ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЗАДАНИЯХ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ 1С: «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ»
статья на тему

Прокопьева Марина Юрьевна

Особенное значение в подготовке специалиста представляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационных технологий в учебном процессе напрямую связано с повышением профессиональной компетентности будущего специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokopeva_m.yu_._yatek_pk.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ЗАДАНИЯХ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРОГРАММЫ 1С: «УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЛЕЙ»

Прокопьева Марина Юрьевна,

УСПО «Якутский торгово-экономический колледж

потребительской кооперации»

В настоящее время, в связи с высокой подвижностью рынка труда, обществу нужны люди, способные мобильно менять профессию, самостоятельно принимать решения, изменять сложившиеся стереотипы, быть готовыми к саморазвитию и самообразованию.

Особенное значение в подготовке специалиста представляет тот момент, что информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды. Применение элементов информационных технологий в учебном процессе напрямую связано с повышением профессиональной компетентности будущего специалиста. Наличие в этой области теоретических и практических знаний повышает востребованность специалиста на рынке труда.

Учреждение среднего профессионального образования «Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации» располагает хорошей материальной базой, которая совершенствуется и развивается.

Колледж планомерно проводит мероприятия по повышению уровня информационного обеспечения. Ежегодно парк компьютеров обновляется. Во всех классах установлен типовой набор программ, позволяющий проводить занятия по всем представленным дисциплинам учебного плана. Программное обеспечение также регулярно обновляется.

Для проведения занятий по специальным дисциплинам в учебном процессе применяются лицензионные программы: системы «1C:Предприятие 8.1» в структуру, которой входит компонента 1С: Управление торговлей. Данная прорамма лежит в основе междисциплинарного курса “Документационное оформление товародвижения” для специальности 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров.

Для специальностей 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий, 260807 Технология продукции общественного питания, а также специальности 0601 Менеджмент, является самостоятельной дисциплиной, обеспечивающей возможность дополнительного трудоустройства на предприятиях тоговли. Количество часов отведенных учебным планом на дисциплины по информационным технологиям имеют практико-ориентированную направленность, так как на практическое обучение отведено от 75 до 100 % обязательной нагрузки.

Таким образом, существующая информационная среда колледжа способствует формированию общих и профессиональных компетенций будущих специалистов.

Проведенное исследование выявило проблемы в методическом обеспечении по программе 1С Управление торговлей, которые заключаются в том, что имеющаяся в свободном доступе техническая, методическая литература в основном ориентирована на тех пользователей программы, которые либо только начинают осваивать данную программу, либо на тех, кто уже знаком с предыдущими версиями продукта. Построение материала, его структура, стиль изложения дидактически не соответствует содержанию и структуре преподаваемого в колледже раздела. Кроме этого в них рассматривается одна большая сквозная задача, поэтому переход к другим разделам без последовательной проработки предыдущих разделов практически невозможен; пособия содержат много специфичной информации актуальной для специалистов узкого профиля. Все это требует наличия у студентов высокого уровня сформированности навыков структурирования текста, осознанного отбора наиболее важных операций с учетом специфики технологического процесса торгового предприятия.

Все это вызвало необходимость разработки собственного методического обеспечения междисциплинарного курса, подходящего для реализации образовательных целей.

Таким образом, были разработаны «Методические указания и задания к практикуму по программе 1С «Управление торговлей», которые рассмотрены и утверждены к изданию на заседании научно-методического совета Министерства профессионального образования, подготовки и растановки кадров РС (Я) 15.06.2011, опубликованы в количестве 500 экземпляров. Разработаны для организации занятий и самостоятельной работы студентов. Цель курса – формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов. Пособие отличает краткость, конкретность, достаточный объем практических заданий позволяющих решить задачу автоматизации навыков работы с основными элементами программы.

Данные методические указания и задания были апробированы в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также на курсах переподготовки кадров, организованных по линии Центра занятости населения РС (Я). Задания к практикуму разработаны на основе регионального компонента.

Нами было проведено экспериментальное исследование в группах очного и заочного отделений с целью сравнения уровня освоения профессиональных компетенций на занятиях с применением и без применения пособия «Методические указания и задания к практикуму по программе 1С: Управление торговлей».

В эксперименте участвовали две группы:

  1. 5М-10 (экспериментальная) – группа заочного отделения специальности 0601 «Менеджмент», 5 курс (выпускная группа).
  2. Т-10 (контрольная) – группа очного отделения специальности 0612 «Товароведение (по группам однородных товаров)», 3 курс (выпускная группа)

Контингент студентов группы 5М-10 составляет 17 человек, все обучаются на базе среднего образования. Это молодые люди в возрасте от 20 до 34 лет, более половины (53 %) работающие, с достаточно высоким уровнем информационной компетентности, о которой можно судить по успеваемости группы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Абсолютная успеваемость составляет 100 %, качественная – 71 % (пять человек имеют по данной дисциплине оценку «3», из которых два человека работающие не по специальности, один человек без опыта работы, два человека не имеют опыта работы на компьютере).

