Главные вкладки

    Творческая работа учащихся по теме:
    Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

    Лоншакова Оксана Николаевна

    Курсовая работа  студентки  Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kursovaya_novaya.doc154 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Петровск - Забайкальское медицинское училище (техникум)»  

    КУРСОВАЯ РАБОТА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП.02 « ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    Тема: « Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы»

                                                      Выполнила: студентка специальности  040401

                                        « социальная работа » группа 103 ОЗО

                       Паучак Алена Васильевна    

                           Руководитель:  преподаватель  

                             Лоншакова Оксана Николаевна  

    Петровск-Забайкальский

                                                           ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3
    ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО МИРА                                                                                                                    4
    1.1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы                                                                                                                   4                                                                                                                    
    1.2. Основные стратегии развития социальной работы XXв                          7
    ГЛАВА II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЛИНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ США, ГЕРМАНИИ, ЕВРОПЕЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА 11                                                                                            
    2.1. Модели социальной работы в зарубежных странах: США, Германия, Норвегия, Исландия 13                                                                                          
    ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ                                                                                              21
    3.1. Практическая социальная работа в современном обществе. 21
    3.2. Структура занятости социальных работников, специализация социальных работников. 22
    3.5. Отличие социальной работы за рубежом от российской социальной работы                                                                                                                 26
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                 31
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32

                                                    ВВЕДЕНИЕ
        Становление и развитие в нашей стране социальной работы как вида профессиональной деятельности пришлось на период интенсивных качественных преобразований, затрагивающих все сферы общественной жизни. Обострение социальных проблем создало ситуацию «пандемических обстоятельств», при которых подавляющее большинство россиян нуждается сегодня в социальной защите и поддержке со стороны государства.
        Закономерен интерес к мировому опыту социальной работы, предоставляющему богатый материал для осмысления ключевых проблем социальной сферы и исследования возможностей адаптации разработанных в зарубежной практике социальных технологий к условиям российской действительности.

    Исходя из актуальности   и  изложенной аргументации тема курсовой работы определена следующая: «Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы» 

     Объект курсовой работы -  социальная работа за рубежом  

     Предмет курсовой работы –  социальная работа за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

        Цель курсовой работы изучить  особенность социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы 

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть социальную работу как феномен современного мира

    2. Описать стратегические линии социальной работы

    3. Дать характеристику социальной работы как профессии  

     

    ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО МИРА
    1.1. Институциональные предпосылки становления и развития социальной работы
          На рубеже XIX и XX вв., во многих европейских государствах (Великобритании, Германии, Нидерландов, Швеции и Франции), а также США возникла социальная работа как вид профессиональной деятельности, которая развивалась наряду с благотворительными организациями. Данный период мировой истории известен как период интенсивного развития капитализма, который сопровождался включением женщин и детей в производство, усиленной эксплуатацией, массовым обнищанием лиц наёмного труда и, как следствие, ростом революционных выступлений рабочего класса.
          Для данного этапа развития европейской и американской цивилизации характерно то, что наряду с репрессиями включается и механизм социального маневрирования через принятие социального законодательства, и основание социальных учреждений, направленных на создание системы социальной поддержки наёмных рабочих и членов семей.
         Говоря о генезисе социальной работы, следует подчеркнуть, что, с одной стороны, его следует соотнести с уходящей корнями в социобиологические свойства человека способностью к альтруистическому поведению, с другой – с социокультурными условиями, в которых эта профессия начала институциализироваться.
         При таких условиях в модернизирующихся странах происходят закономерные изменения культурных феноменов, из которых для рассматриваемой темы значимы следующие:
         1. Переход от общинной формы социальной жизни к более индивидуализированной.
         2. Переход от авторитарного, харизматического лидерства к высокопрофессиональному менеджменту, основанному на демократических принципах, что вызвано плюрализацией групп интересов в обществе, предполагающей необходимость не столько управлять их активностью, сколько искать компромиссы между преследуемыми ими целями.
         3. Переход от обычного права как регулятора общинных отношений к юридическому, имеющему в обществе универсальное значение. Такое изменение обусловлено возрастанием степени открытости модернизирующего общества, где легитимизация сословных льгот и привилегий сменяется утверждением равенства всех граждан перед законом.
         В то же время совершенно очевидно, что их социализация в меняющихся условиях необходимо как для их собственного выживания, так и для упорядочения более широкого социокультурного контекста. Именно такая необходимость  в модернизирующихся обществах обуславливает возникновение социальной работы как профессии, связанной с рациональной и целенаправленной помощью плохо адаптированным людям. Причём данная деятельность ориентирована не только и не столько на улучшение материального благосостояния нуждающихся, то есть не на благотворительность, но в первую очередь на расширение сферы социального участия этих людей, на их активную социализацию и адаптацию к меняющимся жизненным условиям. Таким образом, современную социальную работу в целом можно охарактеризовать как рациональный альтруизм культурно компетентных граждан в отношении социализации неадаптированных членов общества через вовлечение их в социальное участие.
           Во – первых, это социальное обеспечение, то есть финансовая и материальная помощь нуждающимся членам общества. Она предполагает официальные, в принципе, безличные отношения между оказывающими и получающими помощь. Во – вторых, это оказание помощи людям, нуждающимся в ней при решении проблем социокультурного характера или связанных со здоровьем. Здесь между оказывающими и принимающими помощь с необходимостью складываются межличностные отношения. Каждое из указанных направлений деятельности образует специфический круг структурных и функциональных особенностей позиции, занимаемой в обществе институтами социальной помощи и поддержки. Оценка их социальной эффективности предполагает выделение фундаментальных общих параметров, позволяющих осуществлять диагноз и прогноз содержания и направленности их функционирования.
            Говоря об институциональном статусе социальной работы, можно выделить преимущественно государственный, общественный и смешанный типы. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Государственный статус подразумевает возможность централизованного контроля над определением количества членов общества, нуждающихся в помощи, и ресурсов, выделяемых государством на оказание помощи. Негативные его аспекты связаны, прежде всего, с тем, что помощь в данном случае перестаёт быть непосредственной этической обязанностью членов общества, а социальное положение нуждающихся неподконтрольно общественности.
            Общественная организация или самоорганизация помощи нуждающимся представляется значительным явлением с точки зрения качества социокультурной жизни. В этом случае более сильная часть членов общества без побуждения со стороны государства берёт на себя ответственность за поддержку более слабой. Реализуется не просто финансовая и материальная помощь, но осуществляется социализация нуждающихся, поиск путей адаптации в имеющихся условиях, организация их социального участия.

