Занятие психолога с младшими школьниками "Эмоции, чувства, настроение"
план-конспект занятия на тему
Занятие расчитано на детей младшего школьного возраста. В игровой форме создаются условия для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения. Психолог рассказывает о различных настроениях, эмоциях (например: настроение, похожее на салют, спокойное настроение и серое и т.д.). Вместе с детьми вспоминает те или иные ситуации, когда бывает это настроение.В ходе занятия у учеников развивается умение распознавать по мимике различные эмоциональные состояния. В конце занятия происходит обсуждение значимости понимания своих эмоций и влияние их на другого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie._statya_psikhologa_bulyzhnikovoy_n.v.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие психолога с младшими школьниками.
Психолог Вилинской СОШ №1
Бахчисарайский район Республика Крым
Булыжникова Н.В.
Тема: «Эмоции, чувства, настроения»
Цели:
- познакомить младших школьников с понятиями «эмоция», «чувство», «настроение»;
- создание условий для открытия ребенком средств выражения мира чувств, эмоций, настроения;
- формирование операциональных компонентов невербального общения.
Этап I. Установление контакта. Введение в групповой процесс.
- Игра «Комплимент без слов»
Дети стоят по кругу парами, берутся за руки, смотрят партнеру в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку.
- Игра «Возьми и передай»
Дети сидят на стульях и передают друг другу воображаемые предметы. Например: тяжелый чемодан, горячую картошку, пушистого котенка и др.
Затем психолог спрашивает, что чувствовал каждый участник во время игр, побуждает детей к высказываниям типа: я чувствовал…, мне было приятно, когда…
Этап II. Основное содержание занятия.
Психолог сообщает тему занятия и рассказывает о различных настроениях, эмоциях (например: настроение, похожее на салют, спокойное настроение и серое и т.д.). Вместе с детьми вспоминает те или иные ситуации, когда бывает это настроение. Затем дети изображают на асфальте (на листах ватмана или для рисования) 2-3 ситуации, когда у них было радостное, спокойное настроение, а когда грустное.
- Итак, ребята давайте определим, что же означает слово «настроение». Настроение – это общее состояние переживаний человека. Когда нам весело – мы смеемся или улыбаемся, когда нам грустно – мы можем даже расплакаться, и нам совсем не хочется веселиться. В разное время мы можем ощущать различные настроения в зависимости от окружающих нас людей, ситуаций и тогда мы часто говорим: я чувствую…, мне нравится… В этих случаях мы говорим о наших чувствах. А что же такое чувство? – правильно, это способность ощущать, воспринимать что-то или кого-то. Что же происходит с нашим лицом, когда у нас веселое настроение и мы чувствуем радость? – конечно, у нас появляется улыбка и глаза радостно блестят. Такое состояние, чувство, которое может переживать человек называется эмоция. Какие эмоции вы знаете? (дети перечисляют эмоции)
Развитие умений распознавать по мимике различные эмоциональные состояния. Обсуждаются вопросы:
- можно ли повлиять на настроение изменением эмоции;
- что такое мимика, жесты; зачем мы их используем в повседневной жизни;
- зачем нам надо уметь их распознавать и т.д.
- Психотехническое упражнение «Моделирование выражения эмоций»
Для данного упражнения используются наборы карточек – пиктограмм, которые разрезаны по линии, делящей условное лицо на верхнюю и нижнюю часть. Карточки перемешиваются, и дети получают задание вновь собирать их. Каждый ребенок берет половину шаблона и ищет свою пару для восстановления целой программы. Когда игра завершена и все верно выполнено, дети рассказывают, как они нашли «друг друга» и вместе с ведущим обсуждают то, какие преимущества получают люди, знающие и понимающие выражение лица другого человека.
- Идентификация эмоциональных состояний.
После обсуждения значимости понимания эмоций другого человека, психолог предлагает детям новую загадку: «Сейчас вы получите картинки, где изображены животные с различными эмоциями. Одни из них радостные, другие грустные, третьи печальные или сердитые. Вы должны придумать, что же произошло, и почему животные испытывают те или иные эмоции».
- Этюд «Утро ученика» ☺
Ребенок должен показать при помощи жестов, мимики все действия, которые он делает дома с момента пробуждения до выхода из дома в школу. По мере выполнения ребенком задания, психолог делает акцент на правильном и последовательном воспроизведении всех событий до мелочей, к примеру: закрыть кран, выдавить зубную пасту на щетку и т.п. (Примечание: психолог должен следить, чтобы выполнение действий происходило в веселой форме. Можно в выполнение этюда включить не одного ребенка, а нескольких).
- Обсуждение
Психолог делает акцент на то, что настроение в течение небольшого времени может меняться, так например: проснувшись не у всех есть желание вставать и идти чистить зубы, а также то, что твое «кислое» настроение может обидеть тех, кто заботиться о тебе (маму, папу).
Обсуждение значимости понимания своих эмоций и влияние их на другого человека.
- Упражнение на расслабление «Сотвори в себе солнце»
Психолог. В природе есть солнце. Оно светит и всех любит, и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направим к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром - звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой как солнце. Оно несет тепло всем, всем (руки в стороны). Постарайтесь это ощущение в себе запомнить, а когда станет грустно, постарайтесь его восстановить в памяти, и вам опять станет хорошо как сейчас.
Этап III. Рефлексия группового опыта.
Беседа. Психолог побуждает детей поделиться впечатлениями о содержании занятия. Обсуждаются различные фрагменты. Дети делятся своими переживаниями.
Подводится главный итог занятия: мы сами можем влиять на свое настроение и можем помочь другим.
Литература:
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей – М.,1997
- Чистякова М.И. Психогимнастика –М., 1990
- Панфилова М.А. Игротерапия общения – М., 2001
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я – М.: Генезис, 2006
- Чистякова М.И. Психодиагностика – М.., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конспект физкультурного занятия для детей младшего докольного возраста
Примерный конспект можно использовать в качестве образца написания конспекта физкультурного занятия для студентов педагогического колледжа при изучении МДК 01.02...
Формирование психологической компетентности студентов педагогического колледжа на занятиях психологии
В статье рассматриваются условия формирования психологической компетентности студентов на занятиях психологии...
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»
laquo;Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольномуучреждению»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «Психология общения с клиентом в салоне красоты. Психологические типы клиентов»
Методическая разработка теоретического занятия является актуальной для преподавателей, работающих с активными инновационными формами проведения занятия для систематизации и закрепления изученног...
«Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Вторая младшая группа
laquo;Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению» Вторая младшая группа...
ПРОГРАММА тренинговых занятий "Психология личности и профессиональное самоопределение"
Тренинг «Психология личности и профессионального самоопределения» предназначен для обучающихся, осваивающих адаптированную основную образовательную программу профессионального обучения, дл...
Конспект занятия Игровое комплексное занятия во второй младшей группе
Игровое комплексное занятие во второй младшей группе.Цель: обобщить, закрепить и систематизировать знания детей, полученные в течении года.Задачи: - закрепить и обобщить понятия дикие и домашние...