Состав группы Т-10 – 16 человек. Все студенты поступали в колледж на базе основного общего образования (9 классов). Возраст от 18 до 21 года. Без опыта работы. Качественная успеваемость в группе Т-10 по дисциплине «Информационные технологии профессиональной деятельности» составляет 69 %. Пять человек имеют по дисциплине оценку «3», это объясняется большим количеством пропусков.

Таким образом, студенты этих групп на момент эксперимента имеют определенный уровень знаний и умений по общепрофессиональным и профессиональным дисциплинам, информационным технологиям.

По курсу «Документационное оформление товародвижения» в группе Т-10 предусмотрено 40 часов, группе 5М-10 – в объеме 14 часов.

В экспериментальной группе не использовались методические указания при организации занятий, в процессе которых студентами составлялся опорный конспект.

В контрольной группе все занятия были проведены с использованием методического пособия, с помощью традиционных методов обучения студентов: объяснение преподавателя, составление конспекта, опорных схем, методы устного индивидуального и фронтального опроса.

В конце эксперимента в обеих группах была проведена итоговая контрольная работа в виде зачетного задания.

Контрольная работа включала следующие виды работ: ввести данные в основные справочники «Контрагенты», «Номенклатура», оформить операции по закупке и продаже товаров.

Результаты итоговой контрольной работы были проанализированы с точки зрения точности выполнения всех этапов работы: точности ввода справочной информации, соответствия типов цен условиям договоров с контрагентами, соответствия цен заданным единицам измерения товаров, совпадения сумм документов, соответствия структуры подчиненности документов схемам операций.

По результатам итоговой контрольной качественная успеваемость в группе 5М-10 работы составляет 77 %, это достаточно высокий показатель. Но если посмотреть успеваемость по каждому студенту, то можно сделать вывод, что все 100 % не имеют по курсу оценку «5». Это объясняется тем, что за отведенное на изучение программы 1С «Управление торговлей» время и отсутствие методического пособия студенты не успевают полностью закрепить полученные навыки. Таким образом, нельзя утверждать об устойчивых профессиональных компетенциях.

Качество успеваемости по итогам контрольной в группе Т-10 составляет 75 %. При детальном изучении качественной успеваемости видно, что 9 студентов (56 %) имеют оценку «5». Это говорит о том, что достаточный объем часов, предусмотренных учебным планом, наличие методического пособия, и выполнение заданий в полном объеме способствуют формированию уверенных навыков работы в программе, а, следовательно, и устойчивых профессиональных компетенций.

Таким образом, в результате эксперимента было установлено, что образовательный процесс при освоении программы 1С: Управление торговлей будущими специалистами  будет эффективным при использовании его информационно-методического обеспечения на основе регионального компонента.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2003. - 192 с.
  2. Монахов С.В., Поляков А.А., Цветков В.Я. Компьютерные информационные технологии в образовании. Конспект лекций. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 96 с.
  3. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / Орл. гос. техн. ун-т. - Орел, 2000. - 145 с.
  4. Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е издание. – М.: ИИО РАО, 2010. – 356 с.
  5. Севостьянов А.Д., Севостьянова Ю.М. 1С: Управление торговлей. Редакция 10.3. Практика применения. Руководство пользователя. Авторизованный учебный центр 1С. ООО Константа, 2007. – 180 с.
  6. Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды: методическое пособие.методическое пособие. - БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 63 с.
  7. Цветкова М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 352 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое задание по междисциплинарному курсу "Градостроительство"

Практическое задание по междисциплинарному курсу "Градостроительство" по теме: "Определение объемно-планировочных показателей жилого дома". Цель  данной работы: научить студентов рациональности с...

Рабочая программа 1С Управление торговлей

Категория слушателей – безработные граждане, иные категории граждан.Минимальный уровень образования граждан, принимаемых на обучение: основное общее (11 классов)...

Методическое пособие по освоению программы 1С: Управление торговлей 8.0

Современный специалист экономических специальностей должен владеть современными методами обработки данных на компьютере. Учитывая актуальность подготовки квалифицированных специалистов по экономически...

Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Управление торговлей"" для специальностей 38.02.05 и 38.02.04

Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочих основных профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям) базо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА "ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ЗАЩИТЫ БАЗ ДАННЫХ"

Одним из активных образовательных методов является применение театрализованных технологий в процессе обучения. Когда учебный процесс протекает так, что все обучающиеся оказываются вовлеченными в проце...