              Если ответственность за помощь нуждающимся возлагать только на добровольные общественные организации, их работа не требует носить регулярного характера, поскольку первоочерёдными для людей являются те основные социальные функции, выполнением которых они заняты постоянно. В отношении же маргинальных групп общественность сама не будет осуществлять ни систематической помощи, ни постоянного контроля.
                1.2. Основные стратегии развития социальной работы XX века
        Научный этап помощи и поддержки предваряла законодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Западной Европы, а затем и в США.
         Эти факторы сыграли позитивную роль, поскольку был определён субъект помощи, его правовые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.
         На развитие теории и практики социальной помощи и социальной работы в XIX в., немалое влияние оказала либеральная доктрина. В тот период в США либералы придерживались концепции «естественных прав», которыми каждая личность обладает от рождения. Среди них находило себе место и право на помощь со стороны общества в случаях болезни, увечья, нужды и др. Эта доктрина стала базой расширения филантропической деятельности в то время, когда поддержка нуждающихся ещё не была функцией государства. Более того, активисты благотворительности значительно способствовали появлению законов о помощи. Либеральная доктрина немало содействовала появлению в США идеологии современного «государства всеобщего благосостояния».
        История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентов. Полезно проанализировать эту общую тенденцию в течение трёх периодов.
         1 период: 1900-1930 гг., когда тенденция действовала на уровне местных органов управления, органов управления штатов и местных частных учреждений, организованных под эгидой общественного фонда.
         Расширение и развитие местных агентств и агентств штатов в 1900-1930 гг. обусловливалось прогрессивными политическими изменениями.
    Это была модификация либерализма XIX в., когда осознали, что во имя интересов развития общества в целом необходимо ввести некоторые ограничения на личные свободы и отказаться от политики капитализма свободной конкуренции. Защиту интересов развития общества взяло на себя правительство, оно начало вмешиваться в такие сферы жизнедеятельности, как народное образование, здравоохранение и т.д. Власть в вопросах социальной политике обычно принадлежала правительствам штатов, а федеральное правительство не имело отношения к этим многочисленным властным функциям.
        2 период: 1930-1968гг., когда федеральное правительство предприняло важные инициативы в области социального обеспечения.
         В течение этого периода значительно возросла роль федерального правительства в деле социального обеспечения. Федеральное правительство приняло ряд мер развития системы социального обеспечения нуждающихся, инвалидов, правонарушителей, также были претворены в жизнь и новые программы, затрагивающие сферы бизнеса и занятости, гражданских прав и п.р.
         Наиболее важным новшеством было создание системы социального страхования и государственной помощи, финансируемой федеральным правительством, и принятие федеральных законов, регулирующих условия труда (гарантирующих минимум зарплаты и ограничивающих рабочие часы) и отношения между трудящимися и администрацией (поддержка коллективных договоров и союзов). Программы поддержания доходов имели два направления – социальное страхование и материальная помощь.
          Социальное страхование предлагалось в качестве замены благотворительности, имевшей место до 1930г. Предполагалось, что социальное страхование лучше старомодной благотворительности, так как не затрагивает гордости получателя.
           В 1948г., социальное законодательство прежних лет и новый курс получили название курса на построение «государства всеобщего благосостояния». Термин вошёл в употребление во время президентских выборов того года и стал использоваться для обозначения национальной политики, предусматривающей нечто среднее между либеральной доктриной неограниченной свободы рынка и доктриной социалистического планирования. Политика была представлена в плане Бевериджа – английского экономиста, который считал, что государство должно гарантировать каждому гражданину в качестве основного права некоторый минимум экономической безопасности.

