П Р О Г Р А М М А Социально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития
рабочая программа

Капустина Галина Павловна

П Р О Г Р А М М А

Социально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon p_r_o_g_r_a_m_m_a.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

П Р О Г Р А М М А

Социально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития

                                                   

         

                                   

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

      В условиях современного российского общества остро стоит вопрос формирования гражданина - сознательного, творческого, профессионально мобильного. В подготовке такого человека особая роль принадлежит учреждениям профессионального образования. Для выполнения государственного заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени образовательные учреждения должны обеспечить необходимые условия для наиболее полного проявления разносторонних возможностей обучающихся, развития их творческих способностей и склонностей. В этом контексте очевидный интерес представляет организация воспитательной деятельности студентов средних специальных учебных заведений в частности,  в условиях студенческого общежития.

    Общежитие - не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Студенческое общежитие – это своего рода целый мир, в котором нужно уметь жить, мир, где на первом месте, как ни странно, не только законы и порядки, а… коммуникабельность и уважение. Именно умение находить общий язык, умение договариваться, а иногда и уступать помогают студентам с интересом и удовольствием провести, как говорят, самые веселые и насыщенные годы настоящей студенческой жизни.

          Уметь жить в коллективе необходимо каждому. Именно в коллективе человек получает опыт жизни в обществе, информацию о самом себе, возможности для обогащения ума и души, для реализации своих человеческих качеств. В общении с окружающими подростку не только открывается мир, но происходит открытие самого себя, формируются свои взгляды и свои интересы. Осуществляется поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни, что делает реальным и осмысленным поиск своего образа жизни в будущем.                      Контингент подростков, проживающих в общежитии специфичен, так как социальный облик учащегося учреждений начального профессионального образования оставляет желать лучшего. Учащиеся характеризуются низким уровнем развития социальных компетенций, не обеспечивающим личностную и профессиональную адаптацию в реальных социально-экономических условиях.    Отсутствие желания и умений включатся в современную деятельность, низкие адаптационные возможности, особенно в сфере поведенческого самоконтроля не позволяют адекватно реагировать на различные ситуации общения, проявлять гражданскую позицию, обладать навыками правого поведения. От того, какие убеждения и ценностные ориентации будут сформированы у этой группы молодых людей, во многом зависит перспектива развития общества и государства. Контингент общежития в значительной степени формируется  подростками из  сельской местности.  Резкая смена условий жизни, социальной среды нередко оказывается пагубной для несформировавшейся личности. Нельзя не считаться с тем, что отрыв учащихся от семьи часто вызывает сложные состояния, характеризующиеся замкнутостью, нервозностью, капризностью, угрюмостью. Поэтому задача воспитателя создать в общежитии  комфортную психологическую атмосферу, что позволит учащимся адаптироваться в непривычной обстановке.

     Общежитие должно рассматриваться как педагогическая структура, поскольку в нём живут молодые люди, характер, привычки, жизненные установки, стиль поведения которых ещё окончательно не сложились. Процесс формирования личности продолжается под  воздействием общения молодёжи, взаимовлияния, самой среды общежития.     Характер и инициативность общения в общежитии зависят от социально-культурной среды.  Если интенсивность общения невысока, развивается на основе потребительских интересов, нужно будить в молодёжи творческие возможности, создавать условия, чтобы юноши и девушки могли реализовать себя в каком-нибудь деле. Повышение уровня общения молодёжи и культуры её досуга - это две стороны единого педагогического процесса в общежитии. Культура досуга характеризуется отношением личности к использованию своего свободного времени. Поэтому работа ориентирована на  направление желаний и усилий молодёжи к формированию активного стремления к «встрече» с культурой, к постоянному духовному росту, здоровому образу жизни.  Если здесь царит атмосфера доброжелательности, внимания к каждому проживающему, если существует забота о повышении образовательного уровня молодёжи, удовлетворении её культурных запросов и интересов, духовном росте, то такое воздействие является педагогическим.

     Таким образом, в условиях студенческого общежития необходимо организовать воспитательную работу по созданию благоприятных условий, способствующих развитию социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков.

