – 20-25%.

Условно деление по классам в России таково:

  1. обеспеченные (богатые) слои общества составляют 8-10% россиян;
  2. средний класс – 10-12%;
  3. остальные около 80% - это низший класс, т.е. люди бедные и живущие за чертой бедности [3].

На эту тему я решил поделиться своими соображениями с коллегами, преподающими обществознание.

После распада СССР, власть стремилась к ускоренному созданию нового класса собственников, на который могли бы опереться политические силы. Результат нам известен: ресурсы бывшей страны распределились весьма неравномерно, осев в карманы незначительной части людей. Переход от социалистической модели к капиталистической для общества так же болезненен, как резкие смены климата для тела человека. Я не буду сейчас касаться духовно-нравственных аспектов этого перехода. Вот ряд пунктов, которые будут рассмотрены:

  1. престиж профессий в СССР и современной России;
  2. признаки среднего класса в современной России;
  3. средний класс будущего поколения в России.

Сначала о Родине, потом о себе! Замечательная фраза из нашего коммунистического прошлого. Когда на первом месте находятся идеи глобальные, коллективные, а материальная заинтересованность где-то на периферии приоритетов, престижными становятся профессии хозяйственного обеспечения страны, огромнейшее значение рабочего класса (сварщики, электрики, плотники, каменщики и плиточники, специалисты отделочных и любых строительных работ). И, конечно, заводской труд, стимул в повышении разряда, премии и награды – всё это являлось основополагающими критериями престижа профессии в бывшем СССР. Также, как мы знаем, уважаемыми профессиями были: военнослужащий, учитель, врач, инженер. Роль профессий, связанных с финансами была незначительна, именно поэтому бухгалтер, экономист – являлись не более чем старшими продавцами, чуть выше кассира по статусу. Не говоря уже о юристе, менеджере, дизайнере, психологе и прочее, так как потребность в этих профессиях в государстве отсутствовала  менее значимой.

Обратим свой взор на социально-экономическое положение престижных профессий в РФ сейчас, в начале второго десятилетия XXI века. Присоединившись к единому экономическому пространству, Россия «перевела стрелки» на европейские стандарты в области рынка. Участвуя в импорте и экспорте товаров и услуг, наше государство вынужденно «подгонять» цены под США и ведущие европейские страны. С появлением частной собственности, для большинства (не будем говорить для всех) личная материальная заинтересованность вышла на первый план. Ладно, это неизбежность капитализма, но печально тругое, передавая в руки собственников управление различными сферами хозяйственного обеспечения и участвуя лишь в сборе налогов с прибыли, государство обрекает граждан на увеличение пропасти между бедными и богатыми. Из-за выраженной поляризации общества чем меньше контроля экономики со стороны государства, тем больше опасность   уменьшения или вообще полного исчезновения среднего класса и, как следствие, неизбежность экономического кризиса, переизбытка виртуальных денежных средств, неплатежеспособность банков, крах малого бизнеса и прочее. Соответственно, увеличивая контроль со стороны государства малого бизнеса, финансирование бюджетных организаций, упрощение системы кредитов, можно избежать неприятных проблем жёсткой поляризации общества. В качестве примера можно привести США с периодически сменяющими друг друга двумя партиями с их системой противовесов и взаимного контроля.

Огромное количество вузов и выпускников с высшим образованием и закрытие ПУ приводит в недоумение: у нас в стране не хватает квалифицированных рабочих рук, а юристов, экономистов и менеджеров хоть отбавляй. Не приведёт ли это в скором времени к кризису? Почему молодой учитель получает меньше охранника? Здесь напрямую проявляется диспропорция между социальной значимостью профессии и государственной оценкой её.   И самое важное, что цены на товары подгоняются под представителей среднего класса. Теперь об этом подробнее.