            3 период: начиная с 1968 года, когда движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма.
           Политика «кооперативного федерализма», которая стимулировала расширение системы дотаций и аппарата регулирования, была заменена «Новым федерализмом», впервые предложенным президентом Никсоном.
    Федеральное правительство продолжало ориентироваться на местные программы, предоставляя местному правительству федеральные фонды для удовлетворения потребностей общин в развитии, обучений рабочей силы, транспорте, образовании и сильною политическую роль.
           Политика 1980-1985гг. не разрушила основную структуру социальной помощи, а сузила её цели и изменила средства их достижения. Суть этой политики очень проста:
          - расходы федерального правительства не могут постоянно расти;
          - федеральное правительство частично финансирует социальную сферу наряду с семьёй, местными властями и предпринимателями;
          - приоритетное значение для федерального финансирования имеют военные расходы и обеспечение экономического роста путём снижения налогов.
         Основная цель политики – создать более рационально устроенное общество, где все будут делиться благами, источниками которых должны быть федеральные и местные власти и зажиточные граждане. При таком подходе социальное обеспечение остается общенациональным делом, но доступ к нему и возможности его расширения ограничены. Большинство других социальных потребностей должны удовлетворять прежде всего семья, затем благотворительность, корпорации и компании и совместно власти штатов и местные органы.    