 На создание таких условий рассчитана программа социально-педагогического сопровождения подростков, проживающих в студенческом общежитии.

III. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

В условиях становления в России гражданского общества и правового государства главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

Образовательное учреждение, в соответствии с требованиями ФГОС (7.1; 8.4), обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, формирования общих и профессиональных компетенций, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе интерактивных форм проведения занятий (деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития.

Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.

Целью педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Технология социально-педагогического сопровождения предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выстраивание индивидуальной траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных потребностей и творческих способностей подростков.

В позиции сопровождения воспитатель не выступает «костылем», на который привыкает опираться подросток, или «жилеткой» для слез и жалоб родителей в случае неудовлетворительной социализации ребенка. Воспитатель побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.

        Для формирования оптимальной социокультурной среды, способстующей всестороннему развитию и социализации личности подростка, поддержки и оказания помощи в решении возникающих подростковых проблем была разработана  программа развития социального интеллекта и адаптивных возможностей подростков, проживающих в студенческом общежитии  «Ты не один, мы вместе».

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется в три этапа:

          1 этап программы направлен на изучение особенностей личности  студента, проживающего в общежитии первый год, становление межличностных отношений,  разработку плана мероприятий, направленных на  социальную адаптацию.

В общежитие Урайского политехнического колледжа заселяются выпускники иногородних  образовательных учреждений. Диагностические  мероприятия позволяют составить четкий «портрет» контингента, спроектировать  последующее направление  групповой  и индивидуальной работы, выявить  проблемные стороны. Первые шаги в этом процессе направлены на снятие эмоциональных барьеров и установлении благоприятного микроклимата между работниками общежития и проживающими студентами.

          2 этап программы направлен на развитие коммуникативных, творческих способностей, формирование у обучающихся  потребности в здоровом образе жизни, развитие навыков самоорганизации, самообслуживания самоконтроля.

Работа осуществляется параллельно с адаптационным этапом и направлена на организацию мероприятий способствующих сплочению студенческого коллектива, а также мероприятий для развития у студентов навыков самообслуживания, саморазвития, самовыражения.

          3 этап - программы направлен на закрепление социальной грамотности обучающихся, включает в себя профилактические мероприятия, направленные на формирование жизненных навыков (формирование навыков личного поведения и межличностного общения), развитие навыков самостоятельного принятия решений, стремлению быть здоровым и  успешным. 

На данных этапах применяются следующие методы социально-педагогической  деятельности:

  • всесторонний сбор полной информации о подростке и его семье;
  • изучение особенностей социальных контактов подростка;
  • выявление неблагополучия семьи и подростка и организация комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
  • методы профилактических действий в виде тренингов, просветительных, разъяснительных бесед по профилактике правонарушений (ознакомление учащихся с правилами поведения, с правами и обязанностями; пропаганда здорового образа жизни, профилактика безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних,  приобщение к общественной жизни общежития);
  • просветительские беседы с родителями и обучающимися с привлечением специалистов (соц.педагога, психолога, медика, ОДН, ПДН и т.д.);
  • индивидуальное консультирование родителей и подростков;
  • изучение индивидуальных способностей и интересов, создание ситуаций для  творческого самовыражения;
  • мониторинг занятости подростков во внеурочное время.

Формы социально-педагогической деятельности:

  • индивидуальные (беседа, диагностика, наблюдение, сбор информации, организация внеурочной деятельности);
  • групповые (тренинги, акции, конкурсы, организация досуга, деятельность совета общежития.
  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Первый этап программы – адаптационный.

Основные задачи этапа:

1. Изучение контингента первого года проживания в общежитии: выявление  студентов «группы риска», студентов- лидеров,  выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих;

2. Ознакомление с нормами проживания и правилами поведения в общежитии (Положение о студенческом общежитии, Правила внутреннего распорядка);

3. Привитие навыков учебной и трудовой дисциплины за счет самоконтроля, контроля со стороны совета общежития, коллектива сотрудников общежития;

4.Отработка навыков самообслуживания, культуры поведения и общения;

5. Создание условий для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе обучающихся и студентов, проживающих в общежитии;

6. Организация студенческого самоуправления – Совет общежития.