 Итак, какие профессии являются престижными в России сегодня? Что советовать детям, чтобы их жизнь удалась в современной действительности? Мои ученики, будущие рабочие, станут получать в трое-четверо больше меня, представителя интеллигенции. Как бы там ни было, однозначно – надо быть профессионалом своего дела, без этого никакой продуктивной деятельности быть не может. Но обучение на врача 7лет, затем 5 лет – для приобретения опыта, при этом нет гарантии что не сократят – всё это время, уходящая молодость, а хочется всё и сейчас! Огромное количество строек в городах говорит о бешенной востребованности рабочих всех профессий и финансирование со стороны хозяина предприятия гораздо внушительнее, чем государственное обеспечение учителя. Далее отметим рост популярности работников сферы услуг. Продавец, парикмахер, массажист-косметолог, гувернантка, садовник, кухарка – очень перспективная занятость (для необразованного населения разумеется). Хотя, в результате отсутствия спроса на такое количество выпускников Вузов, биржи труда активно направляют их  в сферы услуг, где высшее образование не обязательно. Налицо непродуктивные затраты на высшее образование вместо того, чтобы усилить производственное обучение. Впрочем, чему удивляться, если в нашей правительственной структуре нет министерства промышленности?  Что касается интеллигенции. Престижными, являются профессии: програмист, инженер-технолог, дизайнер (при наличии спроса естественно). Так как Белгородская область – аграрная, специалисты этой отрасли так же востребованы. Их наша Сельско-хозяйственная академия выпускает регулярно. И, конечно же, – торговля. Достаточно устроиться на предприятие успешного руководителя ООО или ИП, иметь собственный автомобиль и приложив немного рвения, можно зарабатывать 30-40 тысяч в месяц. Коммерциализация и «культ денег» способствуют формированию класса, который в Европе и США является средним, самой массовой прослойкой общества. Каковы же признаки среднего класса у нас, в современной России, на Белгородчине в частности.

Сразу разграничим следущее: Москва и Санкт-Петербург, а так же некоторые крупные мегаполисы, являясь средоточием различных средств и экономических в том числе, в данной статье рассматриваться не будут. Возьмём, как говорят статисты, средний класс и средний город, например, наш Белгород.  Небольшое лирическое отступление. Идя по улице, я часто заглядываю в окна дорогих иномарок, стоимостью за 2 миллиона. В те 4-5 секунд, что рассматриваю водителя, у меня складываются некие характеристики хозяев автомобилей. Я выделил 3 социально-психологические черты людей этого статуса: во-первых, они всегда говорят по телефону, что логично – деятельный человек не тратит время зря, если можно заработать ещё миллион-другой; во-вторых (за рулем может быть как мужчина так и женщина средних лет), – безупречно одеты и ухожены; в-третьих, а это самое важное, мимика их лиц выражает либо радость и оживление при выполнении интересной работы, либо полное спокойствие, отсутствие тревоги за завтрашний день. В любом случае, обременёнными тяжелейшими жизненными проблемами эти люди не выглядят, а некоторым людям этого круга нет и двадцати пяти лет! Но это мои личные наблюдения. А если более серьёзно – вот ряд критериев, которые, сугубо по моему мнению, определяют статус жителя современной России и Белгорода в частности как средний:

  1. наличие жилой площади на всю семью (условно 3 человека) объёмом 100-120 кв.м.;
  2. наличие загородного жилья той же площадью, что и квартира;
  3. наличие автомобиля стоимостью от 500 тысяч рублей у каждого взрослого члена семьи;
  4. возможность всей семьёй выезжать за границу не менее трёх раз в год;
  5. отсутствие непогашенных кредитов;
  6. накопления в банке у каждого члена семьи, не меньше половины суммы всей собственности семьи.

Подводя итоги подсчётов, можно сделать вывод, что на 2013 год представитель среднего класса России должен бы иметь около 1,5 млн. рублей в год на каждого члена семьи. Что касается Белгорода – от 1 до 1,2 млн. рублей в год (о чём, очевидно, пока и мечтать не приходится!).  Отсюда напрашиваются вопросы:

  1. Каков процент населения России владеет такими доходами?
  2. Можно ли сказать, что большинство белгородцев зарабатывают 60 – 100 тысяч рублей в месяц?
  3. Является ли класс с вышеперечисленными чертами средним?

Региональная статистика утверждает, что в городе Белгороде средняя зарплата – 26 000 рублей в месяц. Из расчёта: водитель – 29 000, специалист – 24 000, менеджер – 22 000, продавец – 19 000, администратор – 18 000, учитель, молодой специалист с высшим образованием – 7 000 (базовая ставка)! [4]. Выводы делать вам.