    ГЛАВА II СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЛИНИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ США, ГЕРМАНИИ, ЕВРОПЕЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
       2.1. Стратегические линии социальной работы в США
       Расширение федеральных обстоятельств: Эта стратегия призвана возобновить прежние федеральные обязательства в социальной сфере для удовлетворения широкого круга человеческих потребностей. При этом возрастающая часть национального дохода должна быть зарезервирована для коллективного пользования.
       Реформирование программ: Эта стратегия основывается на поддержке нынешних программ, но основные усилия должны быть направлены на их совершенствование или замену более приемлемых программами, не выходя за рамки выделяемых на них ресурсов.
       Кардинальная перестройка социальной сферы: Стратегия заключается в том, чтобы переосмыслить основные цели «государства всеобщего благосостояния» и ориентироваться на те цели, которые могут быть достигнуты в следующем десятилетии. Одно из предлагаемых изменений – сконцентрировать обязательства федерального правительства на проблемах в области труда и доходов, а не на бесплодных попытках решения всех социальных проблем.
       Стратегические линии социальной работы в Германии: Социальное государство предусматривает обязанность государства заботиться о благосостоянии своих граждан. Это обязательство осуществляется путём компетентного вмешательства государства в соответствии с существующим законодательством в социально-экономические процессы, когда это необходимо для поддержания должного уровня благосостояния. Социальный статус, социальное положение и социальная защищенность отдельных лиц и групп зависят, в частности, от распределения доходов и имущества, от равенства или неравенства стартовых возможностей и шансов на развитие личности.
       Основное социальное содержание экономического порядка:
       1. Способствовать экономическому росту и прогрессу и распределять доходы и имущество в соответствии с господствующими нормами справедливости (благосостояние для всех).
       2. Обеспечить полную занятость, т.е. избежать безработицу.
       3. Высвободить средства для неспособных к труду и непроизводительно работающих, чтобы обеспечить для них уровень существования, воспринимаемый как достаточный .
       4. Ограничить минимумом личную зависимость, гарантировать основные права человека, право на свободное развитие личности, экономическое развитие личности.
       5. Соблюдение групповых интересов экономического и социального характера и обеспечение координации интересов работодателей и работополучателей, производителей и потребителей, индивида и общества.
       Социальное государство должно обеспечивать права человека, достойный прожиточный минимум, добиваться социального равенства, гарантировать социальное обеспечение и социальную защиту наиболее уязвимых социальных групп и категорий населения.
       Стратегические линии социальной работы Европейского социального пространства: Систему европейского социального сотрудничества условно можно представить в трёх измерениях:
       - Европейское сообщество (в официальных документах ЕС)
       - Совет Европы (СЕ)
       - Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
       Если две последние структуры представляют социальные интересы в области прав человека, то ЕС представляет собой единое хозяйственно-финансовое и социальное пространство.
        Основное внимание ОБСЕ уделяет созданию международного механизма по защите прав человека, утверждению принципов демократии и верховенства закона, получившая признание как «человеческое измерение общеевропейского процесса.    
       2.2. Модели социальной работы в зарубежных странах: США, Германия,  Норвегия, Исландия.
      Социальная работа в США: отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.
        Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счёт налогов с трудящихся (в процентах к заработной плате), предпринимателей (в процентах 14% доходов), а государственное вспомоществование – за счёт ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти.
        С 1935г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования – пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем – пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.
         Кроме общей федеральной программы на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний.      
          Что касается вспомоществования бедным, то оно получило распространение в стране с 60-х годов нашего века и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи.
          Продовольственная помощь осуществляется главным образом путём предоставления, нуждающимся продуктовых талонов. Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низкими доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.
          Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы коллективную и индивидуальную.
          Социальная работа в Германии: В 1880г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. В 1919г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Германский союз государственного и частного попечительства.
         Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в Союз входят объединение благотворительности для рабочих, католический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви.
         По уставу, утверждённому собранием членов Союза 2 октября 1991г. в Хейльбронне, главной его целью является воплощение идей социальной работы, особенно там, где речь идёт о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодёжи и здравоохранению в Германии.
         Во главе Союза стоит председатель, имеющий четырёх заместителей. Эксперты разделены по комиссиям: а) социальная помощь и социальная политика; б) помощь молодёжи, продвижение молодёжи, молодёжная политика; в) оказание помощи семье, политика способствования семейным отношениям; г) помощь здравоохранения; д) помощь людям преклонного возраста; е) помощь инвалидам с детства; ж) помощь инвалидам, ставшим таковыми в результате несчастного случая; з) социальные профессии; и) Организация социальных служб; к) планирование в области социальной работы.
         Необходимо отметить, что в Германии проводят границу между социальной работой и социальной педагогикой. Социальная работа связана с помощью, уходом и заботой по отношению к клиенту. Социальная педагогика занимается в основном вопросами непосредственного воспитания и образования клиентов.
         Государство ставит перед социальными работниками задачу преодоления их клиентами зависимости от социальной помощи, включая некогда безработных в процессы, происходящие на рынке труда. Реализуются также и другие принципы развития социального государства, которые себя оправдали и на которых строится будущее. К ним относятся а) самоуправление сферой социального обеспечения; б) врачебные; в) информационные; г) правовые (с контрольной функцией); д) по общему уходу (исключая врачебные); е) организационные.
         Таким образом, можно сделать некоторые предварительные обобщения:
          1. Под социальными услугами в Германии понимаются услуги, оказываемые слабозащищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.
         2.Типологию социальных услуг можно определить в зависимости от их целей и задач, по правовому базису (т.е. что за организация или учреждение их оказывает), по виду и форме их оказания.
         3. Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения. Иностранцы, проживающие в Германии, также пользуются социальными услугами.
        4. Оказание социальных услуг в Германии опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.
        5. Большинство социальных служб образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или различных альтернативных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодёжных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т.д.
        6. Социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого объединена в бюджетную систему.
         Социальная работа в Норвегии: Норвегии сегодня можно встретить примеры социальных служб всех вышеперечисленных видов. На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966г.), который управлялся Министерством здоровья и социальных дел.
         Система медицинского страхования финансируется налогами с работающих, работодателей, областей и муниципалитетов.