Данный этап реализуется в период с  сентября по  декабрь и рассчитан на студентов, проживающих в студенческом общежитии первый год.

№ п/п

Наименование мероприятия

Цель

Сроки проведения

Ответственные

Изучение личных дел иногородних студентов, которые будут проживать в общежитии

выявление: лиц из числа детей –сирот, уровень школьной успеваемости, успешность вступительных испытаний, характеристика с предыдущего учебного заведения, (партфолио)  

Август

воспитатель

Изучение медицинских показателей о состоянии здоровья обучающихся

выявление подростков, имеющих проблемы со здоровьем

Август-сентябрь

фельдшер,

воспитатель

Ознакомление с информацией по выявлению подростков, проживающих в общежитии и имеющих отклонения в поведении - «группы риска»

выявление обучающихся, имеющих отклонения в поведении, составление списков обучающихся нуждающихся в особом педагогическом и психологическом сопровождении

Август-сентябрь

соц. педагог,

педагог-психолог, фельдшер

кураторы, мастера групп

Индивидуальная беседа с подростком, в процессе заселения в общежитие

- знакомство с подростком,

установление доброжелательных отношений

- сбор информации анкетных данных подростков

сентябрь

воспитатель

Изучение личных анкет  подростков, поступивших в общежитие

составление социального паспорта общежития

сентябрь

воспитатель

Встречи с классными руководителями групп, в которых обучаются подростки, проживающие в студенческом общежитии

выработка единой линии педагогического сопровождения подростков

сентябрь-декабрь

кл. руководители

воспитатель

Изучение особенностей социальных контактов подростков

составление индивидуальной карты

межличностного общения подростка

октябрь

соц. педагог

воспитатель

Проведение лекции по вопросам:

- соблюдения личной гигиены,

- правильного питания,

- ЗОЖ

снижение заболеваемости, повышение мотивации на ЗОЖ

сентябрь

воспитатель

фельдшер

Проведение инструктажа по ТБ и ПБ

Соблюдение правил  ТБ и ПБ
исключение ЧС ситуаций

сентябрь

комендант

воспитатель

Выборы в студенческий орган самоуправления- Совет общежития

развитие студенческого самоуправления

сентябрь

воспитатель

Отслеживание посещаемости учебных занятий и практики

выяснение причин пропусков занятий без уважительной причины

в течение учебного года

кл. руководители

воспитатель

Совет общежития

Организация и контроль за выполнением домашнего задания студентами, проведение рейдов «Живем по часам»

повышение учебной мотивации и познавательной активности подростков,

учебной успеваемости

в течение учебного года

воспитатель

Совет общежития

Оказание помощи в организация быта проживающих студентов

создание условий для комфортного проживания

сентябрь-октябрь

воспитатель

работники общежития

Совет общежития

Оказание помощи студентам в часы самообслуживания

выявление уровня  и развития и

сформированности  навыков самообслуживания

в течение учебного года

воспитатель

работники общежития

Проведение общего собрания с проживающими

студентами

ознакомление с локальными актами общежития Положением о студенческом общежитии, Правилами внутреннего распорядка

сентябрь

соц. педагог

педагог-психолог

воспитатель

Проведение бесед с родителями подростков, проживающих в общежитии

ознакомление родителей с локальными актами общежития Положением о студенческом общежитии, Правилами внутреннего распорядка

сентябрь

октябрь

ноябрь

воспитатель

Изучение результатов психологической комплексной диагностики по изучению личности проживающих в общежитии

Составление психологического портрета подростка, определение форм и методов в индивидуальном общении с ним

октябрь

ноябрь

педагог-психолог

воспитатель

Индивидуальные беседы и консультирование подростков

Оптимизация взаимоотношений воспитатель-подросток, оказание социально-педагогической помощи в период адаптации

в течение учебного года

воспитатель

Консультирование родителей

Информирование по процессу адаптации.

