Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития
рабочая программа на тему

Дога Елена Васильевна

оптимизация взаимоотношений воспитателя и студентов через выстаивание студенческого самоуправления в общежитии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

работников образования

 

Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития

(на примере БУ «Урайский политехнический колледж»)

Выпускная работа по специальности

- Менеджмент в образовании

Выполнила: слушатель

Дога Е.В.

воспитатель БУ«Урайский

политехнический колледж»

Научный руководитель:

                                                                                           

Омск, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

  1. Воспитательное пространство студенческого общежития…………...                        
  1. Педагогические возможности  и воспитывающая среда студенческого общежития……………………………………
  2. Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии…………………….................................................
  1.  Студенческое сообщество, как форма самоуправления……………...

          2.1. Организационная  модель самоуправления  в условиях студенческого общежития  ………………..................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЯ…………

Введение

Содержание и ориентиры воспитательной работы сталкиваются с происходящими в обществе изменениями, которые породили противоречие между новыми требованиями к развивающейся личности, с одной стороны, уровнем и характером имеющихся знаний, навыков, качеств и способностей, с другой стороны. Это затрудняет социальную адаптацию человека к новым условиям. Разрешение данной ситуации видится в разработке и реализации новой концепции воспитательной деятельности образовательного учреждения, которая представляла бы модель социума с существующими в нем процессами управления и самоуправления.

Проблемы развития самоуправления находились в центре внимания советских, а позднее и российских ученых. В 1960-е - 80-е годы были опубликованы фундаментальные работы по проблемам воспитания и формирования личности, принадлежащие таким авторам, как Б.Г.Ананьев, Э.В.Ильенков, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Т.Н.Мальковская, Е.Т.Соколова, В.П.Тугаринов, А.Г.Харчев, К.А.Шварцман и другие.

В настоящее время необходимы новые подходы к исследованию проблем самостоятельной деятельности молодежи, в том числе и студенческой. Отражением данной потребности явились в последнее время публикации философов, социологов, педагогов в исследованиях А.И.Ковалевой, В.Т.Лисовского, В.А.Ядова и некоторых других авторов. В работах дан комплексный анализ социально-экономической, политической и духовной среды, определяющей процесс воспитания в обществе, проблемы формирования личности, ее адаптации и социальной идентификации.

Все чаще объектом исследования в последнее время становится студенческая молодежь (А.В.Меренков, И.Э.Надуткина, Т.Э.Петрова и др.), где все больше внимания уделяется вопросам организации самостоятельной работы студентов (Т.М.Лебеда, О.Г. Селеванова и др.) и развития студенческого самоуправления (Н.Т. Шафичулина, Т.Н. Волоткевич и др.)

Студенческое самоуправление в психолого-педагогической литературе рассматривается исследователями как специфический вид деятельности (Л.И. Новикова), метод формирования коллектива (В.М. Коротов), как принцип деятельности общественных организаций и как средство воспитания общественников (Н.М. Изосимов), как способ организации жизнедеятельности ученических коллективов (М.И. Рожков). В образовательной политике государства студенческое самоуправление определяется «как инициативная, самостоятельная деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов в организации обучения, быта, досуга».

Тем не менее, до настоящего времени процесс развития самоуправления студенческой молодежи в системе профессионального образования не в полной мере подвергался комплексному педагогическому анализу, единично представлены специальные работы, посвященные сущности самоуправления студентов (Т.Н.Волоткевич, А.В. Меренков, И.Э. Надуткина, Т.М.Лебеда, Т.Э.Петрова, О.Г.Селиванова, Н.Т.Шафичулина,), недостаточно разработаны принципы, технологии и формы организации студенческого самоуправления, не проводился полномасштабный мониторинг различных форм самоуправления студентов.

Изучение опыта деятельности самоуправления дает основание для ответа на вопросы: какие педагогические условия необходимы для поддержания стабильности воспитательной среды, как обеспечить необходимые педагогические условия для эффективного функционирования студенческого самоуправления, какие формы студенческого самоуправления наиболее эффективны в условиях студенческого общежития.

Таким образом, актуальность темы обусловлена:

• во-первых, необходимостью решения проблем самоуправления как способа замены асоциальных видов деятельности (агрессивность, конформизм, инфантилизм, асоциальное поведение, наркомания, алкоголизм, табакокурение, пропаганда субкультур) подрастающего поколения другими - социально полезными;

• во-вторых, выдвижением новых требований к самоуправлению студентов (толерантность умениям самообучаться и самоуправляться и др.) в контексте развития модернизационных и интеграционных процессов в России;

• в третьих, недостаточной эффективностью студенческого самоуправления; наличием ряда нерешенных проблем, связанных с формами самоуправления.

Исходя из проблемы, мы определили тему исследования:

«Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития».

Цель заключается в раскрытии педагогических условий и разработке на этой основе рекомендаций по оптимизации самоуправления в условиях студенческого общежития. 

Объект исследования: воспитательная среда, ее содержательные и процессуальные характеристики.

Предмет исследования: формирование и реализация педагогических условий развития студенческого самоуправления в условиях студенческого общежития.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что развитие студенческого самоуправления будет эффективным, если:

- разработана модель студенческого самоуправления и педагогические условия ее реализации;

- студенческое самоуправление является формой организации обучающихся, созданной на демократической основе с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; - студенческое самоуправление выступает средством содействия социальной адаптации и развития общественной активности обучающихся;

- студенческое самоуправление ориентировано на профессиональное становление обучающихся, работающее по различным направлениям.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

-определить основы проектирования модели студенческого самоуправления, ее функции и структуру, содержательные и процессуальные характеристики;

-осуществить экспериментальную работу по реализации модели студенческого самоуправления, разработать рекомендации по применению технологии организации самоуправления для оптимизации воспитательной работы в общежитии;

-обосновать педагогические условия развития самоуправления в условиях студенческого общежития.

Теоретическая значимость заключается в том, что:

-разработана модель студенческого самоуправления

-уточнено определение понятия «самоуправление»

-разработано содержание педагогических условий эффективности деятельности студенческого самоуправления, направленных на развитие у студентов таких базовых функций человека, как самостоятельность, ответственность, самореализация, рефлексия, самосовершенствование.

Практическая значимость заключается в том, что выявленные педагогические условия и разработанные рекомендации по совершенствованию процесса самоуправления студентами в воспитательной работе в студенческом общежитии могут способствовать совершенствованию системы студенческого самоуправления и применяться в учреждениях профессионального образования.

Основные понятия. В данной работе под педагогическими условиями понимается комплекс положений развития и становления студенческого самоуправления в рамках воспитательной деятельности в общежитии.

