Родительский практикум " Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка"
методическая разработка на тему

Родительское собрание с применением практических заданий на оказание помощи в общении с подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительский практикум

«Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка»

Цель: оказание помощи родителям в общении с подростком.

Задачи: побудить родителей задуматься об эмоционально – психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.

Будьте великодушны: помогите своим детям найти с вами общий язык

         

         Подростки, так или иначе, сталкиваются с одинаковыми проблемами: взаимоотношения с родителями, сверстниками, учителями.

     Подростковый возраст  время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Подросток может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых.
 
         В глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. 

 
         Основной задачей родителей является создание у подростка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких обстоятельствах у подростка не должно возникать сомнений в родительской любви. Но здесь важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах о нем, в своих усилиях по его воспитанию.

           Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать подросткам любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию.  Как раз все неблагоприятные личностные черты и возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

          Чтобы взаимоотношения с подростком развивались в положительном направлении, необходим:

        Глубокий постоянный психологический контакт. Он необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дает детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

        Воспитывающий диалог. Главное в установлении диалога – это устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, направление совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точки зрения родителей и детей различны, это вполне естественно. Однако первостепенное значение имеет сам факт общей направленности к разрешению проблем.  Равенство в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребенком следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.

        Принятие ребенка. Что это значит? Это признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Прежде всего,  необходимо с особенным внимание относиться к тем оценкам, которые постоянно высказываются в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. Как например, « Вот бестолковый!», «Сколько раз тебе нужно объяснять», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!»…..

        Всем родителям следует хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым,  по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни было вызвано, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви.

          Формула истинной родительской любви, формула понятия – это не «люблю, потому что ты хороший», а люблю,  потому что ты есть, люблю такого, какой ты есть».

        Важно оценивать не личность ребенка, а его действия и поступки. Действительно, если назвать свое чадо недотепой, лентяем, грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласиться с вами, и уж вряд ли это заставит его изменить свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы.

 
 
     

1 вопрос.  Кто же должен сделать первый шаг к  примирению?

 
      
В большинстве случаев  родители. Они мудрее, и у них больше опыта в общении.  

Но для начала давайте посмотрим вопросы мини- анкеты для родителей.

  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
  2. С каким лицом чаще всего ребенок общается с вами?
  3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

 

                                          

                                                      

Упражнение «Обзывалки». Участники игры передают друг другу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов: «А ты…». Например : «А ты- морковка!».

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что- нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!»

Обсуждение: Что было легче: обзывать или хвалить?

Упражнение «Работа с гневом»

Группа делиться на 3-4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми.

Каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

Способы выражения (выплескивания гнева).

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Метать дротики в мишень.
  3. Попрыгать через скакалку.
  4. Используя «стаканчик» для криков, высказать все свои отрицательные эмоции.
  5. Подраться с братом или сестрой.
  6. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
  7. пускать мыльные пузыри.
  8. Устроить бой с боксерской грушей.
  9. Полить цветы.
  10. Забить несколько гвоздей в бревно.
  11. погоняться за кошкой или собакой.
  12. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
  13. Передвинуть в квартире мебель.
  14. Постирать бельё.
  15. Отжаться от пола максимальное количество раз.
  16. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», Кто быстрее пробежит».
  17. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  18. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.
  19. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её.

Упражнение «Я – высказывания»

Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я- мысли»( я хочу есть, я люблю это делать и т.д.) однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «Я – высказывания» в разговоре превращаются в «Ты – высказывания», то есть вместо «я чувствую, что со мной поступают несправедливо», мы говорим а «ты – плохой». С помощью «Ты – высказывания» ответственность мы перекладываем на собеседника. Неумение превратить «Ты – высказывания» в «Я- высказывание» часто является одной из причин создания барьеров в общении.

Далее родителям предлагается потренироваться в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «Я- высказывания».

«Ты- высказывания»

«Я – высказывания»

Почему все должна делать я? (обида)

Мне нужна твоя помощь…. (без обиды)

Ты выполнил свои домашние задания?

Я думаю, что ты уже выполнил домашние задания

Когда ты перестанешь поздно приходить домой?

Я думаю, что домой необходимо приходить не позднее 10 часов

Где ты был?

Я беспокоилась за тебя, пока тебя не было дома…

Тебе все равно, что я думаю

Я не хочу, чтобы ты был равнодушен ко мне…

Ты поступил плохо

Я думаю, что…

Ты не смеешь

Я недоволен тем, что….

Ты не должен

Мне не нравиться, что….

Ты виноват

Я очень расстроился, когда….

Почему ты получил двойку

Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку

Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан

Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав…

Обсуждение правил общения с подростком.

Ведущий раздает каждому родителю бланк «Основные правила, которые необходимо учитывать при взаимодействии с подростками» Родители должны ознакомится с ними, обсудить волнующие их моменты.