Повышение педагогической компитентности родителей в воспитании подростков

в течение учебного года

воспитатель

Ожидаемый результат:

- успешная адаптация обучающихся к проживанию в новых условиях, сокращение случаев девиантного поведения;

- усвоение учащимися норм и правил проживания в общежитии;

- усвоение учащимися первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;

- организованная  деятельность студенческого Совета общежития;

- сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения.

Второй этап программы  (сентябрь - июнь) - развитие студенческого коллектива и микро-коллективов.

Основные задачи этапа:

1. Развитие деятельности органов самоуправления в общежитии (совета общежития) за счет развития секторов  совета, и вовлечение большего числа проживающих в его работу;

2. Укрепление учебной  дисциплины; работа с группой риска; исключение случаев девиантного поведения за счет повышения у студентов уровня самоконтроля, ответственности за свое поведение;

3. Вовлечение проживающих в общежитии студентов  в кружки и деятельность  по интересам;

4. Создание в общежитии условий для учебы и отдыха;

5. Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживания,  раскрытие творческого потенциала проживающих;

6. Дальнейшее развитие и закрепление навыков культуры поведения и быта;

     Данный этап реализуется в период с сентября по июнь и рассчитан на всех обучающихся проживающих в общежитии.

№ п/п

Наименование мероприятия

Цель

Сроки проведения

Ответственные

Проведение «Недели первокурсника» (игровые программы, групповые беседы)

Знакомство с первокурсниками, снятие эмоциональных барьеров, сплочение коллектива

сентябрь

воспитатель

Совет общежития

Вовлечение обучающихся в кружки и секции, клубы по интересам

Организация активного досуга, создание условий для самовыражения,  профилактика правонарушений

сентябрь-июнь

воспитатель

кл. руководители

Создание видеороликов, освещающих жизнь студентов в общежитии

Оптимизация взаимоотношений студентов, демонстрация индивидуальности студентов

октябрь

воспитатель

Совет общежития

Осуществление мероприятий по коллективному соблюдению и поддержанию санитарных норм в общежитии

Создание условий для комфортного проживания

по плану воспитательной работы

воспитатель

Совет общежития

фельдшер

Организация и проведение тренинговых занятий по развитию коммуникативных навыков «Учимся жить  вместе»

Развитие коммуникативных навыков, повышение поведенческой культуры,

выработка навыков толерантного общения,

профилактика правонарушений,

в теч.года

педагог-психолог

воспитатель

Организация  и проведение досуговых мероприятий

Организация свободного времени, сплочение коллектива

по плану воспитательной работы

воспитатель

Совет общежития

Проведение мероприятий по созданию уюта в студенческом общежитии

Развитие трудовых навыков, повышение эстетической культуры студентов

по плану воспитательной работы

Воспитатель

Совет общежития

Привлечение студентов к участию в олимпиадах, конкурсах и мероприятиях разного уровня

Повышение познавательной мотивации, создание условий для  самовыражения, стремления   быть успешным

в теч.года

воспитатель

Коллективное посещение городской библиотеки, музея, досуговых учреждений

Участие в познавательных мероприятиях

в теч.года

воспитатель

Совет общежития

Выпуски тематических стенгазет и создание видеопризентаций о жизни в студенческом общежитии

Развитие творческих способностей и умения работать в группе

в теч.года

воспитатель

Совет общежития

Оформление  и регулярное обновление информационного стенда «Наша жизнь»

Освещение жизнедеятельности и  студенческих традиций

в теч.года

воспитатель

Совет общежития

Коллективный просмотр фильмов и их обсуждение

Организация свободного времени

в теч.года

воспитатель

Совет общежития

Индивидуальные и  групповые  беседы,  консультирование обучающихся

Оказание психологической, социальной помощи и поддержки , повышение учебной мотивации

в теч.года

воспитатель

педагог-психолог

соц.педагог

Встречи с классными руководителями групп, в которых обучаются подростки, проживающие в студенческом общежитии

Выработка единой линии педагогического сопровождения подростков

сентябрь-декабрь

кл. руководители воспитатель

Оказание помощи по ликвидации  учебной задолженности в период подготовки к предварительной аттестации студентов

Повышение учебной успеваемости

ноябрь

апрель

кл. руководители воспитатель

Совет общежития

Контроль проживающих в общежитии в соблюдении правил внутреннего распорядка

Контроль утреннего подъема, отбоя, соблюдения режима дня, соблюдения графика дежурств по комнате и т.д.