Студенческое самоуправление — форма целенаправленной общественной деятельности студентов, обеспечивающая решение вопросов жизнедеятельности молодёжи, развитие её социальной активности, формирование всесторонне развитой, творческой личности, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных и профессионально мобильных на рынке труда в изменчивых условиях социально-культурной и политико-экономической сферах жизни.

Апробация:

Молодежный форум «Фестиваль идей» г. Урай, БУ «Урайский политехнический колледж»,  в апреле 2015г.

Глава 1.  Воспитательное пространство студенческого общежития.

  1.   Педагогические возможности и воспитывающая среда  общежития.

Проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация, в целом неизбежно сказываются и на состоянии системы образования. Анализ социальной ситуации практики преобразований, мирового и отечественного педагогического опыта с позиции современных научных подходов В.П.Базарного, В.И.Загвязинского, Д.В.Колесова, И.С.Кона, И.А.Мавриной, позволяет наметить новые ориентиры развития образования, стратегии его обновления. Процесс встраивания человека в общество А.В.Мудрик определяет как социализацию, С.С.Гиль акцентирует педагогический аспект социализации – как…” условие эффективной адаптации детей, подростков и молодежи к конкретным социальным условиям, средам, микрогруппам, ситуациям”.

Среда является фактором социализации. Под социальной средой понимаются окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, формирования и деятельности. Социальная среда характеризуется «Степенью благополучия» пространства жизнеобитания, жизнедеятельности, в котором индивид вне семьи и других официальных институтов образования и воспитания, структурирует собственное время.  Общежитие должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под воздействием самой среды общежития. Если здесь созданы комфортные условия проживания: организован быт, царит атмосфера доброжелательности, внимания и индивидуальный подход к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, здоровье, удовлетворении культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.

Для создания комфортных условий проживания большое значение имеет культура быта, четкая и твердая упорядоченность всех его элементов. Быт непосредственно влияет на здоровье,  результаты учебы, настроение и отношения  между проживающими. Именно поэтому организация быта является одной из основных обязанностей воспитателя, при активном участии самих студентов.  Подобное участие способствует формированию у юношей и девушек потребности проявить свои ценностные установки и ориентации в сфере хозяйственно-бытового труда, навыков самообслуживания, коллективного труда,  повышении его культуры, как в настоящее время, так и в будущей семейной жизни. Основу этого участия составляет самообслуживание проживающих в общежитии. Казалось бы, что молодые люди к 15 годам должны усвоить простейшие трудовые навыки. Но на практике приходиться сталкиваться с тем, что подростки не приучены  к элементарным вещам: не могут содержать в надлежащем виде личные вещи, соблюдать гигиену, поддерживать чистоту и порядок в своей комнате, в местах общего пользования, приготовить еду. Эти и другие результаты социальной ситуации развития студента: эгоизм,  избалованность некоторых подростков, отсутствие или неопределенность трудовых и жизненных ориентаций, неблагоприятная обстановка в доме родителей нередко становятся причиной конфликтных ситуаций в комнатах. Поэтому  для «новеньких»  в общежитие звучит фраза : «не умеешь - научим, покажем,  не знаешь - подскажем».

Задача воспитателя – создать четкую систему трудового воспитания в общежитии.  Для ее успешного функционирования необходимо:

-доброжелательное отношение к проживающим;

-воспитание у учащихся готовности воспринимать воздействие воспитателя и правильно реагировать на них;

-разнообразие видов, методов и форм организации труда, понимание воспитанниками, что в жизни любого человека есть не только труд приятный, но  и труд-долг, труд-обязанность.

С первых дней проживания организуется дежурство в комнатах. Четко определяется круг обязанностей дежурного. Устанавливается график смены постельного белья, проведения генеральных уборок, в осеннее и весеннее время уборка прилегающей территории общежития. Проводятся рейды по проверке сан. состояния в комнатах, сохранности имущества. В четкой организации этой работы большая заслуга  принадлежит жилищно-бытовому сектору Совета общежития.  

   На втором месте находится социально-педагогическая функция, направленная на выработку у молодёжи коммуникативных качеств, умения жить в коллективе сверстников, где неизмеримо, по сравнению с домашними условиями, возрастают такие требования к каждому человеку, как умение и желание проявлять внимание и доброжелательность к живущим рядом, способность вовремя прийти на помощь, проявить сочувствие.

   С этим тесно связана функция, способствующая развитию общения молодёжи, содействию росту ее общей культуры, созданию доверительных отношений между жильцами. Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды. Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи креативность, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. На помощь приходят студенческие лидеры - среди проживающих в общежитии их можно найти немало. Это люди, обладающие теми или иными умениями или талантами. Новые отношения в общежитии формируют самосознание молодого человека, побуждают осмыслить опыт окружающих людей применительно к себе. Поэтому так велика роль общения в становлении нравственных установок личности.

   Не менее важна функция, способствующая повышению образовательного и культурного уровня молодёжи. Имеющееся образование обычно не удовлетворяет современных молодых людей. В общежитии всегда можно создать необходимые условия для поддержания образовательных устремлений, для успешного выполнения домашних заданий, организовать помощь и взаимопомощь в учёбе.

   Повышение образовательного уровня молодёжи, формирование способности к творческому участию в общественной жизни, всё это ориентирует осуществление воспитательной работы в общежитии более широко используя самые разнообразные и перспективные её формы и методы, сделать общение молодёжи более интересным и доверительным.

   Общение реализуется в сфере свободного времени. Сегодня повышение уровня социальной, гражданской зрелости молодёжи непосредственно связано с разумной его организацией, наполненностью интересными делами. Это одна из самых главных социально-педагогических функций общежития. Она направлена на нравственное, эстетическое и физическое развитие молодого человека и предполагает целенаправленное формирование его личности с учётом реализации духовных и культурных запросов.

   Создание в общежитии даже самых минимальных условий для воспитывающего досуга, развитие в молодёжной среде общественных начал, связанных с той или иной творческой деятельностью в свободное время, - конкретный путь эффективного влияния на духовный рост молодого человека, на повышение его гражданской зрелости и самосознания. Поэтому воспитателю общежития необходимо чётко представлять педагогические возможности общежития, его социально-педагогические функции, вытекающие из самой сути общественного дома.

   Повышение уровня общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического процесса в студенческом общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому очень важно направить желание и усилия молодёжи на формирование активного стремления к "встрече" с культурой, к постоянному духовному росту.

   В современных условиях непрерывно возрастает объём духовной культуры, её формы становятся всё более разнообразными. В связи с этим большое значение приобретают духовно-творческие начала, инициатива, самодеятельность, активность личности. А развитие этих её качеств возможно лишь при высокой культуре досуга. Для высокой культуры досуга неприемлемы бездуховность, казённость, отсутствие творчества, бесконечное использование одних и тех же форм работы.