     Социальная защита по акту 1964г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать своё существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например, для проезда студентов на каникулах. Согласно акту информация, советы и денежная помощь – главные направления в работе. Основная задача социальной защиты детей – «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несёт ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа выдаётся на трёх уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.
          Муниципалитет ответственен в первую очередь за охрану здоровья населения, что находит своё выражение в организации медицинских центров, центров здоровья (профилактическая работа среди детей и вакцинация), общественного питания в школах, физиотерапии, надомной службы (для пожилых людей и людей с физическими недостатками) и яслей.
          На муниципальном уровне есть также службы, которые ещё не закреплены специальным законодательством. Среди них:
          1. Центры добровольцев, в задачу которых входит налаживание связи между людьми, которые хотят помочь, и теми, кто нуждается в помощи.
          2. Службы, работающие с конфликтующими сторонами, ведущие обсуждение условий гражданского контракта между преступником и пострадавшим. Например, преступник выполняет определённую работу для пострадавшего.
          3. Молодёжные клубы, которые организуют деятельность молодёжи (от 10 до 16 лет) с целью предотвратить преступность и потребление наркотиков.
         4. Приют для женщин: убежище и лечение для женщин, которые подвергаются насилию в семьях. Здесь они могут оставаться до изменения ситуации.
         5. Центры для беженцев: временное убежище, включающее оказание социальной помощи и адаптацию к данной социальной системе.
         6. Институты, приюты, частные дома, в которых осуществляется забота и уход за престарелыми и инвалидами. В настоящее время предпочтение отдаётся маломестным частным и общественным институтам.
         Кроме того, в молодёжной среде ведётся непосредственная работа по месту жительства, на улице («полевая работа») с целью реабилитации лиц с девиантным поведением.
        Социальная работа в Исландии: Раскрывая содержание системы социального обеспечения в Исландии, надо выделить в ней четыре основных элемента: образование, социальная защита, обеспечение жильём и здравоохранение. В общественном секторе расходы на них составляют 51%.
        Основную работу по социальному обеспечению проводят местные органы управления, что является важным, так как значительная часть населения проживает в небольших городах и деревнях. Социальные службы при местных администрациях функционируют на основе специального акта, принятого Парламентом Исландии в1991г.
         Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги: а) консультирование; б) финансовую поддержку; в) социальную поддержку на дому; г) социальное обеспечение детей и подростков; д) услуги подросткам; е) услуги престарелым; ж) услуги немощным; з) обеспечение жильём; и) помощь алкоголикам; к) решение проблем занятости населения.
         В соответствии с законом право на социальное обеспечение имеют все лица, легально находящиеся в районе, подчиняющемся местной администрации. При этом местная администрация несёт ответственность за предоставление различных услуг и помощи коренным жителям, находящимися под её юрисдикцией, в соответствии с положениями «Акта о социальных службах при местных администрациях».
         Содержание отдельных видов услуг, оказываемых населению:
         - консультации по социальным вопросам;
         - финансовая поддержка;

     - социальная поддержка на дому;
         - благосостояние детей и подростков;
         - услуги для подростков;
         - услуги для лиц преклонного возраста и инвалидов;

     - обеспечение жильём.
        Общие правила по решению особых задач, связанных с индивидуальными случаями:
        1. Особое внимание уделяется сотрудничеству с лицами, которые получают помощь, т.е. все решения должны приниматься при сотрудничестве и после консультации с человеком, относительно которого они принимаются, или с его представителем.
       2. Если в общественных интересах и для благополучия личности будет считаться необходимым применение насильственных мер, то такие случаи должны быть разрешены согласно положениям других законов, позволяющих применять подобные санкции.
       3. Решение, принятое по каждому конкретному случаю, должно быть, как можно быстрее доведено до сведения человека, которого оно касается. В случае, если решение является неблагоприятным для данного человека, оно должно быть разъяснено и подкреплено соответствующими аргументами и доведено до сведения человека таким образом, чтобы можно было доказать.
       4. Лицо, получающее помощь, имеет право на ознакомление с информацией по его делу, содержащейся в документации, настолько глубоко, насколько это ознакомление не входит в противоречие с тайной информацией о других лицах.
        5. Члены комитетов социальных услуг и персонал этих комитетов должны хранить документы по личным делам граждан под охраной. Если в процессе работы они получили информацию о личных или интимных взаимоотношениях их клиентов, им не разрешается обсуждать эти взаимоотношения с непосвящёнными лицами без предварительного разрешения клиента.
        6. Любая из сторон, принимающих участие в деле, может подать апелляцию на решение Социального комитета в Комитет социальных услуг по апелляциям. Это отражается в положениях в положениях Европейской социальной хартии, которая регулирует права граждан обжаловать решение социальных служб в высших инстанциях. Комитет социальных услуг по апелляциям получает апелляции от граждан со всей страны. В течение трёх месяцев с момента поступления дела на рассмотрение он должен вынести по нему своё решение.
       


     ГЛАВА III. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
          3.1. Социальная работа как профессия
          Трудно представить себе современное индустриальное, урбанистическое и информационное общество без специализированных профессиональных групп, компетентных в разных областях социально значимой человеческой деятельности.
           Профессия основывается на специализированной массе теоретических знаний, которые передаются при помощи системы сложной подготовки. Представители профессии, связанные сетью общепринятых норм и моральным кодексом, являются экспертами в своих областях практической деятельности и признаются таковыми обществом в целом. Считается, что профессионал должен обладать чувством уверенности, способностью самостоятельно регулировать свою деятельность, стремлением предоставлять услуги и понимать работу скорее как призвание, нежели как способ зарабатывания средств к существованию. В совокупности эти установочные аспекты считаются центральными в профессиональной модели. Исходя из этого, основными характеристиками профессии являются познавательная, нормативная и монополистическая. Все другие характеристики являются, в сущности, производными.  