ежедневно

воспитатель

Организация

встреч с врачом- наркологом, генекологом, сотрудниками ОДН и ПДН

Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ

сентябрь-июнь

воспитатель

Размещение информации, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. на информационных  стендах

Профилактика правонарушений, пропаганда ЗОЖ

сентябрь-июнь

воспиатель

соц. педагог

Рассмотрение обучающихся на заседании Совета общежития по нарушению правил внутреннего распорядка

Профилактика  девиантного поведения, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости  

сентябрь-июнь

Совет общежития

воспитатель

Ожидаемый результат:

- Развитие работы групп по интересам, вовлечение большего числа проживающих в творческие дела общежития, колледжа;

- Исключение случаев потери контингента за счет девиантного поведения, дезадаптации и нарушения межличностных отношений;

- Сокращение случаев нарушения правил внутреннего распорядка общежития;

- Сокращение количества проживающих, которые входят в «группу риска»;

- Достижение соответствия эстетическим требованиям в оформлении комнат  студентов и других помещений общежития;

- Активизация деятельности студенческого самоуправления.

Третий этап – профилактический.

Основные задачи:

  1. Профилактика девиантного поведения за счет постоянного контроля со стороны органов самоуправления и коллектива сотрудников общежития;
  2. Создание условий обучающимся и студентам для успешного завершения учебного года;
  3. Повышение правовой грамотности студентов;
  4. Организация выезда обучающихся и студентов из общежития.

Данный этап  охватывает  всех проживающих и проходит с мая по июнь.

№ п/п

Наименование мероприятия

Цель

Сроки проведения

Ответственные

1.

Встречи с кл. руководителями,

посещение учебных занятий

Контроль за посещаемостью и успеваемостью, (выявление причин пропусков и неуспеваемости)

май-июнь

воспитатель

2.

Проведение индивидуальных коррекционных занятий с элементами арт-терапии

Анализ собственного поведения,

умение разрешать конфликтные ситуации

май-июнь

Педагог-психолог

воспитатель

3.

Привлечение обучающихся в волонтерское движение города

Профилактика правонарушений, помощь в социализации

май-июнь

Воспитатель

Кл. руков.

4

Индивидуальные беседы и консультирование обучающихся

Оказание психологической помощи, повышение учебной мотивации, оказание социальной помощи и поддержки

май-июнь

Педагог-психолог,

Соц. Педагог

Воспитатель

5

Индивидуальные беседы и консультирование родителей

Оказание психологической помощи, социальной помощи и поддержки, а также помощи в воспитании детей

май-июнь

Воспитатель

6.

Изготовление памяток для обучающихся

профилактика конфликтов

май-июнь

Воспитатель

Педагог-психолог

Соц. Педагог

7.

Подготовка информации, памяток, рекомендаций для родителей

Информирование родителей о психологических особенностях обучающихся, методах успешного воспитания

май-июнь

Воспитатель

Педагог-психолог

Соц. Педагог

8.

Размещение информации, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. на информационных стендах

Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ

май-июнь

Воспитатель

Соц. Педагог

9.

Колективный просмотр видеороликов социальной рекламы, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д.

Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ

май-июнь

Педагог-психолог

Соц. Педагог

воспитатель

10.

Организация «круглых столов», встреч с членами Молодежной палаты города.

май-июнь

воспитатель

11.

Вовлечение обучающихся в культурно-массовые, спортивные мероприятия колледжа, города

Организация активного досуга, профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ

май-июнь

Соц. педагог

Педагог-психолог

Кл.руководители

12.

Вовлечение обучающихся в кружки и секции колледжа, а также города

Организация активного досуга и занятости обучающихся, профилактика правонарушений,

Сентябрь-июнь

воспитатель

Кл.руководители

13.