   Нельзя не учитывать и возросшие запросы молодых людей, их тягу к творческим видам деятельности. Живущие в общежитии ищут возможности самореализоваться в такой деятельности. Это может быть съёмка любительских фильмов, организация выставок своих картин, поделок, волонтерская, проектная деятельность,

   Почти в любом общежитии всегда найдутся реальная возможность и реальные условия для того, чтобы молодёжь использовала своё свободное время для роста и совершенствования в избранном деле, для общего всестороннего развития, просто для любимых занятий. Нужно суметь помочь организовать такое дорогое для каждого молодого человека его свободное время. Молодые люди всегда будут благодарны за такое участие в их судьбе, за помощь и подсказку, за добрый совет, за умное, но не назойливое развитие их культурных интересов и духовных потребностей.

   Однако надо помнить и о том, что насильно заставить молодёжь заниматься тем или иным делом в свободное время, значит оттолкнуть её от этого дела. Поэтому так важно уметь находить правильные подходы к каждому, учитывать его потребности и интересы, увидеть за пассивностью некоторой части молодёжи истинные устремления, предложить сферу применения сил, заставить поверить в себя, научить жить более интересно.

   Если молодёжь, проживающая в общежитии, праздно и без пользы тратит свободное время, воспитательная работа здесь не ведётся, педагогические возможности общежития не используются.

   В то же время, правильно используя свои педагогические возможности, современное студенческое общежитие способно влиять на воспитание молодых людей, помочь им хорошо учиться, участвовать в общественно полезной работе, заботиться о здоровье, культурно отдыхать.

   Воспитательная работа в общежитии должна быть направлена на формирование нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, иными словами, на формирование социальной компетентности. Эта работа должна проводится с учётом психолого-возрастных особенностей, и прежде всего с учётом того, что у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.

   Педагогические возможности студенческого общежития заключаются в:

  • создании хороших материально-бытовых условий для проживающих;
  • в реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию у молодёжи коммуникативных качеств и на развитие общения.

   Определяющим воспитательным фактором в общежитии является наличие благотворно влияющей среды, прежде всего, благоприятная психологическая атмосфера, то есть педагогически воспитывающая среда. Существуют определённые критерии, исходя из которых можно судить о сформированности педагогически воспитывающей среды:

   - степень стабильности и чёткости работы всех звеньев системы воспитательной работы в общежитии.

   - массовость участия студентов в различного рода мероприятиях, проводимых в общежитии.

  - качество участия, результативность участников конкурсов, фестивалей, соревнований, конференций.

  - присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм внеучебной работы.

  -  уровень притязаний студентов к качеству проведения культурно-досуговых, спортивно-оздоровительных мероприятий, конференций.

  - отсутствие правонарушений среди студентов, проживающих в общежитии.

   Одной из важнейших задач педагогически воспитывающей среды общежития является формирование у студентов чувства ответственности. Воспитание данного чувства особенно актуально сегодня, когда имеет место ухудшение экономического положения, удорожание процесса обучения молодёжи, возрастание стоимости материального оборудования, коммунальных услуг, используемых колледжем. Внимание к данному свойству особенно актуально в условиях проживания студента в общежитии, где он ежедневно эксплуатирует оборудование: сантехническое, кухонное, электрическое, мебель и т. д.

В среде студентов, проживающих в общежитии, налицо целый комплекс факторов, свидетельствующих, с одной стороны, о наличии в реальности чувства ответственности у многих молодых людей, с другой стороны, о предрасположенности их к восприятию данного свойства в потенциале.

   О наличии в реальности чувства ответственности у многих студентов свидетельствует:

   а) стремление и умение объективно оценить своё положение и создавшуюся ситуацию в общежитии;

   б) реальное видение тех проблем, которые имеют место в общежитии, и путей решения многих из них.

   Таким образом, задача воспитателя, совета общежития в реальной деятельности учитывать данную ситуацию, более активно прилагать усилия для улучшения работы по закреплению и воспитанию у студентов чувства ответственности за все происходящее в общежитии.

   Итак, главной целью воспитательной работы в общежитии является создание педагогически воспитывающей среды, которая способствует формированию активного отношения студента к избранной профессии, включая не только отношение к учебным дисциплинам, учебному времени, но и к свободному от занятий времени как к важному общественно-культурному акту, созидающему личность молодого человека.

   1.2. Формы и средства организации воспитывающей среды в общежитии.

   Организация воспитывающего познавательного досуга молодёжи в общежитии - досуга, который будет ей интересен, - возможна, если воспитатель знает проживающих здесь юношей и девушек, их запросы, знает и то, чего им не хватает. Ведь в своей жизни молодые люди руководствуются определёнными потребностями и интересами. В одних случаях эти потребности и интересы носят общественно осознанный, в других - индивидуально-эгоистический характер.

   Потребности молодёжи довольно многообразны. Они зависят от возраста человека, его общего развития. В общежитии проживает молодёжь в возрасте 15-20 лет, и на каждом возрастном этапе у неё проявляются доминирующие потребности.

   Так, потребность в глубоких и всесторонних знаниях чаще наблюдается у молодых людей 18 -20 лет, отсюда их стремление больше узнать нового, интересного. Этому их стремлению должны соответствовать и формы организации досуга.

   У молодёжи 15-18 лет преобладают потребности в активном отдыхе и развлечениях. Отсюда их стремление к таким формам досуга, как развлекательные вечера отдыха. В то же время ориентироваться только на данные потребности нельзя, так как это приведёт к односторонности в развитии той или иной группы молодёжи. Следует организовать досуг в общежитии таким образом, чтобы постепенно расширить сферу доминирующих потребностей проживающих.

   Характер потребностей зависит и от психологического склада личности, уровня её воспитанности. У менее воспитанных молодых людей потребности часто проявляются в виде влечений или малоосознанных побуждений. Эти люди чувствуют, что им чего-то недостаёт, не хватает, но не знают, чего именно, не пытаются разобраться в своих желаниях, а разобравшись, мало что делают, чтобы их удовлетворить.

  Необходимо учитывать, что у части молодёжи интерес к определённой форме досуга может проявиться стихийно, неосознанно, вследствие её эмоциональной привлекательности, и уже позже осознаётся его жизненное значение. Важно не пропустить момент появления "поверхностного" интереса, выяснить мнение проживающих о той или иной форме работы, чтобы закрепить этот интерес.

   Особое внимание при изучении и анализе интересов студентов следует обратить на духовные интересы, интересы к общественной и организаторской деятельности, познавательные интересы. Важно различать активные и пассивные интересы молодёжи. Только анализ того, чем конкретно занимается человек в свободное время, помогает раскрыть эффективность процесса воспитания.

