Перспективный план по теме самообразования "Использование регионального компонента в образовательной области "Художественно – эстетическое развитие"
материал

Клюсова Елена Николаевна

,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           МБДОУ ВМР «ЦРР - Майский детский сад»

План работы  воспитателя Клюсовой Е. Н.  по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

Тема: «Использование регионального компонента в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». Старшая группа.

Актуальность

Тема обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей. Ознакомление детей с родным краем происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что  хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго. Культурное наследие народа – огромное богатство, которым ребенку нужно научиться правильно пользоваться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.

Цель:  формирование у детей интереса к эстетической стороне родного края, богатству народной культуры, художественных традиций, с удовлетворением потребностей дошкольников в самовыражении в различных видах продуктивной деятельности.

Задачи

  • Повышать свой теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в области художественно - эстетического развития дошкольников с использованием регионального компонента, внедряя современные технологии и методики;
  • Совершенствовать  предметно – пространственную развивающую среду для художественного  творчества детей;
  • Формировать способности воспринимать, видеть красоту окружающего мира в искусстве и жизни, оценивать их;
  • Развивать детское творчество, приобщать к изобразительному искусству с опорой на региональный компонент;
  • Воспитывать уважения к людям, к их традициям и обычаям, чувство гордости за родной край.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей по данной проблеме.

Месяц

Методическая работа

        Работа с детьми

Работа с родителями

сентябрь

Изучение: методической, научно-популярной, публицистической, художественной и др. литературы; журналов;

интернет, видео, информации по теме самообразования.

Совершенствование предметно-развивающей среды; изучение передового опыта работы.

Знакомство детей с новинками оформления группового центра творчества, рассматривание рабочей тетради «Художественный труд», выпущенной по программе И. А. Лыковой «Цветные ладошки».

Творческая мастерская «Ожившие овощи и фрукты»

Изготовление поделок из природного материала на конкурс в рамках ДОУ «Осенняя ярмарка».

Презентация рабочей тетради «Художественный труд», рекомендованной  И. А. Лыковой для взаимодействия педагога с семьей (на групповом родительском собрании)

Создание семейных творческих работ из природного материала  на выставку «Осенняя ярмарка» в рамках сельского поселения

октябрь

Подбор стихов об осени вологодских поэтов: Н. Рубцова, К. Большаковой, Т. Петуховой. Пополнение библиотеки по региональному компоненту новыми буклетами, книгами.

Разработка и проведение группового краткосрочного проекта «Хлеб – всему голова»

Создание пейзажей родной природы в осеннее время года. Отражение в рисунках красоты родного края  ранней осенью, золотой и поздней – использование нетрадиционных техник рисования.

Заучивание стихотворения Т. Л. Петуховой «Осень».

Экскурсия с детьми в фирменный магазин от Вологодского хлебокомбината. Знакомство с его продукцией. Продуктивная деятельность в рамках проекта.

Организация выставки рисунков на тему: «Краски осени» (Совместное творчество родителей и детей)

Экскурсия в мехпарк СХПК «ПЗ Майский» (организована Орловым Е. М., папой Орловой Дарьяны).

Дегустация детьми  киргизского хлеба – токоч, который испекли родители Кочкоровой Сахи.

ноябрь

Подготовка к выставке – ярмарке дидактических игр по трудовому воспитанию. Создание д/игры «Все работы хороши!»

Беседа – дискуссия с детьми на тему: «Профессии наших родителей»; Создание альбома по теме беседы: с фотографиями, творческими работами детей.

Активное участие родителей в акции «Помоги природе делом» (сбор макулатуры);

Родительское групповое собрание на тему: «Роль семьи в речевом развитии ребенка 5 – 6 лет» Встреча – дискуссия с элементами практикума; участие логопеда Алексеевской Н. Н.

декабрь

Подбор литературных произведений вологодских авторов о зиме и новогоднем празднике;

Подготовка материала к изготовлению макетированной игры «Вотчина Деда Мороза»;

изготовление мнемо – таблиц для заучивания по стихам: К. Большаковой «Доброта», А. Яшина «Покормите птиц зимой».

Использование ИКТ Просмотр видеоролика «Вотчина Деда Мороза»;

Лепка из соленого теста на тему: «Новогодние игрушки», раскрашивание их после просушивания.

Игры с использованием макета  «Вотчина Деда Мороза».

Заучивание наизусть стихотворений К. Большаковой «Доброта», А Яшина «Покормите птиц зимой».

