О новых формах с родителями
статья на тему

Дога Елена Васильевна

взаимодействие с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_novyh_formah_s_roditelyami.docx22.65 КБ

Предварительный просмотр:

Новые формы работы с родителями

                                           Педагогика должна стать наукой для всех –    

                                           и для учителей, и для родителей.

                                                                                  В. А. Сухомлинский

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют родители и  учебное заведение.  Ведущую роль в организации сотрудничества колледжа и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую колледжем по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление его деятельности.

В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать  принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
  • участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе                                                                                                                                                                                                                  

  1. Психолого-педагогическое просвещение.

 

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  • конференции
  • индивидуальные и тематические консультации
  • родительские собрания
  • родительские университеты
  • родительский ринг
  • родительские тренинги

В последнее время достаточно эффективными формами формирования культуры быть родителем стали последние три формы: родительские университеты, родительские ринги и тренинги.

Университет педагогических знаний вооружает родителей необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи с учебным заведением, а также взаимодействию родителей и педагогов в воспитательной работе. Программа университета составляется педагогом с учетом контингента учащихся  и их родителей. Формы организации занятий в университете педагогических знаний достаточно разнообразны: лекции, беседы, практикумы, конференции для родителей и т.д.

Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

При отсутствии психолога можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать в своем классе сам классный руководитель.

Родительский ринг - это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  • Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  • Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  • Соблазны и пути их преодоления.
  • Трудности  в учебе. В чем они состоят?

  1. Организация совместных досуговых мероприятий.

Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы учебного заведения
  • родительское общественное патрулирование
  • шефская помощь

 Родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и мероприятия, посвященные Международному женскому дню 8 марта, и  «День открытых дверей», и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей: просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив.

Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив.

Темы родительских вечеров могут быть следующими:

  • Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?.
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.
  • Фотографии нашего детства.
  • Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях.

Неоценима помощь родителей и в укреплении материально-технической базы учебного заведеия, в организации родительского патруля.

  1. Участие родителей в управлении УПВ

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей  в работе совета колледжа
  • участие родителей  в работе родительского комитета и комитета общественного контроля
  • участие в работе совета содействия семье и колледжу

Родители учащихся юридически не входят в школьный коллектив и вообще коллектива не образуют, но не менее педагогов или своих детей заинтересованы в успешной работе колледжа. Они своего рода социальные заказчики колледжа, поэтому должны иметь возможность влиять на его деятельность и участвовать в  жизни колледжа. Образуя ассоциацию, родители вправе создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы жизни  колледжа самостоятельно. Этим целям могут служить  родительские собрания, конференции, родительский комитет и его комиссии, секции и другие рабочие органы. Кроме того, родители могут входить как равноправные члены в  совета колледжа. Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Родительский комитет работает на основе положения о родительском комитете колледжа. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества колледжа и семьи.

Все формы и методы сотрудничества вместе способствуют вовлечению родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованности и активному участию в учебно-воспитательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в колледже.

Задача классного руководителя объединить усилия семьи и колледжа, скоординировать их действия для решения поставленных задач, а также сформировать единое воспитательное пространство «семья-колледж».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается механизм активного участия работодателей в образовательном процессе с целью повышения конкурентоспособности выпускников в системе среднего профессионального образования.Описан...

Новые формы с родителями

взаимодействие с родителями...

РАЗРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Инновационные процессы в системе образования свидетельствуют о качественно новом этапе развития научно-педагогического творчества. Характерной тенденцией этого этапа является ликвидация разрыва между ...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

РАЗРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Инновационные процессы в системе образования свидетельствуют о качественно новом этапе развития научно-педагогического творчества. Характерной тенденцией этого этапа является ликвидация разрыва между ...

Новые формы организации воспитательной работы в группе

Выступление на Круглом  столе по теме -  Новые формы организации воспитательной работы в группе...