   Опора на групповые и индивидуальные досуговые запросы молодёжи делает воспитательную работу в общежитии целенаправленной и активизирует участие в ней самих проживающих.

   Используются личные карточки проживающих, где, кроме социально-демографических данных, фиксируются ответы на вопросы, касающиеся досуговых предпочтений.

   Цель такого опроса - учесть интересы студентов, проживающих в общежитии, при планировании воспитательной работы. Может возникнуть вопрос: нет ли опасности в том, что, выявляя запросы, потребности молодых людей и соответственно удовлетворяя их, организаторы досуга идут как бы на поводу у отдельных групп молодёжи с ещё не вполне сформировавшимися вкусами? Сигнал о неудовлетворённых культурных запросах, полученный от самих молодых людей, как и равнодушие последних, должны служить своеобразным ориентиром в выборе форм внеучебной работы.

   Приобщение человека к культурным ценностям по принципу от простого к сложному - главный путь развития личности.

   Методика подготовки и проведения каждого мероприятия имеет свою специфику, обусловленную конкретной целью, содержанием и методами данной работы. Однако существуют и общие закономерности, учёт которых способствует успешной реализации поставленной задачи.

   Неизменное твёрдое требование к любому воспитательному мероприятию - его высокий познавательный уровень, глубокий нравственный смысл, красочное, эмоциональное художественное исполнение.

   Создание перед проведением мероприятия соответствующей психолого-педагогической атмосферы - предметной среды, - помогает его активному восприятию.

     В подростковом возрасте содержанием ведущей деятельности становится построение системы социальных отношений подростка с другими людьми. Функционирование подростка отличается сознательным выбором деятельности, в которой он готов участвовать и своей функции в ней. Духовный рост подростка, развитие его личностных качеств неразрывно связаны с коллективной деятельностью. Обретение личностных ценностей невозможно без соприкосновения с миром других людей, без взаимного обмена ценностями. Обретение своего духовного «Я» - процесс длительный, многофакторный, взаимодействие «коллектив - личность» предполагает и влияние коллектива на личность, и вклад личности в коллектив При организации деятельности подростков необходимо учитывать ряд условий:

-  создание благоприятной атмосферы;

- протяженность по времени от замысла до реализации должна быть небольшой, иначе теряется интерес, гаснет эмоциональный накал;

-  минимальная подготовка дела требует простых форм;

- успех любого дела определяется четким распределением полномочий каждого в подготовке и участии в полезной деятельности;

-  каждое дело должно способствовать духовному росту подростка, развитию взаимоотношений в коллективе;

-  полезная деятельность становится фактором развития личности, если она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность подростка.

Структура деятельности:

Последовательность действий

Формирование свойств личности

Замысел дела

Познавательная активность

Инициативная группа

Опыт оценки и самооценки, ответственность, самостоятельность

Разработка плана проведения (сценарий, положение, эскиз и др.)

Планирование, активизация интеллектуальной деятельности, эстетический вкус, эрудиция

Распределение полномочий

Организаторские, предпринимательские качества, способность к взаимодействию, решительность

Документальное и материальное обеспечение дела

Практичность, деловитость, эстетический вкус, бытовые и умения и навыки

Подготовительный процесс (оформление, выпуск газеты, репетиции…)

Коммуникативные, организаторские способности, трудолюбие, ответственность, старательность

Проведение

Инициативность, ответственность, способность к взаимодействию

Анализ

Готовность и способность к аналитической деятельности

     Основные положения, которыми следует руководствоваться при организации коллективной деятельности:

- организация деятельности с подростками основывается на доверии, взаимном уважении, доброжелательности;

-   позиция воспитателя - рядом и вместе;

-   воспитатель выступает не только организатором процесса, но и носителем духовных ценностей;

-   взаимодействие подростков и воспитателя имеет характер диалога;

- содержание деятельности должно стимулировать интеллектуальную деятельность, способствовать эмоциональной насыщенности.

Виды и формы деятельности:

Виды деятельности

Формы деятельности

Познавательная

Формирует навыки умственного труда, потребности к самообразованию, духовность.

Конкурсы, викторина, беседы, познавательные игры, практикумы, занятия, встречи с работниками КДН, инспекторами по ТБ и ПБ, психологом, соц.педагогом, врачами и др.

Коммуникативная

Воспитывает культуру общения, поведения, способность к взаимодействию

Конкурсы, игровые программы, массовые мероприятия, тренинги общения, акции

Художественная

Направлена на освоение духовных ценностей, повышение общей культуры

Конкурсные программы, выпуски фотогазет «Наша жизнь», видепрезентаций «Самый, самый…», «Мы такие разные», видеофильм «Красивые мамы».

Трудовая

Направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей

Организация быта, дежурство в комнатах, генеральные уборки, трудовые десанты «Чистый дом», конкурс «УЮТ», акция по озеленению  «Цветок на память», акция «Общежитие – территория добрых дел», акция «Чистые окна».

Общественная

Включает воспитание политической культуры, патриотизма, гражданских начал

Совет самоуправления общежития,  встречи с представителями администрации УПК, участие в общих собраниях.

Оздоровительная

Формирует потребность сохранить свое здоровье, вести здоровый образ жизни

Организация дежурства в комнатах, День здоровья, профилактические мероприятия по борьбе с курением, Встречи с врачом–наркологом, участие в конкурсе социальная реклама «за здоровый образ жизни», участие в инструктажах по ТБ и ПБ.

Ожидаемые результаты:

-  формирование у подростков потребности саморазвития, самовыражения;

- формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной недостаток усилиями деятельности в той области, которую он любит, в которой он может быстро добиться успехов;

-  формирование у подростков позитивной самооценки;

-  формирование у подростков навыков самоанализа;

-  развитие лидерских качеств;

-  развитие коммуникативных навыков;

-  развитие у подростков умения постановки целей;

-  формирование у подростков умения работать в группе.

   Основными формами досуга в студенческом общежитии стали индивидуальный или коллективный просмотр видеофильмов и телевизионных передач.

   Часть свободного времени студенты расходуют на общение в "узком кругу" с товарищами. Многие участвуют в праздновании красных дат календаря, дней рождений, некоторые играют в компьютерные игры.

  Менее популярными в последние годы стали диспуты, тематические вечера, беседы и встречи с администрацией, деятелями культуры и науки, чтение художественной литературы, прослушивание классической и народной музыки. П. Рогонов отмечает: "В целом заметна ориентация большинства на "усреднённую молодёжную культуру", бездумную развлекательность, пассивные формы отдыха".