  1. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.
  2. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.
  3. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).
  4. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
  5. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
  6. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.
  7. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.

Способы выражения (выплескивания гнева).

  1. Громко спеть любимую песню.
  2. Метать дротики в мишень.
  3. Попрыгать через скакалку.
  4. Используя «стаканчик» для криков, высказать все свои отрицательные эмоции.
  5. Подраться с братом или сестрой.
  6. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
  7. пускать мыльные пузыри.
  8. Устроить бой с боксерской грушей.
  9. Полить цветы.
  10. Забить несколько гвоздей в бревно.
  11. погоняться за кошкой или собакой.
  12. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
  13. Передвинуть в квартире мебель.
  14. Постирать бельё.
  15. Отжаться от пола максимальное количество раз.
  16. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», Кто быстрее пробежит».
  17. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
  18. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его.
  19. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её.

Правила общения с подростком.

  1. Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

  1. Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

  1. Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

  1. Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.

  1. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

  1. О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо.

  1. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БУДЬТЕ ВЕЛИКОДУШНЫ: ПОМОГИТЕ СВОИМ ДЕТЯМ НАЙТИ С ВАМИ ОБЩИЙ ЯЗЫК

Слайд 3

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЕСКИВАНИЯ ГНЕВА). Громко спеть любимую песню. Метать дротики в мишень. Попрыгать через скакалку. Используя «стаканчик» для криков, высказать все свои отрицательные эмоции. Подраться с братом или сестрой. Налить в ванну воды, запустить в неё несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом. пускать мыльные пузыри. Устроить бой с боксерской грушей. Полить цветы. Забить несколько гвоздей в бревно. погоняться за кошкой или собакой. Пробежать несколько кругов вокруг дома. Передвинуть в квартире мебель. Постирать бельё. Отжаться от пола максимальное количество раз. Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», Кто быстрее пробежит». Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачиркать его. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать её.

Слайд 4

« Ты – высказывания» «Я – высказывания» Почему все должна делать я? (обида) Мне нужна твоя помощь…. (без обиды) Ты выполнил свои домашние задания? Я думаю, что ты уже выполнил домашние задания Когда ты перестанешь поздно приходить домой? Где ты был? Тебе все равно, что я думаю Ты поступил плохо Ты не смеешь Ты не должен Ты виноват Почему ты получил двойку Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан

Слайд 5

« Ты – высказывания» «Я – высказывания» Почему все должна делать я? (обида) Мне нужна твоя помощь…. (без обиды) Ты выполнил свои домашние задания? Я думаю, что ты уже выполнил домашние задания. Когда ты перестанешь поздно приходить домой? Я думаю, что домой необходимо приходить не позднее 10 часов. Мне бы хотелось, что бы ты приходил домой не позднее 10 часов. Где ты был? Я беспокоилась за тебя, пока тебя не было дома… Тебе все равно, что я думаю Я не хочу, чтобы ты был равнодушен ко мне… Ты поступил плохо Я думаю, что… Ты не смеешь Я недоволен тем, что…. Ты не должен Мне не нравиться, что…. Ты виноват Я очень расстроился, когда…. Почему ты получил двойку Я очень расстроился, когда увидел, что ты получил двойку Если ты не сделаешь этого, то ты будешь наказан Мне кажется, что в данной ситуации ты не прав…

Слайд 6

«ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ПОДРОСТКАМИ» Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Это особенно полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

Слайд 7

Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек», авторитарного стиля общения.

Слайд 8

Родительские установки не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка (в движении, познании, упражнении, общении со сверстниками, мнение которых они уважают больше, чем мнение взрослых).

Слайд 9

Правила, ограничения, требования должны быть согласованы взрослыми между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать. Тон, которым сообщены требование и запрет, должен быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.

Слайд 10

О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохо. Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...

детско-родительские игры в начальной школе

Вся система российского образования при переходе на новые стандарты обучения претерпевает большие изменения. И это вызывает у специалистов, работающих с детьми, много вопросов и опасений. Не обошли эт...

Родительского собрания в детском саду. «Возрастные особенности детей. Самообслуживание в жизни ребенка».

Родительское собрание в десском саду. " Возрастные особенности детей 23-4 лет. Самообслуживание в жизни ребенка"...

Презентация для родительского собрания обучающихся техникума по теме "Реализация программы жизнестойкости подростков в условиях техникума"

Данная презентация предназначена для родителей обучающихся и раскрывает содержание работы психолого-педагогической службы по формированию жизнестойкости подростков в условиях тезхникума...

Собственная Методическая разработка «Роль детской книги в речевом развитии детей»

Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, л...

© Епифанова И.А. Взаимосвязь образа родительского отношения с самоотношением у подростков правонарушителей

Статья опубликована в рамках Второй научно-практической Интернет-конференции "Психология и семья" под девичей фамилией (http://www.psy-family.narod.ru/konf2.htm)...

Детско - родительские отношения. Тест - опросник "Подростки о родителях"

Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день. С помощью специальных ...