Рассмотрение обучающихся на заседании Совета общежития

Профилактика  нарушений правил проживания, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости  

Сентябрь-июнь

Председатель и члены Совета общежития

Ожидаемый результат:

 - Исключение случаев девиантного  поведения;

 - Снижение числа неуспевающих из числа обучающихся и студентов, проживающих в общежитии;

 - Успешность студентов в учебе, спорте, творчестве.

  1. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Реализуя данную программу, ожидается достижение следующих результатов:

  • Приобретение нового социального опыта;
  • Обогащение индивидуального опыта в организации собственной жизнедеятельности;
  • Приобретение позитивного опыта внутригруппового сотрудничества;
  • Актуализация мотивации познавательной, творческой активности;
  • Осознание необходимости включаться в общение с окружающими на основе взаимопонимания, миролюбия;
  • Формирование навыков здорового образа жизни, понимание необходимости отрицания  вредных привычек;
  • Реальное достижение успеха в конкретных видах деятельности;
  • Формирование у обучающихся правосознательного поведения;
  • Повышение способности подростков быть успешными людьми.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание студентов, проживающих в общежитиях - сложный и многогранный процесс, требующий от его организаторов тщательного отбора воспитательных средств, постоянного взаимодействия с администрацией, студенческим Советом. Их общая задача - искать и находить новые формы работы по организации досуга молодёжи, развивающие её духовно и интеллектуально, помогающие ей определить своё место в жизни. При использовании форм и средств воспитательной работы в общежитии необходимо следовать таким педагогическим условиям, как учёт возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и запросов, проживающих в целом, а также индивидуальных особенностей юношей и девушек; проведение досуговых мероприятий систематически, по заранее составленному плану; привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих, что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.

Воспитательную работу в общежитии следует направить на создание педагогически воспитывающей среды, включающей наилучшие условия для самостоятельных занятий, пропаганду опыта лучших студентов, проживающих в общежитии, вовлечение их в научно-исследовательскую работу (олимпиады, конкурсы, семинары, конференции).

Таким образом, важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы - педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях.

Реализация программы социально-педагогического сопровождения подростков, проживающих в студенческом общежитии основывается  на личностно-ориентационной модели общения. Важнейшее положение - опора на внутренний потенциал развития подростка, на право подростка самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Следовательно, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить обучающегося выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Также необходимо сформировать и закрепить у обучающихся  знания о соблюдении законодательства Российской Федерации, понятия о здоровом образе жизни и негативных последствиях вредных привычек.

Критериями успешного социально-педагогического сопровождения обучающихся являются:

-  снижение количества студентов не посещающих занятия без уважительной причины;

- уменьшение количества студентов, имеющих академические задолженности по предметам;

- снижение количества студентов, курящих и употребляющих алкоголь, увеличение числа студентов, занимающихся спортом, организованных во внеурочное время;

- минимизация конфликтных ситуаций в подростковой среде, успешное решение произошедших конфликтов;

- увеличение числа студентов, участвующих в общественной жизни общежития, в студенческом самоуправлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению

Презентация. Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению....

Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.

В  статье  представлена  технология  социально-педагогического  сопровождения  адаптации  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  ...

Программа социально-педагогического сопровождения студентов в условиях общежития

интеллектуальное, психологическое и социальное развитие студентов...

Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития

оптимизация взаимоотношений воспитателя и студентов через выстаивание студенческого самоуправления в общежитии...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Моя статья раскрывает такие важные вопросы какпсихолого-педагогическое  сопровождение сложных подростков в образовательной среде....

Оптимизация управления воспитательным пространством в условиях студенческого общежития

Содержание и ориентиры воспитательной работы сталкиваются с происходящими в обществе изменениями, которые породили противоречие между новыми требованиями к развивающейся личности, с одной стороны, уро...

Методические рекомендации: Организационная модель социально-педагогического сопровождения детей сирот с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома интерната

В материале описываются особенности организации комплексного социально-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей находящихся в стационарном учреждении....