   Ценность мероприятий, проводимых в общежитии, состоит в том, что они, как правило, носят неформальный характер, отвечают различным интересам студентов. Чёткой ориентации культурного отдыха и досуга студенческой молодёжи в общежитиях можно достигнуть лишь при целенаправленной работе на основе развития студенческого самоуправления и творческой активности молодёжи.

   Рассмотрим методику подготовки воспитательных мероприятий, проводимых в студенческих общежитиях.

  К наиболее сложным формам воспитательной работы в общежитии относятся диспуты. Они требуют тщательной подготовки, живой манеры проведения. Диспут - это спор между лицами, имеющими разные взгляды на определённую проблему. Он вырабатывает у молодёжи умение логично мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать позицию.

 Участниками диспута становятся молодые люди, которых объединяет общее стремление разобраться в моральных ценностях, жизненных идеалах. Ряд проблем, поднимающихся на диспутах, они уже многократно обсуждали в своём кругу (в комнатах, на этажах) и подготовлены к тому, чтобы откровенно высказать свою точку зрения. Воспитательная цель диспута - помочь молодёжи выработать социально и личностно значимые ценностные ориентации. При подготовке диспута важно создать в общежитии соответствующую психологическую атмосферу для доброжелательного и активного обмена взглядами и мнениями, для максимального привлечения молодёжи к обсуждению поставленных вопросов.

Диспут - наиболее активная форма творческого мышления. Человек высказывает своё мнение по конкретному вопросу, подтверждает это мнение аргументами, вырабатывает точность, логику мышления, показывает умение использовать в споре накопленные знания, формирует культуру ведения спора.

   Интересная форма воспитательной работы в общежитии - лекции.  Здесь необходимо думать не только о содержании, форме подачи, но и о выборе вопросов, которые будут интересны молодёжи, вызовут отклик, принесут пользу. Лекции в общежитии надо проводить с привлечением квалифицированных лекторов, планировать с учётом пожеланий студентов.

  

   Используя эту форму работы в общежитии, важно учесть, что молодёжь сейчас получает огромную информацию из различных источников. Поэтому лекция должна предложить те сведения, которые относятся к числу актуальных, освещая одновременно самые различные стороны жизни. Цель - рассказать о важнейших событиях, происходящих в стране и мире, о выдающихся достижениях науки, техники, искусства и литературы, здоровье.

   Чтобы определить тему лекции, необходима значительная подготовительная работа: надо изучить запросы и пожелания слушателей, найти интересующие всех в целом; подобрать иллюстративный материал, подготовить исполнителей: всё это делает группа студенческого актива.

   Самой популярной формой досуга являются вечера отдыха, сочетающие игры, музыку и художественное слово, конкурсы и викторины.

   Так, в общежитии может быть с успехом проведён смотр талантов первокурсников. Задачами конкурса являются:

  - использование внеучебного времени в целях адаптации первокурсников к условиям общежития;

  -     поиск новых форм в организации досуга студентов;

  -   выявление новых талантов и привлечение их к участию в проведении досуговых мероприятий со студентами.

 Вечер отдыха в общежитии - своеобразный семейный вечер. Он будет тем удачнее, чем больше проявлено инициативы, выдумки, фантазии. Вечер отдыха создаёт условия для эмоциональной разрядки человека, для восстановления его физических и интеллектуальных сил. Таким образом, вечер отдыха - комплексное массовое мероприятие, отличается разнообразием форм познавательного и развлекательного характера, широкими возможностями активного участия и проявления способностей его участников при полной непринуждённости в общении.

   Основные методические требования к организации и проведению вечера отдыха:

   Информация о вечере - заблаговременная, яркая.  Привлечение к подготовке вечера студсовета общежития; распределение обязанностей между членами студсовета; выделение ответственных за игры, викторины, конкурсы. Отбор музыки для танцевальной части вечера. Чередование танцев со зрелищными номерами. Определение ведущего (эту роль лучше предложить эрудированным студентам, проживающим в общежитии, остроумным, весёлым, способным "зажечь" аудиторию). Приобретение сувениров для награждения победителей конкурсов, викторин. Приглашение на вечер интересного человека (врача, спортсмена, косметолога, и т. д.).

   Целесообразной и педагогически обоснованной формой и средством объединения молодёжи являются клубы по интересам, способствующие самореализации личности в сфере свободного времени. Добровольно объединяясь в группы на основе общности интересов, сравнительно устоявшемся уровне притязаний и стремлений, участники таких любительских клубов получают возможность заниматься определённым видом интересующей их деятельности.

   Интересы молодёжи практически неисчерпаемы, поэтому важным требованием при создании объединения является учёт возрастных и индивидуальных особенностей молодого человека, его эстетических интересов и желаний.

   Воспитательные цели клубных объединений реализуются в учебно-познавательной работе, в процессе которой у членов клуба накапливаются знания о различных аспектах социальной жизни.

   При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям:

  • учёт возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек;
  • проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану;
  • привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.

   Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

Глава 2.  Студенческое сообщество, как форма самоуправления.

2.1. Организационная модель самоуправления в условиях студенческого общежития.

     Студенческое сообщество «Наш дом» создано по инициативе студентов, проживающих в  общежитии БУ «Урайский политехнический колледж».

Студенческое сообщество востребовано, прежде всего, самими студентами, поскольку удовлетворяет их особые познавательные и социальные потребности. Эти потребности, можно свести к шести основным блокам:

  • потребность в общении;
  • потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;
  • потребность в творчестве;
  • потребность в разностороннем развитии;
  • потребность в отдыхе;
  • потребность, связанная с успехом, удовольствием.

      Цель проекта - обеспечение условий для формирования личности, умеющей отстаивать свою позицию, представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других людей,  разрешать возникающие проблемы, успешно адаптироваться к постоянно  изменяющимся условиям жизни, грамотно выполнять свои социальные роли и функции, находить способы самореализации в различных сферах деятельности.

      Проект предусматривает развитие форм самоорганизации и самоуправления  студентов, социокультурное развитие и интеграцию в гражданское общество.

      Реализация проекта будет способствовать развитию социального творчества и социальной ответственности студентов, их личному росту и развитию социальных связей, а также получению навыков общения и управления.

Нормативно-правовое обеспечение

  • Устав  БУ«Урайский политехнический колледж»;
  • Программа развития колледжа на 2015-2019гг.;
  • Положение о студенческом общежитии;
  • Правила внутреннего распорядка в студенческом общежитии;
  • Положение о студенческом самоуправлении.

В работе  сообщества реализуются следующие принципы

  • принцип креативности – творческий характер всей деятельности – реализуется на основе желаний и возможностей каждого студента, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;
  • принцип научности – участие членов сообщества в научно-практических конференциях;
  • принцип индивидуального роста каждого студента - обеспечивается через его активное участие в подготовке и проведении заседаний, мероприятий;
  • принцип самостоятельности - в отличие от учебной деятельности, где помощь преподавателей играет ведущую роль, во внеаудиторной работе студенты проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества, как в выполнении, так и в организации мероприятий, в выборе форм работы.
  • принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата;
  • принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность сообщество как взаимосвязанный элемент целостной системы профессионального развития студентов.