Папка – передвижка

на тему: «Дед Мороз и его братья»;

Размещение   в информационном центре, в рубрике «Заучиваем вместе»  стихов и сказок вологодской детской поэтессы Т. Л. Петуховой.

Совместная выставка рисунков детей и родителей «Зимушка – зима» в раздевальной комнате.

Помощь родителей в оформлении к конкурсу «Зимняя сказка на окне».  

январь

Создание для родителей папки – передвижки о нашем великом земляке – поэте Н. М. Рубцове (информация о его биографии, литературном творчестве, отзывы коллег, родственников).

Рассказ детям о жизни и творчестве Н. М. Рубцова.

 Чтение стихов: «Заяц», «Ласточка». Заучивание: «Коза», «Ворона», «Воробей»

Участие родителей в  подготовке к конкурсу зимних участков. Совместное украшение ледяных построек детьми и родителями.

февраль

Оформление в групповой комнате фотовыставки «Наши папы и дедушки – защитники Родины»; помощь музыкальному руководителю в оформлении зала к утреннику

Заучивание наизусть стихотворения вологодской детской поэтессы  Т. Петуховой «Весь я в папу…»

Изготовление открыток - сувениров для пап и дедушек «Защитникам отечества» (нетрадиционная аппликация)

Оформление выставки рисунков в раздевальной комнате на тему: «Наши папы и дедушки – тоже художники»

март

Создание альбома  «Портрет, пейзаж, натюрморт» для закрепления с детьми знаний о жанрах живописи;

Создание картотеки с портретами вологодских художников: Н.В. Корбаков, В. Н. Страхов, Н. и Г. Бурмагины, Д. Т. Тутунджан и др.

Изготовление открыток – сувениров для мам и бабушек  «Самым милым и любимым» (аппликация из ткани и бросового материала);

Чтение детям сказки вологодского автора Василия Белова «Родничок»; обыгрывание сказки -  настольный театр.

Оформление выставки рисунков в раздевальной комнате на тему: «Наши мамы и бабушки тоже художницы»; Участие родителей в групповом проекте по речевому развитию «Что за прелесть эти сказки».

Участие родителей в семейной литературной гостиной «Чтение  стихов собственного сочинения о весне».

апрель

Беседа- презентация ко Дню космонавтики: «Детям о космосе и космонавте – вологжанине Павле Беляеве»

        Изготовление коллективной работы, коллажа на тему: «Космическое пространство» (в технике пластилиновой живописи)

Индивидуальные консультации с родителями на тему: «Играя – развиваем руку» - о работе в тетрадях и раскрасках.

май

Оформление диагностических карт по итогам учебного года.

Отчет по теме самообразования на  педсовете;

Оформление творческой выставки детских работ «В мире красоты» к итоговому групповому родительскому собранию на тему «Здравствуй, лето!»

Изготовление подарков – сувениров ветеранам к празднику Великой Победы;

Проведение праздничного мероприятия.

Оформление групповой книги мини – сочинений на тему «Мой родной фронтовик» - семейное творчество.

Помощь родителей в подготовке к конкурсу «Улыбки лета».

Выводы:

1. Региональный компонент становится ведущим на современном этапе художественно-эстетического развития дошкольников, так как несёт в себе национальный колорит.

2. Для того чтобы процесс приобщения детей к истокам национально-региональной культуры осуществлялся успешно, необходимо, чтобы вся макро и микро среда, окружающая ребенка в детском саду, была содержательно - информативна, привлекательна и доступна.

3. Ведь именно предметное окружение, совместно с системной деятельностью педагога побуждает ребёнка к активным самостоятельным действиям, предоставляет право выбора вида деятельности, открывает ему возможности для саморазвития и самовыражения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию. Возраст детей 6-7 лет. Тема: Будка для собаки.

Вниманию преподавателей и студентов предлагается методический материал:   план - конспект интегрированого занятия для детей старшего дошкольного возраста (по речевому,  познавательному,...

Методические рекомендации «Сопровождение планирования и развития карьеры выпускника: индивидуальный перспективный план профессионального развития»

В методических рекомендациях рассмотрены особенности применения ИПППР выпускников, показан алгоритм заполнения, предложен макет оформления.Издание предназначено для специалистов Центров (служб) сопров...

Влияние регионального компонента на развитие творческой активности учащихся СПО

Влияние регионального  компонента на развитие  творческой активности  учащихся СПО...