      3.2. Практическая социальная работа в современном обществе
          Практическая социальная работа представляет собой комплекс методов и навыков, базирующихся на различных знаниях и теориях. При этом в каждый определённый период возникают свои социальные вопросы, даже если удалось разрешить старые. Каждое десятилетие требует своего подхода к проблемам общества.
         Центральная задача практической социальной работы (ПСР) заключается в том, чтобы содействовать оптимальной адаптации людей, семей и групп населения к своему окружению.
         Присущие социальной работе ценности, равно как и ее цели, всегда лежали в основе практической деятельности. Эти ценности заключаются прежде всего в правах клиента:
          - на самостоятельное решение и выбор;
          - на участие в принятии всех последующих решений;
          - на конфиденциальность, честность и справедливость.
         Целью профессиональной деятельности социальных работников является оказание содействия в улучшении жизненных шансов людей и в создании условий, позволяющих членам общества, и особенно тем из них, кто находится в сложном положении, развивать как можно лучше свои наклонности и способности, с ответственностью использовать свою свободу и принимать участие в жизни общества.
         Задачи, которые возлагают на себя в этом плане социальные работники, тесно связаны, с одной стороны, с окружающей действительностью, представляющей собой переплетение социальных, политических, экономических, правовых, технических и культурных условий, структур и процессов, а с другой стороны, с индивидуальными потребностями и способностями людей. Они находят своё выражение в правовых предписаниях, а также в политических и специальных руководящих указаниях финансирующей социальную работу инстанции, в которой работает соответствующий социальный работник.
        Соблюдая эти предписания и указания и выступая в установленном порядке за их усовершенствование там, где это необходимо, они способствуют тому, чтобы уважалось достоинство и учитывалась неповторимость каждой личности, уважалось его право на самостоятельное принятие решения, право выбора, право участия или неучастия в чем-либо, чтобы социальные службы предлагали гуманные формы помощи и чтобы всем членам общества обеспечивался доступ к различным предлагаемым обществом возможностям и помощи.
         3.3. Структура занятости социальных работников, специализация социальных работников.
         Многие социальные работники служат в агентствах штатов, окружных и муниципальных управлениях, а не в федеральных агентствах. Структура занятости меняется не за счёт увеличения, а за счёт перераспределения рабочих мест. В ближайшей перспективе планируется расширить занятость в программах и учреждениях здравоохранения и реабилитации, включая больницы, частные клиники, хосписы, агентства по уходу на дому, приюты, а также сферы услуг для престарелых и в разных консультационных службах.
         Разнообразие сфер деятельности и акцент на профессионализацию дали толчок другому виду разделения внутри профессии – специализации.
         Типология областей практической деятельности квалифицированного специалиста:
         - методы – решение возникающих проблем ( ситуационно), работа с группой, организация населения по территории и решение проблем территориальной общины;
         - сфера практической деятельности – школы, здравоохранение, сферы занятости;
         - проблемные области – психическое здоровье, злоупотребление алкоголем и наркотики, исправительные заведения, задержка умственного развития;
         - группы населения – дети, престарелые;
         - методологические функции – социальная работа в клинических условиях, социальное планирование, организация и планирование территориальных общин, социальные исследования, административная работа, образование в области социальной работы;
         - географические зоны – сельская, городская, пригородная;
         - размер объекта – индивид (микро), семья (меццо), группа или организация (макро);
         - специфическая модальность отношений – изменение поведения, психология личности, гештальт-терапия;
         - квалифицированный специалист широкого профиля.
         Разнообразие специализаций свидетельствует о попытке социальных работников обслуживать все группы населения и предоставлять социальные услуги в ответ на все человеческие потребности.
         В социальной работе специализация в зависимости от выполняемых функций такова:
         - непосредственно практикующий работник;
         - контролёр;