Концептуальные положения

      В условиях становления современного российского общества остро стоит вопрос формирования гражданина новой формации, сознательного, творческого, профессионально мобильного. В подготовке такого человека особая роль принадлежит учреждениям среднего профессионального образования.

      В настоящее время требуется не только дать учащимся объем знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции. Важно, чтобы сегодняшние подростки - будущие лидеры 21 века, которые станут управлять государством на разных уровнях, владели формами эффективной организации и управления, умением общаться, были инициативными и самостоятельными.

     Необходимо  сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для вовлечения подростков в поток решений существующих проблем через развитие студенческого самоуправления, и участия  их в студенческих сообществах…

     Существенным направлением в функционировании студенческих общежитий на современном этапе развития является широкое применение различных форм студенческой демократии и самоуправления.

Студенческое самоуправление — форма целенаправленной общественной деятельности студентов, обеспечивающая решение вопросов жизнедеятельности молодёжи, развитие её социальной активности, формирование всесторонне развитой, творческой личности, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных и профессионально мобильных на рынке труда в изменчивых условиях социально-культурной и политико-экономической сферах жизни.

Основными положениями организации самоуправления в общежитии являются следующие:

  • смысл самоуправления заключается не только в том, чтобы студенты включились в существующую пирамиду «руководство- исполнение», а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений;
  • это не только специальная деятельность по управлению, но и режим протекания совместной и самостоятельной жизнедеятельности, обеспечивающий необходимую динамику событийных отношений;
  • самоуправление позволяет создать оптимальные условия для самореализации студентов (личностно - ориентированное содержание образования, развитие способов деятельности: целеполагание, рефлексия,  проектирование).

Механизм реализации модели студенческого самоуправления в  студенческом общежитии предполагает следующую последовательность:

1. Создание педагогических условий для возникновения коллективной деятельности в общежитии.

2.  Выявление лидеров и формирование инициативной группы.

3.  Обучение актива навыкам менеджмента и наставничества.

4. Разработку инициативной группой плана мероприятий по развитию модели студенческого самоуправления.

5. Подготовленный проект основных регламентирующих положений деятельности создаваемой структуры студенческого самоуправления и определяется выборный состав будущего органа самоуправления.

6.  Планирование работы студенческого самоуправления  во взаимодействии с социальными партнерами.

7. Совместную разработку сценариев и проведение различных мероприятий, конкурсов, акций и т.д.

9. Обеспечение гласности и доступности информации о деятельности студенческого самоуправления.

10. Анализ результативности и эффективности воспитательной работы.

Создание модели студенческого самоуправления предполагает наличие у студентов высокой степени зрелости и сформированности социальных ценностей. Поэтому только в специально созданных условиях в рамках воспитательной работы может возникнуть и сформироваться действенное студенческое самоуправление.

     Созданное на базе общежития студенческое сообщество, направленное на формирование коллектива, представляющего собой социальную среду, близкую подростку, которая через индивидуальную работу с каждым формирует его «жизненный опыт» как один из источников развития личности. Это поможет развить у студентов лидерские, организаторские, коммуникативные способности, стимулировать познавательный интерес, развивать положительные моральные качества. Кроме того, считается, что студенческое сообщество дает возможность реализовывать основные направления воспитательного процесса такие как: здоровье, интеллект, нравственность, досуг.

Проект «Наш дом» предполагает развитие системы студенческого самоуправления в условиях студенческого общежития через активизацию организаторских и лидерских качеств, приобретение учащимися социальных навыков поведения, формирование у них умения самостоятельно принимать решение в различных жизненных ситуациях и отвечать за их выполнение.

     Изучение личных способностей и возможностей студентов дает возможность распределить между ними роли и обязанности для того, чтобы подросток мог определить свою программу самосовершенствования и самореализации. В подобном сообществе есть знатоки – умельцы, творцы, проявляющие устойчивый интерес к определенному виду деятельности, пробующие силы в самых различных видах общественно-полезной деятельности. Энергичные, инициативные они увлекают остальных позитивностью, результативностью, создают обстановку заботы, дружбы в коллективе. Есть активные участники. Они выполняют поручения, вносят предложения. Есть лидеры. Это авторитетные, быстро ориентируются в обстановке, принимают самостоятельные решения, предупреждают конфликты. В сообщество входят учащиеся-управленцы, которые координируют работу, распределяют общественную нагрузку, подводят итоги. А через конкретные дела, мероприятия достигаются намеченные цели.

     В таком коллективе молодой человек приобретает уверенность в себе, учится трудолюбию, сопереживанию. Формируются нравственные ценности: чувство ответственности, долга, уважения к самому себе, к товарищам, к своему здоровью, оказывается помощь в познании личности подростка, происходит регулирование его отношений в коллективе, оказывается помощь учащемуся в преодолении учебных трудностей, формируются сознательность, добровольность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность. Через коллектив студенты приобретают навыки поведения в общественных местах, в учебном заведении, в коллективе общежития, а это очень важно для будущей трудовой деятельности молодых людей и для их успешности в настоящем и будущем.

     Данный проект органично вписывается в воспитательную систему студенческого общежития и предполагает реализацию следующих целей и задач.

Цель проекта - создание комфортных условий для гармонизации личностного развития путем  оптимизации взаимоотношений студентов, повышение их социального интеллекта через организацию самоуправления в условиях студенческого общежития.

Задачи проекта

  • представление студентам реальной возможности участвовать в управлении студенческим коллективом (организовывать, исполнять и анализировать процесс проживания в общежитии);
  •      разработка основных направлений и содержания деятельности с проживающими в общежитии;
  •    формирование у студентов умения самостоятельно находить общезначимое дело, проявлять себя в различных направлениях, вносить свой вклад в деятельность коллектива;
  •    приобщение студентов к социально приемлемым формам досуга;
  •    анализ и оценка результатов проведенной работы;
  •     распространение информации о реализации проекта в студенческой среде.

Социальная эффективность  проекта

  • активизация студентов к социально-значимой деятельности, 
  • повышение качества системы студенческого управления, овладение студентами новыми социальными ролями: руководитель, организатор, исполнитель…;
  • вовлечение в проектную деятельность студентов;
  • обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни;
  • повышение уровня личностного и социального развития студентов- участников проекта  через реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности;
  • приобретение позитивного опыта общения друг с другом, социальными партнерами через повышение уровня досуговой деятельности в общежитии.