Какие перспективы нас ждут? Курс, взятый государством, сегодня в плане экономического развития, это доведение до европейских стандартов ресурсы товаров и услуг, промышленность товаров группы А и Б, совмещая с регулярными дотациями и финансированием системы образования, здравоохранения, доступного жилья всем гражданам, а также правоохранительных органов и армии. Только вот оплата труда большинства граждан самых трудных и востребованных профессий не спешит расти, тогда как  цены подгоняются под европейские семимильными шагами.

Я иногда на уроках иронизирую со старшеклассниками, спрашивая: сколько зарабатывает шахтер в России, знаете? Ну, 80 – 100 тысяч рублей в месяц, отвечают дети. А знаете, сколько получала известная голливудская звезда за каждую двадцатиминутную серию, которую снимали 5-6 дней? 1 миллион долларов! Да, все работы хороши, выбирай на вкус, а там уж – кому жемчуг мелок, кому хлеб чёрств.

Но, не все так мрачно. Вот другой пример – Норвегия. Это процветающий бастион капитализма, сочетающий в себе свободный рынок и государственное регулирование. Количество экономически активного населения по данным на 1999г составило 2,7 миллиона человек. Из них 74% заняты в сфере обслуживания и торговли, 22% - в промышленности, 4% - в сельское и рыбное хозяйствах, лесоводство. Рост инфляции  - 2,8%. Уровень безработицы - 2,9%. Бюджет: доходы - $69,7 миллиардов; расходы - расходы - $60,1 миллиардов, включая капиталовложения; внешний долг - $0 [5].

Идеи строительства всеобщего равенства для России ушли безвозвратно. Ничего не поделаешь, надо развиваться в сложившейся объективной реальности. Главные задачи в социально-экономическом направлении роста – это увеличение процента среднего класса; контроль со стороны государства крупных держателей финансов и олигархии; нивелирование границ между белыми и синими воротничками, чёткое разделение представителей высоко квалифицированных профессионалов и менее квалифицированных. Ну не должен школьный психолог зарабатывать, как техничка или дворник! Не должен учитель или врач-терапевт ездить на троллейбусе, а владелец четырёх квартир на первых этажах, сдавая их в аренду, снимать раз в месяц с карточки кругленькую сумму и заплатив налоги – кататься по свету, радуясь жизни! Довольным жизнью должно быть большинство. Вот тогда будет и гражданское общество и правовое государство!

Надеюсь это не просто мечты...  

Литература

1. Алекс Григорьев / Средний класс Америки и его «потерянное» десятилетие [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yandex.ru/yandsearch?clid=47656&lr=4&text=http%3A%2F%2Fwww.golosameriki.ru%2Fcontent%2Fusa-middle-class%2F1495762.html

2. Re: public. Средний класс в Германии - ежемесячный доход от 2400 до 5100 евро [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://republic.com.ua/article/27083-Sredniy-klass-v-Germanii---ejemesYachnyy-dohod-ot-2400-do-5100-evro.html

3. Статистика.ru «Средний класс по-русски» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://statistika.ru/uroven/2007/11/16/uroven_9307.html

4. Статистика зарплат в Белгороде – Яндекс. Работа [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rabota.yandex.ru/salary.xml?rid=4

5. Norge.ru. Вся Норвегия на русском [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.norge.ru/economy

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к лекции - Социальная политика современной России, по дисциплине Организация социальной работы в Российской Федерации

Данная презентация к лекции "Социальная политика современной России", по дисциплине  "Организация социальной работы в Российской Федерации" предназначегна для студентов специальности 040401 " Соц...

Рабочая программа дисциплины Организация государственных учреждений в современной России

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документа...

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков. Проблема специализации (фуркации) в старших классах средней школы.

Показаны возможные причины и попытки решения, возникшей  в России в конце 19 - начале 20 веков проблемы специализации (фуркации) в старших классах средней школы.В материале присутствуют вырезки и...

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков

Ниже прикреплён документ, в котором рассказыввется об одной из проблем образования конца 19 - начала 20 веков - введение десятичной меры счисления....

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков

Ниже прикреплён документ, в котором рассказыввется об одной из проблем образования конца 19 - начала 20 веков...

Среднее математическое образование в России в конце 19 - начале 20 веков

Ниже представлена информация о среднем математическом образовании в России в конце 19 - начале 20 веков...