Методическая разработка интегрированного открытого урока повторения и обобщения по истории и обществознанию
методическая разработка на тему

Костяев Сергей  Николаевич

       В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и «Обществознание». Место урока в курсах дисциплин – итоговое повторение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  и науки Тамбовской области

ТОГБОУ СПО «Жердевский колледж сахарной промышленности»

                     Рассмотрено                                                      Утверждаю

на заседании цикловой комиссии                              Зам. директора по УР

          общих гуманитарных и                                  ____________Н.В. Зингер

социально – экономических дисциплин              «___»___________2012 г.

Протокол №___от_________2012 г.

Председатель ЦК________________

_______________А.К. Иванова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

интегрированного открытого урока

повторения и обобщения

по дисциплинам «История» и «Обществознание»

                                                                Подготовил:  преподаватель

                                                                истории и обществознания

                                                                Костяев С.Н.

Жердевка, 2012

       В нижеследующей методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме интеллектуальной игры с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и «Обществознание». Место урока в курсах дисциплин – итоговое повторение.

       Цель урока: показать студентам на примере изучения истории стран Западной Европы интеграцию курсов истории и обществознания, что способствует качественной подготовке к единому государственному экзамену.

        Разработка предназначается для использования преподавателями истории и обществознания при проведении уроков в рамках соответствующих дисциплин со студентами 1-х курсов по специальностям среднего профессионального образования 260105 « Технология сахаристых продуктов», 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям), 100701 «Коммерция по отраслям», 110809 «Механизация сельского хозяйства».

Оглавление

Введение............................................................................................................4

Подготовительный этап...................................................................................5

План занятия.....................................................................................................6

Структура занятия............................................................................................7

Методика проведения занятия........................................................................8

Заключение.......................................................................................................9

Список литературы.........................................................................................10

ВВЕДЕНИЕ

         В предлагаемой методической разработке представлена методика организации и проведения открытого урока повторения, обобщения и систематизации учебного материала по дисциплинам «История» и «Обществознание».

       Выбор в качестве формы урока интеллектуальной игры обеспечивает, на взгляд авторов разработки, активное участие в уроке каждого  студента,  способствует повышению  авторитета знаний и индивидуальной ответственности студентов  за  результаты  учебного труда. К тому же, урок в форме интеллектуальной игры является одним из наиболее эффективных в дидактическом плане (и, что немаловажно, одним из наиболее интересных для самих учащихся) способов организации итогового контроля знаний.

      Цель методической разработки заключается в активизации учебного процесса, повышения интереса студентов к изучаемым дисциплинам и их общегуманитарного культурного и образовательного уровня.

        Методическая разработка включает в себя следующие разделы:

  1. подготовительный этап, на стадии которого разрабатывается концепция урока, ставятся его цели и задачи;
  2. план занятия, в котором определяются вид и тип урока, выявляются межпредметные связи, подбираются наглядные пособия и технические средства обучения;
  3. структура занятия, где распределяются этапы урока, рассматриваемые вопросы, методы обучения и время, отводимое на реализацию каждого из этапов урока;
  4. методика проведения занятия, содержащее подробное описание его хода, а также указание целей и задач каждого из его этапов.
  5. заключение, в котором преподаватели совместно со студенческой группой подводят итоги занятия.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

         На этапе подготовки урока его разработчики определили тему, цели и задачи урока, а также ход учебного занятия; были выбраны методы и средства обучения, подготовлены дидактические материалы, необходимые для эффективного повторения и закрепления знаний по изучаемой теме у студентов.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Дисциплины: «История», «Обществознание»

Преподаватели: Татаринцева Т.В., Костяев С.Н.

№ занятия: № 59

Тема урока: Обобщение и повторение годового курса истории и обществознания

Вид урока: урок

Тип урока: интеллектуальная игра

Цели:

образовательная: повторение и закрепление изученного материала;

воспитательная: формирование мировоззренческого отношения к общемировым и российским историческим и общественным проблемам сквозь общеметодологическую призму социальных наук;

развивающая: развивать умения анализировать и классифицировать социальную информацию в форме видеофрагментов и  отрывков из исторических документов, сравнивать социальные объекты; оценивать разные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; участвовать в дискуссии.

Межпредметные связи: философия, социология, политология, право.

Наглядные пособия, раздаточный материал: презентация MS PowerPoint с включенными в нее видеовопросами викторины.

Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор.

Время проведения: 90 мин.

Место проведения: аудитория №31

Участники: группа 1ТА

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

Этапы урока

Элементы урока. Изучаемые вопросы.

Методы обучения

Планируемое время

1

2

3

4

1

2

3

4

5

Организационный момент: предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания); мобилизирующее начало урока («исходная мотивация»);актуализация знаний учащихся.

Повторение, закрепление и систематизация материала по курсу истории:

Повторение, закрепление и систематизация материала по курсу обществознания

Подведение итогов урока на основе данных, представленных «счетной палатой» (анализ ответов, выставление оценок).

Домашнее задание

Словесный

Наглядный, печатно-словесный с использованием информационно-компьютерных технологий, репродуктивный.

Наглядный, печатно-словесный с использованием информационно-компьютерных технологий, репродуктивный.

Словесный

Словесный

3 мин.

35- 39 мин.

35- 39 мин.

   5-7 мин.

2-3 мин.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

         1.   Организационный момент заключается в проверке присутствия студентов на уроке, готовности группы к занятию, сообщении темы и целей урока. Практически вся устно озвучиваемая информация (тема, цели, тип урока, его этапы, краткое содержание этих этапов) отражена в презентации (см. приложение на CD – диске, содержащее наглядную и мультимедийную часть урока).

          2. Студенты группы формируют 2 команды – по истории и по обществознанию. При формировании команд учитывается взаимоотношения учащихся, их совместимость, уровень знаний.

          3. Студенты знакомятся с вопросами, подготовленными преподавателями-разработчиками урока и демонстрируемыми на экране.

          4. По завершении урока подводятся итоги и выставляются оценки для выявления победившей команды. Оценка правильного ответа на вопрос, данного быстрее всех - 5 баллов, ответа с существенными дополнениям по теме – от 6 до 8 баллов правильные ответы, поступившие позднее - 4 балла, ответы с погрешностями - 2 балла, неправильные ответы - 0 баллов. Премия за лучший  ответ - 10 баллов. Чтобы получить одному игроку в журнал оценку «отлично», необходимо набрать не менее 10 баллов, «хорошо» - 8 баллов, «удовлетворительно» - 6 баллов.

          В качестве домашнего  задания студентам предлагается изучить те темы  викторины, на вопросы по которым в ходе урока не были даны ответы, либо качество ответов оказалось неудовлетворительным. Перечень таких вопросов озвучивается «счетной палатой».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Игровая форма является одной из наилучших форм организации урока итогового повторения, контроля и систематизации знаний. Она помогает развитию волевых качеств, образного мышления, памяти, внимания, творческого потенциала ребенка.

          Групповая работа способствует созданию коллектива и осознанию ребенком своего места в нем; способствует развитию коллективного творчества.

           Задачи, поставленные на уроке, его преподаватели и разработчики считают в целом достигнутыми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006
  2. Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч., ч. 1 – М, 2009

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994.

4. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 1975.

5 Технология игровой деятельности. Рязань, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проведения открытого урока по дисциплине Право

Открытый урок по дисциплине Право по теме "Наследственное право". Урок проходит с применением ИК технологии. Специально к этой лекции подготавливается презентация по темам....

Методическая разработка бинарного открытого урока по истории и обществознанию

В данной методической разработке представлена методика проведения открытого урока, реализованного в форме исследовательской работы с применением технических средств обучения по дисциплинам «История» и...

Методическая разработка к открытому уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"

Методическая разработка к уроку по дисциплине "Организация хранения и контроль запасов и сырья"...

Открытый урок повторения и обобщения пройденного материала “Своя игра по физике”

“Я мыслю, следовательно, существую!” (Декарт) Урок-игра (повторения и обобщения материала) проводится на основе комбинирования вербального, графического, репродуктивного, эвристического и наглядн...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по ИТ и экономике

Тема урока: «Использование MS Excel при расчете себестоимости продукции».Вид методической работы: методическая разработка по организации и проведению открытого урока.При подготовке к проведению открыт...

методическая разработка -конспект открытого урока последовательное соединение проводников

Конспект урока по теме "Последовательное соединение проводников"...

Методическая разработка интегрированного открытого внеаудиторного занятия

Методическая разработка открытого интегрированного внеаудиторного занятия по дисциплинам ОП. 02 Анатомия и физиология человека и ОП. 03 Основы латинского языка с медицинской терминологией...