Показатели эффективности проекта

Результаты ежегодного мониторинга

Механизмы (этапы реализации проекта)

  1. Подготовительный этап:
  • формирование рабочей группы органа управления, выбор руководителя проекта, актив группы, распределение обязанностей;
  • мониторинг студенческой среды, привлечение внимания студентов к реализации проекта;
  • согласование планируемых мероприятий и акций.
  1. Основной этап:
  • планирование и реализация мероприятий

  1. Заключительный этап:
  •        анализ осуществленной деятельности, публикация отчетных текстовых и фотоматериалов на сайте колледжа.

Тематическое планирование «Наш дом» в 2015-2016 учебном году

№/№

Направления деятельности

сроки выполнения

Общежитие наш дом – вместе, разные  живем:

Мониторинг студенческой среды, проведение опросов, анкетирование

в теч. года

Тренинги «Учимся жить вместе»

в теч. года

Конкурс «Самый, самый…»

октябрь

Проведение мероприятий, совместно с кураторами учебных групп «Час куратора»

в теч. года

Общежитие наш дом в нем порядок наведем:

Мониторинг соблюдения правил внутреннего распорядка проживающими студентами

в теч. года

Организация дежурства в комнатах, на общей кухне

по графику

Проведение генеральных уборок

по графику

Проведение рейда «Порядок в доме»

ежедневно

Проведение рейда «Чужое, как свое» бережное отношение к имуществу

ежемесячно

Акция «Весенний росток» посадка комнатных цветов

апрель

Конкурс «Уют» на лучшую комнату

декабрь

Акция «Чистые окна»

май

Акция «Общежитие-территория добрых дел»

июнь

Общежитие наш дом мы в нем здорово живем:

Мониторинг  по ЗОЖ студентов

в теч. года

Вовлечение студентов в спортивные секции

в теч. года

Круглый стол «Формула здоровья» Определение среди студентов волнующих тем, организация  и проведение лекций с приглашением специалистов-лекторов

в теч. года

Встреча-беседа с врачом-наркологом, профилактика употребления ПАВ

ноябрь

Посещение городского центра здоровья, встреча со специалистами, беседы, консультации, совместные мероприятия по пропаганде ЗОЖ

в теч. года

Участие в акциях, спортивных соревнованиях колледжа, города

в теч. года

Встреча с сотрудниками КДН, профилактика асоциальных проявлений в студенческой среде.

в теч. года

Выпуск тематических газет, памяток, рекомендаций по ЗОЖ

в теч. года

Общежитие наш дом интересно в нем живем:

Мониторинг занятости студентов в свободное время

в теч. года

Конкурсная программа для первокурсников «Посвящение в жильцы»

сентябрь

Вовлечение студентов в творческие объединения

октябрь

Встреча с членами волонтерского корпуса города

октябрь

Участие в  акциях, культурно-массовых мероприятиях колледжа и города

в теч. года

Творческий марафон «Изюминка»

ноябрь

Вовлечение студентов для участия в олимпиадах, конкурсах, создание студенческого партфолио

в теч. года

Проведение выставки «Руками студента»

декабрь

Встреча с членами молодежной палаты города

январь

Участие в студенческой научно-практической конференции колледжа

апрель

Создание видеороликов, презентаций «Наша жизнь», размещение на сайте

в теч. года

Ведение фотоальбома о студенческой жизни в общежитии

в теч. года

Организационно-методическое обеспечение:

  • Оформление тематических стендов, наглядной агитации по проводимой работе;
  • Разработка анкет, для проведения опросов проживающих на актуальные темы;
  • Разработка и изготовление  информационных памяток для проживающих, родителей.
  • Ведение фотоальбома с комментариями о проводимой работе;
  • Публикации на сайте колледжа.

Руководство реализацией проекта

     Высшим органом сообщества является общее собрание всех членов проектной группы. Форум считается действительным, если на нем присутствуют 2/3 общего количества членов. Решение является правомерным, если за него проголосовало более половины присутствующих.  Общее собрание сообщества проводится не реже одного раза в 3  месяца.

          Главным органом управления является заседание актива группы, избираемого сроком на 3 года. Актив группы – председатель, секретарь и члены актива – состоит из 7 человек, избранных открытым голосованием на общем собрании студенческого сообщества.

          Из состава актива открытым голосованием его членов избирается председатель, являющийся и руководителем студенческого сообщества, секретарь, ответственный за ведение документации проекта. На заседаниях актива группы утверждается план работы, рассматриваются и принимаются решения по проведению мероприятий, акций, сроки ответственные и т.д. Заседания актива сообщества проводятся не реже одного раза в месяц.

Ожидаемые результаты

  • увеличение количества студентов, участвующих в самоуправлении, проекте;
  • увеличение количества студентов вовлеченных в объединения по интересам;
  • увеличение количества студентов, ведущих здоровый образ жизни, систематически занимающихся спортом;
  • увеличение количества студентов, принимающих участие в организации и проведении мероприятий;
  • снижение уровня нарушений правил проживания в студенческом общежитии.

Оценка результатов и составление отчета о проделанной работе

Оценивание степени реализации проекта будет осуществляться по следующим критериям:

  • реализация запланированных мероприятий и акций;
  • информирование участников проекта о ходе и проблемах осуществления проекта;
  • положительная оценка деятельности по проекту со стороны социальных партнеров;
  • предоставление отчетной документации.

         Общежитие сближает людей – это давно известный факт. Здесь учатся определенным правилам жизни, учатся дружбе и доброте, учатся ценить друг друга и выручать в трудных ситуациях. И в общежитиях, где  ВСЕ  едины, как одно целое, как одна семья, должны зарождаться яркие идеи, кипеть работа, налаживаться быт, проходить веселые праздники. Сделать жизнь в общежитии по-настоящему интересной и уютной посильно самим студентам, главное объединиться, придумать, поддержать, направить, … 

         Студенческая активность как вечный двигатель – однажды запустив, уже не остановишь. Главное не сидеть, сложа руки, а действовать.

Ведь студенческое  общежитие – это НАШ ДОМ!

7 причин стать членом студенческого сообщества:

  • Заниматься управлением, значит развивать и проявлять лидерские, организаторские способности
  • Заполнить свободное время полезной деятельностью
  • Стать авторитетным не только в студенческой среде, но и в колледже, городе, округе
  • Получить новые знания
  • Оставаться вечно молодым
  • Познакомиться с новыми людьми
  • Это просто интересно!

Заключение

  

   Воспитание студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс, тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим Советом. Общая задача - искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни.

     Общежитие - студенческий дом, и студенты должны быть хозяевами этого дома. Общежитие должно быть подлинной школой жизни, гражданского воспитания будущего специалиста.