          - администратор;
         - консультант;
         - аналитик;
         - исследователь.
         Цель специализации заключается в том чтобы поднять профессионализм в одной или нескольких сферах до уровня целей и ценностей самой профессии.  Социальная работа не может быть анатомически расчленена по специализациям, поскольку в нормальных условиях практика не ограничивает себя каким-то одним аспектом, а является комплексной. Практическим социальным работникам приходится выполнять разнообразные функции. Оценивая проблемы и ситуации, вступая в целенаправленные отношения по оказанию помощи, расширяя свой арсенал способов вмешательства, практики могут исцелять, воспитывать, защищать и действовать в качестве посредников.
         В таких практических сферах, как оказание услуг семьям и помощь детям, практики могут организовывать детям или престарелым уход семейного типа или помещать их в соответствующие общие учреждения, или помочь тем же людям остаться в своей среде, со своими семьями, в своей социальной структуре. В области образования можно помочь ребёнку адаптироваться к школе, а можно и помочь школе найти подход к ребёнку.
         В настоящее время сферами практической работы являются:
         - семья;
         - помощь детям;
         - здравоохранение;
         - душевнобольные;
         - социальная работа по профессиям;
         - престарелые;
         - образование;
         - исправительные учреждения.
         Это самый широкий тип специализации, требующий, чтобы практический работник владел всеми необходимыми знаниями о населении, которое обращается за данным видом помощи, о всех возникающих проблемах, существующих агентствах и других ресурсах, которые могут быть использованы, о действующем законодательстве, источниках финансирования, о деятельности других специалистов, занятых в этой сфере, и о предоставляемых услугах.
        В основной области социальной практики – здравоохранение и медицинский  уход, заняты – 18,1% социальных работников. Зарегистрирован рост числа лиц, предоставляющих услуги детям, молодёжи, семьям. Сокращение с 8,2% до 1% в сфере общественной помощи, снижение в области юридической помощи преступникам.
        Специализация по контингентам означает, что практический социальный работник становится экспертом в отношении определённых групп людей, выделяемых по различным признакам – возрасту, классовой или этнической принадлежности, полу. Этот подход плодотворен, если услуги оказываются в связи с конкретными ситуациями – миграция, бедность, расовая дискриминация, угнетение определённой группы. Определяемые таким образом группы скорее попадают в поле зрения социального работника, действующего в качестве организатора в рамках общины.
         Специализация по группам проблем имеет свои преимущества – они легче поддаются логической классификации, более ясно и чётко определяют, что именно должен знать и делать практик в каждом случае, более отчётливо очерчен круг необходимых знаний и навыков.
         Наиболее известны такие комплексы проблем, как алкоголизм, нарушение права собственности, плохое обращение с детьми, супружеские конфликты, психические и физические заболевания, бродяжничество, изоляция от общества, отсев школьников, побеги детей из семей.
        Недостатки этого подхода состоят в том, что поскольку на первый план выступает сама проблема, то ей уделяется преимущественное внимание от чего страдает профилактика. Известно также, что та или иная проблема часто оказывается симптомом других отклонений и норм. И, наконец, проблемы проявляются при разных условиях, в которых приходится действовать практику.
        В практической социальной работе почти не бывает случаев, которые могли бы быть поняты или разрешены в социальном или институциональном вакууме.
        3.5. Отличие социальной работы за рубежом от российской социальной работы
        Зарубежный опыт социальной работы многообразен и многолик. Практически во всех странах имеются социальные работники – одни из них получили подготовку разного уровня в специализированных учебных учреждениях и поэтому считают себя профессионалами; другие, не имеющие профессиональной подготовки, занимаются социальной работой на общественных началах или работают по найму в социальных учреждениях на вспомогательных должностях. В основе любой социальной деятельности лежат составные элементы, которые включают следующие четыре концептуальные области:
           - Назначение и цели профессии;
           - Система ценностей, этика и философия практического направления;

       - Основа знаний практического направления;
           - Методы и средства, используемые в работе.
      Когда пишут о социальной работе за рубежом, то обычно имеют в виду западноевропейские страны, США и Канаду. Однако в определённых формах, разными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социальная работа ведется во всех странах. Не является исключением и Россия. И хотя многие зарубежные и российские исследователи отмечают, что социальная работа в нашей стране началась якобы лишь с 90-х годов XX столетия, это абсолютно неверно.
       Прежде всего необходимо иметь в виду два аспекта в социальной работе, в социальной защите тех или иных слоев и групп населения. Как вид деятельности нацеленный на оказание поддержки, защиты оказавшихся в трудных ситуациях людей, социальная работа появилась с момента возникновения и развития человеческого общества. Как известно, помощь убогим, калекам, благотворительность имели места всегда. И разумеется, в России, на Руси, о чем свидетельствуют исторические документы.
       Исторические корни социальной работы лежат в благотворительной деятельности церкви, в собственно благотворительности. Однако в начале XX века пути развития социальной работы в России и на Западе разошлись. В советской России она стала партийно-идеологизированной и сверхцентрализированной. Поэтому особенно интересно учитывать опыт западной профессиональной социальной работы именно XX века, когда она интенсивно и плодотворно развивалась и доказала свою эффективность.
        В странах Северной Европы основная часть социальных работников нанимается организациями социального обеспечения, находящимися в ведении местных властей. Это также применимо и к некоторым другим Европейским странам, например, Великобритании. В дополнение к этому, социальные работники нанимаются прочими государственными органами: организациями здравоохранения, чаще всего общими и специализированными больницами, а также открытыми общедоступными медицинскими учреждениями (примерно как поликлиники в России), общеобразовательными школами и прочими образовательными организациями, тюрьмами и исправительными учреждениями.
        В области медицинских услуг, традиционными местами социальной работы являются психиатрические больницы.
        В течение 70-х годов многие Европейские страны начали процесс реорганизации функций социального обеспечения и даже всей системы муниципального управления в сторону системы, организованной по территориальному принципу. Это означает, что группа специалистов из различных областей социальной работы начинает совместную работу по обслуживанию население определенной территории. Это позволяет социальным работникам узнать людей, проживающих на их территории и, в свою очередь люди, проживающие на данной территории, получают возможность познакомиться и узнать обслуживающих их социальных работников. К тому же, подобная модель позволяет усилить профилактическую работу, так как появляется возможность отслеживать проблемы на их ранней стадии.
        В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» идет отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы.
        Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас                                                                                существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой – эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально – слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте – создавать современную национальную систему социальной работы.
       Третья особенность органично связана со второй; т.к. груз нерешенных проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идет одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа – социальная педагогика.
       И наконец, четвертая особенность корениться в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России – это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.  
           
       
             

                                       

                                       




                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, система социальной работы в любой стране мире основана на необходимости решения социальных проблем одного и того же порядка. Однако в каждой стране существует своя законодательная база и свои государственные структуры, а также общественные и благотворительные организации, которые эту деятельность осуществляют. Что касается сравнения западных стран и России, то следует констатировать, что после разрушения системы социальной помощи, которая сложилась на протяжении советского периода, после развала СССР (но официально не называлась социальной работой и не имела соответствующих специалистов), социальная работа только-только встает на ноги, и главные ее достижения сегодня – наработка законодательной базы и становление круга профессиональных социальных работников, способных обеспечить работу со значительным количеством населения.

    Основой социальной работы является желание прийти к реализации Всеобщей декларации прав человека, которая в настоящее время является основой для законодательной и правоприменительной практики во многих странах мира, однако не в одной стране не соблюдается полностью.

    Для  работы  в полном соответствии с назначением и этикой профессии,  социальный  работник имеет возможность принимать участие в развитии и использовании  социальной  политики, которая направлена на улучшение  социального  функционального индивидуума, группы, общества. Так как  социальная   работа  стремится к достижению  социальной  справедливости, то для практика  социальной   работы  важна информация о несправедливости в распределении возможностей ресурсов и благ, имеющих место в обществе и информация о столкновении на этой почве национальных меньшинств и необеспеченных групп.

    В данной курсовой работе поставленные  цели и задачи выполнены.

                            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Энциклопедия социальной работы. М.: ЦОЦ, 2008г. Т. 1.
    2. Основы социальной работы: Учебник / Под ред. П.Д. Павленок. М.: ИНФРА-М, 2011г.
    3. Справочное пособие по социальной работе: Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М.: ЮРИСТЪ, 2008г.
    4. Холостова Е.И. Гензис социальной работы в России. М., 2011г.
    5. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 2010г.
    6. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. А.М. Панов. М., 2011г.
    7. Теория и методология социальной работы: Учебное пособие / Под ред. Проф. С.И. Григорьева. М., Наука, 2009г.
    8. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 2010г.
    9. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Бочаровой. М; Тула, 2009г. Т. 1-2.
    10. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 2011г.

     

                             

       
             
       
     
         

               

       
             
       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лекция на тему - Ценности социальной работы

    Данная лекция  читавется в рамках  общепрофессиональной дисциплины " Теория и методика социальной работы" , для студентов заочного обучения, базовой подготовки специальности 040401 " Социаль...

    Практическое занятие на тему - Ценности социальной работы

    Данная разработка практического занятия по теме- ценности социальной работы предназначена для студентов заочного обучения, базовой подготовки, специальности 040401 " социальная работа"...

    Курсовая работа студентки Ключеревой Н.Н. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Дом ночного пребывания, задачи, функции

    Данная курсовая работа студенки Ключеревой Н.Н. - специальность 040401 " Социальная работа" выполнена согласно учебному плану по дисциплине " Организация социальной работы в Российской Федерации"...

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА учащейся Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны в Российской Федерации"

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА УЧАЩЕЙСЯ Спиридоновой И.С. Тема: "Меры социальной поддержки ветеранов Великой отечественной войны в Российской Федерации"...

    Классным руководителям 5-11 кл. ФОРМА отчета по воспитательной работе за год.

    Классным руководителям 5-11 кл.ФОРМА отчета по воспитательной работе за год....

    Презентация к курсовой работе студентки по Специальности 31.02.02 Акушерское дело. На тему: "Особенности акушерской деятельности при аномалиях развития плода"

    Презентация студентки 3 курса мед. колледжа по Специальности 31.02.02 Акушерское дело. На тему: "Особенности акушерской деятельности при аномалиях развития плода"....

    Статья на тему "Особенности технологий работы с семьей"

    Во все периоды своего развития социальная защита семьи требовала ориентированной стратегии оказания помощи, которая выступала бы своего рода инструментом для решения различных проблем. Такой стратегие...