     Воспитательную работу в общежитии следует направить на создание педагогически воспитывающей среды, включающей наилучшие условия для самостоятельных занятий, пропаганду опыта лучших студентов, проживающих в общежитии, вовлечение их в общественную, управленческую,  научно-исследовательскую работу (олимпиады, конкурсы, конференции, проекты).

     Организация воспитательной работы в общежитии - прямое дело не только воспитателя, но и самих студентов.  Создана и апробируется модель студенческого самоуправления в условиях студенческого общежития, обеспечивающая достижение социальной успешности каждым проживающим студентом.

     Иерархия потребностей студентов, проживающих в общежитии, выглядит следующим образом:

   - улучшение жилищно-бытовых условий,

   - развитие досуговой деятельности,

   - оказание помощи во вторичной занятости,

   - организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.

       Отметим, что воспитательная работа в общежитии - не панацея; говорить о полноценном содействии становлению социально компетентной личности можно лишь при реализации всех направлений воспитательной работы.

Список  литературы

  1. Адаптивное управление педагогическими системами: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учебн.заведений./П.И. Третьяков, С.Н. Митин,
    Н.Н. Бояринцева; Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368с.
  2. Безруков В.И. Проектирование управления педагогическими системами: методология, теория, практика: дис.д.п.н.13.00.01, Москва. 2005. 315с.
  3. Бердяев Н.А. Творчество и объективация/Сост. А.Г.Шиманский,                 Ю.О. Шиманская. – Мн.: Экономпресс, 2000.304 с.
  4. Борисенко Е.Ю. Педагогические условия становления экзистенциальной направленности личности учащихся: дис.к.п.н.13.00.01. Иркутск, 2006. 182с.
  5. Видт И.Е. Образование как феномен культуры: Монография. Тюмень: Печатник, 2006. 200с.
  6. Внутришкольное управление:  вопросы теории и практики  /Под ред. Т.И.Шамовой. М.: Педагогика, 1992. 192 с.
  7. Горбушин А.Г. Педагогическое проектирование образовательной программы современной гимназии: дис.к.п.н.:13.00.01, Ижевск, 2006. 190с.
  8. Гурова В.Я. Управление развитием образовательной среды школы в социокультурном территориальном пространстве: дис.к.п.н. Москва, 2003, 241с.
  9.   Джуринский А.Н. Развитие образования  в  современном  мире: Учебное пособие.  М.: Владос 1999. 148 с.
  10.   Забелин П. В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления, М.: "ВИНИТИ", 1997, 195с.
  11.  Зборовский Г.Е. Образование от ХХ к ХХI веку. – екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф-пед.унив-та. 2000. – 301с.
  12. Ковалев А.И. Маркетинговые стратегии в высшем образовании. – Омск: Ом. обл. тип., 2006. – 168с.
  13. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент  М.: Новая школа, 1993.  140 с.
  14. Крайнова Н.В. Политическая социализация молодежи в условиях модернизации политической системы в России и реформирование ее институтов (конец ХХ – начало ХХI века): дис. к. полит. наук, Ярославль, 2006.209с.
  15. Лосева Л. В. Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы: Дис. на соиск. ученой степ. к.п.н. – М, 2000. – 179 с.
  16. Лурье Л.И. Моделирование региональных образовательных систем. – Москва: Гардарики, 2006. – 287с.
  17. Маркетинг Менеджмент 11-изд./ Ф. Котлер.-С.Пб.: Питер, 2003. – 800 с.: ил.-(серия «Теория и практика Менеджмента»).
  18.  Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1998, 704 с.
  19. Нечаева С.Л. Педагогические факторы и условия повышения эффективности управления образовательным процессом в школе (на примере московских школ): дис.к.п.н., Москва, 2004. 223с.
  20. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 222с.
  21. Петренко А.А. Управление развитием образовательного учреждения инновационного типа: практическое пособие/Под ред. В.В.Маскина, Т.К.Меркулова. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с. (Управление образованием)
  22. Погорелова В.И. Общество в ответе за ребенка. // Социальная педагогика и социальная работа в Сибири, 2001 № 1. С. 84 – 87.
  23. Погорелова В.И. Построение прогностической модели Открытой Новой школы. //Образование и социализация личности в современном обществе: Материалы V Всероссийской научной конференции 22-23 марта 2007. – Красноярск, 2007. С. 61-65 с.
  24. Проскурякова Л.Б. Оптимизация управления школьным образованием (Региональный аспект): Дис.д.п.н., Челябинск, 2002, 354с.
  25. Ранних В.Н. Социально-педагогические факторы развития муниципальной системы образования в современных условиях: Дис. на соиск. ученой степ. к.п.н. – М.: 1999. – 165 с.
  26. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 255 с.
  27. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. 264 с.
  28. Сладкова Н.М. Система управления образовательным проектом в регионе: Дис. на соиск. ученой степ. к.п.н. – М., 1999. – 170 с.
  29. Слободяник С. Превращение управления в ...соуправление. //Директор школы 2000. № 2 С. 13-18.
  30. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений /Под ред. М.М. Поташника, И.С. Лазарева. М.: Новая школа,1995.464 с.
  31. Фишман Л.И. Как не надо управлять школой. М.: Сентябрь, 2000. 160 с.
  32. Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптированная модель (Теоретические основы и практическая реализация).  М.: Новая школа, 1997. 352 с.
  33. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: ЦСФЛ РАО, 1997. – 248 с.
  34. Ясвин В.А. Экпертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 126 с.

  

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии.

Данная меиодическая разработка вводит в актуальные темы воспитательной деятельности, в частности, в процесс профессионального обучения в колледже и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без поп...

Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития

Содержание и ориентиры воспитательной работы сталкиваются с происходящими в обществе изменениями, которые породили противоречие между новыми требованиями к развивающейся личности, с одной стороны, уро...

план воспитательной работы студенческого общежития на 2019-2020 уч год

План воспитательной работы общежития ГБПОУ ЛАТТ на 2019-2020 учебный годЛысковский агротехнический техникум...

план воспитательной работы студенческого общежития на 2019-2020 уч год

План воспитательной работы общежития ГБПОУ ЛАТТ на 2019-2020 учебный годЛысковский агротехнический техникум...

КАБИНЕТ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кабинет английского языка - это не только место проведения аудиторных и внеклассных мероприятий, но и инструментом формирования всех языковых навыков и местом погружения в атмосферу другой культуры....

П Р О Г Р А М М А Социально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития

П Р О Г Р А М М АСоциально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития...

Методические разработки для воспитательной работы в студенческом общежитии.

Поэтапное рассматривание, описание плана воспитательной работы, правил внутреннего распорядка в общежитии, работы совета общежития....